Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве
Participation of the State in the Bankruptcy Case and in the Procedures Used
in the Bankruptcy Case
Кислухина Ирина Анатольевна Irina A. Kislukhina,
доктор экономических наук, профессор кафедры ГЭЕНД (НВ), филиал Тюменского индустриального университета в г. Нижневартовске, Irina_for@mail. ru
Аннотация. В статье рассматриваются формы участия государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, регламентируемые российским законодательством. Исследованы функции государства как кредитора, собственника имущества должника, санатора и поручителя. Обоснована важность прямого участия государства в лице уполномоченных органов в арбитражном процессе по делу о банкротстве предприятий. Выявлен ряд законодательных ограничений, снижающих эффективность участия государства в процедурах банкротства. Предложены пути преодоления указанных недостатков.
Annotation. The article considers the forms of state participation in the bankruptcy case and in the procedures used in the bankruptcy case, regulated by Russian legislation. The functions of the state as a creditor, the owner of the debtor's property, a sanator and a guarantor are investigated. It is substantiated that direct participation of the state in the person of authorized bodies is of great importance in the arbitration process in the case of enterprises bankruptcy. A number of legislative restrictions have been identified that reduce the effectiveness of state participation in bankruptcy procedures. There are some recommendations to overcome those shortcomings.
Ключевые слова: банкротство, государство, кредитор, собственник имущества должника, поручитель по обязательствам должника, санация.
Key words: bankruptcy, state, creditor, owner of the debtor's property, guarantor for debtor's obligations, sanitation.
Введение
Одной из наиболее сложных проблем современной рыночной экономики является проблема часто возникающих и быстро распространяющихся экономических кризисов. Этому во многом способствует тесная взаимосвязь всех секторов экономики и глобализация экономических процессов. Ярким примером тому может служить мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 годов. Возникнув в 2007 году в банковском секторе экономики США, локальный кризис сферы ипотечного кредитования вскоре перекинулся на другие секторы экономики, уже через год охватив всю систему мирового экономического хозяйства.
Тяжёлые социально-экономические последствия мировых, региональных и локальных кризисов и отчаянные попытки правительств всех стран стабилизировать экономическую ситуацию, спасти финансовую систему государства и помочь производственным предприятиям сохранить бизнес и рабочие места становятся поводом для экономистов всего мира в очередной раз задуматься о роли государства в рыночной экономике и его регулирующих функциях.
Однако государство может влиять на экономическую ситуацию не только посредством регулирования экономики, но и путём прямого участия в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, отстаивая свои интересы как кредитора по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, добиваясь сохранения активов государственных унитарных предприятий, а также осуществляя финансовую поддержку стратегических и социально-значимых организаций.
Основные формы участия государства в арбитражном процессе по делу о
банкротстве
Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»
[1], Российская Федерация, в лице своих уполномоченных органов, участвует в
2
деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Можно выделить четыре формы такого участия, предусмотренные Законом:
- в качестве кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
- в качестве собственника имущества должника - унитарного предприятия;
- в качестве санатора государственных унитарных предприятий и стратегических организаций;
- в качестве поручителя по обязательствам должника в делах о банкротстве градообразующих организаций.
Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве кредитора. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей), согласно постановлению Правительства РФ № 257 от 29 мая 2004 г. [2], является Федеральная налоговая служба, фактически обеспечивающая интересы Российской Федерации как кредитора.
После упразднения в 2004 году Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) [3, п. 12] указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 9 марта 2004 г. функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства были переданы Федеральной налоговой службе [3, п. 14]. При этом до фактического образования Федеральной налоговой службы указанные функции исполняло Министерство Российской Федерации по налогам и сборам [2, п. 1].
Постановлением РФ № 257 от 29 мая 2004 г. [2] утверждено «Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», предусматривающее, что в случае неисполнения должником требований
3
Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», уполномоченный орган не ранее, чем через 30 дней, но не позднее, чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счёт имущества должника или соответствующего исполнительного документа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление направляется в арбитражный суд в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения о его направлении. Заявление о признании банкротом стратегического предприятия или организации подаётся уполномоченным органом в 15-дневный срок с даты получения соответствующего решения Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (п. 2 и п. 3 Положения) [2].
Одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган направляет уведомление о принятом решении в Министерство финансов РФ, в Федеральное агентство по государственным резервам, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в Федеральную таможенную службу, в орган исполнительной власти субъекта РФ и орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника, в Фонд социального страхования РФ, в Федеральную службу судебных приставов и в Пенсионный фонд РФ (п. 12 Положения и приложение № 2 Положения) [2].
Уполномоченный орган принимает участие в собрании кредиторов и голосует в порядке, устанавливаемом регулирующим органом - Министерством экономического развития РФ (п. 15 Положения [2]; п. 1 Положения [4]).
В целях обеспечения учёта мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесён вопрос о выборе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, запрашивает мнение соответствующих органов в отношении применения и хода процедуры, применяемой в деле о банкротстве (п. 16 Положения) [2].
Уполномоченный орган ежеквартально должен представлять в регулирующий орган (Министерство экономического развития РФ) и в Министерство финансов РФ аналитический и статистический отчёты, а также иную информацию по их запросу не позднее 30 дней с даты получения запроса (п. 20 Положения) [2].
Таким образом, полномочия государства как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, обеспечиваются посредством реализации следующих функций:
- принятия решения о необходимости инициирования процедуры банкротства;
- подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд;
- выявления иных государственных кредиторов и осуществления взаимодействия с представителями органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- участия в собраниях кредиторов;
- подтверждения требований в ходе первого судебного заседания;
- контроля исполнения должником текущих обязательств и обязательств, взятых на себя в ходе или в связи с реализацией процедур банкротства;
- списания задолженности, оставшейся после завершения конкурсного производства.
По российскому законодательству государство в лице уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы является равноправным участником в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Как отмечает М.О. Садова-Шевелева, главный государственный налоговый инспектор УФНС России по Краснодарскому краю: «Мировая практика знает относительно мало примеров равноправного участия государства в делах о несостоятельности (банкротстве) и в процедурах банкротства. С другой стороны, в современной практике стран с развитой рыночной системой не существует прецедентов со столь значительной суммой задолженности по обязательным платежам и столь низкой результативности досудебного погашения такой задолженности» [5].
Участие государства как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, на наш взгляд, является крайне важным, поскольку:
- во-первых, государство, как и любой другой кредитор, заинтересовано в удовлетворении должником предъявленных к нему требований, что позволяет обеспечить наполнение бюджета, а также является определённым стимулом для организаций к своевременному выполнению обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей;
- во-вторых, государство заинтересовано в том, чтобы при осуществлении процедур банкротства обеспечивалось сохранение бизнеса, как источника формирования доходной части бюджета, и сохранение рабочих мест;
- в-третьих, государство, как гарант конституционных прав граждан и прав юридических лиц, заинтересовано в осуществлении процедур банкротства таким образом, чтобы не допустить ущемления их законных прав и интересов, а также не нанести ущерба экономике страны и социальной сфере.
В этой связи решение Правительства РФ о наделении Федеральной налоговой службы полномочиями по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, представляется вполне оправданным. Передача функций упразднённой ФСФО Федеральной налоговой службе способствовала усилению государственного контроля и защите интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, а также повышению оперативности при выработке решений (ранее государственным кредиторам приходилось координировать свои действия посредством Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству).
Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве собственника имущества должника. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства, согласно постановлению Правительства РФ № 432 от 5 июня 2008 г. [6], является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ранее эти полномочия осуществляло Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом [3, п. 13], претерпевшее впоследствии соответствующее преобразование).
Собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В этом случае обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», возлагается на его руководителя. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее, чем через месяц после принятия соответствующего решения (п. 3 ст. 9) [1].
Представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия может участвовать в собрании кредиторов, но не обладает правом голоса (п. 1, ст. 12) [1].
Законом о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, а также финансового оздоровления, не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества (п. 1 ст. 63; п. 1 ст. 81) [1].
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 64 Закона о банкротстве в ходе наблюдения собственник имущества должника - унитарного предприятия не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах, давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника, принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
С даты введения внешнего управления полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются (п. 1 ст. 94) [1].
Однако в ходе внешнего управления собственник имущества должника -унитарного предприятия, в пределах компетенции, установленной Законом о банкротстве, вправе принять решение об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника (п. 3 ст. 94) [1].
Собственник имущества должника - унитарного предприятия в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, может погасить требования к должнику по обязательным платежам, при условии, что такие требования будут погашены в полном объёме, а срок погашения не превысит 30 рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения (ст. 71.1; ст. 85.1; ст. 112.1; ст. 129.1) [1].
В целом, полномочия государства как собственника имущества должника - унитарного предприятия в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, обеспечиваются путём:
- принятия решения о необходимости инициирования процедуры банкротства;
- участия в собраниях кредиторов без права голоса;
- принятия в ходе внешнего управления решения об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
- погашения требований по обязательным платежам.
Закон о несостоятельности в ходе реализации процедур банкротства существенно ограничивает права собственника имущества должника - унитарного предприятия, равно как и владельцев имущества иных категорий должников (учредителей, участников должника, акционеров и т.п.). Вместе с тем, участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве собственника имущества предприятия является необходимым, ввиду того, что государство заинтересовано в сохранении своей собственности, и посредством своего уполномоченного представителя стремится обеспечить:
- сохранение имущественного комплекса унитарного предприятия;
- непрерывное осуществление унитарным предприятием своей деятельности;
- сохранение рабочих мест;
- недопущение ущерба экономике, социальной сфере и интересам государства.
Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве санатора. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» [1], Российская Федерация в лице своих уполномоченных органов может стать санатором предприятий - должников, прежде всего государственных унитарных предприятий и стратегиче-
ских предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.
Статья 30 Закона о банкротстве обязывает учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных данным законом, принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить соответствующие сведения собственнику имущества должника - унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10-ти дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении (п. 1 ст. 30) [1].
В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и/или об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, обязательных платежей и восстановления платежеспособности - санация (п. 1 ст. 31). Закон о банкротстве допускает проведение санации любыми лицами, в том числе кредиторами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, на основании соглашения с должником.
Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, в том числе проведение досудебной санации, согласно статье 191 Закона о банкротстве, осуществляет Правительство Российской Федерации. К стратегическим предприятиям и организациям относят:
- федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, ус-
10
луг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию (п. 2 ст. 190) [1]. Так, в 2009 году распоряжением Правительства РФ был утверждён соответствующий перечень, включающий 456 федеральных государственных унитарных предприятий, 643 открытых акционерных общества и 8 организаций иной формы [7].
Для целей осуществления мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций Правительством РФ создан специальный орган - Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса [8].
В.Д. Бджола, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РГЭУ, отмечает, что «законодательство многих государств запрещает оказание помощи «хроническим» должникам посредством финансирования, усматривая в этом противоречие принципу конкуренции и создания равных условий для всех предприятий. Но, исходя из российского опыта, имея ввиду огромное количество градообразующих и оборонных предприятий, нельзя не признать, что такая поддержка на определённом этапе является спасительной для экономики страны. Важно, чтобы она не стала повседневной нор-
мой, а осталась бы исключением из правил - причём в случаях, когда иного выхода по достаточно объективным причинам нет» [9].
Действительно, в условиях экономического кризиса, связанного с переходом российской экономики на рыночные отношения в 90-е годы ХХ века, или в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов, финансовая поддержка предприятий со стороны государства является вынужденной и очень важной мерой, направленной на стабилизацию экономики, недопущение ущерба интересам и национальной безопасности Российской Федерации и предотвращение тяжёлых социальных последствий банкротства стратегических и социально-значимых предприятий.
Так, в 2009 году Правительством Российской Федерации была принята Программа антикризисных мер [10], которой предусмотрены, в том числе меры по поддержке реального сектора экономики: утверждён перечень из 295 системообразующих организаций, сформирована система мониторинга за их состоянием, запланировано выделить из бюджета до 300 млрд. рублей на цели государственной поддержки этих организаций. В дополнение к федеральному перечню сформирован перечень предприятий регионального значения, включающий 1148 наименований. Мониторинг за их состоянием проводился Министерством регионального развития РФ и региональными органами власти.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в дополнение к федеральной, была принята Программа антикризисных мер окружного значения [11] и сформирован перечень из 107 системообразующих предприятий округа.
Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве поручителя. Российская Федерация, в соответствии с Законом о банкротстве, в лице своих уполномоченных органов может выступать в качестве поручителя в делах о банкротстве градообразующих организаций, а также иных организаций с численностью работающих свыше пяти тысяч человек. Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% чис-
ленности работающего населения соответствующего населённого пункта (ст. 169) [1].
Для градообразующих организаций статьёй 171 Закона о банкротстве предусмотрена возможность введения внешнего управления без соответствующего решения собрания кредиторов под поручительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. В этом случае поручитель несёт субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено, но не более чем на год, по ходатайству федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и под поручительство по обязательствам должника (ст. 172) [1].
Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве указывается сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства (п. 2 ст. 173) [1].
Продление финансового оздоровления или внешнего управления в отношении должника - градообразующей организации предполагает, что Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, заявив соответствующее ходатайство, принимает на себя ответственность за все долги градообразующей организации. «При таких условиях, - по мнению А.А. Ермоленко, - нельзя ожидать, что поручительство в отношении градообразующих организаций будет широко применяться на практике. Вряд ли можно считать оправданным обременение бюджета долгами неплатежеспособных хозяйствующих субъектов, возникшими в связи с неэффективным ведением предпринимательской деятельности, даже из соображений особой социальной значимости кон-
13
кретного предприятия, очевидно, что такой подход не соответствует принципам рыночных отношений» [12].
Кроме того, небольшой срок продления финансового оздоровления или внешнего управления (один год) может оказаться препятствием для своевременного решения вопроса о включении обязательств по поручительству в бюджет на соответствующий финансовый год, поскольку для этого требуется соблюдение установленной бюджетным законодательством процедуры. В Законе о банкротстве от 1998 года [13], напротив, был установлен неоправданно завышенный срок продления внешнего управления - до десяти лет (при условии начала расчётов с кредиторами не позднее двух лет после введения внешнего управления). Как отмечает Т. Трефилова, «практика показала, что возможность восстановления платежеспособности и целесообразность окончания дела мировым соглашением либо, напротив, конкурсным производством выясняется значительно раньше» [14].
В этой связи, считаем целесообразным увеличение срока продления финансового оздоровления и внешнего управления под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования до двух лет. Это позволит решить проблему своевременного внесения в бюджет соответствующей статьи расходов на предстоящий финансовый год и сделает поручительство эффективным инструментом предотвращения банкротства градообразующих и крупных (с численностью работающих свыше 5 тыс. чел.) социально значимых организаций.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение: государство в лице своих уполномоченных органов участвует в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве кредитора, собственника имущества должника, санатора и поручителя.
В качестве кредитора по обязательным платежам государство фигурирует практически во всех делах о банкротстве, поскольку организации, имеющие просроченную задолженность по финансовым обязательствам, как прави-
14
ло, имеют задолженность по обязательным платежам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Наделение Федеральной налоговой службы полномочиями по представлению интересов Российской Федерации как кредитора, на наш взгляд, является прагматичным и обоснованным решением Правительства Российской Федерации. Являясь инструментом фискальной политики государства, Федеральная налоговая служба обладает наиболее полной информацией о финансовом состоянии организаций и размере их задолженности перед Российской Федерацией.
Полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия при проведении процедур банкротства осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данный федеральный орган исполнительной власти аккумулирует функции по управлению имуществом Российской Федерации, осуществляя полномочия собственника, в том числе права акционера, полномочия государственного финансового контрольного органа, функции в области приватизации, и призван обеспечивать защиту интересов государства как собственника федерального имущества.
Досудебную санацию предприятия, согласно Закону о банкротстве, может осуществить любое лицо. Санацию, проводимую государством, российские экономисты называют особым случаем, отмечая, что она «могла бы стать эффективным инструментом экономической политики государства». Сам факт участия государства в санации того или иного предприятия послужил бы, по их мнению, своеобразной гарантией восстановления платежеспособности [15, с. 311].
Гарантией восстановления платежеспособности должника, полагаем, является также поручительство Российской Федерации по обязательствам градообразующего предприятия. Поручительство Российской Федерации (равно как субъекта РФ или муниципального образования), позволяющее вводить внешнее управление без согласия кредиторов и продлевать финансовое оздоровление или внешнее управление, является важным фактором стабилизации экономического положения градообразующего предприятия и имеет большое значение
15
для социально-экономического развития соответствующего муниципального
образования.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.06.2017 г. № 127-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. № 43, ст. 4190.
2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» от 29 мая 2004 г. № 257 (с изм. от 21.12.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 23, ст. 2310.
3. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 (изм. от 07.12.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. № 11, ст. 945.
4. Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (с изм. от 11.07.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июня 2008 г. № 24, ст. 2867.
5. Садова-Шевелева М.О. Государство как кредитор в делах о банкротстве // Информационный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. - Режим доступа: www.r23.nalog.ru.
6. Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 (с изм. от 04 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2008 № 23, ст. 2721.
7. Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятель-
16
ность эти организации. Утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р (изм. от 03.07.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 августа 2009 г. № 35, ст. 4288.
8. Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса» от 22 мая 2006 г. № 301 (с изм. от 25.12.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 22, ст. 2333.
9. Бджола В.Д. Финансовая санация предприятия: формы и источники // Финансовые исследования. - 2001. - № 4.
10. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Утверждена Правительством Российской Федерации 19 июня 2009 г. // Российская газета от 20 марта 2009 г. № 48.
11. Программа антикризисных мер Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2009 год. Утверждена распоряжением Губернатора ХМАО - Юг-ры от 9 апреля 2009 г. № 140-рг // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2009-15.04.2009 № 4 (часть I), ст. 279.
12. Ермоленко А.А. К вопросу об особенностях банкротства градообразующих организаций // Юридический портал «Лавмикс.гц». - Режим доступа: www.lawmix.ru.
13. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ (с изм. от 21.03.2002 г.) // Российская газета от 20, 21 января 1998 г.
14. Трефилова Т. Институт или инструмент? // ЭЖ-Юрист. - 2002. - № 11.
15. Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». - Модуль 11. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 512 с.