Научная статья на тему 'Творческая инициатива - необходимое условие деятельности современного вуза'

Творческая инициатива - необходимое условие деятельности современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ВУЗ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CREATIVE INITIATIVE / HIGH SCHOOL / LIBERAL ARTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стряпчая Светлана Алексеевна

В статье раскрыто значение творческой инициативы как необходимого условия деятельности современного высшего учебного заведения на примере Крымского гуманитарного университета. Проводится презентация творческих инициатив, реализуемых студентами и преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative initiatives - prerequisite activities modern of university

In the article the importance of creativity as a prerequisite for activity of the modern institution of higher education on the example of Crimean Humanitarian University. The presentation of creative initiatives undertaken by students and teachers.

Текст научной работы на тему «Творческая инициатива - необходимое условие деятельности современного вуза»

реализации; создается атмосфера духовности, свободы творчества.

Мы видим, что дух демократизма, гуманистические приоритеты, верность прогрессивным традициям остались неизменными в течение всего исторического пути этого учебного заведения.

Сегодня Крымский гуманитарный университет уверенно смотрит в будущее, так как имеет большой опыт в освоении передовых образовательных технологий, а качество и надежность полученного в его стенах образования доказывает его право на собственное место в образовательном процессе Крыма, России, Украины, стран Европы.

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка проанализировать основные этапы становления учебного заведения и определить тенденции развития университета.

Ключевые слова: исторические этапы развития, училище, институт, университет.

SUMMARY

This article attempts to analyze the main stages of the educational institution and identify trends in the development of the university.

Key words: historical stages of development, college, Institute, University.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка студентов университета: теория и опыт исследования / А. В. Глузман. - К. : Поисково-издательское агентство, 1998. - 251 с.

2. Образование и педагогическая мысль Крыма (ХХ - начало ХХ1)/[ под общ. ред. А.В. Глузмана, Л.И. Редькиной.] - К. : Наукова думка, 2008. - Т.2. - 360 с.

3. Проблемы совершенствования преподавания / [под ред. В. Н. Узунова]. -Симферополь : Бизнес-Информ, 2004. - 111 с.

4. Якубов Ф. Я. Образование - основа интеграционных процессов / Ф. Я. Якубов / Диалог культур: проблемы интеграции в крымском сообществе. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2002. - С. 33-32.

С. А. Стряпчая

УДК 378.1

ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Современное гуманитарное образование закладывает фундамент мировоззренческого, культурного, личностного развития студента, осуществляя связь процесса приобретения знаний с философской мыслью, достижениями мировой и национальной культур.

В парадигму личностно ориентированного образования, на гуманистические ценности которого изначально ориентирован образовательный процесс в Крымском гуманитарном университете, органично вписывается воспитательная внеаудиторная работа.

Гуманитарному университету просто предопределено иметь то, что классик назвал «лица необщим выраженьем». Вуз является средоточием духовной культуры, приобщая студентов к ценностям мирового и национального искусства, философской мысли, с п о с обствуя их устремлению к развитию собственных художественных способностей, эффективной социологизации. В этом смысле интересен опыт работы клубов и музеев в стенах университета.

Именно поэтому целью статьи является презентация нескольких творческих инициатив, реализованных студентами и преподавателями Крымского гуманитарного университета в форме клубной, музейной, концертно-конкурсной деятельности, развернувшейся в стенах вуза.

Клубная и музейная работа сама по себе не является инновационной, однако современные технологии организации деятельности музеев и клубов, профессионализм и

Фото 1. На заседании «Клуба социального и правово го кино» 22 ноября 21012 года: работа с постерами фильма «Железная леди» (Великобритания).

энтузиазм их создателей позволяют актуализировать интеллектуальную и культурную составляющую в целостном образовательном процессе, способствуют более эффективному развитию творческих способностей студентов, побуждая их к самосовершенствованию и самореализации.

Интересный опыт представлен в работе Клуба социального и правового кино «Выход рядом» (создан в 2010 году по инициативе студентов) - опыт социализации молодых людей, жаждущих реализации своих экзистенциальных потребностей. Четыре киносезона позволили студентам не только познакомиться с шедеврами мирового кинематографа, но и встретиться с режиссёрами, известными правозащитниками, политологами, учёными. В дискуссиях, ролевых играх, горячих дискуссиях и групповых формах работы вокруг содержания известных художественных и документальных фильмов

складывается и шлифуется мировоззрение студентов, вызревают чувства личной причастности и ответственности за всё происходящее в таком необъятном, но хрупком мире. Вместе со свободой слова студент обретает свободу мысли, понимание ответственности за свои действия и поступки, необходимости саморазвития, самореализации и самосовершенствования.

«Клуб свободных мыслителей» позиционирует себя как добровольное сообщество преподавателей и студентов, которые хотят и не боятся думать, привлекает возможностью «принимать участие в головокружительных играх разума». На заседаниях клуба, начавшего свою работу в 2011 году, студенты постигают границы личной свободы, осознают себя как неповторимую индивидуальность. Заседания на темы «Никто не даст нам коррелятов: ни Бог, ни царь и ни доцент», «Я сегодня не такой, как

Фото 2. Аудитория во время заседания «Клуба свободных мыслителей», осень 2013 г.

вчера, или Гений чистой идентичности», «Ретардация инверсивных концептуалов» собирало большое число студентов и преподавателей.

Студенты, выступавшие на заседаниях клуба, демонстрировали оригинальную траекторию мысли, пронзительность откровенных признаний, кульбиты неожиданных или парадоксальных умозаключений. Возможно, здесь рождаются будущие Сократы и Аристотели? Юные мыслители, осенённые античной мудростью и приобщённые к современному знанию, определяют координаты личностно значимой системы ценностных ориентаций.

Жизнеутверждающий пафос призыва ко всем желающим приобщиться к «интеллектуальным изыскам» даёт надежду неофитам приобрести опыт самоидентификации, поскольку вопрос «Ты кто такой?» (тема одного из заседаний) адресован, скорее, не собеседнику (другому), а самому себе. А это

задача отнюдь не из самых лёгких (вспомним Ф. Вийона: «Я знаю всё, но только не себя...»). Человека, жаждущего познать себя, мир встречает со студенческой беззаботностью («Здрась-сь-те!»), как кажется молодым. Этот оптимизм был задан, пожалуй, первым заседанием клуба на тему «Этот безумный, безумный, безумный...Шар!»

Этот Шар (он же геометрическая фигура, он же форма небесного тела, архитектурная форма и пр.), по мнению студентов, интересен и весел в своём безумии, а по-нашему, он ещё и символ планеты Земля, на которой никогда не переведётся студенческое племя!

Пожалуй, никогда ещё педагогическая среда не испытывала столько проблем в формировании эстетической компетенции студентов, как сегодня: недостаток общей культуры, многообразие молодёжных субкультур, подмена подлинных эстетических ценностей псевдокультурой сомнительных

20////

Фото 3. Во время заседания клуба «Бенефис»: выступает талантливая м олодая пианистка Е. Кругляк, 2013 г.

сайтов привели к определённой дезо -риентации молодёжи в сфере прекрасного.

Не только познакомить, но и приобщить всех желающих к многоликому миру искусства помогает Клуб «Бенефис», собравший под своими сводами преподавателей и студентов, причастных к искусству, желающих поделиться своим творчеством. Бенефициантами становятся как преподаватели и студенты, так и выпускники вуза, что особенно дорого: посеянное ранее «разумное, доброе, вечное» даёт замечательные всходы профессионализма, любви и благодарности.

Предметом заседания может стать удивительный вокальный диапазон молодого талантливого педагога, аэродизайнерские способности и поразительное жизнелюбие студента-дизайнера (заседание «Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик!»), головокружительная телевизионная карьера (от ялтинского ТВ до канала СТБ Украины) выпускницы-филолога (заседание «Телевидение сотворено по вашему образу и подобию, или Жвачка для глаз»).

Клуб «Бенефис» держит свои двери распахнутыми для всех креативных личностей, призывая: «Если Вы почувствовали необходимость и желание пуститься во все тяжкие творческих изысков - присоединяйтесь!».

Нет, пожалуй, ни одного вуза, который бы не имел своих музеев. В первую очередь, это музеи истории создания, становления и развития учебного заведения. Такой музей, безусловно, есть и в КГУ. Летопись в лицах и событиях помогает воспитывать чувства патриотизма, гордости за А1шаМа1ег, уважения к его создателям.

Идея приобщения студентов к сокровищнице народной культуры, воспитание чувства патриотизма неразрывно связаны с созданием музеев, основателями которых являются члены педагогического коллектива. У истоков Музея кобзарства Крыма и Кубани стоял истинный подвижник кобзарства -А. Ф. Нырко (1926-2005) - отличник народного образования Украины, заслуженный работник культуры Украины, преподаватель класса бандуры, основатель капеллы бандуристов КГУ, первый заведующий музем.

Благодаря целеустремлённости Алексея Фёдоровича, его учеников и последователей, в музее заняли достойное место экспонаты, бережно собираемые почти полвека. Музей создан по дизайнерскому проекту Центра пластических искусств КГУ (руководитель центра - заслуженный художник Украины С. А. Милокумов). На стендах и витринах -более пятисот экспонатов: это и раритетные бандуры конца 19 - начала 20 века, и великолепные образцы украинских прикладных ремёсел (вышитые рушники и салфетки, керамические скульптуры), фотографии, печатная продукция (концертные афиши, газеты, журналы, книги), отражающие историю и современность кобзарского искусства, украинской истории, культуры и литературы, включая редкие издания, аудио- и нотный фонд.

Но это не просто музей в привычном понимании этого слова, это и просветительский, и научно-исследовательский, и учеб-

ный центр, известность которого шагнула далеко за пределы Ялты. Студенты и посетители музея имеют возможность не только созерцать выставочные экспонаты, к которым прикасались вдохновенные персты известных крымских кобзарей-бандуристов, но и услышать живые звуки легендарных струн.

Цель деятельности музея - привлечение молодого поколения к изучению и сохранению историко-культурного наследия народа, формирование образованной творческой личности, содействие возрождению и совершенствованию национальной системы образования.

К уникальным музейным экспозициям можно отнести Музей денег. Нумизматы из числа профессорско-преподавательского состава и студенческой среды - из круга будущих банкиров и финансистов - инициировали создание этого интереснейшего музея. Творческий коллектив поставил своей задачей изучение и представление истории монетного дела и денежного обращения. В перспективе создатели видят свой музей включённым в перечень музеев Ялты, что расширит его возможности. Но уже и сегодня Музей денег, будучи открытым для всех желающих, в первую очередь, для школьников Крыма, осуществляет интенсивную экскурсионную деятельность, что является лучшей профориентацией для тех, кто хочет избрать свою будущую профессию в экономической сфере.

Вопреки тому, что в XXI веке деньги, благодаря развитию системы электронных платежей, всё в большей степени становятся виртуальными, интерес к «живым» деньгам -монетам и банкнотам - не угасает. Экскурсанты узнают интригующие истории о судьбе денег с момента их появления в процессе развития цивилизации и до сегодняшнего дня, включая такую грустную реалию, как фальшивомонетничество.

Музей образовательного учреждения, в отличие от музеев другого типа, интегрирован в учебно-воспитательный процесс:

посредством своих фондов и форм деятельности он тесно связан с преподаванием профессионально ориентированных дисциплин, с дополнительным образованием, научно-просветительской деятельностью. Его экспонаты - живое свидетельство денежного производства и обращения с античных времён до сегодняшнего дня. В фондах музея -монеты и банкноты различных стран мира, в том числе стран, прекративших своё существование.

Благодаря эффективному управлению, музейная педагогика явилась действенным средством приобщения студентов к конкретному общественно полезному делу, в процессе которого они становятся исследователями, реставраторами и художниками, экспозиционерами и хранителями, лекторами и экскурсоводами, приобретая ценный опыт в сфере музеологии.

В университете реализован ещё один уникальный проект - создан учебный банк, на базе которого студенты специальностей «Финансы и кредит» и «Банковское дело» проходят различные виды практик.

Эффективной реализации проекта предшествовала серьёзная научная и организационная работа, что дало возможность впоследствии, опираясь на приобретённый опыт, проводить в институте конференции, круглые столы, выставки, конкурсы научных и творческих работ профессорско-преподавательского состава и студентов, семинары-практикумы, лекции-презентации. Учебный банк - это своего рода интеллектуальный тренажёр, современная лаборатория, в которой в условиях, максимально приближенных к реальным, студенты овладевают профессиональными навыками. Такой инновационный вид учебной деятельности даёт возможность поднять финансово -экономическое образование в университете на качественно новый уровень, повысить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

Одной из задач гуманитаризации высшего образования является воспитание

высокой эстетической культуры, формирование эстетического опыта личности. Музыкальному искусству в этом принадлежит особая роль.

В рокот прибрежных ялтинских волн гармонично вливаются аккорды музыкальных фестивалей и конкурсов, учредителем, организатором или участником которых является наш университет - вуз с богатейшими традициями музыкальной педагогики. Это фестивали эстрадного и фольклорного искусства, камерных хоровых коллективов «Ялта - Глория», детских хоровых коллективов «Ялта - Виктория», форум классической музыки «Звёзды планеты».

Наибольшую известность и признание музыкальной общественности получил конкурс молодых исполнителей «Крымская весна», инициированный университетом ещё в 2001 году. Конкурс продолжает традиции национальной исполнительской школы, вносит значительный вклад в воспитание исполнительской культуры участников различного возраста и статуса - от учащихся музыкальных школ до студентов музыкальных отделений вузов. За эти годы участниками конкурса стали более 3000 молодых дарований из 60 городов разных стран мира: России, Украины, Польши, США, Беларуси, Сербии, Молдовы, Узбекистана, Китая, Японии, Парагвая.

Благодаря такой обширной географии, участники конкурса и гости имеют уникальную возможность приобщиться к лучшим образцам музыкального наследия и современным достижениям национальных композиторских и исполнительских школ. Диапазон номинаций фестиваля-конкурса «Крымская весна» позволяет представить практически все сферы музыкального искусства в номинациях «Вокал», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые инструменты», «Струнно-смычковые инструменты», «Инструментальный ансамбль».

В рамках конкурса выкристаллизовался и отделился в самостоятельную структуру Международный конкурс вокального искус-

ства имени Николая и Милии Полудённых -известных в Украине и России артистов (Н. Полудённый - народный артист Украины, заслуженный артист России, М. Полу-дённая - заслуженная артистка Украины) -доцентов кафедры дирижирования, вокала и хорового искусства КГУ, безвременно ушедших из жизни.

В 2011 году Международный фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Крымская весна» получил статус академического, он сертифицирован в соответствии с международными стандартами.

Престиж конкурса определяется и составом его жюри. Председателями жюри в различных номинациях являются блестящие музыканты и талантливые педагоги: народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств, профессура музыкальных кафедр. Это предоставляет уникальную возможность обменяться педагогическим и исполнительским опытом: провести научно-практические семинары, мастер-классы. Неизменным председателем оргкомитета конкурса является ректор КГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик Глузман Александр Владимирович. Директор конкурса - проректор по воспитательной работе КГУ, заслуженный деятель искусств АРК, лауреат международных конкурсов, член Международной ассоциации фортепианных дуэтов Крыма, обладатель многих международных наград, в том числе ордена «Лавры Славы» - Веселова Елена Леонидовна.

Безусловной гордостью фестиваля „Крымская весна" являются его лауреаты и обладатели Гран При - молодые талантливые исполнители, которые успешно выдержали концертные испытания и получили заслуженное признание профессионального жюри. Именно им предоставляется возможность выступления в каждом последующем конкурсе в сопровождении Академического симфонического оркестра Крымской государственной филармонии.

Пробегая по «волнам памяти», вспоминаю одну историю более чем 30-летней давности. Посещая католический храм как памятник архитектуры во время туристической поездки в Польшу, наша делегация советских учителей с удивлением узнала, что при костёлах работают наиболее востребованные у родителей детские садики. На естественный вопрос о том, как это согласуется с образовательной системой социалистической Польши, гид ответил: «Церковь не научит ребёнка плохому».

Простота и мудрость этой мысли сегодня кажутся неоспоримыми. Современность доказывает, что государство и церковь, законодательно разделённые, могут успешно сотрудничать в воспитании гражданина. Объединяющим звеном является общее духовно-нравственное начало, поскольку идеи светского гуманизма и духовных ценностей удивительным образом совпадают: это любовь к истории, традициям и обычаям страны, подвижнический труд, незыблемость семьи и брака, милосердие и благотворительность как нравственный долг и духовная потребность человека.

Уникальным можно признать опыт КГУ в попытке обеспечения взаимодействия светского характера образования как конституционно закреплённой нормы и духовного просвещения путём введения специализаций «Иконопись» и «Регентство» на специальностях «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». Благословение митрополита Лазаря, кадровый состав ведущих кафедр (заслуженные деятели искусств, высокопрофессиональные мастера) дают надежду на качественную подготовку специалистов, сочетающих в себе современные знания и знания о многовековой христианской духовной культуре. Освоению новых специализаций предшествовала многолетняя кропотливая работа по интеграции православной культуры Крыма в образовательный процесс (курсы доктора педагогических наук, профессора Л. И.Редькиной), сотрудничество с Крымской епархией и Академией духов-

ного развития человека. Религия - незыблемый общественный институт, поддерживающий этические принципы организации социума. Крым является не только полиэт-ничным, поликультурным, но и поликонфессиональным пространством, поэтому принцип толерантности в обществе с разными вероисповеданиями является нравственным законом и долгом гражданина. Для интериоризации подлинных нравственных и духовных ценностей студенческий возраст является оптимальным.

Современные нетрадиционные формы и методы внеаудиторной работы Крымского гуманитарного университета ориентированы на формирование высокой эстетической и духовной культуры личности студента, развитие его творческого потенциала, становление его как гражданина и будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.