Рассматриваемая нами методика использования в стороны экономических явлений (событий, процессов),
обучении профессионально-ориентированных задач с либо межпредметное содержание задачи проявляется в
экономическим содержанием основывается на том, что процессе ее решения.
эти задачи подразделяются на два типа: В заключении мы приводим примеры профессио-
I. Профинформирующие задачи, для формулировки нально-ориентированных физических задач с экономи-
«сюжетов» задач используются словесные модели собы- ческим содержанием. При этом уместно отметить, не
тий (процессов) профессиональной деятельности в сфере исключена возможность использования типовых задач-
экономики, в смежных областях физики и экономики. ников по физике, имеющихся в любой школе, добавляя
II. Профактивизирующие задачи, в формулировке в них дополнительные данные и вопросы, связанные с
задач присутствуют словесные модели количественной экономикой.
Библиографический список
1. Арбузова, Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся //Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 1997.
2. Балл, Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии — 1970. — № 6.
3. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990.
4. Далингер, В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений. Пособие для учителей. — Омск, 1991.
5. Далингер, В.А. Экономическое образование учащихся на уроках математики // Менеджмент в социальной сфере; Межвузовский
сборник научных трудов. — Омск: ОмПГУ, 1999.
6. Ивков, А.С. Элементы рыночной экономики на уроках физики // Физика в школе. — 2002. — № 4.
7. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984.
8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1981.
9. Новиков, П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах: Для преподавателей средних профтехучилищ. — Мн.: Высш. шк., 1987.
10. Усова, А.В. Межпредметные связи в преподавании наук в школе. — Челябинск, 2005.
11. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 1977.
12. Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. — М.: Просвещение, 1990.
Статья поступила в редакцию 25.05.08
УДК 371:351.851
Т.А. Зубарева, соискатель ГАГУ, г. Междуреченск, Кемеровской области
ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере профессионального образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены характеристики постиндустриальной эпохи, требующие изменений в организации системы образования, с опорой на профессиональные сети и имеющийся опыт внедрения новых форм организации учебно-образовательной деятельности студентов.
Ключевые слова: инновационная деятельность, профессиональные сети, технология, новые образовательные программы, развивающее обучение, модели управления, открытое образовательное пространство.
Сегодня задачу формирования современного человека и подготовки специалистов, способных работать в условиях инноваций решают не только образовательные учреждения. Крупные компании, муниципалитеты создают новые образовательные структуры, такие как: корпоративные университеты, тренинг-центры для запуска образовательных процессов, считая их главным механизмом эффективности деятельности и инновационным потенциалом организаций. Так, например, схема организации образовательного пространства для муниципальных управляющих в Красноярской мэрии представляет собой систему аналитических и проектных сессий с встроенными дискурс-лекциями, открытыми дискуссиями, процедурами самоопределения, целеполагания, проблематизации, а также презентаций, предметных семинаров, рефлексивных отчетов и эссе [1, с. 139].
Такой тип подготовки специалистов и управленцев к принятию решений в условиях инновационной деятельности стал актуален в период глобальных перемен, когда Россия догоняет мир, вступивший на рубеже 70-х годов прошлого века в постиндустриальную эпоху, которая характеризуется «растущим уровнем информационнокоммуникационных возможностей, существенным изменением социально-экономической «среды обита-ния»[2, с. 21].
Важные характеристики современности мы находим в тезисах исследовательской группы «Конструирование Будущего» (С. Переслегин и Н. Ютанов), вводящими и оперирующими таким понятием как «Социосистема». Социосистема — это то, что возникло с появлением человека и исчезнет вместе с ним. Человек способен использовать социосистему, и действовать в ней, осуществлять деятельность с информацией, превращать информацию в родукт, перерабатывать ее, превращать в ресурс. С. Переслегин, эксперт Центра стратегических разработок ЦСР «Северо-Запад», выделяет цивилизационную функцию физических технологий, создающих «техносферу» — искусственный материальный мир. Вводит понятие гуманитарных технологий, включающих в себя и образовательные технологии, как технологии, помогающие человеку осваивать «техносферу». Он выделяет их цивилизационную функцию, как согласование и взаимная адаптация «техносферы» и человека.
Человек должен быть подготовлен к жизни в технологично устроенном мире, в современных структурах потребления. Система образования должна оснастить человека умениями, знаниями, совместимыми с инновационными процессами, происходящими в «техносфере», научить культуре пользования, употребления и изготовления нового. Новые образовательные програм-
мы должны наращивать в человеке индивидуальный (интеллектуальный и деятельностный) «комплекс-комплект» взрослости: знаний, опыта, компетенций
Еще один фактор, лежащий в основе изменений в структуре деятельности учреждений высшего профессионального образования, — это рынок труда. Требования работодателей к выпускникам вуза сегодня являются вопросом диалога между работодателями, преподавателями и выпускниками вузов. Система образования должна научиться находить баланс между внешними, рыночными, корпоративными запросами и внутренними возможностями и ресурсами, в ориентации на инновационный характер деятельности предприятий и бизнес-структур.
Важным фактор современной ситуации является и потребность региональной промышленности в образовательных программах нового поколения, повышающих конкурентоспособность региона на мировых рынках.
В федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) одним из приоритетных направлений является внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
При старом, кафедральном, устройстве российского университетского образования, заявленные выше цели трудно достижимы. Целесообразно, не отказываясь от кафедрального принципа, создать иную функцию теоретического знания по отношению к действительности и практике — функцию расширения количества альтернатив предполагаемого действия, расширение зоны пробного действия. Тем самым обеспечить переход от старой педагогической схемы «описание-предписание-действие» [3, с. 43], сложившейся в другой социокультурной ситуации, к новой схеме «замысел-проект-реали-зация», повышающей шансы включенности человека в социокультурные процессы, учитывающей мотивы и потребностей самого человека, помогающей «строить» человеку собственное продуктивное действие, используя свои «личностные структуры» [4, с. 42].
Эта задача может быть тем полем действия, которое дает возможность активизировать студентов и аспирантов, создает пространство новых возможностей для получения опыта ответственного индивидуального и коллективного действия, осуществления пробы сил, проверки имеющихся знаний и умений. Возвращает ценность индивидуальному движению человека в освоении знаний, способов деятельности, компетенций, через его самоопределение к ситуации, позиции и деятельности. И в тоже время создает инновационный потенциал для существующих сфер производства и промышленности в регионе.
Что может стать ресурсом для решения данной задачи?
Во-первых. Опыт разработок идеи и технологий индивидуально-ориентированной педагогики и открытого образования развивающего обучения, практики проведения организационно-деятельностных игр (ОДИ), опора на основные концептуальные идеи А.Н. Леонтьева [5], П.Я. Гальперина [6], В.В. Давыдова [7], Г.П. Щедровиц-кого [8, 9], П.Г. Щедровицкого [10,11], Д.Б. Эльконина [12], Б.Д. Эльконин [13, 14] и др.
Во-вторых, важно отойти от жестких, иерархических, линейно-функциональных моделей управления, сменив ориентиры на использование и вовлечение в деятельность творческого потенциала коллективов. Эффект совместных действий не является простой суммой индивидуальных усилий, благодаря эффекту синергизма новые идеи, взаимодействуя с имеющимися знаниями, приводят к эффекту креативности мышления, а значит обеспечивают постоянное воспроизводство инноваций.
П.В. Малиновский в работе «Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим
потенциалом» [15], опираясь на опыт многолетних исследований Центра изучения руководства Бингхэмтонско-го университета (штат Нью-Йорк, США) Б.М. Басс [16], описывает синергетический эффект от взаимодействия в фазах эволюции организации совместной деятельности. Настоящий период он называет «веком командной работы и самопомощи», эпохой «постиндустриальной революции», которая связана с автоматизацией производства, возрастанием роли сервисных сфер экономики, информатизацией, широким использованием многофункциональных команд, появлением инженерии знаний, с доминирующей совместно-творческой деятельностью. Он выделяет следующие принципы организации совместно-творческой деятельности: принцип индивидуального творчества, предусматривающий постоянное развитие способностей каждого индивидуума, через обучение действием, включенностью в системы непрерывного образования и самообразования; принцип социального творчества, предполагающий разработку, институционализацию и становление социальных структур, необходимых для решения стоящих задач; принцип культурного творчества, как ориентирование на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательства; принцип морального творчества означает готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе.
В зависимости от того, как скоро эти принципы организации совместно-творческой деятельности будут распространяться, будут расти не только открытые (творческие) корпорации, но и профессиональные ассоциации, имеющие сетевые структуры.
В-третьих, ценность сетевого взаимодействия сегодня уже осознана педагогической элитой, наработан опыт внедрения инновационных технологий.
Важные характеристики профессиональной сети.
1) Многообразие сфер деятельности, где используются практики технологии индивидуализации.
2) Расширение позиций и появление новых специализаций в профессиональных сферах (наставник, тьютор-предметник, эксперт, консультант, тренер и др.).
3) Наличие ассоциации, как способа управления, основанного на демократизации, профессиональном и компетентностном принятии решений.
4) Результаты совместной деятельности формируют инновационные интеллектуальные и образовательные продукты.
5) Наличие описания опыта и технологий деятельности.
Таким образом, сети профессионалов представляют собой совокупность коллективов и индивидуальных субъектов различных образовательных структур, связанных едиными деятельностными основаниями и целью. Наличие такой сети является необходимым ресурсом для модернизации системы образования и в тоже время инновационным капиталом территории, способной «стянуть» под задачи развития территории ресурсы профессиональных сетей.
Чтобы произвести изменения в системе образования важно создать инновационное, открытое для возможностей, образовательное пространство студентов и аспирантов, через освоение культуры проектного и программного управления. Это позволит создать условия для инновационной деятельности образовательного учреждения за счет:
- смены масштаба и изменения границ действия;
- изменения форм представления результатов деятельности (студента, преподавателя, аспиранта);
- появления новых позиций в организации образовательного процесса;
- недрения новых образовательных и информационных технологий;
- увеличения количества направлений взаимодействия, через включение в образовательную работу представителей других сфер деятельности из сфер бизнеса,
промышленности и других сфер, разработку техноло- На Выездной Школе производится поиск новых направле-гий поиска партнеров и других сетевых ресурсов. ний деятельности университета, разрабатывается новое зна-
Такой системный подход, на наш взгляд, делает про- ние, вводятся новые современные контексты и представле-
странство вуза открытым и создает необходимое усло- ния о ситуации, чтобы сменить стереотипы мышления и
вие для сетевого взаимодействия в целях эффективной действия и создать новые ориентиры для деятельности, как
разработки новых образовательных программ и образо- студентов, так и преподавателей.
вательных форматов. Чтобы содействовать разработанным инновационным
Для определения новой миссии и направлений изме- программам и новым исследовательским направлениям
нений университета нами был организован цикл выездных института был создан Центр управления проектами,
Школ студентов «Выбор поколения: старт в новых услови- как навигатор, для определения пространства возможно-
ях». Школы организуются в форме семинара-тренинга, стей и способов осуществления инновационной деятель-
сконструированного на основе организационно-деятельнос- ности в вузе и определения направлений сотрудничества
тной игры [17,18] как способа перевода проблемных ситуа- сферы образования с предприятиями и бизнес-структу-
ций в направления профессиональных и предметных задач. рами на территории.
Библиографический список
1. Иванова, Л.В. К вопросу о построении системы профессионального развития для муниципальных управляющих / Л.В. Иванова,
Г.И. Блинов, Е.Б. Бухарова, Н.В. Фирюлина, О.Н. Никитина. Красноярск: инновации, партнерство и согласие. Сборник аналитических, нормативных материалов и статей о городе, проектов органов городского самоуправления, городских сообществ. — Красноярск, 2005.
2. Неклесса, А.Н. Стратегическая матрица / А.Н. Неклесса. Серия «Социокультурные проблемы глобализации». Вып.2 / Научный Совет РАН «История мировой культуры». М.: Комиссия по социокультурным проблемам глобализации, 2002.
3. Цукер, А.А. Открытость как принцип образования и педагогической науки: обозначение темы // А.А. Цукер. Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции (12-14 февраля 1998г.) и региональных семинаров / Отв.Ред. И.Д. Проскуровская, А.О. Зоткин. Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.
4. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения / О.И. Генисаретский. — М.: Путь, 2002.
5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения, Т.1 // А.Н. Леонтьев, — М.,1983
6. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. — М.,1998.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения // В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР,1996.
8. Шедровицкий, Г.П. Знак и деятельность. В З кн. Кн. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г./ Г.П.Щедро-вицкий; составитель Г.А. Давыдова. — М.: Вост. лит., 2005.
9. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г.П. Щедровицкого, Т.9(1) / Г.П. Щед-ровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004
10. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / Г.П.Щедровицкий. — М., 1993.
11. Щедровицкий, П.Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании (об исследовательской программе тьюторства)
/ П.Г. Щедровицкий // Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции и региональных семинаров// Отв.ред. И.Д.Проскуровская, А.О Зоткин. — Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 1999.
12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.
13. Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
14. Эльконин, Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы // Б.Д. Эльконин. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. — Красноярск, 2003.
15. Малиновский, П.В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом [электронный ресурс] Режим доступа: http://prometa.rU/policy/capital/reports/3.
16. Bass, B.M. Continuity and change in the évolution of the work and human resource management // Human resource management. —
Ann Arbor, 1994. — Vol. 33, №1.
17. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов(1) / Из архива Г.П. Щедровицкого Т.9(1) / Г.П. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2004.
18. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения. / Н.Г. Алексеев, Б.А. Злотник, Ю.В. Громыко. — М.: Вестник высшей школы. — №7.
Статья поступила в редакцию 12.04.08
УДК 378.18
Н.В. Долгова, канд. пед наук, зав.НИРС ГАГУ, г. Горно-Алтайск
УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье четко сформулированы основные характеристики социокультурной ситуации в стане, и их влияние на качество подготовки специалистов, кроме того, рассмотрены компетенции, которыми должен обладать современный специалист. В работе обозначены направления государственной политики в области поддержки научной деятельности молодежи, а также ее участие в научных мероприятиях как способ повышения качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: качество, специалист, научная деятельность, социокультурныая ситуация, компетенция.
Социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, ключевыми характеристиками которой являются «мобильность», «информатизация» и «динамичность» предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов.
Мобильность означает, что в течение активной жизни специалисту требуется неоднократно менять вид и род
своей деятельности, даже в рамках одной профессии. При этом и сам перечень актуальных, востребованных обществом профессий достаточно быстро меняется.
Под информатизацией понимаются два одновременно происходящих процесса — активное внедрение информационных технологий и систем во все сферы общественной жизни и непрерывный рост собственно