УДК: 130.2:008
ТВОРЧЕСТВО КАК РЕКОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИИ КАК ТЕКСТА КУЛЬТУРЫ
Н И. Новак
Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск e-mail: nktnovak@mail.ru
В статье проводится анализ творчества как реконструкции и деконструкции традиции, трактуемой в качестве «текста культуры». Автор рассматривает культуру как сложную систему текстов, запечатленных в традиции, а творчество как реконструкцию и деконструкцию текста культуры, что позволяет рассматривать творчество не только с позиции новаторства, но и как интерпретацию традиции, определяющей основания ее актуального существования в современном мире.
Ключевые слова: культура, творчество, традиции, реконструкция, деконструкция.
Особыми компонентами культуры, определяющими источники её существования, представляются два противоположных, но при этом дополняющих друг друга явления - творчество и традиция. Они обеспечивают появление в культуре инновационных феноменов и сохранения их в рамках социокультурной организации. взаимодействию традиции и творчества уделяли внимание такие современные исследователи, как А. Огорода1, В. Сопов2, Н. Белая3, А. Костина4 и др. В перспективе исследования соотношения традиции и творчества отметим, что актуальным условием существования культуры в ХХ и XXI веке представляется ее интерпретация как совокупности знаков и символов, стоящих у истоков передачи информации одной социальной группы, а также наделением её текстуальной природы существования. Данная идея была предложна Ю. Лотманом5, который рассматривал культуру как множественность текстов в одном, распадающихся на иерархии и переплетающихся друг с другом. Еще ранее близкий к этому подход был обоснован в концепции интертекстуальности Ю. Кристевой6, в рамках которой культура рассматривается как мета-текст, функционирующий в условиях творческой деятельности посредствам его строительства и трансформации.
Представленная концепция культуры позволяет рассматривать взаимодействие традиции и творчества, при котором традицию можно определить, как фундаментальную основу культуры, представленной как текст сохраненного в ней материала культуры. Творчество определяется как движущая сила культуры, стоящая
1 Огородова А.В. Традиция и инновация в современной культуре // Личность. КУЛЬТУРА. Общество. 2007. Вып. 4 (39). С. 249-258.
2 Сопов В.В. Традиция и творчество // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Т. 8. Вып. 3. С. 112-117.
3 Белая Н.В. Традиция и новаторство как важнейшие составляющие литературного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение 2007. С. 12-27.
4 Костина, A.B. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики / A.B. Костина. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 144 с.
5 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 272 с.
6 Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. 536 с.
у истоков её развития, а также обеспечивающая ее воспроизводство и обновление. По мысли В.В. Сопова, «традиция выступает не только стимулом для творческой реакции, но и гипертекстом культуры, который через посредство личности порождает новые тексты и новые традиции»7. Исходя из данного тезиса современного ученого, мы можем рассматривать культуру как сложную систему текстов, запечатленных в традиции, а творчество как реконструкцию и деконструкцию текста культуры. Для более полного анализа проблеме взаимодействия традиции и творчества обратимся к концептуализации культуры и взаимодействия двух данных явлений в рамках герменевтического подхода в философии.
Традиции и творчество в рамках герменевтики и текстового значения культуры ярко представлены в философском наследии Х. Гадамера. По его мнению, традиция представляется важнейшей основой бытия, представляющейся языковым миром, в котором и существует человеческое бытие. Таким образом, язык у мыслителя представляется бытие формирующим явлением, запечатлённым в традиции как совокупности знаков и символов, характеризующее наше мироощущение. Взаимодействие двух данных явлений представлены в следующей мысли философа, характеризующей взаимодействие современного искусства с традиционным классическим: «Прежде всего существует некий высший принцип, на который я опираюсь: размышлять на эту тему можно только тогда, когда единым горизонтом охвачено как великое искусство прошлого, художественная традиция, так и искусство современности - и не только противостоящее традиции, но и само черпающее в ней энергию»8. Как мы можем заметить, современное искусство не всегда противоречит классического искусства в появление новых культурных эталонов, но и само черпает вдохновения из традиции, что даёт нам основу пересмотра традицию и творчества в контексте современной художественной деятельности. Во многом это связано с тем, что, по мнению Х. Гадамера, художник не способен на творческую активность «без погружения в язык традиции, и не в том смысле, что воспринимающий искусство одновременно как бы пребывает и в прошлом и в настоящем»9, что явно отражает концепцию взаимодействия традиции и творчества как важного условия существования искусства и культуры. Помимо вышеизложенного, взаимодействие современного искусства и классического у философа рассмотрено с помощью таких понятий, как игра, символ и праздник. Игра у мыслителя представлена как система, вырабатывающая определённые правила, способствующие герменевтической идентичности в художественном творчестве, что благоприятствует не только созиданию новых искусственных форм, но и стоит у истоков импровизации как основы творческой деятельности. В качестве данного предположения мы можем отметить, что творчество - это не всегда новаторство, оно может представляться как импровизация готового творческого продукта.
Культуру как игру в своё время одним из первых мыслителей рассматривал Й. Хейзинга10. Игра или пространство игры у мыслителя, так же, как и у Х. Гадамера, представляет собой порядок, дающий импульс человеческому творчеству. Так как игра первична культуре, она создаёт основные правила её интерпретации, которые передаются от поколения к поколению. Из чего мы приходим к выводу, что в контексте игровой концепции культуры традиция и творчество представляются незаменимыми компонентами существования друг друга и культуры. Однако
7 См.: Сопов В.В. Традиция и творчество // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Т.8. Вып. 3. С. 117.
8 Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 273.
9 Там же.
10 Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
примечательным является то, что в отличие от Й. Хейзинги, Х. Гадамер придал игре более онтологическую сущность, стоящую у истоков развития культуры.
Символ способствует идентификации искусства традиционного и современного посредством творческой деятельности художника. По мнению мыслителя, гуманистическая христианская традиция хоть и исчезает в искусстве ХХ века как смыслообразующая основа искусства, но для искусства современного она должна стать словарём во время чего посредством импровизации оно способствует появлению нового художественного продукта. В концепции символа взаимодействие творчества и традиции представлено в языковой традиции как способствующее наделению искусства смыслом.
Праздник, по мнению мыслителя, соотносится с другой концепцией времени, поскольку становится актуальным в определённый промежуток времени. Также и искусство имеет свою временную конструкцию и связано общением человека с ним. Временем искусства является взаимодействие искусства и человека, из-за чего оно обретает жизнь. Однако такие виды искусства, как танец и музыка, требуют свою определённую модель реализации, основой которой является не прямое подражание аутентичной форме искусства, а импровизация, стоящая у истоков исполнительской творческой деятельности.
Для более полного раскрытия поставленной проблемы исследования нужно отметить мысль Х. Гадамера о том, что: «Искусство прежних времен доходит до нас через фильтр современности, живой традиции, сохраняющей и преобразующей. Беспредметное искусство наших дней - конечно, лишь в лучших своих творениях, едва, правда, отличимых от имитации - достигает той же насыщенности и тех же возможностей непосредственного воздействия»11. Традиция и творчество в философском наследии Х. Гадамера находятся в непрерывном взаимодействии посредством импровизации, происходит реконструкция текста и его становления в тексте культуры.
Реконструкция текста как творческая деятельность представлена в возобновлении культурного наследия, увековеченного в традиции не только далёкого, но и относительно недавнего прошлого, способствуя появлению нового культурного продукта. Примером служит искусство романтизма, которое в эпоху Просвещения пыталось возобновить традиционные направления в искусстве, опираясь на фольклор как фундаментальную основу для строительства основной концепции произведения. Однако реконструкция не только предполагает использование готовой традиции в её первозданном виде, но и её вариативность посредством творческой деятельности. Один из самых знаменитых писателей ХХ века Д. Толкин не только реконструировал кельтскую и скандинавскую мифологию, но и пересмотрел её при помощи своей субъективной точки зрения, тем самым способствовал развитию такого жанра литературы, как фэнтези. Творчество посредством игры благоприятствует вариативности традиции, позволяющей не только создать новый культурный продукт, но и подстроить традицию к современным реалиям. В своё время П. Рикер справедливо отмечал следующее: «Всякая традиция живёт благодаря интерпретации -такой ценой она продлевается, то есть остаётся живой традицией»12. Таким образом, творчество посредством реконструкции готового текста культуры стоит у истоков жизненной силы традиции.
11 Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. С. 323.
12 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический Проект, 2008. С. 67.
В перспективе современной цивилизационной парадигмы реконструкция культуры, представленной в мифотворчестве или мифосознании, трактуется, по мысли А.В. Захарова, как «весьма распространенный в цивилизованном, просвещенном обществе вид социально-культурной игры с сакральным, в которой многие люди (в глубине души неверующие) находят для себя какой-то практический, или «магический», смысл»13. Из чего явно видно, что реконструкция традиции как пример пережитков в социальной практике занимает значительное место в развитии культуры.
Понятие деконструкции выходит из деструкции, предложенной М. Хайдегером14 как попытка разрушения онтологической традиции, способствующая достижению скрытых смыслов и истинной конкретизации бытия. Само же слово деконструкция вводится в научный обиход Ж. Лаканом15, но теоретически обоснованное Ж Дерридой16 как разбор на части готового текста. Исходя из данного положения, можно отметить, что деконструкция текста культуры представляет собой творческую деятельность, направленную на разрушение традиции для создания принципиально нового культурного продукта и художественного направления, не связанного с предыдущими стилями искусства.
Во многом данным примером может служить культурная ситуация, сложившаяся в модернизме, который пытался разрушить канонические устои в искусстве для создания принципиально нового художественного стиля. Однако стоит отметить, что не только творчество стоит у истоков деконструкции текста культуры, но и сама традиция, возобновление которой может стоять у истоков разрушения устоявшихся художественных форм. Таким примером служит эпоха Возрождения, в которой произошло возобновление античной традиции антропоцентризма, оказавшее влияние на разрушение основ средневекового искусства и переход к эпохе Просвещения.
Деконструкция текста культуры представлена не только творческой деятельностью, но и возобновлением определённых традиций, сообщающих импульс принципиально новому художественному творчеству. Следует отметить, деконструкция текста культуры не представляется отрицательным явлением для традиции, а обновляет её принципиально новыми направлениями в искусстве. Так творчество посредством деконструкции как обновление культуры представлено в философском наследии Э. Кассирера17 По его мнению, конфронтация традиции и творчества представлена в попытке преодоления творческой силой, силы которая стоит у истоков сохранения культурного наследия. Во многом это проявляется в проблеме языковой традиции, в которой художник лишается творческой личностной свободы действия. Однако в следующей мысли культуролога мы можем заметить одну важную особенность взаимодействия традиции и творчества на примере языковой формы: «Обновление, идущее изнутри, приобретает свою полную силу и интенсивность лишь тогда, когда язык служит не только сообщению и передаче прочно установившегося фонда культурных достояний, но становится еще и выражением нового индивидуального чувства жизни»18. Традиция должна не только
13 Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. №7. С. 13.
14 Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: Ad Мащпет, 1997. 451 с.
15 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.
16 Деррида, Ж. О грамматологии. М.: Ad Ма^пет, 2000. 512 с.
17 Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
18 Там же. С. 125-126.
предавать накопленный культурный материал, но и способствовать творческой активности субъектов, побуждая их создавать новые культурные формы. Тут также стоит отметить, что сама традиция предполагает деконструкцию своего текста для дальнейшего обновления. По мнению В.Г. Федотовой, «ныне Запад -инновационный, но превративший инновации в традицию»19. Мы можем предположить, что сама традиция западной культуры предполагает ее деконструкцию посредством инновационного материала как способа её обновления. Также деконструкция текста культуры реализуется в диффузионных процессах - диалоге культур, представленном в обмене инноваций, влияющем на развитие культуры в ином ракурсе.
Около полувека назад известный бард Новелла Матвеева написала такой поэтический афоризм, непосредственно касающийся нашей темы:
Всё сказано на свете:
Несказанного нет.
Но вечно людям светит
Несказанного свет.
В этих строчках сформулирован принцип деконструкции культуры, который и определяет возможность творчества не вопреки традиции, а благодаря ей: человек говоря о том, что уже сказали другие, все равно сделает это по-своему вследствие уникальности своей личности и уникальности времени, в котором он живет.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что взаимодействие традиции и творчества является основой существования культуры, её статики и динамики, посредством реконструкции и деконструкции творчеством традиции, когда появляется новый культурный продукт. Отметим, что творчество черпает вдохновение в традиции, которая способствует обновлению, делающее её жизнеспособной в социокультурном пространстве. Однако немаловажной основой в концептуализации творчества с позиции реконструкция и деконструкция традиции как текста культуры является то, что оно не всегда позиционирует себя как новация, а может быть интерпретацией прочтения готового текста традиции позволяющего создать принципиально новый культурный продукт. В данной связи традиция и представляется жизнеспособной при условии творческой интерпретации её текста, что явно отражает идею о том, что в свою очередь традиция без творчества приходит в упадок, как и происходит с творчеством, так как происходит его отрыв от культурного пространства посредствам отхода его от традиции.
Список литературы
1.Белая Н.В. Традиция и новаторство как важнейшие составляющие литературного творчества Журнал Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2007. С. 12-27.
2.Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 273 с.
3.Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. М.: Ad Ма^пет, 2000. 512 с.
4.Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. №7. С. 11-19.
5.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
19 Федотова Г.В. Модернизация и традиция // Знание. понимание. Умение. 2014, № 2. С. 81.
6.Костина A.B. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 144 с.
7.Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 272 с.
8.Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. М.: Прогресс, 2000. 536 с.
9.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995. 434 с.
Ш.Огородова А.В. Традиция и инновация в современной культуре Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 4 (39). С. 249-258.
11.Сопов В.В. Традиция и творчество // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Т. 8. Вып. 3. С. 112117.
12.Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический Проект, 2008. 324 с.
13.Сопов В.В. Традиция и творчество // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2010. Т. 8. Вып. 3. С. 112117.
14.Федотова Г.В. Модернизация и традиция // Знание. понимание. Умение. 2014. № 2. С. 77-83.
15.Хайдеггер М. Бытие и Время / Пер. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
16.Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
CREATIVITY AS A RECONSTRUCTION AND DECONSTRUCTION OF TRADITION AS A TEXT OF CULTURE
N.I. Novak
Lugansk National Agrarian University, Lugansk e-mail: nktnovak@mail.ru
In the article, creativity is analyzed as a reconstruction and deconstruction of tradition, interpreted as a «text of culture». The author views culture as a complex system of texts imprinted in tradition, and creativity as a reconstruction and deconstruction of a cultural text. It allows us to view creativity not only from the standpoint of innovation, but also as an interpretation of tradition that determines the basis of its actual existence in the modern world.
Keywords: culture, creativity, traditions, reconstruction, deconstruction.