Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10283
К ВОПРОСУ О РОЛИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ СНГ В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА
Анатолий Сергеевич МАМЫКИН, ведущий научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации E-mail: mamykin07@ yandex.ru
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Рассматриваются вопросы организации и деятельности Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств по укреплению законности и правопорядка в странах Содружества
Annotation. The issues of organization and activity of the Coordination council of prosecutors general of the Commonwealth of Independent States on strengthening the rule of law in the Commonwealth countries are considered.
Ключевые слова: Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников Содружества независимых государств, организация и деятельность, укрепление законности и правопорядка в странах Содружества Независимых Государств.
Keywords: Coordination council of prosecutors general of the Commonwealth of Independent States, organization and activity, strengthening of law and order in the Commonwealth of Independent States.
Международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации является одним из направлений прокурорской деятельности [1, с. 26].
В соответствии с положением ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой
помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Предметом международно-правового сотрудничества органов прокуратуры является: «защита прав и свобод человека и гражданина; борьба с организованной (международной и иной) преступностью и другими нарушениями закона; возмещение причиненного преступлениями ущерба; исполнение уголовных наказаний, судебных решений по гражданским и арбитражным делам; взаимное оказание юридической
помощи по уголовным, гражданским, семейным делам; выявление и расследование преступлений, розыск лиц, совершивших преступление, их экстрадиция; выполнение запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам; совершенствование международно-правовой регламентации, сближение национальных законодательств в сфере борьбы с преступлениями и иными нарушениями закона» [2, с. 62].
Развитие международного сотрудничества органов прокуратуры является исключительной прерогативой Генеральной прокуратуры РФ, в -которой для выполнения поставленных задач в 2006 г. было создано Главное управление международно-правового сотрудничества. В составе Главного управления международно-правового сотрудничества образованы структурные подразделения: управление экстрадиции; управление правовой помощи; управление международного права; отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления), отдел документационного обеспечения [3, с. 324].
Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет связи с соответствующими органами других государств и международными организациями и сотрудничает с ними. Генеральная прокуратура РФ является членом созданной в 1995 г. Международной ассоциации прокуроров (МАП), членство в которой имеют представители более 150 государств.
Генеральная прокуратура РФ входит наряду с прокуратурами более чем 40 других стран Европы в Консультативный Совет Прокуроров Европы (КСПЕ) — совещательный орган Совета Европы.
В 2008 г. Генеральная прокуратура РФ была определена головным органом по осуществлению взаимодействия с Группой государств против коррупции (ГРЕКО), созданной при Совете Европы.
Активное и разностороннее участие Генеральная прокуратура РФ принимает в рамках деятельности Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств (КСГП, далее — Координационный совет).
Координационный совет призван способствовать расширению и укреплению взаимодействия государств-участников в деле обеспечения законности и правопорядка на территории стран Содружества.
Решение о создании Координационного совета генеральных прокуроров государств — уча-
стников Содружества Независимых Государств приняли 7 декабря 1995 г. на совещании в г. Москве генеральные прокуроры Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана и Украины.
Членами Координационного совета являются генеральные прокуроры (лица, исполняющие их обязанности) государств — участников Содружества Независимых Государств.
25 января 2000 г. Совет глав государств СНГ (высший орган Содружества) решил придать Координационному совету генеральных прокуроров государств — участников СНГ статус межгосударственного органа СНГ и утвердил Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств — участников СНГ, в котором определены статус, функции и организационные основы деятельности КСГП.
Создание Координационного совета явилось выражением стремления стран СНГ и их прокуратур к дальнейшему укреплению международного сотрудничества и расширению взаимной помощи на должной правовой основе в борьбе с преступностью, включая вопросы выявления, расследования, предупреждения преступлений, иные аспекты укрепления законности на основе принципов уважения общепризнанных норм международного права, государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.
Республика Узбекистан присоединилась к Совету 21 декабря 2016 г.
Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств — это межгосударственный орган Содружества, который организует сотрудничество и взаимодействие генеральных прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств в сферах обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
Основными задачами Координационного совета являются: согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств в защите прав и свобод человека и гражданина, в борьбе с преступностью, укреплении законности и правопорядка; разработка предложений по сближению национального законодательства; участие в развитии договорно-правовой базы
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
Содружества Независимых Государств (ст. 2 Положения).
Для решения поставленных задач Координационный совет:
■ организует взаимодействие прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств, определяет формы сотрудничества прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, в деле укрепления законности и правопорядка, защиты прав человека и гражданина и принимает практические меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств;
■ участвует в разработке и реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью, подготовке проектов международных договоров в правовой сфере, в том числе об оказании правовой помощи и по другим вопросам, разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты соответствующих документов на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств, анализирует состояние и динамику преступности на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, особенно ее организованных форм, разрабатывает предложения по стратегии борьбы с ней;
■ координирует (согласовывает) деятельность межгосударственных органов государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью и укреплении правопорядка;
■ взаимодействует в решении практических вопросов сотрудничества с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств и Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств, другими органами и организациями;
■ формирует рабочие органы Координационного совета;
■ назначает (освобождает) Исполнительного
секретаря Координационного совета, его заместителя, а также руководителей других структурных подразделений Координационного совета, утверждает структуру и штаты этих подразделений и вносит
в установленном порядке предложения по финансированию его деятельности, контролирует финансово-хозяйственную деятельность создаваемых рабочих органов (ст. 5 Положения).
Функциональной обязанностью Координационного совета является участие в разработке и реализации различных межгосударственных (в рамках СНГ) программ борьбы с преступностью и ее отдельными видами (такими, как терроризм и иные насильственные проявления экстремизма, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, незаконная миграция).
Так, 29 ноября 2017 г. в г. Санкт-Петербурге на очередном 27-м заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ, в котором приняли участие делегации генеральных прокуратур государств — участников СНГ, Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ, Исполнительного комитета СНГ, Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, а также Антитеррористического центра государств — участников СНГ были утверждены планы работы КСГП СНГ по реализации Программы сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017 — 2019 гг., а также по реализации Программы сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016 — 2020 гг.
Реализуя совместные договоренности, генеральные прокуроры государств — участников СНГ выступили с инициативой о необходимости заключения ряда многосторонних и двусторонних договоров о выдаче, передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания и передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, а также предложения о внесении изменений и дополнений в Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993).
Координационный совет осуществляет подготовку проектов международных договоров в указанных правовых сферах, оценивает эффективность таких договоров, содействует оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в частности, в решении про-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
блем правового обеспечения защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства.
С 2013 г. Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников СНГ ежегодно утверждает аналитический доклад и сводный отчет «Сведения о состоянии преступности, следственной работы, прокурорской деятельности, практики исполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью».
Значительное место в деятельности Координационного совета занимают вопросы совершенствования прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов в целях преимущественного обеспечения соблюдения прав и свобод человека, законности в деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления, соблюдения законодательства в экономической и экологической сферах, противодействия коррупции.
Одним из важных вопросов в деятельности Координационного совета является выработка предложений о месте и роли прокуратуры в системе государственных органов с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве. Координационный совет разработал Модельный закон о прокуратуре, который был принят на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 16 ноября 2006 г.
Основные положения Модельного закона используются странами СНГ при совершенствовании правовой базы о деятельности прокуратур и способствуют большему сближению законодательства стран — участниц СНГ в вопросах реализации и повышения эффективности прокурорской деятельности на территориях данных государств.
Свою деятельность Координационный совет осуществляет на основе общепризнанных принципов и норм международного права, уважения прав человека, независимости, государственного суверенитета и юрисдикции государств — участников СНГ, невмешательства в их внутренние дела и равенства всех членов Координационного совета (ст. 3 Положения).
Координационный совет уполномочен принимать решения, коммюнике, заявления, обращения и рекомендации по вопросам его компетенции. Решения в отношении обсуждаемых вопросов принимаются путем голосования на основе консенсуса, порядок голосования определяется его участниками (http://www.ksgp-cis.ru/ about-collapse1)
В соответствии с решением Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ от 6 января 1997 г. в целях организационно-технического обеспечения его деятельности, а также улучшения взаимодействия прокуратур государств — участников СНГ создан постоянно действующий секретариат Совета. Деятельность секретариата определяется Положением, утвержденным Координационным советом 22 мая 2003 г.
Секретариат (СКС) является рабочим органом Координационного совета и имеет статус оперативного управления генеральной прокуратуры государства пребывания. СКС образуется в составе полномочных представителей прокуратур государств СНГ — по одному представителю от каждой прокуратуры. Каждый представитель имеет своих сотрудников.
Во главе секретариата Координационного совета стоит исполнительный секретарь, который избирается на заседании Координационного совета. Исполнительный секретарь имеет одного заместителя, который не может быть представителем того же государства, что и исполнительный секретарь.
В качестве постоянно действующего рабочего органа Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ исполнительный секретариат разрабатывает предложения об основных направлениях деятельности по укреплению законности и правопорядка, участвует в разработке и реализации межгосударственных и межведомственных программ борьбы с преступностью.
Секретариат Координационного совета может создавать по согласованию (рекомендациям) с Координационным советом временные специализированные рабочие группы для проведения аналитических исследований и подготовки предложений, программ, иных мер по наиболее важным вопросам укрепления законности и борьбы с преступностью, особенно с терроризмом и с заказными убийствами, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, отмыванием денежных средств, добытых преступным путем, а также по различным аспектам предупреждения преступности, организа--ции деятельности прокуратур.
Кроме того, секретариат:
■ оказывает содействие правоохранительным органам государств СНГ в организации исполнения поручений об оказании правовой помощи, рассмотрения ходатайств об экстрадиции и выполнении
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
других обращений, предусмотренных международно-правовыми договорами и соглашениями;
■ обобщает практику исполнения Конвенций СНГ, других международных договоров и соглашений государств СНГ по правовым вопросам и вносит председателю и членам Координационного совета предложения о ее совершенствовании;
■ организует обмен информацией о состоянии преступности и ее тенденциях в СНГ, о работе органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также готовит ежегодные доклады о межгосударственном сотрудничестве правоохранительных органов СНГ, состоянии транснациональной преступности и по другим актуальным вопросам.
По поручению Координационного совета секретариат организует проведение международных совещаний, научно-практических конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам взаимодействия прокуратур государств СНГ и других правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в аналогичных мероприятиях, организуемых другими органами их отраслевого сотрудничества в данной сфере.
В целях научно-методического обеспечения деятельности Координационного совета, исследования актуальных проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора в рамках Содружества Независимых Государств на базе Академии Генеральной прокуратуры Российской
Федерации действует Научно-методический центр.
Деятельность Научно-методического центра определяется Положением о Научно-методическом центре КСГП, утвержденным решением Координационного совета 23 мая 2003 г. (с изм. и доп. от 14.09.2011 г. и 25.09.2014 г.).
Таким образом, Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств является межгосударственным органом Содружества, организующим сотрудничество и взаимодействие генеральных прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств. Деятельность Координационного совета способствует расширению и укреплению взаимодействия государств-участников по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью на территории стран Содружества.
Библиографический список
1. Винокуров А.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»: В 2-х т. Т. 1. Разделы 1—111. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 354 с.
2. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист). Екатеринбург: Раритет, 2018. 436 с.
3. Прокурорская деятельность в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. А.С. Мамы-кина. М.: РГУП, 2018. 366 с.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018