ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Уварова И.А., соискатель
Саратовский юридический институт МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Допрос является наиболее распространенным следственным действием, без него не мыслимо расследование ни одного уголовного дела, и наркопреступления, совершаемые в молодёжной и подростковой среде не являются исключением. Особое внимание при расследовании незаконных операций с наркотиками уделяется допросу несовершеннолетнего обвиняемого. На наш взгляд допрос несовершеннолетнего по существу вопроса требует от допрашивающего не только соблюдения процессуальной формы, но и большого профессионального мастерства и искусства.
Допрос - это «универсальное следственное действие, с помощью которого следователь может получить доказательственную информацию практически по всем обстоятельствам предмета дока-зывания».1
Допрос является многогранным и сложным следственным действием, которое в литературе изучается и рассматривается с уголовно-процессуальной2, тактико-криминалистической3,
психологической4, этической (нравственной)5 точек зрения.
1 Соловьев А. Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. - М., 2002. С.9.
2 См.: Баев О.Я. Тактика следственных действий. - Воронеж, 1992. С.91.; Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М., 1970. С. 5.; Ефимичев С.П., Кулагин Н.И., Ямпольский А.Е. Допрос. - Волгоград, 1978. С.5.; Зорин Г.А. руководство по тактике допроса. - М., 2001. С.9.; Семенцов В.А. Следственные действия. - Екате-ринбург,2003.С.67. и др.
См.: Макаренко И.А. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого. - Уфа, 2001. С.31
4 См.: Дулов А.В. Судебная психология. - Мн., 1975. С.309.; Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. - М., 1994.
5 См.: Калугина Н.Г. Этические основы отдельных следствен-
ных действий по делам о преступлениях несовершеннолет-
них. Дисс. канд.юрид.наук. - Ижевск, 1996. С.65 - 83.; Кобли-ков А.С. Юридическая этика. - М., 2003. С.91 - 96.; Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. - М., 1980. С.16
- 42.
На наш взгляд, достаточно полное определе-ни е до проса предложил Н.Ш. Сафин.6 Несмотря на то, что исследование ученого было посвящено проблемам допроса несовершеннолетнего подозреваемого, мы считаем, что оно применимо и к допросу несовершеннолетнего обвиняемого: это вербальное, коммуникативное следственное действие, основанное на методе расспроса, процессуальных правил и тактических приемах специально разработанных в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним обвиняемым и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В ходе допроса несовершеннолетнего лица, обвиняемого в незаконных операциях с наркотиками, нередко возникают самые разнообразные не регламентированные уголовно-процессуальным
законом ситуации, в которых необходимо строгое соблюдение нравственных норм. Ещё Г.Гросс отмечал, что «допрос несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом».7
Процесс любого допроса «теснейшим образом связан с психологией отношений следователя и допрашиваемого...за каждым из поддающихся наблюдению при допросе фактов скрывается невидимый психологический механизм. Для того, чтобы обеспечить надежность допроса как способа собирания и проверки доказательств, следователю необходимо управлять этим механизмом.»8. Поэтому в целях получения достоверных сведений и выявления признаков наркопреступлений необходимо налаживание психологического контакта.
Конечно, не существует и не может существовать готовых схем установления психологического контакта. Поэтому, нужно учитывать индивидуальность психики допрашиваемого несовершеннолетнего, характер заинтересованности в исходе дела и многие другие факторы. Установление психологического контакта необходимо, прежде всего, для того, чтобы несовершеннолетний обвиняемый был настроен воспринимать вопросы следователя, осуществлять мыслительные процессы в направлении возникновения желания и решимости рас-
6 См.: Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы) - Казань, 1990. С.10.
7 Г.Гросс Руководство к расследованию преступлений. - М, 1930. С.13.
8Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых: Автореф.дис....канд.юрид.наук. М.. 1982 С.8.; См.также: Подшибякин А.С, Допрос как разновидность общения // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе: Материалы Всерос. научно-практ. конф.
- Краснодар, 23-24 мая 2002. С.91 - 98.
Уварова И.А.
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
сказать об обстоятельствах, интересующих следствие.9
Для установления психологического контакта с допрашиваемым подростком, следователь должен изучить его психологический склад, моральноволевые качества, наклонности, интересы и связи. Особое значение при этом приобретает выяснение конкретных причин, которые препятствуют контакту и даче правдивых показаний: личная заинтересованность в исходе дела, влияние родственников и близких обвиняемых, неправильно понимаемое чувство товарищества, жалость к преступнику и его семье и т.д. Иногда установлению контакта препятствуют черты характера допрашиваемых, такие, как чрезмерная застенчивость, замкнутость, недоверчивость, а также вызванное допросом сильное волнение. Поэтому уголовно-
процессуальный закон установил, что при допросе несовершеннолетних лиц для защиты их законных прав и интересов, а также для установления психологического контакта со следователем необходимо участие законного представителя подростка, психолога или педагога10. Вызываемый педагог или психолог должен по роду своих занятий заниматься обучением и воспитанием несовершеннолетних того же возраста, что и допрашиваемый, или иметь опыт оказания психологической помощи несовер-шеннолетним.11 У педагога и допрашиваемого перед началом допроса выясняется, нет ли у них неприязненных отношений друг к другу.12
До начала допроса следователь знакомит педагога в необходимом объеме с обстоятельствами дела, относящимися к допросу, и с данными о личности несовершеннолетнего. Иногда, по делам,
9 См.: Закатов А.А. Психологические особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних: Учебное пособие. - Волгоград, 1979. С.15 - 17.
10 См.: Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних: Практическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. С.11 - 18; Тетюев С.В. Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого / под ред. д-ра юрид.наук, проф. А.В.Кудрявцевой. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. С.80 - 116; Закатов А.А. Психологические особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних: Учебное пособие.
- Волгоград, 1979. С.15 - 18; Еникеев М.И., Образцов В..А., Эминов В.Е. Следственные действия :психология, тактика, технология: Учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.163 - 166; Еникеев М.И. Психология следственных действий: Учебно-практическое пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.192 - 194; Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004. С.97.
11 См.: Расследование преступлений несовершеннолетних / Н.М. Бухарев, В.В. Мальцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. С.100 - 101. - (библиотека юриста); Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М.: Юридическая литература, 1970. С.178 - 179.
12 См.: Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / под ред. д.ю.н., профессора А.М. Кустова, - М.: МУ МВД России, Издательство Щит-М, 2006. С.97 - 98.
связанным с незаконным оборотом наркотиков в молодёжной и подростковой среде, целесообразно пригласить для участия в допросе педагога, не знакомого допрашиваемому, чтобы уменьшить его стеснение и преодолеть замкнутость. Таким образом, присутствующий на допросе педагог (психолог) должен помочь следователю определить особенности психики несовершеннолетнего обвиняемого, установить с ним психологический контакт и сформулировать адресованные ему вопросы.
При проведении допроса несовершеннолетнего для выявления наркопреступлений рекомендуется предварительно выяснить условия жизни и воспитания, его интересы, наклонности, круг его знакомых.
Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, включает в себя выявление следующего примерного круга вопросов: анкетнобиографические данные о допрашиваемом; данные о лицах, воспитавших подростка, и моральнопсихологический климат в семье; сведения о внешнем окружении подростка, его знакомствах и связях; отношение несовершеннолетнего к учебе и труду; характер, увлечения и привычки подростка; наличие поощрений, взысканий и правонарушений у несовершеннолетнего; физическое и психологическое состояние здоровья несовершеннолетнего, способность его правильно воспринимать события и явления и давать о них достоверные показания.
Такое всестороннее изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого способствует эффективности допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но даже относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания.
Практика показывает, что особенность допроса несовершеннолетнего обвиняемого при расследовании наркопреступлений заключается в избрании и умелом использовании тактико-
психологических приемов с целью получения исчерпывающих показаний обо всем, что ему известно о незаконных операциях с наркотиками. К тактическим требованиям, которым должен отвечать допрос несовершеннолетнего обвиняемого относятся: краткость (непродолжительность) допроса. Продолжительность допроса определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей и подростков. Согласно ч.1 ст.425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2-х часов, а в общей сложности более 4-х часов в день. Так как несовершеннолетние обладают повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, то при допросе следователю необходимо учитывать быструю их утомляемость и неспособность длительное время сосредоточиваться на одном
объекте.13 Определяя продолжительность допроса обвиняемого, законодатель не прислушивается к тем точкам зрения, которые высказываются в нау-ке.14 По мнению Л.Л. Каневского, Е.Е. Куликова и Н.И. Порубова, длительность допроса несовершеннолетнего старшего школьного возраста (от 1415 до 17-18 лет) не должна превышать часа, а в случае необходимости его продолжения, нужно сделать перерыв.15 Мнения 56 проанкетированных нами педагогов (психологов) разделились: 57,2% из них думают, что продолжительность допроса несовершеннолетнего без перерыва следует уменьшить до 1-ого часа; 32,1% - до 40-50 мин.; 10,7% - до 30 мин.16 Поэтому на наш взгляд, необходимо прислушаться к мнению ученых (психологов, юристов) и ограничить продолжительность допроса несовершеннолетнего без перерыва максимум одним часом. При этом считаем целесообразным, включить в ст.425 УПК РФ норму о том, что в случаях утомления несовершеннолетнего, допрос должен быть прерван и до истечения времени, отведенного законом на проведение данного следственного действия;
выбор правильного тона допроса следователем на основе эмоционального состояния допрашиваемого подростка17 по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков. В ходе допроса должны пресекаться жаргон, нецензурные выражения, циничные реплики;
тон и манеру проведения допроса по наркопреступлениям нужно выбирать с учетом возраста и поведения несовершеннолетнего;
демонстрация объективности следователя, что способствует установлению психологического контакта;
проведение вступительной части допроса в форме беседы о занятиях в школе, увлечениях и т.п.;
выяснение, кто из взрослых уже беседовал с подростком по существу дела;
максимальное упрощение, детализирование вопросов, расчленение событий на ряд составляющих;
привлечение к участию в допросе специалиста (педагога, психолога), родителей или иных за-
13 См.: Волков В.Н. Психологические особенности проведения допроса в свете судебных реформ //Закон и право. 2005. №1.С.17.
14 См.: Тетюев С.В. Указ.соч.С.49
15 См.: Каневский Л.Л. Проблемы методики расследования преступлений несовершеннолетних. - Уфа, 1976. С.85.; По-рубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве.
- Мн.: 1973. С.333.
16 Данные получены по итогам анкетирования педагогов (психологов) средних, средне-специальных и высших образовательных учреждений г. Пензы (2006г.).
17 См.: Кавалиерис А. Пути повышения эффективности до-
проса подозреваемого и обвиняемого // Совершенствование
методов борьбы с преступностью: Сб. науч.тр. / отв.ред. Р.П. Краузе. - Рига, - ЛГУ им. П. Птучки, 1984. С.83.
конных представителей, других авторитетных для подростка лиц;
недопустимость наводящих вопросов; фиксация показаний после завершения рассказа несовершеннолетнего;
использование научно-технических средств, что позволяет более полно отразить ход и результаты допроса несовершеннолетнего.
Соблюдение указанных требований повышает эффективность и качество допросов несовершеннолетних, а также способствует получению от них достоверных показаний.
По делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков очень важно разъяснить несовершеннолетнему значимость истины результатов предстоящего разговора. Поэтому, убеждая несовершеннолетнего рассказать правду, ему нужно объяснить, почему это важно прежде всего для него, поскольку правдивые показания могут помочь правильно разобраться в деле.18
Следственная практика показывает, что для сбора интересующей информации по конкретному преступлению в сфере незаконного оборота наркотиков в полном объёме, необходима максимальная конкретизация и детализация полученных у опрашиваемого подростка сведений.19
Исходя из выше изложенного, допрос несовершеннолетнего обвиняемого при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств является сложным в тактическом отношении следственным действием, требующим от следователя высокого профессионализма: глубоких юридических знаний, знаний криминалистической тактики, психологии, логики, педагогики. Квалифицированное производство допроса требует не только знания закона и творческого его применения, но и житейского опыта, умения интерпретировать и варьировать различные меры воздействия на личность с учетом её инди-видуально-возраствных особенностей.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
18 См.: Лутошкин Г.Ю., Лутошкина Т.В. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними: Учебное пособие. - М.: ЦоКр МВД России, 2006. С. 52.
19 См.: Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: 2005. С.187.