УДК 947 «18»: 373.5
А.В.Ермошин
УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ЦЕРЕМОНИАЛЕ ТОРЖЕСТВ В СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г. КАЗАНИ
Статья посвящена одному из аспектов взаимоотношений Православной церкви и государства в Российской империи - вовлеченности церкви и духовенства в церемониалы светских бюрократических мероприятий. Проблема рассматривается на примере юбилейных торжеств в светских средних учебных заведениях г. Казани во второй половине XIX века с учетом общественно-политического и культурного фона эпохи.
Ключевые слова: Православная церковь, конфессиональное просвещение, среднее образование, бюрократические ритуалы, церемониал торжеств.
A.V.Yermoshin THE PARTICIPATION OF ORTHODOX CLERGY IN THE CELEBRATION CEREMONIAL IN SECULAR SCHOOLS OF
KAZAN
The article deals with one of the aspects of relations of Orthodox Church and State system in Russia - the including of Church and clergy in the ceremonial of secular official actions. The problem is disclosed by the example of jubilee celebrations in secular schools in Kazan in the second half of the XIX century taking into account the political and cultural context of the epoch.
Key words: Orthodox Church, Religious education, secondary school, official ceremonies, celebration ceremonial.
Существенные перемены в государственной и общественной жизни России, произошедшие в последнее десятилетие ХХ века, сопровождались пересмотром взаимоотношений государства и религиозных объединений, в первую очередь - Православной церкви. Процесс этот, незавершившийся по сей день, отличается сложностью и неоднозначностью в оценках. Это обусловлено, с одной стороны, традиционно сильным влиянием православия на российское общество и культуру, с другой - конституционным принципом отделения государства от церкви и конфликтом интерпретаций этого принципа.
Богатый исторический опыт России позволяет анализировать эту проблему на обширном материале примеров церковно-государственных отношений в различные эпохи и на разном уровне. Одной из таких сфер взаимодействия была дореволюционная школа. Помимо широкой сети собственно конфессиональных учебных заведений в Российской империи существовали и средние учебные заведения, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения. Несмотря на их светский характер, религия присутствовала в них на обязательных уроках Закона Божьего, официально провозглашавшегося первым и главным предметом гимназической программы [7, 8]. Но этим присутствие церкви в учебных заведениях не ограничивалось. Нормативные акты, регулировавшие повседневный быт гимназистов, неизменно включают в него религиозные практики [6]. Кроме того, сохранившиеся в источниках и литературе описания различных торжеств, проходивших в стенах гимназий, наглядно демонстрируют включенность православных религиозных практик в светские бюрократические ритуалы эпохи.
В 1868 году свой столетний юбилей праздновала I Казанская мужская гимназия - старейшая провинциальная гимназия Российской империи [1]. Праздничные мероприятия продолжались три дня, начавшись вечером 20 января в гимназической церкви. Здесь собрались все сотрудники и учащиеся гимназии, а также попечитель Казанского учебного округа, его помощник, окружные инспекторы и депутаты от гимназий Казанского учебного округа, в присутствии которых было отслужено всенощное бдение. Совершал его гимназический законоучитель. Утром следующего дня основные торжества вновь начались богослужением, на котором присутствовали помимо перечисленных выше лиц и представители городских властей. Соборную литургию возглавлял Казанский архиепископ Антоний (Амфитеатров) в сослужении ректора Казанской духовной семинарии архимандрита Варсонофия, инспектора Казанской духовной академии архимандрита Владимира, священника кафедрального Благовещенского собора протоиерея В. Вишневского, профессора богословия Казанского университета протоиерея А. Владимирского и священников-законоучителей I и II казанских мужских гимназий Н. Переверзева и М. Зефирова [3, с.1].
В рамках данного празднования еще не было произнесено ни одного приветствия от начальственных лиц, но уже прозвучало слово законоучителя гимназии в виде проповеди во время литургии, причем темой проповеди стал юбилей учебного заведения. После окончания литургии был совершен молебен с традиционными многолетиями императору и всему августейшему дому, а также «вечной памятью» основательнице гимназии императрице Елизавете Петровне, «возобновителю» гимназии императору Павлу I и императору Николаю I, по повелению которого гимназии был передан храм, где совершалось богослужение. И только после этого состоялось торжественное собрание, но и оно было открыто исполнением церковного песнопения «Днесь благодать Св. Духа нас собра» [3, с.2].
Итак, рассматриваемый источник ярко и наглядно демонстрирует, что праздничные богослужения были совершены по случаю такого сугубо светского торжества, как 100-летие гимназии, не имеющего прямого отношения к церкви. Участие в богослужении чиновников учебного округа, представителей городской администрации и иных должностных лиц в данной ситуации определяется не личной религиозностью и потребностью в молитве за этими службами, а заведенным для подобных празднований порядком. Это характерная черта подобных церемоний эпохи, а вовсе не что-то уникальное, обусловленное особенной
религиозностью контингента I Казанской мужской гимназии.
Через несколько лет 50-летний юбилей праздновала II мужская гимназия Казани, основанная в 1835 году [2, 5]. И сценарий празднования очень напоминает рассмотренный выше. 22 августа 1885 года все служащие и ученики собрались в Николо-Вешняковской церкви, где было совершено поминовение почивших императоров Николая I и Александра II, министров народного просвещения, попечителей учебного округа, начальников, преподавателей и учеников гимназии, скончавшихся в период ее 50-летнего существования. Как указано в источнике, «в 10 часов утра, все члены гимназии в мундирах и ученики собрались, согласно программе, в церковь для слушания заупокойной литургии и панихиды» [4, с.8]. И вновь перед нами откровенно светское официальное мероприятие, но облаченное в церковный антураж: для участия в богослужении требуются «программа», мундиры... А выражение «для слушания литургии и панихиды» невольно выдает всю суть этих действий: это не часть духовной жизни верующего человека, это часть официального ритуала мероприятия, который требует «присутствия» и «слушания»: «При богослужении присутствовал окружной инспектор, дейст. ст. советник А.В.Тимофеев, а за панихидою и Его Превосходительство г. Управляющий Казанским учебным округом, дейст. ст. советник М.А. Малиновский» [4, с.8]. Данное богослужение было совершено законоучителем гимназии протоиереем Н.К. Миловидовым в сослужении законоучителя приготовительного класса этой же гимназии протоиерея П.И.Воздвиженского. Хором управлял учитель пения данной гимназии.
Дальнейший ход празднования также носит внешне-церковный характер. Вечером 22 августа все преподаватели и ученики гимназии собрались в здании гимназии, где было совершено всенощное бдение. Здесь весьма характерны два обстоятельства: во-первых, богослужение совершалось даже не в храме, а просто в помещении гимназии (по-видимому, в актовом зале); во-вторых, на 23 августа не приходится никакого церковного праздника или памяти особо чтимого святого. Это означает, что служение накануне всенощного бдения с точки зрения церковной традиции было бы логичным лишь в случае, если б это был канун воскресного дня. Но в 1885 году 23 августа (ст.ст.) приходилось на пятницу. Как видим, решение о совершении всенощного бдения было в данном случае продиктовано не требованиями богослужебного устава, а исключительно программой празднования данного юбилея. Это лишний раз характеризует эпоху с ее утилитарным отношением к церковным практикам, часто вырванным из своего духовного контекста и включенным в общественную жизнь империи.
День 50-летия II Казанской гимназии 23 августа 1885 г. был ознаменован архиерейской литургией, на которую к 10 часам утра служащие гимназии в мундирах и все ученики собрались в церковь Казанского университета. Литургия и молебен были совершены Казанским архиепископом Палладием (Раевым) в сослужении ректора Казанской духовной академии протоиерея А.П. Владимирского, профессора богословия Казанского университета протоиерея М.М. Зефирова, обоих законоучителей II гимназии протоиереев Н.К.Миловидова и П.И.Воздвиженского [4, с.10-11]. Следует обратить внимание, что для сослужения архиерею назначались священники, непосредственно связанные с педагогической деятельностью (как в духовных, так и в светских учебных заведениях). Это обстоятельство никак не связано с их положением в церковной иерархии, но зато органично вписывается в дискурс включенности религиозных практик в светские официальные мероприятия, в данном случае - мероприятие по линии ведомства народного просвещения.
В ходе того же празднования заслуженным преподавателем II Казанской гимназии З.А.Валицким была произнесена речь на тему: «Религиозно-нравственное воспитание в Казанской 2 гимназии». Показательно, что именно эта тема была избрана для актовой речи юбилея общеобразовательного учреждения. «Ежели родителям желательно, чтобы их дети развивались умственно, то, без сомнения, гораздо еще важнее их религиозное и нравственное развитие» [4, с. 81], - эти слова светского преподавателя гимназии (а не ее законоучителя) являются квинтэссенцией данного пространного панегирика важности религии в гимназической жизни. В качестве положительных мер религиозного воспитания во II Казанской мужской гимназии докладчик назвал обязательную совместную молитву учеников ежедневно перед началом уроков, сопровождающуюся хоровым пением гимназистов и чтением отрывка из Евангелия.
В речи ЗАВалицкого содержится весьма яркая иллюстрация к духу эпохи «казенной религиозности». Он откровенно говорит, что гимназия контролирует посещение учениками богослужений, для чего каждый гимназист обязан сообщить своему классному наставнику ту церковь, куда он ходит молиться. Эти сведения вносятся в общую книгу и периодически лично проверяются сотрудниками гимназии. Кроме того, после праздника Пасхи каждый ученик был обязан представить удостоверение в том, что он говел, исповедался и причастился [4, с.66-67] (эти справки и сегодня хранятся в архивных фондах учебных заведений, часто вместе с медицинскими справками об отсутствии заразных заболеваний). Перед нами явная забота не столько об уровне духовной жизни юношей, сколько стремление гимназии придерживаться официальных способов сохранения хотя бы внешней благонадежности, выраженной посредством «церковности», неважно: искренней или формальной.
Такая степень вовлеченности гимназического контингента в православные религиозные практики логично вступала в противоречие с фактом обучения в данном образовательном учреждении детей иных вероисповеданий. И если в плане их обучения основам исповедуемой ими религии гимназия проявляла «свою заботливость», назначая после окончания уроков определенные часы для преподавания Закона Божьего ученикам римско-католического и лютеранского вероисповеданий [4, с.68], то никаких неправославных религиозных церемоний в своих стенах она не допускала. В данном отношении участие в богослужебной жизни своих религиозных общин для иноверных гимназистов становилось делом их личной религиозности или семейной традиции. Для православных гимназистов это было не так. Для них церковность была обязательной в силу не столько их убеждений, сколько
общепринятой гимназической дисциплины.
Пространное восхваление высокого уровня религиозности гимназии (именно гимназии, как учреждения, а не гимназистов как совокупности индивидов) было подкреплено докладчиком З.А.Валицким «гласом народа». В завершение речи им было зачитано письмо одного из благодарных родителей - чиновника А.А.Плаксина: «За истинно отеческое попечение о моих детях и за заботливость о их религиозно-нравственном направлении я приношу 2-й Казанской гимназии мою глубокую сердечную признательность» [4, с.27].
Неизбежно встает вопрос: почему не только во внешней ритуальной стороне празднования, но и в содержании актовых речей столько внимания уделяется религиозной составляющей? Неужели в дни празднования 50-летия классической гимназии - учреждения общеобразовательного характера, находящегося в ведении не православного ведомства, а Министерства народного просвещения - больше не о чем сказать в торжественной речи, кроме как об успехах религиозного обучения и воспитания?
Для ответа на этот вопрос необходимо хорошо понимать обстановку, сложившуюся в образовательном пространстве этого времени. Юбилей пришелся на 1885 год. За несколько лет до него террористами был убит император Александр II. Новое царствование начинается реакцией, частью которой стало крайне настороженное отношение к сфере светского образования. В эти годы именно из числа гимназистов, студентов университета и других средних и высших школ выходит основная часть кадров революционных и террористических организаций, а степень сочувствия антиправительственным силам в этой среде неизменно растет. В таких условиях каждое учебное заведение стремилось тем или иным способом засвидетельствовать свою политическую благонадежность. И сделать это путем демонстрации православной религиозной настроенности педагогов и учащихся было, пожалуй, вполне логичным решением в условиях государства, в котором православие являлось государственной религией, а монарх воспринимался как глава Православной церкви.
Литература
1. Владимиров В. Историческая записка о 1-й Казанской гимназии. Ч. 2 : 19-е столетие. Казань : Унив. тип., 1867, 62 с.
2. Гвоздев П. Историческая записка о Второй Казанской гимназии. Казань : Унив. тип., 1876, 407 с.
3. Казанская гимназия, 1-я. Описание празднования столетнего юбилея 1-й Казанской гимназии. Б.м., б.г., 67 с.
4. Казанская гимназия, 2-я. Празднование пятидесятилетнего юбилея существования Казанской 2 гимназии. Казань, 1886, 97 с.
5. Львов Д. Историческая записка о Казанской второй гимназии с 1876 по 1885 г. Казань : Тип. Имп. ун-та, 1885, 178 с.
6. Правила для учеников гимназий ведомства Министерства народного просвещения. (Утвержд. г. министром народного просвещения 4-го мая 1874 года). Казань : Тип. В. М. Ключникова, 1896, 1 л.
7. Устав гимназий и прогимназий 1864. СПб. : Тип. Рогальского, 1864, 99 с.
8. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Правила об испытаниях учеников гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. СПб. : Б.м., 1871, 88 с.
1. Vladimirov V. Istoricheskaja zapiska o 1-j Kazanskoj gimnazii. Ch. 2 : 19-e stoletie. Kazan' : Univ. tip., 1867, 62 s.
2. Gvozdev P. Istoricheskaja zapiska o Vtoroj Kazanskoj gimnazii. Kazan' : Univ. tip., 1876, 407 s.
3. Kazanskaja gimnazija, 1-ja. Opisanie prazdnovanija stoletnego jubileja 1-j Kazanskoj gimnazii. B.m., b.g., 67 s.
4. Kazanskaja gimnazija, 2-ja. Prazdnovanie pjatidesjatiletnego jubileja sushhestvovanija Kazanskoj 2 gimnazii. Kazan', 1886, 97 s.
5. L'vov D. Istoricheskaja zapiska o Kazanskoj vtoroj gimnazii s 1876 po 1885 g. Kazan' : Tip. Imp. un-ta, 1885, 178 s.
6. Pravila dlja uchenikov gimnazij vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshhenija. (Utverzhd. g. ministrom narodnogo prosveshhenija 4-go maja 1874 goda). Kazan' : Tip. V. M. Kljuchnikova, 1896, 1 l.
7. Ustav gimnazij i progimnazij 1864. SPb. : Tip. Rogal'skogo, 1864, 99 s.
8. Ustav gimnazij i progimnazij vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshhenija. Pravila ob ispytanijah uchenikov gimnazij i progimnazij Ministerstva narodnogo prosveshhenija. SPb. : B.m., 1871, 88 s.