ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru
УДК 343.163(470.25)
НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОКУРАТУР РСФСР ЗА МЕСТАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОКУРАТУРЫ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Фролов В.В.
В статье рассматриваются и анализируются особенности надзорной деятельности прокуратуры Псковской области за местами лишения свободы в первой половине 1950-х гг., когда в СССР была предпринята по-настоящему масштабная попытка комплексной модернизации государства и советского строя, включавшая в себя социальную трансформацию общества. Отдельное внимание в работе уделено условиям содержания осужденных в местах лишения свободы. Данная статья написана на основе ранее неопубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области. При решении исследовательских задач в настоящей работе автор использовал системный и историко-генетический методы. В заключение исследования делается вывод о том, что во второй половине 1950-х гг. органы советской прокуратуры играли по-настоящему заметную роль в деле обеспечения законности в исправительно-трудовых учреждениях: осуществляли надзор за исполнением законов, пресекали попытки их нарушения, охраняли права и законные интересы осужденных.
Ключевые слова: региональная прокуратура, прокурорский надзор, места лишения свободы, заключенные, Псковская область, хрущёвская оттепель.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru SURVEILLANCE ACTIVITIES OF THE REGIONAL PROSECUTOR'S OFFICES OF THE RSFSR FOR PLACES OF DETENTION OF FREEDOM IN THE SECOND HALF OF THE 1950s (BY THE MATERIALS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE PSKOV REGION)
Frolov V.V.
The article discusses and analyses the features of the supervisory activity of the Prosecutor's Office of the Pskov region over places of deprivation of liberty in the first half of the 1950s, when a truly massive attempt was made in the USSR to comprehensively modernize the state and the Soviet system. It included the transformation of society. Special attention is paid to the conditions of detention of prisoners. This article is based on previously unpublished materials and documents from the State archives of the Pskov Region. In solving research problems in this work, the author used systemic and historical-genetic methods. In conclusion, in the second half of the 1950s the bodies of the Soviet Prosecutor's Office played a really prominent role in ensuring the rule of law in correctional labour institutions: they supervised the implementation of laws, stopped attempts to violate them, and protected the rights and legitimate interests of convicts.
Keywords: regional Prosecutor's Office, prosecutor's supervision, places of detention, prisoners, Pskov region, the Khrushchev's thaw.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рамках научного проекта № 18-49-600001 «Место и роль органов прокуратуры в правоохранительной системе Псковской области в 1955-1991 гг.».
Надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы всегда являлся важным направлением деятельности советской прокуратуры. Отбывший свое наказание должен был, в теории, вернуться в общество перевоспитавшимся, не способным совершить новое преступление человеком. Подобное положение вещей возможно лишь при условии содержания его в
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru местах лишения свободы в строго регламентированном законодательством порядке, позволяющем сохранять права и законные интересы осужденного.
В представленной статье мы рассмотрим особенности надзорной деятельности прокуратуры Псковской области за местами лишения свободы в первой половине 1950-х гг., когда в Советском Союзе была предпринята по-настоящему масштабная попытка комплексной модернизации государства и советского строя, включавшая в себя социальную трансформацию общества.
В современной российской научной литературе к исследованию деятельности органов советской прокуратуры по надзору за местами лишения свободы в послевоенный период в той или иной степени обращались такие авторы, как И.В. Антонов [1], О.В. Воронин [2], Н.П. Белая [3], С.В. Куденеев [6], В.В. Фролов [8] и др. Научных трудов, посвященных рассмотрению и выявлению особенностей прокурорского надзора в Псковской области за местами лишения свободы в период хрущевской «оттепели», нами обнаружено не было.
Перед тем, как непосредственно обратиться к реализации выше обозначенной цели настоящего исследования, необходимо отметить, что обязанность по соблюдению социалистической законности в местах лишения свободы была возложена на органы прокуратуры «Положением о прокурорском надзоре СССР» 1955 г. [7, ст. 32]. Осуществлению прокурорского надзора в местах лишения свободы была посвящена отдельная глава этого нормативно-правового акта, определявшая предмет, пределы, правовые средства и методы прокурорского надзора.
На начало 1 955 г. на территории Псковской области функционировало две тюрьмы (в г. Пскове и г. Острове), одно лагерное отделение (в пос. Овсище Псковского района) и шесть инспекций исправительно-трудовых работ.
Надзор за тюрьмой № 1 (в г. Пскове) и лагерным отделением был возложен прокурором Псковской области Б.А. Клименко на помощника областного прокурора по надзору за местами заключения, а за тюрьмой № 2 (в
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru г. Острове) и инспекциями исправительно-трудовых работ на районных и городских прокуроров, на территории которых находились эти объекты.
Согласно данным, представленным заместителем прокурора Псковской области по специальным делам С.Г. Лебедюком в «Докладе по надзору за местами заключения за 1955 г.», тюрьмы № 1 и № 2 проверялись ежемесячно. При таких проверках «составлялись акты с предложениями администрации тюрем об устранении недостатков, выявленных в процессе проверок». Из 12 проверок, проведенных органами прокуратуры в тюрьме № 1 г. Пскова в 1955 г., две проверки были произведены заместителем прокурора Псковской области по специальным делам С.Г. Лебедюком и 10 проверок - помощником областного прокурора по надзору за местами заключения М.В. Мусийчуком. Из 13 проверок, проведенных региональной прокуратурой в тюрьме № 2 г. Острова в том же году, две проверки были произведены М.В. Мусийчуком и 11 проверок - прокурором Островского района [4, л. 38].
По итогам проверок псковских тюрем за 1955 г. органами региональной прокуратуры были выявлены факты необоснованного водворения заключенных на тюремный режим. В связи с этим областной прокуратурой в 1955 г. было «вынесено 12 представлений, из которых 5 были удовлетворены и заключенные были направлены обратно в лагерь для отбытия срока наказания по приговорам суда» [4, л. 38]. Прокурорскими работниками также были установлены случаи, когда осужденные заключенные из числа несовершеннолетних после вступления приговора в законную силу в нарушение установленных сроков длительное время содержались в тюрьме. Данное нарушение прав несовершеннолетних заключенных стало возможным из-за того, что отдел детских колоний МВД СССР систематически задерживал высылку нарядов для этапирования осужденных. Прокуратура Псковской области по этому вопросу внесла в 1955 г. три представления: одно в Прокуратуру СССР и два в Прокуратуру РСФСР.
Лагерное отделение в пос. Овсище Псковского района в 1955 г. инспектировалось три раза: одна проверка была проведена С.Г. Лебедюком и
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru две проверки - М.В. Мусийчуком. По итогам данных проверок прокурорские работники обратили внимание на то, что в конце года в лагере имелся «перелимит содержания заключенных в количестве 70 человек». Однако при этом все заключенные в лагере были обеспечены жильем. Все физически годные заключенные, за исключением инвалидов, использовались на работах по строительству Псковского инструментального завода, электростанции и в картонажном производстве. Проверками было установлено, что в 1955 г. на строительных объектах, на которых использовалась рабочая сила из числа заключенных, произошло пять несчастных случаев, один которых был со смертельным исходом [4, л. 39]. В результате прокуратура области назначила на первый квартал 1956 г. специальную проверку состояния технической безопасности и условий труда заключенных в лагере пос. Овсище.
В 1955 г. было проведено шесть проверок соблюдения законности инспекциями исправительно-трудовых работ (ИТР) «по исполнению приговоров и постановлений административных органов на лиц, осужденных к исправительно-трудовым работам». При этом, по мнению заместителя прокурора Псковской области С.Г. Лебедюка, надзор за инспекциями ИТР районными прокурорами осуществлялся на тот период времени неудовлетворительно. Так, например, в Стругокрасненском, Дедовическом и Пыталовском районах инспекции ИТР в 1955 г. не проверялись местными прокуратурами вообще.
В процессе проверок Псковской и Порховской инспекций ИТР сотрудниками прокуратуры были установлены факты волокиты со стороны работников местных судов и начальников инспекций ИТР по вопросу обращения приговоров в исполнение, в связи с чем, были направлены соответствующие представления на имя начальника Управления Министерства юстиции СССР по Псковской области [4, л. 40].
В 15 января 1956 г. в Прокуратуре РСФСР было организовано и проведено совещание по вопросу «Состояние прокурорского надзора за местами лишения свободы». В рамках данного совещания прокурор РСФСР
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru
A.А. Круглов отметил, что «прокуроры ослабили надзор за местами заключения, где имеют место грубейшие факты нарушения социалистической законности, прокуроры не бывают в местах заключения, не принимают заключенных на личные переговоры». Прокурор РСФСР также обратил внимание в своем докладе на то, что «администрация мест заключения иногда проявляет чрезмерную жестокость, а иногда и либерализм, не реагирует на факты нарушения прав заключенных». В связи с этим А.А. Круглов поставил перед региональными прокуратурами РСФСР следующую задачу: усилить надзор на местами заключения, а также совместно с местными администрациями навести порядок в тюрьмах, лагерях и инспекциях исправительно-трудовых работ [4, л. 44].
8 февраля 1956 г. в прокуратуре Псковской области состоялось совещание, на котором был рассмотрен вопрос «О работе отдела по надзору за местами заключения за 1955 г.». По его итогам было принято специальное постановление, которое обязало помощника областного прокурора по надзору за местами заключения и районных прокуроров Псковской области предпринять ряд следующих мер в рамках своей работы:
1. Организовать свою работу таким образом, чтобы пользуясь материалами тюремных дел, своевременно выявлять факты неосновательного применения ареста в качестве меры пресечения или нарушения установленных законом сроков содержания арестованных под стражей. Кроме этого, «принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав граждан и к наказанию виновных, допустивших нарушение закона».
2. При проверке лагерного отделения обеспечить надзор за точным соблюдением инструкции (Приказ МВД СССР № 0612 от 29 октября 1954 г. -
B.Ф.) по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и поселениях МВД СССР.
3. При проверке тюрем уделить особое внимание законности содержания заключенных, находящихся на тюремном режиме, а также тех заключенных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru
4. При инспектировании мест заключения организовать отдельную проверку выполнения администрациями тюрем, лагерей и инспекций ИТР Указов Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» и от 14 июля 1954 г. «О введении условно досрочного освобождения из мест заключения», а также не допускать фактов неправильного применения этих указов.
5. Обеспечить в 1956 г. систематический надзор за работой инспекций ИТР, добиваясь, чтобы каждая инспекция проверялась районным прокурором ежеквартально [4, л. 46].
Проанализировав сведения, представленные в «Докладе по надзору за местами лишения свободы за 1959 г.», можно отметить, что, по данным прокуратуры Псковской области, в 1959 г. состояние законности в местах лишения свободы региона по сравнению с предыдущими годами (1956-1958 гг.) заметно улучшилось. Этому поспособствовало утверждение 8 декабря 1958 г. Советом Министров СССР «Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД», разработанного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 г.
Новое положение учло все основные недостатки в деятельности исправительно-трудовых учреждений и с учетом этого «регламентировало строгий порядок размещения и изоляцию осужденных впервые за менее опасные преступления от осужденных за особо опасные преступления и рецидивистов» [5, л. 26]. «Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД» ввело более жесткие условия содержания особо опасных преступников-рецидивистов, разрешило организацию для этой категории осужденных зон (секций) строгого режима.
Укреплению законности в местах лишения свободы способствовало также принятие в декабре 1958 г. сессией Верховного Совета СССР «Основ уголовного законодательства СССР и Союзных Республик». Данный нормативно-правовой акт упразднил систему досрочного освобождения
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru осужденных по зачетам рабочих дней, упорядочил практику условно-досрочного освобождения от наказания, запретил применение этой меры к особо опасным рецидивистам, установил судебный порядок перевода из колоний в тюрьму заключенных, злостно нарушающих режим и трудно поддающихся перевоспитанию [5, л. 26].
В ноябре 1959 г. бюро Псковского обкома КПСС приняло постановление «О мерах по улучшению работы Управления внутренних дел облисполкома в исправительно-трудовых колониях области».
Все вышеобозначенные нормативно-правовые акты, принятые союзными и региональными органами власти советского государства, были направлены на создание всех необходимых условий для успешного выполнения правоохранительными органами, в том числе прокуратурой, своих прямых обязанностей в местах заключения.
В 1959 г. состояние социалистической законности в исправительно-трудовых учреждениях проверялось работниками прокуратуры Псковской области регулярно: в тюрьмах - ежемесячно (на конец 1959 г. на территории области было две тюрьмы: № 1 (г. Псков) и № 2 (г. Великие Луки) - В.Ф.), в колониях - ежеквартально (на конец 1959 г. на территории региона было уже две исправительно-трудовые колонии: № 1 (пос. Овсище) и № 6 (пос. Середка) - В.Ф.). В процессе таких проверок прокуратурой области было установлено «частичное нарушение режима содержания заключенных в колонии № 1, где находилось 14 человек инвалидов и расконвоированных осужденных впервые и за менее опасные преступления, которые содержались вместе с неоднократно судимыми и за тяжкие преступления» [5, л. 28]. В ходе проверок работники прокуратуры предлагали администрациям тюрем и колоний на месте устранить вскрытые нарушения, в отдельных случаях замечания прокуроров указывались в предложениях по актам проверок или же выносились в виде представления на имя начальника УВД Псковского облисполкома. Как отмечал заместитель прокурора Псковской области С.Г. Лебедюк, предложения по актам проверок от сотрудников прокуратуры в основном были по вопросам следующих
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru нарушений: неправильного направления материалов в суд для условно-досрочного освобождения заключенных; неоказания медицинской помощи осужденным; плохого оборудования жилых секций и карцеров; нарушения порядка расконвоирования и зачисления заключенных в самоохрану и др.
В августе 1959 г. по указанию Псковского обкома КПСС из сотрудников прокуратуры Псковской области были организованы две специальные бригады, которые произвели сплошную проверку личных дел заключенных тюрем, колоний и инспекций ИТР области. По итогам работы этих бригад были составлены отдельные списки осужденных, по которым были «внесены протесты [в суды] для снижения мер наказания или замены более мягкой мерой наказания» [5, л. 28].
В «Докладе по надзору за местами лишения свободы за 1959 г.» отдельное внимание С.Г. Лебедюк уделил деятельности наблюдательных комиссий при исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся, которые в конце 1950-х гг. были созданы в г. Пскове, г. Великие Луки, Островском, Псковском и Великолукском районах (работа таких комиссий в основном сводилась к разрешению жалоб, поступавших от заключенных по вопросам условно-досрочного освобождения и неправильного осуждения -В.Ф.).
Городские и районные прокуроры оказывали практическую помощь наблюдательным комиссиям при приеме жалобщиков, проведении вечеров вопросов и ответов, а также разрешении жалоб заключенных. Наблюдательные комиссии на территории Псковской области работали с разной долей эффективности. Так, например, по данным заместителя прокурора Псковской области С.Г. Лебедюка, наблюдательная комиссия при Великолукском райисполкоме в 1959 г. совершенно не работала, в колонию ни разу не выезжала и никакой работы с заключенными не проводила. «Прокурор Великолукского района тов. Гусев при проверках колонии неоднократно обращался к председателю наблюдательной комиссии с просьбой выехать в колонию для участия в проверке и приеме жалобщиков, однако ссылаясь на
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru отсутствие времени, председатель комиссии ни разу в колонию так и не выехал» [5, л. 35]. В связи с этим, в январе 1960 г. прокуратура области и администрация колонии направили совместное письмо в исполком великолукского райсовета с просьбой избрать работоспособную комиссию и «оживить» ее работу.
В заключение следует отметить, что во второй половине 1950-х гг. органы советской прокуратуры играли заметную роль в деле обеспечения законности в исправительно-трудовых учреждениях. Они осуществляли надзор за исполнением законов, пресекали попытки их нарушения, охраняли права и законные интересы граждан в местах заключения. При этом обеспечить должное соблюдение законности в исправительно-трудовых учреждениях прокуратура могла только при тесном взаимодействии с органами юстиции, внутренних дел и администрациями мест лишения свободы. Достичь такого взаимодействия в тот период времени было достаточно непросто.
Список литературы:
1. Антонов И.В. Надзор прокуратуры Новгородской области за соблюдением законности в местах лишения свободы в послевоенные годы // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2012. № 69. С. 4-5.
2. Белая Н.П. Прокурорский надзор за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений в советский период российской истории // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 94-99.
3. Воронин О.В. Формирование самостоятельной отрасли советского прокурорского надзора за соблюдением законности в местах изоляции от общества во второй половине XX в. // Вестник Томского государственного университета. Серия «Право». 2012. № 1. С. 5-12.
4. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 239.
5. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 317.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 3. www.st-hum.ru
6. Куденеев С.В. Прокурорский надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы (исторический аспект) // Преступление и наказание. 2009. № 3. С. 28-30.
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР». [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик [сайт]. 2019. URL: http://bit.ly/2krHi8Q (дата обращения: 01.08.2019).
8. Фролов В.В. Условия содержания Советских заключенных в местах лишения свободы во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. по данным органов прокуратуры Псковской области // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1. URL: http://bit.ly/2mk8RBq (дата обращения: 01.08.2019).
Сведения об авторе:
Фролов Василий Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Псковского государственного университета (Псков, Россия).
Data about the author:
Frolov Vasiliy Vladimirovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Public Relations and Journalism Department, Pskov State University (Pskov, Russia).
E-mail: [email protected].