Научная статья на тему 'Проблема организации морально-нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе хореографических отделений детских школ искусств'

Проблема организации морально-нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе хореографических отделений детских школ искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / MORAL EDUCATION / SPIRITUALITY / SPECIAL DANCE DISCIPLINE / CHILDREN''S ART SCHOOLS / BRINGING UP TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселкина Ольга Николаевна

В статье актуализируются проблемы морально-нравственного воспитания учащихся хореографических отделений детских школ искусств, возникающие в результате тотальной глобализации и информатизации российского общества. Анализируется значение хореографической педагогики, способной влиять на развитие и формирование личности учащегося хореографических отделений детских школ искусств. В частности, рассматривается роль специальных хореографических дисциплин в формировании мировоззренческой позиции обучаемого. В статье указано, что преподавание специальных хореографических дисциплин должно быть обогащено технологией морально-нравственного воспитания. Подчёркивается важность обеспечения целостного педагогического процесса, выражающегося в единстве обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE ORGANIZATIONOF MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE CHOREOGRAPHY DEPARTMENT OF CHILDREN''S ART SCHOOLS

The article updated the problems of moral education students in the departments of children's art schools, regarding the dominance of globalization, Informatization of the Russian society. Analyzes the role of choreographic pedagogy, able to influence the development and formation of personality of a student choreographic departments of children's schools of arts. In particular, it examines the role of special dance disciplines in shaping the worldview of the learner. The article stated that teaching specific dance disciplines should be enriched with technology moral education. Stresses the importance of providing a holistic educational process, expressed in the unity of training and education.

Текст научной работы на тему «Проблема организации морально-нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе хореографических отделений детских школ искусств»

тальной и в контрольной группах), имели сходные данные: на начало эксперимента у большинства подростков были отмечены в основном низкие и средние показатели в отношении сформированности нравственно-этических качеств.

Решение проблемы, на наш взгляд, может оказаться возможным на основе проведения целенаправленной педагогической работы по формированию нравственно-этических качеств подростков с использованием потенциала социально-культурной деятельности.

Примечания

1. Выготский А. с. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. Москва : Изд-во Академии педагогических наук, 1960. 500 с.

2. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. 3-е изд., доп. и перераб. Москва : Молодая гвардия, 1988. 269,[2] с.

3. Соколов Э. В. Свободное время, досуг и культура общения / под ред. В. Т. Жолдуева. Ленинград, 1983. С. 182—206.

References

1. Vygotskiy L. S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy. Iz neopublikovannykh trudov [Development of the highest mental functions. From unpublished works]. Moscow, Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 1960. 500 p.

2. Guseynov A. A. Zolotoe pravilo nravstvennosti [Golden rule of moral]. 3nd edition. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1988. 269 p.

3. Sokolov E. V. Svobodnoe vremia, dosug i kul'tura obshcheniia [Free time, leisure and culture]. Leningrad, 1983, pp. 182—206.

Проблема организации морально-нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе хореографических отделений детских школ искусств

УДК 37.034:793 О. Н. поселкина

Московский государственный институт культуры

В статье актуализируются проблемы морально-нравственного воспитания учащихся хореографических отделений детских школ искусств, возникающие в результате тотальной глобализации и информатизации российского общества. Анализируется значение хореографической педагогики, способной влиять на развитие и формирование личности учащегося хореографических отделений детских школ искусств. В частности, рассматривается роль специальных хореографических дисциплин в формировании мировоззренческой позиции обучаемого. в статье указано, что преподавание специальных хореографических дисциплин должно быть обогащено технологией морально-нравственного воспитания. Подчёркивается важность обеспечения целостного педагогического процесса, выражающегося в единстве обучения и воспитания. Ключевые слова: морально-нравственное воспитание, духовность, специальные хореографические дисциплины, детские школы искусств, воспитывающее обучение.

ПОСЕЛКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры 175

POSELKINA OL'GA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: olga09021967@mail.ru © Поселкина О. Н., 2015

O. N. Poselkina

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE CHOREOGRAPHY DEPARTMENT OF CHILDREN'S ART SCHOOLS

The article updated the problems of moral education students in the departments of children's art schools, regarding the dominance of globalization, Informatization of the Russian society. Analyzes the role of choreographic pedagogy, able to influence the development and formation of personality of a student choreographic departments of children's schools of arts. In particular, it examines the role of special dance disciplines in shaping the worldview of the learner. The article stated that teaching specific dance disciplines should be enriched with technology moral education. Stresses the importance of providing a holistic educational process, expressed in the unity of training and education. Keywords: moral education, spirituality, special dance discipline, children's art schools, bringing up training.

Под воздействием доминирующих цивилиза-ционных процессов (глобализация, информатизация) российскому обществу всё тяжелее отстаивать собственную духовную и культурную самобытность, выступать носителем традиционных ценностей добра, милосердия, сострадания, духовности. Насаждение средствами массовой информации псевдокультуры приводит к потере идейных и культурных ориентиров, духовных ценностей, что оказывает негативное влияние на моральный облик подрастающего поколения, формируя нравственный пессимизм и апатию. Поэтому сохранение и преумножение национальных духовных ценностей и, тем самым, обеспечение духовной безопасности определяются в качестве одного из государственных приоритетов. Критериями такой безопасности являются состояние защищённости общественного сознания от внутреннего и внешнего деструктивного влияния; способность к своевременному выявлению и отражению рисков и угроз в области искусства, культуры и образования; позитивная творческая активность подрастающего поколения.

Вследствие этого концепции модернизации современного образования ориентированы на усиление духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения; на формирование личности, для которой нормы, правила и требования общественной

морали, а также соответствующие глубоко осмысленные взгляды и убеждения выступали бы в качестве образца и основы поведения.

В частности, в настоящее время особое внимание уделяется организации всестороннего и непрерывного развития творческого и духовно-нравственного потенциала человека средствами искусства. Особое место здесь занимает хореографическая педагогика, так как хореографическое воспитание — в его широком понимании — не может быть ограничено только овладением учащимися системой хореографических знаний, умений и навыков, а также опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Воспитательные возможности специальных дисциплин хореографических отделений детских школ искусств достаточно велики и позволяют сформировать мировоззренческую позицию обучаемого, понимание назначения человека и смысла жизни, эстетического и нравственного идеала его жизни. По мнению Л. П. Илларионовой, основу воспитания в наше время должны составлять духовные нормы и традиции русской хореографии, умножающие и оттеняющие богатство отечественной культуры. За многие века своего существования отечественная художественная культура накопила колоссальный духовно-нравственный и этический потенциал [3].

Изучая специальные хореографические

дисциплины, учащиеся получают представление не только о теории, технике и технологии хореографического искусства, но и о нравственных и духовных качествах, присущих исполнителям. Различные направления учебно-плановой и внеурочной работы по изучению хореографического искусства, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности воспитанника, поскольку в этом случае духовное развитие учащегося хореографических отделений детских школ искусств стимулируется важнейшими источниками: творческой деятельностью, искусством.

В этом контексте особую актуальность и научную значимость приобретает выявление ценностных мировоззренческих оснований воспитания средствами хореографического искусства и, соответственно, обновление воспитательных технологий, применяемых на хореографических отделениях детских школ искусств, конкретизация механизмов использования образовательного и воспитательного потенциала специальных дисциплин в духовно-нравственном воспитании учащегося хореографических отделений детских школ искусств.

Мы исходим из аксиологического, личност-но-ориентированного и культурологического подходов и рассматриваем процесс морально-нравственного воспитания, во-первых, как формирование самосознания, способствующего саморазвитию личности в целом, её самоактуализации, самоопределению и самореализации на основе традиционных ценностей отечественной и зарубежной культуры, а также духовно-нравственного потенциала и наследия российской хореографической школы, а во-вторых, как процесс обретения личностью духовно-нравственных качеств, охватывающих мотивационно-ценностную, когнитивную и поведенческую сферы. результатом этого процесса становится формирующаяся морально-нравственная воспитанность как интегральное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, природе, родине, близким.

Морально-нравственное становление личности может быть позиционировано как результат интериоризации ценностей в культурном социогенезе личности на основе осуществления ею ценностно-ориентирующей хореографической деятельности. Духовное развитие, морально-нравственное становление превращаются в особое средство самоорганизации психических процессов и особой внутренней работы, необходимой для продуктивной и плодотворной деятельности.

При этом морально-нравственную воспитанность можно рассматривать как интегральную характеристику ценностно-смысловой сферы личности, означающую приоритетность духовных ценностей, отмеченных нравственной доминантой и отражающихся в стремлении личности к самосовершенствованию на основе углубляющегося самосознания, ориентации на высшие ценности человеческого бытия (любовь, добро, истину, красоту) в их национально-культурном выражении.

Морально-нравственный потенциал учащегося-хореографа представляет собой совокупность внутренних возможностей и средств достижения личностью таких состояний, которые гармонизируют отношения учащегося с окружающей действительностью, определяют интегральное проявление нравственной и духовной составляющих его жизнедеятельности и социализации.

Показателями морально-нравственной воспитанности являются инициативность, выраженное желание участвовать в различных видах художественной деятельности, многообразие и качество творческих продуктов (исполнительское творчество, активное создание пластических этюдов, инсценировок и пр.), развитие общей духовной культуры (повышение интереса к наследию отечественной хореографической культуры, художественным произведениям нравственного содержания, расширение кругозора и знаний по истории отечественных и зарубежных искусств и культуры; умение дать содержательную и эмоциональную оценку художественному произведению), повышение успеваемо-

сти и позитивное отношение к специальным предметам хореографических отделений детских школ искусств, развитие эмоционально-образной сферы, желание и способность анализировать с нравственной точки зрения хореографические образы и поступки героев, развитие художественных и творческих способностей, связанных с выполнением различных творческих заданий по хореографии, развитие коммуникативных навыков и самостоятельности [2].

Преподавание специальных хореографических дисциплин должно быть обогащено технологией морально-нравственного воспитания, носящей комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной хореографической деятельности), интегрированный (общность целей, содержательных направлений) и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость дисциплин) характер, а сам педагогический процесс требует создания особой педагогической среды образовательного учреждения и реализации особых педагогических условий.

В частности, наиболее перспективным является духовно-нравственное воспитание личности учащегося детской школы искусств через обращение к традициям национальной хореографической культуры и народному искусству, через создание социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные духовно-культурные ценности. Родная культура становится не просто «компонентом», а приоритетом, базисом, на котором вырастают знания и представления, необходимые для овладения специальными хореографическими умениями и навыками, для формирования духовно-нравственных ценностей, когда проблемы самоопределения, самореализации, самосовершенствования, поиск идеала, потребность в творческом выражении, в осознанном отношении к миру выступают основными жизненными потребностями [1].

В образовательном процессе хореографических отделений детских школ искусств морально-нравственное становление личности проходит наиболее успешно при соблюде-

нии следующих условий: становление личности выступает доминантой и ориентиром современного хореографического образования; в творческой деятельности находит выражение личная позиция учащегося, осуществляется переход от стихийного стремления к идеалам и сознательному поведению; целенаправленно осуществляется личностно значимое восхождение ученика к художественно-творческому, непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Важным условием формирования ценностных ориентаций учащихся на специальных хореографических дисциплинах детских школ искусств является не только обеспечение учащихся определёнными знаниями (о добре, зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.п.), но и введение их в определённые нравственные ситуации, в которых эти знания проявляются.

Здесь обязательным компонентом в работе по морально-нравственному воспитанию личности учащегося является привлечение родителей, что позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично за счёт включения учащегося в круг определённых нравственных ценностей и идеалов.

Воспитательные возможности специальных хореографических дисциплин увеличиваются с развитием реального жизненного, духовно-нравственного опыта учащихся посредством обработки новой информации, творчества, исследовательской и проектной деятельности на материале хореографии.

В процессе развития отношений с окружающим миром (разновозрастные хореографические исполнительские коллективы, концертные выступления, благотворительные акции, участие в реализации творческих проектов) проявляется многообразие чувств и суждений учащихся, расширяется круг их общения с другими людьми, с миром искусства.

Воспитание морально-нравственных ценностей позволяет своевременно координировать приобщение обучаемых к жизненным ценностям, стимулируя их на изучение своих индивидуальных творческих особенно-

стей и возможностей, на анализ произведений хореографического искусства, отражающих всё многообразие отношений людей, в которых проявляется нравственность поступков и богатство духовного мира персонажей. В процессе восприятия хореографического произведения воспитанник усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в истинности тех или иных нравственных ориентаций, получает опыт нравственной оценки. Такое воздействие происходит лишь тогда, когда учащийся ориентируется на концепцию мира и человека, провозглашённую балетмейстером, видя её конкретное воплощение в художественном произведении, то есть когда происходит освоение и осмысление результатов постановочного и исполнительского хореографического творчества.

Систематическое пополнение в ходе занятий на специальных хореографических дисциплинах информационной базы учащихся о себе и о фактах, событиях, поступках, связанных с понятиями морали и нравственности, стимулирует изменения мотивационно-потребностной сферы личности. содержание морально-нравственного воспитания в процессе изучения специальных хореографических дисциплин ориентировано на процесс саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), а также на оптимизацию эмоциональной и духовно-нравственной сферы личности (формирование синтеза эстетических и нравственных отношений) [4].

Морально-нравственное воспитание учащихся хореографических отделений детских школ искусств также требует учёта социокультурных условий, социальной и творческой активности учащихся, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения учащихся в художественно-творческую деятельность, имеющую культурную и нравственную ценность. А развитие эмоционально-образной сферы учащихся хореографических отделений детских школ искусств становится более эффек-

тивным за счёт включения их в разнообразную практическую деятельность.

одно из наиболее перспективных направлений решения этой задачи — «погружение в хореографическую культуру», которое понимается как построение единой системы творческой деятельности на основе гуманистически значимого содержания образования и эмоционально-образного способа его освоения.

Таким образом, важнейшими педагогическими условиями эффективного морально-нравственного воспитания учащихся хореографических отделений детских школ искусств, на наш взгляд, являются:

• опора на ценностный потенциал содержания образования (специальных хореографических дисциплин);

• сочетание традиционных и инновационных форм обучения позиционирование преподавания специальных хореографических дисциплин как предметов, формирующих морально-нравственную, духовную сферу человека;

• интеграция учебных и внеучебных форм творческой деятельности, (экскурсии, тематические вечера, концертные выступления, встречи с мастерами искусств, посещение концертов хореографических коллективов);

• учёт особенностей социокультурного окружения детской школы искусств для построения социально значимой, инициативной, благотворительной и просветительной деятельности воспитанников[5].

Тем самым становление морально-нравственных ориентаций личности предполагает усвоение духовных ценностей и идеалов через их переживание детьми в общении и совместной творческой деятельности с педагогом. Важнейшим направлением также становится педагогически направленное стимулирование ценностно-ориентирующей деятельности учащегося: нравственные поиск, оценка, выбор, проекция ценностей в поведение, коммуникационные процессы и художественное творчество.

Поэтому важно обеспечить целостный пе-

дагогический процесс, который выражается в единстве обучения и воспитания, опирается на особую воспитательную среду конкретного учреждения дополнительного образования. Указанный педагогический процесс предполагает реализацию принципов воспитывающего обучения, учёт этнокультурной направленности образовательно-воспитательного

процесса, сочетание гуманистического универсализма и индивидуализации воспитания; творческую морально-нравственную идеализацию разноплановых коммуникаций; единство образовательно-воспитательной среды и её переживания; опору на актуальные художественно-творческие интересы и потребности учащихся.

Примечания

1. Бахчиева О. А. Духовно-нравственное воспитание учителя : монография. Москва : Экспо-Медиа-Пресс, 2014. 407 с.

2. Виницкая Н. В. Духовно-нравственное воспитание: религиозно-этические ценности : учебно-методическое пособие. Бийск : АГАО, 2015. 89 с.

3. Илларионова А. П. Нравственное воспитание школьников в социокультурном пространстве организации дополнительного образования : монография. Москва : Перспектива, 2015. 141 с.

4. Тарасова Е. Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства : монография. Казань : Культура, 2014. 250 с.

5. Шапошников А. Е. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи : монография. Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2014. 75 с.

References

1. Bahchieva O. A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchitelya [Spiritually-moral education of teachers]. Moscow, Ekspo-Media-Press Publ., 2014. 407 p.

2. Vinitskaya N. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie: religiozno-eticheskie tsennosti [Spiritually-moral education: religious-ethical values]. Biysk, AGAO Publ., 2015. 89 p.

3. Illarionova L. P. Nravstvennoe vospitanie shkolnikov v sotsiokul'turnom prostranstve organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Moral education of schoolchildren in the social and cultural environment of the organization of further education]. Moscow, Perspektiva Publ., 2015. 141 p.

4. Tarasova E. N. Nravstvennoe vospitanie podrostkov sredstvami iskusstva [Moral education of adolescents through art], Kazan, Kul'tura Publ., 2014. 250 p.

5. Shaposhnikov L. E. Duhovno-nravstvennoe vospitanie detey i molodezhi [Spiritually-moral education of children and youth]. Nizhny Novgorod, Publishing house of Minin University, 2014. 75 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.