М.О. Хатуаев, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России
Проблемы в организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений на административном участке
Среди наиболее приоритетных направлений деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП) были и остаются такие, как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство по делам об административных правонарушениях. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции по этим направлениям требует дальнейшей оптимизации и совершенствования. В основу разработки новых концептуальных подходов к организации деятельности указанной категории сотрудников должны быть положены безоговорочное следование принципам уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; законности; открытости и публичности; беспристрастности; взаимодействия и сотрудничества; общественного доверия и поддержки граждан; использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Немаловажное значение приобретает поиск новых форм организации и осуществления надлежащего взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества.
Стоит отметить, что большинство проблем в организации деятельности участковых уполномоченных полиции связано с большим объемом функций, возложенных на них. В соответствии с требованиями приказа МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 на участковых уполномоченных полиции возложено 25 направлений оперативно-служебной деятельности1. Сотрудниками подразделения в ходе повседневной деятельности выполняются частично задачи, свойственные другим подразделениям. Кроме того, участковые уполномоченные полиции привлекаются практически ко всем массовым мероприятиям по охране общественного порядка.
Профилактика административных правонарушений, осуществляемая участковым уполномоченным полиции, заключается в ежедневном профилактическом обходе административного участка, непосредственного контакта с населением, проживаемым на административном участке.
Но на осуществление полноценного профилактического обхода административного участка у УУП просто нет времени.
На наш взгляд, для того чтобы участковый уполномоченный полиции в полной мере мог владеть информацией об обслуживаемом административном участке, обо всех факторах, влияющих на оперативную ситуацию на административном участке, осуществлять профилактическую работу по предупреждению и пресечению правонарушений, необходимо создать организационные условия:
— укомплектование штатов;
— нормирование штатов УУП от количества проживающего населения;
— недопущение привлечения и использования УУП в исполнении задач, не связанных с обслуживанием административного участка.
А.Р. Лаврентьев, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия
Участие граждан в предупреждении коррупции
Одним из субъектов противодействия коррупции и в международном2 и в российском3 праве названы институты гражданского общества. Обоснование тезиса о том, что потенциал институтов гражданского общества наиболее эффективно может быть использован в предупреждении
1 Российская газета. 2013. 27 марта.
2 Статья 13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция N A/RES/58/4 от 31 октября 2003 г.).
3 Пункт 2 статьи 1, пункт 7 статьи 3, пункты 2, 3, 7, 17 статьи 7, статья 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 2 (34)
389
коррупции — им отдана «ведущая роль на современном этапе»1. Называя и коротко характеризуя некоторые из возможных вариантов участия граждан в предупреждении коррупции, отметим: общественный контроль, независимая антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия, мониторинг правоприменения, в том числе антикоррупционный мониторинг и т. п. Предложена классификация участия граждан в предупреждении коррупции по различным основаниям.
Обозначим проблемы участия граждан в предупреждении коррупции: несистемность и неразвитость институтов гражданского общества; излишняя регламентация форм непосредственной демократии; как правило, консультативный характер результатов участия граждан в государственном и муниципальном управлении; существенные отличия роли и значения институтов гражданского общества на разных территориях и уровнях государственного и муниципального управления. Предположительно в новом Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы задача более активного вовлечения граждан в предупреждение коррупции будет существенно развита как за счет повышения роли «системных» институтов гражданского общества, так и тех, которые не легализованы, но доказали свою эффективность.
А.В. Коркин, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России
Соотношение мер профилактики и предупреждения в административной деятельности полиции
Несмотря на важность деятельности полиции по профилактике правонарушений и тенденцию роста за последние восемь лет регистрируемых сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, специального федерального закона о профилактике правонарушений нет.
Нет и единого доктринального подхода к содержанию понятия «профилактика правонарушений». При этом зачастую профилактика и предупреждение правонарушений отождествляются не только в специальной литературе, но и в научных работах. Это представляется не совсем верным.
Профилактика правонарушений — это система социальных, экономических, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение (минимизацию) причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Представляется, что полиция, являясь правоохранительным органом, осуществляет прежде всего не профилактику, а предупреждение правонарушений. Под предупреждением правонарушений полицией можно понимать урегулированную нормами федеральных законов деятельность полиции по выявлению причин и условий совершения правонарушений, а также по выявлению лиц, имеющих склонность к совершению правонарушений, и по принятию мер к устранению этих причин и условий и недопущению правонарушений со стороны таких лиц, путем реализации полномочий полиции по применению мер административного принуждения. Примерно аналогичное понимание, только без указания на обязательное применение мер административного принуждения при предупреждении правонарушений, встречается и в работах ведущих ученых-административистов2.
А.М. Субботин, кандидат юридических наук, начальник кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России
Превентивная функция административных наказаний
Часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактически устанавливает только две цели административного наказания — частную и общую превенцию. Вместе с тем, реализация превентивной функции административного наказания до-
1 Подпункт «б» пункта 7 Национальной стратегии противодействия коррупции. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы» (Российская газета. 2010. 15 апреля).
2 Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М., 2012. С. 18.
390
Юридическая наука и практика