Рыбакова Надежда Эдуардовна
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАСИЛИЯ ФЕДОРОВИЧА КОМАРОВА
В статье рассматривается жизненная и творческая деятельность духовного композитора, педагога и члена Общества любителей церковного пения Василия Федоровича Комарова. Творчество В. Ф. Комарова занимает заметное место в истории церковного пения и до настоящего времени остается малоизученным. Существенную часть его творческого наследия составляют учебно-методические пособия, дающие основы преподавания церковного пения для детей. В настоящей статье предпринята попытка восстановить творческий образ В. Ф. Комарова и дать характеристику его творчеству. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/3-2/38.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 132-135. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
После Фуко тендерные и квир-теоретики уточнили этот тезис критикой не просто тендерной сегрегации и репрессивной тендерной нормативности, но уже критикой репрессивности самой бинарной системы восприятия проблематики тендера и сексуальности. По их мнению, этот способ мыслить пол, тендер, тело и социальные практики отнюдь не априорен и не истинен, но сам становится продуктом предшествующих ему механизмов ортанизации общественно-политического и экономического бытия.
Таковы некоторые основные идеи и проблемы, значимые для понимания отношения «власть-тело» в контексте феномена фашизма с точки зрения социалистического дискурса.
Список литературы
1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Adorno/index.php (дата обращения: 24.01.2016).
2. Арендт Х Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме / пер. с антл. М.: Европа, 2008. 424 с.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху ето технической воспроизводимости [Электронный ресурс]. URL: http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm (дата обращения: 25.01.2016).
4. Киммел М. Маскулинность как томофобия: страх, стыд и молчание в конструировании тендерной идентичности [Электронный ресурс]. URL: http://rakurs.ucoz.com/biblioteka/kimmel_m-maskulinnost_kak_gomofobija.pdf (дата обращения: 04.02.2016).
5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеолотии развитото индустриального общества / пер. с антл. М.: АСТ, 2003. 528 с.
6. Райх В. Психолотия масс и фашизм [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/RAJH_W/raihdd.txt (дата обращения: 24.01.2016).
7. Соловьёв С. Лекция «Фашизм и мифы о нём» [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=gYSA3 X2hDPg (дата обращения: 26.01.2016).
8. Фрейд З. Массовая психолотия и анализ человеческото «Я» (1921) [Электронный ресурс]. URL: http://psychoanalysis. pro/1248/freud-massovaya-psihologiya-analiz-ya (дата обращения: 24.01.2016).
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с нем. М.: АСТ, 2015. 640 с.
10. Фуко М. Психиатрическая власть: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном тоду / пер. с фр. А. В. Шестакова. СПб.: Наука, 2007. 450 с.
11. Эволюция буржуазной и реформистской историографии фашизма [Электронный ресурс]. URL: http://www.katyn-books.ru/library/istoriya-fashizma-v-zapadnoy-evrope60.html (дата обращения: 24.01.2016).
PROBLEM OF RELATION "POWER - BODY" IN SOCIALISTIC ANALYSIS OF FASCISM PHENOMENON
Rakhmaninova Mariya Dmitrievna, Ph. D. in Philosophy National Mineral Resources University (Mining University) Nordseeinsel@yandex. ru
The article analyzes a specific approach of socialistic theories to the comprehension of the experience of fascism. The author attempts to determine new aspects that these theories brought to traditional approaches to dealing with this phenomenon, why they single out the categories of body, physicality and power relevant for this work, and what is peculiar about the interpretation of these categories by the socialistic discourse - by the example of neo-Freudians, philosophers of Frankfurt School, post-structuralists and specialists in gender theory.
Key words and phrases: power; body; physicality; libido; fascism; socialistic theory; left discourse; alienation.
УДК 783.2 Искусствоведение
В статье рассматривается жизненная и творческая деятельность духовного композитора, педагога и члена Общества любителей церковного пения Василия Федоровича Комарова. Творчество В. Ф. Комарова занимает заметное место в истории церковного пения и до настоящего времени остается малоизученным. Существенную часть его творческого наследия составляют учебно-методические пособия, дающие основы преподавания церковного пения для детей. В настоящей статье предпринята попытка восстановить творческий образ В. Ф. Комарова и дать характеристику его творчеству.
Ключевые слова и фразы: Василий Федорович Комаров; церковное пение; духовный композитор; учебно-методические пособия; Общество любителей церковного пения.
Рыбакова Надежда Эдуардовна
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет r.nadezda2109@mail.ru
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАСИЛИЯ ФЕДОРОВИЧА КОМАРОВА
Василий Федорович Комаров (1838-1901) относится к числу музыкальных деятелей, оставивших заметный след в истории церковного пения, наследие которых до сих пор остается мало изученным. Духовный композитор и педагог, Василий Федорович в свое время пользовался особым признанием и уважением современников, которые часто подчеркивали его педагогический талант, проявлявшийся в самых различных формах.
О жизни и творчестве В. Ф. Комарова известно немного. Среди источников, содержащих информацию о нем, надо назвать следующие: статья М. П. Рахмановой на сайте издательства «Живоносный Источник» [13] и в 3 томе Русской духовной музыки в документах и материалах [12]; Некролог в издании Типо-Литографии И. Ефимова, 1902 г. [8]; статьи из различных газет и журналов, таких как Московские ведомости, Московские церковные ведомости, Православное обозрение и ряд рукописных архивных материалов [1; 7; 9-11; 14-16].
В. Ф. Комаров родился в семье священника Мироносицкой церкви города Серпухова. Первоначальные навыки церковного пения Василий Фёдорович принял сначала в отцовском доме, от дьячка, и позже пел в разных небогатых храмах. С раннего возраста Комаров сам изучал богослужения и полюбил их. По словам одного из его коллег по семинарии Н. Кедрова еще до своего поступления в духовное училище он мог сам «править любую церковную службу» [15, с. 13].
Образование Комаров получил сначала в Донском духовном училище, а затем в Московской духовной семинарии и академии. В 1862 году, по окончании академии, он получил степень кандидата богословия и тогда же был назначен преподавателем физики в Симбирскую Духовную Семинарию.
Спустя два года, 6 августа 1864 г., Василий Фёдорович был переведен в Казанскую Духовную Семинарию на должность преподавателя физико-математических наук и вскоре здесь же был назначен помощником инспектора. В Казани Комаров провел пять плодотворных лет. Как свидетельствовали его современники, он «с интересом и любовью преподавал курс математики, облегчая труд учеников издаваемыми им записками» [8, с. 2].
27 мая 1869 г. Комаров был переведен в Московскую Духовную Семинарию, где был назначен на должность преподавателя алгебры и тригонометрии, а также был членом хозяйственного Совета правления Семинарии.
Вернувшись в родную Москву, Комаров с большим усердием принялся за любимое им церковное пение, отдавая ему все свое свободное время. С 1869 по 1874 гг., помимо математики, он преподавал церковное пение в той же семинарии. Особенно Василий Фёдорович интересовался педагогической стороной этого дела. Увлеченность преподавательской деятельностью привела к появлению ряда статей и важных методических трудов. В 1872 г. появилась его первая работа «Руководство к изучению церковного пения» [5], которая до сегодняшнего дня не была издана. Она содержит в себе краткие сведения по теории музыки, необходимые для церковного певца.
Первая опубликованная работа В. Ф. Комарова, которая явилась плодом его педагогического опыта, вышла в печати В. Гроссе города Москвы в 1875 г. - это «Практическая школа хорового пения» [4] - в ней на основе пения небольших нотных примеров была разработана методика скорейшего и легчайшего изучения нотной грамоты.
В 1870-е годы Василий Федорович занялся постановкой голоса и брал уроки пения у В. Н. Кашперова. Полученные навыки пения были отражены в работах Комарова, таких как «Пение в начальной русской школе» [2] и последней его методической работе «Руководство к чтению церковному».
Любовь Василия Фёдоровича к церковному пению и увлеченность им способствовали началу его деятельности в образовавшемся в 1881 г. в Москве Обществе любителей церковного пения, где Комаров стал активным участником. Здесь он познакомился с известным музыкантом и фольклористом Ю. Н. Мельгуно-вым и любителем-знатоком русской народной музыки К. К. Шапошниковым. Под их влиянием музыкальный интерес В. Ф. Комарова обратился к русской народной музыке.
В этот период появились первые гармонизации церковных напевов Комарова. Среди них - гармонизации, вошедшие в сборник, изданный в 1887 г. ОЛЦП «Опыты переложений древних церковных напевов»: «Милость мира» на Литургии свт. Василия Великого киевского роспева, «Единородный Сыне» неизвестного роспева XVII в., Ирмосы 6, 7 и 8 песней Воскресного канона 4 гласа знаменного роспева и самоподобен «Радуйся» также знаменного роспева.
В ОЛЦП Комаров управлял хором любителей, с которым неоднократно выступал на певческих собраниях Общества наравне с профессиональными коллективами. Вместе с Н. М. Соколовым он руководил певческой школой, организованной этим Обществом, занимаясь при этом непосредственно с младшим отделением. Песнопения, разученные хором под его управлением, исполнялись в воскресные и праздничные дни на Литургии в церкви св. Косьмы и Дамиана в Шубине. Педагогический дар Комарова здесь проявился в полной мере и не заставил ждать результатов работы. По свидетельству неизвестного автора Некролога, «к концу года ученики воскресной школы настолько успели, что могли петь обедню в храме» [8, с. 2].
В 1890 г., как приложение к журналу «Церковные Ведомости», в книжке № 3 и одновременно отдельным оттиском, вышел в свет обширный очерк Комарова о церковном пении - «Средства к улучшению церковного пения». Этот очерк пробудил интерес современников и был хорошо ими оценен. По этому поводу А. Григо-ров в газете «Московские Ведомости» от 19 ноября 1890 г. в № 320 писал: «Статья эта свидетельствует о более чем основательном знакомстве автора с историей церковного пения и рекомендует г. Комарова очень сведущим человеком по отношению к церковной музыке» [1].
В 1896-1898 гг. Василий Фёдорович занимался церковным пением с учениками Церковно-приходской школы при Спасо-Песковской церкви. В этой же церкви он пел некоторые песнопения со своим хором за Литургией.
Плодом занятий Комарова были издания его трудов для детского хора - Литургии в 2-х частях (Первая часть - Неизменяемые песнопения Литургии - в 1898 г. и вторая часть - Воскресные песнопения Октоиха -в 1896 г.), а также двух Молебнов (Благодарственного в 1895 г. и Перед началом учения в 1896 г.). По свидетельству современников композитора, эти труды исполнялись. Сначала они были пропеты учителями Богородского земства, где Комаров в течение трех лет вел летние курсы по церковному пению, а потом Литургию пели ученики церковно-приходских школ в храме Христа Спасителя 11 мая 1899, 1900 и 1901 гг.
В 1897 г. Василий Фёдорович был приглашен читать лекции по церковному пению на Всероссийские курсы для учителей церковно-приходских школ, которые проходили в Москве. Эти лекции были изданы в следующем году, но в несколько переработанном виде под названием «Пение в начальной русской школе» [2].
В 1898 г. Комаров был приглашен в члены Наблюдательного Совета при Синодальном училище, где исполнял цензурные функции, отвечая за педагогические сочинения. Сохранились его доклад в Наблюдательный Совет, отчеты Совета, отражающие взгляды Василия Фёдоровича на церковное пение и его представление о том, каким оно должно быть.
Музыкальные взгляды В. Ф. Комарова основывались на связи церковного пения с русской народной песней. И в церковных песнопениях он подчеркивал важность обычных напевов: «Обычные напевы ценны, во-первых, как напевы народные, во-вторых, потому, что они - напевы живые, то есть существующие в практике и, как таковые, содержат предания нашего старого церковно-певческого искусства; в них поэтому ключ к пониманию древних знаменных мелодий; наконец, они ценны потому, что <...> обладают художественными достоинствами: ритмичностью и выразительностью» [14]. В обычных церковных напевах Василий Фёдорович видел основу для дальнейшего развития церковного пения.
За свою жизнь Комаров создал 4 сборника обработок богослужебных песнопений для детского хора, вышедшие в Москве в 1895, 1896 и 1898 гг.; 4 гармонизации церковных роспевов, были изданные в 1887 г. в сборнике «Опытов» ОЛЦП, а также отдельные неизданные ноты и ноты неизвестного издания.
Также им было написано 6 учебно-методических работ, 3 из них были изданы в период с 1875 по 1898 гг. и переизданы позже. Две работы Комарова «Руководство к изучению церковного пения» [5] 1872 г. и одна из последних работ «Пособие к преподаванию церковного пения» [3] не были изданы и в настоящее время хранятся в рукописном виде музея им. М. И. Глинки и Государственного исторического музея. Судьба же последней его работы «Опыт руководства к церковному чтению», над которой он трудился с перерывами последние три года своей жизни, до сих пор неизвестна.
Работая значительную часть жизни с детьми, Комаров в своих трудах ориентировался, в основном, на них -его работы содержат подробные указания особенностей детского хора, их физиологических возможностей, недостатков и путей решения этих проблем (например, в собрании методических указаний под названием «Пение в начальной русской школе» [2]). Его неизданные работы можно назвать учебниками по теории музыки для церковно-певческих школ, включающими в себя подробные указания как по сольфеджио, так и по гармонии, а также и разбор особенностей строения церковных гласов.
Духовно-музыкальное творчество В. Ф. Комарова является отражением тенденций своего времени. Все его работы в большей степени были созданы в период сотрудничества с ОЛЦП. Практически все его труды являются гармонизациями обиходных напевов и древних церковных роспевов. В них можно найти стремление к более осмысленному подходу к церковному пению. В своем музыкальном творчестве Василий Федорович, в первую очередь, шел от текста и смысла церковных песнопений, а также их места в литургическом пространстве. Обращение к русской народной песне многих композиторов конца XIX в. также оказало влияние и на творчество Комарова. В большинстве своих работ он использует гармонические принципы народной песни, такие, как подголосочная полифония, переменный лад и др.
Важное значение для исполнения имеют подробные методические указания Комарова, которыми снабжены все его сборники. Являясь, в первую очередь, практиком церковного пения, Василий Федорович значительное внимание уделял особенностям записи, связанным со спецификой исполнения в богослужении и тес-ситурными особенностями певцов, давая подробные указания как, где, когда и что петь. Также вместо указания определенных тональностей для песнопений Комаров лишь очерчивал круг удобных для детского хора тональностей, учитывая особенность исполнения, как для хоров с различными голосовыми данными, так и возможность соответствия тональностей песнопений с тесситурными возможностями священнослужителей. Обговариваемые в указаниях изменения темпа церковных песнопений следуют из особенностей темпа совершения священнодействий.
Духовно-музыкальные сочинения Комарова, имеющие методическую направленность и основанные на богатом регентском опыте автора, отмечены непосредственной связью с их литургическим назначением. Они интересны как этап развития в истории церковной музыки.
Список литературы
1. Григоров А. Мысли православного христианина по поводу статей о церковном пении // Московские ведомости. 1890. 19 ноября.
2. Комаров В. Ф. Пение в начальной русской школе. М.: Типография Т-го Дома М. В. Балдин и Ко, 1910. 36 с.
3. Комаров В. Ф. Пособие к преподаванию церковного пения // Государственный исторический музей. Ф. 379. Ед. хр. 28.
4. Комаров В. Ф. Практическая школа хорового пения. М.: Печатня В. Гроссе, 1895. 47 с.
5. Комаров В. Ф. Руководство к изучению церковного пения // Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Ф. 283. Ед. хр. 28.
6. Комаров В. Ф. Средства к улучшению церковного пения // Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. III. Церковное пение в пореформенной России. С. 232-282.
7. Над гробом Василия Федоровича Комарова // Московские ведомости. 1901. 8 (21) ноября.
8. Некролог // Памяти преподавателя Московской Духовной Семинарии Василия Федоровича Комарова. М.: Типолитография И. Ефимова, 1902. С. 1-5.
9. Письмо В. Ф. Комарова Ф. Д. Самарину 18 29/VIII 94 // Российская государственная библиотека. Ф. 265. Ед. хр. 9.
10. Письмо В. Ф. Комарова Ф. Д. Самарину 30 декабря 1899 г. // Российская государственная библиотека. Ф. 265. Ед. хр. 9.
11. По поводу статьи В. Ф. Комарова «О средствах к улучшению церковного пения» // Православное Обозрение. 1890. № 5-6. С. 259-269.
12. Рахманова М. П. Василий Федорович Комаров // Русская духовная музыка в документах и материалах. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. III. Церковное пение в пореформенной России. С. 225-231.
13. Рахманова М. П. Василий Федорович Комаров [Электронный ресурс]. URL: http://lb-spring.ru/dictionary/60-komarov (дата обращения: 18.02.2016).
14. Речь, посвященная памяти Высокопреосвященнаго Амвросия и Василия Федоровича Комарова // Российская государственная библиотека. Ф. 102. П. 20. № 13.
15. Речь пред гробом В. Ф. Комарова, произнесенная преподавателем семинарии Н. Кедровым после пения со святыми упокой // Памяти преподавателя Московской Духовной Семинарии Василия Федоровича Комарова. М.: Типолитография И. Ефимова, 1902. С. 11-16.
16. Священник Н. П. Слово при отпевании тела заслуженного преподавателя Московской духовной семинарии Василия Федоровича Комарова // Памяти преподавателя Московской Духовной Семинарии Василия Федоровича Комарова. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1902. С. 7-11.
VASILII FEDOROVICH KOMAROV'S CREATIVE ACTIVITY
Rybakova Nadezhda Eduardovna
St. Tikhon's Orthodox University r.nadezda2109@mail.ru
The article deals with the life and creative activity of the spiritual composer, pedagogue and a member of the Society of Liturgical
Chant Lovers Vasilii Fedorovich Komarov. V. F. Komarov's creativity takes a prominent place in the history of liturgical chant and
remains little explored to date. Study guides that provide the basics of teaching liturgical chant to children make up a significant part
of his creative heritage. The paper makes an attempt to restore Komarov's creative image and to characterize his creativity.
Key words and phrases: Vasilii Fedorovich Komarov; liturgical chant; spiritual composer; study guides; Society of Liturgical
Chant Lovers.
УДК 78.01
Философские науки
Статья посвящена анализу эстетической категории мимесиса на примере пространственности в звукозаписи. Автор прослеживает проявление мимесиса в таких приемах обработки звука как искусственная реверберация и эхо, создающих условия для идеализации акустического пространства. Особое внимание уделяется семантическому значению и эстетическому потенциалу пространственных звуковых эффектов в категориях времени и памяти. Через мифологию раскрывается их миметическая природа, что указывает на иррациональное начало в музыке.
Ключевые слова и фразы: эстетика звукозаписи; мимесис; пространственные звуковые эффекты; звукоре-жиссура; музыкальное искусство.
Сибиряков Василий Николаевич
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова v.n.sib iryakov@ya. гы
МИМЕСИС ПРОСТРАНСТВА В ТЕХНОЛОГИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОЗАПИСИ
С развитием техники генетически заложенное в человеке стремление к преодолению времени в искусстве и созданию копий не могло не привести к воплощению идеи материальной фиксации эстетически ценного музыкально-звукового материала. Появление записанного звука в качестве композиционной среды в ХХ веке значительно расширило возможности миметического дискурса в музыке. Технологии пост-продакшн и создания эффектов привели к тому, что звуки стали не только сами тембрально обогащаться, но и создавать прежде неизвестные эмоциональные и эстетические переживания времени и пространства. Мастер звукозаписи при этом становится «инструментальным исполнителем» на студийном оборудовании, дирижером и композитором. Здесь напрашивается вопрос: возможно ли описание этих новых явлений в классических категориях эстетики?
Музыка покидает концертные залы (как ранее единственное ее воплощение) и становится неотъемлемой частью повседневной жизни, и коль скоро она в современном мире преимущественно вся уже зафиксирована на материальном носителе, а некоторые ее жанры и стили существуют исключительно в звукозаписи, то постановка такого вопроса и связанная с ним актуализация теории подражания вполне уместны. Кроме того, есть надежда, что многое из композиторского и звукорежиссерского опыта в современной музыке может получить свою адекватную интерпретацию именно через мимесис.