UDC 159: 001.12
DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0010
ТВОРЧЕСТВО КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
© 2020
ORCID: 0000-0002-1593-0281
Микаилова Нармин Эльдар, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Бакинский государственный университет (1148, Баку, Азербайджан, ул. З.Халилова, 23, e-mail: narmin.mikailova@bk.ru)
Аннотация. Интерес к теме культуры в современной науке объясняется цивилизационными сдвигами в развитии современного общества. Творческая деятельность людей рассматривается как движущая сила культуры и главная цель её становления. Творчество рассматривается как продуктивная деятельность, направленная на обновление окружающего мира и культуры и способствующая саморазвитию и самореализации личности. Культура является сферой наибольшей реализации творческих потенций человека, которые проявляются как в сферах науки, образования, искусства, так и в сферах торговли, материального производства, способствуют свободному духовному развитию человека. В социокультурном измерении человек является основной творческой и созидательной силой. Всё общественное богатство - материальное, социальное, духовное, - основано на человеческом труде, имеющем творческий смысл. Творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы, и является результатом игры духовных сил человека. Это специфически видовая способность человека, отличающая его от природы и животного мира. Оно выступает источником труда, сознания, культуры. В процессе творчества каждый человек осуществляет творение мира, материальной и духовной культуры человечества. Уникальность каждой личности проявляется в её способности к творческой деятельности. Ценность и значимость всякого общества заключается в людях, осуществляющих творческую деятельность. В процессе творчества развивается также весь комплекс социально-политической жизни, происходит развитие сложного социального организма. Результатом творческой деятельности является вся многообразная общественная жизнь, включая материальные, духовные и прочие проявления, а также развитие самого человека. Всякая творческая деятельность культурна и значима в той мере, в которой она способствует формированию и развитию человека, его личностных качеств. Основным условием творчества является духовность, которая выступает как внутренняя модель творческой деятельности и способствует формированию и развитию свободного человека.
Ключевые слова: самореализация, творческие силы, духовность, гениальность, самовыражение, новаторство, преемственность.
CREATIVITY AS A DRIVING FORCE OF CULTURE DEVELOPMENT
© 2020
Mikailova Narmin Eldar, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy Baku State University (1148, Baku, Azerbaijan, Z. Halilova str., 23, e-mail: narmin.mikailova@bk.ru)
Abstract. Interest in the topic of culture in modern science is explained by civilizational shifts in the development of modern society. The creative activity of people is considered as the driving force of culture and the main goal of its formation. Creativity is viewed as a productive activity aimed at updating the surrounding world and culture and contributing to the self-development and self-realization of the individual. Culture is the sphere of the greatest realization of human creative potential, which are manifested both in the spheres of science, education, art, and in the spheres of trade, material production, contributes to the free spiritual development of a person. In the sociocultural dimension, man is the main creative and constructive force. All social wealth - material, social, spiritual - is based on human labor, which has a creative meaning. Creativity is one of the most active states and manifestations of human freedom and is the result of the play of human spiritual forces. This is a specific species ability of man, which distinguishes him from nature and the animal world. It acts as a source of labor, consciousness, culture. In the process of creativity, each person realizes the creation of the world, material and spiritual culture of mankind. The uniqueness of each personal is manifested in its ability to creative activity. The value and significance of any society lies in the people who carry out creative activities. In the process of creativity, the whole complex of socio-political life also develops, and a complex social organism develops. The result of creative activity is the whole diverse social life, including material, spiritual and other manifestations, as well as the development of the person himself. Any creative activity is cultural and significant to the extent that it contributes to the formation and development of a person, his personal qualities. The main condition for creativity is spirituality, which acts as an internal model of creative activity and contributes to the formation and development of a free person.
Keywords: self-realization, creative powers, spirituality, genius, self-expression, innovation, continuity.
Введение. Современное человечество переживает апокалиптические настроения, связанные с цивилизаци-онным сдвигом в развитии общества. Этим объясняется оживлённый интерес к современной культуре, проблеме личности в культуре.
Личность рассматривается как движущая сила, создатель культуры и главная цель её становления, а культурная память человечества - как условие развития творческой деятельности человека. Творчество воспринимается как процесс созидания новых знаний, ценностей, идеалов, новых образов, средств общения. Это продуктивная деятельность, направленная на обновление окружающего мира и культуры, и способствующая саморазвитию и самореализации личности. Творчество понимается как сотворчество, проявляющееся в самоотдаче личности, в повышении его ответственности перед обществом. Творческий акт - это максимальное выявле-
ние личности вовне, писал Б.Пастернак.
Цель и назначение культуры состоит в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие мысли и чувства. Культура призвана предохранять людей от жестокости, варварства, всеобщего ожесточения. Однако ХХ век продемонстрировал, что культура не всегда справляется с этими задачами. Несмотря на высокий уровень развития науки, техники, всеобщую информатизацию, в обществе существует недостаток гармоничных межчеловеческих и нравственных отношений. Всё это даёт основание говорить о кризисе культуры в современном обществе и решать проблемы самореализации личности, так как именно в культуре человек реализует свои неограниченные возможности познания и творчества.
Будучи сферой свободного творчества и сверхутилитарности, культура предоставляет возможность чело-
веку воплощать свою тягу к самореализации, проявлению заложенных в нём творческих сил и собственной индивидуальности. Сверхутилитарность культуры проявляется в том, что в этой сфере развитие и реализация целостного человека и его творческих способностей является самоцелью. Произведения искусства являются сферой развития человеческого духа, они облагораживают и возвышают человека, воспитывают в нём чувство прекрасного.
Произведения культуры являются произведениями культурного творчества тогда, когда они отражают духовное бытие человека, позволяют проникнуть во внутренний мир человека и выразить его особенности: волнение, радость, переживания, то есть выражают экзистенцию человеческой души. Поэтому философское понимание человека неразрывно связано с пониманием культурного творчества и культуры в целом.
Культура как сфера творческой деятельности человека. Культура является сферой наибольшей реализации творческих потенций человека, которые проявляются как в сферах науки, образования, искусства, так и в сферах торговли, материального производства, где человек является как исполнителем, так и автором своих замыслов. Как сфера свободной самореализации личности, культура способствует свободному духовному развитию человека посредством осуществления его замыслов и планов, имеющих ценностно-мировоззренческую направленность. Значение культуры состоит в том, что в процессе культурного творчества происходит духовное созревание человека, формирование его как универсального существа, и, главное, развитие богатств его души, так как «человеческая душа стоит дороже всех царств мира» (Н.Бердяев).
Итак, творческая деятельность в области искусства лишена утилитарного смысла, а произведения искусства раскрывают внутренний духовный мир автора. Однако для реализации творчества необходимо наличие социального заказа как необходимости разрешения социальных потребностей в художественной форме. Степень художественного таланта определяется тем, насколько органично в нём сочетаются общественное и личное, так как социальный заказ должен восприниматься художником как личное и необходимое. Мощным стимулом для художественного творчества могут быть жажда славы и признания. Однако преобладание материальных потребностей над духовными в процессе художественного творчества может способствовать превращению творчества в «антитворчество».
Необходимыми качествами художника являются целеустремлённость, воля, трудолюбие, дисциплина и самоконтроль. Примером является творчество таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Роден, Дега, которые утверждали, что ими движет не вдохновение, а мудрость, упорство, работоспособность и т.д.
К понятию духовного творчества вообще. Духовное творчество можно определить как создание новых предметов и явлений в духовной жизни общества, имеющих общественное признание. Это творчество в науке, технике, искусстве, его психологические основы и т.д. Творчество как нечто новое и совершенное реализуется на основе исторических ценностей и духовной преемственности.
Идеолог творчества Н.А. Бердяев писал, что творчество является призванием и назначением человека. Творчество есть проявление гениальности. Он писал о всеобщем значении гениальности: «Но гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребёнку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную присиянную тварь, хотя никаких продуктов он
может не создавать» [2, с. 119-120].
Основная тайна творчества состоит в том, что творческая новизна объяснима из будущего, а не из прошлого. Для открытия нового нужно это новое знать. «Изначальный, первородный творческий акт не вытекает из прошлого, он не совершается в космическом или историческом времени, он совершается в экзистенциальном времени, которое не знает каузальной связанности. Во времени же историческом творческий акт парадоксально представляется идущим из будущего. В этом смысле он может быть назван профетическим» [3, с. 219]. Творчество, понимаемое как творение, означает внесение в мир новизны.
Способность к творчеству изначально присуща человеку, есть свойство человеческой натуры. «Всякий человек, вносящий отпечаток своей личности в окружающую его среду, всякая жена и мать, вносящая свой собственный нравственный стиль в жизнь семьи, свой эстетический стиль в домашнюю обстановку, всякий воспитатель детей уже творец» [22, с. 294].
С.Л. Франк рассматривает творчество как способ самовыражения. Творческий акт является двойственным по содержанию: с одной стороны, он предполагает самостоятельность и свободу, с другой - укоренённость в трансцендентном и зависимость от него. В процессе творчества человек ощущает себя «образом и подобием Божиим»: «подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества: всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение её истинного существа. Человек, как только «раб Божий» есть «раб ленивый и лукавый» - примерно подобно тому, как работник, только рабски -механически выполняющий предписанную ему работу, не интересуясь ею и не вкладывая в неё своего волевого усилия, есть уже тайный саботажник. Ибо Бог призвал человека быть не просто рабом, а своим свободным, то есть творческим сотрудником» [22, с. 294-295].
Чтобы творить, недостаточно быть художником или учёным, необходимо быть способным человеком, поскольку человек начинает творить тогда, когда ощущает себя таковым. Быть просто талантливым человеком доступно не всем, и к развитию этой способности направлено всё движение общества. Б. Пастернак писал: «Под посредственностью мы обычно понимаем людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, отдалённо подобно дарованию. Всего обыкновеннее люди гениальные... И ещё обыкновеннее, захватывающе обыкновенна - природа. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет называемый «интересный человек». С древних времён он гнушался делом и паразитировал на гениальности, понимая её как какую-то лестную исключительность, между тем как гениальность есть предельная и порывистая, воодушевлённая собственной бесконечностью, правильность» [6, с. 437].
Для того, чтобы стать творцом, человек должен собрать самого себя из мельчайших частиц своих проявлений. В результате этой сложной работы образуется просто человек, способный творить. «Кто не собран, не может правильно мыслить, у него нет творческой силы. У кого же нет творческой силы - нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью» [5, с. 89]. Самопознание и самоуглубление являются одними из основных условий творчества, без которых человек является лишь мыслящей машиной. Франк писал: «Внутренняя связь с первичной реальностью дарует нам свободу от власти мира над нами, и возможность быть его творческим участником» [22, с. 74].
Человек настолько человек, насколько он ощущает свою духовную связь с бесконечным, с Богом. Только тогда в нём пробуждаются творческие силы. «Бог есть жизнь - и потому моё бытие с Богом есть по самому своему существу жизни - живое неопределимое и сущност-
но не «неопределённое», творимое и творящее, вечно подвижное, пластическое, «драматическое» - несмотря на всю свою внутреннюю успокоенность - бытие. «Бог есть Бог живых» [23, с. 504].
Свойством творческой личности является такое восприятие мира, в котором сочетаются и разум, и чувства, и эмоции. Оно достигается в результате целостного постижения мира человеком. Такое видение свободно от шаблонов стереотипов, оно является новым и даёт начало новым мыслям и творческим идеям. Творческое мышление также основано на памяти и преемственности.
Вдумчивое видение мира в индийской философии называется медитацией, без которой нельзя научиться видеть окружающий мир по-новому. Можно сказать, что всякое творчество является самотворчеством, поскольку человек является причиной и смыслом творческого действия.
Соотношение в творчестве традиции и новаторства. Важной чертой творчества является единство традиции и новаторства. Однако только то новаторство является фактом культуры, которое носит общезначимый характер, находит отклик в умах и сердце миллионов людей, проверяется последующим поколением. Те общества, в которых традиция преобладает над новаторством, являются традиционными. Например, для средневекового художника, отображающего библейские события, главным является не творческое самовыражение, а следование традициям.
Новаторство в творчестве является характерной чертой современного общества, и оценивается как показатель истинного творчества. Результат творчества должен отличаться уникальностью. Отмечая роль элиты в процессе культурного творчества, нужно подчеркнуть её идейность как эмоциональное напряжение и убеждённость в необходимости реализовать идеал. Их деятельность отличается пассионарной активностью, непрекращающимся творческим поиском, способностью осуществлять творческую свободу, часто вопреки обстоятельствам.
На протяжении многих веков в философии культуры отрицалась роль народа как субъекта культурного творчества. Основанием для этого было общественное разделение труда на умственный и физический, выделение умственного труда по сравнению с рабочей силой, а также признание социального господства представителей различных видов духовной деятельности. Ницше писал: «Дело идёт не о роде, а о более сильных индивидах . Не следует вдаваться в обман: совершенно так же обстоит дело с народами и расами: они образуют материал для создания отдельных ценных индивидов, которые продолжают великий процесс» [18, с. 372].
Социокультурное измерение человека как творческой личности. Марксизм признаёт народ в качестве субъекта и творца общественного богатства. Рассматривая сущность культуры как сферу свободной, основанной на ценностях и смыслах, деятельности, мы видим, что народ является динамической общностью людей материального, социального и духовного творчества. Он является движущей силой общественного прогресса, совершенствования смыслов и ценностей культуры. В этом качестве народ постепенно формируется из населения в процессе общественно-исторического развития, по мере развития и обогащения знаний и представлений.
Выступая против идолопоклонства массам, Ортега-и-Гассет писал: «Толпа - понятие количественное и видимое . Масса - это множество людей без особых достоинств. Это совсем не то же самое, что рабочие, пролетариат. Масса - это средний, заурядный человек -человек без индивидуальности» [19].
В социокультурном измерении человек является основной творческой и созидательной силой. От меры трудовой культуры человека, социальной группы, общества в целом зависит мера их свободы. Всё создаваемое ими 46
общественное богатство - материальное, социальное, духовное, - основано на человеческом труде, имеющим творческий смысл. Материальная, социальная, духовная сферы жизни общества связаны с трудовой культурой нелинейным образом, так как они обладают относительной самостоятельностью и внутренней логикой развития. Например, художественное и техническое творчество отличаются от культуры труда по методам, предмету, механизмам обновления и преемственности. В свою очередь, культуры различных сфер общества оказывают обратное действие как на трудовую деятельность, так и друг на друга.
Голландский философ Йохан Хейзинга писал, что уникальность человека проявляется в его способности к игровой деятельности, это одно из выражений его внутреннего духовного мира. Культура возникает в игре и носит игровой характер. Игра понимается как явление культуры и является выражением уникальности человека.
Хейзинга пишет, что игра старше культуры, все основные черты игры присутствуют в поведении животных. «Игра как таковая перешагивает рамки биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра - содержательный феномен со многими гранями смысла» [25, с. 10].
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человек в процессе игры творит рядом с миром природы второй мир, мир культуры. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни. Игра - это форма проявления свободы, свободная деятельность, она носит незаинтересованный характер и представляет для общества выразительную ценность.
Хейзинга утверждает, что игра в большей мере, чем труд, была основополагающим элементом человеческой культуры. Человек сначала изменял окружающий мир в своём воображении, в сфере игры, а затем стал создавать культуру. Он пишет: «Стало быть, не следует понимать дело таким образом, что игра мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре в её начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. В этом двуединстве культуры и игры игра является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определённым фактом, в то время как культура есть всего лишь характеристика, которую наше историческое суждение привязывает к данному случаю» [25, с. 10].
Немецкий философ Э.Финк рассматривает игру как общечеловеческую ценность. Главным полем реализации игры выступает духовный мир человека. Игра есть инструмент свободного выбора, специфический только для человека [24]. Многие исследователи теории игры связывают с ней процесс самовоспитания, самосовершенствования, утверждения человека как личности.
Игра как проявление свободы в деятельности человека, явилась основанием для развития в нём творческих потенций. Творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы, и является результатом игры духовных сил человека.
Начало способности человека к творчеству. Начало способности человека к творчеству относится к процессу антропосоциогенеза и связано с формированием рефлексивного мышления. Творчество есть высшая форма проявления рефлексивного мышления.
Академик А.Д. Александров считает, что творчество есть специфически видовая способность человека, отличающая его от животного мира, от природы. Оно выступает источником труда, сознания, культуры. Все способности человека имеют своим основанием творчество, оно является самой основной из существенных черт человека, определяющей все остальные черты. Творчество относится как к духовной, так и к материальной деятельности, оно присутствует во всех видах человеческой деятельности [1]. По мнению А.Д. Александрова, творче-Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 4(10)
ство заключено в особенностях человеческого мозга, его подвижности и пластичности, социальное также является результатом творчества людей.
Позиция А.Д. Александрова, связанная с пониманием творчества как созидания нового качества, связана с позицией Н.А. Бердяева.
Н.А. Бердяев считал, что результатом творчества является лишь духовная деятельность людей, прежде всего религия, философия, искусство. В науке он не находил творческого начала, поскольку она несвободна, так как свободу он понимает как выход за необходимость [4].
В.В. Розанов понимал творчество как атрибутивное качество человеческой деятельности вообще, в единстве её материальной и духовной сторон. «Учение о творении рассматривает творческие процессы от момента зарождения их в духе до момента воплощения в том внешнем, что мы назвали формами жизни. Каждый такой процесс естественно распадается на две стороны: субъективную или внутреннюю - до выхода из духа: и объективную или внешнюю - по выходе из духа ... То, что появляется, когда научное творчество закончено, бывает троякого рода: одно непосредственно вытекает из природы понимания, всегда заканчивает его и есть цель, ради которой оно и совершается; другое тоже всегда появляется и тесно связано с природою понимания, но не есть цель его, а только следствие: оно обнаруживается всё время, пока совершается процесс, и этот процесс не прекращается от этого, но движется далее, очевидно к иному, что и есть цель его; наконец, третье есть употребление, пользование, которое можно сделать из научного процесса, и делается человеком» [21, с. 335, 338].
В перечисленных подходах к пониманию творчества можно выделить общие черты - это качественная новизна творческого процесса; творческий процесс понимается как интеллектуальный поиск, продукт свободной игры внутренних интеллектуальных сил субъекта.
Помимо того, что творчество есть открытие, оно ещё и изобретение, создание принципиально нового, результат созидающей человеческой деятельности. Обязательным условием продуктивного творческого мышления являются интеллект, память и способность человека оперировать информацией. Новшество образуется в результате взаимодействия двух систем в новую систему, и это условие является одним из важных источников творчества.
Принцип умозаключения по аналогии является другим важным принципом творческого процесса, наиболее часто применяемым в сферах искусства, философии, науки. Всякое новшество как результат творческого процесса должно быть подвергнуто проработке, детализации, конкретизации с целью его практической реализации, новые идеи воплощаются, объективируются в виде тех или иных материальных форм. Творчество предполагает репродуктивность как наличие субъективно-индивидуального содержания. В процессе творчества каждый человек как бы осуществляет личностное творение мира, вносит свой индивидуальный вклад в материальную и духовную культуру человечества, в развитие общества. Уникальность каждой личности проявляется в том, какую роль она играет в обществе.
Человек как социальное существо проявляет свои человеческие качества в процессе своего непосредственного участия в делах общества. Между человеком и обществом существует диалектическое взаимодействие: не только человек проявляет себя в общественной деятельности, но и общество утверждается тогда, когда оно обеспечивает каждому человеку возможность самореализации в процессе творческой деятельности, и смысло-жизненное существование. Ценность и значимость всякого общества состоит из совокупности составляющих его неповторимых и индивидуальных существ, осуществляющих творческую деятельность. В противном случае общество лишается источников своего развития.
Именно уникальный человек, обладающий набором
личностных качеств, представляет ценность для общества. В свою очередь, общество должно выступать средством развития личностей, должно быть одновременно и условием формирования, и средством реализации уникальной личности. Поэтому можно сказать, что уникальность и целостность каждой творческой личности составляет набор его как индивидуальных, так и социальных качеств.
Человек является целостной и целеустремлённой системой, реализующей свой потенциал в процессе творческой деятельности. Эта деятельность способствует его самосовершенствованию и поддерживает его существование и человеческий статус. Стремление к деятельности и развитию составляет смысл человеческой жизни. Целостность человека определяется степенью соотнесения смысла жизни с социально-личностными ценностями, и является основанием для реализации творчества. Целостный человек как индивидуальность должен определять цели своей деятельности и выбирать средства для достижения этих целей. Определяющими характеристиками творческой личности являются разум и воля.
Творческая деятельность имеет социально значимый результат, к которому относятся новые средства труда, элементы материальной инфраструктуры, быта, производства, научные идеи, религиозные верования, нравственные нормы, идеологические концепции.
В процессе творчества развивается весь комплекс социально-политической жизни: складываются новые социальные общности и отношения между ними, формируются новые формы управления и самоуправления, новые структуры духовного производства, новые связи между народами и государствами, то есть обогащаются все формы общественной жизни, в общем происходит развитие целостного и сложного социального организма. Можно сказать, что результатом творческой деятельности человека является вся многообразная общественная жизнь, включая материальные, духовные и прочие проявления.
Все результаты творческой деятельности человека меняют саму человеческую жизнедеятельность, делают её более созидательной и творческой, а человека как субъекта творческой деятельности всё выше и могущественнее. Создавая в процессе творческой деятельности социальный мир, человек также создаёт самого себя. Человек, развивая себя как общественного субъекта в процессе творческой деятельности, действует через производство материальной, общественно-политической, духовной жизни.
Таким образом, в процессе творческой деятельности происходит формирование двух взаимосвязанных пластов: преобразование общества во всех его формах и развитие самого общественного человека, соотношение которых исторически меняется. При этом чем полнее проявляются человеческие способности на поле общественных изменений, тем полнее и всестороннее развивается он сам как общественный субъект, весь его потенциал. Всякая творческая деятельность человека культурно значима в той мере, в которой она способствует формированию и развитию человека, его личностных качеств. В процессе преобразования общества и формирования самого себя человек руководствуется представлениями, идеалами, нравственными и иными принципами. Процесс развивается по определённому плану и имеет ценностно-регулятивный смысл. Как отмечал И. Кант, культура «собственно состоит в общественной ценности человека» [15, с. 11].
Фундаментальным и основополагающим качеством человека является духовность. Она многогранна и включает в себя рациональные, эмоционально-аффективные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно-ощущаемые грани, ориентированные на внутренний и внешний мир, установки в их взаимодействии. Содержание духовности также составляют научные концепции, нравствен-
ные ценности, религиозные верования, обыденно-практические знания, эстетические категории. Духовность составляет содержание внутреннего мира человека, развёртывается в идеальном пространстве и времени.
Через свою духовность человек осознаёт и ощущает себя таковым, духовность является определяющим фактором всей его жизнедеятельности. Благодаря своей духовности человек является как бы субъектом своего отношения к внешнему миру, к обществу, к природе, а также к самому себя, поскольку духовность человека является основой его саморефлексии. И.Кант писал по этому поводу: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, то есть существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно» [13, с. 357].
Духовность как сфера идеального. Духовность как сфера идеального содержит в себе всё богатство и разнообразие социального опыта человека и выступает как сильный канал связи человека с обществом, является способом интериоризации всего социального опыта, а также материальной и духовной культуры. «Духовность - это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свободы перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счёте, приводит к своего рода смысловой космогонии, соединению образа мира с нравственным законом личности» [16, с. 213].
Духовность является той силой, которая руководит и организует всю человеческую деятельность, направленную на преобразование и созидание окружающего мира и самого себя. При этом не стоит недооценивать социальные и психологические факторы, такие как механизмы общественного управления, потребности, интересы, ценности, действие которых определяется и объясняется моментом преломления в духовности человека и обретения ими посредством такого преломления значения импульсов человеческой деятельности. Можно сказать, что духовность представляет собой систему управления всей человеческой деятельностью, является императивом ко всей его деятельности.
Такие формы проявления духовности как чувство собственного достоинства, неприятие лжи и приверженность к истине, нравственные принципы, религиозная вера являются определяющими факторами всей человеческой жизнедеятельности. Будучи сконцентрированным духовным опытом всего человечества, духовность часто перевешивает многие другие факторы, например, инстинкт жизни. Отмечая значение духовности в жизни человека. И. Кант писал, что две вещи поражают его воображение, это «звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне» [14, с. 499].
Духовность человека отражается в творческой деятельности человека, представляя собой способ оперирования духовными объектами, есть само творчество. В процессе работы в своём сознании с идеальными объектами человек создаёт образ нового фрагмента действительности, затем путём комбинации идеальных объектов реализует этот новый образ в действительности посредством творческой деятельности. Пластичность идеального позволяет человеку с лёгкостью конструировать новые идеальные образования, прорываясь за пределы наличного и духовного бытия. «Наличие духовного мира создаёт парадоксальную ситуацию бытия: личность обладает всем этим миром как внутренним достоянием, содержанием собственного Я и вместе с тем может вступать в этот мир как в объективную реаль-48
ность ... Духовный мир представляет для личности как бы собственную Вселенную, которую она имеет в себе, духовный планетарий, в котором можно смоделировать любые варианты миропорядка и своей жизни в нём» [12, с. 64]. Духовность, понимаемая как идеальность, выступает как внутренняя модель творческой деятельности человека. Н.А. Бердяев писал: «Самосознание человека как существа творческого есть изначальное, а не производное самосознание» [4, с. 342].
Духовность способствует развитию свободного человека. Свободная самореализация человека происходит в материальной среде, оказывающей ему сопротивление. Если человек может преодолеть данное сопротивление, то он свободен.
Духовный мир каждого человека закрыт и защищён от внешнего мира, в нём человек не испытывает никакого внешнего давления, поэтому духовная жизнедеятельность человека во много раз свободнее, чем его реальная материально-предметная деятельность. Творчество как форма выражения духовности человека есть поле для его глубокого самовоплощения. В нём раскрываются всё содержание и суть человека, все его намерения, цели, желания, то есть в творчестве человек реализуется как свободный субъект. Духовность и свобода являются условием реализации человеческого в человеке. Гегель писал: «Человек как таковой свободен ... Свобода духа составляет самое основное свойство его природы» [9, с. 18].
Таким образом духовность отражает человеческую сущность, его фундаментальные основы. «В это внутреннее убеждение человека невозможно вторгнуться, над ним нельзя совершить насилие, и моральная норма поэтому недоступна. Ценность человека поэтому определяется его внутренним поведением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» [8, с. 128].
Духовность является источником активности человека и определяет творчески-созидательные начала его бытия, она является сущностью человека, вбирает в себя всё богатство человеческого содержания и накопленного социального опыта. А.С.Панарин пишет о значении духовности: «В основании проблемы гуманитарного мира-видения, при котором человек преодолевает свою надстроечно-репрезентативную ограниченность и приобретает вес онтологически значимого фактора - лежит проблема статуса самой духовности. Проблема человека изоморфна проблеме Духовного начала» [20, с. 200]. Именно благодаря духовности человек является свободным субъектом творческой деятельности.
Чаще всего под творчеством подразумевается научное, художественное, техническое творчество, а также политическое, идеологическое, социальное, философское, педагогическое.
Культура является почвой, на которой развивается творческая деятельность, одновременно это также и продукт творчества. Творческие новации в рамках культуры являются движущей силой развития культуры и условием её сохранения и адаптации к окружающим условиям. Если на смену устаревшим традициям не приходят новые, то это ведёт к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Следствием является то, что общество попадает в тупик.
Творческая деятельность предполагает не только созидание нового, но и удержание старого, его преобразование. Из многочисленных идей выделяются наиболее значимые для решения творческой задачи, в этом состоит селекторская функция творчества. Если орган генерации творчества отвечает за новизну, то орган селекции отвечает за значимость результатов творческого поиска. Творческий диалог между ними есть диалог между будущим и прошлым. Он имеет социальное значение и способствует развитию культуры и общества.
Новаторские творческие идеи, как правило, совпадают с требованиями времени, с нарождающимися со-Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 4(10)
циокультурными тенденциями, требованиями. Это способствует созданию величайших культурных ценностей посредством регуляции творческой деятельности, подчинению её требованиям со стороны культуры. В этом смысле творческий дар является даром предвидения. В. Вернадский писал о Ломоносове: «В его творениях перед нами встают в поражающей нас старомодной оболочке далёкого прошлого идеи и обобщения, казалось чуждые XVIII столетию, вновь понятые, открытые и признанные в веках XIX и XX» [7, с. 46].
Постепенно новые мысли и идеи становятся образцом для подражания и источником для введения в обиход новых методов и подходов, они становятся материалом, из которого извлекаются новые стандарты и нормы деятельности с учётом глубокого знания сложившихся в данной культуре парадигм и установок. Знание прошлого является условием созидания новых достижений. А.И. Герцен писал, что поэты «высказывают не то, что нет и что будет случайно, а то, что . есть в тусклом сознании масс, что ещё дремлет в нем» [10, с. 345].
Механизмы творческой деятельности формируются как бы независимо от творческой личности и действуют незаметно. Они определяются потребностями в решении задач данной исторической эпохи, создающей необходимые для этого решения культурные предпосылки. «Гений возникает на скрещении генетической одарённости, благоприятных условий, нужных ему (гению) учителей, целенаправленного труда, случая, удачи, благоприятного времени и чего-то ещё, чему не подобрать слов. Но где, когда, почему произойдёт это пересечение множества плодотворных условий, вычислить невозможно. Никакое ведомство, научный коллектив, творческий союз, даже если в их среде уже есть гении, не может повелеть: «Да будет гений!». Прерогативой делать такой «заказ» располагает только общество, история» [11, с. 207].
В современном обществе творчество часто планируется и контролируется представителями власти и капитала. Существует широкая система управления творческой деятельностью, цель которой часто являются нетворческие замыслы. Как правило, наиболее передовые творческие новации вступают в противоречия с системами управления, и это является причиной развития творчества. Консервативные тенденции в системах управления являются причиной развития творчества.
Культура успешно развивается тогда, когда создаёт для этого необходимую почву в виде действующих культурных организаций, учреждений, занимающихся наукой, искусством, образованием, просвещением, философией и т.д. Сегодня существует проблема недостатка ресурсов, необходимых для реализации творческой деятельности, ограничения вредных его проявлений.
В то же время социальные системы управления творческой деятельностью в искусстве, науке, технике и т.д. не должны мешать её самоуправлению, творчество не должно санкционироваться начальством. В противном случае в культуре начинает преобладать серое творчество, ограничивающее прогрессивное развитие общества, а динамика культуры начинает приобретать уродливый характер.
В том случае, когда общество с уважением относится к творческим новациям, в обществе создается благоприятный для творчества культурный фон, способствующий превращению его в высшую ценность. Отношение к творчеству на протяжении веков оставалось негативным. Лишь начиная с эпохи Возрождения гуманисты начинают видеть в человеке носителя творческого начала, окружённого ореолом величия. Творческая личность получает общественное уважение и признание. Подобное понимание творчества в дальнейшем получает большое распространение и становится определяющим элементом культуры индустриального общества. Творчество приобретает статус социальной ценности и начинает рассматриваться как движущая сила культурного разви-
тия и прогресса.
Мотивация творчества может быть самой разнообразной. А.Эйнштейн писал: «Я думаю, вместе с Шопенгауэром, что одним из сильнейших мотивов, приводящих к искусству и науке, является стремление убежать от повседневной жизни с её мучительной грубостью и безнадёжной пустотой, освободиться от оков вечно меняющихся желаний. Человека с более тонкими душевными струнами влечёт прочь от личной жизни в мир объективного созерцания и постижения ... Но к этому отрицательному мотиву присоединяется ещё другой, положительный: человек стремится в сколько-нибудь адекватной форме создать упрощённую и легко обозримую картину мира и таким образом преодолеть мир непосредственных переживаний, который он хотел бы до известной степени заменить этой картиной. Так поступает художник, поэт, умозрительный философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. В эту картину он перелагает центр своей душевной жизни, чтобы обрести ту безмятежность и устойчивость, которую нельзя найти в узком круге пролетающих вихрем переживаний» [17, с. 61-62]. Социокультурные условия, в которых проявляются творческие способности человека, создают поле возможностей для творческой деятельности. Это поле возможностей определяет социокультурная обусловленность творческих побуждений, способствующая реализации этих побуждений.
Спецификой творчества как социокультурного феномена является его социальная востребованность, определяющая уровень творческой активности и привнесение новизны, инноваций в сфере культуры.
Выводы. Причина того, что творчество является необходимым условием культурной динамики, кроется в общей закономерности человеческой деятельности, в законе превращения средств в цели. На заре человеческой истории творчество было направлено на облегчение человеческого труда и повышение его эффективности и выступало как средство. По мере развития цивилизации и улучшения жизни людей творчество из средства превращается в цель, а прежние цели превращаются в средства реализации творчества. Основной целью творчества становятся удовлетворение духовных потребностей людей, формирование духовно развитых личностей. Сам процесс взаимопревращения средств и целей имеет бесконечный характер. Этим объясняется бесконечность динамики культуры как постоянного возникновения новых целей и создания всё более совершенных средств для их достижения. По этой причине развитие человеческой культуры не может остановиться, так как движущая сила её лежит в самой природе культурообра-зующей творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александров А.Д. Творческая сущность человека. //Человек в зеркале наук. СПб.: Мидгард. 1993. 504 с.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Феникс, 1993. 368 с.
3. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж: 1947. 608 с.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Наука, 1989. 358 с.
5. Бхагавадгита. Философские тексты «Махабхараты». Ашхабад: «Ылым», 1977. 335 с.
6. Вознесенский А.А. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 1. 474 с.
7. Вернадский В.И. Из дневников 1919-1920 гг. //Наука и жизнь. 1988, № 3, с. 41-57.
8. Гегель Г. Сочинения. М-Л.: Соцэкгиз, 1935. Т. 7, 457 с.
9. Гегель Г. Сочинения. М-Л.: Соцэкгиз, 1935. Т. 8, 474 с.
10. Герцен А.И. Былое и думы. М.: Художественная литература, 1987. 564 с.
11. Гончаренко Н.В. Гений в науке и искусстве. М.: Искусство. 1991. 432 с.
12. Иванов В.П., Быстрицкий Е.К., Тарасенко Н.Ф., Козловский В.П. Мировоззренческая культура личности. // Философские проблемы формирования. Киев: Наукова Думка, 1986, 476 с.
13. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Сочинения. В 6 тт. М.: Мысль, 1966, т.6, 743 с.
14. Кант И. Сочинения. В 6 тт. М.: Мысль, 1965. т. 4, 544 с.
15. Кант И. Сочинения. В 6 тт. М.: Мысль, 1966. т. 6, 743 с.
16. Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты инди-
(https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)
видуальности //Вопросы философии. 1992, № 12, с. 207-216.
17. Машковский А. Эйнштейн. М.: Мысль, 1922. 278 с.
18. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Мысль, 1994. 812 с.
19. Ортега и Гассет Х. Восстание масс. Размышления о ДонКихоте. В поисках Гёте. — Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 586 с.
20. Панарин А.С. Философия политики. М.: Гардарики, 1996. 486 с.
21. Розанов В.В. О понимании. М.: Аграф. 1994. 368 с.
22. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж: 1956. 372 с.
23. Франк С.Л. Непостижимое. М.: Правда, 1990. 607 с.
24. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. //Проблема человека в западной философии. М.: Наука, 1988. 402 с.
25. Хейзинга И. Homo Loudens. М.: Наука, 1992. 420 с.
The article was received by the editors 11.10.2020 The article was accepted for publication 27.11.2020