ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru
УДК 343.32(470.25)
УЧАСТИЕ ПРОКУРАТУРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРЕСМОТРЕ ДЕЛ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В 1954-1956 ГГ. Фролов В.В.
В статье исследуется деятельность комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях сталинской эпохи, в работе которой непосредственное участие принимали сотрудники региональной прокуратуры. Данная работа написана на основе ранее неопубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области. При решении исследовательских задач в настоящей статье автор использовал системный, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. В заключение исследования делается вывод о том, что результаты работы комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях можно признать удовлетворительными, так как благодаря её деятельности значительное количество людей смогли добиться, пусть и не полной реабилитации, но значительного сокращения избранной в отношении них меры наказания.
Ключевые слова: региональная прокуратура, государственные преступления, комиссия по пересмотру дел о государственных преступлениях, Псковская область, хрущёвская оттепель.
PARTICIPATION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE PSKOV REGION IN THE REVISION OF STATE CRIMES' CASES IN 1954-1956 Frolov V.V.
The article explores the activities of the Pskov Region Commission in reviewing cases of state crimes of the Stalin era, in which the staff of the regional Prosecutor's Office took a direct part. This work was written on the basis of previously unpublished materials and documents of the State Archives of the Pskov
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru Region. When solving research problems in this article, the author used systemic, comparative-historical and historical-genetic methods. In conclusion, the results of the work of the Commission of the Pskov Region on reviewing cases of state crimes can be considered satisfactory, since due to its activities a significant number of people were able to achieve, even if not fully rehabilitation, but a significant reduction in the punishment chosen against them.
Keywords: regional Prosecutor's Office, state crimes, state crimes review commission, Pskov region, the Khrushchev's thaw.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рамках научного проекта № 18-49-600001 «Место и роль органов прокуратуры в правоохранительной системе Псковской области в 1955-1991 гг.».
4 мая 1954 г. Президиум ЦК КПСС принял решение о пересмотре дел всех лиц, находившихся в то время в местах заключения и ссылке на поселении, осужденных за «контрреволюционные преступления» как судебными, так и внесудебными органами,
С этой целью были созданы комиссии, в которые вошли руководящие работники прокуратуры, КГБ, МВД и Министерства юстиции СССР. Центральную комиссию возглавил Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко, местные - прокуроры республик, краев и областей. Порядок работы комиссий был определен совместным совершенно секретным приказом Генерального прокурора СССР, Министра юстиции СССР, Министра внутренних дел СССР и председателя КГБ при Совете министров СССР № 96сс/0016/00397/00252 от 19 мая 1954 г. Центральная комиссия получила право пересматривать дела лиц, осужденных Коллегией ОГПУ, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Военной коллегией Верховного суда СССР, военными трибуналами воинских частей, находившихся за границей.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru
В данной статье мы рассмотрим деятельность комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях сталинской эпохи, в работе которой самое активное участие принимали сотрудники областной прокуратуры.
В современной научной литературе к исследованию деятельности Центральной и местных комиссий по пересмотру дел о государственных преступлениях в 1954-1956 гг. в той или иной степени обращались такие авторы, как О.В. Лавинская [5; 6], Е.Г. Путилова [7], И.В. Антонов [1], Э.Р. Кукулиев [4], В.Н. Уйманов [8] и др. Научных трудов, посвященных комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях, нами обнаружено не было.
Необходимо отметить, что большая часть архивных дел, в которых содержится информация об итогах работы областных комиссий по пересмотру дел о государственных преступлениях середины 1950-х гг., по-прежнему засекречена. В частности, в Государственном архиве Псковской области (ГАПО) хранится следующая группа дел: «Постановления Президиума областного суда по пересмотру решений "троек" ПП ОГПУ, НКВД и особого совещания при НКВД СССР» (дела с 1955 по 1970 гг. - В.Ф.), доступ к которым на настоящий момент времени закрыт. Данный факт свидетельствует об определенной ограниченности источниковой базы нашего исследования.
Комиссия Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях сталинской эпохи была создана в 1954 г. Первое рабочее заседание комиссии состоялось 17 июля 1954 г. [2, л. 2]. Председателем данной комиссии стал прокурор Псковской области Б.А. Клименко.
На эту региональную комиссию был возложен пересмотр дел на лиц, осужденных "тройками" НКВД-УНКВД, местными судами и военными трибуналами и специальными судами (линейными, лагерными) [3, л. 22]. Непосредственно рассмотрением таких дел занималась рабочая группа при данной комиссии [2, л. 2].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru Комиссии имели право отменять ранее вынесенные решения по уголовным делам и реабилитировать осужденного, о сокращении срока наказания, о переквалификации состава преступления, применении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии» от 27 марта 1953 г., об отмене ссылки на поселение и об отказе в пересмотре решения по делу. Выносимые Комиссией постановления являлись окончательными и пересмотру не подлежали [8, с. 93].
Механизм принятия решения о реабилитации не был простым. В 1954 г. органы прокуратуры получили право затребовать из КГБ архивно-следственные дела, что позволило увеличить количество рассматриваемых персональных дел осужденных в судебном порядке жертв репрессий. Прокуроры, следователи, военные юристы были обязаны провести так называемую проверку дела, в ходе которой собиралась разнообразная информация о репрессированном, вызывались свидетели, запрашивались архивные справки. Особую роль при этом играли справки Центрального партийного архива, в которых отмечалась принадлежность репрессированного гражданина к той или иной оппозиции либо отсутствие таких данных.
Проводивший проверку работник составлял заключение. На основании данного документа Генеральный прокурор СССР, его заместители, Главный военный прокурор вносили (а могли этого и не делать) на пленум, Коллегию по уголовным делам или Военную коллегию Верховного суда СССР протест по делу. Суд выносил определение. При этом оно далеко не всегда оказывалось реабилитационным [9, с. 86].
По сведениям Б.А. Клименко, представленным в докладной записке «Секретарю Псковского Обкома КПСС М.Я. Канунникову» на 25 апреля 1955 г. комиссией Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях было «проведено 27 заседаний, в результате которых было рассмотрено дел в отношении 1460 человек». Результаты пересмотра дел оказались следующими: в отношении 19 человек были отменены судебные решения с полной реабилитацией, в отношении 166 осужденных был применен
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru Указ «Об амнистии» от 27 марта 1953 г., 719 репрессированным был сокращен срок наказания без применения амнистии, 3 осужденным была отменена ссылка на поселение, 553 заключенным было отказано в пересмотре дел [3, л. 23].
Работниками прокуратуры Псковской области в рамках этих 27 заседаний были рассмотрены дела в отношении 547 человек, сотрудниками регионального Управления МВД - 349 человек, работниками Управления КГБ по Псковской области - 322 человек, сотрудниками областного суда - 81 человека, работниками военной прокуратуры - 93 человек и сотрудниками Управления Министерства юстиции по Псковской области - 68 человек [2, л. 6].
Таким образом, мы видим, что основная нагрузка по работе в областной комиссии по пересмотру дел о государственных преступлениях сталинской эпохи ложилась именно на сотрудников прокуратуры Псковской области.
В связи с этим неудивительно, что председатель комиссии, прокурор Псковской области Б.А. Клименко в одном из своих докладов отмечал, что «для успешной работы требуется увеличить численный состав рабочей части Комиссии за счет Управления КГБ (с 2 до 4 человек) и за счет Управления МВД (с 3 до 4 человек)». Особое внимание Б.А. Клименко обращал на то, чтобы выделенные сотрудники (члены комиссии) «не отрывались своим непосредственным начальством из КГБ и МВД для выполнения другой работы», так как это сказывалось на эффективности их работы в составе рабочей части комиссии [2, л. 7].
Зачастую между представителями правоохранительных ведомств, входивших в состав комиссии Псковского региона по пересмотру дел о государственных преступлениях, а также их непосредственным руководством возникали серьезные разногласия. Наиболее острыми они были между прокурором Псковской области и военным прокурором Ленинградского военного округа (ЛенВО).
В связи с этим неудивительно, что прокурор Псковской области Б.А. Клименко неоднократно обращался с представлениями к Генеральному Прокурору СССР Р.А. Руденко, в которых излагал претензии на действия
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru прокурора Ленинградского военного округа по организации участия работников его ведомства в составе комиссии по пересмотру дел о государственных преступлениях в Псковской области.
В частности, Б.А. Клименко отмечал, что все его попытки «привлечь к работе по пересмотру дел на лиц, осужденных военными трибуналами, военных прокуроров встретили со стороны военного прокурора Ленинградского военного округа отказ, мотивированный загруженностью этих прокуроров своей повседневной работой». Прокурор Псковской области выражал крайнее недовольство тем обстоятельством, что помощник прокурора Ленинградского военного округа по специальным делам, находившийся в Псковской области, «принимает слабое участие в работе рабочего аппарата и за все время работы в комиссии подготовил для доклада только 58 дел на 84 человека». По данным Б.А. Клименко, на начало 1955 г. «участие военной прокуратуры в проверке дел, рассмотренных военными трибуналами, составляло только 7%». Такое положение, по мнению прокурора области, являлось «ненормальным и нарушающим, приказ [№ 96сс/0016/00397/00252] от 19 мая 1954 г.». Это в свою очередь не могло не повлиять на то, что «работа комиссии приняла затяжной характер». Именно поэтому Б.А. Клименко наставил на выделении для работы в рабочем аппарате Псковской областной комиссии по пересмотру дел о государственных преступлениях сталинской эпохи 3-4 квалифицированных военных прокуроров, «что при помощи остальных работников рабочего аппарата обеспечит окончание работы по выполнению приказа от 19 мая 1954 г. в непродолжительном времени» [2, л. 4].
В практике работы комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях возникало достаточно много «неясных вопросов». Ряд из этих вопросов в своём обращении от 26 мая 1955 г. к начальнику отдела по специальным делам, заместителю Генерального прокурора СССР Д.Е. Салину обозначил прокурор Псковской области Б.А. Клименко:
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru
1. «Какая категория лиц из числа отбывших меру наказания за контрреволюционные преступления подлежит ссылке на спецпоселение?»
2. «Какими законами, а также приказами и директивами МГБ и МВД следует руководствоваться для определения законности перевода на спецпоселение?»
3. «Кем и в каком порядке должны рассматриваться по существу жалобы от этой категории лиц и от их родственников об освобождении от спецпоселения?» [2, л. 9].
4. «Какова в этом деле может быть роль местных комиссий по пересмотру дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления?»
Генеральная прокуратура СССР оказывала активное содействие региональным прокуратурам по прояснению такого рода вопросов. Так, например, на первый вопрос обращения Б.А. Клименко (от 26 мая 1955 г.) заместитель Генерального прокурора СССР Д.Е. Салин дал следующие пояснения: «Согласно ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г. в ссылку на поселение после отбывания меры наказания за контрреволюционные преступления направляются по наряду органов МВД СССР шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, меньшевики, эсеры, анархисты, националисты, белоэмигранты и участники антисоветских организаций и групп» [2, л. 10].
В заключение следует отметить, что в середине 1950-х гг. в СССР осуществлялась полномасштабная работа по пересмотру дел о государственных преступлениях сталинской эпохи. Непосредственное и самое активное участие в данной работе принимали сотрудники органов Советской прокуратуры. Работники прокуратуры Псковской области также являлись активными участниками местной комиссии по пересмотру дел о государственных преступлениях: они входили не только в её состав, но и в рабочую группу, непосредственно рассматривающую каждое конкретное дело этой категории. Учитывая тот факт, что при существовавшей в те годы в СССР политической системе полная реабилитация всех несправедливо осужденных граждан была
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru невозможной, результаты работы комиссии Псковской области по пересмотру дел о государственных преступлениях можно признать удовлетворительными. Благодаря деятельности данной комиссии значительное количество людей смогло добиться, пусть и не полной реабилитации, но значительного сокращения сроков наказания и переквалификации избранной в отношении них меры наказания.
Список литературы:
1. Антонов И.В. Участие прокуратуры Новгородской области в пересмотре дел о государственных преступлениях в 1954-1956 гг. // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 83. Ч. 2. С. 63-65.
2. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 251.
3. Отделение документов новейшей истории и по личному составу Государственного архива Псковской области (ОДНИЛС ГАПО). Ф. 1219. Оп. 2. Д. 845.
4. Кукулиев Э.Р. Наказание особо опасных государственных преступников по советскому праву в 1948-1956 гг. (Историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 - Теория и история государства и права; история правовых учений. Волгоград, 2003. 218 с.
5. Лавинская О.В. Внесудебная реабилитация жертв политических репрессий в СССР в 1953-1956 гг.: дис. ... канд. ист. наук: спец. 07.00.02 -Отечественная история. М., 2007. 166 с.
6. Лавинская О.В. Документы прокуратуры о процессе реабилитации жертв политических репрессий в 1954-1956 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 3. С. 38-46.
7. Путилова Е.Г. История государственной реабилитационной политики и общественного движения за увековечение памяти жертв политических репрессий в России (1953 - начало 2000-х гг.): дис. ... канд. ист. наук: спец. 07.00.02 - Отечественная история. Нижний Тагил, 2011. 228 с.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 2. www.st-hum.ru
8. Уйманов В.Н. Кампания массовой реабилитации жертв политических репрессий в Западной Сибири в середине 1950-х - 1980-е годы // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». 2012. № 2. С. 9299.
9. Фролов В.В. Становление и деятельность органов прокуратуры Псковской области в 1944-1955 гг.: исторический аспект исследования. Псков, 2016. 150 с.
Сведения об авторе:
Фролов Василий Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Псковского государственного университета (Псков, Россия).
Data about the author:
Frolov Vasiliy Vladimirovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Public Relations and Journalism Department, Pskov State University (Pskov, Russia).
E-mail: [email protected].