Научная статья на тему 'Старейший факультет вуза'

Старейший факультет вуза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старейший факультет вуза»

История РГМУ

Старейший факультет вуза

^ Г.В. Порядин*, Н.С. Ягья**, И.Е. Розанова**, О.А. Трефилова**

* Лечебный факультет РГМУ ** Кафедра истории медицины и правоведения РГМУ

Лечебный (ранее медицинский) факультет РГМУ был основан в 1906 г. и является родоначальником нашего вуза. Основные вехи истории факультета выглядят следующим образом:

• создание Московских высших женских курсов (МВЖК, 1872-1918);

• организация в 1906 г. медицинского факультета (отделения) МВЖК;

• преобразование МВЖК во 2-й Московский государственный университет и деятельность при нем медфакультета (2-й МГУ, 1918-1930);

• реорганизация 2-го МГУ в несколько самостоятельных вузов, в том числе - 2-й Московский медицинский институт (2-й МГМИ - 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова - РГМУ).

Реконструкция истории РГМУ и создания его лечебного факультета убедительно доказывает тесную взаимосвязь проблем развития отечественного здравоохранения, высшей школы и медицинского образования, а также стремительного общественного прогресса Х1Х—ХХ1 веков.

В середине XIX века преобразованная реформами Российская империя требовала инноваций во многих областях, в том числе и прогрессивных образовательных проектов. Одной из таких инициатив была идея создания в Москве самостоятельного высшего женского учебного заведения. Начало реализации этой идеи было положено стараниями одного из поборников высшего женского образования - профессора Императорского Московского университета

Лечебное дело 2.2007-------------------

В.И. Герье. В 1872 г., после многолетних дебатов в университетских аудиториях, на страницах журналов и в министерских кабинетах, им были открыты “Публичные высшие женские курсы в Москве”, затем переименованные в Московские высшие женские курсы.

В начальный период Курсы носили гуманитарный характер и готовили в основном педагогические кадры. Однако профессорско-преподавательский состав МВЖК практически с первых дней их существования был столь блистателен, что курсы стали пользоваться заслуженным успехом и авторитетом среди других учебных заведений, туда устремились слушательницы из разных городов и самых различных социальных слоев. В годы обострения революционной ситуации немалая часть слушательниц попадала в сферу влияния оппозиционно настроенного студенчества, что серьезно обеспокоило правительство. По этой причине в период 1888-1899 годов прием на Курсы был закрыт. Но работа Курсов продолжалась неофициально, в виде общедоступных занятий - “Публичных лекций для женщин”.

5 апреля 1900 г. по постановлению Госсовета деятельность МВЖК была возобновлена. Вскоре Министерство народного просвещения утвердило численность принимаемых слушательниц - 150 человек для двух факультетов - историко-философского и физико-математического. Предполагалось и открытие на них нового отделения - медицинского, “когда образуются средства,

Анатомический театр медицинского факультета МВЖК.

признаваемые Министерством народного просвещения достаточными для этой цели”. Лишь в 1904 г. появилась возможность перейти к практической реализации этого проекта. Директор МВЖК В.И. Герье и несколько профессоров Московского университета в апреле-мае 1904 г. начали работу по организации медицинского факультета МВЖК. События первой русской революции 1905 г. и последовавшие за ней волнения в обществе затормозили процесс создания медфака. Однако новый директор МВЖК (с 1905 г. им стал профессор

С.А. Чаплыгин) наладил работу курсов и добился открытия при них медицинского факультета. ”По всеподданнейшему докладу министра народного просвещения в 18-й день марта 1906 года воспоследовало Высочайшее соизволение на учреждение медицинского отделения при Московских высших женских курсах”.

В том же 1906 г. появился новый Устав МВЖК, который закрепил создание этого факультета. В Уставе были четко прописаны задачи медфака МВЖК и перечислены

13 основных разделов обучения - от анатомии до истории и “энциклопедии медицины”. В июне 1906 г. был утвержден общий контингент учащихся по медфаку МВЖК в количестве 100-150 человек. 6 сентября 1906 г. прошло первое заседание организационной комиссии “по устройству и заве-дыванию делами” медицинского факультета, а первая лекция состоялась 26 сентября 1906 г.

1 октября 1906 г. в МВЖК числилось на медицинском факультете уже 206 слушательниц. На следующий учебный год их число достигло 285, а в 1914-1915 учебном году - 1422.

23 октября 1906 г. директор С.А. Чаплыгин представил на утверждение управляющего Московским учебным округом список первых преподавателей медфака: Ф.А. Рейна, А.Б. Фохта, П.А. Минакова, М.М. Гарднера, И.П. Алексинского, Л.С. Минора, Н.Н. Баженова, Э.В. Готье. Особенно укрепились ряды профессорско-преподавательского состава медфака МВЖК в 1907-1908 годах, когда были при-------------------тШ дело 2.2007 Е

$

История РГМУ

Курсистки медицинского факультета МВЖК на занятиях в операционной Бахрушинской больницы. 1912 г.

няты на работу В.С. Гулевич, В.П. Карпов,

А.А. Дешин, П.В. Циклинская, М.Б. Ко-цын, Н.Г. Логвинович, Е.И. Марцинов-ский, М.Н. Никифоров, А.М. Беркенгейм, Л.А. Тарасевич, В.Е. Предтеченский, Н.И. Побединский и др.

Слушательниц медицинского факультета МВЖК привлекали блестящее педагогическое мастерство замечательных врачей-уче-ных, их эрудиция, богатое иллюстративное сопровождение лекций и практических занятий. Профессорско-преподавательский коллектив МВЖК обладал не только богатейшим опытом проведения лекционных, семинарских и практических занятий. Подавляющее большинство преподавателей МВЖК были известными в России и за рубежом учеными, внесшими значительный вклад в развитие науки.

Лечебное дело 2.2007-------------------

Для обучения слушательниц клиническим дисциплинам МВЖК использовались лучшие больницы Москвы: Щербатовская,

1-я Градская, Бахрушинская, Мясницкая, Сокольническая, Алексеевская, Преображенская и др.

Весной 1912 г. состоялся первый выпуск дипломированных “медичек” — слушательниц медицинского факультета МВЖК в количестве 200 человек. События Первой мировой войны отразились на увеличении удельного веса медфака в общей структуре МВЖК. К 1916—1917 годам, несмотря на сокращение преподавательского состава и возросший дефицит медперсонала в стране, на медицинском факультете Курсов продолжало обучаться 1675 слушательниц.

* * *

После октября 1917 г. новое советское правительство провело ряд мероприятий по превращению высшего образования в общедоступное. 16 октября 1918 г. по постановлению Коллегии Наркомпроса РСФСР № 77/113 было решено: “Преобразовать Высшие Женские курсы во 2-й Государственный Университет, сделав его смешанным учебным заведением”.

Медицинский факультет МВЖК стал медицинским факультетом 2-го МГУ. В 1918 г. на медфак 2-го МГУ было принято порядка 1000 слушателей, а к 1 июля 1919 г. там училось 2470 студентов. В первоначальный период работы во 2-м МГУ действовали в основном медицинский и химико-фармацевтический факультеты. Оба факультета к 1 марта 1920 г. насчитывали уже 3500 студентов (медицинский - 3266).

В 1919-1921 годах была проведена мобилизация медицинского персонала и студентов на театры военных действий гражданской войны. В этот и последующий период факультету пришлось принимать участие в организации мероприятий, направленных на борьбу с эпидемиями сыпного и брюшного тифа, холеры и др. Во 2-м МГУ было организовано “Тифбюро”.

К 1924-1925 годах медфак 2-го МГУ имел в своем составе 39 кафедр и клиник. Профессорский состав медфака 2-го МГУ того времени представляли светила отечественного здравоохранения: А. Б. Млодзе-евский, А.Н. Реформатский, А.М. Беркен-гейм, И.А. Смородинцев, А.А. Дешин,

В.И. Кедровский, Б.З. Вейсброд, Е.М. Кур-диновский, Ф.А. Рейн, Г.И. Мещерский, Л.С. Минор, В.А. Гиляровский, А.А. Кисель, М.И. Авербах, Н.Ф. Лежнев, Н.К. Игнатов, Г.П. Соловьев, А.В. Мольков, Л.И. Свержевский, С.И. Каплун, И.Л. Брауде, К.Д. Есипов, Е.И. Марциновский, М.П. Кончаловский, М.М. Невядомский, П.А. Минаков и др.

В 1925-1926 годах на медфаке согласно учебному плану обучали 42 предметам. Количество студентов составляло 2231 человек. В следующем году число обучающихся уменьшилось до 1982 человек. Вообще с середины 1920-х годов в деятельности 2-го МГУ по подготовке молодых кадров наметился определенный крен в сторону увеличения удельного веса педагогического факультета.

К 1928 г. был составлен окончательный список учебно-вспомогательных и научных учреждений медфака 2-го МГУ. В него вошли 7 лабораторий, 10 научно-исследовательских институтов, 20 клиник. В “Обозрении преподавания на медфаке в 1927-1928 годах” отмечалось, что медицинский факультет 2-го МГУ “имеет целью готовить врачей как вполне подготовленных к практической врачебной деятельности, так и в области теоретической медицины... вместе с тем медицинское образование имеет явно выраженный профилактический уклон”.

За годы своего существования медицинский факультет 2-го МГУ внес значительный вклад в здравоохранение страны и развитие высшего медицинского образования, подготовив 6062 врача. К началу тридцатых годов самой логикой своего развития факультет убедительно доказал, что узкие факультетские рамки он перерос и дальнейшее существование целесообразно только в качестве самостоятельного специализированного вуза.

* * *

18 апреля 1930 г. по приказу Наркомпро-са РСФСР № 234 “О реорганизации 2-го Московского государственного университета” на его основе было создано три самостоятельных института, в том числе и 2-й Московский медицинский институт.

В 1930 г. медицинский факультет был реорганизован в лечебно-профилактический, тогда же был открыт первый в стране и

--------------------тШ дело 2.2007 Щ

ш

в мировой практике факультет охраны материнства, младенчества и детства.

С 1930 г. во 2-м ММИ успешно действовали 43 кафедры и клиники. 25 октября 1932 г. постановлением Наркомздрава РСФСР были установлены новые сроки обучения студентов: на дневном отделении лечебно - профилактического факультета хирурги и терапевты обучались 5 лет, на вечернем - 4 года.

В 1934 г. была произведена реорганизация структуры вуза, лечебно-профилактический факультет стал лечебным. В апреле 1936 г. было утверждено распределение клиник и кафедр между деканатами 2-го МГМИ. В состав лечебного факультета вошло 17 кафедр и клиник. Кроме того, студенты лечфака обучались и на кафедрах теоретического (общемедицинского) факультета, образованного в составе 2-го МГМИ в 1935 г.

В сентябре 1936 г. в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) о высшей школе, решено было оставить при 2-м МГМИ два основных факультета: лечебный и педиатрический. В этот период именно на лечебном факультете 2-го МГМИ сосредоточились практически все базовые кафедры и клиники вуза.

В годы Великой Отечественной войны лечебный факультет вместе с институтом был эвакуирован в Омск. В условиях омских госпиталей с успехом был внедрен в практику лечения раненых и больных ряд научных работ, выполненных профессорско-преподавательским коллективом института и его лечфака: исследования академика Л.С. Штерн в области лечения травматического шока, академика С.И. Спасокукоцкого - травм центральной нервной системы, академика М.И. Авербаха -травм глаза.

В сентябре-октябре 1943 г. институт был реэвакуирован из Омска в Москву и возобновил свою работу практически в полном объеме. К 1944 г. на лечебном факультете

2-го МГМИ училось уже 2600 человек.

План приема на лечфак 2-го МГМИ в 1940—1950-е годы составлял 300-400 человек, а общее количество его студентов -около 2000.

К середине 1950-х институт добился весьма существенных для своего времени успехов в научно-исследовательской и практической работе. Клинические кафедры лечфака изучали и практически осваивали новые методы лечения в различных отраслях медицины и передавали их студентам, аспирантам и клиническим ординаторам. Так, например, кафедра общей хирургии применяла кислородотерапию, разрабатывала методику операций на легких и др. Кафедра факультетской терапии освоила применение новых препаратов для лечения ревматизма и бронхиальной астмы.

30 мая 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 2-му МГМИ в связи с 50-летием его основания было присвоено имя великого русского хирурга и анатома Н.И. Пирогова. А в 1966 г. институт широко праздновал свой 60-летний юбилей. 28 ноября 1966 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении института орденом Ленина. Институт стал называться 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова.

В отчетных докладах и выступлениях руководства института в юбилейном году были подчеркнуты значительные успехи и достижения кафедр и клиник 2-го МОЛГМИ. Отмечалось, что в области морфогенеза и регенерации кафедрой гистологии впервые были прослежены общие закономерности значения нервной регуляции для поддержания структурной целостности и нормальной работы органов, тканей и клеток. Кафедрой биологии показана зависимость суточных ритмов митотической активности от характера клеточной дифференци-ровки. На кафедре факультетской хирургии в 1952 г. впервые в СССР была проведена операция на митральном клапане. В 1956 г. впервые в мире проведена операция кава-пульмонального анастомоза при тетраде

Фалло, в 1961 г. осуществлена пластика верхней полой вены, в 1959 г. впервые в СССР выполнена операция при аортальном стенозе, а в 1962 г. создан имплантируемый электростимулятор сердца. Кафедрой патологической анатомии разработаны обобщающие концепции патогенеза атеросклероза. В результате экспериментальных работ, проведенных на кафедре госпитальной терапии, показан механизм компенсации недостаточности кровообращения у больных инфарктом миокарда за счет гиперфункции неповрежденных областей миокарда. На кафедре пропедевтики внутренних болезней разработан оригинальный метод исследования сердечно-сосудистой системы - пульмоангиография. По инициативе кафедры патофизиологии в СССР создана сеть аллергологических учреждений, обеспечивающих диагностику, лечение и профилактику аллергических заболеваний. Кафедрой туберкулеза апробирован и внедрен в практику национальный стандарт туберкулина. Кафедрой инфекционных болезней был разработан и внедрен в практику ряд методов профилактики, диагностики и лечения дизентерии, брюшного тифа, столбняка, дисбактериозов. Кафедрой акушерства и гинекологии разработана система мероприятий, обеспечивающая своевременную диагностику состояния плода, впервые в СССР была применена электрокардиография плода.

В конце 1960-х и в 1970-е годы наш вуз стал головным по планированию и выполнению научных исследований в медвузах республики, оказания помощи в организации учебно-методической работы. Тогда же на лечебном факультете был разработан новый экспериментальный план обучения студентов: акцент был сделан на прикладном значении теории в формировании у студентов клинического мышления.

В 1991 г. 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова был преобразован в Российский государственный медицинский университет. Лечебный факультет стал крупнейшим фа-

культетом университета. Переход на университетскую систему потребовал дальнейшего совершенствования учебных планов, формирования концепции непрерывного образования: от внутривузовской (додип-ломной) к последипломной (интернатура, ординатура, аспирантура) подготовке.

Новейшие достижения медицинской науки, всё возрастающая требовательность к качеству медицинского обслуживания и предупреждения болезней диктовали необходимость дальнейшего совершенствования высшего медицинского образования. В 2000 г. Министерством образования РФ был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040100 “Лечебное дело”.

Лечебный факультет готовит сегодня высококвалифицированных врачей по основным направлениям лечебной деятельности: терапевтов, хирургов, акушеров-гине-кологов и др. Факультет включает 40 кафедр, которые обеспечивают высокий уровень общетеоретической, медико-биологической и клинической подготовки. Кафедры лечебного факультета, как и в прежние годы, тесно связаны с практическим здравоохранением г. Москвы. Базами факультета являются крупнейшие клинические больницы, роддома, амбулаторнополиклинические учреждения.

Сегодня на кафедрах, обучающих студентов лечебного факультета, работают всемирно известные ученые, академики и члены-корреспонденты РАН, РАМН, РАЕН и других академий; заслуженные деятели науки, заслуженные врачи, заслуженные работники здравоохранения, заслуженные работники высшей школы. Это позволяет обеспечивать обучение на высоком учебнометодическом уровне с использованием современных достижений науки.

Славу лечебного факультета составили великие представители медицины -

С.И. Спасокукоцкий, П.Е. Лукомский, И.В. Давыдовский, Б.С. Преображенский,

История РГМУ

Е.И. Марциновский, В.А. Гиляровский,

A.И. Нестеров, А.Н. Бакулев, В.Д. Тима-ков, З.П. Соловьев и другие. Дело замечательных учителей продолжают достойные ученики и последователи. За годы существования лечебного факультета сформировались школы, дающие фундаментальное медико-биологическое, терапевтическое, хирургическое и специальное профессиональное образование.

Медико-биологическое направление возглавляют ведущие ученые: академики РАМН, профессора В.Н. Ярыгин, Ю.М. Лопухин, Ю.П. Лисицын, академик РАЕН, профессор Ю.С. Татаринов, члены-корреспонденты РАМН, профессора Г.В. Порядин, А.А. Терентьев. Общее профессиональное направление включает в себя хирургическую и терапевтическую школу, во главе которых стоят специалисты, широко известные в России и за рубежом: академик РАН и РАМН, профессор

B.С. Савельев, член-корр. РАМН, профессор Ю.М. Панцырев, профессор Ю.А. Нестеренко и многие другие. Одну из известнейших урологических школ возглавляют академик РАМН, профессор Н.А. Лопат-кин и член-корреспондент РАМН, профессор Е.Б. Мазо. Традиции терапевтической школы академиков А.И. Нестерова и П.Е. Лукомского продолжают их ученики -академик РАМН, профессор Г.И. Сторожа-ков, член-корр. РАМН, профессор Ю.Б. Белоусов, профессора Б.Я. Барт,

В.А. Люсов, Н.А. Шостак и другие. Оф-

тальмологическую школу возглавляет академик РАМН, профессор А.П. Нестеров. Целое направление в неврологии возглавляют академик РАМН, профессор Е.И. Гусев и член-корреспондент РАМН, профессор В.И. Скворцова. Широко известны в России и за рубежом дерматовенерологическая школа академика РАМН, профессора Ю.К. Скрипкина, оториноларингологичес-кая школа члена-корреспондента РАМН, профессора В.Т. Пальчуна.

Лечебному факультету РГМУ принадлежит значительная роль в формировании высшего медицинского образования. На каждом этапе развития страны перед медицинской наукой ставились задачи, отвечавшие насущным потребностям времени и общества. В начале ХХ века это были задачи борьбы с эпидемиями, затем - задачи оказания современной медицинской помощи, позже - задачи внедрения профилактического направления в практическую врачебную деятельность и формирования врачебного мышления в преподавании. С уверенностью можно сказать, что в решении всех этих проблем лечфак РГМУ принимал непосредственное участие. Всего за время существования лечебного факультета было осуществлено 95 выпусков дневной и 40 выпусков вечерней форм обучения, подготовлено свыше 30 тысяч вра-чей-лечебников. Сегодня наш факультет дает возможность получить специализацию практически по всем направлениям современной медицины.

Продолжается подписка на журнал

“Лечебное дело” —

периодическое учебное издание РГМУ

Подписку можно оформить в любом отделении связи России и СНГ.

Журнал выходит 4 раза в год. Стоимость подписки на полгода по каталогу агентства “Роспечать” - 60 руб., на один номер - 30 руб. Подписной индекс 20832.

ІІННіК 1ГГЕ

ІІГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.