УДК 39(470.4)
В. Г. Кудрявцев V. G. Kudryavtsev
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola
Финский художник Агатон Рейнхольм — исследователь традиционной культуры народов Поволжья
Agathon Reinholm, a Finnish Artist and the Researcher of Peoples’
Living in the Volga River Basin Traditional Culture
Статья посвящена творчеству финского художника — исследователя традиционной культуры народов Поволжья Агатону Рейнхольму (1857-1887). Его деятельность протекала при творческом сотрудничестве с финскими учеными и местными краеведами, собиравшими для Финно-угорского общества и Национального музея Финляндии художественный и этнографический материал. Финно-пермская культурная традиция с богатым изобразительным началом и сегодня служит источником для современного художественного творчества.
The article is dedicated to the creative work of the Finnish artist Agathon Reinholm (1857-1887) who worked in collaboration with the Finnish scientists and regional ethnographers collecting ethnographical materials and works of art for the Finno-Ugric Society and the National Museum of Finland. The rich Finno-Perm cultural traditions are the source of modern creative work.
A. Reinholm visited the Volga-Ural region with the Finnish scientist A. O. Heikel to study ethnography and traditional arts of Finno-Ugric peoples in Russia.
Ключевые слова: полевые этнографические экспедиции, традиционная художественная культура, графика, тема язычества, российско-финляндские художественные связи.
The key words: field ethnographical expeditions, traditional arts of Finno-Ugric peoples, graphic arts, paganism, Russian-Finnish art relations.
Проблемами изучения традиционной культуры народов Поволжья и Приуралья в XIX веке занимались Русское географическое общество, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Финно-угорское общество в Гельсинфорсе. Изучение языков, народного творчества, искусства, религиозно-мифологических представлений, традиционных обрядов и обычаев финно-угорских народов проходило в сравнении с компонентами культуры тюркоязычных и славянских народов обширного региона Северо-Восточной Европы [2, с. 83]. Проводимые в регионе Обществом археологии, истории и этнографии научно-промышленные и кустарные выставки, демонстрации изделий местных промыслов и народного искусства послужили основной для создания ведомственных и местных музеев [4, с. 121].
Свое творчество финский художник Агатон Рейнхольм (1857-1887) посвятил отражению жизни и быта народов региона в графическом искусстве. К сожалению, он мало известен не только у нас, но и у себя на родине в Финляндии. Тем не менее, значительным является его вклад в историю изучения материальной и духовной культуры, прежде всего финно-угорских народов [3, с. 96-104; 7, с. 47-61].
В фондах Финского национального музея в Хельсинки имеется богатый изобразительный материал. В основном эта коллекция содержит рисунки и акварели, выполненные художником с натуры. Интерпретации
обрядовой жизни удмуртов, марийцев и мордвы посвящены некоторые многофигурные графические листы [1]. Значительная часть произведений использовалась «...для иллюстрации послеэкспедиционных монографий и статей профессора А. Хейкеля» [5, с. 77]. Результатом кропотливого труда художника А. Рейн-хольма и ученого-этнографа А. О. Хейкеля является выход в свет солидного исследования по народному орнаменту и одежде марийцев «Die Stickmuster der Tscheremissen» и книги о мордовском национальном костюме «Mordvalaisten pukuja ja kuoseja. Trachten und Muster der Mordvinen» [6]. В нем представлен обширный графический материал, состоящий из чернобелых рисунков, полихромных акварелей и цветных таблиц.
А. Рейнхольм родился в 1857 году в шведско-язычной семье в Финляндии, профессиональную художественную подготовку получил в Школе рисова -ния Союза художников у С. Е. Сёстранда. Формирование его дарований происходило в период подъема национального самосознания финских художников в 1880-е годы. Он выезжал в экспедицию в Карелию для сбора натурного материала, связанного с иллюстрацией «Калевалы». Умер художник в 1887 году. За свою короткую творческую жизнь он не успел создать произведений большого размера. Хотя многочисленные графические поиски подтверждают его незаурядные способности. Доказательством тому являются
Рис. 2 — Рейнхольм А. Автопортрет. 1884
Рис. 5 — Рейнхольм А. Мордовский орнамент. 1885
Рис. 4 — Рейнхольм А. Марийка в свадебном костюме. 1884
Рис. 6 — Рейнхольм А. Мордовский орнамент. 1885
Рис. 7 — Рейнхольм А. Костюм мордвы-каратаи. 1885
ЯипіпіііМі нтяв ВепЯіі к?1ілі Kkf*tncB*ta Pml ■■л ІЛті №rmfn 4ншн І вігі її. ш #w4iw йгімі
Рис. 9 — Рейнхольм А. Марийский орнамент. 1884
Рис. 10 — Рейнхольм А. Марийский орнамент. 1884
Рис. 8 — Рейнхольм А. Костюм мордвы Самарской губернии. 1885
Рис. 11 — Рейнхольм А. Аксель Хейкель и Агатон Рейнхольм в экспедиции. 1885
Рис. 12 — Рейнхольм А. Луговая марийка в головном уборе шымакш. 1884
1иЬ
Рис. 13 — Рейнхольм А. Женский головной убор мордвы. 1885
Рис. 14 — Рейнхольм А. Аксель Хейкель и Агатон Рейнхольм под навесом наблюдают церемонию языческогоь моления. 1885
многочисленные эскизы для тематических композиций о жизни марийцев-язычников. Собранный им натурный материал в научных экспедициях вполне мог использоваться в качестве оригинальных идей к самостоятельным произведениям. И поэтому все творчество мастера в целом дает основание определить его существенный вклад в становление финно-угроведения и российско-финляндских художественных связей, у истоков которых он стоял.
Стационарные полевые исследования среди мордвы, марийцев, удмуртов Поволжья и Приуралья Аксель Олай Хейкель и Агатон Рейнхольм начали еще в 1883 году и продолжили вплоть до 1886 года. Иллюстративный натурный материал и этнографические композиции были запечатлены ими в Козьмодемьянском , Казанском, Яранском, Уржумском, Малмыжском и Бирском уездах Казанской, Вятской и Уфимской губерний. Населенными пунктами работы финских исследователей были села Пертнуры Козьмодемьянского, Кучка Яранского, Старый Торъял Уржумского, Чу-раево Бирского и деревня Китяк Малмыжского уездов.
Находясь в Казани, А. Хейкель и А. Рейнхольм выезжали к марийцам Казанского и Царевококшай-ского уездов, побывали в деревнях Пуланур, Яшково Арбанской волости и в селе Морки. Последовательное изучение ими этнографии финно-угорских народов, деревянного зодчества (поселений, жилищ, построек), народной одежды, вышивки, утвари определялось научной, этнографической и эстетической ценностью этого уникального материала. Рейнхольм также запечатлел булгарские памятники, национальные типажи проживающих в Поволжье татар.
Экспедиция по Марийскому краю работала в 18841885 годах и началась с посещения горномарийских сел Пертнуры и Малый Сундырь. Это запечатлено во многих произведениях художника. Некоторые из них выполнены пером и черной тушью, имеют автобиографический характер. Например, в одном из них график изображает себя и ученого-этнографа. Они расположились в крестьянской усадьбе возле традиционного жердевого овина-шиша марийцев (марла ан) как объекта наблюдения. Под рисунком помещена надпись на финском языке: «А. Хейкель, А. Рейнхольм в Марийском крае в 1884 году», а на самом рисунке — инициалы художника «А. Я.», которыми подписано большинство его произведений. В этом графическом листе художник создал панорамный пейзаж с фигурами людей. Известно, что большую помощь в сборе этнографического материала в Пертнурах оказывали местные жители А. Афанасьев и учитель И. Моляров.
Живописные холмы на берегу Волги, вид марийских деревень и костюмы горных мари и другие впечатления легли в основу многих произведений. В маленьком акварельном пейзаже «Пертнуры» (1884), скомпонованном в вытянутый по горизонтали фор -мат, изображен восход солнца в тот момент, когда в легком утреннем тумане начинают просматриваться
прозрачные очертания деревьев и домов. Такой же картинный вид имеет другая панорамная работа «Священная роща марийцев, православная церковь и мечеть» (1884), выполненная акварелью. Она выдает мастерскую руку художника в разрешении пленэрных задач.
Другие листы «Село Пертнуры» (1884) и «Деревня Малый Сундырь» (1884) отмечают созерцание местного ландшафта, утопающих в зелени садов марийских деревень, также пытливое изучение традиционного деревянного зодчества марийцев. Под первым рисунком Рейнхольм оставил надпись: «Марийцы любят дерево и лес. Вокруг их домов стоят высокие ели и березы. Марийские деревни выглядят как большие сады». Параллельно с пейзажами были созданы работы, имеющие жанровый характер. Один из листов, выполненный пером и тушью, это — «Женщина, играющая на гуслях» (1884), где изображена Анна Архипова. Многочисленные аналитические зарисовки костюмных комплексов горных марийцев свидетельствуют о плодотворной работе художника.
Дальнейший маршрут пролегал на северо-восток: через Мадары — Царевококшайск — Кучки — Старый Торъял; затем — в юго-восточном направлении: Параньгу — Китяк — Чураево. Акварели А. Рейн-хольма, выполненные в 1884 году в левобережной части Марийского края, посвящены царевококшай-ским и северовосточным женским костюмам луговых мариек. В них тщательно прорисован орнамент, скрупулезно точно выделены этнографические детали. Однако некоторая статичность поз в движениях фигур явилась результатом достоверного воспроизведения этнографических подробностей, нежели цельного художественного обобщения и выразительности сюжетных композиций. В мерцании серебристой тональности выдержан рисунок пером и тушью «Тошто Торъял» («Старый Торъял», 1884), где изображена сидящая во дворе сельской усадьбы женщина, занимающаяся рукоделием. Монохромная акварель «Боронование на лошадях» (1884) посвящена весенне-летним полевым работам марийских крестьян.
В том же 1884 году Рейнхольм побывал у мордвы Нижегородской и Самарской губерний, марийцев Казанской, Вятской, Уфимской губерний и удмуртов Вятской и Уфимской губерний, также изучал музейные собрания Казанского университета и Румянцевского музея. Вполне самостоятельную художественную ценность имеет коллекция рисунков и акварелей, созданная в следующей экспедиции в 1885 году, маршрут которой пролегал в основном по мордовской и марийской землям [2, с. 54].
В работах 1885 года Рейнхольм уделяет внимание увиденным в деревне Китяк обрядовым действиям, которые произвели на него неизгладимые впечатления. На этих листах изображены сцены из жизни марий-цев-язычников. Графически выразительны такие сюжеты, как «Обработка туши жертвенного животного», «Время обряда», «Приготовление подсвечника» (все — 1885). Мы должны заметить, что марийские языческие
обряды тогда впервые отразились в изобразительном искусстве, и первопроходцем в передаче изображения этого феномена национальной культуры стал финский мастер А. Рейнхольм. Его стремление к пониманию эстетических взглядов местного населения передано в строгой реалистической манере. Этому предшествовала терпеливая натурная работа по зарисовке и изучению этнографического материала. Внимание к традиционным обрядам и обычаям и стремление познать и понять их способствовали художественному самовыражению талантливого финского мастера. Поэтому высоко следует оценить творчество А. Рейнхольма, который фактически проложил дорогу отражению в изобразительном искусстве этнической культуры родственных финно-угорских народов. Многофигурные композиции по традиционным народным обрядам получили художественную выразительность в ансамблевой организации и в графической завершенности рисунков. Не исключено, что они являлись эскизами к задуманным большим тематическим полотнам. Хоровое многофигурное начало, успешно представленное А. Рейнхольмом в его произведениях на языческие темы, нашло продолжение спустя полвека в творчестве марийского живописца К. Ф. Егорова (1897-1937), в его картинах «Тризна» (1925), «Ага пайрем» (1927), «Древний марийский поселок» (1927-1929). Через сто лет эти тенденции ярко проявились в творчестве молодых финно-угорских художников России, Эстонии, Венгрии, представивших наполненные мифологическим содержанием талантливые работы на Международной художественной выставке «Ugriculture — 2000» в Музее А. Галлен-Каллела [8].
Графические произведения финского художника А. Рейнхольма как исторический документ являются ценным материалом в изучении материальной и духовной культур финно-угорских народов. Художник своим творчеством внес большой вклад в становление российско-финляндских научных и художественных связей.
ЛИТЕРАТУРА
1. MV KA SUK — Museoviraston kuva-arkisto (Фотоизобрази -тельный архив Музейного ведомства Финляндии, Хельсинки). 21: 100-317, 325: 109-110.
2. Загребин А. Е. Финны об удмуртах. Финские исследователи этнографии удмуртов XIX - первой половины XX вв. — Ижевск, 1999.
3. Кудрявцев В. Марийская тема в творчестве финского художника Агатона Рейнхольма // Финно-угроведение. — Йошкар-Ола. — 1995. — № 1.
4. Сепеев Г. Финские этнографы на марийской земле // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. — Йошкар-Ола, 1993. — № 2-3.
5. Сепеев Г. Финские этнографы на марийской земле // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. — Йошкар-Ола, 1994. — № 2.
6. HeikelA. O. Die Stickmuster der Tscheremissen. Helsingfors, 1910-1915; Heikel A. O. Mordvalaisten pukuja ja kuoseja. Trachten und Muster der Mordvinen // Travaux ethnographiques de la Societe Finno-Ougrinne. — Helsingfors, 1899. — Vol. 1.
7. Lehtinen Ildiko. Agathon Reinholm — suomalainen taiteilija sukukansojen parissa // Suomen Museo. III/2004.
8. Ugriculture - 2000. Suomalais-Ugrilaisten kansojen nykytaiteet. Contemporary art of the Finno-Ugrian Peoples. — Helsinki, 2000.