Священник Иоанн Тарасов
ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ ОБЩЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Статья посвящена истории учреждения Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви в Петербурге в 1880-1881 гг. Используя архивные и печатные источники, удалось выяснить мотивы создания данного Общества, рассказать о внебогослужеб-ных чтениях и беседах, которые предшествовали этому и описать поэтапное утверждение его устава. Изучение истории основания данного Общества проливает свет на истинные причины его появления. Также статья знакомит нас с теми, кто стоял у истоков Общества.
Ключевые слова: протоиерей Михаил Соколов, митрополит Исидор (Никольский), храмы Петербурга, внебогослужебные чтения, Санкт-Петербург, Святейший Синод, обер-прокурор, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.
Ко второй половине XIX в. в Российской империи насчитывалось множество различных обществ. Чаще всего из их названий было понятно к какой сфере деятельности они относятся и какие задачи ставят перед собой. Общества разделялись по профессиональным, благотворительным, религиозным и другим сферам своей деятельности.
В конце XIX в. в Петербурге по инициативе столичного духовенства и мирян было учреждено Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви. На протяжении всего своего существования с 1881 до 1918 г. Общество объединяло лучших пастырей столицы и мирян. Это была хорошо организованная церковно-об-щественная организация, о деятельности которой знали по всей стране.
Вопрос о первоначальных мотивах создания Общества не изучен до конца. Некоторые исследователи утверждают, что причиной его появления стало злодейское убийство 1 марта 1881 г. императора Александра II. Задача данной статьи—подробно описать историю возникновения Общества и выяснить, какие мотивы повлияли на его открытие.
Священник Иоанн Тарасов — магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской Духовной Академии (azxcds@mail.ru).
В первую очередь нужно сказать, что середина XIX в. известна как период исканий, время угасания живой православной веры не только в образованном слое общества, но и в части простого народа. «Это было как раз то время, когда яд безрассудно-неумеренного увлечения западной культурой начал производить опасные судороги в здоровом русском организме»1. Забвение Бога, отчуждение от Церкви, безнравственность, казнокрадство, частые самоубийства, нигилистические настроения в обществе явились признаками духовного упадка. Среди представителей интеллигенции скептицизм молниеносно переходил в неверие и отрицание всего духовного, за которым неизбежно следовала крайняя распущенность нравов2.
В конце XIX в. протестантские проповедники все сильнее начинают распространять свои учения на территории России. Удобной платформой для их деятельности во всех отношениях был Санкт-Петербург. «Здесь более чем где-либо на Руси, с одной стороны, обнаружилось отчуждение от церкви, с другой — искание истины вне церкви, вне чистого и неповрежденного Евангелия, у заморских и наших туземных проповедников лжеверия, вроде лорда Редстока и Пашкова»3.
Так в 1870-х гг. в столице появляется новая секта — пашковцы, обязанная своим появлением отставному полковнику графу В.А. Пашкову, последователю английского проповедника лорда Гренвилля Редстока. Пашков, будучи представителем интеллигенции, быстро привлек на свою сторону многих из высшей русской аристократии. В 1870-е годы по всей столице открывались места собраний и разворачивалась колоссальная пропаганда его учения. Проповедь Пашкова поддерживалась печатью через сектантский журнал «Русский рабочий» и другую периодику. В 1876 г. по инициативе В.А. Пашкова было утверждено «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое в 1884 г. было закрыто царским повелением из-за распространения вредного для государства учения4.
1. Памяти о. протоиерея Михаила Ильича Соколова // Церковный вестник. 1895. № 24. Стлб. 752.
2. См. Никитин Д., прот. Речь по случаю празднования десятилетия внебогослу-жебных бесед в Сергиевом всей артиллерии соборе 18 марта 1890 года // Вестник военного духовенства. 1890. № 7. С. 201-202.
3. Орнатский Ф., свящ. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в Санкт-Петербурге // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1891. № 18. С. 575.
4. См. Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христи-
Обстановка в эти годы усугублялась тем, что антицерковная пропаганда получила поддержку администрации, не встречая практически никакого противодействия. Пашкову в этом отношении способствовали и семейные связи, так как «до 1877 г. пост министра внутренних дел занимал А.Е. Тимашев, женатый на родной сестре Пашкова»5.
В связи с ярко выраженным распространением в Санкт-Петербурге пропаганды сектантов в среде неравнодушного духовенства все чаще начали звучать голоса, призывающие начать активную проповедь против лжеучений. Противоборство началось с малого. Первоначально в 1880 г. по приходским церквям Петербурга пастырями, радетелями церковного учительства, были открыты внебогослужебные беседы. Они имели своей целью опровержение сектантских учений, в том числе пашковства, и призывали русских людей не отходить, но следовать истинному учению святой православной Церкви.
Нужно отметить, что практика внебогослужебных собеседований в праздничные и литургические дни как особый вид приходской работы появилась во второй половине 1860-х гг. Подобные беседы проводились во многих епархиях Российской империи «при заботливости преосвященных и при усердии духовенства»6. Но для столицы это было дело новое и вызывало определенный интерес в обществе7.
Первый, кто организовал в Петербурге внебогослужебные чтения, был протоиерей Сергиевского всей артиллерии собора Дмитрий Яковлевич Никитин. Здесь такие беседы были открыты 16 марта 1880 г. «с разрешения главного священника гвардии и гренадер, протопресвитера Василия Борисовича Бажанова»8. К организации подобных бесед отца Дмитрия побудило «появление в Сергиевском приходе и его окрестностях ложных религиозных учений»9. В основном это были пашковцы, которые проводили свои собрания недалеко от собора.
анские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной Церквей / Авт. предисл. и коммент. А.В. Буганов. М.: Современник, 1994. С. 378.
5. Шишканов А. Великосветский раскол // Сайт «Обозреватель-Observer». URL: http://observer.materik.ru/observer/N07_00/07_22.HTM (дата обращения: 24.11.2014).
6. Маврицкий В.А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж, 1885. С. 6.
7. См. Духовные собеседования // Церковный вестник. 1880. № 12. С. 13.
8. Духовное торжество в Сергиевском всей артиллерии соборе // Вестник военного духовенства. 1890. № 7. С. 198.
9. Никитин Д., прот. Первая годовщина вне-богослужебных «воскресных бесед» в Сергиевском артиллерийском соборе // Церковно-общественный вестник. 1881. № 13. С. 14.
Свое дело отец Дмитрий начинал в одиночку, но несмотря на это стал «тем звеном, около которого объединились столичные пастыри»10. После открытия бесед с предложением содействия в проповеди Слова Божия, в Сергиевский собор пришли законоучители 1-й и 3-й гимназий отец Михаил Соколов11 и отец Константин Ветвеницкий. В «Церковно-обще-ственном вестнике» именно им высказывается благодарность от отца Дмитрия за содействие православной проповеди в столице12.
Законоучители не понаслышке знали о влиянии сект на учащуюся молодежь. Получив в гимназии искаженное представление о вере, учащиеся «перейдя в университет, вместо того, чтобы работать над своим умственным развитием и самоусовершенствованием, целыми массами шли в ряды пропагандистов, старавшихся заразить ядом своего духовного тлена и здоровый организм народа»13. Неправильно понимая духовные основы жизни, студенты становились проводниками идей анархии и безбожия.
Тем временем дело внебогослужебных бесед развивалось. По воспоминаниям отца Дмитрия Никитина в деле собеседований «приняли живое участие и другие талантливые столичные проповедники: о. Иосиф Васильевич Васильев, Дмитрий Алексеевич Тихомиров, Иоанн Никитич Полисадов,... и многие другие представители столичного духовенства»14.
С появлением внебогослужебных собеседований интерес к ним начал проявляться и на других приходах Петербурга. По сообщению печати 19 октября 1880 г. внебогослужебные чтения были открыты в храме святых
10. Ветвеницкий К., прот. Слово пред панихидой по почившим деятелям Общества // Церковный голос. №16, 1906. С. 466.
11. Протоиерей Михаил Ильич Соколов родился 30 сентября 1845 г. в семье священника Смоленской епархии. Среднее образование получил в Архангельской семинарии под руководством своего родного брата, бывшего её ректором, архимандрита Доната (Бабинского-Соколова). В 1871 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После окончания академии стал законоучителем. Был добрым пастырем и искусным оратором. См. Памяти о. протоиерея Михаила Ильича Соколова // Церковный вестник. 1895. № 24. Стлб. 751-755.
12. См. Церковная беседа в Сергиевском соборе // Церковно-общественный вестник. 1880. № 42. С. 5.
13. Памяти о. протоиерея Михаила Ильича Соколова // Церковный вестник. 1895. № 24. Стлб. 752.
14. Никитин Д, прот. Речь по случаю празднования десятилетия внебогослужебных бесед в Сергиевом всей артиллерии соборе 18 марта 1890 года // Вестник военного духовенства. №.7, 1890. С. 203-204 .
Симеона и Анны на Моховой улице15. Здесь инициатором бесед выступил настоятель храма протоиерей Николай Иванович Верховский16.
Нужно сказать о том, что собеседования имели колоссальный успех и собирали за раз от 500 до 1000 слушателей. Правда, митрополит Исидор (Никольский) в своем отчете о состоянии Петербургской епархии за 1880 г. очень скромно говорит о появлении этих собраний. В донесении о развитии проповеднической деятельности в столице он отмечает: «Независимо от проповедничества при совершении богослужения, в некоторых церквах столицы стали возникать особые чтения для назидания народа по воскрес-
17
ным и праздничным дням»17.
В этом же году среди духовенства и светских лиц столицы, воодушевленных плодами внебогослужебных чтений, зародилась мысль образовать некое общество проповедников для становления подобных бесед на более твердую почву и распространения истинных начал православного учения во всех слоях общества. Интересно, что журнал «Церковно-обществен-ный вестник» в 44 номере за 1880 г. прямо называет его «Противупашков-ским обществом», что дает возможность увидеть реакцию общественности на инициативу учреждения Общества просвещения18. Но отец Михаил Соколов в следующем номере этого издания опровергает данный тезис и говорит, что мысль об открытии в Санкт-Петербурге религиозно-нравственных чтений в храмах и домах «отчасти лишь имеет ввиду учение г. Пашкова и его последователей»19.
Идею создания данного Общества часто приписывают протоиерею Михаилу Соколову, который и считается его учредителем20. В воспоминаниях об отце Михаиле его называют основателем или же тем, кто больше всех потрудился для создания и активной деятельности этой организации. Так это или нет еще предстоит выяснить. Одно можно сказать точно: будучи
15. См. Орнатский Ф., сщмч. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в Санкт-Петербурге // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1891. № 18. С. 575.
16. См. Открытие воскресных бесед в С.-Петербургской Симеоновской церкви // Церковный вестник. № 43. 1880. С. 13.
17. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 893. Л. 11.
18. См. Противупашковское общество // Церковно-общественный вестник. 1880. № 44. С. 2-3.
19. Соколов М, прот. К делу об открытии религиозно-нравственных бесед и чтений в С.-Петербурге // Церковно-общественный вестник. 1880. № 45. С. 5.
20. См. Памяти о. протоиерея Михаила Ильича Соколова // Церковный вестник. 1895. № 24. Стлб. 753.
талантливым оратором, он неустанно трудился на ниве проповеди истин православия. До самой своей блаженной кончины отец Михаил занимал должность делопроизводителя Общества.
7 апреля 1880 г., меньше чем через месяц после начала внебогослу-жебных бесед в Сергиевском соборе, состоялось первое предварительное собрание духовных и светских лиц. Это собрание, на котором присутствовало 25 человек, проходило на квартире одного из учредителей будущего Общества, действительного статского советника Александра Ивановича Максимова21. На заседании были намечены цели и методы Общества, «и в то же время было решено, для законности . испросить надлежащее разрешение от властей духовной и светской»22. На собрании было решено, что будущее Общество должно заниматься именно внебогослужебным проповедничеством, проводить беседы «главным образом, в святых храмах, а затем в общественных залах, на заводах, фабриках, в тюрьмах и частных домах»23.
От этого собрания протоиерей И.Г. Заркевич, протоиерей И.Н. Полисадов, священник М.И. Соколов и действительный статский советник А.И. Максимов были уполномочены представить дело и испросить благословения на образование Общества у высшей церковной власти епархии. Кроме того, им же было поручено доложить об этом деле генерал-губернатору и градоначальнику Петербурга24. В конце данного заседания был создан комитет25, который должен был выработать цели и задачи образу-
21. На собрании присутствовали: протоиереи: А.П. Булгаков, Н.И. Верхов-ский, И.Г. Заркевич, В.Я. Михайловский, Д.Я. Никитин, К.Т. Никольский, И.Н. Полисадов, А.С. Преображенский, К.П. Стефанович, И.К. Яхонтов, священники: П.О. Богданов, К.И. Ветвеницкий, М.П. Кедров, И.И. Панов, Д.А. Преселков, И.Н. Смирнов, М.И. Соколов,
B.И. Тихомиров, Н.А. Травинский, д.с.с. А.И. Максимов, граф Н.Ф. Генден, А.И. Поповиц-кий, В.И. Попов. См. Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за первый год его существования 1881-82 г. с краткими замечаниями о самом образовании Общества. СПб., 1882. С. 2.
22. Противупашковское общество // Церковно-общественный вестник. 1880. № 44.
C. 2.
23. Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви».. С. 2.
24. Там же.
25. Комитет состоял из шести человек: отцов Верховского, Ветвеницкого, Заркеви-ча, Никитина, Полисадова и Соколова. См. Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». С. 2.
емого Общества, составить проект устава и доложить общему собранию учредителей26.
Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) благословил создание Общества и дал некоторые рекомендации касательно проведения будущих бесед27. По его инициативе были разрешены собрания столичного духовенства «с целью составить устав и программу для ведения духовных бесед не только в церквах, но и в домах общественных и частных»28. Эти собрания в течении лета проходили на квартирах прот. И.К. Яхонтова, А.И. Максимова и в зале 1-й гимназии29.
Проект устава Общества был готов к осени 1880 г., но прежде чем выйти в свет, он должен был пройти непростой путь своего утверждения. Вначале его рассмотрело и одобрило епархиальное начальство, т.е. духовная консистория и правящий архиерей. 17 октября 1880 г. митрополит Исидор в рапорте за № 3112 докладывал Святейшему Синоду следующее: «Павловского военного училища законоучитель протоиерей Заркевич, 1-й С.-Петербургской гражданской гимназии законоучитель священник Соколов и действительный статский советник Александр Максимов, представив мне проект устава «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви», просят, в виду настоятельной потребности распространения в среде современного русского общества религиозно-нравственных познаний и воззрений, исходатайствовать надлежащее разрешение на открытие проектируемого общества, на изложенных в Уставе основаниях. Рассмотрев проект устава и не находя со своей стороны препятствий к учреждению ... имею честь проект устава представить на благоусмотрение Святейшего Синода с ходатайством об учреждении оного»30. Представленный вместе с рапортом проект устава Общества был подписан многими уважаемыми пастырями столицы31.
26. См. Соколов М., прот. К делу об открытии религиозно-нравственных бесед и чтений в С.-Петербурге // Церковно-общественный вестник. 1880. № 45. С. 5.
27. См. Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». С. 2.
28. Никитин Д., прот. Первая годовщина вне-богослужебных «воскресных бесед» в Сергиевском артиллерийском соборе // Церковно-общественный вестник. 1881. № 13. С. 15.
29. См. Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». С. 2.
30. РГИА. Ф. 796 Оп. 161. Д. 1546. Л. 1-1об.
31. Там же. Л. 6об-7.
Рапорт был рассмотрен на заседании Синода 3 декабря 1880 г., через полтора месяца после его представления. Синод поддержал инициативу столичного духовенства и просил обер-прокурора, которым был тогда К.П. Победоносцев, после обращения к министру внутренних дел графу М.Т. Лорис-Меликову, представить устав Общества на утверждение императору Александру II32.
После переписки с М.Т. Лорис-Меликовым К.П. Победоносцев 5 февраля 1881 г. представил в Синод замечания графа, согласно которым в уставе необходимо было «сделать следующие дополнения и изменения: во 1-х, дополнить §2 указанием, что по отношению к печатанию упоминаемых в сем § книг должны быть соблюдаемы обще установленные правила относительно печатания книг; во 2-х, из §15 исключить слова: «эти лица пользуются правилами на общих основаниях», как совершенно излишние и могущие только возбуждать недоразумение, и в 3-х, дополнить §4 примечанием, в коем указать, что о месте и времени устройства общества домашних собеседований и чтений каждый раз доводиться заблаговременно до сведений С.-Петербургского градоначальника»33.
Обсуждение данного вопроса было продолжено уже после роковых событий, потрясших всю Российскую империю. 1 марта на набережной Екатерининского канала руками террористов был убит император Александр II. В это непростое время вся печать была заполнена статьями, осуждающими данный акт и воспоминаниями о царе. После случившегося актуальность создания православного союза, целью которого было распространение истинного православного учения, веры и нравственности в обществе возросла многократно. Это событие, несомненно, внесло свой вклад в ускорение открытия Общества, но оно было, безусловно, далеко не главной причиной его учреждения.
На заседании Синода 5 марта 1881 г. было постановлено внести все исправления в уставе Общества предложенные министром внутренних дел и после этого передать его на высочайшее утверждение34.
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви было высочайше утверждено 4 апреля 1881 г.35.
32. Там же. Л. 8-9.
33. Там же. Л. 10-10об.
34. См. РГИА. Ф. 796. Оп. 161. Д. 1546. Л. 11-12об.
35. См. Там же. Л. 21.
26 апреля 1881 г. А.И. Максимов оповестил всех учредителей через журналы «Голос» и «Церковно-общественный вестник» и 28 апреля собрал их на заседание в своей квартире36. День открытия был назначен на 6 мая. К этому дню было отпечатало 9000 экземпляров устава, которые были разосланы по приходам Петербурга и епархии, а также некоторым частным лицам37.
Торжественное открытие Общества состоялось в Казанском соборе при большом стечении богомольцев. Перед началом молебна председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде протоиерей Иосиф Васильев произнес речь, в которой рассказал о целях и задачах созданного общества38.
После молебна в зале городской думы состоялось первое заседание Общества, на котором был сформирован Совет39. Первым председателем путем закрытого голосования был избран протоиерей Иосиф Васильев, делопроизводителем — священник Михаил Соколов, казначеем — священник Константин Ветвеницкий40. В течении всего времени существования Общество пополнялось все новыми активными священнослужителями, имена которых были известны всей столице.
Таким образом, частная инициатива протоиерея Дмитрия Никитина проводить внебогослужебные беседы в Сергиевском соборе была обусловлена распространением в столице различных лжеучений, на борьбу с которыми встали наиболее активные столичные пастыри. Учреждение Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви явилось продолжением внебогослужебных бесед и стало ответом столичного духовенства на вызовы времени.
36. См. Новое общество // Церковно-общественный вестник. 1881. № 51. С. 2.
37. См. Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». С. 2.
38. См. Васильев И., прот. Речь, произнесенная пред молебном по случаю открытия «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» // Церковный вестник. 1881. № 19. С. 4-5.
39. В него вошли: председатель Учебного Комитета прот. И. В. Васильев, ректор академии прот. И.Л. Янышев, ректор семинарии прот. Н.И. Розанов, законоучители священнослужители И.Н. Полисадов, И.Г. Заркевич, М.И. Соколов, К.И. Ветвеницкий, приходские священники прот. И.К. Яхонтов и Д.Я. Никитин, профессор Н.И. Барсов, миряне А.И. Максимов, Н.В. Елагин и Т.И. Филиппов. См. Орнатский Ф., свящ. Краткие итоги двадцатипятилетия деятельности Общества // Церковный голос. 1906. № 16. С. 469.
40. См. Открытие в С.-Петербурге «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» // Церковный вестник. 1881. № 19. С. 14.
Источники и литература
1. Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной Церквей. / Авт. предисл. и коммент. А.В. Буганов. М.: Современник, 1994. 575 с.
2. Васильев И., прот. Речь, произнесенная пред молебном по случаю открытия «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» // Церковный вестник. 1881. № 19. С. 4-5.
3. Ветвеницкий К., прот. Слово пред панихидой по почившим деятелям Общества // Церковный голос. №16, 1906. С. 466-467.
4. Духовное торжество в Сергиевском всей артиллерии соборе // Вестник военного духовенства. 1890. № 7. С. 197-200.
5. Духовные собеседования // Церковный вестник. 1880. № 12. С. 13.
6.Маврицкий В. А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж, 1885. 192 с.
7. Никитин Д., прот. Первая годовщина вне-богослужебных «воскресных бесед» в Сергиевском артиллерийском соборе // Церковно-общественный вестник. 1881. № 13. С. 14-16.
8. Никитин Д., прот. Речь по случаю празднования десятилетия внебогослу-жебных бесед в Сергиевом всей артиллерии соборе 18 марта 1890 года // Вестник военного духовенства. 1890. № 7. С. 200-204.
9.Новое общество // Церковно-общественный вестник. 1881. № 51. С. 2-3.
10. Орнатский Ф., свящ. Краткие итоги двадцатипятилетия деятельности Общества // Церковный голос. 1906. № 16. С. 469-478.
11. Орнатский Ф., свящ. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в Санкт-Петербурге // Прибавления к Церковным Ведомостям. № 18.1891. С. 575-580.
12. Открытие воскресных бесед в С.-Петербургской Симеоновской церкви // Церковный вестник. 1880. № 43. С. 13.
13. Открытие в С.-Петербурге «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» // Церковный вестник. 1881. № 19. С. 14.
14. Отчет о деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» за первый год его существования 1881-82 г. с краткими замечаниями о самом образовании Общества. СПб., 1882. 35 с.
15. Памяти о. протоиерея Михаила Ильича Соколова // Церковный вестник. 1895. № 24. Стлб. 751-755.
16. Противупашковское общество // Церковно-общественный вестник. № 44, 1880. С. 2-3.
17. РГИА. Ф. 796 Оп. 161. Д. 1546. Дело об учреждении «общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви».
18. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 893. Отчет о состоянии Петербургской епархии за 1880 г.
19. Соколов М., прот. К делу об открытии религиозно-нравственных бесед и чтений в С.-Петербурге // Церковно-общественный вестник. 1880. № 45. С. 5-6.
20.Церковная беседа в Сергиевском соборе // Церковно-общественный вестник. 1880. № 42. С. 5.
21.Шишканов А. Великосветский раскол // Сайт «Обозреватель-Observer». URL: http://observer.materik.ru/observer/N07_00/07_22.HTM (дата обращения: 24.11.2014).