Научная статья на тему 'Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность / Отв. ред. В.В. Сидорин. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. 216 с. (Серия «Древо смыслов»)'

Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность / Отв. ред. В.В. Сидорин. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. 216 с. (Серия «Древо смыслов») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Вакулинская Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность / Отв. ред. В.В. Сидорин. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. 216 с. (Серия «Древо смыслов»)»

Отечественная философия 2024. Т. 2. № 3. С. 127-136 УДК 1(091)+655.552

National Philosophy 2024, Vol. 2, No. 3, pp. 127-136 DOI: 10.21146/2949-3102-2024-2-3-127-136

Новые книги*

Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность / Отв. ред. В.В. Сидорин. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. 216 с.

(Серия «Древо смыслов»)

В начале 2024 г. вышел сборник, посвящённый творческому наследию Н.Я. Данилевского. В данный сборник были включены доработанные и дополненные тексты докладов прошедшего в стенах Института философии РАН круглого стола, который был приурочен к 200-летию со дня рождения русского мыслителя1. Казалось бы, что о составителе «России и Европы...» сказано уже достаточно много, а его историко-культурологическая концепция проанализирована вдоль и поперёк. Но авторы статей сборника уверяют нас в обратном. Забегая вперед, стоит отметить, что эти уверения оказываются достаточно убедительными.

Увидеть что-то новое в давно прочитанном старом позволяет исследовательская оптика, направленная не на сам текст, а на те контексты, которые лежали в его основе; а также контексты, которые появились благодаря этому тексту. Но нередки случаи, когда негласно принятое восприятие самого текста зачастую требует проверки на адекватность тем идеям, которые вкладывал в него сам автор. Вокруг того или иного творца «вечной» книги, концепции, идеи (особенно, если они сопряжены с политическим дискурсом), как правило, со временем складывается множество штампов и мифов, которые неплохо было бы время от времени развенчивать профессиональным исследователям. Именно об этом говорит в своём предисловии редактор сборника.

Вакулинская А.И., Ворожихина К.В., Макарова А.Ф., Сидорин В.В., Чернявцева М.С. Новые книги // Отечественная философия. 2024. Т. 2. № 3. С. 127-136.

Вакулинская Александра Ивановна - кандидат философских наук, научный сотрудник. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: [email protected];

Ворожихина Ксения Владимировна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: [email protected];

Макарова Анна Фёдоровна - кандидат философских наук, научный сотрудник. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: anna.fed. [email protected];

Сидорин Владимир Витальевич - кандидат философских наук, научный сотрудник. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: [email protected]

Чернявцева Мария Сергеевна - старший лаборант. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: [email protected] См. также: К 200-летию Н.Я. Данилевского. Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность. Материалы круглого стола // Философский полилог. 2022. Вып. 2 (12). С. 101-150.

128

Критика и библиография

Помимо Предисловия книгу предваряет (в качестве введения) статья «Мыслитель завтрашнего дня: Н.Я. Данилевский и ключевые идеи учения о всечеловеческом» А.В. Смирнова, за которой следуют два тематических раздела - «В кругу современников» и «Идейное наследие Н.Я. Данилевского в истории русской мысли».

В статье А.В. Смирнова уделяется значительное внимание выдвинутой Данилевским идее об индивидуальности того или иного культурно-исторического типа. Мысленно развивая данную идею, автор выдвигает концепцию о разных типах рациональности, свойственных тому или иному «цивилизационному проекту», тем самым актуализируя наследие автора «России и Европы».

Первый раздел раскрывает перед нами общий исторический и идейный контекст, касающийся периода создания знаменитого трактата Н.Я. Данилевского, а также дальнейшего влияния идей учёного на русскую мысль. О контекстах, в которых возникла и которые порождала главная книга Данилевского в истории русской мысли повествуют публикации А.В. Малинова (Данилевский и Ламанский), К.В. Во-рожихиной (Данилевский и Достоевский; рецепции идеи о «всечеловеческом» в России Серебряного века: В.Ф. Эрн, Вяч. Иванов, евразийство), О.Л. Фетисенко (культуроцентричность, а не славянофильство Данилевского и Леонтьева). Истории восприятия первых журнальных глав «России и Европы», отклику Н.И. Кареева и проблемам, связанным с публикацией текста книги, посвящены статьи А.А. Тесли и В.В. Сидорина, соответственно.

Второй раздел сборника освещает проблемы, связанные с устоявшейся или же отсутствующей, но необходимой оценкой наследия учёного. Подробное сравнение концепции Данилевского и евразийства содержится в статье К.Б. Ермишиной. В.В Сапов впервые подробно знакомит с точкой зрения социолога П.А. Сорокина на историко-философскую концепцию Данилевского. С.И. Бажов предпринимает попытку определить место наследия Данилевского в истории русской философии. Завершает раздел статья О.Н. Данилевской и Т.В. Гонсиоровской о судьбе крымского имения мыслителя (Мшатка).

Александра Вакулинская

Гиренок Ф.И. Ценности и смыслы в галлюценозе русского сознания.

М.: Проспект, 2024. 392 с.

В книге «Ценности и смыслы в галлюценозе русского сознания» профессор философского факультета МГУ, основоположник археоавангарда и сингулярной философии Ф.И. Гиренок стремится исследовать «сущность духовного ядра России» (с. 8). Под галлюценозом имеется в виду совокупность «ценностей и смыслов», «образов и заготовок для них» (с. 8); галлюценоз является «почвой сознания»: «.. .в нём у человека формируется чувство самого себя, чувство времени, чувство реальности, ощущение присутствия Бога» (с. 9).

Гиренок обращается к традиционной для русской философии проблеме отношений России и Запада. Философ согласен с тезисом Н.Я. Данилевского о том, что Россия не является Европой, и полагает, что русский человек принципиально отличается от западного: западный человек центрируется вокруг своего «я», а «я» русского человека находится на периферии, оно «смещено из центра» (с. 355). Галлю-ценозы русского и европейца не совпадают, и их ценности различны.

Европейское человечество, по мнению автора книги, родилось в осевое время из «духа универсального разума» (с. 8), и философия стала универсальной формой европейской культуры. В отличие от европейцев русские рождены «из грёз крестьянского общежития» (с. 8), а «русское сознание» появилось благодаря К. и И. Аксаковым, Н.Я. Данилевскому и К.Н. Леонтьеву, которые сделали философию способом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.