ТВОРЧЕСТВО ИЗМАИЛА ЕФИМОВА В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
В. Г. КУДРЯВЦЕВ,
доктор искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусств ФГБОУВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ)
Этническая идентификация как форма авторского самоопределения занимает важное место в системе профессиональной художественной культуры. В ар-тифицированном объекте изначально заложена способность трансформироваться и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, регенерироваться и мутировать [2, 113-114]. Визуализация образов идентичности современных мастеров изобразительного искусства во многом связана с обращением к местной культуре, мифологии, религии. Марийский художник Измаил Ефимов, искусно владея техникой варьирования прототипами формы, сегодня создает новую образность, порожденную эйдосом места и культурой марийского и других финно-угорских народов.
В целом интерпретация этнического наследия в искусстве Волго-Камского полиэтнического региона и в тематическом плане и в сюжетно-образной трактовке отмечена оригинальными произведениями. Они имеют как общие стилистические черты, так и отличительные особенности. Многие исследователи, определяя общую картину эволюции искусства XX в., отмечают отсутствие его гомогенности в наличии некоей схемы для его интерпретации. При этом они ссылаются на то, что современное искусство, предоставляя свободу для разных интерпретаций публике и критике, не столько дает ответы, сколько предлагает вопросы, поэтому оно менее популярно и более элитарно [4, 64]. Известно, что об© Кудрявцев В. Г., 2016
щий фон претерпевавших глубокие изменения в последние десятилетия ХХ в. явлений дал импульс возникновению разных художественных течений, таких как «этнофутуризм» у финно-угорских народов, «тат-авангард» или «запоздалый модернизм» у тюркских народов.
Близостью к миру народного искусства и изобразительного фольклора обусловлена одна из популярных тенденций, характерная черта современности, свойственная и творчеству художников региона, - примитивизм. Подобная интерпретация идет в духе мусульманского шамаиля, детских рисунков, народных картинок - лубков. В таком контексте, например, творчество татарского художника Хамзы Шарипова представляется ярким проявлением современной культуры мусульманского Востока. В нем обнаруживается не народный, а профессиональный примитив и содержится много архаической, традиционной мусульманской символики, культовой архитектуры, просматриваются доисламские пласты и языческие мотивы: белый конь, волк, изображение человека-птицы и др. [7, 469].
Творчество народного художника Республики Марий Эл, заслуженного художника Российской Федерации Измаила Вар-соновьевича Ефимова (род. в 1946 г.) известно отечественному зрителю главным образом картиной «Провожают на фронт» (1979). В ней проявилась этническая характеристика, определившая творческое кредо художника. Это
Финно-угорский мир. 2016. № 4
внедрение в структуру художественного произведения элементов этнического наследия или современных форм обрядовой культуры.
И. Ефимов с раннего детства увлеченно рисовал. Эстетический вкус прививался благодаря искусно вышитым изделиям матери, которая занималась ручным творчеством и работала в вышивальной артели. Эти впечатления оставили неизгладимый след в познании традиционной культуры и позволили художнику углубиться в расшифровку семантики орнаментов и финно-угорской мифологии. Профессиональное образование он получил в полинациональной художественной среде Казанского художественного училища (1964-1971) и Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (1971-1977). Дипломной работой студента стал эскиз монументальной росписи «Народный праздник», положивший начало произведениям о жизни и быте родного народа.
Военная тема постоянно волнует мастера. Он сам представляет поколение людей послевоенного времени. И выпускная работа в Казанском художественном училище, и недавно созданные работы подтверждают приверженность художника к этой теме. Она стала актуальной и для других марийских живописцев.
Живописное полотно Ефимова «Провожают на фронт» (1979) стало известным благодаря зональным выставкам «Большая Волга» и «Советская Россия», оно удостаивалось многих премий и отмечено дипломом Академии художеств. В этой картине художнику с позиций высокой гражданственности удалось выразить глубокие патриотические чувства через частный сюжет проводов на фронт. В тревожной сцене прощания деревенского парня с близкими родственниками возле традиционных марийских ворот своеобразной конструкции, перевитых веткой рябины - своеобразного оберега в этнической традиции, - выражены и боль разлуки, и вера в далекую победу. Воро-
та в живописном произведении выступают как граница двух пространственных миров. На фоне бесконечности пространства внешне сдержанные фигуры людей предстают величественно и монументально, вносят драматическое содержание, а готовность жертвовать собой священному делу лейтмотивом проходит через каждый персонаж. Повышенным психологизмом наделен образ женщины с ребенком на руках, которая буквально застыла в безмолвии, прощаясь со своим любимым. Бережное отношение Ефимова к народным истокам просматривается и в таких атрибутах, как традиционный костюм горных мари и обрядовое полотенце. В живописной организации этой многофигурной композиции присутствуют приглушенные холодноватые оттенки, звучащие в унисон представленной теме.
Первая персональная выставка Ефимова состоялась в 1984 г. в Йошкар-Оле. Тогда художник предстал перед зрителем как мастер сюжетно-тематической картины. Из местной природы и деревенской жизни, как из глубокого колодца, он черпает новые впечатления, которые дают ему повод размышлять о многом: об истоках древней финно-угорской культуры, о традициях и современных веяниях, проникших в повседневный быт хранителей святых традиций семьи и рода.
Родная горномарийская сторона стала неиссякаемым источником для художественного творчества и в других полотнах. Широкую известность автору принесли живописные произведения «Сельский гимнаст» (1979), «Воспоминания о весне» (1981), «День прошедший» (1983-1984), «Уходящее лето», «Шествие», «Хлеб сельчанам» (1991), «Победоносцы Поволжья» (1996), «О друзьях-однополчанах» (1990-2005), «Тревожный 1941-й» (2014) и др.
Тема преемственности поколений, красоты окружающей жизни получила образное воплощение в полотнах «Ночь в Березове» (1977), «Поляна праздников» (1982-1984). Пейзаж органично введен в
живописные произведения «Весна в Горномари» (1980), «Мои земляки» (1981), «Новый дом соседу» (1985) и способствует определенному жизнеутверждающему настроению. Работая над этими картинами, художник пользовался богатым натурным материалом.
Карандашные рисунки являются постоянной творческой параллелью станковой живописи Ефимова. Часть рисунков носит характер непосредственных набросков и зарисовок. Чаще всего это портретные изображения, а также фигурные композиции. Как отличительную черту, присущую творческой манере художника, отметим стремление к завершенности, своеобразную обстоятельность рисунков, в которых тщательно проработаны детали. Это отнюдь не быстрые зарисовки, а вполне состоявшиеся образные решения. Каждый портрет, выполненный в карандаше, раскрывает антропологический тип и особенный характер модели: энергичного паренька с зорким и пристальным взглядом; пожилой крестьянки, чье спокойно-скорбное лицо заставляет вспомнить о великом народном терпении; мечтательного юноши, в котором чувствуется нежная, поэтическая натура. Другой тип рисунков Ефимова ближе к эскизам многофигурных композиций. В некоторых случаях определившиеся в рисунке сюжеты непосредственно переносятся на рабочий картон, становясь основой самостоятельных станковых произведений. Таковы рисунки «Ждут невесту» и «Завтра в поле» (1983). Они входят в общий тематический круг, определяемый постоянным интересом к жизни современной деревни, к ее этнической самобытности, проявляющейся в народном изобразительном и фольклорном художественном творчестве, повседневной и праздничной обрядности. Мастер особенно тонко чувствует и передает поэтику традиционной и современной жизни, местный ландшафт, выражает суть народных характеров своих земляков, рассматривая этническую идентификацию как духовный ресурс.
Теплоту деревенской жизни, мир понятных вещей повседневного быта художник передает в стилистически родственных живописных композициях о современности «День прошедший» (1983-1984) и «Дедушкин очаг» (1984). В последней в интерьере традиционного срубного сооружения кудо возле центра композиции - очага - расположилась сельская семья. Ощущается тихая спокойная атмосфера деревенской жизни. Традиционная утварь (плетеные стулья, кадки, глиняные горшки, туеса) дополняет внутреннее пространство помещения и придает ему этнический колорит. Изначально подобные типичные для населения марийского края постройки предназначались для молений и представляли собой сакральный центр семьи.
Тема протеста против насилия над природой раскрывается в картине «Смерть большого дерева» (1982-1984). Именно с нее начинается изменение художественного мышления художника. Оно проявилось в полотне «Шествие» (1991), в котором выражены критический подход к действительности, тема общественного кризиса, протеста, насилия над народом и природой. Бесконечное «шествие» по черному замкнутому кругу нищих и калек, разделяющих народное горе, в гротесковых очертаниях представленных блюстителей порядка с красными повязками на руках усиливает сознание бессилия и покорности «шествующего» в неизвестность народа, незащищенности вползающей в экологическую катастрофу природы.
После создания «Шествия» художник более определенно стал проявлять себя в абстрактно-символических работах, которые навеяны фантастическими персонажами финно-угорской, в частности марийской, мифологии и представлены в философском осмыслении. Изменилась и стилистика живописных и графических композиций. Эта новая грань дарования Ефимова нашла творческую поддержку во время многочисленных выставок, устроенных в России, Германии, Венгрии и Финляндии. Эксперименты
Финно-угорский мир. 2016. № 4
художника продолжаются сегодня и приносят новые успехи.
За четыре десятилетия творческой деятельности у художника значительно расширились привычные ему формы самовыражения. Сегодня внутреннее мироощущение живописца, его творческое амплуа сочетает и реалистическую изобразительную традицию, и проявления постмодернистского искусства. Ефимов активно изучает древние мифологические пласты и создает пронизанные этническим прошлым графические и живописные произведения. Он обращается к древним артефактам, широко привлекает материал археологии, этнографии, изобразительного фольклора, мифологии. Индивидуальное восприятие мира и передача его современными средствами пластических искусств придают творчеству Ефимова неповторимый и оригинальный почерк. Финно-угорские этнические традиции, современный образ жизни марийской деревни, собственные артистические импровизации по фольклорным мотивам, орнаментальному творчеству являются неисчерпаемым источником для оригинальной художественной интерпретации мастера [3, 159-161].
Этническая идентификация выражается через архаические орнаментальные узоры, антропоморфные изображения, культовые сюжеты. Они представлены во многих абстрактных композициях, где знаки-символы выступают как образное осмысление культуры финно-угорских народов. В выполненных акварелью, темперой, акрилом произведениях просматриваются очертания таких артефактов, как изделия из керамики, кожи, металла и дерева. Стилизация образов «пермского звериного стиля» отражает общечеловеческие истоки в работах «Древний мир», «Семья угров», «Воин охотник» (1991). Анимистические представления и их трансформация переданы в работах «Душа дерева», «Явление лесного духа» (1992), «Ритуальный танец» (1993). Художник идет от реконструкции археологических древностей к созданию ценностей свободного мифотворчества
в композициях «Камлание» (1994), «Обрядовое действо» (1996), «Сон кузнеца Илмаринена» (2004). Шаманским духом овеяны произведения «Явление лесного духа», «Маска», «Древний мир», «Судьба тундры» (1992), «Зимний мотив. Этно-структуры», «Деревянный идол» (1993), «Безмолвие» (2001), лесная сюита разворачивается в работах «Хозяин болот» (1995), «Хозяин лесной чащи» (1995), «Изгородь» (1997), «Этносфера» (2004).
Марийский художник Измаил Ефимов, искусно владея техникой варьирования прототипами формы, сегодня создает новую образность, порожденную эйдосом места и культурой марийского и других финно-угорских народов.
Осмысливая богатое наследие, сохранившееся в орнаментальном искусстве, металлопластике, вышивке, резьбе по дереву, Ефимов наполняет их глубоким философским смыслом. Он заново открывает образы героев легенд, преданий, проникая в традиции мифологического миропонимания. Символический язык древнего искусства помогает творцу в эффективной импровизации представить миростроительные принципы. В целом выражение «своего» в художественной культуре Волго-Камского региона происходит через архаические языческие финно-угорские, доисламские и дохристианские истоки. Во имя создания новой системы этнической образности постмодернистское искусство цитирует фрагменты прошлых эпох (ананьин-скую культуру, эпиграфику, шамаили, памятники зодчества), синтезируя их в разных видах современного искусства.
Существует несколько точек зрения на региональные процессы современной культуры. Одна из них признает наличие местных провинциальных вариантов постмодернизма [1, 24]. Известна и противоположная точка зрения, принадлежащая финскому исследователю А.-Л. Сиикала, согласно которой объединяющая сила таких важных пластов эт-
нической культуры, как религия, мифы, обряды, не является постмодернистским нововведением, хотя они заметны и актуальны в современной глобализации, в укреплении этнической идентичности и строительстве культурных представлений об этническом своем [6, 320]. Еще одна позиция относительно современного провинциального искусства России на материале татарского искусства и литературы обозначена Ю. Г. Нигматулли-ной как «запоздалый модернизм» [5, 3]. В стилистическом плане С. М. Червонная выделяет подражательность и эклектичность современного мусульманского авангарда, хотя совершенно верно замечает, что, как и для всего отечественного авангарда, четкой классифи-
кации «мусульманского авангарда» нет [7, 465]. Таким образом, современный «тат-авангард» и финно-угорский «этно-футуризм» как феномены культуры воспроизводят «следы» прошлой культуры, ставят акценты на архитипичность, культурные коды.
В творчестве марийского живописца Измаила Ефимова коллективная память, традиции и сакральность как старые нормы этнической культуры проявляются, «просвечивают» сквозь вновь введенные стереотипы. Этническая идентификация как духовный ресурс позволяет ему отождествлять акт осознания и выявления самобытности и индивидуальность творческой личности в марийской и финно-угорской культуре в целом.
Поступила 05.12.2016
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Вийрес, П. Эстонское общество Костаби и этнофутуризм // Дорога водоплавающей птицы / ред. Каукси Юлле. - Тарту, 1995. -С. 24-25.
2. Железняк, О. Идентичность : парадигма культуры и профессиональное пространство // Проект Байкал / project Baikal / изд. и гл. ред. Е. Григорьева. - 2004. - № 42. -С. 112-119.
3. Кудрявцев, В. Этническая культура в творчестве художника Измаила Ефимова // Лад. - 2005. - № 4. - С. 158-176.
4. Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн / Е. П. Львова, А. В. Сарабьянов, Е. П. Каб-кова и др. - Санкт-Петербург : Питер,
2007. - 464 c.
5. Нигматуллина, Ю. Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве / Ю. Г. Нигматуллина. - Казань : Фэн, 2003. - 176 с.
6. Сиикала, А.-Л. О перспективах исследования мифологии финно-угорских народов // Этнос - Культура - Человек / отв. ред. А. Е. Загребин. - Ижевск, 2003. -С. 312-322.
7. Червонная, С. М. Современное исламское искусство народов России / С. М. Червонная. - Москва : Прогресс-Традиция,
2008. - 552 с.
1. Viires, P. (1995), Estonian society Kostabi and ethnofuturism, Road of a waterfowl, Tartu: Kostabi Society, p. 24-25.
2. Zhelezniak, O. (2004), Identity: the paradigm of culture and professional space, Project Baikal, № 42, p. 112-119.
3. Kudryavtsev, V. (2005), Ethnic Culture in the works of Izmail Yefimov, Lad, № 4, p. 158176.
4. Lvovа, E. P., Sarabyanov, A. V., Kabko-va E. P. a.o. (2007), World Art. The Twentieth century. Visual Arts and Design, Saint Petersburg.
5. Nigmatullina, Yu. G. (2003), "Belated modernism" in the Tatar literature and the visual arts, Kazan.
6. Siikala, A.-L. (2003), On the prospects of the study of mythology of Finno-Ugric Peoples, in Zagrebin, A. E., ed., Ethnos - Culture -Man, Izhevsk, p. 312-322.
7. Chervonnaya, S. M. (2008), Contemporary Modern Islamic art of peoples in Russia, Moscow.