ПЕДАГОГИКА ТРАДИЦИЙ
УДК 374.1:37.048.44:929.521.2
В. И. Аксельрод
СОЕДИНИТЬ РАЗОРВАННУЮ НИТЬ
В статье представлен многолетний опыт организации учебно-исследовательской работы школьников в г. Санкт-Петербурге на примере реализации программы «Родословные петербургских школьников». Описана методика организации генеалогических исследований школьников.
The long-term experience of the organization of educational and research work of school students in St. Petersburg is presented in the article as an example of realization of "The Petersburg School Students' Family Trees" program. The methods of the organization of genealogical researches of school students is described.
Ключевые слова: исследовательские работы, родословие, генеалогические исследования, методика исследования, семейные хроники школьников.
Keywords: research works, genealogy, genealogical researches, research methods, family chronicles of school students.
Ежегодно в сентябре в городской Дворец творчества юных приходят записываться в различные кружки тысячи школьников, и, что удивительно, многие из них, заполняя анкету, не могут вспомнить место работы родителей, их специальность и образование. Этот маленький пример лишь одно из свидетельств кризиса отношений «отцов и детей», отсутствие общих духовных интересов разных поколений во многих современных семьях. Как преодолеть этот разрыв, соединить разорванную нить поколений? Как показывает опыт последних лет, объединить младшие и старшие поколения внутри одной семьи и помогает совместная работа над своей родословной школьников, их пап и мам, бабушек и дедушек, в этой работе заложен большой нравственный смысл, ведь, как отмечал А. С. Пушкин, «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».
Вот уже 21 год в Петербурге проводится городской конкурс исследовательских работ по родословию, а по его итогам - городская конференция юных генеалогов «Родословные петербургских школьников в истории России и города». Организаторы конкурса и конференции - городской Дворец творчества юных, культурно-патриотическое молодежное общественное движение «Юные за возрождение Петербурга» и Всемирный клуб петербуржцев. С каждым годом число участников конкурса растет. Что очень важно, этот конкурс не имеет возрастных ограничений, в нем могут участвовать не только подростки и старшие школьники, но и учащиеся младших классов. Конечно же, работы младших и старших будут отличаться глубиной проникновения в историю семьи: у старшеклассников в идеале - это серьезные генеалогические исследования, у третьеклассников или пятиклассников - небольшие рассказы о занимательных семейных историях и преданиях, наивные, но искренние сочинения о любимых мамах и папах, бабушках и дедушках.
Каждая такая история по-своему интересна и поучительна. Ошибаются те, кто считает, что изучения заслуживают лишь знаменитые дворянские роды. Ведь в истории каждой семьи, если она правдива и подробна, детально описана, как в капле воды отражается история поколения и всей страны. Справедливое утверждение научного руководителя программы «Родословные петербургских школьников», вице-президента Русского генеалогического общества Н. В. Благово, что «без сомнения и колебания следует поддержать каждую попытку составления и описания родословной, независимо от того, лежат ли его известные корни в начале XX века или уходят, например, в середину XVII столетия, служил ли предок автора конюхом на царской конюшне или командовал русскими войсками при взятии Шамиля».
А как много дает для самопознания и маленькому человеку и старшекласснику погружение в историю своих предков! Как замечал великий историк В. О. Ключевский, «изучая предков, мы узнаем самих себя...» [1].
Среди родословных, написанных школьниками за 22 года, а их количество давно превысило 1000, есть и истории старинных дворянских родов, восходящих к легендарному Рюрику (работа Н. Путятиной), и даже к III веку, как, например, родословная До-ливо-Добровольских (И. Домбрич), или родословная известных
князей Шерваршидзе (ее написал потомок князей Н. Черняк), есть и родословная династии петербургских садовников Регелей (работа А. Регель), потомков аптекаря Пеля (работа О. Пиценко), педагогов Фортунатовых (работа А. Фортунатовой), потомственных врачей и ученых-медиков Чистовичей (работа Егора Афанасьева, потомка этой врачебной династии).
Среди потомков авторов генеалогических исследований есть представители разных сословий, как в работе слушательницы Юношеского университета Петербурга из Аничкова дворца Татьяны Платоновой «Дворяне Турчины и купцы Щекины. Пять веков на службе Отечеству». Цикл из трех работ выпускницы того же Университета Александры Сербиной «Жизнь Родине, честь никому» посвящен семи поколениям служилых дворян Вишневских, Травиных и Закликовских. В этой семье русские «псковские» корни пересеклись с польскими, что характерно для многих родов, которым посвятили свои исследования юные генеалоги. Среди представителей упомянутого рода и вице-адмирал Иван Травин, и известная художница, ученица П. Филонова - С. Л. Закликовская, чьи работы хранятся в Русском музее. Две работы еще одной слушательницы Юношеского Университета Петербурга Ольги Казаковой «Судьбы разорванная нить» посвящены более чем трехсотлетней истории ее предков Бетлингов и Муссов, голландцев и немцев, верой и правдой служивших своей второй родине, а в годы Гражданской войны вместе с белой армией вынужденных покинуть Россию и остаток дней провести в эмиграции. Не случайно описанная Ольгой Казаковой трагическая судьба ее предков получила высокую оценку жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников «Человек в истории XX века», организуемого обществом «Мемориал». В этом конкурсе Оля получила вторую премию. Есть некая закономерность в представленных на наш конкурс работах школьников: многие их предки - жертвы массовых репрессий. Так, Вера Остромецкая шестикратная участница наших конкурсов и конференций, на основе архивных дел ФСБ (ГПУ) восстановила драматическую историю своих репрессированных предков и по немецкой линии мамы Н. И. Гень, и польской линии отца Н. Остромецкого, причем простых рабочих. «За веру пострадавшие» - так озаглавила свою работу Ольга Минаева, одиннадцатиклассница 664-й школы-интерната Красногвардейско-
го района. В ней она рассказала о нескольких поколениях своих предков - священниках Белоликовых, уроженцев села Васильевского, что в тридцати километрах от Череповца. Дети благочинного третьего округа Череповецкого Уезда Отца Захария, выпускники духовной академии, они, как и отец, были истинными подвижниками православия, за что и были расстреляны органами НКВД в годы Большого террора. Четверо братьев Белоликовых - владыка Пимен, протоиерей Алексий, Иоанн и профессор духовной академии Василий, а также Философ Орнатский и его сыновья - священники из рода жены о. Захария - были причислены поместным соборам Русской православной церкви к лику новомучеников [2]. Эти примеры можно было бы и умножить.
Еще одна постоянно встречающаяся в ученических работах тема - судьба предков ребят в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Характерны названия их исследований: «Они сражались за Родину» (работа Анастасии Хлудовой), «Имя малой родины на Знамени Победы» (работа Таисии Ивановой), «Испытание мужеством» (исследование Тимура Грогуля) и др.
Часть ученических генеалогических исследований опубликована в шести сборниках «Родословные школьников Петербурга», а также во многих выпусках «Наследников великого города» [3].
Общение с моими учениками, авторами этих работ, их родителями еще раз убедило меня в том, что работа над историей своего рода объединила все поколения семьи, многих родственников, живущих в других городах и даже странах. В адрес юных генеалогов стали приходить ответные письма с воспоминаниями, копиями документов и фотографий. Представители старшего поколения, прежде скептически относившиеся к написанию родословной, просили теперь юных авторов выслать ксерокопии их работ и публикаций, да и сами незаметно втянулись в поиск. Сам собой напрашивается вопрос, что является толчком к написанию родословной школьником? Как правило, инициатива в написании подобной работы принадлежит учителю или педагогу дополнительного образования. Давая задания ученикам, педагог в то же время должен опереться на поддержку родителей, бабушек и дедушек учащихся, особенно, если речь идет о младших школьниках. Взрослые должны найти время ответить на вопросы детей, вместе с ними посмотреть альбомы с семейными фотографиями и рассказать, кто на них
изображен, разобрать семейный архив, реликвии и награды, хранящиеся в семье и т. д.
Ребятам же важно помочь составить список вопросов, которые они должны задать в беседе со взрослыми, чтобы проследить вехи жизненного пути нескольких поколений своего рода, в первом приближении составить родословное древо, записать интересные истории, воспоминания и легенды, которые хранят «старейшины» рода.
Иногда случается, что кто-то в семье уже занимался историей рода, собрал немало материалов, документально подтверждённых архивными источниками, создал родословное древо. В таком случае у школьника есть возможность изучить этот материал и продолжить поиск с того места, где поиск остановился. Но чаще всего юные генеалоги выступают первооткрывателями семейных хроник. В таком случае им не обойтись без советов педагога. Учитель, используя имеющиеся в городском Дворце творчества юных методические пособия по родословию, помогает начинающим генеалогом выстроить историю рода в хронологической последовательности, от «родоначальника» рода к его потомкам; рассказать, в чем различия нисходящей и восходящей родословных, ее основных и боковых ветвей, грамотно составить родословную таблицу (генеалогическую схему) или древо по мужской или женской линии; помочь ребятам обработать, осмыслить и систематизировать собранные в ходе поиска биографические данные, сверить их с хранящимися в семейном или государственном архивах документами; выстроить все биографические справки в определенной логике (с информацией о дне, месяце, годе рождения, полном адресе места рождения, сведениями об образовании, основных этапах продвижения по службе, в случае, если человек умер, дате его смерти и месте захоронения). Чтобы не засушить работу, в нее желательно включить занимательные истории из семейной хроники, которые помогут высветить какие-то особенности характера предков, дать представления об их мировоззрении, наклонностях, способностях, увлечениях, семейных отношениях и др.
Вдумчивый учитель не ограничится этими самыми общими рекомендациями и посоветует своим ученикам обратиться к книгам по истории, мемуарной литературе, энциклопедиям, справочникам, чтоб воссоздать в работе исторический фон и географию
рода, связать семейную хронику с важнейшими событиями из жизни страны, подскажет, в какой архив можно обратиться за документами, подтверждающими те или иные события из жизни предков (метрические книги, дворянские книги, справочные книги о лицах петербургского купечества).
Мне самому приходилось с моей ученицей, ранее упомянутой Сашей Сербиной, работать как в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (фонд Смольного института благородных и Александровского института мещанских девушек), в Государственном военном историческом архиве в Москве, в Псковском областном архиве. Сегодня старшеклассник, работающий в архиве, уже не такая большая редкость. Надо отдать должное администрациям архивов, которые идут навстречу нашим обращениям. Трудно переоценить тот эффект, который производят на ребят подлинные документы, относящиеся к их предкам, когда эти документы попадают в руки юным генеалогам. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в нашем городе сложилась система работы со школьниками, обращающимися к истории своей семьи.
Выпущены рекомендации «Начинающему генеалогу» (автор Н. В. Благово) [4]; учителям мы рекомендуем также использовать в работе с учащимися учебное пособие И. Ю. Протащук «Введение в генеалогию (родоведение)» [5], книгу В. С. Мартышина «Твоя родословная» [6] и только что вышедшее методическое пособие для начинающих генеалогическое исследование А. В. Краско [7]. Регулярно проводятся консультации для учителей и детей в городском и районных Дворцах детского и юношеского творчества, ежегодно организуются городские, а в ряде районов (Калининском, Колпин-ском, Невском) - районные конкурсы и конференции юных генеалогов. Секция по родословию и биографике включена в программу региональной олимпиады по краеведению. За 21 год с начала программы определились и своеобразные центры по подготовке юных генеалогов, ежегодно представляющие на конкурс лучшие работы. Это Юношеский университет Петербурга в городском Дворце творчества юных, детское объединение «Колесо истории» в Доме детского творчества «Левобережный» Невского района (педагоги С. С. Градова и к. и. н. Д. В. Зинченко), в 467-й школе и Дворце детей и молодежи Колпинского района (педагог В. А. Алексеева), в
111-й школе и Доме детского творчества Калининского района (учитель И. Г. Ганчаренко и районный методист А. С. Чупряева), в 664-й школе-интернате, в 349-й школе и в Дворце детского и юношеского творчества Красногвардейского района (учителя И. Е. Филипенко, М. В. Соловьева, районный методист Н. П. Столбова), в ряде школ (№2 213, 303, 312, 367) и Дворце детского и юношеского творчества Фрунзенского района (районный методист Н. Н. Литвинова), в 437, 445, 466, и 541-й школах Курортного района.
Особо хочется отметить социальных партнеров городского Дворца творчества юных в реализации программы «Родословные школьников Петербурга». Это Русское генеалогическое общество, и в первую очередь научный руководитель программы, вице-президент РГО Н. В. Благово, а также член совета общества В. Н. Рыхляков, ежегодно выступающие как эксперты, рецензенты и члены жюри городских конкурсов и олимпиад, Всемирный клуб петербуржцев с его программой «Связать разорванную нить» (президент клуба М. Б. Пиотровский, председатель правления В. Т. Орлова, директор Н. Е. Денисенко).
Ежегодно на детской майской ассамблее клуба в Доме архитектора (а прежде в особняках Кшесинской и Кочубея), в канун дня рождения города, проходит церемония награждения победителей и призеров конкурса по родословию, а по его итогам в ноябре в Аничковом дворце - городская конференция «Родословные школьников Петербурга в истории России и города». Таких конференций состоялось уже двенадцать. Они, как и конкурс юных генеалогов, безусловно, повышают общий уровень работ и, что не менее важно, мотивацию к включению в нашу программу новых ребят, их руководителей-педагогов и родителей, без участия которых эта программа была бы просто невозможна.
Лучшие работы юных генеалогов передаются в библиотеку Русского генеалогического общества. А в январе 2013 года в Актовом зале Российской национальной библиотеки впервые на заседании общества его члены под председательством президента РГО А. В. Сахарова заслушали шесть докладов лауреатов юбилейного XX городского конкурса «Родословные школьников Петербурга». Признаюсь, до начала заседания было немало скептиков, сомневающихся в способностях школьников написать серьезное генеалогическое исследование. Но блестящие доклады ребят, сопровож-
давшиеся превосходными презентациями, рассеяли эти сомнения. Маститые генеалоги после каждого доклада аплодировали своим юным коллегам.
Хочется верить, что и в дальнейшем усилиями многих поколений школьников история Отечества и города будет дополнена историей семей.
Примечания
1. Н. В. Благово. Советы начинающему генеалогу // Юному краеведу-исследователю: рекомендации для участников городских историко-крае-ведческих чтений. СПб.: Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, 2010. С. 53-54.
2. Минаева Ю. За веру пострадавшие (братья Белоликовы). Рукопись исследовательской работы, 2013.
3. Родословные петербургских семей. Исследования по генеалогии учащихся Санкт-Петербурга. СПб., 1999; Родословные школьников Петербурга. Вып. 2. СПб., 2001; Родословные школьников Санкт-Петербурга. Вып. 3. СПб., 2003; Родословные школьников Петербурга. Вып. 4. СПб., 2004; Родословные школьников Петербурга. Вып. 5. СПб., 2005; Родословные петербургских школьников. Вып. 6. Царское Село; город Пушкин. СПб., 2006.
4. Благово Н. В. Советы начинающему генеалогу. СПб., 2010.
5. Протащук И. Ю. Введение в генеалогию (родоведение). Казань,
2008.
6. Мартышин В. С. Твоя родословная. М.: Школьная пресса, 2000.
7. Краско А. В. Школа практической генеалогии: методическое пособие для начинающих генеалогическое исследование. СПб., 2013.
УДК 908:371.485:371.892
Г. В. Шаронова
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ, ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА
В статье автор делится опытом проведения исторического творче-ско-познавательного конкурса для детей и родителей «Традиции и культура русского народа» с целью изучения истории родного края, обычаев и традиций русского народа.