Е. H. Моисеева
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ (на материалах Республики Мордовия)
Работа представлена кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Ф. А. Айзятов
Социальное служение православной церкви в тюрьмах имеет глубокие исторические корни. Первые тюремные попечительства в России появились еще в 1819 г. Для Мордовии, на территории которой находятся 17 000 заключенных, 90 % которых - потомки православных христиан, данная проблема особенно актуальна. Основные направления служения - духовная поддержка, гуманитарная, медицинская и правовая помощь.
Ключевые слова: тюремные церкви, социальное служение, православие, заключенные, духовная поддержка, гуманитарная помощь.
Social services of the Russian orthodox Church in prisons have deep historical roots. The first prison guardianships appeared in Russia as long ago as 1819. This problem is very acute for Mordovia, on the territory of which there are 17,000 convicts, 90 % of whom are descendants of Russian Orthodox Christians. The main trends of services are spiritual support, humane, medical and legal assistance.
Key words: prison churches, social services, charity, orthodoxy, convicts, spiritual support, humane assistance.
Одним из направлений социального служения Русской православной церкви является духовная поддержка заключенных в условиях пенитенциарной системы. Идея исправления, как одна из задач по отношению к заключенным, развилась из христианской заповеди посещать заключенных и заботиться о спасении их душ. В христианстве доброе отношение к узникам ради их исправления имеет глубокую основу. Иисус Христос сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 36)1. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» говорится о том, что русская православная традиция предполагает милость к падшим, настаивает на необходимости человечного отношения к подозреваемым и подследственным. Жестокое и недостойное обращение с такими людьми способно укрепить их на неправом пути или толкнуть на него. Цер-
ковью осуждаются пытки и различные формы унижения подследственных2.
Служение православной церкви в деле перевоспитания преступивших закон имеет глубокие исторические корни. История тюремного попечительства в России начинается со времен правления императора Александра I, когда в 1819 г. он утвердил правила для Попечительного общества о тюрьмах, а с 1820 г. Попечительное общество на свои средства начинает устраивать тюремные церкви. В соответствии с положениями закона Российской империи от 15 июня 1887 г. священники, диаконы и псаломщики, состоящие при местах заключения, относились к аппарату управления местами лишения свободы, а по должностному окладу священник приравнивался к начальнику тюрьмы. Тюремные общества просуществовали до 1893 г., когда их преобразовали в тюремно-благотворительные комитеты, лишив при этом большинства
3 18
Региональный аспект социального служения Русской православной церкви..
полномочий. С этого времени тюремно-благотворительные комитеты занимались только вопросами материальной помощи заключенным. В 1918-1919 гг. церкви в тюрьмах были закрыты и посещение заключенных закончилось3.
Международные правовые акты, законодательство современной России предоставляют каждому человеку право на свободу вероисповедания. Соблюдение общечеловеческих прав гарантируется также и заключенным, для которых создаются соответствующие условия реализации их духовных устремлений. За рубежом в местах лишения свободы окормление осужденных осуществляют пенитенциарные капелланы и тюремные братства. В США капелланская служба объединяет представителей 26 религиозных организаций. В Германии капелланы входят в штат тюремной администрации. В тюремные братства, работающие за рубежом, входят юристы, врачи, воспитатели, которые весь смысл своей жизни видят в оказании помощи заключенным. Они помогают больным заключенным; окормляют их до окончания срока; навещают их родственников, детей, оказывая им помощь; обучают заключенных различным гражданским профессиям, работе на компьютере; для заключенных, чей срок подходит к концу, подыскивают работу на свободе4.
В России подобное служение возобновилось в 90-е гг. прошлого века. Взаимодействие церкви и пенитенциарной системы основывается на договорах с руководством соответствующих ведомств. Епархии заключили соглашения с Министерством внут-ренних дел, Министерством юстиции по оказанию взаимопомощи в деле социального служения и духовному окормлению как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы. С этого времени православные пастыри ведут работу по духовному возрождению осужденных, совершают в исправительных учреждениях и следственных изоляторах богослужения, Таинства Крещения, Исповеди, Венчания, организуют занятия в воскресных школах,
участвуют в благотворительной и попечительской деятельности. При активном участии священнослужителей в пенитенциарных учреждениях России строятся храмы, церкви, молельные комнаты.
На территории Мордовии находятся 17 000 заключенных, 90% которых - потомки православных христиан. В 1996 г. при Саранской епархии был образован Отдел по связям с военными ведомствами и правоохранительными органами, который и взял на себя дело социального служения в многочисленных тюрьмах и колониях Мордовии. В связи с возникшими потребностями и многочисленными просьбами осужденных о духовно-религиозном попечении, за всеми 16 колониями были закреплены 24 священнослужителя Саранской Епархии и определен режим посещения колоний -2 раза в месяц5.
Христианская поддержка заключенных включает передачу в библиотеки колоний литературы духовно-нравственного содер-жания; раздачу заключенным и персоналу книг, брошюр, нательных крестиков, иконок; помощь в создании храмов в местах лишения свободы, молельных комнатах в следственных изоляторах и колониях; индивидуальную христианскую переписку с осужденными; поддержку общин верующих осужденных и социальную помощь, в том числе детским колониям, Домам ребенка в женских колониях. Для многих заключенных - это одна из немногих возможностей достойно перенести суровые испытания неволей, морально не сломаться, остаться физически и психическим здоровыми. Основой духовно-нравственной помощи осужденным являются христианские принципы, обращение к мудрости и духовным ценностям, содержащимся в слове Божием и в святоотеческой литературе. Эффект духовного прозрения осужденных наиболее заметен. Воцерковленная часть этой категории бросает курить, употреблять нецензурные выражения, перестает нарушать режим содержания и даже утрачивает наркотическую зависимость во многих случаях.
3 19
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Многие после освобождения решаются связать свою жизнь с православной церковью, становятся насельниками монастырей, иконописцами, реставраторами, чтецами, певчими, звонарями. А главное, эта часть заключенных после освобождения не совершает новых преступлений.
В Дубравлаге (крупнейшем из мордовских лагерей) силами заключенных устроено 20 молельных комнат, в восьми из которых имеются алтари и служится литургия. Каждый год около 200 человек в тюрьмах принимают Святое крещение, 800-1000 человек исповедуются и причащаются, десятки соборуются. В поселке Явас, центре учреждения ЖХ-85 освящена церковь прп. Серафима Саровского, в строительстве которой принимали участие многие колонии. Сам Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий не единожды посещал подобные тюремные обители6.
Церковь ведет не только проповедническую работу, но и активно участвует в благотворительной и попечительской деятельности, основными направлениями которых являются гуманитарная помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви и других материальных ценностей, а также медицинская помощь. Медицинская помощь заключается в закупке медицинского оборудования и медикаментов для медсанчастей и больниц мест лишения свободы, проведении акций по борьбе с туберкулезом, посещении тюремных больниц, общение с тяжелобольными и умирающими.
Отдельные мероприятия по социальному служению перенимаются из опыта работы епархий соседних регионов - Чувашии, Воронежской и Нижегородской областей, в исправительных колониях которых на протяжении ряда лет проводятся торжественные пасхальные службы с крестным ходом и всенощным бдением, организуются духовные хоры из числа осужденных, театрализованные представления на евангельские сюжеты, просмотры видеофиль-мов духовного содержания, прослушивание аудиозаписей духовной музыки, работают
бригады осужденных, занимающиеся изготовлением икон и церковной утвари.
Постоянное внимание представителей РПЦ к проблемам уголовно-исполнительной системы, активная поддержка и содействие в ее реформировании вызывают глубокую признательность Министерства юстиции РФ. Так, почетный знак Министерства юстиции РФ «За отличие в службе» II степени вручен начальником исправительного учреждения ЖХ-385 генерал-майором Михаилом Побудилиным наместнику Са-наксарского Рождество-Богородичного монастыря Саранской епархии архимандриту Варнаве (Сафонову) за личный вклад в дело воспитания осужденных и распространения духовности в местах лишения свободы. Архимандрит Варнава и вверенная ему братия окормляют заключенных двух колоний в поселке Барашево - № 3 и 21, где размещена многопрофильная больница УИН « Дубравное»7.
Состояние и перспективы сотрудничества территориальных органов уголовно-исполнительной системы (в настоящее время Федеральной службы исполнения наказаний) Министерства юстиции России с епархиальными управлениями РПЦ ежегодно рассматриваются на совместных конференциях и совещаниях, а также в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений.
Несмотря на активное продвижение работ в деле социального служения в условиях пенитенциарной системы, имеется еще множество проблем. Так, к сожалению, не во всех тюремных храмах еще есть священники. Серьезной проблемой является деятельность религиозных сект, таких как «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», оказывающих значительную гуманитарную помощь колониям с целью насаждения своих учений. Православная вера требует соблюдения поста, подготовки к исповеди, что в условиях колонии не допускается и может привести к таким последствиям, как помещение в карцер. Некото-
рые из осужденных-убийц не раскаивают- В целом процесс духовного служения в
ся в содеянном и даже, наоборот, говорят, условиях пенитенциарной системы очень
что надо было сделать это еще раньше. По труден, что требует от священнослужителей
церковным правилам допускать таких к Та- огромных внутренних сил и веры. Поэто-
инству Причащения Святых Христовых му в духовных учебных заведениях особое
Тайн не разрешается, но, с другой сторо- внимание следует уделять подготовке свя-
ны, нельзя обойти их милостью. щенников для мест лишения свободы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета, канонические в русском переводе. Перепечатано с Синодального издания. М., 1989. 292 с.
2 Основы социальной концепции Русской Православной церкви // Церковь и время. 2000. № 4. С. 61
3 Бортникова О. Н. Православные тюремные церкви (исторический аспект) // Основы государства и права. 1999. № 5. С. 61-63.
4 Практика тюремного служения: Материалы семинара Московской духовной академии. Сергиев Посад, 2002. С. 58.
5 Материалы Отчета Саранского Епархиального Управления за 2006 год.
6 Варсонофий, архиеп. Саран. и Мордов. Юбилеи: Послания, речи, обращения. Саранск: Тип. «Краен. Okt.», 2001. С. 127.
7 Наместник монастыря Саранской епархии награжден почетным знаком Минюста // Саранские епархиальные ведомости. 2004. № 3. С. 33.