Я • 7universum.com
vö^ UNIVERSUM:
/У\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ВИТРАЖЕЙ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ СОБОРЕ Г. СИМФЕРОПОЛЯ
Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна,
магистр, преподаватель КИПУ «Крымский инженерно-педагогический университет »,
РФ, г. Симферополь E-mail: katrin-bond@list.ru
THE STRUCTURAL ANALYSIS OF GLASS PAINTINGS IN THE SACRED TRINITY CATHEDRAL IN SIMFEROPOL
Kuznetsova-Bondarenko Ekaterina
Magister, Lecturer, Crimean Engineering Pedagogical University,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
Произведен структурный анализ витражей в Свято-Троицком соборе в городе Симферополе. Рассмотрено их цветовое и композиционное решение в контексте архитектуры и интерьера. Проанализированы технологические аспекты и концептуальные основы витражей как вида монументально-декоративного искусства.
ABSTRACT
The structural analysis of glass paintings in the Sacred Trinity Cathedral in Simferopol is carried out. Their color and formula in the context of architecture
Кузнецова-Бондаренко Е.С. Структурный анализ витражей в Свято-Троицком Соборе г. Симферополя // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 11 (13) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1735
and interior are considered. Technological aspects and conceptual bases as types of monumental ornamental art are analyzed.
Ключевые слова: витраж и архитектура, монументально-декоративное искусство, композиционно-пластическое решение, орнамент, классический витраж.
Keywords: glass painting and architecture, monumental ornamental art, compositional plastic solution, ornament, classic glass painting.
Витраж занимает особое место в изобразительном искусстве. Его можно отнести как к монументальному, так и к прикладному виду искусства. Он играет большую роль как для архитектуры, так и для интерьера. В зависимости от задумки художника может быть в центре внимания, привлекая к себе все взгляды, а может быть просто дополнением к общей композиции.
Это своеобразная картина, собранная из кусочков разноцветного и прозрачного стекла, которые вместе создают цельную композицию. Специфические средства витража — цвет, колорит и рисунок — служат цели художественного, образного выражения действительности. Всякое произведение монументального искусства, входящее в состав архитектуры, принимает на себя часть её функций. Современный витраж в его лучших проявлениях стремится осознать свои связи с конкретной формой. В первую очередь это означает формирование единой эстетической среды, раскрывающейся в сложном взаимодействии архитектурных и живописных составляющих. Конечно же, качества витража определяются опытностью и профессионализмом художника.
Все сложившиеся архитектурные стили выражают масштабные представления, характерные для данного этапа его развития. Та же логика действует и в монументальном искусстве. Масштабные закономерности витража проявляются в мерности и ритмике композиционного построения сюжета,
соразмерности главных и второстепенных элементов. С другой стороны, витраж может быть настолько активен и самостоятелен, что подчиняет себе или даже изобразительно разрушает архитектурное пространство. В этом случае, как правило, он перекрывает масштаб архитектуры.
Витраж начал свое существование с храмов. Поэтому вполне объяснимо, что из 100 людей, опрошенных в ходе изучения проблемы, 70 ассоциируют витражи именно с церковью. Сначала на витражах отображались религиозные сюжеты и лики святых.
Позже, с развитием искусства, менялась и их композиция. От реалистичных картин рисунок менялся в сторону абстракции и даже геометризированным орнаментам.
Объектом исследования данной статьи является витраж в одном из соборов столицы Крыма. Если Крым интересен для вас морскими курортами, то, скорее всего, вы не удостоите Симферополь своим вниманием и побываете только на вокзале. Но есть в нашем городе уникальный храм Святителя Луки — так обычно называют паломники собор Святой Троицы или Свято-Троицкий монастырь, в котором покоятся мощи святителя Луки. Со всего мира сюда съезжаются люди, чтоб прикоснуться к этому объекту религиозного почитания, ведь и после смерти святой Лука продолжает помогать больным. При огромном стечении народа 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления.
Здание собора, выполненное в классическом стиле, было построено в 1868 году по проекту архитектора И.Ф. Колодина. В плане оно имеет крестообразную форму с возвышающимся посередине восьмигранным световым барабаном, а над левым приделом возведена невысокая колокольня [4].
Сейчас уже с трудом вспоминается былое запустение. Радует взор стройная колокольня, ухоженный церковный двор. Многие прихожане считают,
что сегодняшний храм еще краше, чем был раньше. Фасад храма богато украшен декоративными узорами и мозаичными изображениями, а с наружной стороны здание дополняют тонкие пилястры и капители коринфского ордера, легкая аркатура. Купола и колокольни окрашены в голубой цвет и увенчаны ажурными крестами. Не менее прекрасен собор и внутри: под куполом находится образ Господа, а на парусах — изображения четырех евангелистов. Один из двух приделов собора посвящен святым равноапостольным Константину и Елене, а второй — святителю Николаю Мирликийскому. А в окнах собора вставлены витражи, которые не только украшают, но и наполняют церковь изнутри волшебным сиянием.
Витражи были выполнены не так давно, в середине 90-х годов прошлого столетия, мастерами из Западной Украины. Витражисты этого региона Украины славятся на весь мир своим творчеством, практически в каждой церкви там присутствует произведения декоративного искусства из цветного стекла. «Современное львовское стекло — это искусство ярких творческих личностей, деятельность которых ориентирована на дальнейшее его развитие как концептуального искусства XXI века», — пишет М. Чиж [6].Изучив западно-украинские церковные архитектурные сооружения, ознакомившись с образцами витражей, которые украшают эти храмы и соборы, и проникшись их духом, митрополит Лазарь (на тот момент архиепископ Симферопольский и Крымский) решил заказать витражи в самую уникальную церковь Симферополя, чтоб подчеркнуть ее красоту и великолепие.
Всего в церкви расположено десять оконных витражей. Восемь витражей расположены на нефах храма, два сзади алтаря и еще два внутри церкви перед алтарем. Тематика всех витражей — геометризированный орнамент.
Что собой представляет геометризированный орнамент? Это комбинация изображения геометрических фигур, в нашем случае преобладают треугольники разных размеров, лишенные конкретного повествовательного сюжета. Отказ
от сюжетной основы не случаен, это позволяет акцентировать внимание прихожанина на внутреннем убранстве церкви. То есть к основной цели его прихода в церковь.
Проанализируем композицию витража.
Если провести диагонали, мы видим, что композиционный центр находится выше середины окна. Это сделано не случайно, таким образом художник хотел визуально еще больше вытянуть церковные окна, придать им монументальную торжественность. Композиция витража симметричная, закрытая, уравновешенная. Мы проводим вертикальную ось посередине работы и видим точное повторение рисунка в зеркальном отражении.
Рисунок 1. Витраж
Разобрав каждую отдельную часть витража (рис. 1), получим геометрические фигуры, в основном треугольники, которые создают вертикальный ритм и гармонично объединены в орнаментальную ленту, повторяющую форму окна. Центр композиции — стилизованный цветок, составленный из треугольников и вписанный в круг. В одном оконном витраже приблизительно 400 фрагментов, скрепленных с помощью свинцового профиля и спаянных между собой. Все они выполнены в классическом стиле. Цветное брянское стекло удачно сочетается с прозрачным.
При множестве деталей, вся композиция держится целостно. Хорошо прочитывается композиционный центр. В основе лежит геометрия круга, его правильное и симметричное деление на части, с помощью которых создается рисунок стилизованного цветка.
Витражу присуща холодная гамма. Нужно сказать, что цветным является только орнамент и центральный элемент, остальной витраж прозрачный, выполненный из фактурного стекла. Благодаря такой расстановке цветовых акцентов, солнечный свет проникает в помещение в большом количестве. Тепло— холодность прослеживается только в центре композиции. Цвета, в которых выполнен орнамент, синий, красный, изумрудный и голубой. Чтоб добиться большего внимания на композиционный центр, художник окружил его теплым охристым контуром, который больше нигде не повторяется. Получился эффект цветового контраста — холодный центр на теплом фоне.
Такая цветовая гамма витража выбрана неслучайно, она удачно сочетается и перекликается с внутренним убранством церкви, при этом не мешая его расписным стенам. Красный красиво перекликается с лампадками аналогичного цвета, а синий и голубой — с надписями на стенах.
В двух окнах, которые находятся возле иконостаса, перед алтарем композиция витража отличается от остальных окон, центральным элементом является не стилизованный цветок, а лик Божьей Матери, закомпанованной в круг.
К сожалению, за этими двумя витражами находиться стена. Подсветки сзади нет, рисунок практически не прочитывается. Эти витражи смотрятся темным пятном, на фоне темной стены. Непонятно, зачем вообще они там вмонтированы. Возможно, витражи должны были подсвечиваться, но что-то помешало реализовать это.
Рисунок орнамента и цветовое решение повторяется на всех 10 оконных витражах, таким образом объединяя их между собой композиционно. Целостность композиционных решений, четко продуманная система цветовых заполнений площади окна, которые удачно гармонируют друг с другом, монументальность и статичность изображения — все это присутствует в витражах. В композиции присутствует строгая логика и гармония, основанная на равновесии цветовых сочетаний. Характерно точное соотношение пустого и заполненного декором пространства. Сводя к минимуму технологические возможности обогащения поверхности стекла, витражи проектируются таким образом, чтоб максимально проявить характеристики стекла как материала, а именно: особенным образом сочетаются полупрозрачные и прозрачные фрагменты, умело используется тональность, присутствуют цветовые нюансные оттенки и удачно расставлены цветовые и тональные акценты. Таким образом, витраж получает особенный образно-художественный строй, демонстрируется красота стекла. Нет лишней дробности или неорганизованности композиции. Витраж органично вписывается в интерьер, выигрышно сочетаясь с росписью на стенах, иконописью и резьбой. Образ Божьей Матери подобен изображению на иконах.
Непременно следует упомянуть о витражах, которые расположены друг против друга внутри церкви, наверху церковных лавок. Их рисунок составлен таким образом, что ленточный орнамент плавно переходит книзу в арки, за стеклом которых очень гармонично смотрятся иконы, выставленные на продажу. И если в оконных проемах мы можем наблюдать геометризованный орнамент, то здесь линии плавные, волнообразные. Преобладающий цвет — охра,
которая перекликается с деревянной церковной лестницей, также присутствует изумрудный цвет, использующийся в композиции для акцента.
Все витражи выполнены классическим способом. Они изготавливаются вручную, при этом стеклянные элементы рисунка соединяются между собой с помощью профиля. Производство витражей классическим способом происходит в несколько этапов. После создания рисунка мастера выкладывают по нему соответствующий рисунок из свинца. В свинцовый профиль вставляются элементы из цветного стекла, а места стыков профиля спаиваются. После этого наносят свинец с обратной стороны. Классический витраж со временем не деформируется, благодаря чему его спокойно используют для заполнения больших проемов.
Так в чем же секрет витражей в соборе Святой Троицы? Простое цветное стекло в сочетании с солнечным светом становится сказочным и по-настоящему волшебным. А так как все витражи выполнены талантливыми художниками, правильно подобраны по цвету, композиции и рисунку, гармонично вписываются в интерьер и экстерьер, то они еще больше подчеркивают всю красоту и величие собора. Витражи воспринимаются как уникальные монументально-декоративные работы. Их суть заключается в пластическом обогащении пространственной среды храма, использовании внешнего света как символа одухотворенной силы, призывающей успокаивать и очищать человека.
Список литературы:
1. Гах И.С. Галицкие витражи конца XIX — начала XX ст: из истории проектирования и изготовления // Народное творчество и этнография. — 1996. — № 4. — С. 52—62.
2. Гах И.С. Храмовый витраж Галичины конца Х1Х — начала ХХ ст.: западноевропейский контекст (становление, художественные особенности, проблемы реставрации) : дис. ... канд. искусств. — Львов, 2006. — 156 с.
3. Паранюшкин Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. — Ростов н/Д., 2005. — 79 с.
4. Святыни. Симферополь // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.palomnik.crimea.com/o_pilgrimage01.htm (дата обращения 10.11.2014).
5. Чернихов Я. Орнамент. Композиционно-классическое построение. — М., 2007. — 200 с.
6. Чиж М. Львовское авторское стекло в контексте развития львовской школы художественного стекла (1980—2000) // Народознательные тетради. — 2001. — № 2. — С. 340—347.