ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Везиров Т.Т.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАТИКОВ-ЮРИСТОВ
XXI век - век становления информационного общества, в котором существенная роль отводится электронным образовательным ресурсам. Главная мировая тенденция развития и применения информационно-коммуникационных технологий обучения основывается на достижениях научно-технического прогресса в сфере образования.
Согласно определению, приведенному в ГОСТ, «электронный образовательный ресурс (далее, ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимое для его использования в процессе обучения»
ЭОР нами рассматривается как средство, дополняющее традиционную методику обучения и позволяющее адаптировать систему образования к различным потребностям общества в образовательных услугах и уровнях подготовки кадров [1].
Одним из основных направлений формирования современной системы высшего профессионального образования в России, является обеспечение нацеленности обучения на новые дидактические средства с использованием ЭОР, в форме мультимедийной среды. Это предусматривается в ряде государственных документов: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» и др.
По нашему мнению, применение ЭОР в обучении является одним из способов развития творческого подхода, повышения его качества и заинтересованности студентов.
Технологии создания и применения электронных образовательных ресурсов посвятили исследования такие авторы, как О.В. Солнышкова [8], Ю.С. Романова [9], Е.Н. Остроумова [10] и многие другие.
Большую роль в формировании профессиональных компетенций играет такое вузовское образование, которое формирует специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производства информации и дальнейшего ее использования.
В своей работе Л.А. Карнаух [7] отмечает, что для развития профессиональной подготовки будущего специалиста процесс обучения в вузе необходимо организовать так, чтобы он стимулировал погружение студентов в работу с информацией, побуждал их сознательно формировать и развивать навыки работы с информацией, давал возмож-
ность закрепить полученные навыки в непосредственной учебной деятельности.
Залог успешного применения электронных образовательных ресурсов в профессиональной подготовке информатиков-юристов заложен в хорошо известных принципах педагогики сотрудничества, которые можно перефразировать следующим образом: «Не к компьютеру за готовыми знаниями, а вместе с компьютером за новыми знаниями».
Современные ЭОР хорошо коррелируют с закономерностями обучения (наглядностью, интерактивностью, сознательностью, систематичностью, проблемностью), дидактическими принципами (направленности обучения, научности, последовательности и систематичности, единства образования, развития и воспитания, связи с реальными профессиональными проблемами, высоким уровнем трудности, быстрым темпом прохождения изучаемого материала, преобладающим значением теоретических знаний, формированием осознанности и владения приемами учения), с принципом создания необходимых условий для обучения (доступности; сознательности, осознанности и действенности образования; сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от его задач, содержания и методов обучения), с категорий форм организации обучения (и ее резервами): коллективного, группового, индивидуального (количество обучаемых); контактного, дистантного (место обучения); последовательного, апплика-тивного, индуктивного, дедуктивного, традуктивного (порядок осуществления обучения) [2].
В практике педагогической деятельности преподавателей ВУЗа можно выделить два основных направления понимания сущности электронных образовательных ресурсов. Отправной точкой для первого направления является понятие «электронный ресурс», предоставляющее возможность исследователям данной проблемы провести знак равенства между любым видом учебного материала в электронной форме и электронным образовательным ресурсом. Таким образом, к электронному образовательному ресурсу можно отнести любой воспроизводимый посредством компьютера информационный продукт.
Основу второго направления определения понятия «электронный образовательный ресурс» составляет рассмотрение ЭОР как комплексного феномена, т.е. это комплексный тематически выстроенный учебный материал, представленный в компьютерной сети. Тогда можно считать, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т.п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области.
По мнению авторов [3], из всех существующих в настоящее время средств обучения только электронные образовательные ресурсы могут составить конкуренцию преподавателю, поскольку могут быть носителями содержательного учебного взаимодействия.
ЭОР нами рассматриваются как один из важнейших элементов информационно-образовательной среды (ИОС) вуза.
Многие авторы [6] отмечают, что внедрение ИОС в вузе увеличивает разнообра-
зие средств обучения, а значит, повышает познавательную активность в ходе самостоятельной работы студентов. В аудиториях к таким средствам относятся: интерактивные доски, классы с системами видеоконференций, компьютеры с доступом к широкому спектру учебного контента, виртуальные тренажёры и др. Вне аудиторий студент получает доступ к различным ЭОР (к электронной библиотеке вуза, к мультимедийным учебникам в сети или на носителях, к видеоконтенту, другим сетевым образовательным ресурсам).
Профессиональная подготовка студентов бакалавриата по профилю «Прикладная информатика в юриспруденции» (далее информатик-юрист) представляет собой сложный процесс, конечной целью которого является формирование у них комплекса компетенций, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности, в частности с использованием ЭОР.
Сложность феномена проблемы профессиональной подготовки информати-ков-юристов заключается в том, что успех в профессиональной деятельности не гарантируется только приобретением необходимых знаний, умений, навыков и формированием профессионально значимых качеств, но необычайно актуализируется способность выпускника к алгоритмическому мышлению и мотивационно-ценностное стремление к постоянному обновлению своих профессиональных знаний.
Именно алгоритмическое мышление обеспечивает информатику-юристу качественную разработку программного обеспечения, создание базы данных в правовой сфере и продуктивную работу с нею. Поскольку знания информатика-юриста не успевают за лавинообразным ростом объема информации вообще и правовой в частности, а также развитием компьютерных средств, причем очевидно, что этот рост в дальнейшем будет только увеличиваться. Поэтому особенно им необходимо своевременное пополнение знаний в соответствии с современными научными разработками и достижениями в данной области. Именно вышесказанное обусловливает специфику профессиональной подготовки информатиков-юристов и определяет формирование у них профессиональных компетенций, важную роль в котором играет ИОС вуза.
Большая часть функций ИОС реализуется вузом в среде виртуального обучения (СВО). Опыт использования в течение последних лет СВО Moodle в учебном процессе Дагестанского государственного университета позволил существенно повысить эффективность профессиональной подготовки студентов. Педагогически обоснованное использование СВО привело к значительной активизации познавательной деятельности студентов. Существенно возросла результативность организации личностноориентиро-ванного подхода в обучении, стало возможным более эффективно реализовывать индивидуализированные методики и траектории подготовки студентов. СВО Moodle также обеспечивает гибкость организационной структуры обучения, интенсифицирует учебный процесс, создает у студентов устойчивую мотивацию, условия для интеллектуальной инициативы и развития мышления.
Одним из способов использования ЭОР в профессиональной подготовке, для развития творческого подхода студентов бакалавриата, повышения качественного обучения и заинтересованности обучаемых является «погружение» в изучаемую дисциплину в форме мультимедийной среды. Таковым является электронный учебно-методический
комплекс (ЭУМК), включающий рабочую программу, теоретический и практический материал, дидактические материалы для организации самостоятельной работы, материалы для контроля знаний. С их помощью студенты могут не только самостоятельно изучать темы по дисциплине, готовиться к практическим занятиям, работать с электронной библиотекой, а также открытыми образовательными ресурсами по теме, но и в любой момент просмотреть и прослушать включенные в электронный курс установочные, обзорные видеолекции, а также видеолекции по любой из тем дисциплины.
Для разработки электронных учебно-методических комплексов нами используются СВО Moodle и инструментальные средства разработки Web-ресурсов.
Использование ЭУМК предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого студента и осуществления перехода от простого усвоения совокупности знаний к деятельностному, развивающему обучению, а в результате - формированию профессиональной компетентности в условиях современной информационно-образовательной среды [4].
ЭУМК по нашим дисциплинам имеет блочно-модульную структуру, основу его содержания составили идеи развивающего, проблемно-модульного и личностно-ориен-тированного обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского методов, направленных на формирование познавательной самостоятельности, творческого развития и саморазвития личности обучающегося.
ЭУМК включает в себя следующие функциональные блоки: информационный блок, теоретический блок, практический блок и контрольный блок.
Учебный процесс с использованием ЭУМК происходит следующим образом. По завершении теоретического раздела модуля обучающийся переходит на прохождение промежуточного тестирования. Промежуточное тестирование является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов и повышающим мотивацию к изучению предмета. Затем на основе анализа результатов тестирования студента определяют переход на уровень сложности практического задания, чтобы обеспечить адекватность степени его подготовленности, а также выдаются индивидуальные задания по неусвоенному материалу. Это способствует более эффективному усвоению учебного материала при самостоятельной работе в индивидуальном режиме в условиях ограниченной методической помощи со стороны преподавателя.
Таким образом, учебный процесс с применением ЭУМК представляет собой структурно-иерархически упорядоченную совокупность циклов познания на основе поставленной цели и диагностики промежуточных и итоговых результатов и обеспечивает целостную технологию учебного познания.
Для определения результативности нашей гипотезы, что профессиональная подготовка информатиков-юристов будет успешней, если использовать электронные образовательные ресурсы, в том числе и ЭУМК на основе СВО Moodle, нами был проведен педагогический эксперимент.
В экспериментальной работе использовались следующие методы исследования: тестирование, анкетирование, беседа, анализ результатов практических работ по дисциплинам «Интеллектуальные информационные системы», «Информатика и программирование», «Информационные системы распознавания в юридической деятельности»,
«Компьютерные системы в судебной экспертизе», наблюдение за работой студентов бакалавриата по профилю «Прикладная информатика в юриспруденции».
До прохождения вышеуказанных дисциплин нами проводился анализ готовности будущих информатиков-юристов к изучению данных дисциплин, а также нами был проведен констатирующий эксперимент, отражающий их оценку эффективности организации учебного процесса с использованием ЭОР.
Проведенный анализ результатов этапа констатирующего эксперимента показал, что роль и функции преподавателя достаточно сильно изменились и теперь он не является единственным источником знаний. Будущие информатики-юристы сознают необходимость постоянного совершенствования собственного профессионального мастерства, и какова роль современных ЭОР в их профессиональном росте.
Эффективность опытно-экспериментальной работы определялась динамикой уровня развития выделенных критериев профессиональной компетентности у будущих информатиков-юристов. Сравнительные данные, характеризующие сформированность основных компонентов профессиональной компетентности будущих информати-ков-юристов (мотивационно-рефлексивного, когнитивного и деятельностного) в результате педагогического наблюдения, подтвержденного экспертной оценкой, выявили четыре уровня профессиональной подготовки: неудовлетворительная, удовлетворительная, хорошая и отличная.
Четвертого уровня профессиональной подготовки мотивационно-рефлексивного компонента достигли 55%, когнитивного - 47% и деятельностного - 43% студентов, что в среднем на 14% больше предыдущего курса, обучаемого без активного применения ЭОР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Везиров Т.Т. Информационно-образовательная среда как условие развития профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная информатика в юриспруденции» [Текст] / Т.Т. Везиров // Научный журнал «Вестник Академии права и управления». - М., 2014. №37 (декабрь). - С. 179-185.
2. Везиров Т.Т. Курс «Электронные образовательные ресурсы» в профессиональной подготовке будущего учителя информатики / Т.Т. Везиров, Т.Т. Рагимова // Экономические и гуманитарные исследования регионов: Научно-теоретический журнал. 2011. №6. Р.н/Д. - С. 59-64.
3. Vezirov T.G., Guseynov R.J., Sultanov E.S., Abdulgalimov R.M., Sorokopud Y.V. Russian Experience of the Unesco's Programs Realization in the Sphere of the Pedagogical Education // BIOSCIENCES BIOTECHNOLOGY RESEARCH ASIA. December 2014. Vol. 11(3), 1631-1638.
4. Рагимова Т.Т. Условия создания и использования электронных образовательных ресурсов в профессиональной подготовке будущих учителей информатики [Текст] / Т.Т. Рагимова // Экономические и гуманитарные исследования регионов: Научно-теоретический журнал. 2011. №1. Р.н/Д. - С. 31-34.
5. Ильмушкин Г.М. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективности подготовки специалистов в области информационных технологий [Текст] / Г.М. Ильмушкин // Образование в техническом вузе в XXI веке: международный межвузовский научно-методический сборник / ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия». - Вып.4. - Набережные Челны: Изд-во Кам.гос.инж.-экон. акад., 2009. - С. 92-94.
6. Мальченко Н.С. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационно-образовательной среды вуза [Текст] / Н.С. Мальченко, Елисеев А.Б., Бессарабова В.В. // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ». - Минск, 2012. - С. 198 - 203.
7. Карнаух Л.А. Подготовка студентов к функционированию в информационном обществе [Текст] / Л.А. Карнаух // Материалы IV международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки», 2930 сентября, Том 2, North Charieston, USA, 2014. - С. 50-53.
8. Солнышкова О.В. Технология разработки интерактивных электронных образовательных ресурсов для подготовки студентов архитектурно-строительных направлений [Текст] / О.В. Солнышкова // Фундаментальные исследования №10, 2013. - С. 2295 - 2299.
9. Романова Ю.С. Электронный учебников информационно-образовательной среде вуза [Текст] / Ю.С. Романова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №2. С. 38-40.
10. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста [Текст] / Е.Н. Остроумова // Научный журнал «Фундаментальные исследования». - 2011. - № 4 - стр. 3740.000