Научная статья на тему '«Твоя родословная». Программа работы школьного кружка'

«Твоя родословная». Программа работы школьного кружка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык и литература / культурология / методика преподавания / региональный компонент / генеалогия / родословная / семья

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёменко Галина Николаевна

В статье представлена программа работы школьного кружка «Твоя родословная», основной целью которого является нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение их к изучению прошлого семьи. Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, их занятости в учебном процессе, рассчитана на 3 года обучения (6-8 классы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Твоя родословная». Программа работы школьного кружка»

УДК 801.1

«ТВОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА

Ерёменко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СПОШ№2,

г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык и литература, культурология, методика преподавания, региональный компонент, генеалогия, родословная, семья

АННОТАЦИЯ: В статье представлена программа работы школьного кружка «Твоя родословная», основной целью которого является нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение их к изучению прошлого семьи. Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, их занятости в учебном процессе, рассчитана на 3 года обучения (6-8 классы)

Изучая дедов, узнаем внуков. Изучая предков, узнаем самих себя.

В.Ключевский

Пояснительная записка

В условиях новой социокультурной ситуации в российском обществе актуализировалась проблема формирования личности, ее оптимального саморазвития и самореализации в окружающем мире. Самоопределение современной молодежи происходит в условиях кардинальной смены духовно-нравственной парадигмы жизни страны, характеризующейся снижением значимости традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое сознание новых ценностей. Главными становятся такие качества человека, как предприимчивость, инициативность, умение решать проблемы и принимать нестандартные решения. Однако нельзя допустить, чтобы поколение нового тысячелетия утратило человечность, гражданственность, патриотизм. Уважение и любовь к стране начинается с любви к родному краю, городу, с которым связана судьба, к своей семье, к родной речи.

Кружок «Твоя родословная» помогает учащимся определить свое место в истории семьи и страны; пробуждает интерес к изучению родословной; воспитывает уважительное отношение к старшему поколению - хранителям мудрости предков и памяти о них; формирует умение определять на лингвистическом и культурологическом материале исторические корни семьи и рода.

На занятиях кружка учащиеся получают новые и обобщают уже имеющиеся знания по истории, культуре, особенностям языка жителей Амурской области, у школьников формируются необходимые навыки и умения поисковой работы, они учатся правилам составления генеалогического древа и анализа диалектного материала, основным способам презентации собранных сведений. Программа кружка предусматривает совместную работу родителей и детей, что способствует улучшению психологического климата в семье и развитию коммуникативных навыков ребенка в процессе общения со взрослыми.

Цель кружка - нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение их к изучению прошлого семьи.

Задачи:

1. Проанализировать и обобщить опыт имеющихся программ сходной тематики, сформировать материально-техническую базу для реализации программы, привлечь к совместному участию заинтересованных лиц.

2. Познакомить учащихся с основами генеалогии, базовыми принципами построения генеалогических таблиц и представления собранного материала, основными источниками получения данных по истории семьи.

3. Расширить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об историкокультурном наследии Амурской области, этапах заселения Приамурья, основных миграционных процессах.

4. Формировать и развивать навыки и умения работы со справочными материалами по истории края, семейными и государственными архивами, библиотеками, сетью Интернет.

5. Организовать и провести ряд досуговых мероприятий в виде творческих отчетов по проделанной работе, направленных на сплочение семьи, возрождение традиционных форм общения между поколениями.

6. Активизировать самостоятельную работу учащихся по поиску и обработке материалов по истории рода, привлечь к этой деятельности других членов семьи.

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, их занятости в учебном процессе. Занятия проводятся 1 раз в месяц в группе 20-25-и человек.

Программа рассчитана на 3 года обучения (6-8 классы) и включает в себя следующие тематические блоки:

I. Я и моя семья.

1. Познай самого себя (Что я знаю о себе? Что означают мои имя и фамилия?).

2. Моя семья (Самые близкие для меня люди. Что я знаю о своих родителях? Рождение семьи. Родственники).

3. История семьи (Профессиональные традиции. Династии. Участие в войнах. Репрессии).

4. Семейный архив (Семейные традиции и реликвии. Генеалогия семьи и личности. Семейный архив: фотоальбомы, дневники, письма. Карта расселения родственников. Символы семьи).

II. Край, где я живу.

1. Мой дом (История моего дома, моей улицы. Интересные люди моего двора).

2. Моя школа (История школы. Традиции класса и школы. Выпускники).

3. Мой город, мой край (История, экономика, культура, православные традиции города и края. Знаменитые земляки. Речь жителей Приамурья).

III. История моей семьи в истории страны.

Обобщение и систематизация полученных знаний; дальнейшее развитие практических навыков и умений учащихся; индивидуальные консультации в рамках проводимых работ; самостоятельная работа учащихся над составлением родословной.

В программе используются следующие формы работы:

- познавательные беседы;

- презентации книг и обзоры литературы по теме;

- встречи с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны, архивариусами, работниками музеев, преподавателями-филологами и т.д.);

- экскурсии в музеи, архивы, библиотеки, научные центры города и по его культурно-историческим местам;

- семейные вечера;

- индивидуальные занятия.

Разнообразие форм работы способствует поддержанию у учащихся положительной мотивации к занятиям, позволяет применять полученные знания на практике. Привлечение к участию в программе специалистов повышает качество проводимых исследований, стимулирует активность учащихся. Итоговым мероприятием в конце

каждого учебного блока является творческий отчет, на котором подводятся предварительные итоги поисковой деятельности, проводится презентация родословных, организуются выставки семейных альбомов, карт расселения родственников и т.д.

Программа адресована работникам библиотек, педагогам общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, интересующимся генеалогией; она может представлять интерес для родителей и любителей-генеалогов.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Первый год обучения

октябрь - Семейные посиделки «Давайте познакомимся!».

Домашнее задание: эскиз эмблемы кружка по родоведению, сочинения «Моя мама», «Моя семья», подбор материала о своем имени.

ноябрь - Беседа-игра «Что в имени тебе моем?..».

Домашнее задание: выяснение этимологии своего имени. декабрь - Беседа «Фамилия - флаг семьи».

Домашнее задание: рассказ «Как произошла моя фамилия». февраль - Путешествие по книжной выставке «В гостях у Пушкина».

Домашнее задание: поиск родственников - ветеранов войны и труда, сочинение «Война в жизни моей семьи».

а п р е л ь - Презентация третьего тома книги «Солдаты Победы: «Вспомним всех поименно...» (М., 2002-2005).

Домашнее задание: оформление накопленного за год материала для итогового отчета; участие в акции «Впиши фамилию деда в книгу памяти «Солдаты Победы». май - Итоговое занятие «Как составить родословную».

Домашнее задание: составление схемы родословной, беседа с родными, организация переписки с дальними родственниками с целью накопления материала по изучению истории семьи.

Второй год обучения

октябрь - Семейные посиделки «Трудные поиски - интересные находки». ноябрь - Беседа «История заселения Амурской области». Экскурсия в музей быта АмГУ. Беседа о причинах и путях в переселения Приамурье, волнах заселения Амурских земель, их влиянии на формирование языкового статуса потомков переселенцев. Рассказ о проблемах формирования говоров переходного типа, об источниках говоров.

декабрь - Беседа «Казаки на Амуре». Экскурсия в музей казачьего быта с. Волково. Беседа о первых казачьих поселениях, укладе жизни, особенностях быта и языка казаков.

январь - Беседа «Крестьянский быт Приамурья конца XIX - начала ХХ вв.». Экскурсия в областной краеведческий музей с посещением библиотеки. Беседа о первых крестьянских поселениях по рекам Амур и Зея, на станциях вдоль железных дорог; бытовом укладе крестьянской жизни конца XIX - начала XX вв.; о проблеме языкового взаимодействия на одной территории различных по происхождению говоров.

Домашнее задание: сочинение «Как мои предки попали в Амурскую область». ф е в р а л ь - Экскурсия в Государственный архив Амурской области «За помощью -в архив».

март - Беседа «Старые фолианты». Экскурсия в отдел редкой книги областной научной библиотеки.

Домашнее задание: заполнение анкеты «Семейные традиции и реликвии»; просмотр краеведческой литературы по истории края.

апрель - Беседа «Составляем семейный герб».

Домашнее задание: создание семейного герба, поиск семейных реликвий. май - Семейные посиделки «Семейные реликвии».

Домашнее задание: работа с семейными архивами с целью сбора материала для составления семейной родословной.

Третий год обучения

сентябрь - Семейные посиделки «Экскурсия в прошлое семей». октябрь - Беседа «Хотелось бы всех поименно назвать...» (Ко Дню памяти жертв политических репрессий - 30 октября). День открытых дверей в Государственной архиве Амурской области.

Домашнее задание: работа с «Книгами памяти жертв политических репрессий в Амурской области» (Благовещенск, 2000-2003). ноябрь - Посиделки «Семейный очаг».

Домашнее задание: составление «Карты расселения родственников».

декабрь - Беседа «Вероисповедание в Амурской области конца XIX - начала ХХ

вв.».

Домашнее задание: заполнение анкеты «Что я приобрел, изучая родословную?». январь - Семейные посиделки «Загляните в семейный альбом».

Домашнее задание: поиск материала о знаменитых родственниках в печатных изданиях (газетах, журналах, альманахах и др.).

февраль - Вечер-портрет «Людей неинтересных в мире нет».

Домашнее задание: подбор материала об истории города, об особенностях наименования улиц и принципах, положенных в основу их номинации.

март - Экскурсия по культурно-историческим местам г. Благовещенска. апрель - Индивидуальные консультации по оформлению семейных альбомов, родословных таблиц (деревьев).

май - Итоговое занятие. Семейный вечер «Ты на свете не один - много у тебя родни».

ЛИТЕРАТУРА

Агеева Р.А. Какого мы роду - племени? Народы России: имена и судьбы: словарь-справочник. М.: «Academia», 2000.

Александрова Н. А. Твое родословие: как составить родословную. М., 1997.

Вардугин В. Русская одежда: история народного костюма от скифских до советских времен. Саратов: «Дет. книга», 2001.

Введенская Л.А. От названий к именам. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

Все о русских именах / Авт.-сост. Л.С.Конева. Минск: «Харвест», 2003.

Ермакова Л. Флаг семьи // Родина. 2005, № 7. С. 71.

Именины // Ромео и Джульетта. 2004, № 4. С. 32-33.

Кабачек О.А. История рода - история Отечества // Наше наследие: о проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. М.: «Школьн. б-ка», 2004. С. 133-215.

Каменская Л. Изучаем родословные семей: создание Уральского генеалогического фонда // Библиотека. 2000, № 6. С.23-26.

Квакин М. Этикет наоборот. М.: «АСТ», 2000.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта: книга для чтения в общеобразовательных учреждениях. М., 1998.

Кричман А. «Я и моя родословная...»: конкурс // Школьная библиотека. 2002, № 6. С. 50-51.

Мартышин B. C. Твоя родословная: учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2000.

Мосин А. «С Петром мой пращур ладил»: рассказ о своем роде // Родина, 2005. № 7.

С. 72-74.

Никонов В.А. Словарь русских фамилий / Сост. Е.Л.Крушельницкий. М.: «Школа-Пресс», 1993.

Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий: книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1975.

Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий: книга для учащихся. М.: «Монолит», 2002.

Розанов С. Судьба потомков Пушкина // Путеводная звезда. 2004, № 6. С. 12-13. Руденко И.: Мой отец «вырастил» родовое древо Пушкина // Комс. правда. 1999, 5 июня. С. 8-9.

Русская изба. Энциклопедия народного быта. СПб.: «Иск-во», 1999.

Самсонов В. К. Твоя родословная: как составить родословную. М.: «СОЛОН -Пресс», 2001.

Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. Тула: Приокское кн. изд-во, 2000.

Семенова М. Мы - славяне. СПб.: «Азбука-Тера», 1997.

Семкина Н. Н. Моя родословная: урок - лекция // Биология. 2001, № 32. С. 2-3. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М.: «ЭКСМО», 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Терещенко А. Быт русского народа: обрядовые праздники. М., 1999.

Терещенко А. Быт русского народа: игры, обряды. М., 1999.

Терещенко А. Быт русского народа: обряды свадеб, крещения, похорон. М., 1999. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М.: «Прогресс», 1989.

Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. М.: «Армада-пресс», 2002. Федосюк Ю.М. Что означает Ваша фамилия. М.: «Дет. лит-ра», 1969.

Федосюк Ю.М. Русские фамилии: популяр. этимолог. словарь. М.: «Дет. лит-ра»,

1972.

Xарченко О. Книга в моем доме: рассказ о домашней библиотеке // Школьная библиотека. 2002, № 5. С. 65-68.

Черкашин А.А. Тысячелетнее древо А.С.Пушкина: корни и крона. М.: «Либрерия»,

1999.

Я и моя родословная: условия конкурса // Школьная библиотека. 2002, № 1. С. 52-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.