Научная статья на тему '"ТЯЖКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ" В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ'

"ТЯЖКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ" В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДИСКРЕЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / GRAVE CONSEQUENCES / OBJECT OF A CRIME / QUALIFICATION OF A CRIME / CRIMES AGAINST MILITARY SERVICE / CORPUS DELICTI / DISCRETIONARY POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Адъхамжон Бургутович

В статье исследуется проблема оценки «тяжких последствий» для использования при квалификации преступления против военной службы. Исследовано уголовное законодательство некоторых стран Содружества Независимых Государств на предмет наличия термина, раскрывающего содержание «тяжких последствий». Выявлена закономерность, согласно которой обстоятельства, приведенные в качестве примеров наступления «тяжких последствий», могут самостоятельно участвовать в квалификации уголовного преступления. В связи с этим, для правильной квалификации преступления, при наличии в норме «тяжких последствий», необходимо изучить объективные и субъективные признаки каждого преступного деяния, посягающего как на основной, так и на дополнительные объекты уголовно-правовой охраны. Подверглась критике практика предоставления правоохранительным органам дискреционных полномочий по определению степени тяжести последствий при квалификации противоправного деяния. Предлагается авторская редакция термина «тяжкие последствия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"GRAVE CONSEQUENCES" IN CRIMES AGAINST THE MILITARY SERVICE

The article examines the problem of assessing "grave consequences" for use in qualifying a crime against military service. Investigated the criminal legislation of some countries of the Commonwealth of Independent States for the presence of a term that reveals the content of "grave consequences". A regularity has been revealed according to which the circumstances given as examples of the onset of “grave consequences” can independently participate in the qualification of a criminal offense. In this regard, for the correct qualification of a crime in the presence of “grave consequences” in the norm, it is necessary to study the objective and subjective signs of each criminal act that encroaches on both the main and additional objects of criminal law protection. The practice of granting law enforcement agencies discretionary powers to determine the severity of consequences when qualifying a wrongful act was criticized. The author's edition of the term “grave consequences” is proposed.

Текст научной работы на тему «"ТЯЖКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ" В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

5.11. «Тяжкие последствия» в преступлениях против военной службы

©Ахмедов Адъхамжон Бургутович

Академия Вооруженных Сил Республики Узбекистан, г.Ташкент, Узбекистан [email protected]

Аннотация

В статье исследуется проблема оценки «тяжких последствий» для использования при квалификации преступления против военной службы. Исследовано уголовное законодательство некоторых стран Содружества Независимых Государств на предмет наличия термина, раскрывающего содержание «тяжких последствий». Выявлена закономерность, согласно которой обстоятельства, приведенные в качестве примеров наступления «тяжких последствий», могут самостоятельно участвовать в квалификации уголовного преступления. В связи с этим, для правильной квалификации преступления, при наличии в норме «тяжких последствий», необходимо изучить объективные и субъективные признаки каждого преступного деяния, посягающего как на основной, так и на дополнительные объекты уголовно-правовой охраны. Подверглась критике практика предоставления правоохранительным органам дискреционных полномочий по определению степени тяжести последствий при квалификации противоправного деяния. Предлагается авторская редакция термина «тяжкие последствия».

Ключевые слова: тяжкие последствия, объект преступления, квалификация преступления, преступления против военной службы, состав преступления, дискреционные полномочия.

Для цитирования: Ахмедов А.Б. «Тяжкие последствия» в преступлениях против военной службы //Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №6. С. 140-145.

«Grave consequences» in crimes against the military service

©Akhmedov Adkhamjon Burgutovich

Academy of the Armed Forces of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan [email protected]

Abstract

The article examines the problem of assessing "grave consequences" for use in qualifying a crime against military service. Investigated the criminal legislation of some countries of the Commonwealth of Independent States for the presence of a term that reveals the content of "grave consequences". A regularity has been revealed according to which the circumstances given as examples of the onset of"grave consequences" can independently participate in the qualification of a criminal offense. In this regard, for the correct qualification of a crime in the presence of"grave consequences" in the norm, it is necessary to study the objective and subjective signs of each criminal act that encroaches on both the main and additional objects of criminal law protection. The practice of granting law enforcement agencies discretionary powers to determine the severity of consequences when qualifying a wrongful act was criticized. The author's edition of the term "grave consequences" is proposed.

Keywords: grave consequences, object of a crime, qualification of a crime, crimes against military service, corpus delicti, discretionary powers.

For citation: Akhmedov A.B. «Grave consequences» in crimes against the military service // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №6. Pp. 140-145. (in Russ.).

Введение. Постановка проблемы

К числу не определенных законодателем дефиниций относятся «тяжкие последствия»,1 которые являясь признаком основного состава преступления, непосредственно участвуют при квалификации противоправного деяния.

Отсутствие единого понимания в установлении критериев тяжести преступных последствий создает определенные сложности в правоприменительной практике адвокатов, а также органов следствия и суда.

Тогда как направленность уголовной политики Республики Узбекистан на концептуальном уровне предусматривает устранение правовых пробелов, коллизий и

«белых пятен» в уголовном законодательстве, совершенствование правового значения терминов и понятий,2 что также обуславливает актуальность темы исследования.

Оценка тяжести последствий в преступлениях против военной службы

Оценка определения тяжести последствий в преступлениях против военной службы, представляет интерес ввиду особого характера отношений.

В Уголовном кодексе Республики Узбекистан признак «тяжкие последствия» участвует в квалификации 14 составов преступлений против порядка несения военной

1 «Тяжкий, Тяжёлый - суровый, очень серьёзный»; «Послед-

ствие - следствие чего-либо». Ожегов С.И., Словарь русского языка. Издание третье. - М.; 1953., 848 с., С.757; 516.

2 Концепция совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан, утвержденная постановлением Президента рУз № ПП-3723 от 14.05.2018 г., - Нац.база данных законодательства РУз - Ьвх.ии. (01.10.2018 г., № 06/18/5547/1975).

службы.3 Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит 13 составов воинских преступлений, предусматривающих ответственность за наступление «тяжких последствий».4 В главе Воинские уголовные правонарушения Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрено 17 составов, в квалификации которых участвуют «тяжкие последствия».5 В Уголовном кодексе Кыргызской Республики 9 норм о воинских преступлениях предусматривают ответственность за причинение «тяжкого вреда».6 Республика Молдова в разделе о воинских преступлениях своего Уголовного кодекса предусмотрела 14 уголовно-наказуемых «тяжких последствий».7 Воинские преступления УК Российской Федерации предусматривают 17 составов преступления против военной службы, в которых предусмотрен квалифицирующий признак «тяжкие последствия».8 Преступления против военной службы Уголовного кодекса Республики Таджикистан содержат 17 составов, где одним из квалифицирующих признаков являются «тяжкие последствия».9 «Тяжкие последствия» предусмотрены в 21 норме о воинских преступлениях УК Туркменистана.10 Украина в разделе Преступления против установленного порядка несения военной службы (Военные преступления) предусмотрела 17 составов с присутствием «тяжких последствий».11

Несмотря на существующую проблему, нормативное разъяснение понятию дано лишь в уголовном законодательстве Казахстана и Кыргызстана. Так, по смыслу п.4 ст. 3 УК Республики Казахстан, под «тяжкими последствиями» понимаются случаи причинения тяжкого вреда здоровью или смерть человека, массовые заболевания людей, вред окружающей среде, нежелательная беременность, техногенное или экологическое бедствие, причинение крупного и особо крупного ущерба, срыв исполнения боевой задачи, создание угрозы безопасности государства, катастрофы и аварии, снижение боевой готовности и боеспособности войск, вывод из строя боевой техники.

«Тяжкий вред», согласно УК Кыргызстана, предусматривает наступление тяжкого вреда здоровью, заражение лица вирусом иммунодефицита человека либо другой неизлечимой инфекционной болезнью, незаконное лишение свободы (более 30 дней), техногенная катастрофа, экологическое бедствие, крупный или особо крупный материальный ущерб, срыв выполнения боевой задачи.

Однако, предпринятое на законодательном уровне авангардное решение, по нашему мнению, не в полной мере может предусмотреть исчерпывающий перечень последствий, фактически являющихся тяжкими, поскольку процессы общественного и государственного развития обуславливают изменение правового поля и человеческих ценностей - «времена меняются и мы меняемся с ними» (témpora mutantur et nos mutamur in illis).12

3 Уголовный Кодекс Республики Узбекистан, 1995. - Нац.база данных законодательства РУз - Lex.uz. (22.07.2020 г., № 03/20/629/1087).

4 Уголовный Кодекс Республики Беларусь. С изм. и доп. от 23.11.2019. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, http://www.pravo.by. (31.08.2020).

5 Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изм. и доп по состоянию на 07.07.2020 г.), ИПрэ:// online.zakon.kz/ аооитвт/?аос_1а=31575252 (16.08.2020).

6 Уголовный Кодекс Кыргызской Республики (с изм. и доп. по состоянию на 24.07.2020 г.). http://continent-online.com/Document/. (31.08.2020).

7 Уголовный Кодекс Республики Молдова от 18.04.2002 года №

985-ХУ (с изм. и доп. по состоянию на 09.07.2020 г.). http://continent-

online.com.(30.08.2020).

Политическая, социальная и экономическая трансформация общественных отношений приводит к изменению понятий о тяжести преступных последствий и их наказуемости, изменяя форму и содержание всего института уголовной ответственности. Тому примером могут служить процессы пенализации и депенализации, а также криминализации и декриминализации в целом уголовного законодательства.

В этой связи представляет интерес, предлагаемая Гаухманом Л.Д., классификация уголовно-правовых последствий, согласно которой «тяжкие последствия» относятся к оценочным по описанию в законе и к дополнительным по значению для квалификации преступления. [Гаухман, 2001: 111]

Существуют и другие мнения по проблеме оценки уголовно-наказуемых тяжких последствий.

К примеру, Попова Ю.П. считает, что необходимым условием правильной квалификации преступления и избрания правильной меры наказания, является качественная однородность и единообразная терминология, выражающая степень тяжести последствий. [Попова, 2006]

Иного мнения по поводу оценочных понятий придерживается Анисимова И.А., которая считает, что по своей сути это искусственные юридические понятия, которым законодатель специально не дал точного значения. [Ани-симова, 2008]

Кудрявцев В.Н. относит признание преступных последствий тяжкими, к дискреционным полномочиям суда, вместе с тем, считает, что любое судебное решение, связанное с применением оценочных понятий, должно быть мотивировано, основано на законе и на доказанных по делу фактах. [Кудрявцев, 1972: 138-139]

Авторы комментария к Закону об уголовной ответственности за воинские преступления в редакции от 1986 года, к тяжким последствиям относят: срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, серьезное затруднение выполнения боевой задачи (на боевом дежурстве, в карауле), несчастные случаи с людьми, выход из строя средств боевой техники и вооружения, причинение существенного, крупного материального ущерба, умышленного менее тяжкого и тяжкого телесного повреждения, неосторожное убийство, самоубийство потерпевшего, вред, причиненный интересам Вооруженных Сил, потерю управления войсками в боевой обстановке, дезорганизацию подразделения перед лицом противника, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в карауле, на боевом дежурстве. [Ахметшин, Медведев, Самойлов, Тер-Акопов. 1986: 27-28; 33; 41; 48]

Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции от 1999 года практически полностью повторяет вышеуказанные последствия, наступление которых, по мнению авторов,

8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (с изм. на 31.07.2020 г.), http:// docs.cntd.ru/document/. (31.08.2020).

9 Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21.05. 1998 г. (по состоянию на 07.08.2020 г. № 1717)). http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=2324 (31.08.2020).

10 Уголовный кодекс Туркменистана от 12.06.1997 г. № 222-1 http://www.legislationline.org/ru/ documents/ action / popup/id/14380/ preview. (31.08.2020).

11 Уголовный кодекс Украины. С изм. от 05.06.2020 г. https://meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/razdel-1-19/. (31.08.2020).

12 См. Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. -М.:Рус.яз., 1986. - 608 с. - С.607.

должны признаваться тяжкими. Вместе с тем, авторы комментария разъясняют, что «иные тяжкие последствия - это наступление значительных вредных последствий, как для интересов военной службы, так и для других охраняемых законом объектов. [Ахметшин, Петухов Н.А., Тер-Акопов А.А., Уколов А.Т. 1999: 88]

Аналогичного мнения в части определения уголовно-наказуемых тяжких последствий придерживается Ермо-лович Я. Н. [Ермолович. 2018: 34, 40, 61, 178-179]

Комментарий к Уголовному кодексу Республики Узбекистан в редакции от 2016 года разъясняет, что в преступлениях против порядка несения военной службы тяжесть последствий, в каждом конкретном случае, должна оцениваться судом в зависимости от их характера и находится в причинной связи с действиями виновного.

По мнению автора комментария, последствия неповиновения (ст.279 УК РУз) признаются тяжкими, при срыве боевой операции, снижении боеспособности воинской части, причинении средней тяжести телесного повреждения, создании реальной опасности жизни и здоровью личного состава, нанесении материального ущерба в крупном размере, отказе от исполнения приказа, с призывом к другим военнослужащим не исполнять приказов начальника, в присутствии начальника, отдавшего приказ. [Рустамбаев. 2016: 881]

Причинение существенного вреда безопасности страны, нанесение огневых ударов по территории и объектам страны, проникновение на территорию государства иностранных боевых самолетов или кораблей, повреждение или уничтожение боевой техники, гибель людей из состава дежурных сил признаются тяжкими последствиями при нарушении правил несения боевого дежурства (ст.293 УК РУз). [Рустамбаев. 2016: 924]

Тяжкими последствиями при нарушении правил несения пограничной службы (ст. 294 УК РУз) автор комментария считает проникновение на территорию страны вооруженных бандформирований, шпионов, диверсантов, перемещение через государственную границу оружия, наркотиков и других предметов контрабанды, гибель людей, нападение со стороны нарушителей границы на жителей приграничных районов [Рустамбаев. 2016: 926]

Стрекозов В.Г. и Кудашкин А.В., считают, что в качестве тяжких последствий могут выступать причинение вреда опасного для жизни и здоровья, неправомерным применением физической силы, специальных средств или оружия, существенный материальный ущерб, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего, крупный материальный ущерб военному ведомству, срыв выполнения боевой задачи, нарушение процесса обучения личного состава, уничтожение или повреждение уникальных образцов оружия, боеприпасов и предметов военной техники. [Стрекозов, Кудашкин, 2004: 369-370]

13 Пост. Пленума Верх. Суда РУз «О судебной практике по делам о преступлениях против порядка несения военной службы» № 23 от 15.09.2000 г., - Нац.база данных законодательства РУз - Lex.uz.

14 Дискреция (лат. discretion) - решение должностным лицом или государственным органом действовать по своему усмотре-нию.Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз., 1986. - 608 с.

15 Пост.Пленума Верх. Суда РУз. «О судебной практике по делам о незаконном владении оружием» № 3 от 27 февраля 1996 года -Нац.база данных законодательства РУз Lex.uz

16 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судеб-

ной практики по делам о преступлениях против военной службы и

Обобщение вышеуказанными авторами перечня обстоятельств, наступление которых, по их мнению, следует признавать тяжкими последствиями, указывает на закономерность, заключающуюся в том, что каждое из указанных обстоятельств в отдельности, имеет криминальную основу и наступает в результате воздействия на иной, помимо основного, объект уголовно-правовой охраны.

Судебная практика по делам о преступлениях против порядка несения военной службы13 относит вопрос признания последствий тяжкими к дискреционным14 полномочиям суда, указывая, что «признак «иные тяжкие последствия» устанавливается следствием и судом в каждом конкретном случае, исходя из совокупности всех обстоятельств дела (взрыв здания, выброс большого количества вредных веществ в атмосферу и т.д.)»15

Из обзора Верховного Суда РФ усматривается, что различный по характеру вред должен включаться в понятие «тяжкие последствия» не произвольно, а с учетом его взаимосвязи с указанным объектом.16

В преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта Пленум Верховного суда разъясняет, что «под другими тяжкими последствиями», наряду с гибелью людей, следует понимать также выход из строя движения поездов, кораблей или самолетов на длительный срок, разрушение окружающих домов и других сооружений (взрыв, загорание, завал) и т.п.17

В постановлении «О судебном приговоре», Пленум разъясняет, что признавая подсудимого виновным в совершении преступления по признакам, относящимся к оценочной категории «тяжкие последствия», суд обязан привести исчерпывающие обстоятельства, послужившие основанием для наличия в содеянном указанного признака.18

Тем самым, разъяснения судебных органов также указывают на аналогичную закономерность, где в качестве обстоятельств наступления тяжких последствий приводятся результаты общественно опасного преступного посягательства, каждый из которых способен самостоятельно участвовать в квалификации преступления.

С этой связи, оценка «тяжких последствий», как одного из признаков объективной стороны преступления, предусматривает оценку наступивших общественно опасных последствий в целом.

По утверждению Кузнецовой Н.Ф., все преступления, имеют последствия в широком смысле, в узком смысле последствия имеют лишь преступления с материальным составом, а в преступлениях с формальным составом, преступное последствие определяется с окончанием преступного действия или бездействия. [Кузнецова, 2002: 55-56; 60-61] Статьи УК, содержащие в качестве квалифицирующего признака «тяжкие последствия», имеют два и более последствия, называются «составами, квалифицированными дополнительными тяжкими последствиями». [Кузнецова, 2002: 150]

некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими». Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/. Дата сохранения: 16.08.2020. Дата посещения 16.08.2020.

17 Пост.Пленума Верх. Суда РУз. «О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта» № 10 от 26 июня 2015 года - Нац.база данных законодательства РУз Lex.uz..

18 Пост.Пленума Верх. Суда РУз. «О судебном приговоре» № 07 от 23 мая 2014 г., - Нац.база данных законодательства РУз -1-9Х.и2..

Попова Ю.П. также считает, что при причинении тяжких последствий, наряду с основным объектом деяния повреждаются не обязательно все, но неизбежно, хотя бы один из охраняемых нормой дополнительных объектов (жизнь, здоровье, собственность). [Попова, 2006] Рустамбаев М.Х. считает, что общественно опасные последствия проявляются в ущербе и ином отрицательном изменении, выражающемся в материальном или нематериальном вреде. [Рустамбаев, 2016: 124]

По мнению Церетели Т.В., каждое преступление имеет последствие, которое заключается в определенном изменении объективного внешнего мира, выражающееся в фактическом причинении вредного последствия или создании условий для фактического наступления вреда. [Церетели, 1963: 56]

Уголовно-правовые последствия, полагает Бонда-ренко В.И., - это неблагоприятные последствия, которые наступают в результате преступного посягательства на конкретные отношения и выражаются в форме социально вредных деформаций в их структуре. [Бон-даренко, 1995]

Общественно опасные последствия в преступлениях против военной службы, по мнению Зателепина О.К., это вредные изменения, причиненные преступлением охраняемой уголовным законом военной безопасности государства. [Зателепин, 2009: 31]

Выражая солидарность с вышеназванными авторами, учитывая, что по смыслу ст.16 УК РУз, уголовная ответственность может наступать только при совершении общественно опасного деяния, повлекшего общественно опасные последствия, правильная квалификация преступления при наличии в норме признака «тяжкие последствия», вызывает необходимость исследования объективных и субъективных признаков каждого преступного деяния, посягающего как на основной, так и на дополнительные объекты уголовно-правовой охраны.

В этой связи, интересным представляется мнение Ру-стамбаева М.Х., который утверждает, что «тяжкие последствия» присущи преступлениям со сложной виной. При этом в материальных составах наличествует два неодинаковых по юридическому значению последствия, где ближайшие и менее тяжкие последствия совершаются умышленно, а отдаленные и тяжкие последствия совершаются по неосторожности. В преступлениях с формальным составом «квалифицирующее последствие состоит в причинении вреда дополнительному объекту, а не тому, который поставлен под уголовно-правовую охрану нормой, формулирующей основной состав данного преступления». [Рустамбаев, 2016: 192-193]

Таким образом, наступившие уголовно-наказуемые «тяжкие последствия», по своему содержанию, представляют собой результат преступного деяния, повлекшего общественно опасные последствия, а по значению для квалификации преступления, являются одним из признаков объективной стороны преступления, где оценка «тяжких последствий», как результат преступного деяния, предусматривает оконченность состава преступления.

Результаты исследования также указывают на необходимость принятия на законодательном уровне терминологии, отражающей уголовную наказуемость «тяжких последствий», а не иную - дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или иную ответственность. Поскольку правовые последствия совер-

шенного действия или бездействия, не предусмотренные уголовным законом, не могут признаваться преступными последствиями и, соответственно, уголовно-наказуемыми «тяжкими последствиями».

Возвращаясь к вопросу отнесения оценки тяжести последствий к дискреционным полномочиям суда, обратимся к Руководящим принципам ООН, касающимся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, которые признают как потенциальную пользу дискреционных полномочий,так и потенциальную несправедливость в случае ненадлежащего или непоследовательного их применения. В частности, принцип 17 предусматривает обязательное наличие нормативной базы, обеспечивающей руководящие принципы для повышения справедливости и последовательности.

По этому поводу совершенно справедливо утверждает Пронин К.В., что дискреционными могут являться полномочия на применение одного из нескольких легитимных вариантов решения для наиболее эффективного осуществления уголовного судопроизводства. [Пронин, 2010]

Тем самым, по нашему мнению предоставление дискреционных полномочий правоприменителю, оставляя вопрос определения тяжести наступивших последствий диспозитивным, противоречит нормам международного права, а также принципам справедливости и законности, где последний гласит, что «преступность, наказуемость деяния и иные правовые последствия его совершения определяются только Уголовным кодексом» (ст.4 УК РУз). Тогда как справедливо отмечает Крутиков Л.Л. - «тяжкие последствия», по своей природе, усиливают уголовную ответственность, а не обуславливают её. [Кругликов, 2010].

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, представляется обоснованным утверждать, что квалифицировать деяния против порядка несения военной службы по признаку «тяжких последствий» в материальных составах возможно при умышленном воздействии на основной объект уголовно-правовой охраны, с причинением уголовно-наказуемого вреда по неосторожности дополнительному (сопутствующему) объекту уголовно-правовой охраны.

В формальных составах «тяжкими» могут быть признаны реальные уголовно-наказуемые последствия возникшие для дополнительного (сопутствующего) объекта уголовно-правовой охраны при воздействии на основной объект преступления.

Заключение

С учетом изложенного, предлагается восьмую главу УК РУз дополнить правовым значением термина «тяжкие последствия» в следующей редакции: «Тяжкие последствия в преступлениях против порядка несения военной службы - уголовно-наказуемые общественно опасные последствия, наступившие в результате преступного посягательства на охраняемые уголовным законом объекты уголовно правовой охраны, не предусмотренные в диспозиции статьи настоящего Кодекса, инкриминируемой виновному».

Список литературы:

1. Анисимова И.А. Уголовно-правовое значение преступного вреда: Автореф. Дис. канд юрид. наук. Спец. 12.00.08. - Томск, 2008. - 26 с.

2. Ахметшин X. М., Медведев А. М., Самойлов Е. М., Тер-Акопов А. А. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления: Комментарий / Под ред. А. Г. Горного.- М.: Юрид. лит. 1986. - 160 с.

3. Ахметшин Х.М., Петухов Н.А., Тер-Акопов А.А., Уколов А.Т. Преступления против военной службы (Военно-уголовное законодательство Российской Федерации), Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. - М.: 1999. - 100 с. URL: https://www.studmed.ru. (16/08/20200).

4. Бондаренко И. В. Уголовно-правовое понятие вреда, причиненного преступлением и проблемы его возмещения: Автореф. Дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Спец. 12.00.08. - Рязань, 1995. - 23 с.

5. Доступ к правосудию. Прокуратура. Пособие по оценке систем уголовного правосудия. Организация объединенных наций. Нью-йорк, 2010 год. E-mail: [email protected].

6. Ермолович Я. Н. Научно-практический комментарий к главе 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (постатейный, с судебной практикой). - М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. - 240 с. URL: http://www.opklex. com/ assets.pdf (16.08.2020).

7. Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: Монография. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультатнт. -М.: «За права военнослужащих», 2009. - Вып. 106. -299 с.

8. Кругликов Л.Л. Тяжкие последствия в уголовном праве: объективные и субъективные признаки. Мудрый юрист. URL wiselawyer.ru (25.08.2020).

9. Кузнецова Н.Ф., Тяжкова И.М. / Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении / Зерцало-М, 2002. - 624 с.: URL: https://istina.msu.ru. (16.08.2020).

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издание третье. - М.; 1953., 848 с.

11. Попова Ю.П. Наступление тяжких последствий как квалифицирующий признак состава преступления, закрепленного в ч. 3 ст. 301 УК РФ. URL: core.ac.uk > download > pdf.: Репозиторий UTMN | 2006 г. (19.08.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пронин К.В. Дискреционные полномочия суда в уголовном судопроизводстве. Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность. - Саратов, 2010. - 17с. URL: http://www. dissercat. com/ content/diskretsionnye-polnomochiya.

13. Рустамбаев М.Х. Комментарий к Уголовному кодексу РУз. [Издание второе, переработанное и дополненное. С изм. и доп. на 1 ноября 2016 года] Общая часть /М.Х. Рустамбаев, - Ташкент: «Адолат», 2016. -608 с.

14. Рустамбаев М.Х. Комментарий к Уголовному кодексу РУз. [Издание второе, переработанное и дополненное. С изм. и доп. на 1 ноября 2016 года] Особенная часть /М.Х. Рустамбаев, - Ташкент: «Адолат», 2016. -960 с.

15. Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз., 1986. - 608 с.

References:

1. Anisimova I.A. Criminal law value of criminal harm: Author's abstract. Dis. Candidate of Law sciences. Specialist. 12.00.08. - Tomsk, 2008 .- 26 p.

2. Akhmetshin Kh.M., Medvedev A.M., Samoilov E.M., Ter-Akopov A.A. Law on criminal liability for military crimes: Commentary / Ed. A.G. Gorny. - M .: Jurid. lit. 1986. - 160 p.

3. Akhmetshin Kh.M., Petukhov N.A., Ter-Akopov A.A., Ukolov A.T. Crimes Against Military Service (Military Criminal Legislation of the Russian Federation), Scientific and Practical Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation. - M .: 1999 .- 100 p. URL: https ://www.studmed .ru. (08/16/20200).

4. Bondarenko I. V. Criminal law concept of harm caused by a crime and the problem of its compensation: Author. Diss. for the degree of candidate of legal sciences. Specialist. 12.00.08. - Ryazan, 1995 .- 23 p.

5. Access to justice. Prosecutor's Office. Criminal Justice Assessment Toolkit. United Nations. New York, 2010. Email: [email protected].

6. Yermolovich Ya. N. Scientific and practical commentary to Chapter 33 of the Criminal Code of the Russian Federation (article by article, with judicial practice). - M .: Center for Legal Communications, 2018 .- 240 p. URL: http: //www.opklex. com / assets.pdf (08/16/2020).

7. Zatelepin O.K. The qualification of crimes against the military security of the state: Monograph. Series "Law in the Armed Forces - consultant. - M .: "For the rights of military personnel", 2009. - Issue. 106 .- 299 p.

8. L.L. Kruglikov. Grave consequences in criminal law: objective and subjective signs. A wise lawyer. URL wiselawyer.ru (25.08.2020).

9. Kuznetsova N.F., Tyazhkova I.M. / Course of criminal law in five volumes. Volume 1. General part: Teaching about crime / Zertsalo-M, 2002. - 624 p .: URL: https://istina.msu.ru. (08/16/2020).

10. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Third edition. - M .; 1953., 848 p.

11. Popova Yu.P. The onset of grave consequences as a qualifying feature of the corpus delicti, enshrined in Part 3 of Art. 301 of the Criminal Code of the Russian Federation. URL: core.ac.uk >download> pdf .: UTMN Repository | 2006 (08/19/2020).

12. Pronin K.V. Discretionary powers of the court in criminal proceedings. Author's abstract. Dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.09. Criminal Procedure, criminalistics; operational search activity. - Saratov, 2010 .- 17 p. URL: http: // www. dissercat. com / content / diskretsionnye-polnomochiya.

13. Rustambaev M.Kh. Commentary on the Criminal Code of the Republic of Uzbekistan. [Second edition, revised and enlarged. With rev. and add. as of November 1, 2016] General part / M.Kh. Rustambaev, - Tashkent: "Adolat", 2016. - 608 p.

14. Rustambaev M.Kh. Commentary on the Criminal Code of the Republic of Uzbekistan. [Second edition, revised and enlarged. With rev. and add. as of November 1, 2016] Special part / M.Kh. Rustambaev, - Tashkent: "Adolat", 2016. - 960 p.

15. Dictionary of foreign words. - 13th ed., Stereotype. -M .: Rus.yaz., 1986 .- 608 p.

16. Стрекозов В.Г., Кудашкин А.В. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2004. -Вып. 45. - 640 с.

17. Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве. М.:Гос.Издат.Юридической литературы. - 1963. - 382 с.

16. Strekozov V.G., Kudashkin A.V. Military Law: Textbook. Series "Law in the Armed Forces - Consultant". - M .: "For the rights of military personnel", 2004. - Issue. 45 .- 640 P.

17. Tsereteli T.V. Causation in criminal law. M.: State Publishing House of Legal Literature. - 1963 .- 382 p.

Статья прошла внешнее рецензирование. Рецензент - Жданов Сергей Павлович, канд. юрид. наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 71,41%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ахмедов Адъхамжон Бургутович, полковник в отставке, старший преподаватель кафедры Гуманитарных дисциплин Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан, доцент, самостоятельный соискатель Ташкентского юридического университета. E-mail: [email protected].

ABOUT THE AUTHOR

Akhmedov Adkhamjon Burgutovich, senior lecturer of the Department of Humanitarian Disciplines of the Academy of the Armed Forces of the Republic of Uzbekistan, retired colonel, associate professor, independent applicant of the Tashkent Law University. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.