CONCORDE, 2015, N 2
ТВОРЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ
Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД
g.tomski @gmai l.com
Я учился в двух советских и трех французских вузах, читал лекции во многих университетах по математике, международным отношениям, педагогике и истории, многие годы был экспертом высшей категории Р-5 сектора образования ЮНЕСКО. В данной статье воспоминания об учебе, научной, творческой и международной деятельности перемежаются с размышлениями о Болонском процессе.
Ключевые слова: математика, дифференциальные игры, геометрия преследования, ЮНЕСКО, ФИДЖИП, Проект ЖИПТО, Искусство ЖИПТО, Международная академия КОНКОРД, ЕВРОТАЛАНТ.
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ В СИБИРИ
Мой отец был речником и я мечтал стать капитаном большого корабля. Научился хорошо плавать, читал морские рассказы, строил модели кораблей. Отец дарил мне книги по моделизму, наборы для технического творчества. При этом он покупал новую книгу только после того, как я хорошо усваивал старую. Мне уже было 13 лет, когда он принес книгу Кордемского "Математическая смекалка" . Эта была прекрасная гимнастика ума и я впервые почувствовал интерес к математике. Стал успешно участвовать в математических и физических олимпиадах.
После восьмого класса хотел поступить в Якутское речное училище, чтобы реализовать свою мечту капитанской карьеры, но был отсеян медицинской комиссией из-за начавшейся у меня близорукости. Крайне разочарованный, я решил стать учителем математики или физики и поселиться на берегу Лены с тем, чтобы потом иметь свою моторную лодку.
Поэтому с еще большим усердием стал заниматься точными науками, увлекся научнофантастической литературой, интересовался историей. Биографии знаменитых ученых, атмосфера самой эпохи начала космической эпопеи и зарождения кибернетики, успешное участие в олимпиадах побудили меня задуматься о научной карьере.
Математические и физические олимпиады давали возможность оценивать свои способности по этим наукам. Каждый год я проходил через этап городской олимпиады по одной из этих наук, один раз был чемпионом Якутска по физике. Но никогда не побеждал в республиканских олимпиадах. Это побуждало еще более упорно готовиться к следующей олимпиаде. Читал с большим интересом книги о жизни Архимеда, Галуа, Эйнштейна, биографии других великих ученых и изобретателей, популярные книги по математике, кибернетике, квантовой и ядерной физике, теории относительности, молекулярной биологии. Используя метод Архимеда вывел формулы для некоторых площадей и объемов.
Хорошее впечатление осталось от книги по алгоритму изобретательской деятельности, были полезны книги о методах научной работы, ораторскому искусству. Для критического восприятия была интересна книга Реникса (т.е. Чепуха , не помню имена авторов), интересны
3
CONCORDE, 2015, N 2
рассуждения о шахматах из этой книги, как о замкнутой в себе системе, не дающей стимула для творчества в других областях.
Вопрос о происхождении якутского народа не был в те времена отражен в убедительной степени ни в одной книге. Начав с официальной Истории Якутской АССР и просмотрев попутно Серошевского, Токарева и других полуграмотных ссыльных, быстро дошел до серии книг Гумилева. Фактически провел настоящее исследование этого интересного вопроса.
Для экономии времени остался вне комсомола, что было странно в те времена. Наиболее активные из одноклассников стали вступать в комсомол, когда я учился в средней школе 2 города Якутска. Я спросил одного из товарищей, почему он вступает в комсомол. Вместо обычного: «чтобы активно участвовать в строительстве коммунистического общества» или чего-нибудь в этом роде, услышал: «Если буду активен, то, может быть, потом изберут секретарем Обкома комсомола». Такой ответ был для меня полной неожиданностью и уважаемая организация коммунистической молодежи показалась школой карьеристов и потеряла для меня всякий интерес. Вместе с тем, коммунистические идеалы сознательного творческого труда во имя общего блага остаются моими идеалами до сегодняшнего дня. Считаю, что я мог бы вполне быть членом такого общества. Следующий год я учился в Дюпсинской школе, где все мои новые однокласники в этой передовой в те времена школе были членами комсомола. Мне дали испытательный срок в один год. В следующем году я снова учился в Якутске, все одноклассники были уже комсомольцами. Отношение к идеологии в городе было достаточно формальное, никто не стал меня сильно принуждать к вступлению в организацию.
Настало время выбора будущей профессии. Социальные науки в советскую эпоху не представляли интереса - я не был способен к лицемерию. Выбирал между физикой и математикой. К тому времени отец умер и семья оказалась в трудном материальном положении, я мог поступить только в Якутский университет. Я рассуждал: « Успех в физических науках в значительной степени зависит от оборудования. В Якутске маловероятно найти первоклассное оборудование, доступ к хорошим приборам для начинающего исследователя с собственными идеями должен быть крайне затруднен. Успех в области математики зависит только от самого себя - достаточно иметь крандаш, бумагу и хорошую голову.» В 1966 году я стал студентом математического факультета ЯГУ.
Лучший ученик нашего класса Спартак, с уважительным прозвищем Трехголовый, сказал: "В университете будет много учащихся с такими же способностями как мы, маловероятно отличиться и стать учеными. ЯГУ готовит в основном учителей, я не буду рисковать и лучше пойду в инженеры."
ЧТОБЫ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ УЧЕНЫМ
Быстро обнаружил, что опасения Спартака были напрасны. Я был сильнее своих однокурсников. Где же прославленные победители сибирских и республиканских олимпиад? Дело в том, что математическая олимпиада является конкурсом решения задач повышенной трудности, которые при условии удачного определения метода решаются в принципе в течении не более одного часа. Настоящие математические проблемы требуют для своего решения многих месяцев, иногда многих лет непрерывных рассуждений. Таким образом, научную работу в области математики можно сравнить с марафоном, а олимпиаду с бегом на сто метров. Поэтому победы в олимпиадах не являются свидетельством пригодности к профессиональной научной работе в области математики.
Укоренившаяся в физико-математических школах привычка опережать университетскую программу и учить высшую математику не оставляет времени попыткам самостоятельного творчества. Гораздо продуктивными были мои самостоятельные геометрические исследования с помощью архаичного метода Архимеда. В образовании детей и молодежи приоритет должен быть дан способности использовать полученные знания.
4
CONCORDE, 2015, N 2
Развитая мною и моими учениками теория ЖИПТО дает неисчерпаемое количество нерешенных математических задач преследования, формулируемых на языке элементарной математики. Если бы в свое время предлагались такие задачи, то я бы с удовольствием думал над ними и таким образом начал бы настоящую научную работу еще в школе. Об этой уникальной возможности я буду говорить в конце этого текста.
Вернемся к далекому 1966 году. Тогда в ЯГУ было только два ученых-математика, кандидата наук. Чтобы стать настоящим ученым я считал необходимым получить в таких условиях образование, не уступающее выпускникам Московского и Ленинградского университетов.
Недоверие к преподавателям побудило к дополнительным самостоятельным занятиям. В библиотеке нашел сборник книг по современной аксиоматической математике группы французских авторов Бурбаки. Проштудировал несколько томов. После такой гимнастики мозга обычная университетская программа мне казалась детской игрой.
Учился по индивидуальному плану под контролем доцента Е.Т.Софронова. Сам нашел тему дипломной работы, для завершения которой был направлен в Ленинградский университет благодаря инициативе Егора Трофимовича, бывшего тогда деканом факультета. Ленинград встретил меня праздничным салютом (23 февраля 1971 года). Я подумал, что это хорошее предзнаменование.
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ГОДЫ
После ЯГУ поступил в аспирантуру Ленинградского университета. Вспоминаю, с каким удовольствием рассматривал в первый день свое аспирантское удостоверение по редкой тогда специальности «Математическая кибернетика». Научный руководитель аспирантуры, профессор Леон А. Петросян сказал: «чтобы Вам не было скучно работать, выберите сами тему своего исследования».
Со мной учились лучшие выпускники Ленинградского университета. Многие из них были ранее, по итогам олимпиад, отобраны для обучения в Физико-математической школе при ЛГУ, некоторые были победителями всесоюзных и призерами международных олимпиад. Жизнь еще раз убедительно показала мне, что традиционная система отбора к научной работе через олимпиады и престижные школы не является гарантией успеха.
Среди аспирантов было много детей ученых. Натасканные своими родителями, они часто защищали диссертации раньше других. До этого больших ученых я знал только по работам, об их жизни имел книжное представление.
В Ленинграде были профессорские семьи, в которых все дети старше 25 лет являлись кандидатами наук. Ничего удивительного - защита кандидатской диссертации не такое уж трудное дело. Достаточно иметь интерес к теме своего исследования, упорство и усидчивость, определенную культуру мышления.
Упорства нам хватало - аспиранты обычно работают много и с интересом. Свою диссертацию я представил в срок и успешно защитил. Я мог ее защитить раньше срока, но решил до конца воспользоваться уникальной возможностью работать спокойно в лучших российских библиотеках. На третьем курсе аспирантуры начал предварительные исследования для своей будущей докторской диссертации.
Интересно оценить советское образование с точки зрения Болонского процесса:
«Старая советская система, когда начинаешь сравнивать её с нынешней Болонской, то неожиданно выясняется, что мы оказываемся в положении господина Журдена... он с изумлением обнаружил, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не подозревая об этом. Так же и мы. Всю жизнь советская система, по сути, готовила магистров.» (Рубен Мнацаканян, декан факультета экологии и экологической политики Центрально-Европейского университета «Полит.ру». 22 января 2010 года.)
5
CONCORDE, 2015, N 2
Что касается меня, то я много и упорно занимался самообразованием и саморазвитием, учился по индивидуальному плану, сам нашел темы дипломной работы и диссертации, не подозревая, что все это соответствует философии будущего в то время Болонского процесса:
«Инициаторами Болонского процесса было решено определить в каждом случае «трудоемкость учебной работы». Но как измерить данную трудоемкость? Казалось бы, достаточно логично брать в учет часы аудиторных занятий («контактные часы» по европейской терминологии). Однако тут же выяснилось, что отношение к аудиторным занятиям в европейских университетах весьма различное: немало вузов считают, что основное образование студент получает не в аудитории, не на лекциях и семинарах, а в ходе самостоятельной работы, при изучении рекомендованной литературы и написании эссе (рефератов, курсовых работ), во время индивидуальных собеседований по проработанному материалу с академическими тьюторами. В европейских публикациях по этому вопросу встречаются рекомендации ограничивать для студентов высших учебных заведений число контактных часов в неделю восемью-десятью, чтобы дать им возможность использовать остальное время на самостоятельную работу» ([1], с. 27).
НАУКА И ПАРТИЯ
С сентября 1975 года начал работать в Якутском университете. С самого начала пришлось отстаивать право на спокойную научную работу. Дело в том, что преподаватели были перегружены общественной работой. Многих это устраивало, создавало ощущение кипучей деятельности. Настоящая научная работа в области математики не может быть успешной без постоянной концентрации внимания на исследуемых проблемах. Не все к этому способны, в этом случае общественная работа давала ощущение перегруженности и объясняла отсутствие значимых научных результатов.
Я спокойно и вежливо отказался от участия в художественной самодеятельности, кураторские заботы возложил на старосту студенческой группы, бывшего моим сверстником. Университетская газета опубликовала обо мне восторженную статью аксакала факультета В.В.Алексеева "Яркий талант", который создал в университете мой имидж перспективного ученого и облегчил уклонение от всевозможных общественных мероприятий, организуемых для галочки в отчетах партийной организации университета.
В 1977 году я собрал свои научные результаты, полученные за три года работы после завершения кандидатской диссертации, в отчет и представил ректору ЯГУ и, ставшему деканом факультета ПМ-ПУ (прикладной математики-процессов управления) ЛГУ, профессору Л.А.Петросяну. Ректором университета был в то время выдающийся якутский ученый, доктор физико-математический наук по космофизике, профессор А.И.Кузьмин.
Вскоре Ариан Ильич организовал собрание кандидатов наук, работающих над докторскими диссертациями. Положение изменялось к лучшему - стало много кандидатов наук, но докторов наук было еще мало. Ректор требовал ускорения работы над докторскими диссертациями и я послужил примером продуктивного молодого ученого. Я удивился количеству пожилых, убеленных сединами представителей общественных наук, объясняющих свои трудности в одних и тех же терминах: "тема серьезная, партийная, скоро съезд КПСС, надо будет все переосмыслить в свете новых решений". Где же здесь была наука?
Проректором по научной работе был представитель технических наук, профессор Н.С.Иванов. Ариан Ильич и Николай Сергеевич сделали все от них зависящее для превращения ЯГУ в современный университет с сильным в научном плане преподавательским составом. Что касается профессора Л.А.Петросяна, то он неожиданно предложил мне написать совместно с ним монографию и опубликовать ее в Издательстве ЛГУ. Во второй половине 1977 года я вернулся в Ленинград на полгода для работы над этой книгой.
6
CONCORDE, 2015, N 2
СТАЖИРОВКА В ПАРИЖЕ
В начале 1978 года ЯГУ впервые получил предложение представить кандидатуры для участия во Всесоюзном конкурсе молодых ученых для отбора стажеров, направляемых в зарубежные страны по перспективным направлениям науки. Я и физик Т.Н.Соловьев были отобраны Ученым советом университета.
Вопрос о месте стажировки определился тем, что моим основным иностранным языком был французский.
Декан факультета И.Г.Егоров резонно заметил:
- Вы не являетесь членом Партии и не имеете никаких шансов быть отобранным для поездку в капиталистическую страну. К тому же, многие яркие молодые ученые будут представлены ведущими вузами страны, которые будут лоббировать их перед жюри. Зачем рисковать? Я Вам советую поехать в Варшаву. Там есть сильный математический научный центр имени Банаха.
Я ответил без секунды колебания:
- После аспирантуры в Ленинграде, крупнейшем научном и культурном центре, стажировка в Варшаве меня не интересует. Я предпочитаю рискнуть. Или Париж, или ничего!
Конкурс зоны Сибири и Средней Азии состоялся в Екатеринбурге (Свердловске). Я приехал на пару дней раньше. Встретился со знакомым профессором Ю.С.Осиповым, ставшим впоследствии Президентом Российской Академии Наук:
- Юрий Сергеевич, есть возможность стажировки во Франции. Я бы мог установить научное сотрудничество со специалистами в нашей области профессорами Экланд, Бернард, Мулин и другими.
- Да, это было бы очень интересно!
- В жюри конкурса математические науки представляет профессор Шеврин. Вы не могли бы порекомендовать меня?
- Разумеется, Шеврин - мой ближайший друг.
Юрий Сергеевич набрал номер по памяти:
- Привет Лева, это Юра. Я разговариваю со способным якутским математиком Григорием Томским ...
Зональный конкурс состоял из собеседования на иностранном языке и обоснования проекта стажировки перед внушительной отборочной комиссией. Все шло очень хорошо до опасного этапа утверждения личности :
- Григорий Васильевич, почему Вы не в рядах партии?
- Я только недавно окончил аспирантуру и еще не проявил себя в общественной работе. Но я в списке кандидатов для вступления в Партию.
Это соответствовало истине - все способные ученые состояли в такой номенклатуре, но вступали в Партию только самые активные. Желающих было много, ибо в общественных науках в те времена беспартийным не было места.
Я предпочитаю всегда избегать прямой лжи в своих высказываниях, в крайнем случае могу, что-нибудь недоговорить, как в данном случае, когда я не стал уточнять, что у меня не было горячего желания стать коммунистом. Впрочем, книжное и школьное коммунистическое воспитание без знания секретов бюрократической системы порождало сильное уважение к творческому труду, приобщало к гуманистическим и моральным ценностям. Я не хотел стать коммунистом только по той простой причине, что коммунист не мог отказаться от общественной работы, какой бы скучной и ненужной она ни была.
Пройдя другие этапы отбора, летом 1978 года, я был направлен на месячную стажировку в Зеленоград под Москвой с примерно 40 финалистами, отобранными для поездки во Францию. Время до обеда было посвящено языковой подготовке, мы должны были разговаривать только по-французски, пели французские песни, разыгрывали всевозможные сцены. После обеда ответственные чиновники Министерства высшего образования и Центрального Комитета
7
CONCORDE, 2015, N 2
Партии, бывшие стажеры, представители КГБ, каждый на свой манер, нам объясняли, как вести себя за железным занавесом.
С осени начался сезон обмена стажерами между Францией и СССР, в тот год приехало 20 французских стажеров и только и 20 ученых из 40 финалистов, бывших в Зеленограде, поехали во Францию. Моя очередь наступила в ноябре 1978 года. Я рискнул и выиграл большой конкурс! Эти 20 стажеров были специалистами по самым различным областям, даже музыканты и кинематографисты, люди очень интересные.
Я стажировался в Парижском университете Дофин, в одном из ведущих европейских центров по подготовке менеджеров. Любопытно, что этот университет находится в здании бывшей штаб-квартиры НАТО. Я имел свой кабинет, в котором пятнадцатью годами раньше несомненно работали офицеры, участвовавшие в планировании военных операций против моей страны. Академической мобильности студентов и преподавателей вузов в рамках Болонского процесса придается большое значение. Положение о важности мобильности всегда присутствует в болонских документах. «Великая хартия университетов» гласит: «Как и в далекие первые годы их истории, университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов». Берлинское коммюнике (2003) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования». Главная цель мобильности — дать студенту возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы.
Советская математическая школа была сильнее французской. Французские преподаватели и студенты часто пользовались переведенными издательством «Мир» советскими учебниками по математике. Переведенные этим издательством математические монографии становились настольными книгами французских коллег, но я при этом видел в их работах очень мало ссылок на эти монографии. Для них не существовало проблем с академической мобильностью: часто они за полгода выполняли свою небольшую годичную учебную нагрузку и полгода проводили в американских, японских и других университетах.
Мой приезд для них был полезен, ибо языковой барьер им мешал быть в курсе последних достижений русскоязычных математиков, поэтому я выступал на семинарах нескольких университетов. Написал несколько научных статей и работ, некоторые из которых были опубликованы в последующие годы с дополнениями [2-5]. Эти математические работы использовались потом французскими и американскими исследователями и специалистами по искусственному интеллекту и моделированию морской войны (например, [6-9]).
Ученый-математик может быть в фазе чистого творчества только 3 или 4 часа в день. В остальное время он оформляет свои публикации, беседует с коллегами и читает научную литературу. В Париже я творил, много беседовал, но читал не так много. Исходил пешком весь Париж, изучил все основные музеи, посетил более тридцати городов Франции. Я был молод и любознателен. Эта стажировка была непрерывным праздником.
Таким образом, я получил больше от этой стажировки не в научном, а в общеобразовательном и культурном плане. Стажируясь в « Центре математики принятия решений », освоил программу математической подготовки менеджеров и экономистов. Ведь Парижский университет Дофин был создан в 1970 году по подобию Гарвардской школы бизнеса. В отличии от других французских университетов прием в Университет Дофин, имеющий особый статус, производится на конкурсной основе.
Познакомился и подружился с молодыми профессорами Ивар Экланд, Пьер Бернард и другими учеными. Когда я вернулся во Францию для работы в ЮНЕСКО, Экланд был президентом (ректором) Университета Дофин, а Бернард стал директором Национального института по информатике и автоматике в научном городке София-Антиполис на Лазурном берегу Франции.
8
CONCORDE, 2015, N 2
ЕКАТЕРИНБУРГ ПЕРЕСТАЕТ ПОНИМАТЬ
Защита докторской диссертации происходила в эпоху крайнего ужесточения требований со стороны ВАК (Высшей аттестационной комиссии), когда доктором наук мог быть только основатель нового научного направления. Пришлось основать такое направление «Аксиоматическую теорию игр с полной информацией в общих динамических и квазидинамических системах». Это заняло много лет кропотливой работы ([10-46] и др.).
Математика является наукой, где можно объективно оценивать достигнутые результаты. Но даже в этой области человеческие отношения играют большую роль. С самого начала было ясно, что моя диссертация должна была быть в два раза сложнее, чем диссертация соискателя из Москвы или Ленинграда.
Профессор Петросян говорил со знанием дела:
- Вы защитите докторскую диссертацию только после того, как все наши коллеги на всей территории страны начнут говорить: "Почему же он до сих пор не защищает свою диссертацию?" и никак не раньше.
Я объездил с научными докладами все основные научные центры. Участвовал во многих международных конференциях, в том числе во Всемирном конгрессе математиков в Варшаве в 1984 году с почти тремя тысячами участников со всей планеты, везде встречал уважительный прием. Только в Екатеринбурге мне делали замечания типа: "Было бы хорошо здесь углубить, там переработать, поменять местами главы". И это продолжалось в течении многих лет. Руководитель Екатеринбургской (Свердловской) математической школы, академик Н.Н.Красовский был возведен своими многочисленными учениками практически в ранг божества. Они не могли дать согласие на мою защиту без его благословения, а он был недоступен за стеной своих многочисленных учеников-профессоров. Через несколько лет я наконец был допущен к нему. Так как он лично не читал моей работы, то реакция была доброжелательной, но неопределенной. К этому времени я был автором 5 монографий и большого количества статей в самых престижных изданиях. Екатеринбургские математики сказали:
- Ваша работа в результате последовательных улучшений настолько усложнилась, что мы перестали ее понимать. Вы широко используете математическую логику и трансфинитную индукцию. Просим представить нам отзыв лучшего специалиста в этой области Юрия Леонидовича Ершова.
НОВОСИБИРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Пришлось обратиться к Ректору Новосибирского университета Ю.Л. Ершову. Хотя он был из другой области математики, быстро согласился заслушать меня на своем семинаре. В ноябре 1986 года я купил билет на новосибирский рейс, рассчитывая прилететь за три дня до семинара. Из-за морозных туманов в Якутске самолет задержался на три дня и я попросил Ершова перенести семинар на декабрь.
В декабре история повторилась. Было ниже пятидесяти пяти градусов мороза и самолет снова задержался. Ершов сказал, что начинаются каникулы, но в виде исключения организует специально для меня заседание своего семинара в январе. Я был тронут решением этого крупнейшего математика современности.
В январе морозы продолжались, но после двух суток задержки наш самолет взлетел. Через положенное время самолет приземлился и стюардесса объявила:
- По метеоусловиям Новосибирска самолет произвел посадку в аэропорту города Барнаула.
Вечером автобус вывез пассажиров в Новосибирск, дорога проходила мимо Академгородка и я пришел в гостиницу « Золотая долина » в 23 часа. Позвонил потерявшему меня ученому секретарю семинара.
9
CONCORDE, 2015, N 2
На следующий день состоялся долгожданный семинар с участием крупнейших авторитетов по математической логике - магов и жрецов оснований математической науки. Для меня это был праздник чистого разума. Многие знают комплексные числа, которые позволяют произвести непонятные обычному разуму действия типа извлечения квадратного корня из -1. В то же время грамотное манипулирование комплексными числами позволяет получить многие используемые в инженерной практике формулы и результаты. Я поступил аналогичным способом, использовав непостижимые разуму трансфинитные процедуры для доказательства результатов достаточно прикладного характера.
Юрий Леонидович высоко оценил мои результаты. После недельной тщательной проверки основных доказательств его научными сотрудниками я получил официальный отзыв. Все преграды к защите были преодолены благодаря настойчивости и уверенности в себе. Теперь я рад, что пришлось преодолевать такое сильное сопротивление. В результате я воздвиг высокую и прекрасную гору в идеальном мире математики, но видимую только небольшому количеству посвященных. Математика напоминает мне поэзию, страницы исписанные формулами я воспринимаю как произведения искусства. Горжусь своими успехами в такой точной и трудной науке как математика, где все-таки существуют твердые критерии глубины и значимости достигнутых результатов.
РАБОТА В ЮНЕСКО
В 1991 год я заведовал кафедрой математической кибернетики в Якутском университете, одновременно заведовал отделом прикладной математики и информатики в Академии наук, был директором ЯМНУЦ (Якутского математического научно-учебного центра), объединявшего все активные математические силы Якутии. Я не подозревал, что скоро стану международным чиновником и гражданином Франции и членом Союза писателей этой страны.
Но летом этого года по предложению Национальной Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, был объявлен конкурс на должность эксперта ЮНЕСКО от Якутии и я победил в этом конкурсе. Большую роль в этом успехе сыграло то, что в молодости я прошел десятимесячную научную стажировку в Парижском университете Дофин, как один из победителей Всесоюзного конкурса молодых ученых, и имел обширные международные научные связи. Парламент республики издал постановление считать меня Постоянным представителем Якутии в штаб-квартире ЮНЕСКО. После всех процедур и согласований, 19 июля 1992 года я прилетел в Париж.
Сначала я был экспертом высокой категории Р-4 сектора образования ЮНЕСКО, а со второго года получил высшую категорию Р-5. Был единственным математиком и специалистом по математическому образованию в Секретариате ЮНЕСКО в Париже. Консультировал других
10
CONCORDE, 2015, N 2
экспертов также по всем вопросам, касающихся малочисленных, а также тюрко-монгольских народов. Был в составе группы "Проекта 2000+", посвященного развитию научной и технологической культуры для всех.
UNESCO
UNESCO fora 233 A (iv.91)
. POST DESCRIPTION
'(Professional posts and higher category)
SECTION R: May be drafted by the incumbent of the post, subject to
supervisors 1 approval
X. Identification and organisational setting of the post
1*1.Post N° 1.2»Present 1,3.Present title of poet
grade of post
P.5 Ccnseiller pour l’éducation
œathéna tique
1.4.status
Occupied vacant q New q Projected creationq
i.B.Name of incubent, if any
M. Grigori ТСР'БсО!
For use of FER/CLA only. Date post description received
Approved title
New Classified grade
DUTIES AND RESPONSIBILITIES
Sens l’autorité du Directeur de la Divisiez de la Rmovaticrt Nr* Fmgmunag et des Structures de l'Educatiat et la supervisiez du Chef de la Secticn de l'ïnseignsimt des Sciences et de lu Tecirzlcgie :
1. Participer en tant que spécialiste en ratière de rathâiHtiqufis an activités de la Section, notam&it à travers:
- Ccrttcibiticn au développèrent des gKzds ctzcours internationaux ,rKangciirau sans frmtières1t et ^Problèues osathématiques des JTP";
- Praœstim de la méthode de développèrent de la créativité des élèves basée sur les
Jeux Intellectuels de BDuroiite (JIF); '
- üécuticn des ccnpœantes ma thématiques prévues dans les activités sous l’égide du Projet 20CG+-;
- Assistance dans les initiatives prises vis-à-vis de la réforme et du dévelcppemsit des prcgrannes des tnathématiques et de la physique au niveau seccndajre;
2. Bi liaison avec les Secteurs dws Sciences, dm Sciences Sociales et de la Culture:
" Ccntrituer à l'élaboration des prcgranEes de lTAcadenie du For te Nordique tens le dessine de lTéducaticn scientifique et tecrralegiquse;
“ Suivre les activités de la. DécCTiie internationale ri™ peuples autochtone dans le domine des nathéEnatiques et des sciences.
3, Bitreprendre toute autre tache relevant des activités de la Divisiez confiées par le Gief dß la Section ou le Directeur de la Division,
AFprox. i MULTIPLE 5
60S
15*
15*
to*
Среди многих проектов можно упомянуть предпринятые в 1993 году действия по распространению, широко известного теперь в России и странах СНГ, математического конкурса Кенгуру, которые увенчались успехом благодаря пониманию и поддержке В.А. Болотова, первого заместителя министра образования России.
Работа в ЮНЕСКО приучила меня мыслить в планетарном масштабе и думать только о действиях с "множительным эффектом".
11
CONCORDE, 2015, N 2
В 1993 году в Якутск на конференцию ЮНЕСКО по образованию приехал заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию Колин Пауэр. Во время этой командировки он познакомился с изобретенной мною развивающей игрой ЖИПТО и ее использованием в школах в качестве стимулятора различных видов творчества. В том же году по его предложению я создал в Париже и возглавил Международную федерацию по этой игре — ФИДЖИП.
С профессорм Колин Пауэр (в середине)
ФИДЖИП является международной научной, культурной, образовательной и спортивной ассоциацией, работающей в тесной связи с ЮНЕСКО. Ее деятельность способствует реализации программ развития образования и других программ ЮНЕСКО.
Как культурная и спортивная ассоциация, ФИДЖИП развивает и пропагандирует Искусство ЖИПТО и организует Фестивали ЖИПТО с международными турнирами, выставками, играми- спектаклями и другими зрелищными мероприятиями. Как международная сеть научных работников, ФИДЖИП координирует математические, педагогические и психологические исследования по теории ЖИПТО и внедрению его в образование, ведущиеся во многих университетах.
ФИДЖИП принимал участие в организации во Франции и Европе многочисленных мероприятий: международных турниров, конференций и семинаров, фестивалей и
международных выставок, научных и языковых стажировок, культурных обменов между Парижем и Якутией (между которыми был заключен договор о культурном сотрудничестве). Для участия в этих мероприятиях приглашались Президент и Председатель парламента Якутии, Заместители Премьер-министра, министры культуры, охраны природы и внешних связей этой республики, в частности, были совершены два прямых чартерных рейса из Якутска.
Были налажены полезные связи с международными экологическими организациями, учреждениями ООН в Женеве, я участвовал в организации Академии Северного форума и организовал подписание договора между ним и ЮНЕСКО ([47-49]).
Чтобы грамотно организовывать сложные международные мероприятия, счел необходимым получить дипломатическое образование в Парижской международной академии и углубленное высшее образование в области международного права и экономики на юридическом факультете Парижского университета Декарт. После этого многоопытный дипломат Борис Александрович Борисов, работавший долго начальником отдела международных организаций департамента кадров МИД СССР, сказал, что людей с таким углубленным международным образованием мало и в МИД Российской Федерации.
12
CONCORDE, 2015, N 2
УЧАСТИЕ ЮНЕСКО В ПОДГОТОВКЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Профессор Колин Пауэр был заместителем генерального директора ЮНЕСКО с 1989 по 2000 годы и под его руководством мы принимали участие в обсуждении идей и разработке документов, приведших к Болонскому процессу [50-52]. Долгое время в деятельности ЮНЕСКО ключевым вопросом являлась разработка Всемирной Конвенции о признании учебных курсов, документов о высшем образовании и ученых степеней, которая завершилась принятием Рекомендации с аналогичным названием в ноябре 1992 года. В апреле 1997 года на конференции в Лиссабоне по инициативе ЮНЕСКО и Совета Европы была принята Конвенция « О признании квалификаций в области высшего образования в Европейском регионе ».
По инициативе Колина Пауэра была создана Международная комиссии по образованию для ХХ1-го века. Секретариат комиссии возглавлял профессор Борис Федорович Ключников, в настоящее время он является один из наиболее авторитетных членов Международной академии КОНКОРД. В Докладе этой комиссии подчеркивается, что непрерывное образование имеет четыре основных направления:
«Научиться получать знания, комбинируя достаточно широкую общую культуру с возможностью глубокого проникновения в небольшом количестве выбранных областей. Это означает: научиться учиться, чтобы суметь пользоваться возможностями, которые дает образование в течении всей жизни.
Научиться делать, чтобы получить не только профессиональную квалификацию, но в более широком смысле, квалификацию, которая делает способным успешно действовать в различных ситуациях и работать вместе с другими ...
Научиться жить вместе, развивая свое понимание других и ощущение взаимозависимости, и реализовывать общие проекты, быть подготовленным к улаживанию конфликтов .
Научиться развивать свою личность, чтобы быть в состоянии действовать со все большей степенью самостоятельности в своих суждениях и с большей личной ответственностью. Для этой цели всемерно развивать свой потенциал: память, способность рассуждать, эстетическое чувство, физические данные, способность к общению ... » ([52], с.105).
Мы участвовали в подготовке Всемирной конференции по высшему образованию на правительственном уровне, начавшейся с середины 90-х годов. По инициативе Секретариата ЮНЕСКО было подготовлено не менее ста научных докладов, обзоров и исследований, охватывающих всю проблематику высшего образования, его перспектив. Конференция состоялась в октябре 1998 года. В ее работе приняли участие делегации из 182 стран, 115 из которых возглавлялись министрами. Была приняты « Всемирная Декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры » и второй документ « Рамки приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования ». В документе содержится положение о том, чтобы «рассматривать и использовать высшее образование в качестве катализатора всей системы образования, укреплять связь с наукой, обеспечивать развитие вузов как центров непрерывного образования, содействовать мобильности профессорско-преподавательского персонала.
СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ КОНКОРД
С 2005 года я сосредоточился на руководстве ФИДЖИП, которая с 1998 года работала в тесном сотрудничестве с ЕВРОТАЛАНТ (Европейской ассоциацией по одаренным детям), имеющей консультативный статус возле Совета Европы. С 2007 года стали регулярно проводиться международные педагогические и научные конференции, семинары и школы творчества ФИДЖИП-ЕВРОТАЛАНТ. В них приняло участие большое количества преподавателей из не менее 50 вузов России, Украины, Казахстана и других стран СНГ. По
13
CONCORDE, 2015, N 2
просьбе этих коллег стал выпускаться международный журнал Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP (ISSN 2101-5317).
Участники педагогической конференции ФИДЖИП-ЕВРОТАЛАНТ-2007
Постепенно возникла идея создания организации, способной содействовать развитию международных связей вузов стран СНГ. Наибольшую активность в этом вопросе проявили ученые из Казахстана. В итоге этого процесса возникла Международная академия КОНКОРД (Academie Internationale CONCORDE), зарегистрированная 26 декабря 2009 года года (Journal Officiel de la Republique Francaise, n°52).
Академия выпускает международные журналы:
- Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE (ISSN 2269-241X),
- FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE (ISSN 2269-1545).
- Projet JIPTO (ISSN 2268-8714),
- œNCORDE (ISSN 2417-2375) и другие.
Реализуется программа публикации презентационных статей и монографий, способных ускорить установление научных контактов авторов со своими коллегами во Франции и других зарубежных странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие системы самостоятельной работы студентов является основной идеей Болонской системы. Моя индивидуальная траектория обучения строилась на принципе самостоятельности и саморазвития. Благодаря достигнутым результатам, получилось с академической мобильностью в годы, когда это было редкостью. Что касается непрерывности образования, то завершил свое углубленное международное образование в Парижском университете, будучи давно профессором математики и проработав 5 лет в ЮНЕСКО.
14
CONCORDE, 2015, N 2
Я являюсь доктором математических наук, мог бы защитить еше две докторские диссертации по педагогике и международному праву. Необходимости защиты докторской диссертации по педагогике для эксперта высшей категории сектора образования ЮНЕСКО не было, она окончательно отпала после того, как на организуемые мною конференции стали приезжать самые авторитетные ученые из многих десятков педагогических вузов. Наибольшее внимание в своих работах уделяю вопросам повышения математической культуры и методам стимулирования творчества [53-96].
Мысль о защите диссертации по международному праву возникала в связи с поддержкой президентом Якутии Михаилом Николаевым идеи организации Всемирной ассоциации парламентариев коренных народов (AMPA) и ее сближении с ООН в благоприятной для этого ситуации Международного десятилетия коренных народов (1995-2004). В качестве первого шага в этом направлении, я организовал в 1995 году Всемирную ассоциацию ученых коренных народов (AMSA) при поддержке Рабочей группы по коренным народам при Европейском бюро ООН в Женеве. Докторская диссертация Парижского университета была бы полезна для обоснования лидирующей роли АМПА во всемирном движении коренных народов. Но вскоре президент Якутии потерял интерес к этому движению и отпала необходимость защиты этой диссертации.
Четвертой областью, где я стал признанным специалистом, являются исследования по истории гуннов в Европе и их религии [97-115]. Мои произведения по этому направлению изданы во Франции, России, Турции и Монголии, приглашаюсь пленарным докладчиком на престижные форумы историков во Франции и Казахстане.
Кроме того, являюсь тор-менеджером Франции по инновациям [116-122], членом Союза писателей Франции (SGDL) и имею многие другие знаки признания своей квалификации в самых различных областях. Дипломы Парижской международной дипломатической академии и Парижского университета Декарт тоже рассматриваю как документы, свидетельствующие об уровне квалификации, полученной в основном самообразованием и благодаря профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа стала многократно эффективнее с появлением компьютеров и интернета. При выработке хороших навыков такой работы можно достичь высокого уровня саморазвития почти в любой точке земного шара. Много может дать общение в социальных сетях с интересными людьми, участие в творческих сообществах высокого уровня.
Например, я серьезно изучаю молекулярную биологию и аналитическую биохимию. Моим учителем в этих вопросах стал профессор Николай Николаевич Мушкамбаров из Первого Московского медицинского университета имени Сеченова [123]. Его многочисленные монографии можно скачать из сайта https://sites.google.com/site/mushkambarovbooks/. Начав изучение его книг, стал задавать ему вопросы по интернету и это постепенно переросло в научное общение. Особенностью творчества этого ученого является то, что он не участвует в конференциях, ибо не любит прерывать свои исследования, он почти не пишет статей, но публикует многотомные монографии. На обложке его трехтомной монографии Аналитическая биохимия написано: « Математическая формула — высшее выражение научной мысли. В этой книге свыше 3000 математических выражений». Поэтому это произведение малодоступно для коллег Мушкамбарова, не обладающих, как он, высокой математической культурой, а для меня послужило хорошим и приятным введением в современную биологию.
Рекомендуемое документами Болонского процесса длительное обучение в других вузах, особенно в Европейском союзе и США, останется малодоступным для подавляющего большинства студентов из-за языкового барьера, по материальным и другим причинам. В любом случае обучение за рубежом не имеет смысла начинать раньше уровня магистратуры.
Языковой барьер является серьезным препятствием и для многих ученых. Трудно свободно говорить на иностранном языке, не прожив в стране, где население говорит на этом языке. Например, когда я впервые приехал во Францию, имел хорошую языковую подготовку — мог свободно читать не только специальную литературу, но читал без словаря толстые
15
CONCORDE, 2015, N 2
классические романы. Однако, реальная французская речь отличается быстротой. Слова часто связываются между собой, что затрудняет восприятие, ибо трудно понять, где кончается одно слово и начинается второе. Только через пару месяцев языковой практики поток французской речи начинает входить непосредственно в мозг без предварительной работы сознания.
Обследование BISAM, проведенное в алматинских вузах показало, что « более 20% преподавателей имеют опыт педагогических, более 25% - научных стажировок за рубежом, более 18% принимали участие в совместных с зарубежными коллегами исследованиях и разработках. Наиболее существенным препятствием международной активности преподавателей является слабое знание английского языка. В ходе проведенного BISAM опроса только 4% преподавателей алматинских вузов заявили о свободном владении английским языком. Как хорошие оценили свои знания английского лишь 8% опрошенных, как удовлетворительные - 36%, как слабые - 22%. Более 15% респондентов совсем не владеют английским языком » [124].
В этом исследовании отмечается, что «зарубежные контакты преподавателей казахстанских вузов осуществляются, зачастую, бессистемно, без привязки к реальным задачам вузов, программам совершенствования учебного процесса и научных исследований».
Поэтому Международная академия КОНКОРД совместно с ФИДЖИП и ЕВРОТАЛАНТ развивает большие творческие, научные и деловые международные проекты, для участия в которых не требуется свободного владения иностранными языками, а достаточно их знания в рамках обычной вузовской программы. Примером является Проект ЖИПТО, открытый для участия педагогов, психологов, математиков, менеджеров, художников и дизайнеров, литераторов, специалистов по организации зрелищных и спортивных мероприятий и других [116]. Проект АТТИЛА открыт для историков, этнографов, менеджеров по ресторанному и гостиничному бизнесу, архитекторов, художников и дизайнеров, литераторов, специалистов по организации зрелищных и спортивных мероприятий и других [115]. Другие интересные для преподавателей и магистрантов международные самоокупаемые проекты находятся в стадии изучения и апробации.
Международная федерация ФИДЖИП имеет в своем составе туристические ассоциации EUROTIUM, FRANCE KAZAKHSTAN, EUROPASIA туристические фирмы Mer et Nature, China Ken, Autocars AJM. Поэтому налаживается сотрудничество ФИДЖИП с кафедрами туризма из разных вузов, что должно направить поток выезжающих за рубеж студентов и преподавателей в русло полезного познавательного, научного, творческого и образовательного туризма с максимальной отдачей за минимальное время и при оптимальных расходах.
Résumé : Cette autobiographie créative de Grigori Tomski est similaire à son article en français [125].
Литература / Références
1. «Мягкий путь » вхождения российских вузов в Болонский процесс (Главный редактор —проф. А.Ю. Мельвиль). - М.: Олма-Пресс, 2005. - 352 с.
2. Tomski G. Jeux dynamiques a deux joueurs // Cahiers du CEREMADE, n° 7919. - 44 p. (Université de Paris-Dauphine).
3. Tomski G. Jeux dynamiques qualitatifs // Cahiers du CEREMADE, n° 7934. - 25 p. (Universite de Paris-Dauphine).
4. Bernhard P., Tomski G. Une construction retrograde dans les jeux differentiels qualitatifs et applications a la regulations // R.A.I.R.O. Automatique / System Analysis and Control, vol. 16, N 1, p. 71-84.
5. Tomski G. Introduction a la theorie des jeux dans les systemes generaux // Cahiers du CEREMADE, n° 8701. - 68 p. (Universite de Paris-Dauphine).
16
CONCORDE, 2015, N 2
6. Pierre Bemhard, Jean-Marie Nicolas, and Vincent Lapotre. « About the resolution of discret pursuit games and its applications to naval warfare » // 4th ISDG International Symposium on Dynamic Games and Applications, Helsinky, 1990.
7. Rodin E.Y. Artificial Intelligence Methods in Pursuit Evasion Differential Games // DTIC Document (Defense Technical Information Center), 30 JUL 1990.
8. Pierre Bernhard, Jean-Marie Nicolas, and Odile Pourtallier. « Poursuit games with costly information : Two formulations » // 4th ISDG International Symposium on Dynamic Games and Applications, Grimentz, Switzerland,1992.
9. Neveu D., Pignon J.P., Raimondo A ., Nicolas J.M., Pourtallier O. Pursuit Games with Costly Information: Application to the ASW Helicopter Versus Submarine Game // New Trends in Dynamic Games and Applications (Annals of the International Society of Dynamic Games,Volume 3 1995), p. 247-257.
10. Томский Г.В. Игровые задачи в динамических системах. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1982, 161 с.
11. Петросян Л.А., Томский Г.В. Динамические игры и их приложения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 6
252. с.
12. Петросян Л.А., Томский Г.В. Геометрия простого преследования. - Новосибирск: Наука, 1983.
- 143 с.
13. Петросян Л.А., Томский Г.В. Дифференциальные игры с неполной информацией. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1984, 188 с.
14. Томский Г.В., Уланов В.А. Игры в общих управляемых системах. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1982, 208 с.
15. Петросян Л.А., Томский Г.В. Элементарные задачи преследования и убегания. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1989. - 80 с.
16. Петросян Л.А., Томский Г.В.Через игры - к творчеству. - Новосибирск: Наука, 1991. - 127 с.
17. Tomski G. Fondement de la théorie aciomatique des jeux dynamiques. - JIPTO International, 2004. -
330 p.
18. Томский Г.В. Об аппроксимации параметрических дифферециальных игр // Математические методы в социальных науках. 1975, Вып. 5. - Вильнюс, с. 63-68.
19. Томский Г.В. Существование значения в полудинамических играх // Математические заметки, 1977, Т 22, N 3, с. 401-410.
20. Томский Г.В. Задачи о сближении-уклонении в квазидинамических системах // Прикладная математика и механика, 1978, Т. 42, N 2, с. 219-227.
21. Томский Г.В. Кусочно-синтезирующие стратегии в дифференциальных играх // Управление динамическими системами. - ЛГУ, 1978, с. 238-244.
22. Tomski G.V Encounter-evasion problems in quasidinamic systems // J. Appl. Math. Mech, 1978, 42 (2), p. 229-237.
23. Томский Г.В. О стратегиях в дифференциальных играх // Прикладная математика и механика, Т. 44, N 4, с. 626-631.
24. Tomski G.V On strategies in differential games // J. Appl. Math. Mech, 1980, 44 (4), p. 441-446.
25. Томский Г.В. О динамических играх с фиксированной продолжительностью // Прикладная математика и механика, 1981, Т. 45, N 2, с. 230-235.
26 Томский Г.В. Об обобщенном значении динамических игр на быстродействие // Вестник ЛГУ, 1981, N 19, вып. 4, с. 40-44.
27. Tomski G.V O fixed-duration dynamic games // J. Appl. Math. Mech, 1981, 45 (2), p. 164-168.
28. Tomski G.V The generalized value of high-speed dynamic games // Tфhoku Math. J. 1981, 34 (2),
р. 40-44.
29. Петросян Л.А., Томский Г.В. Динамические игры c полной информацией и их приложения к играм с неполной информацией // Дифференциальные уравнения, 1982, Т. 18, N 4, с. 593-599.
30. Petrosyan L.A., Tomski G.V Dynamic Games with Complete Information and their Applications to Games with Incomplete Informatiojn // Differential Equations, 1982, 18 (4), p. 429-434.
31. Томский Г.В. Зоны захвата и убегания в динамических играх качества // Дифференциальные уравнения, 1983, Т. 19, N 3, с. 419-425.
32. Петросян Л.А., Томский Г.В. Динамические игры // Известия АН СССР. Техническая кибернетика, N 2, с. 33-50.
33. Petrosyan L.A., Tomski G.V. Dynamic games // Engrg. Cybernetics, 1983, 21 (2), p. 24-38.
34. Томский Г.В. О линейных дифференциальных играх преследования // Кибернетика, 1984, N 8,
с. 1264-1265.
17
CONCORDE, 2015, N 2
35. Томский Г.В. Об одном методе последовательных приближений функции Беллмана // Журнал вычислительной математики и математической физики, 1984, N 8, с. 1264-1265.
36. Томский Г.В., Два метода последовательных приближений функции значения в динамических играх // Управление динамическими системами. - Л., 1984, с. 133-138.
37. G.V.Tomskii, A method of successive approximations of Bellman function // Journal USSR Computational Mathematics and Mathematical Physics, Volume 24, issue 4, dec. 1985, Pages 182-185.
38. Томский Г.В. О существования решений антагонистических дифференциальных игр // Дифференциальные уравнения, 1986, Т 22, N 9, с. 1630-1631.
39. Томский Г.В. Информационные системы антагонистических динамических игр // Вестник ЛГУ, 1987, Серия I, вып. 2, с.116-117.
40. Tomski G. Introduction à la théorie des jeux dans les systèmes généraux // Cahiers du CEREMADE, 1987, n° 8701. - 68 p. (Université de Paris-Dauphine)
41. Томский Г.В. Динамические игры с полной информацией и их приложения: Диссертации на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. - Л.: ЛГУ, 1987. - 256 с.
42. Томский Г.В. Дифференциальные игры качества в классе Е-стратегий // Дифференциальные уравнения, 1988, Т 24, N 5, с. 818-824.
43. Tomski G.V. Qualitaty Differential Games in the E-Strategy Classe // Differential Equations, 1988, 24 (5), p. 538-542.
44. Данилов Н.Н., Томский Г.В. О существовании В-ядра в динамических играх с фиксированной продолжительностью // Дифференциальные уравнения, 1990, Т. 26, N 3, с. 401-408.
45. Danilov N.N., Tomski G.V. Existence of an E-B-Kernel for Dynamic Games of Fixed Duration // Differential Equations, 1990, 26 (3), p. 292-297.
46. Томский Г.В., Барашков П.Д. Состояние и перспективы развития исследований по теоретической и прикладной математике в Я-С ССР. - Якутск: ЯМНУЦ, 1991. - 16 с. (Académie des Sciences de l’URSS).
47. Tomski G. L'UNESCO et les ONG: politique officielle et expérience personnelle. - Editions du JIPTO, 2006. - 123 p.
48. Tomsky G. Sakha and UNESCO // International Affairs, 1995, p. 18-21.
49. Tomski G. Peuples autochtones. - Université de Paris-V, 1997 / JIPTO International, 2002. - 87 p.
50. Power C.N. L’education : moyen ou fin ? Bref apercu du rapport Delors et de ce qu’il implique pour la renovation de l’education // Perspectives : revue trimestrielle d’education comparee (UNESCO), 1997, XXVII (2), p. 187-199.
51. Power C.N. L’enseignement technique et professionnel du XXIe siecle // Perspectives : revue trimestrielle d’education comparee (UNESCO), 1999, XXIX (29), 1/109, p. 29-36.
52. L'education. Un tresor est cache dedans. Rapport a l’UNESCO de la Commission internationale sur l'education pour le vingt et unieme siecle presidee par Jacques Delors. - Paris : Editions UNESCO / Editions Odile Jacob, 1996. - 314 р.
53. Tomski G. Le JIPTO et le Système JIP. - Editions du JIPTO, 2005. - 214 p.
54. Tomski G. JIPTO : de la Maternelle à l'Université. - Editions du JIPTO, 2007. - 207 p.
55. Tomski G. Géométrie élémentaire de la poursuite. - Editions du JIPTO, 2005. - 244 p.
56. Tomski G. JIPTO : 1001 jeux pour tous. - Editions du JIPTO, 2005. - 60 p.
57. Les médias parlent du JIPTO / Мировые СМИ о ЖИПТО (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, vol. 2). - Editions du JIPTO, 2013. - 48 p.
58. Исследования по геометрии простого преследования (Investigations in the geometry of simple pursuit, Yakut State University, Edited by L. Petrossian, G. Tomski, S.Mestnikov). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. - 105 с. .
59. Tomski G. Fonctions et modélisation mathématique. - Editions du JIPTO, 2005. - 188 p.
60. Томский Г.В. Место и роль геометрии преследования // Stability and Control Processes (SCP'2005), T.1, c. 622-629.
61. Tomski G. Nouvelle extension de la géométrie classique // Dès jeux à la créativité : Méthodes d'éducation active. - Editions du JIPTO, p. 141 — 145.
62. Tomski G. Mathematics of the JIPTO and Theory of the Pursuit // Games Theory and Applications, Volume XI, p. 163-171.
63. Томский Г.В. Об элементарной геометрии преследования // Математика в образовании. - Изд-во Чувашского университета, с. 283- 288.
64. Томский Г.В. Математическая культура личности // Математическое образование : концепции, методика, технологии, - Тольятти : ТГУ, 2009 с. 8 - 10.
18
CONCORDE, 2015, N 2
65. Tomski G. Elementary Geometry of pursuit: Stimulator of Student's Scientific Creativity and Means of Disclosing Mathematical Talent (In Korean) // Proceeding of the 45th Korean National Meeting of Mathematics Education, Dongkook University, Gyeongju, Korea, 2010, p. 21-25.
66. Tomski G., Tomski T. JIPTO : Jeu de réflexion pour tous. - P. : ACL-Editions, 1996, 95 p.
67. Tomski G., Tomski T. Un nouveau jeu intellectuel de poursuite le JIPTO // Bulletin d’APMEP. -1997. - n° 411. - P. 515-521.
68. Tomski G., Tomski T. The cultural and educational value of the JIPTO game // International toy seminar - GREC-UPN, 1997. - P. 71.
69. Tomski G., Tomski T. Valeur culturelle et formatrice du JIPTO // Jouets et objets ludiques / Toy and Playthings - Université Paris-Nord & Centre Universitaire de la Charente, 1998. - P. 296-300.
70. Tomski G., Gordon W. More than fun and games // UNESCO Education News. - 1998. - N 12. - P. 1.
71. Tomski G., Gordon W. Les math : un jeu d’enfant // UNESCO / Nouvelles de l’éducation. - 1998. -N 12. - P. 1.
72. Tomski G. Art du JIPTO - Editions du JIPTO, 2005. - 148 p.
73. Tomski G. JIPTO : Cadeau et décoration. - Editions du JIPTO, 2006. - 452 p.
74. Tomski G. Compositions du JIPTO : Patrimoine mondiale. - Editions du JIPTO, 2007. - 75 p.
75. Tomski G. Art du JIPTO : 2007-2008. - Editions du JIPTO, 2008. - 276 p.
76. Tomski G. Art du JIPTO : 2009-2010. - Editions du JIPTO, 2010 - 81 p.
77. Tomski G. Art du JIPTO : 2011-2012. - Editions du JIPTO, 2012. - 114 p.
78. Tomski G. Art du JIPTO-2013 (JIPTO-Livres, 2014, N 1). - Editions du JIPTO, 2014. - 40 p.
79. Tomski G. JIPTO artistiques (JIPTO-Livres, 2013, N 2). - Editions du JIPTO, 2013. - 32 p.
80. Tomski G. Compositions photographiques (JIPTO-Livres, 2013, N 3). - Editions du JIPTO, 2013. -
32 p.
81. Tomski G. BD-JIPTO (JIPTO-Livres, 2013, N 4). - Editions du JIPTO, 2013. - 23 p.
ЖИПТО-комиксы
82. Tomski G. Festival du JIPTO en Sibérie (JIPTO-Livres, 2013, N 5). - Editions du JIPTO, 2013. - 26 p.
83. Tomski G. Echecs et Beaux-Arts (JIPTO-Livres, N 2). - Editions du JIPTO. - 58 p.
84. Tomski G. JIPTO artistiques : Hommage aux grands maîtres Echecs et Beaux-Arts (JIPTO-Livres, N 3). - Editions du JIPTO. - 58 p.
85. Tomski G. Thomas Cole (JIPTO-Livres, N 4). - Editions du JIPTO. - 28 p.
86. Томский Г.В. Искусство ЖИПТО в дошкольных учреждениях (Projet JIPTO, 2013, N 1R). -Editions du JIPTO, 2013. - 33 с.
87. Томский Г.В. ЖИПТО в дошкольном образовании (Projet JIPTO, 2013, N 2R). - Editions du JIPTO, 2013. - 55 с.
88. Томский Г.В. Для одаренных детей (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2014, N 2). - Editions du JIPTO, 2014. - 56 с.
89. Томский Г.В. ЖИПТО в дополнительном образовании (Projet JIPTO, 2014, N 1R). - Editions du JIPTO, 2014. - 44 с.
90. Томский Г.В., Голиков А.И. Система ДИП в образовании // Вестник СВФУ, том. 2, N 1, с. 1719.
91. Tomski G., Akhaev A., Tikhtilova N. Projet JIPTO au Kazakhstan : Année 2010. - Editions du JIPTO, 2010. - 124 p.
92. Tomski G., Akhaev A., Akhaeva N. Projet JIPTO au Kazakhstan : Année 2011. - Editions du JIPTO,
2012. - 120 p.
93. Tomski G., Akhaev A., Akhaeva N. Projet JIPTO au Kazakhstan : Année 2012. - Editions du JIPTO, 2012. - 114 p.
94. Tomski G., Akhaev A., Akhaeva N. Projet JIPTO au Kazakhstan : Année 2013. - Editions du JIPTO, 2012. - 44 p.
95. Томский Г.В. Впечатления о работе с одаренными школьниками в Казахстане // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 3, p. 49-69.
96. Tomski G. Poursuites sibériennes. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.
97. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.
Сокращенный авторизованный перевод на русский язык: http://attila-roman-ru.blogspot.fr/
98. Tomski G. Attila : Ilk Avruplu. Istanbul : Papirüs, 2005. - 360 p.
99. Tomski G. Orest - ami d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.
100. Tomski G. Attila et Aetius. - Editions du JIPTO, 2005. - 118 p.
19
CONCORDE, 2015, N 2
101. Томский Г.В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2008. -274 с.
102. Томский Г.В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.
103. Tomski G. Tangra : Quête spirituel et scientifique. - Editions du JIPTO, 2005. - 138 p.
104. Tomski G. Tangra : Religion naturelle pour l'avenir - Editions du JIPTO, 2011. - 48 p.
105. Томский Г.В. (Тюрген Билге), Тангра: Великая традиция для будущего - Editions du JIPTO, 2012. - 55 p.
106. Tomski G. Credo du tangrisme classique // Философский альманах, КазНПУ имени Абая, 2014, N 1 (57), c. 86-91.
107. Tomski G. Tangrisme classique // CONCORDE, 2014, N 1, p. 3-10.
108. Tomski G. Tangrisme et religion naturelle // CONCORDE, 2014, N 1, p. 11-24.
109. Tomski G. Religion d'Attila et de Gengis Khan // CONCORDE, 2014, N 1, p. 34-67.
110. Tomski G. Sources sur le tangrisme classique // CONCORDE, 2014, N 2, p. 3-20.
111. Tomski G. Tangrisme contemporain en Yakoutie // CONCORDE, 2014, N 2, p. 21-40.
112. Tomski G. Livres et autres sources tangristes // CONCORDE, 2014, N 2, p. 41-74.
113. Tomski G. Science, confiance, foi et religion // CONCORDE, 2014, N 2, p. 75-95.
114. Tomski G. Tangrisme sakha : Schéma de Teris // CONCORDE, 2014, N 3, p. 3-109.
115. Tomski G. Projet ATTILA // FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2014, vol. 3, p. 32-33.
116. Tomski G. Sur l'efficacité économique du Projet JIPTO (Томский Г.В. ЖИПТО как пример проекта со взрывным эффектом) // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2013, N 1, p. 3-24.
117. Tomski G. Marketing JIPTO (Томский Г. В. Маркетинг ЖИПТО) // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 1, p. 3-35.
118. Tomski G. Le Réseau de sites et de blogs JIPTO (Projet JIPTO, 2014, N 1F). - Editions du JIPTO, 2014. - 29 p.
119. Томский Г.В. Международная сеть сайтов и блогов ЖИПТО (Projet JIPTO, 2014, N 2R). -Editions du JIPTO, 2014. - 29 с.
120. Томский Г.В. Научные и творческие темы, интересующие Международную академию КОНКОРД (Tomski G. Travaux scientifiques et créatifs qui intéressent l'Académie Internationale CONCORDE) // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 2, p. 3-38.
121. Tomski G. Sur les projets internationaux innovants (Томский Г.В. Инновационные международные проекты со взрывным эффектом) // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 3, p. 29-48.
122. Académie Internationale CONCORDE (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2014, N 1) -Editions du JIPTO, 2014. - 39 p.
123. Томский Г. В. Профессор Николай Мушкамбаров: Обзор работ и творчества // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2013, N 1, p. 46-59.
124. Высшее образование в Казахстане: состояние в 2010 году // http://www.bisam.kz/research/ reports/education.html
125. Compte-rendu scientique et créatif // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2015, N 1, p. 3-22.
20