УДК 801.1
«ТВОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА
Ерёменко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СПОШ№2,
г.Благовещенск
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык и литература, культурология, методика преподавания, региональный компонент, генеалогия, родословная, семья
АННОТАЦИЯ: В статье представлена программа работы школьного кружка «Твоя родословная», основной целью которого является нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение их к изучению прошлого семьи. Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, их занятости в учебном процессе, рассчитана на 3 года обучения (6-8 классы)
Изучая дедов, узнаем внуков. Изучая предков, узнаем самих себя.
В.Ключевский
Пояснительная записка
В условиях новой социокультурной ситуации в российском обществе актуализировалась проблема формирования личности, ее оптимального саморазвития и самореализации в окружающем мире. Самоопределение современной молодежи происходит в условиях кардинальной смены духовно-нравственной парадигмы жизни страны, характеризующейся снижением значимости традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое сознание новых ценностей. Главными становятся такие качества человека, как предприимчивость, инициативность, умение решать проблемы и принимать нестандартные решения. Однако нельзя допустить, чтобы поколение нового тысячелетия утратило человечность, гражданственность, патриотизм. Уважение и любовь к стране начинается с любви к родному краю, городу, с которым связана судьба, к своей семье, к родной речи.
Кружок «Твоя родословная» помогает учащимся определить свое место в истории семьи и страны; пробуждает интерес к изучению родословной; воспитывает уважительное отношение к старшему поколению - хранителям мудрости предков и памяти о них; формирует умение определять на лингвистическом и культурологическом материале исторические корни семьи и рода.
На занятиях кружка учащиеся получают новые и обобщают уже имеющиеся знания по истории, культуре, особенностям языка жителей Амурской области, у школьников формируются необходимые навыки и умения поисковой работы, они учатся правилам составления генеалогического древа и анализа диалектного материала, основным способам презентации собранных сведений. Программа кружка предусматривает совместную работу родителей и детей, что способствует улучшению психологического климата в семье и развитию коммуникативных навыков ребенка в процессе общения со взрослыми.
Цель кружка - нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение их к изучению прошлого семьи.
Задачи:
1. Проанализировать и обобщить опыт имеющихся программ сходной тематики, сформировать материально-техническую базу для реализации программы, привлечь к совместному участию заинтересованных лиц.
2. Познакомить учащихся с основами генеалогии, базовыми принципами построения генеалогических таблиц и представления собранного материала, основными источниками получения данных по истории семьи.
3. Расширить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об историкокультурном наследии Амурской области, этапах заселения Приамурья, основных миграционных процессах.
4. Формировать и развивать навыки и умения работы со справочными материалами по истории края, семейными и государственными архивами, библиотеками, сетью Интернет.
5. Организовать и провести ряд досуговых мероприятий в виде творческих отчетов по проделанной работе, направленных на сплочение семьи, возрождение традиционных форм общения между поколениями.
6. Активизировать самостоятельную работу учащихся по поиску и обработке материалов по истории рода, привлечь к этой деятельности других членов семьи.
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, их занятости в учебном процессе. Занятия проводятся 1 раз в месяц в группе 20-25-и человек.
Программа рассчитана на 3 года обучения (6-8 классы) и включает в себя следующие тематические блоки:
I. Я и моя семья.
1. Познай самого себя (Что я знаю о себе? Что означают мои имя и фамилия?).
2. Моя семья (Самые близкие для меня люди. Что я знаю о своих родителях? Рождение семьи. Родственники).
3. История семьи (Профессиональные традиции. Династии. Участие в войнах. Репрессии).
4. Семейный архив (Семейные традиции и реликвии. Генеалогия семьи и личности. Семейный архив: фотоальбомы, дневники, письма. Карта расселения родственников. Символы семьи).
II. Край, где я живу.
1. Мой дом (История моего дома, моей улицы. Интересные люди моего двора).
2. Моя школа (История школы. Традиции класса и школы. Выпускники).
3. Мой город, мой край (История, экономика, культура, православные традиции города и края. Знаменитые земляки. Речь жителей Приамурья).
III. История моей семьи в истории страны.
Обобщение и систематизация полученных знаний; дальнейшее развитие практических навыков и умений учащихся; индивидуальные консультации в рамках проводимых работ; самостоятельная работа учащихся над составлением родословной.
В программе используются следующие формы работы:
- познавательные беседы;
- презентации книг и обзоры литературы по теме;
- встречи с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны, архивариусами, работниками музеев, преподавателями-филологами и т.д.);
- экскурсии в музеи, архивы, библиотеки, научные центры города и по его культурно-историческим местам;
- семейные вечера;
- индивидуальные занятия.
Разнообразие форм работы способствует поддержанию у учащихся положительной мотивации к занятиям, позволяет применять полученные знания на практике. Привлечение к участию в программе специалистов повышает качество проводимых исследований, стимулирует активность учащихся. Итоговым мероприятием в конце
каждого учебного блока является творческий отчет, на котором подводятся предварительные итоги поисковой деятельности, проводится презентация родословных, организуются выставки семейных альбомов, карт расселения родственников и т.д.
Программа адресована работникам библиотек, педагогам общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, интересующимся генеалогией; она может представлять интерес для родителей и любителей-генеалогов.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Первый год обучения
октябрь - Семейные посиделки «Давайте познакомимся!».
Домашнее задание: эскиз эмблемы кружка по родоведению, сочинения «Моя мама», «Моя семья», подбор материала о своем имени.
ноябрь - Беседа-игра «Что в имени тебе моем?..».
Домашнее задание: выяснение этимологии своего имени. декабрь - Беседа «Фамилия - флаг семьи».
Домашнее задание: рассказ «Как произошла моя фамилия». февраль - Путешествие по книжной выставке «В гостях у Пушкина».
Домашнее задание: поиск родственников - ветеранов войны и труда, сочинение «Война в жизни моей семьи».
а п р е л ь - Презентация третьего тома книги «Солдаты Победы: «Вспомним всех поименно...» (М., 2002-2005).
Домашнее задание: оформление накопленного за год материала для итогового отчета; участие в акции «Впиши фамилию деда в книгу памяти «Солдаты Победы». май - Итоговое занятие «Как составить родословную».
Домашнее задание: составление схемы родословной, беседа с родными, организация переписки с дальними родственниками с целью накопления материала по изучению истории семьи.
Второй год обучения
октябрь - Семейные посиделки «Трудные поиски - интересные находки». ноябрь - Беседа «История заселения Амурской области». Экскурсия в музей быта АмГУ. Беседа о причинах и путях в переселения Приамурье, волнах заселения Амурских земель, их влиянии на формирование языкового статуса потомков переселенцев. Рассказ о проблемах формирования говоров переходного типа, об источниках говоров.
декабрь - Беседа «Казаки на Амуре». Экскурсия в музей казачьего быта с. Волково. Беседа о первых казачьих поселениях, укладе жизни, особенностях быта и языка казаков.
январь - Беседа «Крестьянский быт Приамурья конца XIX - начала ХХ вв.». Экскурсия в областной краеведческий музей с посещением библиотеки. Беседа о первых крестьянских поселениях по рекам Амур и Зея, на станциях вдоль железных дорог; бытовом укладе крестьянской жизни конца XIX - начала XX вв.; о проблеме языкового взаимодействия на одной территории различных по происхождению говоров.
Домашнее задание: сочинение «Как мои предки попали в Амурскую область». ф е в р а л ь - Экскурсия в Государственный архив Амурской области «За помощью -в архив».
март - Беседа «Старые фолианты». Экскурсия в отдел редкой книги областной научной библиотеки.
Домашнее задание: заполнение анкеты «Семейные традиции и реликвии»; просмотр краеведческой литературы по истории края.
апрель - Беседа «Составляем семейный герб».
Домашнее задание: создание семейного герба, поиск семейных реликвий. май - Семейные посиделки «Семейные реликвии».
Домашнее задание: работа с семейными архивами с целью сбора материала для составления семейной родословной.
Третий год обучения
сентябрь - Семейные посиделки «Экскурсия в прошлое семей». октябрь - Беседа «Хотелось бы всех поименно назвать...» (Ко Дню памяти жертв политических репрессий - 30 октября). День открытых дверей в Государственной архиве Амурской области.
Домашнее задание: работа с «Книгами памяти жертв политических репрессий в Амурской области» (Благовещенск, 2000-2003). ноябрь - Посиделки «Семейный очаг».
Домашнее задание: составление «Карты расселения родственников».
декабрь - Беседа «Вероисповедание в Амурской области конца XIX - начала ХХ
вв.».
Домашнее задание: заполнение анкеты «Что я приобрел, изучая родословную?». январь - Семейные посиделки «Загляните в семейный альбом».
Домашнее задание: поиск материала о знаменитых родственниках в печатных изданиях (газетах, журналах, альманахах и др.).
февраль - Вечер-портрет «Людей неинтересных в мире нет».
Домашнее задание: подбор материала об истории города, об особенностях наименования улиц и принципах, положенных в основу их номинации.
март - Экскурсия по культурно-историческим местам г. Благовещенска. апрель - Индивидуальные консультации по оформлению семейных альбомов, родословных таблиц (деревьев).
май - Итоговое занятие. Семейный вечер «Ты на свете не один - много у тебя родни».
ЛИТЕРАТУРА
Агеева Р.А. Какого мы роду - племени? Народы России: имена и судьбы: словарь-справочник. М.: «Academia», 2000.
Александрова Н. А. Твое родословие: как составить родословную. М., 1997.
Вардугин В. Русская одежда: история народного костюма от скифских до советских времен. Саратов: «Дет. книга», 2001.
Введенская Л.А. От названий к именам. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.
Все о русских именах / Авт.-сост. Л.С.Конева. Минск: «Харвест», 2003.
Ермакова Л. Флаг семьи // Родина. 2005, № 7. С. 71.
Именины // Ромео и Джульетта. 2004, № 4. С. 32-33.
Кабачек О.А. История рода - история Отечества // Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. М.: «Школьн. б-ка», 2004. С. 133-215.
Каменская Л. Изучаем родословные семей: создание Уральского генеалогического фонда // Библиотека. 2000, № 6. С.23-26.
Квакин М. Этикет наоборот. М.: «АСТ», 2000.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта: книга для чтения в общеобразовательных учреждениях. М., 1998.
Кричман А. «Я и моя родословная...»: конкурс // Школьная библиотека. 2002, № 6. С. 50-51.
Мартышин B. C. Твоя родословная: учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2000.
Мосин А. «С Петром мой пращур ладил»: рассказ о своем роде // Родина, 2005. № 7.
С. 72-74.
Никонов В.А. Словарь русских фамилий / Сост. Е.Л.Крушельницкий. М.: «Школа-Пресс», 1993.
Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий: книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1975.
Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий: книга для учащихся. М.: «Монолит», 2002.
Розанов С. Судьба потомков Пушкина // Путеводная звезда. 2004, № 6. С. 12-13. Руденко И.: Мой отец «вырастил» родовое древо Пушкина // Комс. правда. 1999, 5 июня. С. 8-9.
Русская изба. Энциклопедия народного быта. СПб.: «Иск-во», 1999.
Самсонов В. К. Твоя родословная: как составить родословную. М.: «СОЛОН -Пресс», 2001.
Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. Тула: Приокское кн. изд-во, 2000.
Семенова М. Мы - славяне. СПб.: «Азбука-Тера», 1997.
Семкина Н. Н. Моя родословная: урок - лекция // Биология. 2001, № 32. С. 2-3. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М.: «ЭКСМО», 2003.
Терещенко А. Быт русского народа: обрядовые праздники. М., 1999.
Терещенко А. Быт русского народа: игры, обряды. М., 1999.
Терещенко А. Быт русского народа: обряды свадеб, крещения, похорон. М., 1999. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М.: «Прогресс», 1989.
Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. М.: «Армада-пресс», 2002. Федосюк Ю.М. Что означает Ваша фамилия. М.: «Дет. лит-ра», 1969.
Федосюк Ю.М. Русские фамилии: популяр. этимолог. словарь. М.: «Дет. лит-ра»,
1972.
Xарченко О. Книга в моем доме: рассказ о домашней библиотеке // Школьная библиотека. 2002, № 5. С. 65-68.
Черкашин А.А. Тысячелетнее древо А.С.Пушкина: корни и крона. М.: «Либрерия»,
1999.
Я и моя родословная: условия конкурса // Школьная библиотека. 2002, № 1. С. 52-53.