УДК 378. 675 (477)
В .А. ВАСИЛЬЕВ
У ИСТОКОВ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Ключевые слова: художественное образование, культура, изобразительное искусство, учитель, художник, творчество.
Имя Алексея Афанасьевича (Афанасьева) Кокеля - выдающегося живописца, виртуозного рисовальщика, замечательного педагога, создавшего собственную педагогическую систему и взрастившего целую плеяду мастеров изобразительного искусства первой половины ХХ в., к великому сожалению, как и имена некоторых талантливых художников, которыми богата и по праву гордится русская земля, было в забвении.
На основе междисциплинарного исследования некоторых неизвестных страниц жизни и творчества художника предпринята попытка вернуть нашим современникам имя этого замечательного мастера «серебряного века».
V.A. VASILYEV
AT THE ORIGINS OF HIGHER ART EDUCATION OF UKRAINE
Key words: art education, culture, visual arts, master, artist, creative work.
The name of Alexey Afanasyevich (Afanasyev) Kokel, an outstanding painter, a virtuosic drawer, a talented teacher who developed his own pedagogical system and educated a great number of visual arts masters of the first half of the XX century, has unfortunately been in oblivion for a long time like the names of other talented artists Russia is justly proud of. In the present article there has been made an attempt on the basis of interdisciplinary research of some unknown periods of Kokel’s life and creative work to bring back out of prolonged oblivion the name of this outstanding “silver age" master to our contemporaries.
Зарождение и становление высшего художественного образования на Украине, которого, как известно, до октябрьской революции там не было, неразрывно связаны с именем Алексея Афанасьевича Кокеля. Его организация Народным комиссариатом просвещения Украины была возложена на Комитет по делам изобразительного искусства (комитет ИЗО), который, - по воспоминаниям А.А. Кокеля, - возглавил Вольский, а членами были назначены А.А. Кокель, Л.И. Тракал, Э.А. Блох и другие [6, с. 10]. В своей деятельности они основывались на опыт товарищей из Петроградского и Московского отделов ИЗО Нарком-проса Российской Федерации. Поэтому, когда в 1919 г. в России повсеместно начинают открывать «Свободные государственные художественные мастерские», в мае 1920 г. классическое художественное училище было преобразовано в «Харьковские свободные государственные художественные мастерские». Положение о мастерских провозглашало свободу творчества и деятельности, вплоть до свободных выборов руководства, что хорошо видно из «Автобиографии» А.А. Кокеля. В ней он пишет, что вскоре после его возвращения из Чувашии в Харьков по предложению комитета ИЗО состоялось заседание Совета училища с целью переизбрания администрации. Собрание вёл представитель Наркомпроса. Восторженно встретившие любимого учителя учащиеся руководителем нового органа управления выдвинули кандидатуру А.А. Кокеля, но, сославшись на болезнь, он предложил временно избрать ученика Бочкова, оставив за собой общее руководство [6, с.12-13].
В 1921 г. в г. Москве путём объединения первых и вторых государственных свободных художественных мастерских (образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества) основывается знаменитый Вхутемас. По его примеру Наркомпрос Украины принимает решение о закрытии получивших название «непонятных» Харьковских свободных художественных мастерских и организации
вместо них художественного техникума повышенного типа (вуза) [6, с.13]. Важное государственное дело было поручено А.А. Кокелю - русскому художнику и педагогу, чувашу по национальности, что стало ещё одним убедительным подтверждением плодотворного взаимодействия русской и украинской культуры.
Алексей Афанасьевич со свойственной ему настойчивостью активно включился в решение многочисленных сложных проблем, связанных с созданием института. Благодаря его кипучей деятельности первое на Украине высшее художественное учебное заведение в сентябре 1921 г. начало свою работу. То, что именно А.А. Кокель из всей репинской плеяды воспитанников Петербургской академии художеств в Харькове стал основателем и его первым ректором, - явление не случайное. Ученик А.А. Кокеля В.Ф. Константинов подчёркивает: «Он принёс в Харьков лучшие традиции русского реалистического искусства» [5, с. 17]. Действительно, среди харьковских художников А.А. Кокель, на наш взгляд, имел самое большое влияние на украинское искусство. Заявил он о себе и как выдающийся рисовальщик первой половины XX в. Художник обладал абсолютным графическим «чутьём» - с помощью своей виртуозной линии он мог воспроизвести любую манеру любого «изма». Академик Академии искусств Украины, ректор вуза, основанного А.А. Кокелем, - Харьковской государственной академии дизайна и искусств - В.Я. Даниленко указывает: «Произведения, творческая, педагогическая деятельность А.А. Кокеля снискали ему заслуженный авторитет в России, на Украине и славу основателя харьковской школы академического рисунка» [5, с.10].
Сыграло свою роль и то, что А.А. Кокель в Харькове был единственным преподавателем, получившим академическое педагогическое образование, -окончил Высшие педагогические курсы при Императорской академии художеств. Как талантливый педагог, мастер в числе немногих на Украине ещё в 1922 г. был удостоен звания профессор живописи. Однако в литературе, в том числе в «Украинской советской энциклопедии» [3, с.165], утверждается, что А.А. Кокель является профессором с 1939 г. Эта ошибка происходит оттого, что авторы не учитывают одного нюанса: ВАК СССР в 1939 г. не присвоил, а признал действительным постановление 1922 г. Считаем своим научным долгом восстановить эту историческую справедливость.
После назначения А.А. Кокель весь уходит в разработку нового типа художественного учебного заведения и учебно-методических программ, сохраняя и развивая лучшие методические традиции русской художественной школы. В техникуме (вузе) были организованы индивидуальные мастерские, которыми руководили профессора А.А. Кокель, С.М. Прохоров, Э.А. Блох.
Перед только что открытым вузом - основой становления и развития высшего художественного образования Украины - А.А. Кокель ставил большие задачи. Прежде всего необходимо было обеспечить новое развитие украинского искусства на базе русской и мировой культуры. Вуз должен был активнее содействовать росту украинских художников, обобщению творческой практики украинской (национальной) живописи, скульптуры, графики, народного и прикладного искусства. Актуальными проблемами становились разработка вопросов теории, истории искусств и художественной критики, задача пропаганды украинского изобразительного искусства, разработка вопросов технологии искусств и технологии художественных материалов. Однако главным, конечно же, являлись подготовка и воспитание художников высшей квалификации, а также повышение творческой квалификации молодых художников.
Были открыты два отделения (факультета): живописно-скульптурный и архитектурный, на которых преподавали известные художники и архитекторы -
A.А. Кокель, Н.Г. Бурачек, Э.А. Блох, А.К. Симонов, К.Н. Жуков, И.М. Северин,
B.Д. Ермилов, И.И. Падалка, А.В. Маренков, А.А. Хвостенко-Хвостов, чуть позже -А.Г. Петрицкий, Ф.Г. Кричевский, Г.А. Бондаренко, Н.С. Самокиш, В.И. Касиян, М.Г. Дерегус, Б.В. Косарев и другие известные художники и учёные [5, с. 37].
На атмосфере нового вуза сказывалась прочно устоявшаяся за послереволюционным Харьковом авангардистская репутация, что служило причиной беспрерывной борьбы сторонников реалистического искусства, стремившихся к возрождению академической дисциплины рисунка, со сторонниками формалистического искусства. Как руководитель, А.А. Кокель потребовал восстановить серьезную академическую школу. Горячо отстаивали также реалистическую линию в художественном образовании А.А. Шовкуненко, П.Г. Волокидин, М.А. Шаронов, С.М. Прохоров, М.С. Федоров, Ф.С. Красицкий, К.Д. Тро-хименко, В.Х Заузе, Д.К. Крайнев, М.М. Яровой, И.И. Ижакевич и Г.П. Светлиц-кий [4, с. 85]. Однако это вызвало резкие возражения и протесты со стороны «левых» преподавателей, нашедших себе сторонников и в среде учащихся. Эта часть профессуры решительно отрицала академические традиции. Вот как описывает сложившуюся в то время обстановку ученик А.А. Кокеля, выдающийся украинский художник М.Г. Дерегус: «В 1923 году я приехал в Харьков, где хотел поступить в художественный институт, о котором много был наслышан. Здесь работали Алексей Афанасьевич Кокель, Митрофан Семёнович Фёдоров, Михаил Андреевич Шаронов, Семён Маркович Прохоров - видные ученики П.П. Чистякова, И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского по Петербургской Академии художеств. <...> Только института, о котором я мечтал, я здесь не нашёл. Им завладели формалисты, люди, далёкие от искусства, они всю работу развалили. Они всё сделали, чтобы лишить его реалистической опоры в лице преподавателей - воспитанников Академии художеств <...> рисунок, и живопись были отодвинуты на последний план. <...> Учебные мастерские завалены футуристическими поделками Кратко. Студенты учились что-то ковать, резать, «картины» делали с помощью молотка, пилы и отвёрток. Появились какие-то производственные мастерские, даже не помню, как они назывались. Ничего общего с тем искусством, о котором я мечтал» [2, с.15].
Как художник, Алексей Афанасьевич попытался бороться со своими оппонентами их же оружием. По воспоминаниям его супруги Анны Афанасьевны, он не ходил на работу целых два дня, что для А.А. Кокеля было чрезвычайным явлением. Поздней ночью, после кратковременного затворничества, он вместе с истопником развесил на втором этаже института созданные за это время свои произведения. Выставка неизвестного художника-модерниста вызвала восхищение, и зрители пожелали узнать её устроителя. Тогда появился А.А. Кокель и сказал: «Я сумел написать, как вы, а теперь вот вам кисть и палитра и напишите, как я».
В трудной обстановке борьбы различных художественных направлений линия руководителя вуза была ясная, прямая, последовательная. А.А. Кокель ратовал за академический рисунок. Это вызвало острую критику со стороны Укрглавпрофобразования, охарактеризовавшего вуз как «гнездо академизма». Станковые формы при такой художественной политике отождествлялись с отмирающим буржуазным искусством.
Народный комиссариат просвещения Украины также находил, что разработанная А.А. Кокелем учебная программа не соответствовала идее «производственного искусства», и поэтому стремился пересмотреть педагогический
состав, считая, что он не отвечает новым требованиям времени. В итоге в 1924 г. А.А. Кокель и М.С.Фёдоров за нежелание держать курс «на производственный уклон» были сняты с работы. У Алексея Афанасьевича отобрали мастерскую и квартиру в мансарде. Его с женой и грудным ребёнком выселили в комнатку в сыром подвале [1, с.188].
Однако неоднократные требования учащихся вынудили Наркомпрос Украины изменить своё решение об увольнении профессора А.А. Кокеля. Инициатор тех обращений М.Г. Дерегус в своих воспоминаниях пишет: «В институте я попал в класс В.Д. Ермилова. Рисовал он вполне нормально, но картины делал из фанеры, жести, болтов, гаек и т.п. Увлекался кубо-футуризмом, супрематизмом, конструктивизмом и студентов сбивал на это. Нам это не нравилось, нам нужна была реальная живопись. Я к этому времени посмелее стал, выбрали меня в Совет института учёным секретарём. Совет обладал в то время большими полномочиями. И мы, студенты, не принимавшие формализма, потребовали: хотим, чтобы нашим профессором по искусству был А.А. Кокель. Кокель рисунком и живописью владел лучше многих. Он для нас был живой классик реализма, у которого можно научиться серьёзному делу» [2, с.17]. В 1926 г., после многоразовых апелляций, А.А. Кокель наконец вновь был зачислен в штат вуза, в котором проработал руководителем кафедры рисунка до конца своих дней - 4 февраля 1956 г.
«Значение творческой и педагогической деятельности А.А. Кокеля, - отмечает первый проректор Харьковской государственной академии дизайна и искусств профессор С.В. Рыбин, - для харьковской высшей художественной школы переоценить невозможно» [5, с. 49].
Об актуальности исследования творческого и духовного наследия мастера кратко и ёмко сказал президент Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, действительный член Российской академии образования Л.П. Кураков: «Изучение деятельности А.А. Кокеля, художника с мировым именем, талантливого педагога и человека с большой буквы, имеет колоссальное значение для укрепления дружбы и развития сотрудничества между братскими народами Украины и России» [1, с. 6].
Литература
1. Васильев В.А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880-1956. Жизнь и творчество / В.А. Васильев. 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Пегас, 2009. 336 с.
2. Дерегус М.Г. Мой добрый наставник // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников и учеников / М.Г. Дерегус. Чебоксары. Чуваш. кн. изд-во, 1980. 72 с.
3. Кокель Алексей Афанасьевич // Украинская советская энциклопедия. Киев: Украинская советская энциклопедия, 1981. Т. 5. 562 с.
4. Курильцева В. Искусство Советской Украины / В. Курильцева, Н. Яворская. М.: Искусство, 1957. 300 с.
5. Творческое и духовное наследие А.А. Кокеля: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения выдающегося художника и педагога Алексея Афанасьевича Кокеля (Чебоксары - Харьков, 16-17 марта 2005 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 110 с.
6. Харьковский исторический музей. Личный фонд А.А. Кокеля. Автобиография Кокеля Алексея Афанасьевича, художника, проф. живописи Харьковского художественного института. Завершена 2 февраля 1950 г. Рукопись. 20 с.
ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, профессор кафедры политологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]),
VASILYEV VLADIMIR ALEXANDROVICH - candidate of historical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.