торой воздействие на личность осуществляется посредством музыки. Танцевальная терапия - технология арт-терапии, в которой воздействие на личность осуществляется посредством танца. Игровая терапия - технология арт-терапии, в которой воздействие на личность осуществляется посредством игры. Фототерапия - технология арт-терапии, в которой воздействие на личность осуществляется посредством фотографий или слайдов. Библиотерапия - технология арт-терапии, в которой воздействие на личность осуществляется посредством книг. Технология творческого самовыражения Бурно - технология арт-терапии, в которой воздействие на личность осуществляется посредством творчества. Технологии арт-терапии предоставляют возможность: выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере (рисование, живопись красками, лепка, та-
Библиографический список
нец и т.п. являются безопасными способами разрядки напряжения); ускорить прогресс в терапии (подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов); интерпретировать и диагностировать работы в процессе терапии; работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, перенесённые травмы, страхи, внутренние конфликты, сновидения). Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной социально-психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике таких функций социализации личности как адаптационная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая. Основная цель арт-терапии при работе с детьми-инвалидами состоит в гармонизации развития личности.
1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. Москва, 2003.
2. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике. Педагогика. 2007; 9: 27 - 34.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Санкт-Петербург, 2003.
4. Медведева Е.А. и др. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. Москва, 2001.
References
1. Alekseeva M.Yu. Prakticheskoe primenenie 'elementov art-terapii v rabote uchitelya: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelya inostrannogo yazyka. Moskva, 2003.
2. Lebedeva L.D. Art-terapiya v pedagogike. Pedagogika. 2007; 9: 27 - 34.
3. Lebedeva L.D. Praktika art-terapii: podhody, diagnostika, sistema zanyatij. Sankt-Peterburg, 2003.
4. Medvedeva E.A. i dr. Art-pedagogika i art-terapiya v special'nom obrazovanii. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 04.02.18
УДК 378
Vanyushkina L.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Art History, Higher School of Folk Arts (Academy)
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Tikhomirov S.A., Cand. of Sciences (Cultural Studies), senior lecturer, Department of Art History, Higher School of Folk Arts
(Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
CREATIVE TASKS AS A PRIORITY THE TRAINING OF STUDENTS - FUTURE ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ART.
The ability to the active and creative activities are an integral part of the professiogram of a modern artist of traditional applied art, ready to solve unusual tasks in a changing environment of the modern world. The authors see the achievement of this goal in the change of the meaning of the dominant educational activities. The formation and development of creative potential of personality is influenced by innovative forms of organizing activities of students, one of which is a creative task that extends the experience of constructive and creative behavior of the individual in the culture aimed at co-creation and co-existence in the cultural space. The authors, identifying the essential characteristics and the sequence of stages of creative execution tasks, positioning them as the key to teaching specialized and General humanitarian disciplines at the art Institute, providing real personal growth and personal development by means of art.
Key words: creative tasks, text of culture, traditional applied art, personality, functional literacy.
Л.М. Ванюшкина, д-р пед. наук, зав. каф. истории искусств, Высшая школа народных искусств (академия),
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
С.А. Тихомиров, канд. культурологии, доц. каф. истории искусств, Высшая школа народных искусств (академия),
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Способность к творческой активной деятельности - неотъемлемый компонент профессиограммы современного художника традиционного прикладного искусства, готового решать нестандартные задачи в меняющихся условиях современного мира. Достижение этой цели авторы видят в изменении смысловых доминант воспитательной и образовательной деятельности. На формирование и развитие творческого потенциала личности направлены инновационные формы организации деятельности обучающихся, одна из которых - творческие задания, расширяющие опыт конструктивного и творческого поведения личности в культуре, нацеленные на со-творчество и со-бытие в пространстве культуры. Авторы, выявляя сущностные характеристики и последовательность этапов выполнения творческих заданий, позиционируют их как ключ к методике преподавания профильных и общегуманитарных дисциплин в художественном вузе, обеспечивающих реальный личностный рост и развитие личности средствами искусства.
Ключевые слова: творческие задания, текст культуры, традиционное прикладное искусство, личность, функциональная грамотность.
Профессиональная подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств направлена на формирование высокой конкурентоспособности выпускников, которые готовы и могут создавать, как изделия массового спроса, так и подлинные единичные произведения искусства музейного уровня.
Народные художественные промыслы обладают колоссальным потенциалом для творческого развития личности. Этот потенциал реализуется в содержании образования и педагогических технологиях, целью которых является создание особой развивающей, проблемной, культурно-образовательной среды, стимулирующей формирование креативной деятельности студентов.
Именно способность к творческой активной деятельности является неотъемлемым компонентом профессиограммы современного художника. Требования, предъявляемые к выпускникам средних профессиональных и высших учебных заведений, выдвигают в качестве приоритетов креативность, способность нестандартно мыслить, находить решения в ситуации, не имевшей аналога, свободно экстраполировать приобретенный опыт на различные сферы жизни и деятельности. Иными словами, определение уровня компетентности специалиста во всех областях профессиональной деятельности тесным образом связано с освоением над-профессиональных компонент, которые задают вектор процессам универсализации образования.
Однако эта цель не может быть достигнута «прямыми» решениями в виде изменения количества часов на профильные и общегуманитарные дисциплины или увеличением числа социокультурных мероприятий. Ответ на вызовы времени заключается в изменении смысловых доминант воспитательной и образовательной деятельности, в центре которой - формирование и развитие творческого потенциалаличности как императив образования, что, несомненно, требует разработки инновационных форм организации деятельности обучающихся. Последнее означает, что главной задачей образовательной практики становится создание условий и ситуаций, провоцирующих и стимулирующих развитие творческого потенциала личности, ее способности к культуротворчеству, генерированию новых идей и нестандартных решений.
Традиционные методики преподавания основаны на трансляции «информации» (в том числе с использованием современных ИК-технологий), запоминании определенных алгоритмов деятельности, выполнении заданий «на повторение», чему в наилучшей степени соответствует репродуктивная модель организации, характерная для образования аудиторного типа* с его приоритетом информационно-иллюстративных методов. Конечно, традиционные формы освоения культурного наследия (рефераты, тесты, кроссворды, синквейны, иллюстрации литературных произведений) удобны для отчетности педагогов; для студента - это средство минимизации временных и интеллектуальных затрат, возможность быстро получить положительную оценку, тем более, что интернет-ресурсы всегда «под рукой». Но вполне очевидно, что традиционные методики не релевантны современным тенденциям модернизации образования, неадекватны развитию студента как личности, способной быть не только творением, но и творцом культуры.
На современном этапе акценты смещаются с закрепления, воспроизведения, иллюстрирования уже знакомого знания на самостоятельное исследование, экспериментирование, выдвижение собственных (а не вычитанных или услышанных) версий, гипотез, предположений и их обоснование. Иными словами, в центре педагогического внимания должно оказаться проектирование творческой деятельности студента, связанной с реализацией творческих заданий, развитием креативных способностей, установкой на собственное самостоятельное «открытие».
Творческие задания, чаще всего, определяются как специфическая «форма упорядоченной подачи теоретического и практического материала» [1], предполагающая не готовые решения, а получение студентами уникальных результатов деятельности, их творческое самовыражение [2]. В подобных дефинициях подчеркивается, что творческое задание - самостоятельный феномен. Отметим наиболее значимые, с точки зрения авторов, сущностные характеристики.
Первое - некомпенсируемым результатом выполнения творческого задания является создание собственного текста культуры**, воплощенного различными способами, который обладает значимостью не столько для общества или отдельной социальной группы, но, прежде всего, для личности самого студента. Иными словами, выполняя творческое задание, обучающийся порождает новые смыслы, делает субъективно значимые открытия, активно интериоризирует культурное наследие, делая его достоянием собственного внутреннего мира, и, одновремен-
но, пробует себя в роли творца культуры, создавая нечто новое и необходимое для собственного творчества.
Безусловно, было бы наивно рассчитывать на то, что каждый студент совершит на практике настоящее открытие, создаст нечто уникальное. Скорее всего, это будет «переоткрытие» того, что уже давно и хорошо всем известно. Но некомпенсируемый результат выполнения творческого задания - собственное открытие, привитие интереса к самостоятельному исследованию, освоение важных алгоритмов мыслительной деятельности, приобретение опыта интерпретации чужих текстов культуры и создания собственных.
Именно по этой причине многочисленные задания, нацеленные на создание копий произведений, пусть даже выполненные безукоризненно с технической точки зрения, нецелесообразны с педагогических позиций. Ведь доминантой педагогической деятельности должны быть личностный рост студента «и те глубинные изменения, которые он претерпевает в процессе взаимодействия с объектами культуры» [3].
Творческое задание позволяет обучающимся актуализировать художественное наследие, осмысляя ключевые тексты изучаемой культуры в новых контекстах: личностном («чем конкретно осмысление мирового искусства помогает мне в собственном жизнестроении?») и современном социокультурном («в чем заключается значимость того или иного художественного достижения прошлых эпох для XXI века?»). Таким образом, конкретный артефакт становится «ментифактом», приобретая ценность, значимость, а личностное отношение и осмысление материализуются в новом авторском артефакте, который создают студенты. Причем создают они не копии, а авторские «реплики» знаковых произведений эпохи, являющиеся вариантами произведений (инварианта), созданных с позиций современности, наполненными новыми (порой, весьма неожиданными) смыслами, «мессед-жами», продиктованными временем.
Второе - при выполнении творческих заданий осваиваются не отдельные дискретные действия (например, цель написания реферата - освоение действия по компилированию, пересказу «чужих» текстов), а деятельность по созданию собственных текстов культуры. Деятельность студентов продуктивна, поскольку связана с исследованием, освоением, осмыслением, преобразованием, интерпретацией, проектированием, экспертной оценкой, групповым обсуждением - т. е. приращением смыслов, формированием системно-поискового мышления.
Поскольку тексты культуры могут быть воплощены посредством множества языков (вербально, графически, аудиовизу-ально и т. д.), то и конкретные виды деятельности, осваиваемые студентами, весьма многообразны.
Творческая работа предстает как эффективный инструмент реализации на практике идей Л.С. Выготского, который разработал культурно-историческую теорию развития психики личности. Исследователь ввел понятие «зона ближайшего развития», понимая под этим пространство действий, которые человек пока не может выполнить сам, но способен совершить их при грамотной педагогической поддержке и сопровождении. Обучение, согласно взглядам Л.С. Выготского, является эффективном только в том случае, когда упреждает развитие [4].
Конкретные творческие задания как дидактические единицы должны находиться в зоне ближайшего развития обучающихся. Направленные на создание разнообразных текстов культуры они становятся залогом успешной мотивации студентов к образовательной деятельности. Познавательные мотивы учения развиваются: от отсутствия интереса к объектам художественной культуры («чужой текст») через любопытство к устойчивому интересу («собственный текст»). Происходит естественный для личности выход за его повседневный познавательный горизонт.
Третье - творческие задания не могут существовать как дискретные педагогические единицы, но только как система. Творческие задания «вырастают» из освоения вспомогательного материала (текст учебника, рассказ педагога, ответы на вопросы на семинаре или практикуме, образовательное путешествие, на-
•Аудиторное образование основано на трансляции в сознание личности целостной современной картины мира путем «сообщения» ей «текстов» (фактов, сведений, информации, идей, понятий, опытов, экспериментов), описывающих эту картину.
••Понятие «текст культуры» связано с семиотическим подходом к изучению культуры, представляющим ее как целостный феномен (знаковую систему), как речь и как сообщение. Под текстом культуры Ю.М. Лотман понимает сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности. Тексты культуры представляют собой последовательность символов, образующих сообщение. В современной философской традиции текстом может выступать любой артефакт - все, что создано искусственно: книги, картины, здания и т. д. Его функции сведены к следующим: быть обобщением; коллективной памятью; общение читателя с самим собой; быть собеседником; выявление подтекста.