С.В.СКОРОДУМОВ,
руководитель Межрегионального информационно-аналитического
Центра (МИА-Центра), член Международной ассоциации писателей и публицистов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», Ярославль
ТВОРЧЕСТВО СЕМЬИ РЕРИХОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет», — писал всемирно известный художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих [1, с. 52]. В своем творчестве Рерихи стремились понять процессы и силы, созидающие Русь. И сами напитывались ее удивительными мощью и духом. Находясь в разных странах и на разных континентах, они ощущали крепкую связь с пространством русской культуры. Через всю жизнь пронесли они любовь к России. Духовная связь с Родиной не обрывалась у них никогда, о чем ярко свидетельствует само их творчество. Никогда Н.К.Рерих не считал себя эмигрантом, не получал нансеновский паспорт. «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей», — утверждал великий художник в конце жизни [2, с. 83].
Николай Константинович создал более семи тысяч полотен. Одной из последних живописных работ, выполненных им на Родине, стала картина «Три радости» (1916). Как и большинство произведений русской серии, она ярко характеризует восприятие России художником. В пространстве картины совмещены земной и высший планы, между ними нет резких границ. Святые помогают российскому крестьянину в его
нелегком труде. Подобные образы появляются и на многих других полотнах Н.К.Рериха. Как отмечал писатель Всеволод Иванов, России всегда было свойственно «смешение между небесным и земным» [3, с. 30].
Живопись Николая Константиновича носит метаистори-ческий характер [4]. И на полотнах художника помимо России земной, несомненно, отражаются духовные пространства и образы Вечной России, которая, по выражению Н.К.Рериха, существует «поверх всяких Россий» [5, с. 213]. Такое метаисто-рическое восприятие России, ее энергетического культурного пространства характерно для многих космистов. Выдающийся философ Николай Бердяев писал: «У нее есть своя живая, индивидуальная, ни на что в мире не похожая душа» [6, с. 180].
Евгений Трубецкой видел в древнерусской иконе отражение двух Россий, существующих в разных планах — духовном и земном [см.: 7, с. 374]. Образно и ярко энергетическое пространство русской культуры, куда входят миры более высоких измерений и более тонкого состояния материи и где осуществляется творчество разумных сил Космоса, описал Даниил Андреев в своей фундаментальной работе «Роза Мира» [см.: 8, с. 64-67].
Академик Л.В.Шапошникова в книге «Град Светлый» исследует процесс формирования энергетического пространства русской культуры [9]. Она отмечает ведущую и определяющую роль Преподобного Сергия Радонежского в этом процессе. Положение России между Востоком и Западом, влияние на нее различных культур, магнит духа, заложенный Святым Сергием, трудный, подчас страдальческий, но полный героизма исторический путь русского народа, творчество философов и религиозных деятелей, мастеров искусства и ученых, ставших вестниками Космической эволюции, шедевры русской мысли и искусства с их высоким духовным потенциалом - все это сформировало то удивительное энергетическое пространство русской культуры, которое дает России возможность совершить шаг вперед с целью эволюционного продвижения всей планеты.
Указывая на тот факт, что Н.К.Рерих в своей деятельности воплощал в жизнь заветы Преподобного Сергия, Л.В.Шапошникова отмечает: «Рерих был первым, кто осознал значение искусства как одного из устоев духовной жизни народа, как его эволюционную основу и с этим осознанием перешел в XXвек, чтобы оказаться глашатаем нового мышления Планеты...» [9, с. 32].
Все труды семьи Рерихов были посвящены России. Их вдохновляли творческие импульсы от идей, мыслей и образов, наполняющих энергетическое пространство русской культуры. С этим пространством связаны их эволюционные действия: Пакт Рериха, философия Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати».
Пакт Рериха имеет своим истоком путешествие по русским городам в 1903-1904 гг., когда художник прикоснулся «к древним чудесным камням», «намагниченным историей» Руси, из которых надлежало «сложить ступени в грядущее». Впервые идея Знамени Мира - Знамени защиты Культуры -возникла у него как глубокое впечатление от иконы Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». «Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак...» — писал Н.К.Рерих [10, с. 207]. В самой идее Пакта Рериха и в Знамени Мира воплощен один из основных Заветов Преподобного Сергия Радонежского, прозвучавший в XIV столетии и на долгие века озаривший и скрепивший пространство русской культуры: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего».
Интерес к Индии, ощущение ее духовной близости и общих культурно-исторических корней с Россией, а также цели Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов созвучны русской духовной традиции и отечественной индологии. Так, местоположение земного Рая в русской традиции устойчиво соотносилось с Индией, что нашло отражение даже в Библейской энциклопедии 1891 года издания [см.: 11, с. 297]. Мысли об Индии как древней прародине человечества характерны и для пространства русской науки. Первый российский ученый-ин-
долог Герасим Степанович Лебедев в 1805 году писал: «Восточная Индия <...> есть та первенствующая часть света, из которой, по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу всего земного шара расселился...» [12, с. 26].
Институт «Урусвати», созданный Рерихами по итогам Центрально-Азиатской экспедиции, стал форпостом российской науки в Индии. Это было первое научное учреждение совершенно нового типа, магнит науки будущего.
В сотрудничестве с Учителями Востока выдающимся философом Еленой Ивановной Рерих была создана Живая Этика — философия космической реальности. Она связана с энергетическим пространством как мировой культуры, так и, в первую очередь, культуры России и является основой нового космического мировоззрения, которое формируется в пространстве русской культуры. Язык, на котором дается эта философская система, «показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения», — читаем мы в Живой Этике [13, § 468].
Роль творческого наследия Рерихов в пространстве русской культуры огромна. Оно стало новой эволюционной ступенью в процессе познания Космоса. На смену интуитивным прозрениям русских философов-космистов пришли конкретные формы сотрудничества с Учителями человечества. Николай Константинович выразил идеи Космической эволюции на своих полотнах, тем самым наполнив культурное пространство России новыми прекрасными образами. Эволюционные действия Рерихов в сотрудничестве с Учителями Востока позволили значительно увеличить энергетический потенциал пространства русской культуры, наполнить его магнитами мыслей и идей, магнитами красоты, которым еще предстоит сыграть огромную роль в процессе эволюции.
Отметим, что Рерихи оценивали историю России с учетом ее планетарной миссии и метаисторических процессов, протекающих в ее энергетическом пространстве. Они обращали внимание прежде всего на прогрессивные преобразования, происходящие в стране и соответствующие течению Космической эволюции. С этим фактом связана их вера в великое будущее Родины.
Многие русские философы размышляли об особой культурно-исторической роли России. В их творчестве возникло понятие «русская идея» [14, с. 421—423]. Впервые эту мысль выдвинул В.С.Соловьев еще в 1887—1888 гг. Николай Бердяев писал: «У России есть своя великая идея и великое призвание» [6, с. 181].
Мысли о великом будущем России содержатся в предсказаниях русских святых и подвижников — словом, всех тех, кто через свое «высокое духовное небо» соприкасался с вершинами энергетического пространства России. «На Небе — Бог, на земле — Россия», — гласит сербская пословица. «Подножием престола Господня» называл Россию Иоанн Кронштадтский. За этими интуитивными прозрениями значения России стояли космические закономерности, осознать которые помогло философское наследие Рерихов. Мысль о ведущей эволюционной роли России является одним из важнейших его положений.
Отметим, что под словом «Россия» Рерихи понимали, выражаясь словами Всеволода Иванова, «Союз народов, равных и дружественных с великорусским народом в корню» [3, с. 9].
«Лишь Россия может удержать равновесие мира», — утверждала Елена Ивановна [15, с. 249]. Она называла Россию Новой Страной, «Осью Мира» [15, с. 251]. И эти мысли обусловлены не только патриотизмом Елены Ивановны, но и точным знанием космических законов и эволюционных закономерностей. «Так хочется сказать: "Поймите, наконец, что Р[оссия] — пробный камень, где Р[оссия] — там спасение"», — писала она [16, с. 182]. И остается только сожалеть, что в современном мире для многих людей и даже стран именно отношение к России из пробного камня превратилось в камень преткновения.
Как известно из Живой Этики, писем Е.И.Рерих и работ Л.В.Шапошниковой, творческой силой Космоса, которая ведет эволюцию, является Космический Магнит. Знание об эволюционной роли России позволяет сделать вывод, что именно энергетическое пространство русской культуры, наполненное образами Красоты и мыслями о ней, в настоящее время приведено в созвучие с эволюционным ритмом Космического Магнита. Это явилось результатом культурно-исторического
развития России, Духовной революции, которая продолжается в ее пространстве, и творчества Космических Иерархов, а также их сотрудничества с семьей Рерихов.
Почему же Елена Ивановна утверждает, «где Россия — там спасение»? Приобщение к культурному полю России позволяет войти в коридор Космической эволюции, который проходит через ее энергетическое пространство. Но сила Космического Магнита является центробежной [см.: 17, § 127]. И энергии ненависти по отношению к России, ее неприятие отбрасывают от эволюционного центра и толкают в воронку инволюции — личность, народные группы и даже целые страны. Таким образом, можно сделать прогноз, что проявление русофобии в пространстве Украины, Прибалтики, стран Запада и т.д. может значительно осложнить их дальнейшее эволюционное продвижение.
Все вышесказанное говорит, разумеется, не об избранности, а о той великой ответственности, которая возложена Космической эволюцией на Россию и русский народ. Необходимо, чтобы высокая энергетика культурного поля России опиралась на конкретных людей, была воспринята ими. Е.И.Рерих писала о том, что Россия «должна сначала воскреснуть духом и омыться», а Ивану Стотысячному наступил срок «выявить свой потенциал» [18, с. 193]. В противном случае возникает опасность для эволюции всей планеты Земля.
Через близкое сотрудничество с Великими Учителями Рерихи, и особенно Елена Ивановна, находились в созвучии с вибрациями Космического Магнита и запечатлели их в своем творчестве. Таким образом, мы можем сделать вывод, что наследие Рерихов является энергетическим эволюционным фокусом пространства русской культуры. Оно содержит новую научную методологию, новую концепцию культуры, новый подход к истории, включающий анализ метаисторических событий.
Наследие Рерихов неразрывно связано с этим пространством, и постичь его в отрыве от России и русской культуры невозможно. Как невозможно сегодня в полной мере обрести новое космическое мировоззрение, игнорируя Россию и русскую культуру.
Будучи сознательно, сердечно воспринятым и примененным, наследие Рерихов вводит в орбиту действия Космического Магнита. Вероятно, именно эту его особенность и почувствовал Всеволод Иванов, написавший, что Рерих «приобщает человечество к генератору тока, к динамо-машине великого тока — к России» [3, с. 67].
Много очерков и картин, полных любви и восхищения, Н.К.Рерих посвятил Святому Сергию. Е.И.Рерих написала удивительную работу «Преподобный Сергий Радонежский». Рерихи считали Великого Подвижника духовным водителем России. Своей деятельностью они способствовали сердечной связи с этим Великим Обликом, которая, как писала Е.И.Рерих, «вводит нас в мощный поток Космического Магнита» [19, с. 297].
Необходимо также отметить, что для пространства русской культуры огромную эволюционную роль играет деятельность Международного Центра Рерихов и Л.В.Шапошниковой, продолжающих дело Рерихов и их Учителей на современном этапе.
Уточнив фразу Ф.М.Достоевского, Николай Константинович Рерих сказал: «Осознание Красоты спасет мир». Эта замечательная мысль приобретает особый драматизм, когда мы анализируем отношение к наследию Рерихов в России. Именно здесь оно встретило наибольшее неприятие. То же самое можно сказать и по поводу препятствий, оказываемых деятельности Международного Центра Рерихов.
Рерихи в сотрудничестве с Учителями сделали пространство русской культуры более устойчивым и восприимчивым к эволюционным изменениям. Они создали поле Красоты и оставили нам ориентиры, которые позволяют не сойти с эволюционного пути в эпоху бурных перемен. Поэтому не будет преувеличением сказать, что нападки, клевета и помехи в деле изучения и популяризации наследия Рерихов, а также культурного строительства, которое осуществляет Международный Центр Рерихов, приводят к деформированию пространства русской культуры, вызывают искажение исторического пути России, а следовательно, и всей планеты, толкают в область инволюции.
Сегодняшнее торможение многих процессов и в российской культуре, и в науке, и в государственном строительстве, и в социальной сфере, и в общественной жизни, на мой взгляд, связано с незнанием или неприятием рериховской научно-философской концепции. То есть многие строительные явления не совпадают с вектором Космической эволюции, а поэтому не могут быть успешны.
В словах Н.К.Рериха — «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса» [5, с. 213] — определены характеристики сегодняшнего этапа Космической эволюции. Здесь говорится об энергетическом пространстве русской культуры, через которое проходит магистральный путь Космической эволюции всего человечества, а также о красоте и любви, которые из всех земных явлений больше всего сочетаются с понятием миров высокой духовной энергетики и утонченного состояния материи [см.: 20, § 234], куда ведет эволюционный путь. Эти слова великого художника можно также считать выражением русской идеи и указанием пути к всеединству человечества.
Напоминая слова Н.К.Рериха о России, которая существует «поверх всех Россий», Е.И.Рерих отмечала, что «эта Россия еще не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим, — писала она, — в грядущий расцвет нашей Родины, и эта вера дает смысл нашему существованию» [19, с. 16]. Выдающийся философ Елена Ивановна Рерих никогда не ошибалась в своих прогнозах. И ее слова дают нам силы и надежду на будущее, побуждают к активным действиям в защиту и поддержку Культуры.
«Точно неотпитая чаша стоит Русь. <...> Русь верит и ждет...» [1, с. 52].
Литература
1. РерихН.К Чаша неотпитая // Н.К.Рерих. Россия: [Сб. ст.]. М.: МЦР, 2004.
2. РерихН.К. Четверть века // Н.К.Рерих. Россия: [Сб. ст.]. М.: МЦР, 2004.
3. Всеволод Н. Иванов. Рерих. Репринтное издание. Рига: Угунс, 1992.
4. Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К.Рериха. М.: МЦР, 2013.
5. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.
6. Бердяев Н.А. О любви к России // Великая война в образах и картинах. Выпуск XIII. М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1917.
7. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи // Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
8. Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.
9. Шапошникова Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: МЦР, 1999.
10. Н.К.Рерих - М.А.Таубе. 13.02.1932 // Знамя Мира. М.: МЦР, 1995.
11. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: ТЕРРА, 1990.
12. Лебедев Г.С. Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии браг-менов, священных обрядов их и народных обычаев / Г.С.Лебедев. Ярославль: Академия развития, 2009.
13. Учение Живой Этики. Надземное.
14. Маслин М.А. Русская идея // Русская философия. Словарь. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999.
15. РерихЕ.И. Письма. [В 9 т.] Т. V (1937). М.: МЦР, 2003.
16. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VIII (1948-1950). М.: МЦР, 2008.
17. Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. 1.
18. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. III (1935). М.: МЦР, 2001.
19. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VI (1938-1939). М.: МЦР, 2006.
20. Учение Живой Этики. Аум.