Научная статья на тему 'У истоков педиатрического образования: от медицинского факультета МВЖК до педиатрического факультета РГМУ'

У истоков педиатрического образования: от медицинского факультета МВЖК до педиатрического факультета РГМУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков педиатрического образования: от медицинского факультета МВЖК до педиатрического факультета РГМУ»

История РГМУ

У истоков педиатрического образования: от медицинского факультета МВЖК — до педиатрического факультета РГМУ

^ Н.В. Полунина*, И.Е. Розанова**

* Педиатрический факультет РГМУ ** Кафедра истории медицины и правоведения РГМУ

Педиатрический факультет нашего университета был создан в 1930 г. (в соответствии с настоятельными и непреложными требованиями того времени) и по всем историческим канонам является ровесником РГМУ, так как именно в 1930 г. наш вуз приобрел самостоятельный институтский статус. Однако доподлинная история РГМУ и развитие в его стенах педиатрического направления уходят своими корнями еще в век 19-й и начало 20-го века, в периоды существования медицинских факультетов Московских высших женских курсов (МВЖК), а затем 2-го МГУ.

Итак, именно на рубеже XIX и XX веков в России, равно как и в других странах, стала четко проявляться дифференциация медицинских дисциплин, появились такие самостоятельные научные направления, как педиатрия и акушерство. Следует заметить, что согласно господствовавшему в те времена общественному мнению, вопросами родовспоможения и оказания помощи детям должны были заниматься в первую очередь женщины, получившие соответствующее образование. Весьма своевременным шагом в развитии этого направления явилось создание специальных женских медицинских учебных заведений. Одним из них стал созданный в 1906 г. медицинский факультет МВЖК. В Уставе МВЖК были перечислены 13 основных предметов обучения курсисток; среди них значились учение о детских болезнях (с клиникой), акушерство (с клиникой) и гинекология (с клиникой). Среди первых клинических баз медфака МВЖК следует назвать гинекологическую клинику в 1-й Градской больнице на 15 коек и клинику детских болезней в детской больнице св. Владимира на 25 коек. В аудитоЛечебное дело 3.2007-----------------------

риях медфака МВЖК оттачивал свое мастерство постоянно расширяющийся коллектив лучших педагогических медицинских кадров столицы, среди которых были поистине выдающиеся ученые-медики. Например, акушерство на медфаке преподавали Н.И. Победин-ский и П.К. Унтилов, женские болезни — Ф.А. Александров, гигиену — М.Б. Коцын, детские болезни — В.Г Архангельский и блистательный А.А. Кисель.

В 1918 г. в период утверждения новой, Советской власти медицинский факультет МВЖК был реорганизован в медфак 2-го Московского государственного университета (2-го МГУ), где стал занимать лидирующие позиции по отношению к другим факультетам этого одного из крупнейших учебных заведений г. Москвы. Сразу подчеркнем, что помимо реформы системы образования тогда же коренным и революционным образом была перестроена и организация детского здравоохранения. В первые же месяцы нового государственного устройства, а именно в декабре 1917 г., был издан декрет об учреждении отдела охраны материнства и младенчества при Наркомате государственного призрения. В 1920 г. было подписано постановление о передаче всего дела охраны материнства и младенчества в ведение Наркомздрава РСФСР, в котором еще с 1918 г. работал специальный отдел здоровья детей и подростков. В декабре 1920 г. состоялось первое Всероссийское совещание по вопросам охраны материнства и младенчества, на котором было выявлено множество сложных социально-демографических и социально-медицинских проблем, решить которые могли только квалифицированные медицинские кадры. Следовательно,

Палата в детской клинике.

идеи создания специализированных родовспомогательной и детской отраслей медицины и подготовки высококвалифицированных специалистов для этих сфер получили свое дальнейшее развитие уже на новом социальном витке.

В связи с этими мероприятиями уже в 1922 г. во 2-м МГУ проф. А.А. Кисель организовал доцентский курс по грудному возрасту, позднее преобразованный в соответствующую кафедру. Первым профессором детской клиники раннего возраста стал ученик А.А. Киселя — С.И. Федынский. В дальнейшем были организованы гинекологическая клиника, располагающаяся в 1-й городской больнице им. Пирогова, клиники детских болезней и грудного возраста на базе 1-й Детской образцовой больницы, акушерская клиника, клиники послеродовых заболеваний, социальной гигиены, гигиены воспитания.

В 1920— 1930-е годы в связи с неблагоприятными показателями здоровья женщин и детей материнство стало рассматриваться как важнейшая социальная и государственная функция женщин. Государство брало на себя значительную часть ответственности за воспитание и образование детей, за охрану их здоровья и успешную адаптацию в обществе. В этот период в стране создается широкая сеть детских лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, организуются профильные НИИ, разрабатывающие различные направления научных исследований в области охраны материнства и детства.

К 1930 г. стремительное развитие медицинского факультета 2-го МГУ и резкий рост потребности здравоохранения страны в его выпускниках сделали очевидной необходимость преобразования факультета в самостоятельный специализированный медицинский вуз. К этому времени относится и открытие пер-

вого в мировой практике специального факультета для подготовки врачей-педиатров.

Ликвидационно-организационной комиссией 2-го МГУ 28 апреля 1930 г. была предложена структура вновь организованного 2-го Московского медицинского института (2-го ММИ), состоящая из двух факультетов — лечебно-профилактического и факультета охраны материнства и младенчества.

Аббревиатуры названия факультета охраны материнства, младенчества и детства, встречающиеся в исторических источниках того времени, были весьма разнообразны — ОММД, ОХММД, ОХМАТМЛАДДЕТ Первоначально факультет состоял из двух отделений: отделения охраны материнства, младенчества и детства (ОММиД), которое предназначалось для подготовки акушеров-гинеко-логов, и отделения охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП) — для подготовки вра-чей-педиатров. В дальнейшем они были переименованы соответственно в отделение акушерства и гинекологии и педиатрическое отделение. Одним из первых деканов факультета стал Г.Б. Гецов. Кроме 43 кафедр, вновь открытых во 2-м Мединституте, непосредственно в интересах факультета ОММД действовали клиники гигиены воспитания, гигиены труда, экспериментальной гигиены, социальной гигиены, акушерско-гинекологическая, грудного возраста, детская.

Набор студентов на первый курс факультета охраны материнства, младенчества и детства 2-го ММИ был произведен 1 октября

1930 г. Одновременно за счет привлечения студентов, обучавшихся на лечебно-профилактическом факультете, были организованы занятия и на других курсах: на 2-м курсе — с 23 ноября 1930 г., на 3-м курсе — с 11 февраля

1931 г., на 4-м курсе — с 15 сентября 1931 г. Это позволило осуществить первый выпуск врачей факультета охраны материнства, младенчества и детства (в количестве 121 человека) уже 15 июля 1932 г.

В августе 1932 г. Наркомздравом РСФСР была положительно оценена проделанная работа 2-го Мединститута по организации нового факультета и отмечено, что факультет “сумел дать первый выпуск большевистскими темпами”. Однако уже следующий выпуск (1934 г.) был задержан на полгода в свя-

зи с появлением в газете “Правда” фельетона “ОММиД — ни бе ни ме”, где отмечалось, что студенты этого факультета не имеют достаточной клинической подготовки по педиатрическим дисциплинам. В том же году были установлены новые сроки обучения по различным медицинским специальностям; так, на факультете ОММД акушеры-гинекологи и педиатры должны были обучаться на дневном отделении 5 лет, на вечернем — 4 года.

Выпускники факультета в тот период могли получить практическую врачебную подготовку по следующим специальностям: врач акушер-гинеколог, врач раннего детского возраста, врач по охране здоровья детей и школьной санитарии. Врачи акушеры-гинекологи обязаны были отработать в родильном доме и гинекологическом отделении больницы 7 мес (из них 4 мес — в роддоме с отделением для новорожденных и 3 мес — в гинекологическом отделении больницы), затем в гинекологическом отделении диспансера 2 мес и в женской консультации 2 мес. Врачи раннего детского возраста должны были в дальнейшем работать в детской больнице с обязательным прохождением отделения грудного возраста и отделения детских инфекций 6 мес, затем в детской консультации диспансера

3 мес. Врачам по охране здоровья детей и школьной санитарии надлежало работать в детской больнице с обязательным прохождением отделения детских инфекций 4 мес, в детском секторе диспансера (детская профам-булатория) 3 мес, затем в школе фабрично-заводского ученичества и фабрично-заводской семилетки 3 мес и в детском саду 1 мес.

Приказом по 2-му Мединституту № 407 от

4 сентября 1934 г. была проведена реорганизация структуры факультета охраны материнства, младенчества и детства. Педиатрическое отделение 3-х и 4-х курсов ОММД решено было именовать впредь педиатрическим факультетом, а акушерско-гинекологические отделения 3-го и 4-го курса ОММД были переданы в ведение лечебного факультета. Окончательное решение о реорганизации факультета и его новом названии — педиатрический — было принято в 1936 г.

Кроме того, было утверждено распределение клиник и кафедр между деканатами 2-го МГМИ. Так, под руководством декана педиа-

трического факультета Г.Б. Гецова находились 3-я акушерско-гинекологическая клиника (проф. Брауде), 2-я хирургическая клиника (проф. Спасокукоцкий), 4-я хирургическая клиника (проф. Вейсброд), 1-я терапевтическая клиника (проф. Виноградов), клиника уха, горла и носа (проф. Свержевский), психиатрическая клиника с кафедрой детской психоневрологии (проф. Гуревич), клиника нервных болезней (проф. Кроль), детская хирургическая клиника (проф. Вознесенский), глазная клиника (проф. Авербах), кафедры педиатрии младшего возраста (проф. Дулицкий), педиатрии старшего возраста (проф. Колтыпин), госпитальная детская лечфака (проф. Лунц), основ педологии (доц. Гешелина), экспериментальной гигиены (проф. Игнатов), школьной гигиены (доц. Сыркин), военная, теории и практики ОММ (проф. Гецов).

Однако в дальнейшем к 1937 г. на лечебном факультете 2-го МГМИ сосредоточились практически все базовые кафедры и клиники вуза, а в ведении педиатрического факультета остались лишь кафедра детских болезней № 1 (проф. Колтыпин), детских болезней № 2 (проф. Дулицкий), детских болезней № 3 (проф. Лунц), детской хирургии (проф. Вознесенский), курс охраны материнства и младенчества, клиника уха, горла и носа (доц. Вульфсон).

Уже на следующий (1938-й) год выходит приказ директора института, наполненный характерной риторикой тех лет: “За последние годы, вследствие преступно-вредительских установок бывшего руководства НКЗ и ВУЗа, решения партии и правительства о подготовке полноценных детских врачей во 2 ММИ систематически срывались. В результате чего положение педиатрического факультета в отношении контингента учебных расписаний, обеспечения базами и т.д. крайне неудовлетворительно”. И далее: “В целях быстрейшей ликвидации последствий вредительства приказываю: провести распоряжение правительства о приеме на 1-й курс 320 человек; создать комиссию по улучшению работы факультета под председательством Г.А. Баткис; обеспечить открытие нового строительства учебной базы при Филатов-ской больнице к 1 июля 1938 г.”.

К октябрю 1939 г. была утверждена новая структура 2-го МГМИ с разбивкой кафедр и клиник по факультетам. К педиатрическому факультету стали относиться кафедры фармакологии (В.И. Скворцов), патологической анатомии № 2 (Б.Н. Могильницкий), общей хирургии № 2 (Г.П. Зайцев), общей гигиены с военной, школьной, гигиеной труда и общей эпидемиологии (Н.К. Игнатов), пропедевтики внутренних болезней № 2 (М.А. Волин), факультетской терапии № 2 (Е.М. Гельштейн), факультетской хирургии № 2 (Б.С. Вейсброд), акушерства и гинекологии № 2 (Б.А. Архангельский), кожно-венерологических болезней (Н.А. Черногубов), инфекционных болезней (Э.Е. Штайншней-дер), факультетской педиатрии (Д.Д. Лебедев), госпитальной педиатрии (С.О. Дулицкий), социальной гигиены и курс ОММ (Г.А. Баткис, Г.Б. Гецов), детской хирургии (В.П. Вознесенский), пропедевтики детских болезней (Р.О. Лунц), патофизиологии (Г.П. Сахаров), детская клиника уха, горла и носа (доц. С.И. Вульфсон).

Клиническими базами педиатрического факультета вуза в этот период стали следующие городские больницы: 1-я Градская, 2-я Градская, 4-я Градская, 5-я Градская больницы, Яузская больница, Морозовская детская больница, Филатовская детская больница и др. В 1940 г. прибавились новые учебные базы института: больница им. Семашко, где располагалась кафедра нервных болезней № 2, родильный дом им. Крупской (подготовка студентов-педиатров кафедры акушерства и гинекологии № 2).

В годы войны большая часть профессорско-преподавательского состава и студентов института эвакуировалась в Омск. Однако уже в сентябре 1943 г. 2-й МГМИ вновь производит набор студентов на педиатрический факультет, а в октябре этого же года институт и факультет были возвращены из Омска. К октябрю 1944 г. общая численность студентов педиатрического факультета по всем курсам уже насчитывала 1300 человек. В послевоенный восстановительный период педиатрический факультет, на котором работали выдающиеся ученые и преподаватели, продолжал и совершенствовал профессиональную подготовку врачей-педиатров.

Лечебное дело 3.2007199

В 1950—1960-е и в начале 1970-х годов ежегодный план приема на педиатрический факультет института составлял порядка 300 человек.

К середине 1950-х годов институт добился весьма существенных для своего времени успехов в научно-исследовательской и практической работе в области здравоохранения. Например, на кафедре общей хирургии педиатрического факультета применялось комплексное лечение при сосудистых поражениях, удаление вен при тромбофлебитах, лечение ожогов и закрытие ран свежими и консервированными тканями, на кафедре пропедевтики внутренних болезней — комплексное лечение антибиотиками при септических заболеваниях, внутривенное введение нового препарата коргликона при сердечно-сосудистых заболеваниях и др.

В середине 1960-х годов на кафедре хирургических болезней педиатрического факультета была произведена первая в СССР операция на клапанах легочной артерии при врожденном стенозе. Кафедрой детских инфекций предложен эффективный метод лечения больных скарлатиной. Кафедрами акушерства и гинекологии 2-ой МГМИ разрабатывались мероприятия, обеспечивающие своевременную диагностику состояния плода, меры профилактики и борьбы с патологическими отклонениями. Впервые в СССР на кафедрах данного профиля была применена электрокардиография плода, разработан метод борьбы с патологическим ацидозом у плода и матери. Кроме проведения научных изысканий совершенствовались и методы преподавания. Во 2-м МГМИ впервые в стране производственная практика стала неотъемлемой частью медицинского образования. Большую роль в организации производственной практики на протяжении не одного десятка лет сыграл профессор и многолетний декан педиатрического факультета Г.Б. Гецов.

Следует подчеркнуть, что в этот период педиатрическое образование получило в нашей стране широкое распространение. Так, уже в 70-е годы XX в. в стране действовало 49 педиатрических факультетов со структурой и клиническими базами, учитывающими опыт 2-го МОЛГМИ.

Со дня основания факультета подготовка будущих педиатров проводилась в соответствии с самыми строгими требованиями высшей школы и насущными запросами практического здравоохранения. Сегодня факультет дает исчерпывающие знания по медико-профилактическим, общим клиническим и специальным педиатрическим предметам. Особенностью подготовки студентов педиатрического факультета, начиная с первых курсов, является изучение вопросов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики болезней как у взрослых, так и у детей, с обязательным учетом особенностей растущего организма. Студенты-педиатры обучаются более чем на 50 клинических базах, в числе которых крупнейшие городские больницы Москвы. Наряду с профессиональной подготовкой будущие врачи получают гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные и медико-биологические знания.

Всего на педиатрическом факультете обучается от 1900 до 2000 студентов дневной и 700 студентов вечерней форм обучения. Их наставниками стали 22 академика и члена-корреспондента РАМН, а также более 20 академиков и членов-корреспондентов других академий. Среди них такие всемирно известные ученые, как педиатры |В.А. Таболин|, Н.И. Нисевич, Н.С. Кисляк, В.Ф. Учайкин, Н.Н. Володин, А.Г. Румянцев, В.Г. Поляков, детские хирурги Ю.Ф. Исаков, Э.А. Степанов, В.А. Михельсон, акушер-гинеколог Г.М. Савельева, детский отоларинголог М.Р. Богомильский, детский офтальмолог Е.И. Сидоренко, терапевт А.Г. Чучалин, хирург И.И. Затевахин, уролог Е.Б. Мазо. Кафедры, дающие фундаментальное медикобиологическое и медико-профилактическое образование, возглавляют ведущие ученые, также являющиеся академиками и членами-корреспондентами РАМН, — В.Н. Ярыгин, О.В. Волкова, Ю.П. Лисицын, Ю.П. Пивоваров, Г.В. Порядин, Н.В. Полунина, А.А. Терентьев.

Всего за 77 лет существования педиатрического факультета было осуществлено 75 выпусков дневной и 37 выпусков вечерней форм обучения и подготовлено свыше 25 тыс. врачей-педиатров. На сегодняшний день в России порядка 60 тыс. человек имеют дип-

лом врача-педиатра, следовательно, вклад педиатрического факультета нашего вуза выглядит более чем весомо. Приобретенный многолетний опыт подготовки специализированных врачей-педиатров не только полностью оправдал себя, но и позволил добиться существенного улучшения показателей здоровья матери и ребенка в нашей стране. В развернувшейся в последнее время дискус-

сии, ставящей под сомнение целесообразность подготовки специального врача-педи-атра, факт успешного существования 37 подобных нашему педиатрических факультетов медицинских вузов России и достаточного числа таких факультетов в вузах других странах мира, убедительно доказывает жизнеспособность и актуальность педиатрического образования.

Книги Издательского дома “Атмосфера”

Клинические рекомендации. Бронхиальная астма у взрослых. Атопический дерматит / Под ред. акад. РАМН А.Г. Чучалина

В данном клиническом руководстве по диагностике и лечению бронхиальной астмы у взрослых и атопического дерматита подробно освещены вопросы эпидемиологии, дифференциальной диагностики и лечения бронхиальной астмы и атопического дерматита, диагностики и лечения профессиональной и аспириновой астмы, астмы у беременных, а также проблемы ночной астмы, тяжелого обострения бронхиальной астмы, респираторной поддержки при астматическом статусе, влияния гастроэзофагеального реф-люкса и физической нагрузки на бронхоконстрикцию. 272 с., ил.

Для пульмонологов, аллергологов, терапевтов, врачей общей практики.

Информацию по вопросам приобретения книг можно получить на сайте www.atmosphere-ph.ru или по телефону (499) 973-14-16.

------------------------------------------------------Лечебное дело 3.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.