Научная статья на тему 'Тьюторство как условие результативности внедрения модульной технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза'

Тьюторство как условие результативности внедрения модульной технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОБИЛЬНОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / САМООБУЧЕНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / VARIATION IN TEACHING METHODS1 / EDUCATIONAL SUPPORT / MOBILITY3 / FLEXIBILITY / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PATH / SELF-LEARNING / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанова С. Е., Кравченко И. П.

Рассматриваются методы индивидуального сопровождения при использовании модульной системы обучении студентов иностранному языку в условиях реформирования современной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutoring as effectiveness condition of introducing the modular technology of professionally-oriented language learning for students of a non-linguistic university

The article deals with the possibility of using the individual maintenance techniques of the modular system in the process of teaching students a foreign language under the circumstances of reforming the modern system of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «Тьюторство как условие результативности внедрения модульной технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 371.3

ТЬЮТОРСТВО КАК УСЛОВИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

© С. Е. МАЗАНОВА, И. П. КРАВЧЕНКО Балтийский Федеральный Университет имени Иммануила Канта, кафедра иностранных языков e-mail: mazasnova@list.ru

Мазанова С. Е., Кравченко И. П. - Тьюторство как условие результативности внедрения модульной технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 860-862. - Рассматриваются методы индивидуального сопровождения при использовании модульной системы обучении студентов иностранному языку в условиях реформирования современной системы высшего образования.

Ключевые слова: вариативность методов обучения, педагогическое сопровождение, мобильность, гибкость, технология, образовательная траектория, самообучение, самоорганизация.

Mazanova S. E., Kravchenko I. P. - Tutoring as effectiveness condition of introducing the modular technology of professionally-oriented language learning for students of a non-linguistic university // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 860-862. - The article deals with the possibility of using the individual maintenance techniques of the modular system in the process of teaching students a foreign language under the circumstances of reforming the modern system of higher education in Russia.

Keywords: variation in teaching methodsl, educational support, mobility3, flexibility, technology, educational path, selflearning, self-organization.

Успешное внедрение модульной технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза позволяет успешно осуществить педагогическое сопровождение студента и помочь обеспечить студенту развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять самоуправление учебнопознавательной деятельностью. Именно такая «новая» организация учебного процесса, которая предполагает переход обучения на субъект - субъектную основу, требует появления такого человека, который бы помог студенту выбрать свою траекторию обучения. Таким человеком является тьютор, который должен хорошо знать учебный план и весь набор дисциплин, которые предстоит данному студенту преодолеть [3,5].

С переходом на модульную систему обучения, в высшей школе сегодня активно ведется разработка методов индивидуального сопровождения студентов. В этой связи большой интерес представляет изучение истории зарождения успешно функционирующей ныне в европейских и американских университетах системы тьюторства (наставничества), насчитывающей уже более четырехсот лет практического применения и базирующейся на принципе педагогического

сопровождения студентов. Богатый опыт заставляет нас пристальнее вглядеться в историческое наследие британской системы образования и обратить внимание на трудности, с которыми сталкивалось в своем развитии тьюторство.

Тьюторство, ставшее отличительной особенностью английской системы образования, зародилось в ходе развития форм и способов аристократического воспитания. Воспитание и образование аристократии стало своеобразным локомотивом, движущим педагогическую мысль страны, определившим основные принципы развития британского образования вплоть до настоящего времени. [6]

Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун» [7]. Тью-торство как одна из институционализированных форм наставничества возникла в первых Британских университетах - Оксфорде (XII век) и Кембридже (xIII век), главной задачей которых была подготовка духовенства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры. По традиции эти университеты давали только гуманитарное образование [1].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

В отличие от немецкой модели университета, основывающейся на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за каждой кафедрой, которую приняло наше российское образование, английский университет не заботился о том, чтобы студенты слушали именно определенные курсы. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Первые пять постоянных кафедр (греческого и европейского языков, римского права и медицины) были введены только в начале XVI века.

К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы. Тьютор -ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системой, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVШ-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года [1].

Процесс обучения в вузе, при переходе на модульную систему обучения, требует такого наставника, который бы не только руководил обучением студента, но и участвовал в его воспитательном процессе как будущего специалиста.

Именно в воспитательном процессе немаловажную роль играют субъект - субъектные отношения между куратором и студенческой группой. Этот процесс является постепенным и включает в себя три этапа:

I этап - субъектно - отчужденные отношения;

II этап - субъект - объектные отношения;

III этап - непосредственно субъект - субъектные отношения.

Каждый этап является тем «шагом», который позволяет решить частную задачу целей субъект -субъектных отношений.

На первом этапе решается проблема, позволяющая преодолеть «отчужденность студентов». На этом этапе необходимо развить следующие качества студента к самому себе:

- интерес и позитивное отношение;

- эмоциональный контакт и познавательную самостоятельность;

- внутреннюю мотивацию и рефлексивные способности.

именно эти качества позволят студентам осознать себя субъектом в дальнейших субъект - субъектных отношениях. Для достижения этих (вышеперечисленных) задач необходимо «познакомить» студента с самим собой и сформировать потребность познать себя: выявить уровень уверенности в себе и удовлетворенности своим вузом; своей будущей профессией; стиль общения и оценка приоритетных качеств в общении с людьми. Использование тренингов общения, дискуссий, методик, способствующих стимулировать студента выражать свои чувства, проектирование жизненных и профессиональных стратегий индивидуального и группового развития позволит преобразовать группу в субъект и перейти с субъектно -отчужденного уровня развития отношений на субъект - субъектный [2].

Задачей второго этапа является развитие интереса к личности другого, осознание его самоценности. Основой формирования и развития навыков субъект -субъектного взаимодействия станет активная личная позиция, обретенная студентами на первом этапе. На втором этапе необходимо создание таких ситуаций, которые позволят студентам выйти за пределы эгоистической позиции, но только эта позиция должна быть неконструктивной и тогда цель окажется достижимой. Приобретая навыки самостоятельности, студенты становятся субъектами деятельности в системе студенческого самоуправления. На фоне возрастающей самостоятельности студенты участвуют в определении задач будущей профессиональной деятельности.

На третьем этапе, который получил также название этапа сотворчества, приняв субъектность другого, стало возможным перейти на субъект - субъектные отношения куратора с группой и осуществить процесс взаимодействия равноправных и равноценных партнеров (тьютора и студенческой группы) [2].

Главная задача деятельности куратора состоит в избавлении студентов от группового эгоизма и неадекватной самооценки. Именно это позволит будущему специалисту самостоятельно решать проблемы.

Согласно социологическому опросу, проведенному в МГУ им. Н. П. Огарева (Московский Гуманитарный университет), студенты дают следующие определения тьютору: «Оптимистически настроенный мобильный педагог, который легко ориентируется в ситуациях и гибко реагирует на все нюансы межличностного и межнационального общения. Он умеет планировать работу и достигать не только ближайшие, но и перспективные цели, чутко реагировать на изменения вкусов, интересов студентов, сохраняет приверженность общечеловеческим ценностям и этическим идеалам. Такой педагог продуктивно сотрудничает с людьми, имеющими другие взгляды и убеждения. Мобильная личность педагога, обладающего творческим потенциалом, свободно ориентирующегося и умеющего не только сделать правильный выбор, но и

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

отстоять свое мнение, владеющего духовными ценностями и способного в полной мере осуществить образовательную программу» [4].

Отечественные вузы имели опыт кураторства; это успешно работало и имеет смысл вернуться к этому.

Из вышесказанного можно заключить, что тью-торство, при внедрении модульного подхода в обучении, имеет огромное практическое значение в воспитании и формировании личности специалиста в соответствии с требованиями сегодняшнего времени. При переходе с субъект-объектных на субъект-субъекные отношения необходимо появление такого человека, который бы помог студенту выбрать свою образовательную траекторию. Таким человеком является тьютор (куратор, наставник), который должен хорошо знать учебный план и весь набор дисциплин, который предстоит данному студенту преодолеть. Статус «субъекта», как одного из важнейших показателей субъект-субъектных отношений образовательного процесса в вузе, обеспечивается модульной технологией естественным образом, а не по разрешению извне. Студент сам планирует способы, темп, место работы, оценивает свои возможности, уровень притязаний, принимает решение о продвижении к следующему уровню.

Правильная организация воспитательного процесса в вузе способствует воспитанию будущего специалиста, обладающего профессиональной компетенцией.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белякова Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в Британской высшей школе. Высшее образование сегодня, 2006. № 8.

2. Зарубежный опыт реформ в образовании. Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. 2000. № 2.

3. Кролевецкая Е. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой // Вестник высшей школы «Альма Матер», 2006. № 7.

4. Мартынова М. Д. Управление процессом становления студентов через институт кураторства. университетское управление: практика и анализ Екатеринбург, 2004. № 5, 6.

5. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.

6. Шуркова Н. Е., Питюков В. Ю. Новые технологии в воспитательном процессе. М., 1993. С. 3-12.

7. Hornby A. S. Oxford Student’s Dictionary of Current English. M., 1984. Р. 523.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.