реализации; создается атмосфера духовности, свободы творчества.
Мы видим, что дух демократизма, гуманистические приоритеты, верность прогрессивным традициям остались неизменными в течение всего исторического пути этого учебного заведения.
Сегодня Крымский гуманитарный университет уверенно смотрит в будущее, так как имеет большой опыт в освоении передовых образовательных технологий, а качество и надежность полученного в его стенах образования доказывает его право на собственное место в образовательном процессе Крыма, России, Украины, стран Европы.
АННОТАЦИЯ
В статье предпринята попытка проанализировать основные этапы становления учебного заведения и определить тенденции развития университета.
Ключевые слова: исторические этапы развития, училище, институт, университет.
SUMMARY
This article attempts to analyze the main stages of the educational institution and identify trends in the development of the university.
Key words: historical stages of development, college, Institute, University.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка студентов университета: теория и опыт исследования / А. В. Глузман. - К. : Поисково-издательское агентство, 1998. - 251 с.
2. Образование и педагогическая мысль Крыма (ХХ - начало ХХ1)/[ под общ. ред. А.В. Глузмана, Л.И. Редькиной.] - К. : Наукова думка, 2008. - Т.2. - 360 с.
3. Проблемы совершенствования преподавания / [под ред. В. Н. Узунова]. -Симферополь : Бизнес-Информ, 2004. - 111 с.
4. Якубов Ф. Я. Образование - основа интеграционных процессов / Ф. Я. Якубов / Диалог культур: проблемы интеграции в крымском сообществе. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2002. - С. 33-32.
С. А. Стряпчая
УДК 378.1
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Современное гуманитарное образование закладывает фундамент мировоззренческого, культурного, личностного развития студента, осуществляя связь процесса приобретения знаний с философской мыслью, достижениями мировой и национальной культур.
В парадигму личностно ориентированного образования, на гуманистические ценности которого изначально ориентирован образовательный процесс в Крымском гуманитарном университете, органично вписывается воспитательная внеаудиторная работа.
Гуманитарному университету просто предопределено иметь то, что классик назвал «лица необщим выраженьем». Вуз является средоточием духовной культуры, приобщая студентов к ценностям мирового и национального искусства, философской мысли, с п о с обствуя их устремлению к развитию собственных художественных способностей, эффективной социологизации. В этом смысле интересен опыт работы клубов и музеев в стенах университета.
Именно поэтому целью статьи является презентация нескольких творческих инициатив, реализованных студентами и преподавателями Крымского гуманитарного университета в форме клубной, музейной, концертно-конкурсной деятельности, развернувшейся в стенах вуза.
Клубная и музейная работа сама по себе не является инновационной, однако современные технологии организации деятельности музеев и клубов, профессионализм и
Фото 1. На заседании «Клуба социального и правово го кино» 22 ноября 21012 года: работа с постерами фильма «Железная леди» (Великобритания).
энтузиазм их создателей позволяют актуализировать интеллектуальную и культурную составляющую в целостном образовательном процессе, способствуют более эффективному развитию творческих способностей студентов, побуждая их к самосовершенствованию и самореализации.
Интересный опыт представлен в работе Клуба социального и правового кино «Выход рядом» (создан в 2010 году по инициативе студентов) - опыт социализации молодых людей, жаждущих реализации своих экзистенциальных потребностей. Четыре киносезона позволили студентам не только познакомиться с шедеврами мирового кинематографа, но и встретиться с режиссёрами, известными правозащитниками, политологами, учёными. В дискуссиях, ролевых играх, горячих дискуссиях и групповых формах работы вокруг содержания известных художественных и документальных фильмов
складывается и шлифуется мировоззрение студентов, вызревают чувства личной причастности и ответственности за всё происходящее в таком необъятном, но хрупком мире. Вместе со свободой слова студент обретает свободу мысли, понимание ответственности за свои действия и поступки, необходимости саморазвития, самореализации и самосовершенствования.
«Клуб свободных мыслителей» позиционирует себя как добровольное сообщество преподавателей и студентов, которые хотят и не боятся думать, привлекает возможностью «принимать участие в головокружительных играх разума». На заседаниях клуба, начавшего свою работу в 2011 году, студенты постигают границы личной свободы, осознают себя как неповторимую индивидуальность. Заседания на темы «Никто не даст нам коррелятов: ни Бог, ни царь и ни доцент», «Я сегодня не такой, как
Фото 2. Аудитория во время заседания «Клуба свободных мыслителей», осень 2013 г.
вчера, или Гений чистой идентичности», «Ретардация инверсивных концептуалов» собирало большое число студентов и преподавателей.
Студенты, выступавшие на заседаниях клуба, демонстрировали оригинальную траекторию мысли, пронзительность откровенных признаний, кульбиты неожиданных или парадоксальных умозаключений. Возможно, здесь рождаются будущие Сократы и Аристотели? Юные мыслители, осенённые античной мудростью и приобщённые к современному знанию, определяют координаты личностно значимой системы ценностных ориентаций.
Жизнеутверждающий пафос призыва ко всем желающим приобщиться к «интеллектуальным изыскам» даёт надежду неофитам приобрести опыт самоидентификации, поскольку вопрос «Ты кто такой?» (тема одного из заседаний) адресован, скорее, не собеседнику (другому), а самому себе. А это
задача отнюдь не из самых лёгких (вспомним Ф. Вийона: «Я знаю всё, но только не себя...»). Человека, жаждущего познать себя, мир встречает со студенческой беззаботностью («Здрась-сь-те!»), как кажется молодым. Этот оптимизм был задан, пожалуй, первым заседанием клуба на тему «Этот безумный, безумный, безумный...Шар!»
Этот Шар (он же геометрическая фигура, он же форма небесного тела, архитектурная форма и пр.), по мнению студентов, интересен и весел в своём безумии, а по-нашему, он ещё и символ планеты Земля, на которой никогда не переведётся студенческое племя!
Пожалуй, никогда ещё педагогическая среда не испытывала столько проблем в формировании эстетической компетенции студентов, как сегодня: недостаток общей культуры, многообразие молодёжных субкультур, подмена подлинных эстетических ценностей псевдокультурой сомнительных
20////
Фото 3. Во время заседания клуба «Бенефис»: выступает талантливая м олодая пианистка Е. Кругляк, 2013 г.
сайтов привели к определённой дезо -риентации молодёжи в сфере прекрасного.
Не только познакомить, но и приобщить всех желающих к многоликому миру искусства помогает Клуб «Бенефис», собравший под своими сводами преподавателей и студентов, причастных к искусству, желающих поделиться своим творчеством. Бенефициантами становятся как преподаватели и студенты, так и выпускники вуза, что особенно дорого: посеянное ранее «разумное, доброе, вечное» даёт замечательные всходы профессионализма, любви и благодарности.
Предметом заседания может стать удивительный вокальный диапазон молодого талантливого педагога, аэродизайнерские способности и поразительное жизнелюбие студента-дизайнера (заседание «Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик!»), головокружительная телевизионная карьера (от ялтинского ТВ до канала СТБ Украины) выпускницы-филолога (заседание «Телевидение сотворено по вашему образу и подобию, или Жвачка для глаз»).
Клуб «Бенефис» держит свои двери распахнутыми для всех креативных личностей, призывая: «Если Вы почувствовали необходимость и желание пуститься во все тяжкие творческих изысков - присоединяйтесь!».
Нет, пожалуй, ни одного вуза, который бы не имел своих музеев. В первую очередь, это музеи истории создания, становления и развития учебного заведения. Такой музей, безусловно, есть и в КГУ. Летопись в лицах и событиях помогает воспитывать чувства патриотизма, гордости за А1шаМа1ег, уважения к его создателям.
Идея приобщения студентов к сокровищнице народной культуры, воспитание чувства патриотизма неразрывно связаны с созданием музеев, основателями которых являются члены педагогического коллектива. У истоков Музея кобзарства Крыма и Кубани стоял истинный подвижник кобзарства -А. Ф. Нырко (1926-2005) - отличник народного образования Украины, заслуженный работник культуры Украины, преподаватель класса бандуры, основатель капеллы бандуристов КГУ, первый заведующий музем.
Благодаря целеустремлённости Алексея Фёдоровича, его учеников и последователей, в музее заняли достойное место экспонаты, бережно собираемые почти полвека. Музей создан по дизайнерскому проекту Центра пластических искусств КГУ (руководитель центра - заслуженный художник Украины С. А. Милокумов). На стендах и витринах -более пятисот экспонатов: это и раритетные бандуры конца 19 - начала 20 века, и великолепные образцы украинских прикладных ремёсел (вышитые рушники и салфетки, керамические скульптуры), фотографии, печатная продукция (концертные афиши, газеты, журналы, книги), отражающие историю и современность кобзарского искусства, украинской истории, культуры и литературы, включая редкие издания, аудио- и нотный фонд.
Но это не просто музей в привычном понимании этого слова, это и просветительский, и научно-исследовательский, и учеб-
ный центр, известность которого шагнула далеко за пределы Ялты. Студенты и посетители музея имеют возможность не только созерцать выставочные экспонаты, к которым прикасались вдохновенные персты известных крымских кобзарей-бандуристов, но и услышать живые звуки легендарных струн.
Цель деятельности музея - привлечение молодого поколения к изучению и сохранению историко-культурного наследия народа, формирование образованной творческой личности, содействие возрождению и совершенствованию национальной системы образования.
К уникальным музейным экспозициям можно отнести Музей денег. Нумизматы из числа профессорско-преподавательского состава и студенческой среды - из круга будущих банкиров и финансистов - инициировали создание этого интереснейшего музея. Творческий коллектив поставил своей задачей изучение и представление истории монетного дела и денежного обращения. В перспективе создатели видят свой музей включённым в перечень музеев Ялты, что расширит его возможности. Но уже и сегодня Музей денег, будучи открытым для всех желающих, в первую очередь, для школьников Крыма, осуществляет интенсивную экскурсионную деятельность, что является лучшей профориентацией для тех, кто хочет избрать свою будущую профессию в экономической сфере.
Вопреки тому, что в XXI веке деньги, благодаря развитию системы электронных платежей, всё в большей степени становятся виртуальными, интерес к «живым» деньгам -монетам и банкнотам - не угасает. Экскурсанты узнают интригующие истории о судьбе денег с момента их появления в процессе развития цивилизации и до сегодняшнего дня, включая такую грустную реалию, как фальшивомонетничество.
Музей образовательного учреждения, в отличие от музеев другого типа, интегрирован в учебно-воспитательный процесс:
посредством своих фондов и форм деятельности он тесно связан с преподаванием профессионально ориентированных дисциплин, с дополнительным образованием, научно-просветительской деятельностью. Его экспонаты - живое свидетельство денежного производства и обращения с античных времён до сегодняшнего дня. В фондах музея -монеты и банкноты различных стран мира, в том числе стран, прекративших своё существование.
Благодаря эффективному управлению, музейная педагогика явилась действенным средством приобщения студентов к конкретному общественно полезному делу, в процессе которого они становятся исследователями, реставраторами и художниками, экспозиционерами и хранителями, лекторами и экскурсоводами, приобретая ценный опыт в сфере музеологии.
В университете реализован ещё один уникальный проект - создан учебный банк, на базе которого студенты специальностей «Финансы и кредит» и «Банковское дело» проходят различные виды практик.
Эффективной реализации проекта предшествовала серьёзная научная и организационная работа, что дало возможность впоследствии, опираясь на приобретённый опыт, проводить в институте конференции, круглые столы, выставки, конкурсы научных и творческих работ профессорско-преподавательского состава и студентов, семинары-практикумы, лекции-презентации. Учебный банк - это своего рода интеллектуальный тренажёр, современная лаборатория, в которой в условиях, максимально приближенных к реальным, студенты овладевают профессиональными навыками. Такой инновационный вид учебной деятельности даёт возможность поднять финансово -экономическое образование в университете на качественно новый уровень, повысить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.
Одной из задач гуманитаризации высшего образования является воспитание
высокой эстетической культуры, формирование эстетического опыта личности. Музыкальному искусству в этом принадлежит особая роль.
В рокот прибрежных ялтинских волн гармонично вливаются аккорды музыкальных фестивалей и конкурсов, учредителем, организатором или участником которых является наш университет - вуз с богатейшими традициями музыкальной педагогики. Это фестивали эстрадного и фольклорного искусства, камерных хоровых коллективов «Ялта - Глория», детских хоровых коллективов «Ялта - Виктория», форум классической музыки «Звёзды планеты».
Наибольшую известность и признание музыкальной общественности получил конкурс молодых исполнителей «Крымская весна», инициированный университетом ещё в 2001 году. Конкурс продолжает традиции национальной исполнительской школы, вносит значительный вклад в воспитание исполнительской культуры участников различного возраста и статуса - от учащихся музыкальных школ до студентов музыкальных отделений вузов. За эти годы участниками конкурса стали более 3000 молодых дарований из 60 городов разных стран мира: России, Украины, Польши, США, Беларуси, Сербии, Молдовы, Узбекистана, Китая, Японии, Парагвая.
Благодаря такой обширной географии, участники конкурса и гости имеют уникальную возможность приобщиться к лучшим образцам музыкального наследия и современным достижениям национальных композиторских и исполнительских школ. Диапазон номинаций фестиваля-конкурса «Крымская весна» позволяет представить практически все сферы музыкального искусства в номинациях «Вокал», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые инструменты», «Струнно-смычковые инструменты», «Инструментальный ансамбль».
В рамках конкурса выкристаллизовался и отделился в самостоятельную структуру Международный конкурс вокального искус-
ства имени Николая и Милии Полудённых -известных в Украине и России артистов (Н. Полудённый - народный артист Украины, заслуженный артист России, М. Полу-дённая - заслуженная артистка Украины) -доцентов кафедры дирижирования, вокала и хорового искусства КГУ, безвременно ушедших из жизни.
В 2011 году Международный фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Крымская весна» получил статус академического, он сертифицирован в соответствии с международными стандартами.
Престиж конкурса определяется и составом его жюри. Председателями жюри в различных номинациях являются блестящие музыканты и талантливые педагоги: народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств, профессура музыкальных кафедр. Это предоставляет уникальную возможность обменяться педагогическим и исполнительским опытом: провести научно-практические семинары, мастер-классы. Неизменным председателем оргкомитета конкурса является ректор КГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик Глузман Александр Владимирович. Директор конкурса - проректор по воспитательной работе КГУ, заслуженный деятель искусств АРК, лауреат международных конкурсов, член Международной ассоциации фортепианных дуэтов Крыма, обладатель многих международных наград, в том числе ордена «Лавры Славы» - Веселова Елена Леонидовна.
Безусловной гордостью фестиваля „Крымская весна" являются его лауреаты и обладатели Гран При - молодые талантливые исполнители, которые успешно выдержали концертные испытания и получили заслуженное признание профессионального жюри. Именно им предоставляется возможность выступления в каждом последующем конкурсе в сопровождении Академического симфонического оркестра Крымской государственной филармонии.
Пробегая по «волнам памяти», вспоминаю одну историю более чем 30-летней давности. Посещая католический храм как памятник архитектуры во время туристической поездки в Польшу, наша делегация советских учителей с удивлением узнала, что при костёлах работают наиболее востребованные у родителей детские садики. На естественный вопрос о том, как это согласуется с образовательной системой социалистической Польши, гид ответил: «Церковь не научит ребёнка плохому».
Простота и мудрость этой мысли сегодня кажутся неоспоримыми. Современность доказывает, что государство и церковь, законодательно разделённые, могут успешно сотрудничать в воспитании гражданина. Объединяющим звеном является общее духовно-нравственное начало, поскольку идеи светского гуманизма и духовных ценностей удивительным образом совпадают: это любовь к истории, традициям и обычаям страны, подвижнический труд, незыблемость семьи и брака, милосердие и благотворительность как нравственный долг и духовная потребность человека.
Уникальным можно признать опыт КГУ в попытке обеспечения взаимодействия светского характера образования как конституционно закреплённой нормы и духовного просвещения путём введения специализаций «Иконопись» и «Регентство» на специальностях «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». Благословение митрополита Лазаря, кадровый состав ведущих кафедр (заслуженные деятели искусств, высокопрофессиональные мастера) дают надежду на качественную подготовку специалистов, сочетающих в себе современные знания и знания о многовековой христианской духовной культуре. Освоению новых специализаций предшествовала многолетняя кропотливая работа по интеграции православной культуры Крыма в образовательный процесс (курсы доктора педагогических наук, профессора Л. И.Редькиной), сотрудничество с Крымской епархией и Академией духов-
ного развития человека. Религия - незыблемый общественный институт, поддерживающий этические принципы организации социума. Крым является не только полиэт-ничным, поликультурным, но и поликонфессиональным пространством, поэтому принцип толерантности в обществе с разными вероисповеданиями является нравственным законом и долгом гражданина. Для интериоризации подлинных нравственных и духовных ценностей студенческий возраст является оптимальным.
Современные нетрадиционные формы и методы внеаудиторной работы Крымского гуманитарного университета ориентированы на формирование высокой эстетической и духовной культуры личности студента, развитие его творческого потенциала, становление его как гражданина и будущего профессионала.