5. Еврипид. Трагедии. Т. 1. Москва : Художественная литература, 1969. 638 с. (Библиотека античной литературы. Греция).
6. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.
7. Николаев М. Е. О духовности, культуре и будущем России // Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии : [сборник] / М-во культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия), Нац. книжное изд-во «Бичик» Респ. Саха (Якутия) им. С. А. Новгородова ; [сост.: Л. Н. Иванова, Э. Т. Пономарев]. Якутск : Бичик, 2011.
8. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие для вузов культуры и искусств. 2-е изд. Москва : МГУКИ, 2003. 298 с.
9. Яковлев Е. Г. Эстетика : учебное пособие для вузов. Москва : Гардарики, 2004. 464 с.
References
1. Aristotel' [Aristotle]. Ritorika. Poetika [Rhetoric. Poetics]. Moscow, Labirint Press publishers, 2005. 253 p.
2. Baklanova Т. I., etc. Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura [Folk art culture]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2000.
3. Blokh O. A. Spiritual and creative potential of the person as a phenomenon of artistic culture. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2002 (in Russian).
4. Borisov A. S. Arkticheskoe izmerenie regional'noi kul'turnoi politiki Respubliki Sakha (Yakutiya )[Arctic dimension of regional cultural policy of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Culture of the Arctic. Collective monograph. Yakutsk, 2014. Pp. 210—217.
5. Evripid [ Euripides]. Tragedii. Tom 1. [Tragedies. Vol. 1]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1969. 638 p.
6. Zharkov A. D. Theory, technique and organization of welfare activity. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p. (in Russian)
7. Nikolaev M. E. About spirituality, culture and the future of Russia. The Spiritual potential of the society in the innovative development of Yakutia. Yakutsk, Bichik Publ., 2011 (in Russian).
8. Strel'tsov Yu. A. Kul'turologiya dosuga [Leisure cultural science]. 2nd edition. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2003. 298 p.
9. Yakovlev E. G. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Gardariki Publ., 2004. 464 p.
СУ/СВОРЧЕСКОЕ РАЗБИТИЕ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
УДК 37.036
О. Н. Лобанова
Московский государственный институт культуры
Б статье анализируется проблема художественно-творческого развития детей в коллективе, определяющего динамику и вектор художественно-педагогической работы. Рассматривается специфика детского художественного творчества в коллективе. Используется комплексная педагогическая модель, предусматривающая переход от одной модальности искусства к другой. Подобная организация художественно-творческого развития детей, базирующаяся на синтезе искусств, классифицируется как оптимизационная. Подчёркивается, что недостаточно развитая художественная память, ограниченные временные рамки детского внимания, малый слуховой опыт, отсутствие аналитического мышления, слабая практика осмысленных действий-движений детей требуют индивидуального подхода и творческого решения технических и художественных задач в области детского коллективного художественного творчества. Ключевые слова: художественно-творческое развитие детей, педагогические подходы, внимание, память, слуховой опыт, синтез искусств.
ЛОБАНОБА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности 160 факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
LOBANOVA OKSANA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Лобанова О. Н., 2015
^ Социально-культурная деятельность
O.N. Lobanova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE ART GROUP
In article the problem of art and creative development of children in collective which defines dynamics and a vector of art and pedagogical work is analyzed. Specifics of children's art creativity in collective are considered. The complex pedagogical model providing transition from one modality of art to another is used. The similar organization of art and creative development of children which is based on synthesis of arts is classified as optimizing. It is emphasized that not rather developed art memory, limited time frames of children's attention, small acoustical experience, absence of analytical thinking, weak practice of intelligent actions movements of children demand an individual approach and the creative solution of technical and art tasks in the field of children's collective art creativity. Keywords: art and creative development of children, pedagogical approaches, attention, memory, acoustical experience, synthesis of arts.
Процесс развития творческого сознания детей с самого рождения требует пристального внимания со стороны педагогов, погружающих их в мир художественного откровения. Ассоциативное, наглядно-образное мышление представляет собой своеобразный тезаурус, обеспечивающий вхождение малышей в художественно-творческое пространство.
Деятельный аспект рассматриваемой проблемы предъявляет особые требования к художественно-педагогическому процессу. В рамках подобного процесса сегодня в достаточной степени актуализируются принципы здоровьесохранной педагогики и приро-досообразности. Гармоничное, комплексное художественно-творческое развитие ребёнка может стать своеобразным островом творческой свободы, что поможет бороться с болезнями XXI века (депрессиями, психозами, неврозами, гиперактивностью, суицидами и др.), и одновременно с этим — воспитывающей, обучающей средой, если процессы детского восприятия, воображения и торможения будут «оптимизированы» гармонией и красотой художественно-творческого процесса, который системно-последовательно наполняется интересным и содержательным материалом. Учёт задатков, темперамента и характера детей позволит создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие их творческое развитие в художественном коллективе, а реализация педагогической формулы:
интересно — наглядно — доступно — понятно — включено — деятельно = творчество, организует оптимальную художественно-творческую среду. Например, В. И. Немирович-Данченко так определял задачи и роль режиссёра: «Режиссёр — существо трёхликое:
1. Режиссёр-толкователь; он же — показывающий, как играть, так что его можно назвать режиссёром-актёром или режиссёром-педагогом.
2. Режиссёр-зеркало, отражающий свои индивидуальные качества актёра.
3. Режиссёр — организатор всего спектакля» [4, с. 128].
Не случайно В. И. Немирович-Данченко ставит режиссёра-педагога и режиссёра как олицетворение творческой личности актёра на первое место. Данная художественно-творческая позиция актуализируется и в пространстве детского художественного творчества, в котором педагогика не только следует специфики художественного процесса, но и «приглашает», «увлекает», «радует» и наполняет новым художественно-образным содержанием сознание малышей.
Художественно-педагогическая работа в детском художественном коллективе имеет свою специфику. Чтобы не готовить «послушных роботов», лишённых чувственного восприятия, необходимо постепенно, в минимизированном режиме, погружать в творчество маленьких актёров, музыкантов, художни-
ков, танцоров и т.д. Такая работа требует пристального внимания, индивидуального подхода, деликатности и отзывчивости, симпатии и эмпатии со стороны педагога, художественного руководителя по отношению к участникам художественного коллектива. Без творческого откровения процесс освоения эстетического пространства невозможен. «художественно-творческое развитие начинается там, где пробивается источник творческого вдохновения, там, где начинается поиск средств художественной выразительности, там, где происходит настоящее серьёзное знакомство с содержательной музыкой, театром, живописью» [7, с. 255].
Для активизации формирования сознания в детских художественных коллективах методологическое значение приобретает следующая общепедагогическая формула: чувствовать — мыслить — действовать — мыслить — чувствовать.
Для ребёнка очень важен эмоциональный отклик на музыку, театральное действо, картину, их художественно-образное воздействие в целом. Сопереживание художественному образу (эмпатия) — начальный этап познания эстетической действительности.
Каковы же особенности, например, музыки для детей? Что отличает музыку для детей от музыки, предназначенной для взрослых? Отличия лежат как в сфере образного содержания, так и в сфере художественной формы. Детям близки образы, связанные с их интересами, их бытом. Игры и игрушки, сказочные и историко-героические персонажи, события, по-детски воспринимаемые образы явлений природы, животных — таковы типичные «объекты отражения» в музыке для детей. поэтому в детском музыкальном исполнительстве так популярна, например, сюитная форма, «помогающая» детям, постепенно слагая каждую часть как единично конкретное, получить в результате целостный образ. учащиеся строят город из кубиков, складывают мозаичный рисунок, собирают пазлы, исполняют на музыкальных инструментах «Детскую сюиту» — всё это виды художественно-
творческой деятельности, которые активизируют сукцессивный (детально-развёрнутый) и симультанный (обобщённо-целостный) виды восприятия. Этими видами восприятия ребёнок, как правило, не владеет в детерми-национном режиме в силу своих возрастных, психологических особенностей. постижение симультанного образа — перспектива музыкально-эстетического, художественно-творческого развития детей в целом.
«особенностью сукцессивных образов является конкретно-чувственный способ их существования, фиксируемый внутренним слухом музыканта. такой образ предстаёт как идеальная модель актуально представленного музыкального звучания, разворачиваемая в сознании музыканта синхронно с музыкальным произведением.
В ходе этого процесса может возникнуть ситуация, при которой исполнитель, поглощённый "отслеживанием", оказывается не в состоянии выявить главное — художественную идею произведения.
способность к обобщению и формированию "сжатого" во времени симультанного музыкального образа относится к числу важнейших профессиональных качеств музыканта» [6, с. 70].
симультанный и сукцессивный образы не существуют изолированно друг от друга. они взаимодействуют друг с другом и составляют неразрывное целое. Детское эстетическое сознание требует тренировки перехода от одного вида художественно-образного восприятия к другому.
Исследуя психологические закономерности процессов данного типа, Б. Г. Ананьев отмечал, что любые новые сигналы и впечатления о них объединяются с большим количеством ассоциаций, накапливаемых в процессе субъективного жизненного опыта на основе вторичных (мысленных) зрительных образов [1].
особая воспитывающая среда возникает в процессе театрализованного действа, которое, с одной стороны, художественно самодостаточно, а с другой — несёт в себе комплекс переходов из одной модальности искус-
^ социально-культурная деятельность
ства в другую, что позволяет в гармоничном режиме осуществлять «тренировку» детской творческой природы.
Закономерности такого же порядка лежат в основе формирования художественного образа. Для его возникновения и стабилизации требуется накопление множества конкретно-чувственных впечатлений. Подобным множеством впечатлений ребёнок не обладает в силу ограниченности своего жизненного опыта. Поэтому в художественно-творческом развитии детей целесообразно использовать ассоциативное мышление, которое связано с их образом жизни — игрой, детской фантазией (сказочными персонажами, романтическими героями) и т.д. Осуществлению подобной педагогической модели может способствовать использование произведений, написанных для детей. Например, «Простая соната» Моцарта, «Юношеский альбом» Шумана, «Детский альбом» Чайковского и др. Такие композиторы, как Барток и Кодай, Хиндемит и Орф, Стравинский и Гречанинов, Кабалевский и Прокофьев, Шостакович и Щедрин, внесли весомый вклад в формирование репертуарного наследия для детей.
Есть специфика и в художественной форме детской музыки, детского театра, детского рисунка — в языке, построении. Однако эта специфика не столь ярко выражена, сколь это иногда кажется на первый взгляд. Есть объективные ограничения, определяемые особенностями детского возраста. Предназначенные для детей произведения не могут быть слишком продолжительными. Детского внимания не хватит, чтобы непрерывно следить за ходом художественного развития, а аналитических и синтезирующих способностей не хватит, чтобы «собрать», например, все произведения в единое целое, без чего нет полноценного восприятия.
Существует отчётливо выраженная тенденция говорить с детьми на языке, словно
именно для них и созданном: с давно знакомыми «гладкими» мелодическими оборотами, с упрощёнными интонационными оборотами, с «правильной» элементарной гармонией, ничем не нарушаемой квадратностью в структуре и т.д. Б основном такое упрощение является шагом назад. Такой подход может сформировать стереотипность мышления, спровоцировать трафаретность — застойность в развитии эмоционально-чувственной и наглядно-образной стороны мышления участников детских художественных коллективов.
Между тем недостаточно развитая художественная память, ограниченные временные рамки детского внимания, малый слуховой опыт, отсутствие аналитического мышления, слабая практика осмысленных действий-движений — всё это требует от педагогов не шаблонно-стереотипных педагогических подходов в отношении начинающих участников художественных коллективов, а индивидуального подхода, творческого решения технических и художественных задач в области детского коллективного художественного творчества.
«Учёные отмечают, что опыт творческой деятельности можно приобрести в процессе реального поиска решения новых проблем, в котором требуются осуществление переноса, комбинация, преобразование способов деятельности, умение видеть проблему и т.д. Такая деятельность всегда индивидуальна, поскольку индивидуальный опыт всегда специфичен в соответствии со своеобразием личности» [3, с. 88].
Одно из замечательных свойств искусства состоит в постоянном обновлении средств выражения, непрерывной эволюции языка. Если мы хотим воспитать гармоничную, эстетически наполненную личность, способную к полноценному общению с художественными ценностями, в том числе и современными, работу по творческому развитию ребёнка надо начинать с самых малых лет.
Примечания
1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1961. 156 с.
2. Блох О. А. Педагогика и психология музыкального творчества : учебное пособие для вузов. Москва : МГУКИ, 2014.
3. Кузнецов В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях : учебник для вузов культуры и искусств. Москва : Музыка, 2000.
4. Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. Москва : Художественная литература, 1938.
5. Психология процессов художественного творчества : сборник статей / отв. ред. Б. С. Мейлах. Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. 285 с.
6. Цагарелли Ю. А. Диагностика музыкального воображения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4 / сост. и отв. ред. В. М. Цеханский ; Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск : НГК, 1986. 152 с.
7. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Tomus III. Budapest: Akademia Kiado, 1962.
References
1. Ananyev B. G. Teoriya oshchushchenii [The theory of sensations]. Leningrad, Publishing house of Leningrad State University, 1961. 156 p.
2. Blokh O. A. Pedagogika i psikhologiya muzykal'nogo tvorchestva [Pedagogy and psychology of musical creativity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014.
3. Kuznetsov V. G. Teoriya i metodika uchebno-tvorcheskogo processa v lyubitel'skikh estradnykh orkestrakh i ansamblyakh [Theory and methods of teaching and the creative process in amateur orchestras and ensembles of pop]. Moscow, Music Publ., 2000.
4. Nemirovich-Danchenko V. I. Iz proshlogo [From the past]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1938.
5. Meylakh B. S., ed. Psikhologiya protsessov khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology processes of artistic creation]. Leningrad, Nauka Publ., 1980.
6. Tsagarelli Yu. A. Diagnostika muzykal'nogo voobrazheniya [Diagnosis of musical imagination]. Psihologicheskie i pedagogicheskie problemy muzykal'nogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical problems of music education]. Novosibirsk, Publishing house of Novosibirsk State Conservatory named after Glinka, 1986. 152 p.
7. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Tomus III. Budapest: Akademia Kiado, 1962.
СУСРОБАЕМА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ВОСПИТАНИИ МОРААЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ШКОА ИСКУССТВ УДК 37.034:793 О. Н. Поселкина
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается проблема обоснования компетентностного подхода к организации педагогического процесса в детских школах искусств. Актуализируется вопрос интеграции процессов обучения и воспитания на хореографических отделениях ДШИ. Акцентируется внимание на интенсивном развитии учащегося, формировании компетентной, конкурентоспособной, нравственной личности при условии усиления воспитывающей функции специальных хореографических дисциплин. Обращается внимание на необходимость создания условий в процессе обучения для мотивирования ценностно-смысловой сферы личности, опираясь на парадигму воспитывающего обучения. Компетентностный подход в сфере хореографического образования рассматривается как средство формирования компетенций, необходимых для активной творческой деятельности личности как в сфере хореографического искусства, так и в широкой социальной сфере.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, нравственное воспитание, специальные хореографические дисциплины.
ПОСЕЛКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры теории и истории народной художественной 164 культуры факультета СКД Московского государственного института культуры
POSELKINA OL'GA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Поселкина О. Н., 2015