УДК 371.2; 371.64/.69
И. Г. Санникова
ТЬЮТОРСТВО КАК ВЕДУЩАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена рассмотрению проблем организации в условиях сельской школы профильного обучения как главного условия доступности и качества образования, а также кадровому обеспечению процесса профи-лизации - моделям тьютеров.
Ключевые слова: тьютор, профильное обучение, образование, сельская малокомплектная школа, качество образования, доступность образования.
Словосочетание «дистанционное образование», то есть образование на расстоянии с использованием компьютерных технологий (обучающих программ, электронных учебников, объективных контрольно-измерительных материалов, способных оценить уровень знаний учащихся на расстоянии от экзаменатора, и т. д.), прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трех десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «дистанционное образование», впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». Содействие развитию дистанционного образования определено как приоритетная задача в статье 126 Маастрихтского договора - учредительного договора Европейского союза.
В последние годы правительство Российской Федерации предпринимает значительные шаги для модернизации учебного процесса в школах, и, в частности, реализованы проекты глобальной компьютеризации сельских школ и развития телекоммуникаций. Складывающаяся в настоящее время образовательная среда предоставляет новые возможности для решения проблемы школы, но и требует новых подходов как к организации учебного процесса, так и к подготовке кадров, способных решать задачи, необходимые для повышения доступности качественного общего образования.
Если для школ с углубленным изучением отдельных дисциплин использование дистанционных и информационно-коммуникационных технологий -лишь один из ресурсов получения знаний, то для малокомплектных школ (МКШ), возникших по демографическим причинам, дистанционные формы образования - не только возможность, но и реаль-
ная необходимость. Новые дистанционные и информационно-коммуникационные технологии призваны решить основную специфическую проблему малокомплектной школы, заключающуюся в том, что при соблюдении экономически оправданного соотношения штатного преподавательского состава в расчете на одного учащегося в ней невозможно обеспечить высокое качество учебного процесса.
Томским государственным педагогическим университетом по заданию Федерального агентства по образованию Российской Федерации в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (подпрограмма «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования») была выполнена научно-исследовательская работа по формированию содержания подготовки учителей-тьюторов дистанционного образования для основной школы, подготовлены проекты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Кроме того, подготовлены примерные учебные планы с присвоением квалификации «бакалавр дистанционного образования» (тьютор) для основной школы по трем профилям: гуманитарный, физико-математический, естественно-научный. Предложенные стандарты не были введены в действие, однако проделанная коллективом университета работа позволяет приступить к подготовке кадров для обеспечения дистанционных технологий обучения в малокомплектных школах через систему дополнительного образования учителей.
Перед системой общего образования реально стоит задача подготовки тьюторов дистанционного образования МКШ и специалистов (руководителей) центров дистанционного образования, наделенных принципиально новыми (на основе компетентност-ного подхода) знаниями, умениями и навыками.
Тьютора дистанционного образования МКШ должны отличать углубленное знакомство с компьютерными технологиями и возможностями их применения при изучении дисциплин соответствующего направления (профиля подготовки); специальные психолого-педагогические знания, связанные с использованием современных дистанционных образо-
вательных технологий и технических средств обучения; обладание теоретическими и практическими знаниями в области управления педагогическими системами; углубленные психологические знания и практические умения для работы в МКШ и одновременной работы с детьми разных возрастов.
Тьютор дистанционного образования должен быть подготовлен выполнять несколько функций (компетенций): сопровождение учебного процесса с использованием информационных технологий, особенно дистанционных; управление учебным процессом дистанционного образования: создание структуры взаимодействия между участниками учебного процесса - учителем и учеником, учителями и учениками малокомплектной и полнокомплектной школ; диагностика личности учащегося и организация работы в группе учащихся разных возрастов и психологических типов (темпераментов); контроль качества знаний, полученных посредством инновационных средств и форм обучения.
Специалиста (руководителя) ресурсного центра дистанционного образования должны отличать углубленное знание предмета (в соответствии с профилем подготовки) и современных педагогических технологий обучения; базовые знания сетевого системного программного обеспечения; базовые знания и умения использования прикладного программного обеспечения, предназначенного для поддержки дистанционного образования; специальные психологопедагогические знания, связанные с созданием и использованием аудиовизуальных технологий обучения; базовые знания и умения по созданию и обслуживанию локальной компьютерной сети.
Специалист (руководитель) ресурсного центра дистанционного образования должен быть подготовлен к выполнению следующих функций (компетенций): обеспечение взаимодействия между участниками учебного процесса с использованием дистанционных и информационных технологий; организация работ по созданию новых и адаптации
имеющихся обучающих средств (информационных продуктов) с учетом конкретных региональных особенностей; создание новых и адаптация имеющихся контрольно-измерительных материалов для системы контроля качества знаний по определенному предмету.
Специалист (руководитель) ресурсного центра дистанционного образования востребован в качестве руководителя или консультанта центра дистанционного образования (базовой школы - центра нескольких учебных заведений); высококвалифицированного специалиста-разработчика современных средств обучения и контроля качества знаний; учителя с углубленными знаниями предмета и современными инновационными технологиями обучения, в том числе в старшей профильной школе.
Система дополнительного образования учителей, кроме подготовки тьютеров дистанционного образования, предполагает обеспечение таких потребностей системы общего образования, как переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. Переподготовка особенно востребована в связи с неизбежной проблемой много-предметности в работе учителя МКШ. Повышение квалификации должно быть направлено как на углубление и обновление знаний по специальности учителя (например, для ведения дисциплин профильной подготовки), так и на расширение психо-лого-педагогической компетентности (менеджмент в сфере образования, современные образовательные технологии, инновационные методики преподавания, современные требования в организации учебного процесса и др.).
Соответственно, управленческо-педагогическая команда МКШ есть специально созданная группа людей (возможно, педагогический коллектив) для комплексных структурных изменений дидактической, воспитательной, научно-методической, управленческой, ресурсной подсистем данного вида общеобразовательного учреждения.
Санникова И. Г., заместитель проректора по учебной и воспитательной работе.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.09.2010.
I. G. Sannikova
TUTORIAL SYSTEM AS LEADING MODEL FOR TRAINING TEACHERS FOR UNGRADED SCHOOLS
The article is devoted to the problems of organization of specialized education in rural schools as the main condition for the availability and quality of education, as well as to the staffing process professional work - models of tutors.
Key words: tutor, specialized education, education, rural ungraded schools, quality of education, access to education.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]