Научная статья УДК: 72.01:725
https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-l-42-58
Исторические науки
ТВОРЧЕСКИЙ АЛЬБОМ 30-40-х ГОДОВ ХХ ВЕКА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА КЫРГЫЗСТАНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО АРХИВА П.П. ИВАНОВА)
Ирина Германовна Иванова
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия, та-пиоьа@ yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена творческому альбому 30-40-х годов ХХ века из личного архива П.П. Иванова - одного из первых профессиональных архитекторов Кыргызстана и основоположников архитектурного образования в республике. Основное содержание альбома составляют образцы киргизских войлочных орнаментированных ковров-шырдаков и архитектурного декора народного жилища дунган, а также творческие интерпретации культурного наследия в архитектуре этого периода, что делает его интересным источником по истории зодчества и декоративно-прикладного искусства Кыргызстана.
Ключевые слова: творческий альбом, архитектура и декоративно-прикладное искусство Кыргызстана, национальный орнамент в архитектуре, дунганская архитектура, архитектор П.П. Иванов, скульптор О.М. Мануилова
Для цитирования: Иванова И.Г. Творческий альбом 30-40-х годов ХХ века как источник по истории архитектуры и искусства Кыргызстана (по материалам личного архива П.П. Иванова) // Наследие и современность. 2023. Т. 6. № 1. С. 42-58. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-l-42-58
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Иванова И.Г., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print)
42
Original article Historical Sciences
https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-l-42-58
CREATIVE ALBUM OF THE 30-40s OF THE TWENTIETH CENTURY AS A SOURCE ON THE HISTORY OF ARCHITECTURE AND ART OF KYRGYZSTAN (BASED ON THE MATERIALS OF P.P. IVANOV'S PERSONAL ARCHIVE)
Irina G. Ivanova
Moscow Architctural Institute (State Academy), Moscow, Russia, iva-nuova@ yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the creative album of the 30-40S of the twentieth century from the personal archive of P.P. Ivanov, one of the first professional architects of Kyr-gyzstan and one of the founders of architectural education in the republic. The main content of the album consists of samples of Kyrgyz felt ornamented carpets-shirdaks and architectural decor of the Dungan folk dwelling, as well as their creative interpretations of cultural heritage in the architecture of this period, which makes it a valuable source on the history of architecture and decorative and applied arts of Kyrgyzstan.
Keywords: creative album, architecture and decorative and applied art of Kyrgyzstan in the 30-50s of the twentieth century, national ornament in architecture, Dungan architecture, architect P.P. Ivanov, sculptor M.A. Manuilova
For citation: Ivanova I.G. Creative album of the 30-40s of the twentieth century as a source on the history of architecture and art of Kyrgyzstan (based on the materials of P.P. Ivanov's personal archive). Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(l):42-58. (In Russ.). https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-l-42-58
Практика создания архитектурных альбомов с натурными зарисовками и набросками творческих замыслов, а также в качестве портфолио собственных проектов и построек имеет давнюю традицию, однако как самостоятельный культурный феномен изучена недостаточно. В значительной мере это относится к периоду 30-50-х гг. ХХ века, когда обращение зодчих к изучению культурного наследия сказалось на содержании альбомов, в которых появились материалы, связанные с памятниками архитектуры прошлых эпох и образцами народного творчества. Представленные в этой статье материалы творческого альбома из личного архива архитектора П.П. Иванова, относящиеся к начальному периоду его работы в Кыргызстане в 30-40-х гг. ХХ века, публикуются впервые. Наряду с другими источниками [1-5], в статье использованы воспоминания автора статьи, а также дочери и внучки скульптора О.М. Мануиловой - М.А. Мануиловой и И.О. Киселевой.
© Ivanova I.G., 2023 © Heritage and Modern Times, 2023
Создатель альбома Павел Петрович Иванов (1906-1974) - один из первых профессиональных архитекторов Кыргызстана и основоположников строительного и архитектурного образования в республике, является автором более чем 100 проектов жилых и общественных зданий, в числе которых техникум, здание горисполкома в составе ансамбля Советской площади, комплекс Киргизского государственного университета, ансамбль ВДНХ Киргизской ССР 1950-х гг., а также генеральные планы городов и сельских населенных мест республики [6, с. 414]. Как и многие выпускники Ленинградского института инженеров коммунального строительства (ЛИИКС), в своем творчестве этого периода П.П. Иванов тяготел к архитектурным образам классицизма, с обращением к наследию народов Кыргызстана связаны такие его крупные работы как здание музыкально-хореографического училища и Театра оперы и балета (арх. А.И. Лабуренко, при участии П.П. Иванова, 1948-1955 гг.), где он сотрудничал с большим коллективом художников и скульпторов (рис. 1).
Рисунок 1 - Архитектор Иванов П.П. Фото конца 1930-х гг. (слева) Театр оперы и балета г. Фрунзе (Бишкек), арх. А.И. Лабуренко, при участии П.П. Иванова, 1948-1955 гг.
Фрагмент декора фасада. Скульптор О.М. Мануилова, 1948-1955 гг. (фото Ивановой И.Г., 2017 г.) (в центре) Фрагмент архитектурного декора фронтона театра оперы и балета. Фото 1955 г. (на снимке П.П. Иванов слева). Из личного архива П.П. Иванова (справа)
Обращение к жанру альбома не было для архитектора случайным: ведение записей и создание альбомных карандашных зарисовок, связанных с изучением интересных архитектурных объектов или фиксацией собственных творческих замыслов считалось важной частью учебного процесса во время обучения в мастерской известных советских архитекторов С.А. Никольского, а затем А.А. Оля. Содержание архитектурного альбома связано с задачами создания новой архитектуры, с использованием национальных традиций для столицы Киргизской ССР - города Фрунзе (с 1992 г. - Бишкек) в начальный период его работы, в том числе в должности главного архитектора г. Фрунзе в предвоенный период.
Сохранившийся альбом размером 30x22 см в твердой картонной обложке и прошивкой из плотных листов ватмана очевидно выполнен в переплетной мастерской одного из проектных институтов. Он содержит фотографии из разных источников, подобранные по темам в хронологическом порядке. Вполне возможным явлется то, что подобные альбомы использовали и другие архитекторы-сотрудники проектного института «Киргоспроект», однако конкретное содержание каждого из них могло определяться их индивидуальными вкусами и предпочтениями.
В альбоме П.П. Иванова представлены три основные группы фотоматериалов: коллекция изображений киргизских ковров - шырдаков и тушкеийизов 30-х годов ХХ века, обмерные чертежи элементов архитектурного декора национального жилища дунган, выполненные в 1930-х гг., а также собрание импровизаций на тему киргизского орнамента в круге и архитектурные разработки национального ордера народного художника Киргизской ССР скульптора О.М. Мануиловой первой половины 1940-х гг. Отдельные материалы связаны с памятниками культовой и мемориальной архитектуры Кыргызстана и использованием орнамента в собственном творчестве (более подробно эта тема представлена в его других альбомах-портфолио).
Первая группа материалов, включающая образцы декоративно-прикладного искусства Кыргызстана, связана с проблемами разработки декора жилых и общественных зданий с использованием элементов национального киргизского орнамента. Среди них большое место занимают изображения киргизских войлочных ковров-шырдаков, представлявших собой важный элемент декоративного убранства юрты. Основными методами изготовления таких ковров были мозаика, то есть, стыковка вырезанных из войлока элементов с последующим сшиванием, или аппликация на войлочной основе (рис. 2).
Рисунок 2 - Декоративно-прикладное искусство Кыргызстана. Войлочные ковры (шырдаки и тушкеийизы), 1930-е гг. Альбом П.П. Иванова
Интерес именно к этому виду войлочных ковров у архитекторов очевидно был связан с четкостью контуров и отдельных элементов орнамента, их ритмической повторяемостью и ролью своеобразного модуля в интерьере юрты (шырдаками устилался пол жилищ, а величина ковра в какой-то мере соответствовала и статусу владельца), а также интересом к композиционным закономерностям построения орнамента. Особый интерес у зодчих вызывала волнообразная линия «кыял», попытки применения которой можно найти в архитектуре этого периода [7]. Вторую по количеству и значимости группу составляют тушкеийизы - вышитые настенные ковры. Примеры алакийизов с вваляным узором в коллекции единичны.
Географию экспонатов альбома установить трудно из-за плохо различимых надписей, отдельные образцы происходят из Дейшина (Ырды-ка), Таш-Кумыка, Кетмень-Тюбе. Единственный представленный в альбоме предмет бытового обихода - аяк-кап, принадлежавший колхознику К. Телегенову, связан с местом традиционного проживания киргизов в Ак-Талинском районе организованной в 1939 году Тянь-Шанской (ныне Нарынской) области (с. Дюбельджин) (рис. 3).
Рисунок 3 - Аяк-Кап. Акталинский район Тянь-Шанской (Нарынской области), (слева).
Инструменты и процесс изготовления аппликации для аяк-капа.
Альбом П.П. Иванова (в центре).
Аяк-кап. 1911 г. Кыргызский музей изобразительного искусства имени Гапара Айтиева (справа)
Аяк-кап представлял собой сумку, обычно прямоугольной, полукруглой и овальной формы, которая использовалась для хранения мелких бытовых предметов. Материалом для изготовления этого вида изделий часто служил бархат, украшенный вышивкой (рис. 3, справа). Судя по надписи «У2 натуральной величины», экспонат из альбома предназначался для выставки или методического стенда и мог быть воспроизведением оригинального образца. На расположенной рядом с ним в альбоме фотографии представлены инструменты и процесс изготовления и орнаментации аяк-капа (рис. 3, в центре).
Судя по подписям под некоторыми фотографиями, большая часть изображений в альбоме относится к 1930-м годам ХХ века и, возможно, имеет отношение к деятельности артелей по изготовлению вышитых и войлочных ковров, основанных в 1920-1930-х гг. с целью возрождения прикладного искусства и народных промыслов киргизов, а также созданного в 1939-1941 гг. Учебно-производственного художественного комбината под руководством исследователя орнамента М.В. Рындина [4].
Необходимо отметить характерный для 1930-х гг. большой интерес к декоративно-прикладному искусству Кыргызстана: в этот период ведется активная деятельность по его изучению научными экспедициями из Москвы, Ленинграда и Ташкента, пополняются коллекции центральных музеев. Киргизские войлочные ковры были представлены на выставке во время «Декады киргизской литетатуры и искусства» в Москве в 1939 г. и удостоились высокой оценки специалистов. О значимости этого вида культурного наследия Кыргызстана свидетельствует факт включения технологии изготовления шырдаков в перечень культурного наследия ООН.
Культовая и мемориальная архитектура Кыргызстана
Большая роль Киргизского отделения Союза архитекторов СССР в изучении архитектурного наследия в 1930-1940-е гг. отмечена в монографии А.Н. Берншатама «Архитектурные памятники Киргизии», в которой подведены итоги работы, проводимой учеными в 1930-1940-е гг. в этой области [8, с. 140]. Архитекторы принимали участие в экспедициях в различные районы республики с целью изучения и обмеров архитектурных памятников: башни Бурана, мавзолея Манаса (Кенниязек-хатун), караван-сарая Таш-Рабат и др. Однако возможности использования конструкций и элементов архитектурного декора культового зодчества в практике нового строительства были ограничены отчасти по идеологическим причинам (негативное отношение к религии и периоду Средневековья в целом), а также в связи с ориентацией руководства проектных институтов на потенциальное использование в новой архитектуре современных материалов и конструкций. Возможно этим обстоятельством объясняется то, что в альбоме культовая и мемориальная архитектура Кыргызстана представлена единичными объектами, что очевидно восполнялось научными изданиями по архитектуре Средней Азии в личной билиотеке П.П. Иванова.
Среди материалов альбома, посвященных архитектурному наследию, наибольший интерес представляют фотографии декора неизвестной мечети (рис. 4, справа) и мусульманского кладбища.
Изображение похожего по стилю образца декоративного убранства мечети в городе Ош со сложным геометрическим узором и цветочным орнаментом опубликовано в книге коллеги П.П. Иванова архитектора Н.Е. Нусова, который датирует его XIX веком [4, с. 66]. По свидетельству
Н.Е. Нусова в начале ХХ века в Оше было более 100 квартальных мечетей, росписи которых представляли собой «великолепные образцы декоративно-художественного мастерства народных мастеров» [4, с. 65]. Несмотря на идеологические ограничения, ценность этого наследия осознавалась исследователями: известно, что в 40-х гг. ХХ века были сделаны цветные зарисовки декора мечетей, которые хранились в фондах Исторического музея Киргизской ССР.
Рисунок 4 - Вид города Ош. Начало ХХ века. Фрагмент архитектурного декора неизвестной мечети в г. Ош. XIX век. Альбом П.П. Иванова
Мемориальная архитектура представлена в альбоме единственным неатрибутированным снимком мусульманского некрополя с отдельными захоронениями (рис. 5).
Качество снимка не позволяет более точно определить местонахождение некрополя. Кладбища подобного типа встречаются повсеместно на территории как горных, так и степных районов Киргизии, но особенно распространены на Тянь-Шане, в Чуйской и Таласской долинах. Они играли важную роль в жизни кочевых животноводов, которые долгое время сохраняли особенности родоплеменной организации.
Обычный вид гумбеза (мавзолея) состоял из прямоугольной ограды с порталом с купольным завершением, нередки и другие типы намогильных сооружений в виде одиночных памятников (сагана) или оград. На фотографии изображено несколько типов сооружений: с восьмигранной портальной оградой, четырехугольным ограждением с башенками по углам главного фасада и несколько одиночных ступенчатых памятников.
По свидетельству исследователя мемориальной архитектуры Кыргызстана Н.Г. Султановой в период с 1917 и вплоть до 1950-х годов практика возведения исламских мемориальных памятников фактически прекратилась, а большая часть мемориальных сооружений была разрушена [5]. Поэтому, с большой степенью уверенности, можно полагать, что изображенный некрополь мог был возведен не позднее начала XX века.
Рисунок 5 - Мусульманское кладбище. Местонахождение неизвестно (вверху).
Ограда в форме восьмигранника с порталом и ступенчатая сагана (на снимке справа).
Фото 1930-х гг. Из альбома П.П. Иванова (внизу слева). Фрагмент перспективного изображения центра г. Фрунзе. Здание с планом в форме восьмигранника. Проект архитектора Г.А. Градова. Конец 1930-х гг. (внизу, справа)
Из-за недолговечности строительного материала (глина, саман) сохранившихся мемориальных комплексов этого периода на территории Кыргызстана осталось немного, и представленный в альбоме снимок имеет определенную ценность исторического документа. К сожалению, большая часть исследователей киргизских некрополей концентрировалась на архитектуре отдельных сооружений, в то время как общая композиция кладбищ изучена недостаточно. Между тем, по утверждению Н.Е. Нусова, некоторые из них «сказочны по своим формам и силуэту, что говорит об исключительной фантазии строителей этих сооружений и их художественном вкусе» [3, с. 63].
Выбор этих двух фотографий для альбома возможно связан с использованием как в декоре мечети, так и в архитектуре мемориального комплекса формы восьмигранника, к которой часто прибегали архитекторы 30-х гг. ХХ века в своем творчестве. Наряду с известным проектом комплекса жилищ «для оседающих кочевников» архитектора В.П. Калмыкова, эту форму плана жилых и административных зданий можно увидеть на перспективном виде центра города Фрунзе конца 1930-х годов, разработанном архитектором Г.А. Градовым (рис. 2, внизу, справа) [1]. Примечательно, что оба архитектора обращались и к форме ступенчатой пирамиды при проектировании в первом случае -городских многоэтажных домов, во втором -нового здания Верховного Совета Киргизской
ССР. Планировочная структура некрополя со свободной расстановкой на рельефе пирамидальных сагана и восьмигранных гумбезов также могла отвечала идеалам архитекторов эпохи постконструктивизма.
Архитектурный декор дунганского народного жилища
Большой интерес представляют собранные в альбоме фотографии обмерных чертежей архитектурного декора дунганского народного жилища. Дунгане (хуэй) - выходцы с территории Китая, исповедающие ислам, переселились на территорию Кыргызстана, входившую в этот период в состав Российской империи, после поражения синцзянского восстания в 1878-1890 гг., где основали городские слободы в Пишпеке и Оше и сельские поселения в Чуйской долине (Александровка, Белореченское и др.) и Прииссыккулье (Мариннское (Ырдык) в окрестностях Пржеваль-ска (ныне - Каракол) и др.
В городе Каракол (Пржевальск), основанном в 1869 году на восточном берегу озера Иссык-Куль, сохранился наиболее интересный памятник дунганской архитектуры на территории Кыргызстана - мечеть, построенная под руководством архитектора Чжоу (Сяо)-Сы артелью мастеров - резчиков по дереву, прибывших сюда из Китая в начале ХХ века. Мечеть имеет традиционное для китайского зодчества конструктивное решение в виде стоеч-но-балочного каркаса с системой горизонтальных балок и карнизных кронштейнов - догун. Основные помещения - главный зал и примыкающий к нему малый зал расположены вдоль главной оси с портиком и окружены с трех сторон открытой галереей, поддерживающей свес кровли. Разнообразный резной декор балок фриза и кронштейнов включает геометрические, растительные и зооморфные мотивы (рис. 6).
Рисунок 6 - Каракол. Дунганская мечеть. Начало ХХ в. Архитектор Чжоу (Сяо)-Сы.
Фрагменты декора
Впоследствии артель была приглашена в расположенное в нескольких километрах к западу от города село Мариинское (Дейшин, в настоящее время Ырдык Джеты-Огузского округа Иссык-Кульского района), где
предполагалось строительство большой мечети. Несмотря на то, что в строительство мечети не было завершено из-за событий Андижанского восстания 1916 года, китайскими строителями и резчиками здесь были построены несколько жилых домов и лавок.
Обмерные чертежи из альбома П.П. Иванова, судя по сохранившимся подписям, были произведены в 1930-е годы именно в селе Ырдык (Дейшин). Известно, что село было основано в 1878 году и стало одним из первых дунганских поселений на территории Киргизии. Один из жилых домов Ырдыка традиционной архитектуры запечатлен на фотографии швейцарской путешественницы Эллы К. Майар, посетившей его в 1932 году (рис. 7).
Рисунок 7 - Дунганский дом в селе Мариинском (Дейшин, в настоящее время - Ырдык).
Фото Э.К. Майар, 1932 г. (слева)
Фрагмент архитектурного декора «Дома детплощадки» в Дейшине нач. ХХ в.
Обмер 1932 г. (в центре).
Архитектурный декор дома в Дейщине. Нач. ХХ в.
Обмер 1932 г. Альбом П.П. Иванова (справа)
Аналогичная структура фасада дунганского жилого дома с открытым входным портиком-галереей с четырьмя деревянными столбами-колоннами (иногда боковые колонны заменяли выступающие торцы боковых стен), образующими три пролета, центральный из которых расположен напротив главного входа в жилище, представлен в альбоме П.П. Иванова примерами фасадов домов Хафизовых и «Дома детплощадки». Однако они несколько отличаются от изображенного на фотографии Э. Майар по пропорциям и величине декоративной консоли в пролете между колоннами под архитравной балкой.
Судя по материалам альбома, резной декор жилых домов в Ырдыке включал изображения животных (олени, летучие мыши, голуби, рыбы), растений ( цветы лотоса, пиона, деревья, плоды граната) и фантастических существ (драконы, «небесные собаки»), присутствующих в мифологии народов Китая. Особым разнообразием зооморфных мотивов отличается декор дома Хафизовых. Статичные парные изображения голубей на ветвях и оленей под сенью деревьев чередуются здесь с динамичными фигурами рыб, змееподобных существ и драконов в бурлящей водной
стихии. Образы животных связаны с традиционной китайской символикой, где олень и голубь являются символами долголетия и благополучия, а парные изображения голубей - любви, верности и сыновнего почтения к старшим [9].
В декоре «Дома детплощадки», который очевидно принадлежал богатому торговцу, присутствуют цветы лотоса, пиона и парные изображения духов-хранителей - львов (небесных собак) с шаром, которые могли символизировать союз новобрачных и выступать в качестве защитников семейного очага. Интересно, что с темой счастливого брачного союза возможно связано и изображение лотоса, символизирующего чистоту и супружеское единение, а также пожелание обильного потомства, и пиона, цветы которого преподносили новобрачным на свадьбе [9]. Распространенным мотивом резного убранства дунганских жилищ в Ырдыке являлось изображение плодов граната, связанных с пожеланиями многочисленного мужского потомства и изобилия (благ, детей и пр.). Интересен декор дома с изображением трех летучих мышей, в Китае символизирующих удачу и счастье [9]. Собранные в альбоме образцы заметно отличаются по манере исполнения и могли быть созданы разными мастерами, некоторые мотивы имеют аналоги с деревянным декором мечети в Караколе, выполненным по рисункам самого Чжоу (Сяо)-Сы.
Материалы по декоративному убранству традиционного дунганского жилища в альбоме дополняют образцы предметов одежды и быта под об-шим заголовком «Дейшинское народное творчество», среди которых изображения украшенных вышивкой традиционных матерчатых туфель на «платформе» дунганской невесты и мелких бытовых предметов, включая футляры для хранения палочек для еды, а также настенных украшений.
Национальный орнамент в творчестве архитекторов Кыргызтана
Особый интерес представляет редкая фотография фрагмента интерьера зала заседаний Верховного Совета (Совнаркома) Киргизской ССР, которая может относиться к концу 1930-х годов ХХ века. Здание Совнаркома (с 1952 г. - Верховного совета Киргизской ССР) было построено по проекту инженера Ю.Б. Дубова в 1932-1936 гг. (рис. 8).
В конце 1930-х годов это здание рассматривалось как своеобразная экспериментальная площадка для будущего декоративного оформления Дворца Советов в Москве, в котором предполагалось участие венгерского интернационалиста - художника Б.Ф. Уитца (в художественном оформлении зала заседаний, наряду с Уитцем, принимали участие венгерский скульптор В. (Ласло) Месарош и украинская художница О.Т. Павленко, а также группа молодых местных архитекторов в составе В.В. Верюжского, П.П. Иванова и А.М. Альбанского, которые занимались проектированием мебели из дорогих пород дерева [3, с. 105].
Рисунок 8 - Дом Верховного Совета Киргизской СССР. Фото 1940-х гг. (вверху слева) Трибуна зала заседаний (арх. П.П. Иванов ?), 1939 гг. (вверху справа) Фрагмент росписи зала заседаний Верховного Совета.
Худ. О.Т. Павленко, конец 1930-х гг. (внизу слева) Шырдак с киргизским орнаментом. 1930-е гг. (внизу, справа). Архитектурный альбом П.П. Иванова (внизу справа)
На снимке из архитектурного альбома изображена северная сторона зала с портретом К. Маркса в окружении революционных лозунгов с протяженным столом-трибуной, украшенной стилизованным орнаментом. Предположительно, проектированием трибуны мог заниматься сам П.П. Иванов, первой значительной работой в Киргизии которого стала пристройка правительственной трибуны и оформление парадного входа в здание Верховного Совета (Совнаркома). Об этом говорит наличие в альбоме по крайне мере двух образцов, которые могли послужить источником для этой работы: изображение тушкеийиза, помещенное рядом с фотографией, и пример сходного композицонного решения ковра-шырдака (рис. 8, внизу). По воспоминаниям автора статьи, П.П. Иванов хорошо владел навыками столярного мастерства и впоследствии занимался проектированием мебели для собственного дома, которая была изготовлена по его чертежам.
Среди других фотографий альбома интересен фрагмент росписи зала художницы О.Т. Павленко, автора первого герба Киргизской ССР, орнаментальных росписей зала Верховного Совета Киргизской ССР (Совнаркома) и железнодорожного вокзала г. Фрунзе (совместно с В. (Ласло) Месарошем), впоследствии монументальных работ на ВДНХ СССР (павильоны Белорусской и Киргизской ССР) (рис. 8, внизу, слева).
Материалы альбома дополняет содержание архитектурных портфолио П.П. Иванова, в котором представлены архитектурные чертежи и фотографии построек этого периода. Орнамент каймы шырдака (рис. 2) использован П.П. Ивановым при разработке архитектурного декора фриза музы-
кально-хореографического училища в г. Фрунзе, который был представлен на архитектурной экспозиции декады киргизского искусства в Москве в 1939 г. В данном случае орнаментальный мотив шырдака явно использовался по аналогии с элементами декора классической ордерной архитектуры.
Альбом содержит интересные материалы, связанные с творчеством О.М. Мануиловой (1889-1984), народного художник Киргизской ССР, с которой П.П. Иванов сотрудничал в конце 1930-х годов и во время работы над проектом оформления Театра оперы и балета г. Фрунзе в 1952-1955-х гг.
Получив образование в частной мастерской в Мюнхене и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где ее наставниками были скульптор С.М. Волнухин и архитектор И.В. Жолтовский, О.М. Мануило-ва приехала в Кыргызстан в 1939 году и работала здесь до конца своей жизни. Ее работы представлены в экспозиции Музея изобразительных искусств Кыргызстана и открытого в Бишкеке дома-музея ее имени. Среди учеников О.М. Мануиловой - первый архитектор-киргиз, получивший высшее образование в МАрхИ, будущий главный архитектор города Фрунзе (Бишкека) А.И. Исаев (рис. 9).
Рисунок 9 - М.А. Мануилова с учеником А.И. Исаевым. Фото 1946 г. Из личного архива семьи Мануиловых. Композиция на тему кыргызского орнамента в круге. Ск. М.А. Мануилова. 1940-е гг. Альбом П.П. Иванова
В своих воспоминаниях О.М. Мануилова упоминает об изучении архитектуры под руководством И.В. Жолтовского в Москве и впечатлении, которое оказало на нее знакомство с Г.А. Градовым, вдохновившим ее идеями использования национального орнамента в архитектуре города Фрунзе (Бишкека). Материалы альбома, связанные с творчеством М.А. Мануиловой, относятся к периоду 1940-1945 гг., когда она активно сотрудничала с архитекторами, работая над скульптурной группой у здания Летнего театра (арх. Г.А. Градов), барельефом на Доме прокуратуры (арх. В.В. Верюжский), памяником генералу И.В. Панфилову (соавтор А.А. Мануилов, арх. В.В. Верюжский).
Представленные в альбоме материалы можно разделить на две группы: импровизации на тему кыргызского орнамента в круге и проекты архитектурного декора и ордера. Интерес О.М. Мануиловой к проблемам декоративно-прикладного искусства в военные годы мог быть связан с общением с самобытным скульптором И.Г. Фрих-Харом, с которым семью Мануиловых связывали дружеские отношения в Москве. Увлеченный идеей возрождения керамического производства, Фрих-Хар в период с 1934 до последних дней возглавлял мастерскую-лабораторию Конаковского фаянсового завода. В 1937 году им было выполнено майоликовое панно для здания Совнаркома Киргизской ССР, которое неоднократно экспонировалось на выставках. В 1941 году скульптор переезжает с семьей во Фрунзе, где сотрудничает с А.А. и О.А. Мануиловыми, работая над панно для памятника генерал-майору И.В. Панфилову.
По воспоминаниям дочери скульптора М.А. Мануиловой Ольгу Максимиллиановну беспокоила возможная потеря творческого характера народного искусства в результате тиражирования его образцов. В минуты отдыха она любила свободно импровизировать на темы киргизского орнамента и особое предпочтение отдавала узору в круге. Такие наброски обычно не сохранялись и не подписывались. Однако ряд тщательно проработанных образцов представленных в альбоме эскизов с подписью автора возможно предназначался для оформления декоративных панно или тарелок, что могло быть связано с первыми контактами с Конаковским фаянсовым заводом, сотрудничество с которым она продолжала и в 50-60 гг. ХХ века.
Рисунок 10 - Киргизский национальный фриз. О.М. Мануилова, 1946 г. (слева). Капитель киргизского ордера. О.М. Мануилова, 1945 г. (в центре) Архитектурная деталь. Решетка. Скульптор О.М. Мануилова, 1945. Альбом П.П. Иванова (справа)
Материалы альбома первой половины 1940-х годов раскрывают новую сторону творчества Мануиловой как архитектора. Это разработки архитектурного декора с использованием национального орнамента, включая различные варианты капителей, архитектурный фриз, решетки, впи-
санные в круг, шестигранник и вытянутый прямоугольник, эскизы деревянного «ордера» с перспективным изображением его элементов. При разработке элементов архитектурного декора скульптор использует такой элемент киргизского орнамента как «рога барана» в сочетании с меандром и стилизованным изображением тюльпана, в рисунке фриза можно увидеть применение волнообразной линии «кыял», которая использовалась архитекторами в этот период.
Заключение
Содержание альбома архитектора П.П. Иванова в какой-то мере характеризует сферу творческих интересов архитекторов Кыргзстана 30-40-хх годов ХХ века в области декоративно-прикладного искусства, которое рассматривалось ими как источник творческих идей. Несмотря на интерес к теме и наличие отдельных публикаций по проблемам реставрации памятников в последующие годы, для создателя альбома П.П. Иванова обращение к архитектуре и искусству прошлого не стало основой будущей научной деятельности, в отличие от его коллеги архитектора В.Е. Нусова, книга которого «Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней», изданная в 1972 году, до сих пор является важнейшим источником по истории архитектуры Кыргызстана.
Тем не менее, отдельные материалы творческого альбома могут представлять интерес для истории декоративно-прикладного искусства Кыргызстана, в первую очередь, при разработке проблем региональных особенностей и местных традиций народного искусства. Примеры декоративного убранства мечети и мусульманского некрополя при дальнейшей разработке темы могут быть атрибутированы и восполнить лакуны в изучении этого вида наследия. Представленные в альбоме материалы по декоративному убранству и архитектуре народного жилища дунган в какой-то мере помогут составить представление о ныне утраченных памятниках.
Особое значение имеют материалы советского периода, предположительно связанные с изучением деятельности ремесленных артелей по производству ковров, а также роли исторических традиций в формировании советского искусства в этот период и культурных связей между республиками. Впервые опубликованный фрагмент фотографии зала Верховного Совета Киргизской ССР с трибуной позволяет составить более полное представление о художественном замысле Белы Уитца. Проектные материалы по разработке национального ордера расширяют представления о творческом диапазоне народного художника Киргизской СССР О.М. Мануиловой, а также использовании национального орнамента в архитектуре.
Литература
1. Архитектор Г. А. Градов : Проекты, постройки, научные работы : Каталог выставки / [Вступительная статья Народного архитектора СССР, лауреата Государственной премии СССР В. Андреева]; Правление Союза архитекторов СССР, Московская организация Союза архитекторов СССР. Москва, 1981. 108 с.
2. Мальчик А.Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до ХУШ- нач.ХХ века: монография. / А.Ю. Мальчик. Бишкек: издательство КРСУ, «Континент», 2009. 150 с.
3. Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней./В.Е. Ну-сов. Фрунзе: Кыргызстан, 1971. 152 с.
4. Рындин М.В. Киргизский национальный узор. Ленинград-Фрунзе., 1948. 102 с.
5. Султанова Н.Г. История формирования мемориальных сооружений в 20-80-е гг. ХХ века// Н.Г.Султанова.КРСУ, 2016, т.6, № 12. С. 81-83.
6. Искусство стран и народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М.: Советская Энциклопедия, 1965. 656 с.
7. Иванова И.Г. Интерпретация культурного наследия народов Кыргызстана в архитектуре 30-х -50-х гг. ХХ века / И.Г. Иванова // Наследие и современность, 2019. Том. 2, №4. С. 32-43.
8. Бернштам А.Н. Архитектурные памятники Киргизии. / А.Н.Бернштам М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. 146 с.
9. Уильямс Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы / Пер. с англ. С. Федорова. / Ч.Уильямс. М.: ЗАО Издательство Центр-полиграф, 2011. 478 с.
References
1. Arkhitektor G. A. Gradov : Proekty, postroiki, nauchnye raboty : Katalog vystavki / [Vstupitel'naya stat'ya Narodnogo arkhitektora SSSR, laureata Gosudarstven-noi premii SSSR V. Andreeva]; Pravlenie Soyuza arkhitektorov SSSR, Moskovskaya or-ganizatsiya Soyuza arkhitektorov SSSR. Moskva, 1981. 108 s.
2. Mal'chik A.Yu. Istoriya kyrgyzskogo narodnogo prikladnogo iskusstva: evoly-utsiya kyrgyzskogo ornamenta s drevneishikh vremen do KhVIII- nach.KhKh veka: monografiya. / A.Yu. Mal'chik. Bishkek: izdatel'stvo KRSU, «Kontinent», 2009. 150 s.
3. Nusov V.E. Arkhitektura Kirgizii s drevneishikh vremen do nashikh dnei./V.E. Nusov. Frunze: Kyrgyzstan, 1971. 152 s.
4. Ryndin M.V. Kirgizskii natsional'nyi uzor. Leningrad-Frunze., 1948. 102 s.
5. Sultanova N.G. Istoriya formirovaniya memorial'nykh sooruzhenii v 20-80-e gg. KhKh veka// N.G.Sultanova.KRSU, 2016, t.6, № 12. S. 81-83.
6. Iskusstvo stran i narodov mira. Entsiklopediya. T. 2. M.: Sovetskaya Entsi-klopediya, 1965. 656 s.
7. Ivanova I.G. Interpretatsiya kul'turnogo naslediya narodov Kyrgyzstana v arkhitekture 30-kh -50-kh gg. KhKh veka / I.G. Ivanova / / Nasledie i sovremennost', 2019. Tom. 2, №4. S. 32-43.
8. Bernshtam A.N. Arkhitekturnye pamyatniki Kirgizii. / A.N.Bernshtam M.-L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1950. 146 s.
9. Uil'yams Ch. Kitaiskaya kul'tura: mify, geroi, simvoly / Per. s angl. S. Fedorova. / Ch.Uil'yams. M.: ZAO Izdatel'stvo Tsentr-poligraf, 2011. 478 s.
Сведения об авторе Иванова Ирина Германовна, кандидат архитектуры, профессор кафедры Истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института (Государственной Академии), Москва, Россия. Email: iva-nuova@ yandex.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 06.01.2023. Одобрена после рецензирования: 18.01.2023.
Принята к публикации: 01.03.2023. Опубликована: 15.04.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Irina G. Ivanova, Ph.D in Architecture, Professor, Department of History of Architecture and Urban Planning, Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia. E-mail: iva-nuova@ yandex.ru
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 06.01.2023. Approved after peer reviewing: 18.01.2023. Accepted for publication: 01.03.2023:. Published: 15.04.2023.
The author has read and approved the final manuscript.