ственное поведение, повышенная внушаемость. Большинство студентов слабо информированы о том, что такое психоактивное вещество, не знают о их вредном воздействии на организм и хотели бы получить больше информации по данному вопросу.
По результатам проведения методики «Отношение молодёжи к употреблению наркотиков», мы выявили, что все студенты плохо относятся к наркотикам и ни разу их не пробовали. На вопрос: «Почему люди употребляют наркотики», испытуемые ответили: «Это личные проблемы и скучно жить». На вопрос «Какая нужна помощь людям употребляющие наркотики?» опрашиваемые ответили: «Убедить, что наркотики это яд»; «Обратиться к врачу, но и самому захотеть бросить»; «Нужно улучшить обстановку в стране»; «Заинтересовать чем - то другим»; «Отправить к психологу»; «Сменить вид деятельности» и т. д. По мнению учащихся, помощь наркоману нужна - медицинская, психологическая и социальная.
В результате проведения методики было выявлено, что 100 % опрошенных считают наркоманию современной молодёжной проблемой. Большинство опрошенных воспринимают наркоманию как зависимость и лишь 29% считают, что наркомания - это заболевание. Можно предположить, что восприятие наркомании у студентов несколько поверхностное, и они не осознают всю сложность проблемы.
Второй этап (содержательно-технологический) заключался реализации профилактических мероприятий по программе:
1. Анкета «Семь вопросов о твоем отношении к наркотикам».
2. Анкета «Что я знаю о вреде наркотиков».
3. Тест на зависимость от наркотиков.
4. Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ.
5. Заседание круглого стола «Наркозависимость - социальная болезнь».
Библиографический список
6. «Мифы и реальность о наркомании».
7. Мозговой штурм «Неагрессивное отстаивание своего мнения».
8. Ролевая игра «Учусь настаивать на своем».
9. Групповая дискуссия «Сделай свой выбор».
10. Кинолекторий «Без наркотиков».
11. Оформление стенда «XXI век - век без наркотиков».
12. Оформление фотостенда «Спорт и здоровье».
13. Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки».
14. Выполнение презентации «Здоровье нации - в наших руках!»
15. Командная игра-соревнование «Сильные, ловкие, смелые».
16. Эстафета «Бегом от наркотиков».
17. Футбольный турнир «Движение есть жизнь».
18. Лекция с элементами беседы «Наркозависимость - социальная болезнь».
19. Лекция «Наркотики - белая смерть». Консультации для родителей.
20. Профилактическая беседа «Ответственность за уголовные и административные правонарушения».
21. Олимпиада под названием «Мы дружная семья».
22. Видео лекция по собриологии.
23. Занятие с элементами тренинга на формирование коммуникативных навыков.
24. Видео материал «Мифы о наркомании», «Торговцы смертью» для детей и подростков общеобразовательной школы.
Таким образом, реализация социально-педагогического проекта по профилактике употребления психоактивных веществ среди студентов способствует повышению эфективности профилактической деятельности.
1. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2012.
2. Лозовой В.В., Кремлева В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики: монография для медицинских и клинических психологов. Москва: Альянс Принт, 2011.
3. Самохвалова Е.В. Организация работы по профилактике наркомании в студенческой среде. Гуманитарные научные исследования. 2014; 11. Available at: http: // human.snauka.ru / 2014 / 11 / 8315
4. Свиридов А.Н. Педагогическая профилактика наркомании: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2012.
5. Шаталова Е.А. Подготовка субъектов профилактики наркомании к развеиванию мифов в подростковой среде. Теория и практика социальной работы в условиях трансформации модели социальной политики в России: сборник материалов научно-практического семинара. Барнаул: ООО «АЗБУКА», 2011: 169 - 171.
6. Шаталова Е.А., Шершнёва Т.А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе. Концепт. 2015; 9. Спецвыпуск. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965.
References
1. Korobkina Z.V., Popov V.A. Profilaktika narkoticheskoj zavisimosti u detej i molodezhi: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Akademiya, 2012.
2. Lozovoj V.V., Kremleva V., Lozovaya T.V. Profilaktika zavisimostej: opyt sozdaniya sistemy pervichnoj profilaktiki: monografiya dlya medicinskih i klinicheskih psihologov. Moskva: Al'yans Print, 2011.
3. Samohvalova E.V. Organizaciya raboty po profilaktike narkomanii v studencheskoj srede. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014; 11. Available at: http: // human.snauka.ru / 2014 / 11 / 8315
4. Sviridov A.N. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii: uchebnoe posobie. Barnaul: AltGPA, 2012.
5. Shatalova E.A. Podgotovka sub'ektov profilaktiki narkomanii k razveivaniyu mifov v podrostkovoj srede. Teoriya i praktika social'noj raboty v usloviyah transformacii modeli social'noj politiki v Rossii: sbornik materialov nauchno-prakticheskogo seminara. Barnaul: OOO «AZBUKA», 2011: 169 - 171.
6. Shatalova E.A., Shershneva T.A. Proektivnyj podhod k profilaktike narkozavisimosti nesovershennoletnih v shkole. Koncept. 2015; 9. Specvypusk. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Gos. reg. 'El No FS 77-49965.
Статья поступила в редакцию 22.03.17
УДК 378
Bazhukova E.N., senior methodologist, Educational-Methodical Laboratory of "Musical Computer Technologies", Herzen Sstate
Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
CREATIVE PROJECTS ONLINE AS ONE OF THE FORMS OF IMPROVING THE INFORMATION COMPETENCE OF A MUSIC TEACHER IN OVERCOMING THE FORMALISM OF KNOWLEDGE. The article analyzes the forms of development of the creative activity of the pedagogue-musician of the system of additional education of children in a high-tech environment. New opportunities for the realization of creative potential are revealed. The emphasis is placed on the need for practical mastering of information technologies and means for developing the information competence of a music teacher, which occurs through the practical application of music and computer technologies and electronic keyboard musical instruments in cooperation with the process of mastering modern information and communication technologies.
Key words: formalism of knowledge, information competence, creative online project, innovative technologies, music teacher, educational and methodological laboratory, high-tech environment.
Е.Н. Бажукова, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», РГПУ им. А.И. Гэрцена, преподаватель синтезатора ДМШ № 31, г. Cанкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ONLINE КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРЕОДОЛЕНИИ ФОРМАЛИЗМА ЗНАНИЙ
В статье проанализированы формы развития творческой деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования детей (ДОД) в высокотехнологичной среде, раскрыты новые возможности реализации творческого потенциала. Сделан акцент на необходимость практического овладения информационными технологиями и средствами развития информационной компетентности педагога-музыканта, которое происходит через практическое применение музыкально-компьютерных технологий и электронных клавишных музыкальных инструментов во взаимодействии с процессом овладения современными информационными и коммуникационными технологиями.
Ключевые слова: формализм знаний, информационная компетенция, творческий online проект, инновационные технологии, педагог-музыкант, учебно-методическая лаборатория, высокотехнологичная среда.
Информатизация образования и применение инновационных технологий привело к формированию новой культуры преподавателя-музыканта, которая основывается на умении ориентироваться в современном информационном пространстве, применять инновационные технологии и высокотехнологичные средства для решения образовательных задач.
Внедрение МКТ в образовательный процесс позволяет актуализировать новые возможности подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает перспективы в художественном образовании и музыкальной педагогике. В результате решения данной проблемы обоснованы пути реализации концепции музыкально-компьютерного педагогического образования, позволяющие качественно изменить уровень подготовки педагога-музыканта на различных этапах обучения, сформировать необходимый уровень его информационной компетенции [1; 2; 3]. В музыкальной практике большое распространение приобрел новый класс музыкальных инструментов, куда входят клавишные синтезаторы, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и т. д. Построенные на основе цифровых технологий инструменты отличаются значительными выразительными ресурсами, что открывает широкие перспективы их применения в музыкальном образовании [4; 5]. «Обучение на основе ИКТ нацелено на приобретение традиционных музыкальных компетенций, а также на развитие особенных музыкальных компетенций связанных с приобщением к электронно-компьютерному творчеству, которое обладает своей ярко выраженной спецификой» [5, с. 259].
В настоящее время педагогу-музыканту необходимо обладать способностью и готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и МКТ.
Для преодоления формализм знаний педагогу-музыканту необходимо овладеть ИК, которая включает следующие аспекты:
- сформированность знаний, умений и практических навыков к работе с использованием ИТ согласно профессионально-творческим интересам и мотивам;
- готовность к освоению ИТ (повышение информационной компетентности);
- готовность к использованию ИОП для повышения качества образования;
- умение выстроить сетевое образовательное пространство с учётом требований предъявляемых обучающимся;
- использование различных форм и видов представления информации;
- выявление логических структурных связей для целостного восприятия представленной информации;
- готовность к системности информационных знаний и овладению смысловым значением понятий.
Один из главных критериев повышения ИК преподавателя-музыканта стремление к профессиональному самообразованию, саморазвитию, самореализации.
Сетевое пространство открывает множество путей для профессионального роста и реализации творческих замыслов. Одна из компетенций, связанная с сетевой образовательной средой -
виртуальная, «компетенция, подразумевающая умения взаимодействовать с социальным и медийным окружением виртуального пространства, сегодня становится в числе необходимых для успешной профессиональной деятельности в будущем» [6, с. 56].
Понимая принцип работы в сетевом ИОП, основные цели и задачи, педагог-музыкант выстраивает обучение музыке в современных условиях, включает новые формы работы, расширяет смысловое содержание предмета, применяя при этом современные инструменты (сеть, планшет, музыкальный компьютер, синтезатор).
В сетевой среде создаются новые условия для общения и обмена педагогическим опытом преподавателей музыки и музыкантов различных направлений: клавишный синтезатор, компьютерная музыка, музыкальная звукорежиссура, мультимедийные технологии. Олимпиады, фестивали, конкурсы, мастер-классы и другие формы работ реализуются в сети Интернет, что позволяет охватить большее количество участников проекта. Появилась возможность размещения в сети Интернет творческих работ участников фестивалей и конкурсов, совместного обсуждения с целью выявления юных талантливых исполнителей, композиторов, аранжировщиков, применяющих возможности электронных музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий.
На базе Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» совместно с преподавателями различных регионов реализуется проведение всероссийского Фестиваля электронной музыки в режиме online. Телемост Санкт-Петербург - Москва и интерес к творческому проекту со стороны различных музыкальных площадок России говорит о том, что данная форма работы востребована, находит отклик у преподавателей-музыкантов. Важно, что развитие информационной компетентности педагога-музыканта происходит через практическое применение музыкально-компьютерных технологий и электронных инструментов в концепции с информационными технологиями, что позволяет участвовать в Фестивале любому преподавателю-музыканту. «Необходимо создавать условия и соответствующую образовательную среду для развития информационной компетентности педагогов-музыкантов, позволяющую расширить спектр профессиональных компетенций музыканта и, соответственно, образовательных возможностей для обучаемых» [7; 8, с. 23]. В настоящее время современному преподавателю необходимо овладеть информационной компетентностью, в которую входит умение работать в сетевом образовательном пространстве. Применяя новые достижения в области развития информационных технологий, внедряя их в педагогический процесс, педагогу-музыканту необходимо не только приобрести знания в области сетевых образовательных ресурсов, но и овладеть навыками работы с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [9; 10; 11].
Представить результат своей работы не только в концертном варианте, но и в концертном варианте в записи, это главное отличие и большой «шаг» вперёд к новым формам работы в высокотехнологичной среде. Умение записать выступление учащегося на камеру, выбрать нужный формат файла, разместить в
сети Интернет, - это новая форма работы педагога-музыканта. «Педагог-музыкант должен не только владеть современными технологиями, информационная компетентность педагога-музыканта должна быть направлена на решение профессиональных задач, связанных с музыкальным творчеством и обучением детей, умение применять, использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации. Информационная компетентность педагога-музыканта предполагает владение электронными образовательными ресурсами, музыкально-компьютерными технологиями, применение новых инновационных форм и методов обучения» [5, с. 255].
Изменились условия проведения Фестивалей и Конкурсов и появились другие возможности:
- выступление online, когда участники находятся на различных концертных площадках, и в режиме реального времени проходит конкурсное выступление;
- оценка жюри по видеозаписи (форма заочного участия), для участников, не имеющих возможности приезда на конкурс и для участников из отдалённых городов и поселений, где, к сожалению, нет высокоскоростного Интернета;
- размещение творческих работ участников проекта на определённой платформе в сети Интернет; при этом каждый заин-
Библиографический список
тересованный слушатель может отдать свой голос за участника проекта, написать свои пожелания;
- методические проекты: «Открытий класс», «Первое сентября» и др. позволяют участвовать в методических разработках для преподавателей, обмениваться опытом, обсуждать, делиться наработанным материалом.
Появление различных форм проведения таких мероприятий появилось при обращении к информационным технологиям, возможностью работы в сетевом информационном пространстве. Повышая ИК, педагог-музыкант открывает новые пути творческой самореализации, расширяет связи с коллегами и единомышленниками, используя сетевые возможности.
Таким образом, преподаватели в процессе творческой деятельности и практического использования музыкальных инструментов в информационно-образовательном пространстве преодолевают формализм в знаниях, применяют технологические операции, приобретают знания и навыки работы в области информационных технологий. Овладение информационной культурой для преподавателя-музыканта также важно, как владение музыкальным инструментом [12], поскольку новые информационные возможности открывают новые пути в творческой и педагогической практике педагога-музыканта.
1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для 10-11 классов. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации. Санкт-Петербург, 2006.
2. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.
3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
4. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
5. Горбунова И.Б. Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития. 2015; 21: 254 - 258.
8. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
8. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123-138.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы межд. научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
References
1. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyjkomp'yuter (novyjinstrumentmuzykanta): uchebnoe posobie dlya 10-11 klassov. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPK - Nacional'nym fondom podgotovki kadrov i Ministerstvom obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Cankt-Peterburg, 2006.
2. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya vpodgotovke pedagoga-muzykanta: monografiya. Can-kt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
4. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
5. Gorbunova I.B. Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.
8. Noskova T.N. Setevaya obrazovatel'naya kommunikaciya: monografiya. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123-138.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2014: materialy mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
Статья поступила в редакцию 05.04.17