УДК 378 147 ББК 74.48
ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КАК СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ
I М.В. Литвинова
Аннотация. В статье рассматривается методология педагогического проектирования в творческом вузе. Сопоставляются понятия «праздник», траздничный календарь», «творческий проект». Проводится анализ функционирования праздника как педагогической системы. Выделяются актуальные задачи и технологии их решения на примере опыта Белгородского государственного института искусств и культуры. Система педагогического проектирования в творческом вузе автором представлена как сбалансированный, отлаженный механизм, где консолидирующая роль праздничного календаря дает основания выстроить вектор плановой перспективы социально-педагогического и научно-творческого проектирования, аккумулируя учебные и внеучеб-ные формы деятельности, работу во внешней среде и активную интеграцию в региональном, федеральном и международном образовательном пространстве.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, праздник, праздничный календарь, творческий проект.
169
HOLIDAY CALENDAR AS A SYSTEM OF PEDAGOGICAL PLANNING IN THE CREATIVE UNIVERSITY
I M.V. Litvinova
Abstract. The article considers the methodology of pedagogical planning in university of arts and culture. The concepts of feast», «holiday calendar», «creative project» are compared. The author analyzes the functioning of the holiday as a pedagogical system. The article highlights the topical tasks and the technology of their solution based on experience of the Belgorod State Institute of Arts and Culture. The author presents the system of pedagogical design (in university of arts and culture) as a balanced, streamlined mechanism, where the consolidating role of the holiday calendar gives reason to build a vector of the planned perspectives of socio-pedagogical and scientific and creative design. That vector accumulates educational and extracurricu-
lar activities, work in the external environment and active integration in the regional, federal and international educational space.
Keywords: pedagogical planning, holiday, holiday calendar, creative project.
Коренные качественные изменения в общественной и государственной жизни России последних десятилетий, при всех издержках перестроечного и постперестроечного периодов, привели к формированию новой государственности и качественно новому определению понятия «гражданской свободы». Это свобода человека, нестандартно мыслящего и утверждающего себя действием. Это свобода гражданина, умеющего принимать решения и нести ответственность. Это свобода грамотной, целеустремленной, самостоятельной личности, творящей себя и окружающий мир. В этих условиях становится остро востребован специалист нового типа — творческий, профессионально компетентный, конкурентоспособный, легко адаптирующийся в предлагаемых обстоятельствах, умеющий I/U отстаивать свои позиции, способный ответить на вызовы времени. Воспитание и обучение такого специалиста становится непростой задачей. Творческий потенциал личности является фундаментальным научным феноменом, на котором смыкаются интересы философии и психологии, истории и генетики, социологии и политологии, культурологии и искусствоведения, физиологии и педагогики. Возможность развития природных способностей и дарований, вскрытия «спящих» наклонностей, определение природы «таланта» и «гениальности» не перестают волновать умы исследователей.
Педагогическое проектирование, позиционирующееся доминантным направлением в образовательной деятельности последних лет, не случайно стало предметом пристального внимания педагогов и психологов. Проектные технологии позволяют создать особую творческую среду для достижения цели проекта в тесном контакте членов коллектива, заинтересованных в достижении общих целей и задач. Характерно, что в творческом вузе, основные принципы проектной деятельности осуществлялись с момента создания самих вузов (хотя и не назывались таковыми, ввиду отсутствия в те времена определяющего термина). Постановка спектакля, театрализованного концерта, массового праздника; создание дизайнерской разработки или сценографического решения; написание сценария или оркестровой аранжировки с последующим воплощением; выстраивание игрового, зрелищного действа; реконструкция традиционного костюма, обряда — все эти слагаемые учебного процесса, давно ставшие привычными в творческом вузе, по сути, являются примерами проектной деятельности. Педагог в этих условия становится не просто транслятором знаний, но идейно-художественным лидером, возглавляющим творческий коллектив единомышленников, в котором каждому студенту, в соответствии с его природными способностями и приобретенными навыками ставится кон-
кретная задача, определяется индивидуальная траектория развития, раскрывающая его личностный потенциал. Педагог «идет рядом с обучающимся, создавая условия для формирования умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова» [1, с. 192].
Педагогический процесс, таким образом, протекает в форме сотворчества учителя и учеников с момента рождения замысла, через стадии деятельностного решения ряда конструктивных задач, проблем до момента представления своего творения на зрителя. Творческий показ — обязательный атрибут вузов искусства и культуры. Только через зрителя, через эмоциональный отклик зала возможно определить степень достижения поставленной цели. И педагог здесь находится в тех же условиях, что и студенты. «Вся жизнь человека — это поход за профессиональным мастерством» [2], — как верно отметил академик В.П. Бес-палько. Такое единение коллектива вокруг творческой задачи накладывает огромную ответственность как на преподавателя, так и на студентов — они не могут подвести друг друга. Они вместе. Катарсис, чувство глубокого эмоционального потрясения, совместно испытанное при реализации творческого проекта, вызывает мощную волну уважения к профессионализму идейного лидера — преподавателя; повышение собственной самооценки студентов; устремление их к еще не изведанным творческим вершинам.
Однако в настоящее время, в условиях стремительных социальных, экономических и политических трансформаций, драматических транснациональных переворотов, переосмысления функционирования различных элементов культуры, общественных регуляций и повседневных практик, когда, как отмечает И.И. Довгопол, «копирование опыта предшествующих поколений, ставка на пассивное усвоение знаний и навыков, во многом оторванных от реальной действительности и подлинных, жизненных интересов и проблем обучающихся, становится, во многом, бесполезной» [3, с. 102], отдельные творческо-педагогические проекты, даже при блестящем воплощении не дают ощутимого результата. Необходима система, характеризующаяся потенциальным повышением эффективности всех педагогических процессов в целом, способная дать стабильный долгосрочный эффект, оправдывающий затрату ментальных усилий и материальных средств на внедрение новации, согласованная с другими осуществляемыми нововведениями. Система, рассматриваемая как комплексная задача, задействую-щая в решении не только творческо-педагогическую, но и социально-воспитательную, научно-методическую, международную, административно-хозяйственную деятельность вуза. Необходимо цементирующее ключевое звено, стержень, сосредотачивающий вокруг себя все звенья столь сложного и тонкого механизма, как система педагогического проектирования. Таким основополагающим звеном в творческом вузе может стать праздник.
Праздник как социокультурный институт, коллективная регулярная форма общественной жизни уже сам
171
172
по себе является своеобразной воспитательной системой. Рассматривая функциональные компоненты праздника, исследователи подчеркивают педагогические, воспитательные, информативные аспекты праздника. Исследователи советской эпохи, в числе прочих, выделяют: функцию идеологического и нравственного воспитания (Я.П. Белоусов) [4], идеологическую, воспитательную (Л.С. Лаптева) [5], педагогическую (Д.М. Генкин [6], К.О. Жигульский [7], А.А. Конович [8]), идеологическую, организационную и воспитательную (А.В. Бенифанд [9]), (разумного отдыха» (А.Д. Жарков [10]). Позже, как отмечает Т.Н. Парен-чук, «период перестройки вызвал кризис праздничной культуры, и мобилизующая функция сменилась поиском способов самоопределения, при этом сохранение коммуникативной функции сопровождалось исчезновением интернациональной и воспитательной, на месте которых образовался некий вакуум. Поиск общественных ориентиров в сфере праздничной культуры именно тогда предполагал наличие так называемой «поликультовой функции», в которой сосредоточивался поиск точек соприкосновения деятельности участников праздников как с древними «культами» — ориентировками деятельности, так и с появляющимися новыми, ряд из которых носил разрушающий характер» [11, с. 44]. В постперестроечный период вновь обнаруживается тенденция к усилению роли праздничной культуры в педагогической и воспитательной сфере, это подчеркивают И.Н. Пронина [12], Г.Г. Карпова [13], М.В. Литвинова [14].
Обращение к традициям, обрядам, ритуалам как этнокультурному самоопределению нации послужило осно-
вой для выделения «эносохраняюще-трансляционной деятельности, под которой понимается не только передача народных традиций, но, главным образом, способность к сохранению всех базовых основ народного творчества как системообразующего компонента, влияющего на жизнеспособность этноса как такового» [11, с. 45], и далее, автор заостряет внимание на <развивающе-воспитательной и социально-гражданской, культурот-ворческой функции» праздника, пытаясь объять всю мощь этого социокультурного феномена.
Кроме выделяемой всеми исследователями педагогической функции, праздник реализует функцию трансляции социального и культурного опыта, информационную, идеологическую, социально-интегратив-ную, коммуникативную, компенсаторную, эстетическую, эмоционально-психологическую и ряд других. Реальное событие, являющееся базисной основой праздника, несет в себе определенную информацию, идейно-тематический заряд, обуславливающий технологию формы и методику социальной трансляции. При этом максимальная концентрация определенной единой общности, считающей этот праздник своим, «многоплановое общение, эффект социального и эмоционально-психологического заражения, возникновение всеобщей эйфории, порождают у каждого участника чувство сопричастности, принадлежности к целому» [15, с. 8]; создают неограниченные возможности трансляции социального и культурного опыта, традиций, этических норм, нравственных ценностей, эстетических идеалов и информационных ориентиров; фор-
мируют грамотную, творческую, целеустремленную личность, Человека и Гражданина.
Исследования последних лет доказывают, что интерес к празднику, как педагогической системе, отнюдь не иссяк, исследования ведутся культурологами (Е.В. Алексеева, О.Л. Орлов, В.Н. Попова), педагогами (Л.В. Гужова, А.А. Ефграфова, Г.В. Новиков, Л.Б. Симонова, Ш.Ж. Турдалиева), этнографами (Д.С. Берестовская, О.В. Бры-жак), психологами (С.В. Тихомирова), политологами (С.П. Поцелуев, А.И. Щербинин), социологами (Т.А. Яшкова), филологами (М.П. Наговицына, С.М. Толстая), философами (Д.Б. Бурменс-кая, Т.П. Ванченко, М.А. Медведева, А.И. Ракитянская, М.А. Слюсаренко, Е.А. Филатова, Н.Л. Юдин). Столь мощный, многоаспектный, неослабевающий интерес исследователей к празднику объясняется самим феноменом данного явления — сложного, тысячелетия существующего в различных формах социокультурного института, семантически связанного со свободным, праздным временем, регулирующего взаимодействие сакрального и утилитарного, замыкающего на себе взаимосвязь между культом и игрой, обрядом и ритуалом, торжеством и зрелищем, народными обычаями и государственной идеологией.
Праздничный календарь, выделяя из общего ряда и акцентируя отдельные праздничные даты, создает систему ценностей, действующую в пределах определенного сообщества. По праздничному календарю легко определяется тип государственности, отношение к культу, нравственные и этические нормы, ценностные ориентиры, классовый характер общности.
Выстраивание системы педагогического проектирования в творческом вузе на основе праздничного календаря дает возможность решить ряд актуальных задач:
• сформировать и, «в дальнейшем, совершенствовать инновационные подходы творческой и педагогической деятельности, целенаправленно выявляющей способности, дарования, наклонности и обуславливающей дифференцированный подход к различным категориям студентов;
• сбалансировать учебные и вне-учебные формы творческой и кон-цертно-исполнительской деятельности на основе органического единства, что существенно повышает качество образовательного процесса и дает возможность организации созидательного досуга студентов;
• сгенерировать «дорожную карту» трансфера творческих технологий, построенную на открытости творческо-педагогического процесса и дающую возможность публичной демонстрации личностных и коллективных достижений посредством участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях самого различного уровня» [16, с. 80];
• организовать концертно-ис-полнительскую деятельность на основе толерантности, предполагающей взаимообогащающее сосуществование различных видов искусства и направлений деятельности, традиционных культурных форм разных народов;
• создать вариативную творческую базу, предусматривающую индивидуальный подход и дающую возможность включения в процесс каждого студента с учетом индивидуально проявляемых способностей,
173
174
наклонностей, дарований в качестве солиста, режиссера, ведущего, члена постановочной группы, участника творческого коллектива, в составе массовки и др.;
• и, в конечном итоге, реализовать доминантную цель — воспитание и обучение профессионально компетентной, конкурентоспособной и востребованной творческой личности, свободно ориентирующейся и самореализующейся в современной, достаточно непростой, социокультурной ситуации.
Праздничный календарь Белгородского государственного института искусств и культуры основан на принципах открытости, вариативности, толерантности, сохранения этнокультурных традиций и трансфера творческих инноваций. В целях стимулирования и активизации проек-тно-педагогической, творческой и концертно-исполнительской деятельности в праздничный календарь Белгородского государственного института культуры включаются:
• разработка и реализация театрализованных представлений, массовых праздников, тематических концертов, игровых программ и других зрелищных форм к календарным праздничным датам Российской Федерации;
• активное участие в праздновании исторических и памятных дат Белгородской области, традиционных праздников и обрядово-ритуаль-ных действ Белгородчины;
• формирование собственных праздничных дат БГИИК и традиций их проведения;
• открытые показы курсовых, дипломных проектов, организация проката на зрителя наиболее успеш-
ных спектаклей, театрализованных программ, концертов, выставок;
• проектные мероприятия, осуществляемые студентами БГИИК на базах учебной и производственной практики, в рамках дуального обучения, Славянском центре культуры БГИИК;
• отчетные концерты творческих коллективов и кафедр по отдельным направлениям подготовки;
• сольные и юбилейные концерты, бенефисы, выставки студентов и преподавателей БГИИК, достигших значительных результатов, заслуженных работников культуры РФ, заслуженных и народных артистов РФ, заслуженных деятелей культуры РФ; встречи с членами творческих союзов РФ;
• премьерные спектакли театра-студии «Новая сцена», студенческого театра эстрадных миниатюр «Семь Я», театра песни «Живой родник»;
• гала-концерты региональных, всероссийских, международных конкурсов, смотров, фестивалей различных направлений культуры и искусства, проводимых на базе БГИИК;
• проекты отдельных авторов и коллективов, получившие внутренние или внешние гранты.
Базовыми, опорными точками данной системы служат, несомненно, государственные праздники и календарные праздничные даты Российской Федерации. Каждый праздник становится авторским творческим проектом с написанием сценария, разработкой действия и оформления, созданием тематических номеров творческих коллективов. Характерно, что данные проекты не замыкаются внутри вуза, напротив, традиционными, к примеру, стали
ЕК
Новогодние поздравления Администрации Белгородской области и Администрации города Белгорода творческими силами преподавателей и студентов Белгородского государ -ственного института искусств и культуры. Концерты к Международному женскому Дню и Дню защитника Отечества активно востребованы во внешней среде. Авторские проекты, посвященные Дню славянской письменности и культуры, Рождеству, Пасхальным праздникам, Масленичным гуляниям, Дню призывника ежегодно реализуются на уровне города и области.
Пристального внимания заслуживают курсовые и дипломные проекты студентов кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников: под руководством заведующей кафедрой И.В. Голиусовой было создано театрализованное представление, посвященное 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева «О добром и прекрасном», в зрелищной, условно-символической стилистике раскрывшее глубину души великого русского ученого, доброго, интеллигентного, скромного человека; старший преподаватель Т.Ю. Вереитинова осуществила постановку литературно-музыкального представления по профилактике наркомании; профессор кафедры, доцент Т.Г. Аниконова представила спектакль «Где нет любви, там нет и души» театра песни «Живой родник», посвященный 250-летию великого русского историка Николая Карамзина, ставший обладателем гранта международного конкурса «Православная инициатива».
Ярким примером творческой интеграции стал концерт современной музыки, прошедший в рамках Биен-
нале современной музыки «Открытое пространство» на базе Факультета исполнительского искусства музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева БГИИК. Вместе с ведущими прогрессивными исполнителями современной музыки: Диной Писарен-ко, Григорием Зайцевым, Марией Власовой демонстрировали свое мастерство творческие коллективы, преподаватели, студенты факультета исполнительского искусства. Среди представленных публике произведений, различных по стилистике, богатству исполнительских приемов, композиторских техник, было исполнено авторское произведение преподавателя кафедры теории музыки, композитора Александра Мищенко.
Традиционным стало проведение конкурсов и фестивалей базе Белгородского государственного института искусств и культуры. Значимым по масштабу и исполнительскому уровню является Международный конкурс «Кубок Белогорья», которому уже более 25 лет. Не менее популярными стали Международный конкурс гитаристов и Международный конкурс скрипачей имени М. Эрден-ко. Активно завоевывают музыкальное пространство Всероссийский конкурс баянистов и аккордеонистов и Всероссийский конкурс молодых дирижеров академических хоров. В 2016 году состоялся I Международный конкурс молодых исполнителей «Белая лира», сразу набравший более 800 исполнителей из семи государств и первый Международный Фестиваль Хоровой музыки «Певец Святого Белогорья», посвященный 250-летию со Дня рождения С.А. Дегтярева, успешно продолжающие свою работу в последующие годы.
Уникальные возможности познания и творческого развития подарили студентам мастер-классы с выдающимися деятелями искусства современности: кандидатом искусствоведения, старшим научным сотрудником сектора истории музыки Государственного института искусствознания города Москвы А.В. Лебеде-вой-Емелиной; дирижером и педагогом, заслуженным деятелем искусств РФ, кандидатом искусствоведения, профессором, заведующим кафедрой духовых и ударных инструментов Донецкой государственной музыкальной академии им. С.С. Прокофьева В.Л. Филатовым; педагогом-хормейстером, менеджером-директором музыкальной школы-колледжа, художественным руководителем академического хора г. Княжевиц (Сербия) Мартиной Милошевич; профессором Ростовской Государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, доктором искусствоведения, заслуженным артистом РФ В.А. Леоновым; директором Науенской музыкальной и художественной школы (Латвия) Сподрисом Качансом; профессором, заведующим кафедрой специального фортепиано Воронежского государственного института искусств, заслуженным артистом РФ А.Е. Погореловым; заслуженным артистом АР Крым, лауреатом международных конкурсов, лауреатом Государственной премии АР Крым, доцентом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.А. Гуляницким.
Это лишь отдельные примеры из огромного числа ежегодных творче-ско-педагогических проектов Белгородского государственного института искусств и культуры.
Праздничный календарь дает возможность генерации всей мощи многоуровневой образовательной системы, где мастерство постигается по ступеням: школа искусств — колледж — вуз — магистратура и аспирантура.
Широчайшим спектром представлена творческая палитра БГИИК, «включающая: академический хор, ансамбль бального танца «Диамант», ансамбль барабанщиков «Драмания», ансамбль классического танца «Молодой балет», ансамбль песни и танца «Везелица», ансамбль скрипачей TUTTI, ансамбль современного танца «Антре», молодежную театральную студию «Новая сцена», оркестр баянистов и аккордеонистов, оркестр народных инструментов «Велес», студенческий духовой оркестр, студенческий театр эстрадных миниатюр «СемьЯ», студию эстрадного вокала «Фортуна-Next», фольклорный ансамбль «Млада», театр моды «Акцент», театр свободной пластики «Высота», фольклорный ансамбль «Раздолье», хореографическую шоу-группу «Дефиле», эстрадно-джазовый оркестр «Биляр-Бэнд». Свои краски вносят детские коллективы, базирующиеся на Школе искусств БГИИК: ансамбль песни и танца «Везелинка», образцовый ансамбль классического танца «Элегия», образцовый ансамбль эстрадной песни «Поющие эльфы» и многие другие» [там же, с. 81].
Крепкая материальная база позволяет реализовать самые грандиозные творческие, педагогические, научные, социальные проекты. «Комплекс БГИИК включает концертные залы, музыкальный салон, театральный и конференц-зал, выставочные залы, художественно-про-
изводственные мастерские, лабораторию кино, фото и видеотворчества, студию звукозаписи, студенческую телестудию, костюмерный и пошивочный цеха, оркестровые, театральные, хореографические, постановочные классы, гримерные, специализированные кабинеты по кафедрам специализации и многое другое» [там же, с. 83]. Огромным проектным потенциалом обладают Славянский центр и Духовно-просветительский центр во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В рамках дуального обучения преподаватели и студенты БГИИК имеют возможность реализации творческо-педаго-гических проектов в учреждениях культуры Белгорода и Белгородской области, таких как: Белгородский государственный академический театр драмы им. М.С. Щепкина, Белгородская государственная филармония, Белгородский государственный театр кукол, Белгородский государ -ственный художественный музей, Музей-диорама Курская битва, Белгородский государственный истори-ко-краеведческий музей, Белгородский государственный музей народной культуры, Галерея союза художников, Духовно-просветительский Центр во имя Святителя Иоасафа Белгородского, Белгородская государственная научная универсальная библиотека и др.
Сегодня Белгородский государ -ственный институт искусств и культуры является мощным целостным организмом, где консолидирующая роль праздничного календаря дает основания выстроить вектор плановой перспективы социально-педагогического и научно-творческого проектирования, аккумулируя учебные
и внеучебные формы деятельности, работу во внешней среде и активную интеграцию в региональном, федеральном и международном образовательном пространстве.
Система педагогического проектирования, базирующаяся на праздничном календаре, формирует творческую среду, в которой есть место каждому (в зависимости от природных дарований и приобретенных навыков в качестве солиста, художника, дизайнера, режиссера, звукорежиссера, сценариста, участника коллектива, члена постановочной группы и т.д.); выстраивает творческий, деятельный диалог между Учителем и учеником в ходе создания и реализации проекта; побуждает к гражданской активности, заинтересованности и сопричастности происходящему в обществе и государстве, активизирует творческий потенциал; формирует специалиста нового типа мышления — свободного, творческого, профессионально компетентного, конкурентоспособного, востребованного на рынке труда, легко адаптирующегося в непростой системе рыночных взаимоотношений, умеющего отстаивать свои позиции, способного ответить на вызовы времени. Готового думать, действовать, творить.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юрловская, И.А. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития студента — будущего учителя. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 3 (22). — С.191-193 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hse.ru/pubs/ share/direct/document/167645879 (дата обращения 15.10.2018).
177
178
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько.
— М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.
3. Довгопол, И.И. Педагогическое проектирование и инновационный образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. — 2015. — № 48-5. — С. 98-106 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34190100 (дата обращения 24.10.2018).
4. Белоусов, А.Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования [Текст] / А.Я. Белоусов. — Алма-Ата: Казахстан, 1974. — 198 с.
5. Лаптева, Л.С. Функции массовых праздников [Текст] / Л.С. Лаптева // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. — Вып. 2. — М., 1976. — С. 173-201.
6. Генкин, Д.М. Массовые праздники [Текст] / Д.М. Генкин. — М.: Просвещение, 1975. — 140 с.
7. Жигульский, К. Праздник и культура [Текст] / К. Жигульский. — М.: Прогресс,
1985. — 336 с.
8. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР [Текст] / А.А. Конович. — М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.
9. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность. История, современность [Текст] / А.В. Бе-нифанд. — Красноярск, 1986. — 140 с.
10. Жарков, А.Д. Революционные праздники и их воспитательное значение [Текст] / А.Д. Жарков. — М.: ВНМЦНТИКПР,
1986. — 67 с.
11. Паренчук, Т.Н. Эволюция функций городской праздничной культуры в XX-XXI вв. // Личность. Культура. Общество.
— 2008. — Вып. 5-6 (44-45). — С. 315321 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33657746 (дата обращения 18.10.2018).
12. Пронина, И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: дис. ... канд. философ. наук [Текст] / И.Н. Пронина. — Саранск. — 2001. — 143 с.
13. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Г.Г. Карпова. — Саратов. — 2001. — 156 с.
ЕК
14. Литвинова, М.В. Социокультурная динамика массовых праздников и зрелищ [Текст] / М.В. Литвинова. — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. — 156 с.
15. Литвинова, М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление [Текст] / М.В. Литвинова // Наука Искусство Культура. — 2013. — № 2. — С. 5-12.
16. Литвинова, М.В., Коротаева, И.В. Творчество как основа формирования специалиста в сфере искусств и культуры [Текст] / М.В. Литвинова, И.В. Коротаева // Высшее образование в России. — 2012. — № 2. — С. 78-84.
REFERENCES
1. Belousov A.Ya., Prazdniki starye i novye: nekotorye filosofskie aspekty problemy prazd-novaniya, Alma-Ata, Kazahstan, 1974, 198 p. (in Russian)
2. Benifand A.V., Prazdnik: sushchnost. Istori-ya, sovremennost, Krasnoyarsk, 1986, 140 p. (in Russian)
3. Bespalko VP., Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii, Moscow, Pedagogika,1989, 192 p. (in Russian)
4. Dovgopol I.I., Pedagogicheskoe proek-tirovanie i innovacionnyj obrazovatelnyj process, in: Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya, 2015, No. 485, pp. 98-106, available at: https://elibrary. ru/contents.asp?id=34190100 (accessed: 17.10.2018). (in Russian).
5. Genkin D.M.,Massovyeprazdniki, Moscow, Prosveshchenie, 1975, 140 p. (in Russian)
6. Karpova G.G., Prazdnik v kontekste social-nyh izmenenij, PhD dissertation (Sociology), Saratov, 2001. (in Russian).
7. Konovich A.A., Teatralizovannye prazdniki i obryady v SSSR, Moscow, Vysshaya shkola, 1990, 208 p. (in Russian)
8. Lapteva L.S., Funkcii massovyh prazdnikov, Park i otdyh: Trudy NII kultury, No. 2, Moscow, 1976, pp. 173-201. (in Russian)
9. Litvinova M.V., Korotaeva I.V., Tvorchestvo kak osnova formirovaniya specialista v sfere iskusstv i kultury, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, No. 2, pp. 78-84. (in Russian)
10. Litvinova M.V., Massovyj prazdnik kak po-lifunkcionalnoe yavlenie, Nauka Iskusstvo Kultura, 2013, No. 2, pp. 5-12. (in Russian)
11. Litvinova M.V., Sociokulturnaya dinamika massovyh prazdnikov i zrelishch, Belgorod, 2004, 156 p. (in Russian)
12. Parenchuk T.N., Evolyuciya funkcij gorods-koj prazdnichnoj kultury v XX-XXI vv., Li-chnost. Kultura. Obshchestvo., 2008, No. 5-6 (44-45), pp. 315-321, available at: https:// elibrary.ru/contents.asp?id=33657746 (accessed: 18.10.2018). (in Russian).
13. Pronina I.N., Fenomenprazdnika v kontekste otechestvennoj kultury, PhD dissertation (Philosophy), Saransk, 2001. (in Russian).
14. Yurlovskaya I.A., Pedagogicheskoe proek-tirovanie individualnoj traektorii profession-
alnogo razvitiya studenta — budushchego uchitelya, Vektor nauki TGU, Seriya, Peda-gogika, psihologiya, 2015, No. 3 (22), pp. 191-193, available at: https://www.hse. ru/pubs/ share/direct/document/167645879 (accessed: 15.10.2018). (in Russian).
15. ZHarkov A.D., Revolyucionnyeprazdniki i ih vospitatelnoe znachenie, Moscow, 1986, 67 p. (in Russian)
16. Zigulskij K., Prazdnik i kultura, Moscow, Progress, 1985, 336 p. (in Russian)
Литвинова Маргарита Васильевна, кандидат философских наук, профессор, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников, Белгородский государственный институт искусств и культуры, margarita-litvinova@yandex.ru Litvinova M.V., PhD in Philosophy, Professor, Directing of Theatrical Performances and Festivals Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture, margarita-litvinova@yandex.ru
179