ной подарок отчима, что во многом решило её судьбу, а также травы, которыми бабушка Амины лечила больных. Среди них трава «мать-и-мачеха». О ней рассуждает бабушка Амины: «... растение такое есть: одна сторона - мягкая, бархатистая, а другая - скользкая, холодная. Недаром его прозвали в народе «мать-и-мачеха». В аварском языке это растение называется «къоркъот1амах», что значит «лягушачий листок». Вряд ли бабушка Амины могла рассуждать как русская. Но в переводе такие рассуждения возможны и допустимы.
В новелле «Когда мне было семнадцать» стоит отметить камень Набилава, а также тетрадь Заиры, куда она записывала фольклорные произведения. В новелле «Бурый медведь» игрушечный медведь, подаренный Ахверди Заире, станок, за которым работал парень, с которого Камила вылепила фигуру рабочего и сама скульптура, установленная на заводском дворе. В новелле «Чичих» заметными деталями являются причёска на голове Супайнат, которую Тухбат презрительно назвала «снопом», самолёт, на котором вместе прилетели Асхабали, старший сын Тухбат, и Рисалат, а также наряд на Рисалат, похожий на мужской костюм, что так не понравился Жамилат и той же Тухбат. Наиболее примечательными предметными деталями в новелле «Патимат-ака» является швейная машинка, которую Патимат тащила в аул из города на своей спине. Можно упомянуть также яркие и нарядные ее платья, в которых ее и похоронили по ее завещанию.
Этим не исчерпывается число предметных деталей в романе, но мы перечислили наиболее значимые. Таковы основные стилевые особенности романа «Восьмой понедельник». Это роман о современности, современных героях и проблемах. А если автору нужно проникнуть вглубь времени, сопоставить настоящее с прошлым, она рисует таких долгожителей, как Ашакодо, которой сто двадцать лет или рассказывает о жизни и заботах восьмидесятилетней Патимат-ака. Через их образы дается хронотоп дореволюционной горской жизни, прошлое время. В новеллах речь идет о героинях, окруженных другими персонажами, несхожих и сложных судьбах горянок. В каждой новелле создан свой автономный мир, в них имеются свой сюжет, свои повествовательные линии. В новеллах повествование ведётся от третьего лица, даже не от лица персонажа романа, рассказавшего исто-
Библиографический список
рию той или иной героини, а от автора. Это диктуется, видимо, законами жанра. При всём своём красноречии персонаж вряд ли бы смог совладать с жизненным материалом так же искусно, как писатель. Хотя при этом автор всегда находит нужным сослаться на своего информатора, рассказать, при каких обстоятельствах она встретилась с ним.
Как уже сказано, персонажи новелл также одушевлены неравнодушным дыханием автора. Фазу либо любуется, восхищается своими героями, либо сочувствует, сопереживает им. Порой она иронизирует над ними вместе с персонажами типа Заиры, лукаво поддразнивавшей почтенную Ашакодо в новелле «Когда мне было семнадцать». Однако участие автора в действиях персонажей новелл тщательно сокрыто от посторонних глаз. Только очень внимательный читатель может ощутить негласное присутствие автора в новеллах. Порой автор передает слово одной из героинь, которая вспоминает о своем прошлом (Амина, Ашакодо). Но это происходит только внутри новеллы.
Всю книгу «Восьмой понедельник» пронизывают две взаимно дополняющие и переплетающиеся темы: женской доброты и любви [3, с.201].
Говоря о художественных особенностях прозы Фазу Алиевой, Олег Добровольский пишет: «Это лирическая проза, автору свойственно поэтическое восприятие мира, что находит свое отражение в языке, стиле, изобразительных средствах. Стиль Алиевой-прозаика можно назвать романтическим. Но сами ситуации, изображаемые писательницей, сугубо реалистичны, отсюда ее пристальное внимание к деталям, к подробностям быта, точные характеристики, мотивированность всех поступков героев, их взаимоотношений, конфликтов. Проза Алиевой далека от какой-либо условности. Это проза поэта, прирожденного лирика, поэтичная, эмоционально окрашенная, с взволнованными авторскими отступлениями» [4, с. 610].
Таким образом, эпическое повествование в романах Фазу Алиевой отнюдь не противостоит лиризму, а как бы трансформируется в новое качество, когда лиризм интонационно окрашивает эпическое повествование. Иначе романы рассыпались бы на эпические и лирические составляющие, чего автор, прекрасно владеющий словом, не допустил бы.
1. Палиевский П.В. Постановка проблемы стиля. Теория литературы. Москва: Наука, 1965.
2. Брандес М.П. Стилистический анализ. Москва: Высшая школа, 1971.
3. Алиева Фазу. Нам сердце матери напоминает (о творчестве Ф. Алиевой). Дагестанская правда. 2002; № 52, 8 марта.
4. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996.
5. Добровольский О. Путь горянки. Ф. Алиева. Листопад: романы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994. References
1. Palievskij P.V. Postanovka problemy stilya. Teoriya literatury. Moskva: Nauka, 1965.
2. Brandes M.P. Stilisticheskij analiz. Moskva: Vysshaya shkola, 1971.
3. Alieva Fazu. Nam serdce materi napominaet (o tvorchestve F. Alievoj). Dagestanskaya pravda. 2002; № 52, 8 marta.
4. Ahmedov S.H. Hudozhestvennaya proza narodov Dagestana. Istoriya i sovremennost'. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1996.
5. Dobrovol'skij O. Put' goryanki. F. Alieva. Listopad: romany. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1994.
Статья поступила в редакцию 08.11.15
УДК 821.161.1
Martazanova H.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State
University (Magas, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru
THE WORK OF I. M. BAZORKIN: VECTORS OF DEVELOPMENT. The paper discusses the main directions of the creative work of Idris Bazorkin. The research maily focuses on issues of genre and stylistic features, issues, ideas and topical contents of the writer's works. The literary heritage of I. Bazorkina is presented by such genres as documentary and artistic essay, story and narrative, a genre completely new in the national literatures. The author names the highest peak in the work of the writer - a novel "Out of darkness of centuries", which has become a significant stage in his creative development of I. Bazorkin. The writer created the novel, which managed to keep the whole destiny of the Ingush people. Issues of war and peace, life and death, the individual and society, of joy and suffering, happiness and its loss are among the problems in the monumental epic of the writer. The novel's characters are common people, who are treated as those who keep values of morality.
Key words: plot, problems, conflict, art world, character, literary interpretation, national prose, novel, artistic skill, creativity.
Х.М. Мартазанова, канд. филол. наук, доц. каф. ингушской литературы и фольклора, Ингушский государственный
университет, г. Магас, E-mail: uzlipat066@mail.ru
ТВОРЧЕСТВО И.М. БАЗОРКИНА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
В данной статье рассматриваются основные направления художественной системы Идриса Базоркина. Акцентируется внимание на вопросах жанрово-стилевых особенностей, проблематики, идейно-тематического содержания произведений писателя. Художественное наследие И. Базоркина представлено такими жанрами как документальный и художественный очерк, повесть и киноповесть - жанром, совершенно новым в национальных литературах. Вершинным творением писателя явился роман «Из тьмы веков», ставший значительным этапом творческого пути И. Базоркина, закономерный итогом развития его художественного мастерства. Писатель создал роман, в котором сумел вместить судьбу ингушского народа. Вопросы войны и мира, жизни и смерти, личности и общества, радости и страдания, счастья и потерь составляют проблематику монументального эпоса писателя. Герои романа - люди из самой народной гущи, духовное единение для них естественно, ибо народ в романе И. Базоркина - носитель нравственности.
Ключевые слова: сюжет, проблематика, конфликт, художественный мир, герой, художественное осмысление, национальная проза, роман, художественное мастерство.
И. М. Базоркин - писатель многогранного художественного дарования, ещё при жизни ставший признанным классиком своей национальной литературы. Глубокое знание жизни своего народа, гуманистическая устремлённость, огромный духовный потенциал позволили ему сказать новое слово в истории родной литературы, открыть новые грани художественного познания мира и человека. Для того чтобы понять неординарность личности Идриса Базоркина, его мировоззренческое составляющее, следует с пристрастием читать его произведения, ибо «биография истинного художника - в его книгах. ... Как без глубокого знания книг писателя не понять его личности, так и без знания гражданской биографии невозможно осмыслить его творчество. Как художественно одарённой личности, И. Базоркину присуща своя, субъективная, индивидуально-неповторимая концепция мира и человека в его многообразных связях с обществом и природой. При этом, писатель не столько познаёт мир «непосредственно созерцая его и воссоздавая в образах и картинах», сколько, «непрерывно осмысляет каждое явление . как бы объясняет их взаимосвязи в системе отношений» [1,с. 271].
Во всех своих произведениях (без исключения) И.М. Базоркин воспел лучшие качества своего народа: духовное богатство, моральную чистоту, высокую нравственность, безграничное мужество, благородство, неуемное трудолюбие, неиссякаемую силу духа и поразительную жизнестойкость. Писатель создал дожественную летопись его жизни.
Творчество И. Базоркина «характеризуется тематическим богатством, многообразием жанровых форм, художественным совершенством. Тесно связанное с повседневной жизнью народа, с ее прошлым и настоящим, с духовными запросами времени, оно ставило и решало проблемы важные, актуальные по своему характеру, глобальные и глубинные по своей сути и содержанию» [2, с. 10].
И.Базоркин проявил себя не только в монументальном эпосе о народе, но и в создании большого пласта произведений малой эпической формы, заслуживающих не только внимательного прочтения, но и вдумчивого анализа. Наиболее значительные из них рассказы: «Слушай, Назманч» (Рассказ Ахмета), «Заретта», «Сэй», «Боаньг», «Самолюбие» и более пятидесяти очерков: «Парень из аула Атаги», «Путь артиста», «Думы старого Лорса», «Века и годы», «Солнце в каждом доме» и многие другие. Не обошёл писатель и детскую тему: создал для детей - рассказы-сказки: «Куни» (1959), «Куни и кот» (1959).
Как пишет М.Д. Яндиева - Албогачиева, «в ссылке им был усвоен ещё один печатный жанр - жанр политического письма» [3, с. 428].
В 1932 году он пишет рассказ «Боньг» («Капкан», «Ловушка») - один из первых социально-психологических произведений в ингушской литературе, основная, сквозная тема которого составляет «человек и история», тема, пронизывающая все творческое наследие И. Базоркина. В апреле 1933 года публикуется (в газете «Сердало») новый рассказ писателя - «Слушай, назманч» (Рассказ Ахмета)», посвящённый теме революции и Гражданской войны. Над событийной канвой рассказа доминирует история любви и женитьбы героя, которую и по истечении не одного десятилетия он вспоминает с болью и грустью в душе. Ахмету не суждено было счастья с любимой, судьба распорядилась так, что девушка, которую сосватали ему, носила то же имя - Гошмох, что и его возлюбленная. Когда, узнав, что его женят не на голубоглазой Гошмох, с длинными до земли косами, с ямочками на щеках, и главное, - любящей только его, он решил отказаться от женитьбы, но было уже поздно: разразился бы неслыханный скандал, так как «старики уже сказали свое слово» [4, с. 274].
Рассказ несёт в себе ярко выраженную идейную направленность: автор нацеливает молодое поколение строить свою личную жизнь лишь на основе любви, а не по расчёту, ибо только при этом условии человек может быть по-настоящему счастлив. Эта идея красной нитью проходит через все творческое наследие писателя.
Начало 30-х годов значительно не только творческими поисками и художественными достижениями. И. Базоркин стремится внести свою лепту во все сферы общественной деятельности. Он принимает деятельное участие в составлении учебников (в соавторстве) на ингушском языке для учащихся начальных классов сельских школ. В то же время он поступает на общественно-литературное отделение 2-го Северо-Кавказского педагогического института им. М. Гадиева, переименованного впоследствии в Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова, «участвует в художественной самодеятельности, играет в постановке по пьесе Д. и О. Маль-саговых «Перелом» на Олимпиаде искусств горских народов Северного Кавказа в г. Ростов-на-Дону и завоевывает призовое место».
Начиная с 1934 года, художественные пристрастия молодого писателя резко меняются: он осознаёт, что его стихия - это эпическая форма, и обращается к прозе, а в последующем - и к драматургии. Дебютным в творческой судьбе И. Базоркина следует считать седьмое февраля 1928 года, когда в газете «Серда-ло» был напечатан его рассказ «Несчастье», который он написал будучи студентом второго курса педагогического техникума. Заслуживает внимания рассказ И. Базоркина «Кремневый пистолет» (1940), отличающийся оригинальностью сюжета, актуальностью проблематики. В центре повествования - образ Гозота, в прошлом - красного партизана, прожившего долгую и нелёгкую жизнь. В его памяти запечатлелись многие события о прошлом, особенно тяжело ему вспоминать 1919 год, потому что «дважды выезжала с его двора арба, покрытая чёрной буркой. Дважды собирались в его доме мюриды и пели скорбный зикир. Двумя высокими шестами над могилой старших сыновей украсилось его небольшое фамильное кладбище» [5, с. 279].
Большое место в творчестве писателя занимает тема Великой Отечественной войны, которой посвящены разноплановые в жанрово-стилевом отношении произведения: «Честь горца», «Слово к чечено-ингушской интеллигенции», «На переднем крае», «Ночь в освобожденном селении», «Лицо врага», «Гнев народа»; рассказах «Заретта», «Сэй»; пьесах «В эти дни», «Капитан Ибрагимов». И. Базоркин рассказывает в них «об ужасах войны, вопиющей жестокости врага, боевой доблести и героизме защитников Родины. Для него как художника характерна опора на один факт, на один развернутый образ» [6, с. 6б].
Значительной в жизни писателя, как в личном, так и в профессиональном плане, явилась эпоха конца 50-х годов ХХ века, период возвращения народа на свою историческую родину после тринадцатилетней ссылки, которая стала для писателя временем забвения. Художественное наследие И. Базоркина этого времени представлено такими жанрами как документальный и художественный очерк, повесть и киноповесть - жанром, совершенно новым в национальных литературах, в которых наблюдается «стремление писателя к всестороннему художественному анализу явлений жизни, психологической мотивации поступков героев, к масштабному осмыслению закономерностей исторического развития» [7, с. 384].
Воссоздание «темы революции и Гражданской войны в повести тесно связано с проблемой национального и интернационального, с особенностями изображения внутреннего мира человека, со своеобразием психологических характеристик героев»
[8, с. 61], что явилось свидетельством возросшего художественного мастерства писателя.
Вершинным творением писателя явился роман «Из тьмы веков», ставший значительным этапом творческого пути И. Ба-зоркина, закономерный итогом развития его художественного мастерства. Писатель создал роман, в котором сумел вместить
Библиографический список
судьбу ингушского народа. Вопросы войны и мира, жизни и смерти, личности и общества, радости и страдания, счастья и потерь составляют проблематику монументального эпоса писателя. Герои романа - люди из самой народной гущи, духовное единение для них естественно, ибо народ в романе И. Базоркина - носитель нравственности.
1. Белинский В.Г. Письмо к Герцену. ПСС. Mосква,1956; Т. 12.
2. Mартазанова X.M. Проблематика и образный строй повести «Дороги любви» И. Базоркина. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 347 - 348.
3. Яндиева Mfl. Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии ХХ века. Mагас: Издательство «Сердало», 2007.
4. Базоркин M.M. «Слушай, назманч» (Рассказ Ахмета)». Собрание сочинений: в 6 т. Mагас, 2001; Т. 3. Повести, рассказы.
5. Базоркин M.M. Кремневый пистолет. Собрание сочинений: в 6 т. Mагас, 2001; Т. 3: Повести, рассказы.
6. Mартазанова X.M. Публицистика И. Базоркина периода ВОВ. Вестник филологического факультета ИнгГУ. 2010; 2: 64 - 68.
7. Дахкильгов И.А., Mартазанова X.M. Национальная литература. Ингуши. Mосква: Наука, 2014: 378 - 389.
8. Mартазанова X.M. Проблема историзма в повести И. Базоркина «Призыв». Культурная жизнь Юга России. 2011; 39: 60 - 62. References
1. Belinskij V.G. Pis'mo k Gercenu. PSS. Moskva,1956; T. 12.
2. Martazanova H.M. Problematika i obraznyj stroj povesti «Dorogi lyubvi» I. Bazorkina. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 347 - 348.
3. Yandieva M.D. Ingushskie smysly vhudozhestvenno-intellektual'nom nasledii HH veka. Magas: Izdatel'stvo «Serdalo», 2007.
4. Bazorkin I.M. «Slushaj, nazmanch» (Rasskaz Ahmeta)». Sobranie sochinenij: v 6 t. Magas, 2001; T. 3. Povesti, rasskazy.
5. Bazorkin I.M. Kremnevyj pistolet. Sobranie sochinenij: v 6 t. Magas, 2001; T. 3: Povesti, rasskazy.
6. Martazanova H.M. Publicistika I. Bazorkina perioda VOV. Vestnik filologicheskogo fakul'teta IngGU. 2010; 2: 64 - 68.
7. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Moskva: Nauka, 2014: 378 - 389.
8. Martazanova H.M. Problema istorizma v povesti I. Bazorkina «Prizyv». Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2011; 39: 60 - 62.
Статья поступила в редакцию 26.11.15
УДК 821.161.1
Martazanova H.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State
University (Magas, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru
IMAGINATIVE PSYCHOLOGISM OF I. BAZORKIN. The article examines forms and techniques used by I. Bazorkin with the aim of creating national characters, with artistic knowledge of their inner world, through which the writer reveals the psychology of people and their national identity. With the help of great psychological skills in narration and internal monologues I. Bazorkin reveals a sensual world of his characters. The psychological state of his characters the writer identifies with the techniques of psychological analysis: the narration in the third person, internal monologue, dialogue, characters, etc. Thus, the range of the verbal-literary means used by I. Bazorkin are universal. Through their psychological characteristics, the writer recreates the psychology of the people, ideological characteristics, ways of formation of national consciousness.
Key words: character, artistic psychologism, inner peace, national identity, forms and techniques, spiritual world, national, world, a person's character.
Х.М. Мартазанова, канд. филол. наук, доц. каф. «Ингушская литература и фольклор», ФГБОУ ВО «Ингушский
государственный университет», г. Магас, E-mail: uzlipat066@mail.ru
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ И. БАЗОРКИНА
В статье исследуются формы и приёмы, используемые И. Базоркиным с целью создания полнокровных национальных характеров героев, художественного познания их внутреннего мира, посредством чего раскрывается психология народа и его национальное самосознание. С большим психологическим мастерством посредством авторского повествования и внутреннего монолога раскрывает И. Базоркин чувственный мир своих героев. Психологическое состояние своих героев писатель выявляет с помощью приёмов психологического анализа: авторского повествования от третьего лица, внутреннего монолога, диалога героев и др. Таким образом, диапазон словесно-художественных средств, используемых И. Базоркиным универсален. Посредством психологической характеристики писатель воспроизводит психологию народа, мировоззренческие особенности, пути формирования национального самосознания.
Ключевые слова: герой, художественный психологизм, внутренний мир, национальное самосознание, формы и приемы, духовный мир, национальный мир, характер, персонаж.
Одной из важнейших проблем литературоведческой науки выступает художественный психологизм, представляющий «святая святых» в творческом опыте любого писателя, ибо «в ней нередко бывает заключена та самая «последняя» тайна искусства, в которой открывается и тайна индивидуальности самого художника» [1, с. 4].
«В системе психологизма И. Базоркина ведущее место занимает форма психологического анализа «извне», выражающаяся в психологической интерпретации речи, действий, мимики и других средств внешнего проявления психики» [2, с. 7]. При этом любые формы психологического изображения представлены в нем не в «чистом» виде. Из всего многообразия приёмов раскрытия внутреннего мира героев, доминирующее место в психологизме писателя занимает авторское повествование, так как, являясь одним из важнейших критериев художественности, оно даёт воз-
можность автору «свободно проникать в сознание героя, увидеть и понять состояние души», достоверно передавать его мысли, внутренние переживания и настроение, также решению этой задачи служит и собственно-прямая речь героев.
И. Базоркин сосредоточивает основное внимание на образе Калоя Эги - главного героя романа, ибо в нём воплощены характерные для его нравственно-этического и эстетического идеала черты. Кроме того, он выступает носителем «духовного опыта народа, и потому внутренний мир героя, со всеми его составляющими, - предмет пристального внимания писателя» [3, с. 320]. Так же в поле зрения художественного сознания писателя находится и вся образная система произведения, для «индивидуализированного воспроизведения переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости» [3, с.192]. Потому как цель всестороннего изображения жизни народа, и, прежде всего,