Научная статья на тему 'Участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого'

Участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1703
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жукова Н. А., Столбина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2006'01

В-четвертых, нами обосновано и описано множество возможных принципов упреждающего регулирования этнических конфликтов как равнозначных и однопорядковых. В про-

цессе упреждающего регулирования важно знать и учитывать все эти принципы, хотя в каждом конкретном случае их сравнительная значимость может различаться.

Литература

1. Баранов Е.Г. Нациопатия - источник конфликтов // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С.78-79.

2. Фишер Ф., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992.

С. 57.

3. Юсуповский А.М. Нация и власть в условиях дезинтеграции СССР. - М., 2000. С.22.

4. Огонек. 1988. № 43. С.16.

СУЩНОСТЬ УЧАСТИИ ПЕДАГОГА (ПСИХОЛОГА) В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО

ЖУКОВА H.A.,

доцент кафедры уголовного процесса Белгородского ЮИ МВД Росии,кандидат юридических наук

Действующее уголовно-процессуальное законодательство, в целом, отражает требование международных стандартов о повышенной правовой охране несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Это обеспечивается различными способами, в том числе и участием в производстве по такой категории дел педагога, психолога. То есть участие этих лиц является дополнительной гарантией, обеспечивающей реализацию прав несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Педагог, психолог на основании ч.3 ст. 425 УПК, наряду с защитником, является обязательным участником допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте до 16-ти лет, а также несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет, страдающего психическим расстройством или отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим заболеванием. Только с какой целью педагога (психолога) приглашают для участия в указанном следственном действии, в чем выражается

СТОЛБИНА Л.В.,

преподаватель кафедры уголовного процесса Белгородского ЮИ МВД России

его роль и функция при производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим имеющиеся в юридической литературе различные точки зрения.

Необходимо отметить, что уголовно-процессуальное законодательство нигде прямо не определяет функцию или назначение педагога (психолога) в уголовном процессе, в связи с чем данный вопрос является дискуссионным. В юридической литературе о данной проблеме высказываются различные точки зрения. Между тем нет единого мнения не только среди ученых-процессуалистов о статусе педагога (психолога) в уголовном процессе, но встречаются случаи, когда авторы в одной и той же книге высказывают диаметрально противоположные суждения. Так, к примеру, С.В. Кузнецова, Т.С.

Кобцова в книге «Тактика допроса несовершеннолетних» вначале считают, что педагог (психолог) не относится к специалисту, хотя близок к нему, и его процессуальный статус необходимо закрепить в отдельной норме [1, с.13-14], но в дальнейшем приводят совершенно противоположное суждение [1,

2006'01

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

с.65].

Вообще проблема определения процессуального статуса, назначения, роли и функций педагога (психолога) в уголовном процессе является дискуссионной не один десяток лет. Этот вопрос исследовался известными учеными-процессуалистами: Н.И. Гуковской, В.Н. Маховым, Э.Б. Мельниковой, Г.М. Минь-ковским, В.Е. Ремизовой, В.Я. Рыбальской, М.С. Строгович.

Очень часто, в ходе изучения диссертационных исследований, юридической литературы, научных статей, касающихся данной темы, различными авторами приводятся одни и те же высказывания вышеуказанных ученых. В этой связи, мы, принимая во внимания высказывания этих авторитетных ученых, приведем мнения о назначении и функции педагога (психолога), участвующего в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), тех авторов, суждения которых реже встречаются или используются в юридической литературе, и наряду с ними обозначим высказывания авторов, доводы которых появились сравнительно недавно в юридической литературе.

На наш взгляд, можно выделить 4 группы, в которые объединяются различные точки зрения о функциях и назначении педагога (психолога) в уголовном процессе. Соответственно в каждой группе указаны высказывания тех ученых, которые касаются либо функций, либо назначения педагога (психолога) в уголовном процессе, с учетом отождествления его со специалистом или с учетом мнений, опровергающих данное положение.

1. В первую группу входят суждения тех ученых, которые считают, что педагог или психолог привлекается для установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым.

В.Г. Дремов, Н.Г. Калугина, В.В. Николюк и другие авторы указывают на то, что участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) заключается в оказании помощи следователю в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Несовершеннолетние участники уголовного процесса отличаются определенными индивидуально-возрастными особенностями: ранимость, впечатлительность, повышенная эмоциональная возбудимость, которые необходимо учитывать при осуществлении допроса, т.к. они отражаются на особенностях восприятия, запоминания и воспроизведения известных ему обстоя-

тельств дела.

О.Х. Галимов, Н.Ш. Сафин, Е.В. Селина считают, что цель приглашения педагога для участия в допросе состоит в том, чтобы он содействовал определению соответствия показаний допрашиваемых их возрасту, особенностям умственного развития, а также с целью создания как психологического, так и следственно-психологического контакта с допрашиваемым.

По мнению Н.И. Порубова, в допросе несовершеннолетнего обвиняемого может участвовать педагог, который действует как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики, психологии, оказывает следствию помощь в получении от несовершеннолетнего полных, достоверных сведений об известных ему обстоятельствах дела, в определенной мере контролируя действия лица, производящего допрос.

2. По мнению второй группы ученых, назначение педагога (психолога) состоит не только в оказании помощи следователю в процессе допроса, но и в обеспечении правильного воздействия на детей и подростков с психологической, этической точек зрения. Участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетних обусловлено необходимостью создать дополнительные гарантии прав и интересов этих лиц. Ю.А. Калинкин, в частности, указывает, что педагог в ходе проведения допроса призван способствовать реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего наряду с его законными представителями, что «в содержащейся в законе регламентации прав педагога заложена и идея защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого» [2].

Но с данной позицией не согласен О.Х. Галимов, полагая, что на педагога нельзя возлагать такую не свойственную ему функцию, как защиту интересов других лиц, свойственную, к примеру, законному представителю несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

С.В. Тетюев, соглашаясь с высказыванием Е.В. Ремизовой, указывает: «Все, что педагог (психолог) не делал бы, участвуя в допросе подростка-правонарушителя, должно преследовать единственную цель - максимально полное установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, при строгом соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетнего» [3].

3. Третья группа ученых приходит к выво-

нАУКА.тЕория.

ПРАКТИКА.

2006'01

ду, что педагог, психолог не является специалистом. Так, И.А. Макаренко, апеллируя к мнению Л.Л. Каневского, и ряд других авторов считают, что педагог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, не является специалистом, хотя, по сути, близок к нему, в связи с чем должен быть признан самостоятельным участником уголовного процесса наряду со специалистом в области подростковой и юношеской психологии.

Хотя Л.Л. Каневский в книге «Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних» (1978 г.) указывает, что «одним из важных организационных вопросов предварительного следствия по делам несовершеннолетних является вопрос о подборе специалистов <...>, привлекаемых следователем в процессе расследования». «Участие специалиста, - продолжает Л.Л. Каневский, - по рассматриваемой категории дел будет способствовать всестороннему исследованию личности несовершеннолетнего преступника» [4]. Указанный автор, говоря о специалисте, имел в виду именно специалиста в области педагогики, который участвует при допросе несовершеннолетнего.

4. Наиболее распространенная точка зрения среди ученых-процессуалистов сводится к тому, что педагог (психолог) - это специалист, помогающий следователю установить психологический контакт с несовершеннолетним обвиняемым во время допроса. Привлечение его к участию в допросе должно способствовать установлению истины по делу и оказывать воспитательное воздействие на обвиняемого.

О.Л. Кузьмина считает, что педагог (психолог) имеет все основания для существования в уголовном процессе в качестве самостоятельной процессуальной фигуры, поскольку он осуществляет в уголовном

процессе сложную функцию, в которой сочетаются обязанности специалиста, защитника и понятого. Однако О.Х. Галимов, причисляя педагога к специалисту, считает, что он отличается от понятого и других субъектов, выполняющих вспомогательные функции. Поскольку, оказывая помощь в производстве процессуальных действий, педагог (психолог) непосредственно воздействует на его содержание и результаты, т.е. является активным, а не пассивным участником не только следственного действия, но и участником уголовного процесса в целом.

Небезосновательным выглядит предложение вышеуказанных авторов о целесообразности закрепления в УПК «правила, что в качестве педагога, психолога могут быть приглашены специалисты, получившие диплом по соответствующей специальности, обладающие специальными познаниями в области педагогики и психологии несовершеннолетних, владеющие профессиональными навыками работы с детьми соответствующей возрастной группы и имеющие опыт такой деятельности», заменив при этом в ч.3 ст. 425 УПК термин «педагог» на

термин «специалист в области возрастной педагогики и психологии» [5; 6].

Все вышеприведенные высказывания ученых о назначении педагога (психолога), участвующего по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних (за исключением высказываний, объединенных в группе 3), по-своему верны. Кто-то из авторов отражает лишь участие педагога (психолога) с целью установления психологического контакта следователя с допрашиваемым, кто-то говорит только о соблюдении прав несовершеннолетнего. Но все дело в том, что все эти высказывания необходимо рассматривать в совокупности, так как они дополняют друг друга.

Литература

1. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. - М.: Экзамен, 2004.

2. Калинкин Ю.А. Участие в уголовном судопроизводстве лиц, обладающих специальными

познаниями //Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1980. №3. С.57.

3. Тетюев С.В. Назначение участия педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего

обвиняемого/ Совершенствование российского законодательства в условиях социально-экономического развития России: материалы всероссийской научной конференции юристов РФ. - Калуга, 2004. С.83.

4. Каневский Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам

несовершеннолетних: Учеб. пособие. - Уфа, 1978. С. 9.

5. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб: Питер, 2001. С.138.

2006'01

наука.теория. практика.

6. Кузьмина О.Л. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: Автореф. дисс. ... канд. юрид наук. - Калининград, 2005. С.23.

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОП ЗАВИСИМОСТИ ПРИ ПРИЕМЕ ПСИХОАКТИВНЫХ

ВЕЩЕСТВ

польщиков В.п.,

доцент кафедры организации раскрытия и расследования преступлений Белгородского ЮИ МВД России

Проблема психологической зависимости при приёме психоактивных веществ сегодня оказалась едва ли не самой трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений.

Зависимость в широком смысле слова - это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и снижающая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте положительной самореализации. Зависимости - это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Обществу зависимости его членов обходятся значительно дороже, чем самые смертоносные эпидемии и стихийные бедствия. Согласно данным медицинской статистики [1], зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний. Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна, и добровольна. Человек страдает от невозможности избавиться от нее, а в то же время только он

сам может принять окончательное решение о собственном освобождении. Более того, зависимые люди, сами того не зная, тратят немалые усилия на поддержание и укрепление собственной зависимости, выковывая себе цепи своими же усилиями.

Что это за новая «болезнь» - «зависимость»?

У человека имеется зависимость, если его настроение, мысли, поведение, чувство комфорта зависят от какого-то внешнего условия. Таким условием чаще всего становится наличие алкоголя, наркотика, сигареты, пищи, каких-то других условий.

Зависимость - это постоянный выбор в сторону действий, которые разрушают жизнь человека. Он действует только так, как требует наркотик, алкоголь. Кроме того, он может действовать в соответствии с неправильными мыслями - и это тоже зависимость.

Зависимость - это потеря контроля над своим поведением или эмоциями без наркотика, алкоголя, сигареты. Человек может чувствовать себя нормально только при наличии употребления указанных веществ.

Зависимость - это учащение приема вещества (наркотика), изменяющего состояние, настроение. Кроме того - это постоянное увеличение количества, которое становится необходимым, незаменимым для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.