УДК 7.036.5:747.023.7:748.5(470-321)
Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна
Преподаватель,
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Российская Федерация, Симферополь, e-mail: katrin-bond@list.ru
ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА КИРЕЕВА И ЕГО РОЛЬ В КРЫМСКОМ
ВИТРАЖНОМ ИСКУССТВЕ
Статья посвящена изучению творчества Александра Киреева — одного из самых значимых представителей витражного искусства в Крыму. Рассмотрены особенности сложных тематических поисков и технологических новаций художника. Обусловлена острая необходимость изучения витражного искусства Крыма как одного из видов монументального и декоративного искусства, которое пока не изучено в полной мере.
Ключевые слова: классический витраж, колорит, интерьер, витраж Тиффани, цветовые и композиционные акценты.
Ekaterina S. Kuznetsova-Bondarenko
Lecturer,
Crimean engineering-pedagogical University, Russian Federation, Simferopol
ARTS OF ALEXANDR KIREYEV AND HIS ROLE IN THE CRIMEAN ART
OF STAINED GLASS
Abstract. The article focuses upon researching of Alexander Kireyev's creativity as one of the most significant representatives of the Crimean glass painting School. In this article features of thematic searches and technological innovations are considered. The critical need to study the art of stained glass of Crimea as one of the types of monumental and decorative art that has not yet been fully explored is also justified in this article.
Key words: Crimean art of stained glass, interior, stained glass Tiffany, color and compositional accents.
Для цитирования:
Кузнецова-Бондаренко Е. С. Творчество Александра Киреева и его роль в крымском витражном искусстве // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 33-37.
Витражи, ранее представлявшие собой набор цветных стёкол, нередко служили случайным украшением помещения. С течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного
монументально-декоративного убранства зданий [1, с. 17]. Чтобы стать отличным витражистом необходимо быть первоклассным художником. Именно Художником с большой буквы и является один из самых ярких крымских витражистов Александр Киреев. Родился Александр Николаевич в 1947 году, в городе Винница. В 1973 году окончил Крымское художественное училище им. Самокиша, высшее образование получил в Харьковском художественно-промышленном институте, который закончил в 1978 году. После его окончания занимался монументально-декоративным искусством, а именно витражом, рельефом, росписью и дизайном интерьера. С 2006 года является членом Союза художников Украины, а с 2014 года и России.
С 1980 года А. Н. Киреев начинает активно работать в области художественного витража. Художник использует и технику классического витража и технику витража Тиффани, при этом создав более 100 композиций в авторской технике. Именно витраж занимает особое место в творчестве Александра Киреева. Ассоциативный подход в поиске образа, цветолинейная пластика витражей органично вписываются в среду интерьера, насыщая его полифонией оттенков, подчёркивая стилевые и образные характеристики объекта. Отношение Александра Киреева к витражному искусству можно описать словами Марка Шагала: «Витраж — это прозрачная перегородка
между моим сердцем и сердцевиной мироздания».
Одна из первых крупных работ была создана в 1980 году в учебном корпусе Крымского медицинского института: это многофигурная композиция с элементами геральдики и портретами выдающихся учёных. Пожалуй, самые эффектные витражи художник создал в 1995 году для дегустационного зала НИИ «Магарач» в городе Ялта (рис. 1). Эти витражи сам автор считает одной из лучшей из своих работ1. Орнаментальные и
геральдические композиции в сочетании с декором интерьера органично вписываются в стилистику памятника архитектуры. Сложность данных витражей заключалась в том, что они не должен были ухудшать
Рисунок 1. Витражи в дегустационный зал «Магарач» (г. Ялта) и Национальный банк (г. Симферополь)
1 Интервью автора с А. Киреевым, 2017 год.
светопередачу окон. Так как в этом зале проходила дегустация вина, надо было видеть его истинный цвет. Именно поэтому автор вынес световой акцент наверх, в арку окон. Благодаря такой расстановке цветовых акцентов солнечный свет проникает в помещение в большом количестве. Содержательное наполнение всех витражей — геометризированный орнамент. Композиция симметричная и уравновешенная, цветное стекло удачно сочетается с прозрачным. Несмотря на множество деталей, вся композиция воспринимается целостно. Таким образом, витраж получает особенный образно-художественный строй, демонстрируя красоту стекла. Нет излишней дробности или неорганизованности структуры компонентов. Витраж органично вписывается в интерьер дегустационного зала, придавая ему особую атмосферу.
Витражи в филиале Национального банка города Симферополя (рис. 1.) продемонстрировали, что художнику, их создавшему, по плечу выполнение задач любой сложности. Витражный плафон в актовом зале и витражные композиции в кассовом зале выполнены с высокой степенью мастерства: полотна в стиле модерн органично дополнили архитектурный декор интерьеров исторического здания архитектора Б. Краснова.
Значительные по масштабу витражные работы художника украшают Центр органной музыки в Ливадии города Ялта (рис. 2). Ритм орнаментальных витражных композиций входной двери и окон органного зала придают пространству интерьера монументальность и торжественность. Найденная автором пластика и соразмерность элементов, ритмичность композиционного построения при большой высоте витражей (каждый более 5 м) создают ощущение лёгкости и устремлённости вверх. Работа выполнена в тепло-холодной гамме, где цветовые акценты занимают центральное положение, позволяя прозрачным стёклам пропускать достаточное для освещения интерьера количество света. Данные витражи выполнены в технике клееного витража, на их изготовление масштабная витражная работа автора.
Как говорил А. Ф. Пронин, «в работе над витражом все взаимосвязано... Место расположения витража, его роль в раскрытии образа влияют на
Рисунок 2. Витражи органного зала, Ливадих, г. Ялта
стилистику, масштаб, колорит, выбор темы и сюжета. Важно выбрать такой технический приём, который способствовал бы более полному и разностороннему воплощению идеи и не разрушал бы архитектонической цельности сооружения. Особенно внимательным следует быть в выборе материала...» [2, с. 27]. Работая над проектом диссертационного зала Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Александр Киреев создал комплексное решение объекта: как дизайнер автор планировочное решение интерьера формировал с учётом функциональных и современных технических требований. Именно благодаря тому, что Александр одновременно проектировал интерьер и выполнял витраж, пространство зала предстало весьма стилистично продуманным и гармоничным. Интерьер зала украшает большое количество окон с витражными изображениями. Значительная роль оконных и дверных витражей сказывается в наполнении интерьера определённым эмоциональным настроением (рис.3 и 4).
Рисунок 3 Рисунок 4
Витражи в диссертационном зале Крымского федерального университета
имени В. И. Вернадского
Также нужно отметить, что Александр Киреев делал много частных заказов. Витражные композиции имеют очень высокий уровень исполнения и гармонично вписаны в интерьер. Среди них витраж в бассейн (рис. 5); витраж, выполненный в стиле декоративного пейзажа Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае; потолочные витражи (рис. 6) и много других уникальных и неповторимых работ художника.
Помимо витражей художник достиг высоких результатов в живописи, посещает творческие дачи, где собираются художники со всей страны.
Рисунок 5. Витраж в бассейн Рисунок 6. Потолочный витраж
Анализируя своё творчество Александр Николаевич отмечает, что с годами технические возможности становятся намного обширнее и совершеннее. Появилась возможность закупать и работать с американским стеклом, которое само по себе очень живописное, а в сочетании с разными цветами мы получаем настоящую живопись из стекла. С начала 2000-х годов А. Киреев начинает работать в технике Тиффани, что позволяет создавать более сложные композиционные решения.
В завершении следует отметить, что Александр Киреев на сегодняшний день является одним из выдающихся витражистов Крыма. Витражи автора представлены в известных и значимых архитектурных зданиях Крыма (Органный зал в Ливадии, Национальный Банк и Таврический национальный университет в Симферополе и др.). В витражах Александра Николаевича всё продуманно, начиная от цвета стекла и заканчивая размером каждого сегмента. Важным стало отражение творческого пути этого художника и последующих результатов его деятельности как зрелого мастера и наставника молодого поколения витражистов Крыма.
Литература
1. Галицкий И. История витража // Деко. 2009. № 6. С. 12-17.
2. Тищенко Г. В., Пронин А. Ф. Проектирование современных витражей и технология их изготовления: учеб. пособие. Киев : УМК ВО, 1989. 116 с.
3. Семенюк Р. Творчество Александра Звира: тематические поиски и технологические новации //Народоведческие тетради. 2013. № 4 (112). С. 757761.