ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УЧАСТИЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Серебрякова К.В.
Серебрякова Ксения Витальевна - студент,
магистерская программа: правовые, криминологические и организационно-методические основы
прокурорской деятельности, кафедра прокурорского надзора и криминологии, Институт магистратуры и аспирантуры, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: в статье рассматриваются направления деятельности Генеральной прокуратуры РФ по сотрудничеству с международными органами и организациями. Более подробно раскрывается взаимодействие в рамках сотрудничества ООН и СНГ. Ключевые слова: Генеральная прокуратура РФ, международное сотрудничество, Содружество независимых государств, Конвенция ООН, противодействие коррупции.
УДК 341.1
В01: 10.24411/2414-5718-2019-10801
Сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также с иными компетентными органами иностранных государств, обусловлено солидарными интересами Российской Федерации и международным сообществом в целом, по вопросам борьбы с преступностью и защиты прав и законных интересов человека и гражданина.
Подобное взаимодействие реализуется на базе законодательства Российской Федерации, а также двусторонних и многосторонних международных договоров России либо на основе принципа взаимности с коллегами из более чем 80 стран мира.
Активное участие в деятельности соответствующих структур ООН по вопросам противодействия коррупции, Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и Межправительственной рабочей группы по возвращению активов принимают представители генеральной прокуратуры РФ.
В рамках заседаний обсуждению подвергаются наиболее актуальные вопросы, в числе которых работа процесса обзора хода осуществления государствами -участниками положений Конвенции ООН против коррупции в целом, в завершении делаются выводы и формулируются новые конструктивные предложения по вопросам противодействия коррупции, а также подводятся итоги проведенных проверок по выполнению странами положений Конвенции ООН против коррупции.
2013 год был ознаменован прохождением Российской Федерацией первого цикла механизма обзора выполнения глав III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество». Сотрудники ООН установили, что уровень российского законодательства и его практического исполнения полностью соответствуют глобальным антикоррупционным стандартам.
Помимо указанного, Генеральная прокуратура Российской Федерации по вопросам совместного проекта с Управлением ООН по наркотикам и преступности реализует обучающие практические занятия, как правило, проводятся они в форме семинаров, для неправительственных экспертов и контактных лиц из различных стран.
Также Генеральная прокуратура РФ сотрудничает в составе Содружества Независимых Государств. Непосредственно при нем действует Координационный совет генеральных прокуроров.
Поляков М.М., выделяет следующие основные функции Координационного совета:
- согласование и упрочнение позиций по сотрудничеству прокуратур государств-участников СНГ;
- координация деятельности и расширение взаимодействия прокуратур государств -участников СНГ по защите прав и свобод человека и гражданина, а также укрепление законности, правопорядка и уровня борьбы с преступностью;
- разработка и внедрение в практическую деятельность предложений и рекомендаций по сближению национального законодательства;
- содействие в развитии договорно-правовой базы СНГ.
К числу основополагающих функций Координационного совета относят:
- обеспечение надежного взаимодействия и реализации согласованных действий прокуратурами государств-участников СНГ в рамках борьбы с преступностью, нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан;
- объединение и координацию деятельности межгосударственных органов и организаций СНГ в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка;
- реализацию беспрепятственного обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, а также о координации деятельности органов правоохранительной системы по борьбе с преступностью;
- разработку и внесение на обсуждение предложений о месте и роли прокуратуры в системе органов государственной власти с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве;
- взаимодействие в создании и реализации мер, имеющих целью повысить уровень профессиональной подготовки прокурорско-следственных кадров, а также их научно-технического, материального, методического и информационного обеспечения;
- проведение коллективных исследований, в отношении насущных проблем, препятствующих борьбе с преступностью, осуществлению независимого прокурорского надзора.
Генеральной прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка является председателем Координационного совета. В составе данного совета постоянно функционирующим рабочим органом выступает Секретариат, который возглавляет Исполнительный секретарь. Из положения о Координационном совете следует, что заседания должны проводиться не реже одного раза в год.
Рассматривая историю взаимодействия нашего государства с Советом Европы, следует отметить, что свое начало оно берет с 1970-х годов, когда реализовывалось сотрудничество по вопросам молодежной политики и по вопросам охраны природы.
За долгие годы членства Российской Федерации в Совете Европы наша страна прошла немалый путь по строительству правового демократического государства, развития плюралистической представительной демократии, защите и обеспечению прав человека и гражданина. Также были проведены масштабные реформы во всех сферах как общественной, так и правовой жизни.
Посредством участия в договорных актах Совета Европы, а также в разработке положений новых конвенций Россия полноправно сотрудничает в создании общеевропейского правового пространства. Россия ратифицировала 65 из 222 договорно-правовых актов Совета Европы.
Национальное центральное бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации представляет собой самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающего и осуществляющего в рамках собственной компетенции функции по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола.
Бюро исполняет функции главного оперативного подразделения МВД России в области взаимодействия с Интерполом, осуществления международного обмена информацией об уголовных преступлениях, обеспечения содействия в выполнении запросов правоохранительных органов иностранных государств об осуществлении розыска, задержании и выдаче лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений, а также розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов.
Бюро реализует свою деятельность по вопросам противодействия преступлениям, за исключением уголовно наказуемых деяний политического, военного, религиозного или расового характера.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в качестве головного ведомства выполняет задачи по обеспечению участия России в работе Группы государств против коррупции.
Отнесены к ведению Генеральной прокуратуры РФ вопросы обоснованности и объема предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования, а также особенности национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам выявления, изъятия и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждения коррупции в системе государственного управления, ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.
Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров, созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы. В процессе внутригосударственного взаимодействия прокуратур Российской Федерации, руководители Генеральной прокуратуры РФ призваны принимать участие во встречах генеральных прокуроров Совета государств Балтийского моря. Так, в рамках 15-й встречи обсуждались вопросы реформирования организационного процесса работы Совета, а также тема развития сотрудничества с использованием видеоконференцсвязи.
На современном этапе Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено множество многосторонних и двусторонних межведомственных соглашений и прочих договоренностей о совместном сотрудничестве с партнерами из 53 государств. Данные соглашения закрепляют положения, в соответствии с которыми подобное сотрудничество реализуется в процессе обмена опытом практической деятельности и нормативно-правовыми актами, а также проведением совместных научно -практических семинаров и конференций.
Рабочие договоренности, заключенные в рамках данных соглашений, действуют в соответствии со сроком, установленным в нем. Необходимо отметить, что развитие рабочих контактов оказывает положительное влияние на качественную подготовку запросов и ходатайств о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам.
Помимо изложенного, реализуется совместная деятельность с комитетом экспертов Совета Европы по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, генеральных прокуроров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика).
Целесообразно отметить, что одним из приоритетных направлений участия прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве является стабилизация и упрочнение позиций практического взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства, в первую очередь, по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования либо исполнения приговора, оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в вопросах возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений.
Список литературы
1. Информационно-аналитический бюллетень Национального центрального бюро Интерпола в России, 1998. № 25. 15 с.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757, 2014. № 11. Ст. 1094.
3. Левченкова Е.А. Правовая политика государства и ее приоритеты в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект). Доц., канд. юрид. наук. СПб., 2004. 155-156 с.
4. Раскина Т.В. Состояние коррупционной преступности в органах внутренних дел Российской Федерации и перспективные направления противодействия ей. Государственная власть и местное самоуправление, 2012. № 11. С. 41-42.