УДК 793.3:7.013
Н.В.Мочалова, Д.В.Мочалов
ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ХОРЕОГРАФИИ
Рассмотрено творчество как самостоятельная деятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию человека в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширение пределов человеческих возможностей. Обязательным условием творчества является преобразование окружающего мира и формирование человека как творческой личности. Культура хореографии представляет собой явление, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых культурных ценностей, развитие новаторства, преемственности, и человека как личности и творца всей культуры развития общества, средствами хореографического искусства.
Ключевые слова: творчество, культура, развитие, хореография, искусство
N.V.Mochalova, D.V.Mochalov CREATIVITY AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT CULTURE CHOREOGRAPHY
This article describes creativity as a separate activity, involving the change of reality and self-realization of man in the process of creating material and spiritual values, the extension of the limits of human capabilities. Obligatory condition of creativity is the transformation of the world and the formation of man as a creative person. The culture of dance is a phenomenon, aimed at the transformation of reality, the creation of new socially significant cultural values, development of innovation, continuity, and as human beings and the Creator of the entire cultural development of society, by means of choreographic art.
Keywords: creativity, culture, development, choreography, art
В философском понимании «творчество» есть атрибут человеческой деятельности, представляющее собой неотъемлемую необходимую и существенную ее характеристику.[2] Творчество не только предопределило возникновение человеческого общества, но и послужило и служит основой его дальнейшего прогресса, в области материального и духовного производства. Творчество можно определить как высшую форму активности и самостоятельности деятельности как человека, так и общества. Творчество может охватывать решение, как простой задачи, так и реализацию уникальных проектов, привлекая для этого порою скрытый потенциал человека в определенной области. Но для реализации этого потребуется предварительный процесс познания, то есть накопление знаний о предмете, который предстоит изменить.
Несмотря на то, что, по сути, творческая деятельность есть деятельность самостоятельная, охватывающая изменение действительности и самореализацию человека в процессе создания материальных и духовных ценностей, новые прогрессивные формы познания действительности, практика, воспитание и т.д., повышают и расширяют пределы человеческих возможностей.
Таким образом, можно сказать, что обязательным условием творчества является практическая деятельность преобразования человеком окружающего мира, в котором человек формируется и сам как творческая личность.
Следует помнить, что творчество как свойство и атрибут родовой сущности человека не присуще ему с рождения. С рождения оно может присутствовать или присутствует в виде возможного потенциала к творческой деятельности. Творчество - не дар природы, а свойство личности и его умение приобретать его через практическую деятельность, реализующуюся в умение изменить существующую реальность. Именно преобразующая деятельность и включение в неё являются необходимыми условиями развития способности человека к творчеству. Преобразующая деятельность человека способствует воспитанию в нем субъекта творчества, через привитие соответствующих знаний, умений, навыков, воспитывает волю, делает человека всесторонне развитым, способным создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.
Таким образом, принцип деятельности, единство практики и творчества раскрывают социологический аспект творчества.
В культурологическом аспекте следует исходить из принципа преемственности, единства традиционного и новаторского.
Пожалуй, главным компонентом культуры, определяющей ее сущность, является творческая деятельность. Культура неразрывно связана с творчеством. Их взаимообусловленность проявляется в том, что не получиться воспринимать культуру без творчества, поскольку именно творчество определяет дальнейшее развитие культуры, как духовной, так и материальной. Развитию преемственности в культуре способствует творчество. Творчество субъекта может быть реализовано на основании опыта приобретенного человечеством, исторической цивилизацией. Таким образом, творчество в качестве
необходимого условия включает вживание его субъекта в культуру, актуализацию результатов прошлой деятельности людей [3].
Культура в философском понимании представляет собой изменения в природе под влиянием человека (по терминологии «культура» от лат. «возделывание почвы», ее «культивирование»). Уже в данном содержании термина выражена важная особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало, акцент на единство культуры, человека и его деятельности. [4]
В дальнейшем под «культурой» стали понимать все то, что создано человеком, «вторую природу», надстроенную над природой естественной. Иными словами, там, где человек, его деятельность и отношения между людьми, там и присутствует культура. Нужно лишь уметь различать материальную и духовную культуры, не противопоставляя их друг другу. Определяя сущность культуры, следует исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Философское понимание культуры иллюстрируется рисунком.
Рисунок - Философское понимание категории «культура»
Таким образом, культура это мера человеческого в человеке, характеристика человека как общественного субъекта. Культура это внешнее материализованное выражение самого человека. Проявляется это в том, что человек, усваивая созданную ранее культуру, распредмечивает ее, создает предпосылки для своей деятельности, творит новую культуру, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.
Человек как социосубъект воспринимает культуру избирательно под влиянием своих предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И только на основе усвоенной им культуры он способен развиваться дальше.
Обратимся к понятию «художественное творчество». Для данного исследования наиболее значимым будет определение принципов формирования культуры нации средствами художественного творчества. Художественное творчество (от древнерус. худогъ - «сведущий, опытный» и заимств. из готск. handags - «ловкий» от handus - «рука», handugs - «мудрый») представляет собой деятельность человека по созданию художественных образов [5].
Согласно В.И.Далю, художественное творчество - это: «изящные художества, стремящиеся к первообразу красоты, союзу добра и истины, отраженье которых мы видим в вещественной форме в природе» [1].
Следует различать понятия: «искусство» и «художество». Под термином «искусство» следует понимать искусную, умелую деятельность вообще. Например, искусство вождения автомобиля, кулинарное, парикмахерское искусство и др. Термин «художество» предполагает
деятельность по созданию образов исключительно художественных, то есть более узкое понятие.
Следует также различать понятия «художественное творчество» и «эстетическая деятельность». Ключевым параметром, объединяющем этих понятия, является «образ», применительно к художественному творчеству предполагает создание некой модели, отсутствующей в природе и берущей начало в сознании человека, выражающей его идеи, чувства, представления. В художественном образе такая психологическая структура обретает конкретную форму по принципу от единичного к общему, от объективного к субъективному. Например, в капле воды художник может увидеть море, а море у каждого художника отображается в образе, через его чувства и восприятие, по своему. В этой связи созданный человеком художественный образ, в отличие от научного понятия, всегда конкретен, индивидуален, то есть субъективен и более эмоционален. Поэтому «художественное творчество» в сравнении с общим понятием «творчество» является более уникальным.
Художественное творчество - загадочный процесс. По мнению И.Канта, «...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого». [1]
Анализ исторических аспектов эстетической мысли показал, что сложились две трактовки художественного творчества:
- гносеологическая: от античного представления души как воска, в котором отпечатываются предметы, до теории отражения, выдвинутой Лениным;
- онтологическая: от античного представления творчества как воспоминание души о предвечной сущности, средневекового и романтического представления художник - медиум Творца, до Н.А.Бердяева - творчество - бытийное значение.
И та и другая трактовки имеют право на существование, поскольку в них существует взаимо-связь творческого процесса. Именно с этих позиций следует рассматривать художественный образ и его особенности [1].
Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, обогащенного мыслитель-ной деятельностью. Представление - переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективизировать. Художественный образ представляет собой объективную систему художественных представлений.
Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении - в скрытом или явном его виде. Содержание художественного произведения складывается в объективном образе представлений и идей. Художественное мышление сочетает обобщенность и конкретность с индивидуальной личной формой.
Д.А.Леонтьев указал на прямую связь художественного мышления с занятиями личности в творческих коллективах. [1]
Такова, например, деятельность, в которой осуществляется нравственное добро, открытие истины, художественное творчество, в том числе и социодеятельностное, создающее красоту, чувства.
Другой русский философ Николай Бердяев утверждал, что «...в духовном мире опыту не соответствуют предметные реальности, но сам духовный опыт и есть реальность высшего порядка. Духовная жизнь не есть отражение какой-либо реальности, она и есть сама реальность» [1].
Л.С.Выготский подчеркивал, что понятие творчества, с которым, как правило, связывают понятие одаренности, неразрывно связано с воображением. При этом, с одной стороны, ни у кого не возникает сомнения, что воображение и творчество характеризуют разные реалии человеческой жизнедеятельности. Среди компонентов воображения особая роль принадлежит особой внутренней позиции, имеющей, в зависимости от психологического возраста ребенка, над - или внеситуативный характер. С одной стороны, именно она делает воображение воображением. Без нее действие достраивания до целого образа относилось бы к сфере восприятия (действия на основе наличной предметной среды) или памяти (действия на основе прошлого опыта) [2].
Таким образом, соотношение воображения и творчества может быть представлено, как взаимосвязь способности субъекта увидеть целое раньше чем его части, неповторимо и носит индивидуальный характер психических процессов и деятельности субъекта, зависит от возраста субъекта.
Если в развитии воображения, несмотря на его изменяющийся характер, можно найти много общих черт, в первую очередь связанных с его компонентами, то творчество в детском онтогенезе имеет такие формы, в которых зачастую трудно выделить нечто общее.
У ребенка до трех лет, когда он еще не осознает себя и не отделяет от взрослого, складываются только условия, необходимые для развития творчества. Это, с одной стороны, общение ребенка со взрослым, в котором взрослый осмысляет и переосмысляет для ребенка реальную действитель-ность. Результатом этого является то, что у ребенка появляется тот или иной образ, замысел.
Психологический возраст является показателем принадлежности субъекта к тому или иному периоду психического развития. В этом контексте обычно выделяют следующие психологические возрасты ребенка: младенческий (до 1 года), ранний или преддошкольный (1-3 лет), дошкольный (от 3 до 6 лет), младший школьный (от 6 до 12 лет), подростковый (от 12 до 15 лет) и юношеский (от 15 до 17 лет) [4]. Считается, что дети с творческим потенциалом имеют психическое развитие, которое опережает их паспортный возраст. При этом с самого начала мы сталкиваемся с отсутствием критериев, по которым можно отделить ребенка с творческими задатками от прямых результатов его обучения. Так, к примеру, ребенок рисует лучше, чем большинство его сверстников, и превосходит возрастные показатели детского рисунка. Это может быть связано как с его одаренностью, так и с тем, что ему создали особые (по сравнению с другими детьми) условия, способствующие развитию изобразительной его деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок уже может управлять своим воображением, в то же время это управление весьма ограничено в силу того, что основывается на эмоциональном состоянии воображающего субъекта и в силу своей ситуативности весьма однозначно. Умеющий управлять своим воображением дошкольник осмысливает ситуацию «в свою пользу» и не приемлет других решений. Именно поэтому дошкольники затрудняются в выполнении какой-либо продуктивной совместной деятельности. Им трудно понять, что ситуация или предмет ситуации могут быть осмыслены по-разному.
Появление в воображении детей 7-9 лет не ситуативной внутренней позиции позволяет детям не просто управлять своим воображением, а создает возможности для управления собой как субъ-ектом воображения. Именно эта особенность, по нашему мнению, обеспечивает детям возникновение коллективного творчества, часто реализуемого в разного рода кружках и секциях, которые сензитивны для детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Эта же особенность воображения обеспечивает еще одну важную способность детей - они начинают сознательно учиться друг от друга. Другой участник совместной деятельности может предложить иной смысл ситуации или предмета, что не только не мешает ребенку фантазировать, но и становиться необходимым условием развития воображения в этом возрасте.
Психологические особенности воображения младших подростков связаны с коллективным продуктом воображения. При этом меняется роль воображения сверстника в организации и осуществлении собственного воображения. Если в младшем школьном возрасте воображение партнера служило отправной точкой для создания собственного воображаемого образа, то в младшем подростковом возрасте воображение партнера является частью общего продукта воображения. Другими словами, в младшем подростковом возрасте воображение становится коллективно-распределенной деятельностью, что и создает условия для развития творчества.
В подростковом возрасте происходит сокращение партнеров по совместному фантазированию от группы в 8-10 человек к диадам или триадам, то есть воображение становится полисубъектным. [4]
Особенности воображения и его развития в юношеском возрасте связаны с тем, что оно становится внутренне направленным. Так, если во всех предыдущих возрастах ребенок в первую очередь осмыслял и переосмыслял какие-то внешние предметы или ситуации, то в юношеском периоде развития предметом его воображения становится собственный внутренний мир. В отличие от воображения дошкольника и младшего школьника в юношеском возрасте в воображении реализуется полисубъектность, то есть разные точки зрения и разные позиции, в зависимости от решаемых задач и реализуемых социальных ролей. Таким образом, для
формирования культуры художественного творчества наиболее подходящим может стать подростковый возраст (от 12 до 15 лет), находясь в котором индивид наиболее подвержен как внешним проявлениям (восприятию культурных ценностей), так и внутренним проявлениям (новаторство), в сумме определяющим развитие человека как личности и творца, формирующего культуру общества в целом.
Творчество по природной сущности есть желание человека создать что-то новое или изменить, улучшить уже существующее. Творческое начало в человеке это стремление идти вперед, к лучшему, к совершенству, к прекрасному в самом высоком и широком смысле понятия.
Творческая деятельность способствует развитию чувства личности. В творческом процессе человек испытывает положительные эмоции, как от самого процесса, так и от результата, полученного в результате творческой деятельности. Творческая деятельность способствует интенсивному развитию высших психических функций человека: памяти, мышления, восприятия, внимания, все это слагаемые успешности образовательной деятельности человека. Творческая деятельность развивает личность, помогает усваивать моральные и нравственные нормы: добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. В созданных произведениях художественного творчества, отражаются понимание жизненных ценностей человека, личностные характеристики, осмысление реальности, значимость и глубина явлений природы. Творческая деятельность способствует развитию культурно-эстетических качеств личности. Через них формируется отношение человека к миру, оценка прекрасного.
Анализ сущности понятий «творчество», «культура», «художественное творчество», «художественный образ» показывает, что все они тесно связаны и своеобразно пересекаются в социальной жизни человека и общества в рамках досуга.
Творчество следует рассматривать как высшее проявление человеческой деятельности, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых культурных ценностей. Раскрывая исходные понятия исследования, следует к пяти основным составляющим развития личности - физическому, физиологическому, психическому, социальному и духовному - добавить эстетическое и творческое составляющие развития личности.
Отдельно следует сказать, что в понятия «культура», «художественное творчество», «художественный образ» могут быть включены понятия «хореографическая культура», «хореографическое творчество», «хореографический образ», как единичное в общем.
Уточним терминологию применительно к нашему исследованию:
по нашему мнению, под термином «культура хореографии» (на базе понятий «творчество», «культура», «художественное творчество» и «художественный образ») понимается взаимосвязанное и своеобразно пересекающееся явление социальной жизни в рамках досуга, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых культурных ценностей;
под термином «формирование культуры хореографии» следует понимать процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей человека как личности и творца всей культуры общества.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что творчество во всех его проявлениях составляет основу развития культуры хореографии.
Литература
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Наука,
1. Asmus V. F. 1ттапш1 Кап! М.: №ика, 2001.-397s.
2001.-397с.
2. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. - 84 с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 86 с.
4. Мочалов Д.В. Развитие творческой направленности личности в современных условиях /Д.В.Мочалов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 104-108.
5. http://www.metodolog.ru
И.П. 2. 1.Р. Vospitanie tvorchestvom / 1.Р.
Ш^. - М.: гпате, 1989. - 84 s.
3. П'т Е.Р. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti / Е.Р. П'т. - SPb.: Piter, 2009. - 86 s.
4. Mochalov D.V. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti V sovremennyh uslovijah /D.V.Mochalov // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. -
2012. - № 2. - S. 104-108.
5. http://www.metodolog.ru