Г.Г.ПАНТЕЛЕЕВА,
кандидат философских наук, инженер, ФГБУН«Морской гидрофизический институт РАН», Севастополь
МАГНИТ РОССИИ В СУДЬБЕ СЕМЬИ РЕРИХОВ И В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Все лучшее притянуто к магниту России.
Ю.Н.Рерих
Россия, ее эволюционное будущее в судьбе семьи Рерихов занимает особое место. И не случайно. Николай Константинович, Елена Ивановна, сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич верили в великий потенциал русской души, в великую будущность русского народа. Своим многогранным творчеством эти Вестники грядущего Нового мира созидали духовное пространство Прекрасного Будущего, с энергетикой которого тесно связано продвижение сознания человечества по спирали космической эволюции. Прежде всего, они предвидели духовные сдвиги в сознании народа России. Делом жизни семьи Рерихов стало формирование духовно-культурного Магнита России, который неизменно нес в себе величественный образ Новой России.
Понятие «Магнит России» целесообразно рассматривать в контексте концепции Космического Магнита, широко представленной в книгах Живой Этики, работах Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и развитой в исследованиях Л.В.Шапошниковой. Как поясняется в книге «Беспредельность», «Космический Магнит эволюции предназначен для вечного притяжения, указуя путь совершенствования» [1, § 113]. «Космический Магнит собирает все нужное для будущей Великой Эпохи», — поясняет философ, неординарный ученый Елена Ивановна Рерих в переписке с сотрудниками [2, с. 354]. Мир всего мира, по мысли художника, философа, ученого Николая Константиновича Рериха,
и есть «тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников» [3, с. 73].
Космический Магнит мыслитель-космист, историк культуры Людмила Васильевна Шапошникова определяет как главную энергетическую структуру одушевленного Космоса, ритмы которого влияют на все процессы, идущие в Мироздании, на каком бы уровне они ни происходили. «Он представляет собой как бы сердце Вселенной» [4, с. 53]. Вместе с тем магнитом «также является и сам человек, или энергетика его центров и ауры, а также планета и ее аура, или электромагнитное поле» [там же]. Подчеркивается также, что «одним из мощных магнитов является Дух» [там же].
В силу сложившихся к началу ХХ века обстоятельств энергетику грядущего Нового мира предстояло утвердить на благодатной почве России. Соответственно, формируемое энергетическое поле можно рассматривать как Магнит России, несущий в себе образ Новой России. Генезис энергетического магнита происходит прежде всего в глубинах сознания самого человека и человеческого сообщества. Для продвижения в будущее важно утвердить пути роста духа народа, придав необходимый энергетический потенциал социальным изменениям. Иначе говоря, крайне необходимо сформировать притягательный образ будущего и поднять дух народа, устремив его на новое строительство. «В будущем — благо. В будущем — магнит. В будущем — реальность», — утверждал Н.К.Рерих [5, с. 448].
Заботясь о прекрасном будущем, великие Учителя, Водители человечества, дают импульс развитию сознания того народа, который к сроку оказывается более других готов к новому строительству. Как сказано: «Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности» [6, § 468]. Весть Нового мира была предназначена для осмысления прежде всего в России и потому передана на русском языке через сотрудников космических сил Николая Константиновича и Елену Ивановну Рерих.
Важно отметить, что великим Зачинателем формирования духа русского народа был глубоко почитаемый в семье Рерихов Святой Сергий Радонежский, семисотлетний юбилей которого торжественно отмечается в 2014 году. Как поясняет Е.И.Рерих,
«Он вдохнул героический дух в народ и устремил его в будущее» [7, с. 122, 126]. «Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства» [2, с. 190]. Формирование духовно-культурного магнита Русской Земли стало одной из важнейших вех на пути космической эволюции человечества. Это величайшее событие в культурной жизни русского народа Н.К.Рерих запечатлел на картине «Святой Сергий Радонежский». Храм в руках Подвижника символизирует Светлое Строительство и его победное будущее. Одеяние Святого отмечено знаком трех кругов. Этот Знак, подчеркивает Л.В.Шапошникова, «потом ало вспыхнет нарериховском Знамени Мира» [4, с. 19].
В переходный период истории Рерихи воплотились в России, чтобы в творческом сотрудничестве с Учителями Света пройти по пути Предназначенному, насыщая духовно-культурный магнит России энергетикой грядущего Нового мира. Каковы они, пути благословения, по которым столь многозначительно прошли Рерихи, неутомимо созидая Магнит России? В Живой Этике поясняется, что к Высшему ведут пути любви, красоты и действия [8, 19 июля 1922].
Суть в том, что любовь и красота имеют качество магнита, то есть притягательны. Общечеловеческое чувство любви в Учении признается лучшим проводником к Высшему миру [см.: 9, § 736, 769]. Вместе с тем любовь определяется «как двигатель расширения сознания» [10, § 243]. Подчеркивается также, что «любовь к будущему будет самым мощным двигателем». Такая любовь «приводит к Родине сердца, как на возлюбленную Родину, где все знакомо, все мило, все прекрасно» [9, § 861, 769]. Любовь, по определению Л.В.Шапошниковой, — «одно из важнейших космических понятий и опора восхождения человека к Высшему» [4, с. 152]. Можно понять, что Магнит России и есть та возлюбленная родина сердца, тот величественный образ Новой России, с которым Рерихи связывали прекрасное будущее своей земной родины и свою судьбу. «Любите Родину!» — повелительно сказано Н.К.Рерихом в одноименном очерке [11, с. 503].
Если «Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира» [12, § 80], то Красота — это принцип строительства, открывающий священные Врата. Красота в Учении соотносится со сфе-
рами Гармонии Надземного мира, не отягощенными «проступками против нравственности» [9, § 813]. «Кстроительству притягиваются те, кто живут под властью красоты. Они создают своим потенциалом господство духа. Они возрождают жизнь красотою» [13, § 28]. «Такое важнейшее эволюционное явление, как Красота, имеет своим истоком Высшие Миры и Высшее Творчество», — поясняет Л.В.Шапошникова. «Через красоту в плотный мир идет тонкая энергетика, поэтому подлинное искусство как таковое является мощным энергетическим полем в эволюционных преобразующих процессах» [14, с. 26]. Можно с уверенностью утверждать, что каждый из Рерихов возрождал жизнь, полагая в основу творчества красоту высших миров.
Среди эволюционных действий, которые в ХХ веке выполняла семья Рерихов, историк культуры Л.В.Шапошникова выделяет следующие: сотрудничество с Учителями по созданию книг Живой Этики; закладывание энергетических магнитов на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции; продвижение идей Знамени Мира и Пакта Рериха в планетарном масштабе. Все три действия, предопределившие судьбу великой семьи, были связаны с Россией и направлены на формирование в ее пространстве духовного Магнита.
Принятая из высших сфер Космоса духовная информация, осмысленная и оформленная Е.И.Рерих в систему знаний Живой Этики, рассматривается Л.В.Шапошниковой как «энерго-эволюционный импульс Высшего»», обусловленный переустройством Космоса и нацеленный на расширение сознания человечества [15, с. 81]. Любовь к Высшему, к великой Родине лежала в основе жизненного подвига Е.И.Рерих. В сотрудничестве с Космическими Иерархами она прошла то огненное преображение, без энергетики которого не смог бы в будущем возникнуть одухотворенный и утонченный Новый человек — строитель Новой России.
Закладка энергетических магнитов на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, по мысли Л.В. Шапошниковой, также являлась результатом Высшего импульса и заложила основы будущего нашей планеты. Это эволюционное действие потребовало участия огненной энергетики Елены
Ивановны, сгармонизированной к тому времени с космическими вибрациями камня из созвездия Ориона, и энергетики, которой владел Николай Константинович и которая была присуща его произведениям искусства. Закладка магнитов, делает вывод ученый, «обеспечивала выход планеты на более высокий уровень космического расширенного сознания» [15, с. 85, 87], что открывало ее для принятия идущих высших эволюционных энергий.
Энергетические магниты были заложены и в столице России, несмотря на чрезвычайную опасность этой миссии для ее участников. Выполняя высокое поручение, летом 1926 года Рерихи привезли в Москву письмо Махатм, ларец со священной землей Гималаев, серию картин «Майтрейя» и рукопись книги «Община». И хотя встретившие их наркомы (Г.В.Чичерин, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская) не смогли по достоинству оценить послание, все же переданные предметы, с их высокой энергетикой будущего, были оставлены в России. В целом закладка магнитов на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции профессора Н.К.Рериха позволяла сформировать энергетическое поле культуры будущего планеты.
На формирование энергетического Магнита России было направлено еще одно, уже третье эволюционное действие великой семьи — продвижение идей Знамени Мира и Пакта Рериха. Н.К.Рерих инициировал международное движение за подписание Договора, предусматривающего защиту сокровищ мировой культуры во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Незаменимым в его утверждении было участие Е.И.Рерих, ее огненного духа. Подписание Договора состоялось 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии Президента США и представителей двадцати латиноамериканских государств. «Именно в Пакте Рериха содержалась творческая возможность продвижения человечества по ступеням космической эволюции», — подчеркивает Л.В.Шапошникова [16, с. 84].
Идея единства мира символически выражена предусмотренным Пактом Рериха Знаменем Мира — «на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения» [17, с. 70]. Вкладывая в это понятие сокро-
венную идею древнего знака Триединства, Николай Константинович и Елена Ивановна заботились прежде всего о том, чтобы мысль созидания Нового мира прочно вошла в сознание широкой общественности. «Насыщение пространства должно происходить во всех направлениях, не упуская ни единой возможности»», — разъясняла Е.И.Рерих [18, с. 237]. Проникая в сознание деятелей, идея созидания мира через Культуру побуждала к действию, что в целом укрепляло мощь Магнита России, призванного открыть пространство нашей планеты для идущих жизнедательных энергий Космоса.
Рожденные в России, Рерихи тонко чувствовали характер русского народа во всей полярности его темных и светлых сторон. Родину они воспринимали в общечеловеческом ее понимании, в основе которого лежат высшие духовные сокровища народа. Признавая насущность и действенность Высшей духовной реальности, Николай Константинович писал: «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия», прекрасный образ которой он неизменно связывал с будущей Новой Россией [11, с. 434].
Чувствуя личную ответственность за космическое будущее планеты, Рерихи жили и трудились в России, Европе, Америке, Индии. При этом мысли их всегда были тесно связаны с родиной, с русским народом. Подводя итог двадцатипятилетним странствиям своей семьи, Н.К.Рерих размышлял: «Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. <...> И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий — в науке, Святослав — в искусстве прочно укрепились. <...> Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей»» [11, с. 498]. Такое мощное насыщение пространства открывало возможность носителям русского духа идти «по нашим азийским тропам»» [там же]. Именно на этих благословенных рериховских путях укрепляется Магнит России.
Во время странствий много где удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Юрий Николаевич Рерих, вдохновенный ученый и философ, человек исключительной духовной гармонии, дал реальную возможность расширить доступ ученым к древнему знанию. Он подготовил к изданию англо-русско-тибетский словарь с санскритскими параллелями. Этот уникальный труд помогает возрождению древнего учения Калачакры, в котором дается необходимое знание о жизненно важных ритмах Вселенной и их решающем влиянии на события земной жизни. Художник, ученый, философ Святослав Николаевич Рерих поставил Красоту во главу искусства живописи. Он утверждал, что долг человека — привносить красоту и гармонию во все жизненные действия, всегда стремиться к Прекрасному. Искусство художника предвосхищает то будущее, когда беспредельные космические горизонты станут реальным достоянием человека.
Рерихи любили Россию, восторгались неизреченными красотами ее природы, искренне радовались, наблюдая лучшие человеческие качества: открытость новым нахождениям, самоотверженное искание высшей справедливости, стремление к служению, готовность к высоким полетам, мужество — все то, что вообще делает народ подвижным, пригодным для нового строительства. Народ-труженик, народ-победитель, Наш друг, Иван Стотысячный — в таких обращениях Учителей чувствуется особое внимание и надежда на русский народ. В предвоенном 1938 году Елена Ивановна писала о том, что русский народ «сохранил свою душу, и, пройдя через горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу. Иван Стотысячный призван теперь к строительству, за ним черед развернуть великий потенциал души русской. <...> Мое глубокое убеждение, что спасение мира придет от нашей родины. <...> Равновесие в мире возможно лишь при сильной России» [19, с. 231—232].
Как известно, героический характер самоотверженного защитника родины ярко проявился в сражениях Великой Отечественной войны, обеспечив победу русского народа над фашизмом. Есть глубокая убежденность в том, что потенциал
духа русского народа отчасти раскрылся и в период подготовки и проведения 16 марта 2014 года референдума по вопросу воссоединения Крыма с Россией. Результат опроса показал неудержимое стремление абсолютного большинства крым-чан быть вместе с Россией, разделяя ее судьбу. Полагаю, что в этом проявилась влекущая сила Магнита России, заложенного в свое время благодатным воспитателем русского народного духа Сергием Радонежским и получившего новый импульс развития в эволюционном творчестве семьи Рерихов. Свою приверженность России люди выражали идущими от сердца словами на плакатах: «Наши сердца всегда были с Россией»; «Сбылась мечта. То, чего очень ждали, свершилось. Мы рады!»; «С Россией в Крыму мир!»; «Севастополь — верный сын Родины!»; «С Россией — в будущее». Как участница событий, могу утверждать, что это были необыкновенные дни и глубокие переживания, пожалуй одни из самых сильных за всю жизнь. Это был праздник души.
«Все лучшее, — утверждал Ю.Н.Рерих, — притянуто к магниту России» [цит. по: 20, с. 66]. Возникнув в Крыму, волна патриотических чувств прокатилась по всей России. «Своих не сдаем!» — это основная мысль участников демонстраций. Своих — значит русских по духу. Импульс единения на основе братской взаимопомощи, верности Великой Родине и желание ее защищать, вера в светлое будущее — все это можно понять как биение сердца Новой России. Бьется ли сердце Азии, живо ли оно? — ставил вопрос Н.К.Рерих, направляя экспедиционный караван по тропам Центральной Азии. Среди всех многообразных впечатлений наиболее воодушевляющим для исследователя явилось то, что сердце людей Востока открыто к будущему. Путь к Прекрасному Будущему прокладывают герои, самоотверженные служители Общего блага.
В решающий момент жизни России, а именно так можно охарактеризовать современное положение страны, чрезвычайно важна помощь народа и мыслями и делами. Она должна быть скорой и действенной. Очевидно, что помощь следует направить прежде всего Международному Центру-Музею имени Н.К.Рериха. Общественный Центр-Музей осуществляет
культурно-просветительную деятельность согласно принципам и задачам космической эволюции. Центр-Музей хранит и изучает культурное наследие семьи Рерихов, способствует развитию космического мышления, неутомимо ведет просветительскую работу по разным направлениям науки и искусства. Напряженный труд на Общее благо делает его живым Магнитом, с энергетикой которого связано процветание и России, и всего человечества.
Литература
1. Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. 1.
2. РерихЕ.И. Письма. [В 9 т.] Т. IV (1936). М.: МЦР, 2002.
3. РерихКК. Листы дневника. [В 3 т.] Т 1. М.: МЦР, 1995.
4. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.
5. Рерих КК. Листы дневника. [В 3 т.] Т 2. М.: МЦР, 1995.
6. Учение Живой Этики. Надземное. Ч. 2.
7. Знамя Преподобного Сергия Радонежского / Составитель Е.И.Рерих. М.: РИО ДЕННИЦА, 1991.
8. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов.
9. Учение Живой Этики. Надземное. Ч. 3.
10. Учение Живой Этики. Сердце.
11. РерихH.K. Избранное. М.: Правда, 1990.
12. Учение Живой Этики. Аум.
13. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3.
14. Шапошникова Л.В. ХХ век. У порога Нового мира // Новая эпоха — новый человек. Материалы Международной научно-практической конференции. 2000. М.: МЦР, 2001.
15. Шапошникова Л.В. Живая Этика — импульс космической эволюции // Живая Этика как творческий импульс космической эволюции: Материалы Междунар. научно-обществ. конф. 2011. М.: МЦР, 2012.
16. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха. Материалы Междунар. обществ.-научн. конф. 2010. М.: МЦР, 2011.
17. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
18. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. I (1919-1933). М.: МЦР, 1999.
19. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VI (1938-1939). М.: МЦР, 2006.
20. Рудзите И. О моих встречах с Ю.Н.Рерихом // 100 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха. Материалы Междунар. научно-обществ. конф. 2002. М.: МЦР, 2003.