промышленности и других сфер, разработку техноло- На Выездной Школе производится поиск новых направле-гий поиска партнеров и других сетевых ресурсов. ний деятельности университета, разрабатывается новое зна-
Такой системный подход, на наш взгляд, делает про- ние, вводятся новые современные контексты и представле-
странство вуза открытым и создает необходимое усло- ния о ситуации, чтобы сменить стереотипы мышления и
вие для сетевого взаимодействия в целях эффективной действия и создать новые ориентиры для деятельности, как
разработки новых образовательных программ и образо- студентов, так и преподавателей.
вательных форматов. Чтобы содействовать разработанным инновационным
Для определения новой миссии и направлений изме- программам и новым исследовательским направлениям
нений университета нами был организован цикл выездных института был создан Центр управления проектами,
Школ студентов «Выбор поколения: старт в новых услови- как навигатор, для определения пространства возможно-
ях». Школы организуются в форме семинара-тренинга, стей и способов осуществления инновационной деятель-
сконструированного на основе организационно-деятельнос- ности в вузе и определения направлений сотрудничества
тной игры [17,18] как способа перевода проблемных ситуа- сферы образования с предприятиями и бизнес-структу-
ций в направления профессиональных и предметных задач. рами на территории.
Библиографический список
1. Иванова, Л.В. К вопросу о построении системы профессионального развития для муниципальных управляющих / Л.В. Иванова,
Г.И. Блинов, Е.Б. Бухарова, Н.В. Фирюлина, О.Н. Никитина. Красноярск: инновации, партнерство и согласие. Сборник аналитических, нормативных материалов и статей о городе, проектов органов городского самоуправления, городских сообществ. — Красноярск, 2005.
2. Неклесса, А.Н. Стратегическая матрица / А.Н. Неклесса. Серия «Социокультурные проблемы глобализации». Вып.2 / Научный Совет РАН «История мировой культуры». М.: Комиссия по социокультурным проблемам глобализации, 2002.
3. Цукер, А.А. Открытость как принцип образования и педагогической науки: обозначение темы // А.А. Цукер. Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции (12-14 февраля 1998г.) и региональных семинаров / Отв.Ред. И.Д. Проскуровская, А.О. Зоткин. Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.
4. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения / О.И. Генисаретский. — М.: Путь, 2002.
5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения, Т.1 // А.Н. Леонтьев, — М.,1983
6. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. — М.,1998.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения // В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР,1996.
8. Шедровицкий, Г.П. Знак и деятельность. В З кн. Кн. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г./ Г.П.Щедро-вицкий; составитель Г.А. Давыдова. — М.: Вост. лит., 2005.
9. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г.П. Щедровицкого, Т.9(1) / Г.П. Щед-ровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004
10. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / Г.П.Щедровицкий. — М., 1993.
11. Щедровицкий, П.Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании (об исследовательской программе тьюторства)
/ П.Г. Щедровицкий // Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции и региональных семинаров// Отв.ред. И.Д.Проскуровская, А.О Зоткин. — Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.
12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.
13. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
14. Эльконин, Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы // Б.Д. Эльконин. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. — Красноярск, 2003.
15. Малиновский, П.В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом [электронный ресурс] Режим доступа: http://prometa.rU/policy/capital/reports/3.
16. Bass, B.M. Continuity and change in the evolution of the work and human resource management // Human resource management. —
Ann Arbor, 1994. — Vol. 33, №1.
17. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов(1) / Из архива Г.П. Щедровицкого Т.9(1) / Г.П. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004.
18. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения. / Н.Г. Алексеев, Б.А. Злотник, Ю.В. Громыко. — М.: Вестник высшей школы. — №7.
Статья поступила в редакцию 12.04.08
УДК 378.18
Н.В. Долгова, канд. пед наук, зав.НИРС ГАГУ, г. Горно-Алтайск
УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье четко сформулированы основные характеристики социокультурной ситуации в стане, и их влияние на качество подготовки специалистов, кроме того, рассмотрены компетенции, которыми должен обладать современный специалист. В работе обозначены направления государственной политики в области поддержки научной деятельности молодежи, а также ее участие в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: качество, специалист, научная деятельность, социокультурныая ситуация, компетенция.
Социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, ключевыми характеристиками которой являются «мобильность», «информатизация» и «динамичность» предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов.
Мобильность означает, что в течение активной жизни специалисту требуется неоднократно менять вид и род
своей деятельности, даже в рамках одной профессии. При этом и сам перечень актуальных, востребованных обществом профессий достаточно быстро меняется.
Под информатизацией понимаются два одновременно происходящих процесса — активное внедрение информационных технологий и систем во все сферы общественной жизни и непрерывный рост собственно
«информационной составляющей» — роли информационных ресурсов во всех сферах общественной жизни и индустрии, непосредственно связанной с информационными и процессами.
Динамичность выражается в резком сокращении времени между проявлением новых факторов общественной жизни и реакцией на них соответствующих институтов общества.
В таких условиях обновляются и повышаются требования к подготовке выпускников высших учебных заведений, к уровню их интеллектуального и личностного развития, измеряемые совокупностью профессиональных и социальных задач, которые должен уметь решать специалист. Наряду с этим обозначенные условия предполагают прочные системные знания, владение технологиями педагогической деятельности и исследования, умение ориентироваться в различных сферах науки и культуры, умение преодолевать имеющиеся стереотипы, а самое главное, быть готовым к интеллектуальной инновационной деятельности.
Поэтому, современный специалист, способный решать задачи инновационного характера должен обладать:
- широкими знаниями и профессиональными компетенциями, выходящими за рамки образовательного стандарта;
- дополнительными профессиональными компетенциями в смежных областях знаний, обусловленными целевым характером подготовки, которые могут быть получены путем изучения курсов и программ, выходящих за рамки учебного плана;
- общими компетенциями: управление инновациями, профессиональная и социальная мобильность, способность к профессиональному и личностному самосовершенствованию, навыки стратегического управленческого мышления, навыки работы в команде.
В этой связи образование должно быть ориентировано на развитие определенных качеств личности, способной овладеть не только знаниевыми компетентностями обучения, но и способами деятельности, позволяющими специалисту продуктивно действовать в постоянно изменяющейся среде.
Не требует доказательства тот факт, что решению указанных проблем способствует вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность, которая не только развивает способности к продуктивной деятельности, но и формирует такие качества личности, как «...самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность и системность мышления, что необходимо специалисту в любой деятельности, даже если он не стал научным работником» [1, с. 28].
Разработанная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в приоритет образовательной политики ставит создание условий для повышения качества профессионального образования, повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу определяют среди важнейших направлений, такие как сохранение и развитие кадрового потенциала, создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную деятельность.
Государственная политика, в области поддержки научной деятельности студентов, молодых ученых вузов призвана обеспечить условия для их участия в процессе обучения, приобретения научных и профессиональных знаний, развития своих духовных и физических качеств. Такую политику государство проводит на федеральном уровне, способствуя созданию структур, разви-
тию различных путей, форм и методов ее реализации. Перспективным направлением преобразований в государственном секторе науки может быть интеграция научных организаций и вузов.
Одним из первых крупных проектов, направленных на создание подобных организационных структур по реализации научно-образовательной деятельности, была федеральная целевая программа (ФЦП) «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2001 годы», позже «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Цели программы — развитие научнотехнического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике; формирование нового профессионального мышления в постиндустриальном обществе. Среди задач программы — обеспечение совместной деятельности научных, образовательных организаций и структур в подготовке высококвалифицированных кадров и проведении научных исследований; развитие общей учебной, опытно-экспериментальной и приборной базы; привлечение талантливой молодежи в сферу науки являлась приоритетной. Более того, в ней предусматривалось развитие инновационно-исследовательской системы подготовки кадров как наиболее прогрессивной и конкурентоспособной в условиях рыночной экономики [2]. Горно-Алтайский государственный университет принимал участие в этой программе с 1999 года, когда финансировался всего 1 исследовательский проект. С 2000 увеличилось количество участников с 1 до 25 в 2004 году по программному мероприятию 1.2 «Использование потенциала ведущих научных центров страны для стажировок молодых исследователей, аспирантов и докторантов высших учебных заведений». По итогам открытого конкурса в 2004 году на выполнение работ по реализации федеральной целевой программы университет занял 3 место среди ведущих вузов России. На первом Московский инженерно-физический институт (технический университет), на втором Томский государственный университет. Что составляет 6,6%, 10,5% , 7,4% соответственно (от общего числа выигранных проектов по Российской Федерации). С 2003 возобновилось участие вуза в программном мероприятии 2.10 «Поддержка экспедиционных и полевых исследований, проводимых совместно вузами и научными организациями с участием студентов, аспирантов, докторантов», в котором получил финансовую поддержку 1 исследовательский проект на 2 года.
В 2004 расширилось участие ученых университета в программных мероприятиях Федеральной целевой программы «Интеграция». Так, по направлению 2.7 «Проведение научных конкурсов, школ и конференций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников вузов и научных организаций» было подано 3 заявки, но получила поддержку только одна (проведение конференции совместно с институтом филологии СО РАН «Сохранение и развитие языков коренных народов Сибири»).
Выполнение вузом программных мероприятий, связанных с проведением совместных фундаментальных и поисковых исследований, позволяет привлечь талантливую молодежь в сферу науки и образования. Это положительно сказывается как на повышении престижа вузовской науки, так и на повышении рейтинга университета как образовательного центра. Использование потенциала ведущих научных центров страны (посещение лекций и семинаров «маститых» ученых, работа в фондах научных библиотек и архивов) для подготовки студентов, аспирантов и докторантов вуза по приоритетным направлениям науки и техники, необходимо, как для вуза в целом (повышение % «остепененных» специалистов), так и для самих молодых ученых, так как это
способствует росту их профессионального уровня. Одним из важнейших итогов участия в программе «Интеграция» стала защита восьми кандидатских диссертаций, сразу по окончании, либо через год-два после прохождения стажировки.
За годы существования Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», получила одобрение и активную поддержку академического и вузовского сообщества России.
Другим крупным проектом, существенно продвинувшим вузы в построении современных организационных форм научно-образовательной деятельности, была организация целевых конкурсов поддержки научных следований молодых ученых в возрасте до 35 лет, организованных Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований.
Горно-Алтайский государственный университет в 2007 году по итогам конкурса РГНФ финансовую поддержку получил 1 проект на командировку молодого ученого для работы в библиотеках и архивах России; по итогам конкурса РФФИ по программе «Мобильность молодых ученых» было поддержано 32 проекта на стажировку в ведущих вузах страны, что составило 38 % от общего числа поддержанных проектов по России.
Проанализировав положительный опыт участия Горно-Алтайского государственного университета в проектах, направленных на:
• повышение образовательного уровня молодых исследователей и стимулирование их интереса к научно-исследовательской деятельности;
• обеспечение условий для коммуникации молодых ученых, их общение с ведущими специалистами в соответствующей области науки;
• создание условий для представления научных результатов молодых ученых, их обсуждения и опубликования;
• содействие практическому внедрению научных результатов, полученных молодыми учеными;
• выявление наиболее способных молодых ученых, содействие их профессиональному росту
Можно сказать, что они является действенным инструментом в повышении качества подготовки специалистов. В этой связи особую важность приобретает задача переосмысления места и роли российского высшего образования, которое располагает значительным интеллектуальным, научно-производственным потенциалом и в ближайшей перспективе может стать одним из центров инновационного развития страны.
Библиографический список
1. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2002.
2. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки
на 1997-2000 годы»: Утверждена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1062 // Собр. закон.........—
1996.— №38.
3. Беляков, С. А., Жуклин, В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С. А. Беляков, В. Ж. Жуклин // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 3.
4. Долгова, Н. В. Научная деятельность Горно-Алтайского государственного университета в реализации ФЦП «Интеграция» / Н. В. Долгова // Организационные и экономические условия развития научно-исследовательской работы студентов и научнотехнического творчества молодежи: мат-лы Всерос. семинара-совещания. — Саранск, 2004.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 07-06-90809)
Статья поступила в редакцию 3.06.08
УДК 159.922 + 159.96
М.П. Долговых, старший преподаватель ГАГУ, г. Горно-Алтайск
ПСИХОДИНАМИКА ДЕВОЧЕК ЖЕНЩИН ПОДВЕРГШИХСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ
В рамках виктимного поведения жертвы рассматриваются защитные механизмы психики. Анализируется развитие механизма идентификации и интроекции, а так же стадии реакции на изнасилование. Все это рассматривается через призму влияния травматических факторов на Я-концепцию.
Ключевые слова: идентификация, интроекция, адаптированность, Я-концепция.
Сексуальное насилие в детстве рассматривается в литературе, как детская травма, равная пытке или военному заключению. Возникает вопрос, что в сексуальном насилии столь разрушительно действует? Что, травматично при сексуальном насилии, когда оно связано с принуждением, ещё можно представить, но, что вызывает травму при отсутствии насилия как такового?
Травма — это душевная рана. Травматично действуют явления, которые неожиданно и со сверхъестественной интенсивностью влияют и охватывают организм. Инстанция, которая защищает психику от перевозбуждения, — это Я.
Ферруччи П. выделяет набор защитных механизмов человека которых характеризует уровень адаптированно-сти личности. «Языковое непонимание между детьми и взрослыми, как разницу между нежностью и страстью» [1, с. 65]. Он приводит пример: девочка предлагает отцу игру, в которой она перенимает роль матери. При этом она подразумевает «нежность», в то время как отец реагирует «со страстью». Он использует игру, для того, чтобы получить через дочь сексуальное удовлетворение. Девочка в этой ситуации не готова ни к каким защитным мерам. «В этой ситуации она из-за чрезвычайного страха
парализована и неспособна протестовать даже в мыслях». В этом страхе она стремиться подчинить себя агрессору и последовать каждому его желанию, при этом, она идентифицирует себя полностью с агрессором» [1, с. 91].
Представим себе игровую ситуацию из жизни ребёнка. Отец играет с дочерью в типичную для 3-5-летних детей игру «дочки-матери». Для ребёнка эта игра без всякой особой цели, просто игра. Отец же использует игру в своих целях, он обращает внимание девочки на свой оголённый пенис. Девочка следует «игре» без замешательства и может даже с интересом (вызванным не сексуальным интересом, а детским любопытством ко всему новому). В этот момент возрастает сексуальное возбуждение мужчины. Отец изменяется, из-за возбуждения, в своем виде и поведении: у него краснеет лицо, глаза становятся большими, дыхание тяжёлое и дрожащее. Ещё доверенный отец, становится в этой расслабляющей ситуации игры, для ребёнка абсолютно чужим, к чему он не готов. При этом, она остаётся с «чужим» наедине и от страха, как парализована.
Отец, видя замешательство и страх дочери, не перестаёт своё действо, как бы сделал не преступник. Напротив: страх девочки повышает его возбудимость. Он про-