Рассмотрим возможности интегрированного урока. В современных условиях обучения иностранному языку это направление является одним из наиболее перспективных в средней школе, особенно в начальных классах, где основной акцент делается на развитие ребенка.
Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, при изучении наук гуманитарного цикла легко появляется предмет для разговора, повод для коммуникации.
Основными целями интеграции предмета иностранный язык с другими гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает мировая художественная культура (МХК). Наиболее необходима связь "МХК и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями различных видов искусства. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Успешно осуществляется интеграция с предметами эстетического цикла, а также с русским языком [10].
Таким образом, использование учителем нетрадиционных уроков обеспечивает новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития или воспитания.
Целенаправленное использование в обучении иностранному языку младших школьников тщательно отобранных видов нетрадиционных уроков способствует дальнейшему развитию самого ребенка, формированию его коммуникативной компетенции, умению работать с дополнительными источниками, расширению кругозора, стимулирует детей быть деятельными, развивает у них познавательный интерес, творческое воображение, самостоятельность, и, в конечном итоге, способствует достижению главной цели современного школьного обучения - подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.
В то же время, учителя предупреждают, что не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень их эффективности снизится.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева, И. А. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам / И. А. Андреева, А. В. Мачульская // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 29-30.
2. Завгородняя, О. Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки / О. Д. Завгородняя. - М., 1987.
3. Карпова, Е. А. Нетрадиционный урок [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://pedagog/home/nov.ru/urok.htm.
4. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. - Ростов н/Д.: ТЦ "Учитель", 2002. - Вып. 1, 2.
5. Кульневич, С. В. Совсем необычный урок: практ. пособие для учителей и классных руководителей, студ. средних и высших пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. -Ростов н/Д.: ТЦ "Учитель", 2001.
6. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. - 2-е изд. - М., 1985.
7. Оконь, В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Орина / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.
8. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. - 1991. - № 2. - С. 3-10.
9. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М.: Смысл, 2002.
10. Суханова, В. И. Интегрированный урок по теме «Leonardo da Vinci» // ИЯШ. - 2004. - № 7. - С. 12-16.
УДК 37 ББК 74
В. И. Новикова
ТВОРЧЕСКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК ВОЗМОЖНОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
Аннотация. В статье анализируются возможности добротворческого совершенствования младших школьников.
Ключевые слова: доброта как существенное качество личности младшего школьника, добротворчество, гуманистическое воспитание.
V. I. Novikova
RESEARCH CREATIVE SEARCH FOR POSSIBILITIES OF MORAL EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS WITH A FOCUS ON HUMAN VALUES
Abstract. The article analyzes the possibilities of improving dobrotvorcheskogo of Junior schoolchildren.
Key words: kindness as an essential quality of a person younger pupils, dobro-tvorchestvo, humanistic education.
В условиях перестройки социально-экономической жизни общества, его демократизации резко возрастают требования к постановке воспитания подрастающих поколений. Соответственно растут требования к педагогической науке как оружию практической деятельности широких масс воспитателей.
Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации обществу требуются люди способные, талантливые, предприимчивые, трудолюбивые, умеющие рисковать и адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать ответственные решения.
Вместе с тем в современной социально-экономической ситуации с особой остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, человеческое достоинство и др.
Мы считаем, что педагог, работающий в начальном звене общеобразовательной школы, может на повышенных уровнях воспитывать у каждого ученика доброту как существенное качество личности, формировать потребность в добротворчестве, способствовать становлению личности младшего школьника при проявлении добротворческих усилий.
Исходными в разработке нашей концепции формирования потребности в добротворчестве у младших школьников являются положения общей педагогики, которые устанавливают в образовании приоритет общечеловеческих ценностей как в политике и стратегии, так и в практической деятельности, направленной на формирование гуманистически ориентированной личности.
В Законе РФ «Об образовании» читаем о принципах, на которых строится образование: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [3, 636].
В разделе «Основные цели и задачи образования» Доктрины образования Российской Федерации записано: «Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности...».
Среди основных задач государства в сфере образования выделяются следующие: «Государство в сфере образования обязано обеспечить:
- формирование в общественном сознании отношения к образованию как к высшей ценности гражданина, общества и государства; ...
- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; ...
- сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций и культур» ... [2, 16].
Стратегической основой нашей концепции воспитания потребности в добротворчестве у младших школьников мы считаем общечеловеческие духовно-нравственные ценности. На этой благородной и твердой основе конструируется и приводится в движение процесс нравственного воспитания с заботой о подлинной гуманизации детства. При этом воспитатели должны хорошо представлять себе источники, основные признаки и движущие силы развития феномена доброты младшего школьника, умело опираться на социально-психологические и естественнонаучные предпосылки успешности формирования и развития потребности в добротворчестве.
Анализ подходов разных авторов и собственных позиций, выработанных в многолетнем педагогическом опыте, позволили нам выделить ряд характеристических признаков феномена доброты как существенного фактора личности учащегося начальных классов.
Доброта представляет собой психическое образование, формирующееся на основе опыта общения и деятельности, знаний, навыков ученика.
Показателем доброты младшего школьника являются его сострадательность, милосерд-ностъ, чуткость, заботливость к своим товарищам, готовность помочь сверстнику, уважение к коллективу, благородные мотивы участия в добротворческой деятельности.
Нравственное совершенствование учащегося начальных классов подчиняется установленным законам психического развития 6-9-летних детей. В этом процессе происходят глубокие качественные преобразования черт личности, переход их с одной ступени духовно-нравственного совершенства на другую, более высокую.
Источником гуманистического самосовершенствования ребенка является наличие сторон и моментов, постоянно вступающих в противоречие.
Приведем примеры часто встречающихся противоречий процесса развития доброты у учащихся 1-4 классов в практике учебно-воспитательной работы. Первыми в каждой паре обозначены позитивные тенденции, способствующие развитию доброты, вторыми - негативные, сдерживающие совершенствование личности в гуманистическом плане.
1. Складывающиеся у ученика способности к совершению добрых поступков - малоподвижный наследственный тип нервной системы.
2. Общественные требования к поведению ребенка в различных ситуациях социально-политической, учебно-познавательной, трудовой, эстетической, экологической деятельности - недостаточная нравственная образованность, этическая грамотность школьника.
3. Общепринятые нормы и правила высоконравственного поведения школьника в плане выражения гуманистических чувств - слабая подготовленность его к управлению своими эмоциями.
4. Стремление младшего школьника к реальному добротворчеству - общественные и педагогические ограничения его участия в акциях милосердия, оказание посильной помощи слабоуспевающим или нуждающимся сверстникам, инвалидам, престарелым людям, малым детям.
5. Желание ребенка иметь дома живой уголок, огород на окне, цветы в комнате - отсутствие коммунальных или материальных возможностей семьи или отказа родителей в этом из разных побуждений.
6. Практическая потребность ученического коллектива в осуществлении добротворческих программ - эгоизм, лень, негативное отношение отдельного школьника к общей инициативе.
Движущими силами развития доброты в младшем школьном возрасте как раз являются прогрессивные тенденции, факторы, моменты в борьбе соответствующих противоречий, вызываемые непосредственными внутренними или переведенными во внутренний план внешними продуцентами активности ребенка в гуманистически-добротворческой сфере жизнедеятельности: мотивами, интересами, идеалами, перспективными целями, установками, позицией личности, ее направленностью, ориентациями и эмоциями.
Главным источником, стимулятором и активизатором добро-творческого совершенствования младших школьников из экспериментальных классов, главной движущей силой их гуманистического роста оказалась их жизнь.
Жизнь наших подопечных была просто их жизнью как целостного коллектива сверстников, объединенных общими социально ценными устремлениями и интересами - со всеми вытекающими из этого последствиями.
В качестве движущей силы, обладающей неоценимым добро-творческим потенциалом, в нашем опыте выступало гуманистическое влияние на ребят со стороны семьи.
Роль движущих сил В процессе становления личности ученика начальных классов выполняют научно обоснованные и целеустремляюще методически инструментованные организационные формы занятий и методы влияния на личность: репродуктивно-объяснительный, приучения и упражнения, проблемно-ситуационный, стимулирования, торможения и руководства.
Движущими силами, или ведущими стимулами, ускоряющими процесс развития доброты у подопечных, мы вправе считать такие педагогические требования, контроль и оценку поступков ученика, общественное мнение класса или иного первичного коллектива вне школы, в который входит ученик.
В роли движущих сил, то есть стимуляторов и продуцентов, гуманистического самосовершенствования и добротворческой активности наших питомцев выступают и умело используемые разнообразные педагогические средства: события общественно-политической, трудовой, духовно-культурной жизни общества; промышленность; сельское хозяйство; наука; техника; спорт и т. д.
В конечном счете наш потенциальный гуманист и добротворец высокого уровня уже в начальной школе должен усвоить истину, что высшую нравственную ценность Человека составляет единство его слов и поступков, которое должно стать повседневной нормой его поведения.
Магистральным путем культивирования доброты и развития потребности в добротворчестве избирается интеграция нравственного просвещения и общественной деятельности на пользу окружающим - синтез теории и практического освоения гуманистического образа жизни.
Сочетание теории с практикой сулило педагогам-исследователям весомый практический выход в виде оформления у питомцев доброты повышенных уровней, а потому последовательно программировалось и планомерно внедрялось в жизнедеятельность экспериментальных классов. Так, например, работа по воспитанию у младших школьников доброты посредством их посильной деятельности на пользу общешкольного коллектива, как правило, включала: 1. Оказание посиль-
ной помощи школьной библиотеке в ремонте книг. 2. Изготовление цветных флажков для украшения школьного здания в День знаний, к общегосударственным праздникам и торжественным датам. 3. Подключение к операциям подростков и старшеклассников по сбору макулатуры и вторичного сырья. 4. Подготовка и проведение серии концертов для родителей и для шефов-пятиклассников. 5. Проведение плановых концертов для воспитанников подшефного детского сада. При планировании всей этой работы мы исходили из общей цели воспитания подрастающего поколения и учитывали особенности общей воспитанности, а также конкретной стадии физического развития, интеллектуальной, трудовой, эстетической зрелости классного коллектива.
Анализ хода и итогов интегрирования нравственного просвещения существенной деятельности в процессе воспитания младших школьников позволяет нам определить основные требования к работе в этом плане, формулировки которых можно рассматривать как методические рекомендации для учителей начальных классов и всех лиц, причастных к пестованию добрых, чутких и заботливых юных граждан.
1. Четкое определение и научное обоснование структуры и иерархи и потребностно-мотивационных, интеллектуально-мировоззренческих, эмоционально-волевых и деятельностно-поведенческих образований в личности каждого младшего школьника, характеризующих его как носителя идеала нашего добропорядочного современника.
2. Разъяснение всему ученическому коллективу сути и показ притягательной силы человеческой доброты как потенциально сплачивающего людей социально-психологического феномена, как средоточия и выражения высокой гуманистической культуры гражданина, как олицетворения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
3. Предъявление детям и доступное для них истолкование педагогического замысла относительно стратегии и тактики подготовки их к жизни и труду истинными гуманистами - отзывчивыми, участливыми, добрыми, благовоспитанными людьми.
4. Определение для каждого ученика близких, средних и дальних перспектив гуманистического самосовершенствования, оптимальное предварительное расположение их на линии перспектив развития коллектива в данном отношении.
5. Планирование и реализация системы нравственного просвещения и общественной деятельности учащихся начальных классов по направлениям: педагог - ученики (прямолинейное воздействие), педагог - шефы (подростки, производственники, студенты, представители заинтересованной общественности микрорайона и города) - ученики, педагог - его коллеги (преподаватели изобразительного искусства, музыки и пения, физической культуры, факультативов) и сподвижники (тренеры детских спортивных команд, руководители студий, ансамблей, хоровых и хореографических коллективов, детских специализированных станций и объединений) - ученики, педагог - родители школьников - ученики (опосредованное воздействие).
6. Стимулирование у детей потребности в добротворчестве актуальным содержанием их жизнедеятельности, адекватными педагогическому замыслу и отвечающими возрасту воспитуемых организационными формами их общественно-политической и морально-эстетической практики, подводящими к конкретным ситуациям работы и духовно облагораживающими ребят средствами образовательно-развивающего воздействия, активизирующими добродетельно-альтруистические душевные порывы детей методическими приемами.
7. Систематическое и целенаправленное упражнение подопечных в проявлении действенной доброты по отношению к окружающим людям, энергичное побуждение их к участию в акциях милосердия, добро- и миротворчества, заботы о людях, инвалидах, престарелых, о всех нуждающихся в практической помощи ребят.
8. Обеспечение научно-педагогического управления жизнедеятельностью питомцев и методической помощи воспитателям всех рангов в подготовке юной смены, отличающейся добротой как существенным личностным качеством.
С целью пробуждения, становления и утверждения потребности в добротворчестве у младших школьников обеспечивается гармонизация влияния на них комплекса адекватных исследовательскому замыслу объективных и субъективных факторов.
На протяжении тысячелетий лучшие умы человечества вынашивали идею формирования гармонической и всесторонне развитой личности. На необходимость устремления подрастающих поколений к оптимальному сочетанию личных и общественных интересов указывают в своих работах П. П. Блонский, О. С. Богданова, Е. П. Бутузова, В. М. Коротов, Л. В. Кузнецова, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. С. Мухина, В. И. Петрова, Ю. П. Сокольников, В. Ф. Фарфо-ровский, Г. Н. Филонов, С. Т. Шацкий и др. Они отмечают, что нужно с самого раннего детства, а тем более на школьной скамье, учить наших детей полноценно жить и проявлять себя среди людей, чувствовать другого человека, соотносить свои желания и поступки с желаниями и поступками сверстников, с заботами и нуждами окружающих взрослых людей.
Никогда не утрачивает своей педагогической значимости стоящая перед учителем задача - помнить о том, что зло и жестокость заразительны. Поэтому он должен сделать все, чтобы серд-
ца малышей не очерствели, чтобы увеличивалось добро в окружающем ребенка мире. Его священная обязанность и назначение - укрепить у детей веру в конечную победу добра, создавая для этого ситуации, как раз и требующие от них настоящего добротворчества. Сегодня это сложнейшая, очень тонкая, но абсолютно необходимая социально-педагогическая работа школы. Особое внимание следует уделить интеллигентности, которую В. А. Караковский характеризует как «особое свойство личности» [1]. Она сегодня выступает в качестве критерия и показателя духовно -нравственной воспитанности гражданина, которая проявляется в приветливости и скромности, в способности слушать и не мешать другим, в доброте и умении незаметно прийти на помощь человеку, в чистоте языка и чистоплотности быта.
Суть нашего педагогического кредо раскрывает ставшее исходной позицией исследования убеждение в том, что продуктивность организуемого и управляемого нами процесса прямо пропорционально зависит от степени гармонизации объективных и субъективных факторов, влияющих на ход образовательно-воспитательной работы и детерминирующих результатов.
В качестве объективных мы рассматриваем социальный и социально-педагогический факторы.
Социальный фактор задается типом государства и характером общественного устройства, включает в себя конкретно-исторические, общественно-политические обстоятельства, экономическую ситуацию, разделяемые официальными структурами идеологические постулаты и морально-эстетические ценности, а также феномен духовно-культурной жизни общества. Он определяет характер и ведущие направления образовательно-воспитательной деятельности соответствующих органов государства и общественных систем, предполагает философско-методологические позиции для обоснования реализуемой стратегии подготовки детей и юношества к жизни и труду.
Социально-педагогический фактор, стимулирующий расширенное воспроизводство доброты как существенного личностного качества у младших школьников, представляет собой профессионально-управленческое участие государства и многообразное сотворчество общества в жизнедеятельности системы образования и воспитания подрастающих поколений. Эффективность его функционирования как движущей силы развития гуманистических начал в массе учащейся детворы опосредуется прежде всего: а) степенью выраженности творческого отношения к управлению образовательно-просвещенческой сферой и воспитательными структурами; 6) профессионализмом интерпретаций и методической разработки государственно-теоретической и жизненно-практической подготовки юной смены; в) соответствующим материально-техническим и программно-методическим обеспечением школ, внешкольных и культурно-просветительных учреждений для детей и молодежи; г) способностью стимулировать и организовывать целенаправленное подключение к образовательно-воспитательному процессу разных слоев общественности на уровнях микро- и макросреды; д) искусством координации сил и фокусирования на вопросах общественного воспитания заинтересованного внимания всех общественных и государственных институтов (идеологии, морали, права, промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и т. д.).
К субъективным факторам, стимулирующим рост гуманистической мотивации и формирование добротворческого поведения у учащихся начальных классов, мы относим психолого-педагогический. педагогический и психологический.
Психолого-педагогический фактор находит свое выражение в общеличностной и профессиональной характеристике учителя-воспитателя, занимающегося с детьми. Поскольку педагог объективно является центральной фигурой процесса воспитания подлинных гуманистов, мы с коллегами по Тверской лаборатории на основе многопланового коллективного исследования составили своеобразный кодекс современного учителя общеобразовательной школы, который представляет собой текстуальное описание всего комплекса требований к его личности. Он базируется на аналогичных требованиях, разработанных в свое время такими специалистами в этой области, как З. А. Гришин, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков.
В формировании доброты у ребят мы старались отдать дань всем принципам воспитания, исповедуемым отечественной педагогической теорией, развертывая их действие на всех направлениях работы и создавая соответствующие благоприятные условия. Так, на описанном магистральном пути развития гуманизма у учащихся из экспериментальных классов - при установлении прочной и эффективной взаимосвязи элементов нравственного воспитания - нами предусматривались:
а) целесообразное сочетание теоретической и практической подготовки детей к налаживанию и укреплению добрых, уважительных взаимоотношений с людьми, рачительно-хозяйского подхода к природе и материальным ценностям, всестороннему самосовершенствованию в процессе приобщения к достижениям общечеловеческой культуры и искусства;
б) объединение и координация усилий школы, семьи, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по реализации духовно-нравственных сокровищ планеты в детской и молодежной среде;
в) охват этическим просвещением и высоконравственной жизненной практикой всех без исключения вверенных нам представителей юной смены;
г) обеспечение непрерывности облагораживающего воспитательного воздействия на нравственную сферу растущих питомцев путем соблюдения преемственности от младших звеньев системы образования к старшим и внедрение «сквозных» программ воспитательной работы;
д) использование активных и многоплановых форм жизнедеятельности подопечных - фестивалей, смотров, олимпиад, праздников, путешествий, спартакиад, предоставляющих обучающимся широкое пространство для объективирования нравственных знаний, приобретения и развития умений, навыков и привычек подлинно человеческого поведения;
е) адекватная величественной идее формирования морально устойчивой личности методическая инструментовка учебно-воспитательного процесса, характеризующаяся широтой диапазона используемых педагогических приемов, их оригинальностью и соответствием возрастным особенностям членов экспериментальных групп.
Обоснование значимости педагогического фактора в развитии детей как милосердных, сострадающих, добрых и участливых граждан может быть усилено обращением к такому условию как объединение в данном процессе учительских и родительских устремлений.
Психологический фактор, способствующий наращиванию фонда гуманистических, добро-творческих потенций младшего школьника, заключен в самом ученике. Это - его внутренняя сфера - потребностно-мотивационный, ценностно-мировоззренческий, эмоционально-волевой аспекты личности и их концентрированное выражение в поведении учащегося.
Введение в строй, приведение в целесообразное движение и гармонизация функционирования всех групп факторов, способствующих зарождению, вызреванию и утверждению доброты в личности младшего школьника как ее существенного качества, позволяет с большой долей уверенности в успехе прогнозировать высокие результаты в этой работе.
В методическом плане необходимо задействовать возможно большее количество рациональных приемов - своеобразный оптимум воспитательных воздействий на идейно-нравственную сферу личности воспитанника.
1-й прием - стимулирование роста у учащихся потребности в гуманистическом, добро-творческом самосовершенствовании.
2-й прием - разъяснение детям сути и содержания норм, правил гуманного поведения как олицетворения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
3-й прием - формирование в ученическом коллективе здорового общественного мнения по вопросам гуманистической нравственности и использование его как инструмента социально -педагогического влияния на сознание учащихся.
4-й прием - пробуждение и поддержание у учащихся оптимизма относительно осуществимости замысливаемых благородных предприятии и достижения поставленных целей гуманистического самосовершенствования.
5-й прием - показ питомцам привлекательных образцов проявления доброты, личная действенная забота об обеспечении детей средствами гуманистического развития, создание атмосферы доброжелательности в школе.
6-й прием - программирование системы ситуаций жизнедеятельности детского коллектива, предполагающих выбор воспитуемыми варианта проявления доброты и активное включение в его реализацию.
7-й прием - внедрение посильной самостоятельности и педагогически оправданных элементов самоуправления младших школьников в процесс проведения ими добротворческих акций.
8-й прием - подкрепление усилий воспитателей в интеллектуально-мировоззренческом развитии юных граждан целенаправленным воздействием на эмоционально-волевую сферу, на их гуманистические чувства.
9-й прием - обеспечение тесной взаимосвязи с сотрудничающими педагогами и воспитателями в развитии у учащихся доброты как существенного личностного качества.
Обоснованное оперирование названными выше и другими приемами воплощения в учебно-воспитательную практику всей гаммы объективных и субъективных факторов, позволяющих стимулировать развитие потребности младших школьников в гуманистическом самосовершенствовании, создает богатейшие возможности для оптимизации педагогической деятельности в данном направлении. Степень действенности каждого из них или их органических сочетаний зависит от характера и особенностей конкретной учебно-воспитательной ситуации и от содержания вытекающих из этой ситуации педагогических задач.
В целом же представленная совокупность рациональных методических приемов подготовки юных гуманистов может быть рекомендована к применению в массовом опыте воспитания учащихся начальных классов.
Богатая педагогическая инструментовка образовательно-воспитательного процесса, предлагаемая нами, является важным условием успешного решения задач духовно-нравственного воспита-
ния младших школьников: общечеловеческие духовно-нравственные ценности - ориентир и теоретико-методологическая основа формирования личности современного школьника; использование идей мира и дружбы между народами в формировании у детей и юношества потребности в добротворчестве; развитие у детей интереса к человеку как высшей ценности и уважения к его достоинству как предметное использование нравственного потенциала общечеловеческих ценностей и составная часть формирования у них потребности в добротворчестве; использование добротворческих традиций народной педагогики в современных условиях как источника воспитания доброты у младших школьников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М.: Просвещение, 1996.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 1999. - 18 окт.
3. Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2002.
УДК 37.032 ББК 74.20
Е. А. Пальмова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье дается характеристика понятия «диагностическая культура учащихся», рассматриваются ее основные составляющие. Особое внимание уделяется анализу педагогических условий формирования диагностической культуры учащихся средней школы. Ряд положений подтверждается цитатами из авторитетных источников.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, диагностическая культура, педагогические условия, учащиеся.
E. A. Palmova
PEDAGOGIC CONDITIONS OF FORMING OF PUPILS' DIAGNOSTIC CULTURE
Abstract. In this article, the notion "Diagnostic culture of pupils" is analyzed and its main components are characterized. Special attention is paid to the analysis of pedagogic conditions of forming of pupils' diagnostic culture at the stage of secondary education. A number of ideas are confirmed by quotations from authoritative resources.
Key words: pedagogic diagnostics, diagnostic culture, pedagogic conditions, pupils.
В последние годы в практике отечественного образования наблюдается все более возрастающая потребность в получении объективных и надежных данных об эффективности образовательного процесса, уровне личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ, что влечет за собой поиск новых форм и методов их оценки. Большим потенциалом в этом отношении выступает педагогическая диагностика, относительно новая область педагогического знания. Педагогическая диагностика при широком понимании включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных и их анализ, а также выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития [6, 543].
Эффективность применения инструментария педагогической диагностики зависит не только от его качества, но и от умения педагогов грамотно применять этот инструментарий, умения учащихся работать с ним, меры интереса, желания, активности, сознательности как педагогов, так и учащихся при участии в диагностических процедурах, то есть от уровня сформированности диагностической культуры педагогов и учащихся.
Диагностическая культура учащихся представляет собой «сложное интегративное образование личности учащегося, включающее ряд компонентов: когнитивно-деятельностный, оценочно-личностный, психологический, рефлексивный и реализующее определенные функции: познавательную, рефлексивную, управленческую, функцию социализации» [5, 93].
Когнитивно-деятельностный компонент направлен на формирование у учащихся системы специальных знаний о диагностических процедурах и способов деятельности в ходе их осуществления.
Оценочно-личностный компонент диагностической культуры учащихся в нашем понимании представлен следующими составляющими: системой мотивов самопознания, саморазвития и самоактуализации; восприятием педагогической диагностики как личностно значимой деятельности.