[8, с. 61], что явилось свидетельством возросшего художественного мастерства писателя.
Вершинным творением писателя явился роман «Из тьмы веков», ставший значительным этапом творческого пути И. Ба-зоркина, закономерный итогом развития его художественного мастерства. Писатель создал роман, в котором сумел вместить
Библиографический список
судьбу ингушского народа. Вопросы войны и мира, жизни и смерти, личности и общества, радости и страдания, счастья и потерь составляют проблематику монументального эпоса писателя. Герои романа - люди из самой народной гущи, духовное единение для них естественно, ибо народ в романе И. Базоркина - носитель нравственности.
1. Белинский В.Г. Письмо к Герцену. ПСС. Mосква,1956; Т. 12.
2. Mартазанова X.M. Проблематика и образный строй повести «Дороги любви» И. Базоркина. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 347 - 348.
3. Яндиева Mfl. Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии ХХ века. Mагас: Издательство «Сердало», 2007.
4. Базоркин M.M. «Слушай, назманч» (Рассказ Ахмета)». Собрание сочинений: в 6 т. Mагас, 2001; Т. 3. Повести, рассказы.
5. Базоркин M.M. Кремневый пистолет. Собрание сочинений: в 6 т. Mагас, 2001; Т. 3: Повести, рассказы.
6. Mартазанова X.M. Публицистика И. Базоркина периода ВОВ. Вестник филологического факультета ИнгГУ. 2010; 2: 64 - 68.
7. Дахкильгов И.А., Mартазанова X.M. Национальная литература. Ингуши. Mосква: Наука, 2014: 378 - 389.
8. Mартазанова X.M. Проблема историзма в повести И. Базоркина «Призыв». Культурная жизнь Юга России. 2011; 39: 60 - 62. References
1. Belinskij V.G. Pis'mo k Gercenu. PSS. Moskva,1956; T. 12.
2. Martazanova H.M. Problematika i obraznyj stroj povesti «Dorogi lyubvi» I. Bazorkina. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 347 - 348.
3. Yandieva M.D. Ingushskie smysly vhudozhestvenno-intellektual'nom nasledii HH veka. Magas: Izdatel'stvo «Serdalo», 2007.
4. Bazorkin I.M. «Slushaj, nazmanch» (Rasskaz Ahmeta)». Sobranie sochinenij: v 6 t. Magas, 2001; T. 3. Povesti, rasskazy.
5. Bazorkin I.M. Kremnevyj pistolet. Sobranie sochinenij: v 6 t. Magas, 2001; T. 3: Povesti, rasskazy.
6. Martazanova H.M. Publicistika I. Bazorkina perioda VOV. Vestnik filologicheskogo fakul'teta IngGU. 2010; 2: 64 - 68.
7. Dahkil'gov I.A., Martazanova H.M. Nacional'naya literatura. Ingushi. Moskva: Nauka, 2014: 378 - 389.
8. Martazanova H.M. Problema istorizma v povesti I. Bazorkina «Prizyv». Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2011; 39: 60 - 62.
Статья поступила в редакцию 26.11.15
УДК 821.161.1
Martazanova H.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Ingush Literature and Folklore, Ingush State
University (Magas, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru
IMAGINATIVE PSYCHOLOGISM OF I. BAZORKIN. The article examines forms and techniques used by I. Bazorkin with the aim of creating national characters, with artistic knowledge of their inner world, through which the writer reveals the psychology of people and their national identity. With the help of great psychological skills in narration and internal monologues I. Bazorkin reveals a sensual world of his characters. The psychological state of his characters the writer identifies with the techniques of psychological analysis: the narration in the third person, internal monologue, dialogue, characters, etc. Thus, the range of the verbal-literary means used by I. Bazorkin are universal. Through their psychological characteristics, the writer recreates the psychology of the people, ideological characteristics, ways of formation of national consciousness.
Key words: character, artistic psychologism, inner peace, national identity, forms and techniques, spiritual world, national, world, a person's character.
Х.М. Мартазанова, канд. филол. наук, доц. каф. «Ингушская литература и фольклор», ФГБОУ ВО «Ингушский
государственный университет», г. Магас, E-mail: uzlipat066@mail.ru
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ И. БАЗОРКИНА
В статье исследуются формы и приёмы, используемые И. Базоркиным с целью создания полнокровных национальных характеров героев, художественного познания их внутреннего мира, посредством чего раскрывается психология народа и его национальное самосознание. С большим психологическим мастерством посредством авторского повествования и внутреннего монолога раскрывает И. Базоркин чувственный мир своих героев. Психологическое состояние своих героев писатель выявляет с помощью приёмов психологического анализа: авторского повествования от третьего лица, внутреннего монолога, диалога героев и др. Таким образом, диапазон словесно-художественных средств, используемых И. Базоркиным универсален. Посредством психологической характеристики писатель воспроизводит психологию народа, мировоззренческие особенности, пути формирования национального самосознания.
Ключевые слова: герой, художественный психологизм, внутренний мир, национальное самосознание, формы и приемы, духовный мир, национальный мир, характер, персонаж.
Одной из важнейших проблем литературоведческой науки выступает художественный психологизм, представляющий «святая святых» в творческом опыте любого писателя, ибо «в ней нередко бывает заключена та самая «последняя» тайна искусства, в которой открывается и тайна индивидуальности самого художника» [1, с. 4].
«В системе психологизма И. Базоркина ведущее место занимает форма психологического анализа «извне», выражающаяся в психологической интерпретации речи, действий, мимики и других средств внешнего проявления психики» [2, с. 7]. При этом любые формы психологического изображения представлены в нем не в «чистом» виде. Из всего многообразия приёмов раскрытия внутреннего мира героев, доминирующее место в психологизме писателя занимает авторское повествование, так как, являясь одним из важнейших критериев художественности, оно даёт воз-
можность автору «свободно проникать в сознание героя, увидеть и понять состояние души», достоверно передавать его мысли, внутренние переживания и настроение, также решению этой задачи служит и собственно-прямая речь героев.
И. Базоркин сосредоточивает основное внимание на образе Калоя Эги - главного героя романа, ибо в нём воплощены характерные для его нравственно-этического и эстетического идеала черты. Кроме того, он выступает носителем «духовного опыта народа, и потому внутренний мир героя, со всеми его составляющими, - предмет пристального внимания писателя» [3, с. 320]. Так же в поле зрения художественного сознания писателя находится и вся образная система произведения, для «индивидуализированного воспроизведения переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости» [3, с.192]. Потому как цель всестороннего изображения жизни народа, и, прежде всего,
формирования его национального самосознания и особенностей психологического склада характера достигается писателем обращением к духовному миру героев, являющихся носителями как положительных, так и отрицательных начал жизни.
Так, показателен в этом плане эпизод прощания горцев с Турсом, уходящего в Турцию в поисках лучшей доли: «Расставаясь с Турсом, горцы обнимали его. Пхарказ, прощаясь, ободряюще похлопал соседа по спине. А на лице у Турса застыла улыбка, как оскал подбитого зверя.
- Остающимся - да будет хорошо! - прохрипел он».
Автор даёт почувствовать внутреннее состояние Турса, которому нестерпимо тяжело оставлять землю предков, расставаться с родными, соседями. Всю глубину чувств, что испытывает в душе этот сильный и мужественный человек, писатель передаёт через авторское повествование, при этом используя приём сравнения, что показывает высшую степень проявления его душевных мук и переживаний, которыми он управляет ценой неимоверных духовных и физических сил.
В процессе раскрытия психологических особенностей своих героев И. Базоркин использует такие формы и приёмы анализа как внутренний монолог, авторское повествование, несобственно-прямая речь, портретная характеристика, пейзаж, приём умолчания. Для того чтобы наиболее отчётливо выявить их отношение к тем или иным явлениям и фактам общественной, социальной и политической жизни общества писатель ставит своих героев в ситуации эмоционального напряжения душевных сил.
Обратимся к эпизоду, воспроизводящему внутренние мысли и переживания Турса перед стихией, явившейся трагической для всей его семьи. После того, как начался дождь, беспокойство Турса перерастает в тревогу: «Утро наступило хмурое, дождь лил, не переставая. ... Гарак стучал за перегородкой топором, выстругивая новое ярмо для быков, а Турс не находил себе места. То он шел во двор и глядел на небо, то ложился на нары и делал вид, что спит, то садился на турью шкуру и начинал перебирать четки. А дождь все лил и лил без конца» [4, с. 33].
Автор воспроизводит картину внутреннего состояния героя с помощью авторского повествования и собственно-прямой речи. Душевные переживания, не видимые внешне, выражены посредством распространенных глаголов действия, этой же цели подчинен и синтаксический строй языка. И. Базоркин точен в описании внутреннего состояния Турса, раскрывая неуёмную жизнестойкость героя, неимоверную силу его духа, живущего, как и многие его соплеменники, в тяжелейших условиях безземелья. При этом душевные переживания Турса изображаются не сразу, а постепенно: вначале это - предчувствие беды, слабая надежда, что все обойдется. А потом - крах всех надежд и стремлений, так как разрушительная сила природы ворвалась в его жизнь, разом лишив мечты, устойчивости, земли, и обрекла на голодное существование. Если у человека нет земли - нет и хлеба, значит - и жизни, ибо «хлебом единым» жив человек, а тем более в условиях гор, на том этапе развития социально-общественной и культурной жизни народа.
Посредством психологического анализа выявляет И. Базоркин моральные принципы и нравственную суть своих героев. На-
Библиографический список
глядным примером служит в этом отношении Калой, поведение которого в период его пребывания в госпитале позволяют увидеть и по достоинству оценить нравственно-этическое начало в нем. Где бы ни появлялся Калой, он везде желанен, востребован, уважаем и любим. Неординарность его личности, высокая степень духовности, являющаяся основой его поведенческой линии, вызывают к нему восхищение, но не Гойтемировых, разве что за исключением рядовых представителей рода.
Человеком незаурядным показан Калой и в период его лечения в госпитале, где оказался из-за ранения в ногу. Он поражает медперсонал не только внушительным ростом, но и неимоверной силой воли, неприкрытым мужеством, умением постоять за себя. В нём сразу же увидели человека исключительного по своим духовным качествам и физической мощи, живущего по понятиям чести и достоинства, не позволяя и не давая повода для неуважительного к себе отношения. Но, если Калой, благодаря силе своего характера, способен перебороть физическую боль, подавить растущее чувство любви (взаимное с ее стороны) к сестре милосердия - Анне Андреевне, он не может. И это состояние героев И. Базоркин показывает с помощью ёмкой художественной детали, в данном случае - глаза, «спокойные и ласковые» ее и «полные удивления» его», которые сказали друг другу больше, нежели они выразили бы их словами.
Автор воспроизводит психологическое состояние героев, достигших в своем развитии наивысшей точки, когда предельно обнажается их чувственный мир. Разные по происхождению, национальной принадлежности, общественному положению, мировоззренческим началам, они оказались близки по своим духовным качествам. И потому испытывают потребность друг в друге, хотя отношения эти не могут со стороны Калоя жизненной силы: нравственные ориентиры, которых он придерживается в своей поведенческой линии, не позволяет ему поступиться ими ни при каких условиях. Как отмечает автор, «каждый день чувствовал он внимание этой женщины, ловил ее случайные взгляды. И его потянуло к ней. Утром он с нетерпением ждал, когда она придет в палату. Потом с тайной радостью шел к ней на перевязку. Ждал, когда после отбоя, перед сном, она на миг появится у него, по-хозяйски дотронется до каких-то вещиц на столе, подоткнет выбившуюся простыню, улыбнувшись, скажет «спокойной ночи» и выскользнет в коридор, мягко прикрыв за собой дверь» [4, с. 194].
Психологическое состояние героя, равно как и Анны Андреевны, писатель выявляет с помощью приемов психологического анализа (авторское повествование от третьего лица, внутренний монолог, диалог героев, художественная деталь, неправильная русская речь Калоя), чем сумел «значительно раздвинуть функциональные возможности в раскрытии психологии «инонациональных» персонажей» [5, с. 216].
Таким образом, диапазон словесно-художественных средств, используемых И. Базоркиным в воспроизведении чувств, мыслей, переживаний, сферы, что имеет непосредственное отношение к внутреннему миру героев, универсален. Посредством их психологической характеристики писатель воспроизводит психологию народа, мировоззренческие особенности, пути формирования национального самосознания.
1. Мартазанова Х.М. Ингушский просветитель-энциклопедист и мыслитель Вассан-Гирей Джабагиев. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 345 - 346.
2. Мартазанова Х.М. Проблематика и образный строй повести «Дороги любви» И. Базоркина. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 347 - 348.
3. Мартазанов А.М. Проблема характера в творчестве И. Базоркина. Магас, 1994.
4. Базоркин И.М. Из тьмы веков. Собрание сочинений: в 6 т. Магас, 2001; Т. 1. Повести, рассказы.
5. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. (Критические статьи и исследования). Грозный, 1989.
References
1. Martazanova H.M. Ingushskij prosvetitel'-'enciklopedist i myslitel' Vassan-Girej Dzhabagiev. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 345 - 346.
2. Martazanova H.M. Problematika i obraznyj stroj povesti «Dorogi lyubvi» I. Bazorkina. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 347 - 348.
3. Martazanov A.M. Problema haraktera v tvorchestve I. Bazorkina. Magas, 1994.
4. Bazorkin I.M. Iz t'my vekov. Sobranie sochinenij: v 6 t. Magas, 2001; T. 1. Povesti, rasskazy.
5. Gajtukaev K.B. Vplameni slova. (Kriticheskie stat'i i issledovaniya). Groznyj, 1989.
Статья поступила в редакцию 27.11.15
УДК 811.351.12
Omarova Z.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Dean of Faculty
of Dagestan Philology, Dagestan State Ped. University (Makhachkala, Russia), E-mail: zainabguni@mail.ru
FUNCTIONING OF A RHETORICAL QUESTION IN POETIC SPEECH AS MEANS OF EMOTIONALLY-EXPRESSIONAL SYNTAX. The research paper presents a study on functioning of rhetorical questions in a literary text, in particular in poetic speech. The material of the research of the given article is a poem "Destiny of Shamil", written by a well-known Avarian poet Magomedbeg from Gergebil. The author comes to the conclusion that rhetorical questions in poetic texts are one of the expressive means of giving syntactic structures with an emotionally expressive shade that enhances the expressiveness of the whole text. Efficiency is achieved only in those cases, when the reader is shocked by what he has read and is impressed by the images of the work. Literary works of Magomedbag from Gergebil are famous for his genius. The research also notes the expressive means of the Avar language in the writer's poems.
Key words: syntax, art text, esthetics, stylistic figures, ellipsis, rhetorical question, intonation.
З.С. Омарова, канд. филол. наук, доц., декан факультета дагестанской филологии, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: zainabguni@mail.ru
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА В СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА
Статья посвящена изучению функционирования риторического вопроса в художественном тексте, в частности в стихотворной речи. Материалом исследования данной статьи является поэма «Судьба Шамиля» известного аварского поэта Ма-гомедбега из Гергебиля. Автор приходит к выводу, что риторический вопрос в его поэтических текстах является одним из выразительных средств придания синтаксическим структурам эмоционально-экспрессивного оттенка и повышения выразительности текста. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения Магомедбега из Гергебиля очень популярны и в этом не последнюю роль играют выразительные средства аварского языка.
Ключевые слова: синтаксис, художественный текст, эстетика, стилистические фигуры, эллипсис, риторический вопрос, интонация.
Синтаксический уровень языка предоставляет художнику слова большие возможности для выбора конструкций, способных передать нужное содержание, где легко находят свое выражение и вкусы поэта, его эстетические воззрения и многое другое. Синтаксис текста, в отличие от других уровней не определяется непосредственно содержанием, поэтому он может служить прекрасным средством для передачи дополнительной информации - и смысловой, и в особенности - эмоциональной. Поэтому наблюдения над ними помогают читателю правильно понять мысль и чувства автора (или его героев). Кроме того, синтаксис текста оказывает непосредственное влияние на эмоции читателя: он может вызвать состояние взволнованности, напряженности или спокойствия, умиротворенности [1].
Слова способны передавать тончайшие оттенки чувства, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей, читателей. Мастерство художника слова заключается в том, что он не просто умело, но и творчески умеет использовать возможности языка. В результате большого опыта создания художественных текстов были выработаны особые синтаксические построения, которые наделены большой экспрессивностью, в частности стилистические фигуры.
Синтаксис художественного текста, в отличие от других уровней, по существу всегда является выразительным. Если в научном или официально-деловом тексте преобладают стандартные синтаксические модели, то в художественном их очень мало. Вся структура текста заслуживает внимание, потому что она подчинена выражению дополнительного смысла - экспрессивной передаче эмоций автора или героев [2].
Как тропы, так и стилистические фигуры традиционно использовались в художественных текстах в качестве средства создания экспрессии с древнейших времён. Мастерство, опыт авторов позволяло отбирать или рекомендовать для употребления те конструкции и приёмы, которые обладают наибольшими возможностями для повышения выразительности речи. В основе этих конструкций лежат объективные факторы, способные указывать воздействие на эмоции читателей.
Любая синтаксическая конструкция, умело и оригинально использованная, может быть средством эмоционально-экспрессивного синтаксиса. Это, однако, не означает, что все единицы грамматического синтаксиса могут рассматриваться как единицы стилистического синтаксиса. Следует различать речевые средства, в которых потенциально заложены экспрессивно-изобразительные средства, и конструкции, которые приобретают экспрессию в контексте. Традиционными единицами такого синтаксиса считались эллипсис, риторический вопрос и другие [3].
Риторический вопрос в отличие от многих стилистических фигур, используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в публицистических текстах, в художественной и научной прозе, в разговорной речи. Богатые возможности для создания экспрессии дает интонация. Всегда выразительны интонационно разнообразные построения. Если не касаться стилистических фигур, то это, прежде всего, восклицательные и вопросительные предложения в своем основном значении. Обычно они передают эмоции героев.
Риторические вопросы являются своего рода нарушением нормы, потому что при употреблении в тексте они теряют первоначальный смысл: вопрос задан не с целью получить ответ, а обращение не адресовано собеседнику. Риторический вопрос - одна из самых распространённых стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально экспрессивных оттенков. Функция риторического вопроса - привлечь внимание, усилить впечатление, повысить эмоциональный тон, создать приподнятость. Ответ в нем уже подсказан, и риторический вопрос только вовлекает читателя в рассуждение или переживание:
...Ц1а харилаб бакун Дагъистаналда
Кибего капурлъи т1аде т1амилин.
Т1ад балагь рещт1аяв, квешав капурчи,
Квершел батулебдай Дагъистаналда?
Иях1 рехулебдай наибзабаца?
... Разведя костер в Дагестане,
Надеясь распространить нечестивость везде.
Чтоб тебя беда постигла, злой безбожник
Найдешь ли власть в Дагестане?
Потеряют ли честь наибы?
(здесь и далее буквальный построчный перевод наш.)
Риторический вопрос соотнесён, как и все тропы, с критерием искренности: внешне это попытка задать, не задав вопроса. Риторический вопрос обычно предлагается именно в качестве вопроса, на который разумный собеседник не бросится отвечать: столь минимальные сведения из области риторики есть у каждого:
а) Хведал босизе рух1 чорхолъ гьеч1ого Гьакица мун арав к1очонищ тараб?
Не имея сил даже для последнего вздоха, Забыл что ли как тебя увозили на арбе?