ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.9
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТНОЙ ДИНАМИКИ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА
В. А. Наумова (Петропавловск-Камчатский)
Аннотация. Экспериментальное исследование основывается на понимании периода старения как продолжающегося развития человека, активно взаимодействующего с миром. Предполагается, что творческое отношение к своей жизни является основным условием конструктивного развития личности. С помощью обучающего эксперимента показана эффективность арттерапии как целенаправленного воздействия на творческую и общую активность личности.
Ключевые слова: геронтопсихология; конструктивное старение; жизнестойкость; рефлексия; арттерапия.
Проблема. Период старения является одним из закономерных этапов онтогенеза. В настоящее время этот возрастной период привлекает к себе внимание исследователей в связи с увеличением продолжительности жизни и тенденцией старения трудоспособного населения. Это объясняет возросший интерес к работам, где объектом исследования является человек в период геронтогенеза [1, 3, 10, 11, 19].
Вхождение человека в период старения, в состояние ограничения социальных взаимодействий сопровождается ситуацией вынужденного выбора, определения вектора и стратегии собственного старения, а также возможности личностного развития. Проблема выбора представляется как неоднозначная и достаточно трудная жизненная ситуация, часто порождающая дестабилизацию жизненного мира, целей и смыслов в атмосфере неопределённости. Л.И. Анцыферова (2001) отмечает, что снятие неопределённости становится сложной жизненной задачей стареющего человека, где от личности требуются мобилизация, совершенствование и дальнейшее развитие субъектных способностей, где необходимо «выбрать сообразно со своими возможностями и желаниями новые роли и принять ответственность за исполнение, поддерживать и расширять межличностные отношения, не бояться экспериментирования и риска при выборе нового образца жизни, переопределить структуру значимостей изменившегося жизненного мира» [3. С. 88].
По мнению ряда исследователей, одной из главных деятельностей периода поздней зрелости является принятие своего жизненного пути [2, 3, 18, 20]. Приобретенные и развитые за годы жизни способно-
113
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
сти, навыки, системы знаний и интересы, опыт отношения с миром в целом могут создать основу ресурса личностного потенциала для наполненной смыслом повседневной жизни, для самостоятельного и ответственного планирования собственной жизни и участия в жизни общества [2, 12]. Проблема условий раскрытия личностного потенциала пожилого человека является чрезвычайно актуальной, её решение определяет активность субъекта на этапе поздней зрелости и его позицию в жизни общества, позволяет преодолеть кризис социальной ситуации, помогает пожилым людям определиться с выбором стратегии построения образа жизни как благополучного развития личности человека.
Ограничения пожилых людей в самоактуализации и самореализации личности часто связаны не только с возрастными изменениями, но и с противоречием между возможностью продуктивно использовать ресурс и отсутствием или ограничением специально организованных условий их актуализации. Это даёт основание сформулировать проблему исследования, поиск и организация эффективных условий актуализации и последующей реализации ресурсного потенциала. В последние годы в геронтопсихологии всё более активно применяется психотерапия искусством (arts therapies), которую можно рассматривать, как метод мотивирования жизнетворческой активности, мобилизации творческого потенциала пожилых людей и способ сохранения их жизнедеятельности [8, 9, 14, 16, 18].
Цель настоящего исследования - используя специально организованную арт-среду как детерминирующий внешний ресурс мобилизовать и актуализировать латентные личностные ресурсы респондентов на этапе поздней зрелости. Для достижения указанной цели нами была разработана арт-терапевтическая программа, включающая 3 этапа психологической работы.
На первом этапе использовались арт-методики, направленные на адаптацию респондентов в группе через стабилизацию эмоционального состояния, активацию рефлексии и креативного потенциала. Второй этап психологической работы фокусировался на мобилизации личностного ресурса посредством стимуляции воспоминания о позитивных событиях, что предполагало адекватное принятие прожитой жизни, обретение согласованного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, получение удовольствия от актуальной жизненной ситуации. Использовался комплекс арт-средств, включающий элементы фототерапии [9], музыкотерапии [18], песочной терапии [14], телесно-ориентированной арт-терапии [10]. На третьем этапе работа была ориентирована на стимулирование конструктивного принятия социальной ситуации развития путем принятия себя в новом статусе, осознания собственной жизненной компетенции, формирования активной жизненной позиции, конкретизации смысла собственной жизни. Здесь применялся комплекс арт-средств, включаю-
114
Творческая активность как потенциал личностной динамики
щий общение с шедеврами искусства [18], перформанс (литературное, музыкальное или театральное представление, индивидуальное или групповое) [14, 18]. Мы предположили, что заложенное в программе постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и конструктивному развитию личности участников этих занятий. Прогрессивность развития зависит от того, насколько респондент выступает субъектом, созидателем своей жизни, ее смысловой содержательности и пространственно-временной организации.
Описание выборки. 120 участников клуба «Общение» в возрасте от 57 до 80 лет. Исследование проводилось на базе Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова и Студии психологического развития г. Петропавловска-Камчатского На первом этапе с целью формирования экспериментальной (Э) группы и группы сравнения (С) был применён комплекс диагностических методик блока I (табл. 1).
На основании данных проведенного обследования из общего числа респондентов были сформированы две группы по 40 чел. в каждой. Экспериментальная группа (проходящая арт-терапию) характеризовалась низким уровнем личностной субъектности, группа сравнения - высоким уровнем достижения субъектности. Социальнодемографическая характеристика выборки представлена в табл. 2.
Противопоказаниями для участия в Э-группе служили декомпенсированные хронические заболевания, острые психические расстройства, выраженные расстройства личности и поведения, аффективные нарушения в депрессивной форме с психомоторной заторможенностью или маниакальным состоянием, деменция.
Процедура исследования. Исследование было осуществлено в соответствии с планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой [17]. Участники, входящие в состав Э-группы, методом случайных чисел были распределены на 4 подгруппы по 10 респондентов в каждой. Работа осуществлялась с периодичностью два раза в неделю, продолжительность занятий 2 ч. Нами была использована форма арт-терапии в интерактивной группе, что предполагает большую степень организованности, активного привлечения участников к социальному взаимодействию, ориентацию на реальность и постоянно меняющуюся действительность. Это достигалось за счет фокусировки внимания членов группы на определенной теме или техниках изобразительного характера. Порядок работы с темами в Э-группе определялся основными стадиями динамики поведения личности в процессе группового взаимодействия: подготовка, осознание, переоценка и действие.
По окончании каждого занятия проводился «опрос обратной связи».
Методики. Для оценки личностной динамики до начала и по окончании реализации арт-программы применялся комплекс диагно-
115
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
стических методик (II, III, IV) , объединенных в единую программу исследования (см. табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Программа экспериментального исследования показателей личностной динамики в период позднего онтогенеза
Показатель Методы исследования
I. Личностная субъектность (адаптивность)
А. Рефлексивность Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой [7]
Б. Тип локализации контроля «Уровень субъективного контроля» (УСК) (шкала общей интернальности) [17]
В. Самопринятие Методика исследования самоотношения (МИС) (шкалы «саморуководство» и «самопринятие»)
Г. Креативность Методика САТ (самоактуализационный тест) - шкала «креативность» [17]
II. Переменные личностного потенциала
А. Жизнестойкость Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой. [12]
Б. Рефлексивность Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой. Метод беседы-интервью [7]
В. Копинг-стратегии Методика «Индикатор копинг-стратегий» [ 17]
Г. Толерантность к неопределенности Методика определения толерантности к неопределённости С. Баднер в адаптации Г.У. Солдатовой [13]
III. Осмысленность жизни и временной перспективы
А. Наличие жизненных целей и компетентность во времени Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева [12] (шкалы: «цель в жизни», «процесс жизни и эмоциональная насыщенность», «результативность жизни или удовлетворённость самореализацией»). Методика САТ шкала «компетентность во времени» [17]
Б. Самопринятие и позитивные отношения с другими Методика САТ («контактность», «самоуважение», «самопринятие»)
В. Самодетерминация и независимость Методика МИС (шала «саморуководство»). Методика САТ (шкала «опора на себя»)
Г. Открытость опыту, стремление к саморазвитию Методика САТ (шкалы «креативность», «познавательные потребности»)
IV. Конструктивное принятие социальной ситуации развития
А. Принятие себя в новом статусе Тест СЖО (шкала «процесс жизни») Методика САТ («гибкость поведения»)
Б. Социальная интеграция и результативность жизни Тест СЖО (шкала «результативность жизни, или удовлетворённость самореализацией», «Локус - Я», «Локус - жизнь»)
Г. Социальная и творческая активность «Опросник творческих увлечений» А.И. Копытина [9]
116
Творческая активность как потенциал личностной динамики
Т а б л и ц а 2
Социально-демографические характеристики респондентов
Характеристики Э-группа (n = 40) С-группа (n = 40)
Кол-во % Кол-во %
Возраст, лет 57-65 19 47,5 18 45
66-75 18 45,0 20 50
76-80 3 7,5 2 5
Пол Женщины 28 70 22 55
Мужчины 12 30 18 45
Образование Среднее 15 37,5 10 25
Среднее специальное 16 40 18 45
Высшее 7 22,5 11 27,5
Неполное среднее 2 0 1 2,5
Семейное положение Состоят в браке, совместное проживание супругов 10 25 15 37,5
Разведенные 5 12,5 10 25
Вдовцы и вдовы 25 62,5 15 37,5
Социальный статус Трудятся на прежнем месте 6 15 22 55
Работают на другом предприятии 6 15 9 22,5
Не работают 28 70 9 22
Результаты исследования переменных личностного потенциала. Статистическая обработка данных по тесту жизнестойкости (табл. 3) выявила, что после применения арт-терапии в Э-группе произошло значимое повышение показателей по шкале общей жизнестойкости и субшкалам.
Т а б л и ц а 3
Средние значения и дисперсия по шкалам теста жизнестойкости у респондентов
Э-группы до и после применения арт-методов
Шкала До После Коэффициент t
Ср. зн. Дисп. Ср. зн. Дисп.
Жизнестойкость 71,4 195,8 79,0 210,8 2,96*
Вовлеченность 31,9 31,7 35,8 44,0 4,17*
Контроль 25,5 52,2 28,4 38,0 2,23*
Принятие риска 13,8 17,2 15,2 10,6 1,85*
* p < 0,05; .= 1,68.
Выраженность компонентов жизнестойкости в целом позволяет предположить снижение внутреннего напряжения, получение удовольствия от собственных действий и происходящих вокруг событий. Увеличение показателей вовлеченности и контроля, вероятно, связано с представившейся возможностью быть инициатором личностного выбора, самостоятельно регулировать и планировать творческую деятельность. Рост по шкале «принятие риска» указывает на перспективность активного усвоения новых знаний из приобретенного опыта в
117
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
ходе арт-терапевтических занятий и последующее их использование. Для респондентов Э-группы приобретение новых навыков и умений дает реальную возможность активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширять диапазон социального выбора. С.А. Богомаз [4] отмечает, что «принятие риска», или «вызова», помогает человеку быть открытым окружающему миру и обществу, способствуя восприятию жизненных событий и проблем как вызова и испытания лично для себя, позволяет ему самораскрыться и узнать о себе нечто большее, что крайне актуально для респондентов пожилого и старческого возраста.
Анализ данных долевого распределения по общему баллу жизнестойкости в группах Э и С до и после применения арт-методов выявил качественные различия. Так в Э-группе отмечено выраженное снижение доли респондентов с низким баллом общей жизнестойкости и перераспределение в долю респондентов со средним баллом (рис. 1).
70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
Э-груп па
С
С
н
Н
Рис. 1. Долевое распределение по общему баллу жизнестойкости в группах Э и К до (штриховая линия) и после (сплошная) применения арт-методов: В - высокий балл; С - средний; Н - низкий
Таким образом, рассматривая жизнестойкость как систему взглядов человека на себя, мир, отношения с ним, позволяющих изменить или принять происходящее, и обобщая полученные результаты, можно предположить, что выраженность показателей жизнестойкости у респондентов Э-группы обусловлена включенностью в процесс регулируемой творческой активности.
Результаты исследования копинг-стратегий в Э-группе показывают изменения их структуры после арттерапии (табл. 4).
По мере знакомства с техниками, ориентированными на стимулирование творческой активности, наметилась тенденция к увеличению уровней активных адаптивных копинг-стратегий - «разрешение проблем» (шкала «социальная поддержка», гэм = 0,41 при p < 0,05), «поиск социальной поддержки» (шкала «вовлечённость», гэм = 0,31 при p < 0,05) - и снижению показателей «стратегии избегания» (шкала «общая жизнестойкость», гэм = -0,36 при p < 0,05; шкала «контроль», гэм = -0,39 при p < 0,05; шкала «принятие риска», гэм = -0,35 при p < 0,05).
118
Творческая активность как потенциал личностной динамики
Т а б л и ц а 4
Сопоставление средних значений копинг-стратегий у респондентов групп Э и С до и после использования атр-методов
Шкала теста Экспериментальная группа Группа сравнения
до после коэффициент t до после коэффициент t
ср. знач ср. знач ср. знач ср. знач
Стратегия разрешения проблемы 22,2 23,0 0,92 24,4 24,6 1,66
Стратегия социальной поддержки 19,5 20,7 1,79* 20,0 21,4 3,91*
Стратегия избегания 27,1 25,9 3,20* 19,4 19,3 1,43
* p < 0,05; tKp=1,68.
Анализ индивидуальной меры рефлексивности выявил, что в целом для респондентов Э-группы характерны средние значения, однако отмечены достоверно значимые отличия от результатов до арт-терапии (tjM (1/2) = 5,24 при p < 0,05). Интерес представляет и характер распределения показателей рефлексии в Э-группе: у респондентов после применения арт-терапевтических методов отмечается смещение показателей в зону высоких значений (рис. 2).
35
30
25
20
15
10
5
0
7 8
10 11
Рис. 2. Характер распределения рефлективности у респондентов Э-группы до (штриховая заливка) и после (сплошная заливка) прохождения арт-терапевтической программы
Учитывая такую направленность, можно рассматривать повышение уровня рефлексии как «важнейшую регулятивную составляющую личности, позволяющую ей сознательно выстраивать свою жизнедеятельность» [7. С. 77]. Тем самым рефлексия способствует процессу осознания и переосмысления своей жизни, переоценки своих отношений с окружающими людьми.
119
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
Анализ результатов исследования толерантности к неопределённости как составляющей личностного потенциала в Э-группе выявляет достоверно значимые различия по шкале «новизна» (t™ (1/2) = 3,69 при p < 0,05). Этот показатель может свидетельствовать о восприятии в тематической арт-группе незнакомой ситуации как стимулирующей и одновременно комфортной (шкала «контактность», гэм = = 0,31 при p < 0,05; шкала «волечённость», гэм = 0,29 при p < 0,1), так как обеспечена возможность творческой свободы и выбора.
Результаты исследования осмысленности жизни и временной перспективы приведены в табл. 5.
Т а б л и ц а 5
Результаты исследования динамики осмысленности жизни (ОЖ) и временной перспективы
Шкала Экспериментальная группа Группа сравнения
до после
ср. зн дисперсия ср. зн. дисперсия ср. зн ст. откл
ОЖ 97,6 140,7 106,6* 113,7 108,75 100,4
Цель 22,9 57,5 25,08* 53,5 28,32 67,0
«Компетентность во времени» 9,72 12,56 10,72* 13,99 11,37 16,44
Самоуважение 8,12 2,98 8,5* 2,15 8,25 2,96
Самопринятие 8, 5 6,66 10,8* 3,44 10,37 8,44
Контактность 7,99 5,27 8,47* 5,07 8,50 9,01
Саморуководство 6,4 2,65 7,07* 3,14 7,35 6,44
Опора на себя 39,7 66,65 41,52* 20,46 42,8 31,13
Креативность 6,3 0,77 6,87* 1,24 6,9 3,42
Познавательные потребности 3,3 1,70 4,7* 3,68 5,6* 3,68
* p < 0,05.
У испытуемых Э-группы отмечается увеличение целенаправленности жизни, формирование восприятия жизни как интересного (шкала «вовлечённость», гэмп. = 0,40 при p < 0,05), эмоционально насыщенного (шкала «контактность», гэмп. = 0,34 при p < 0,05) и осмысленного процесса (шкала «цели в жизни», t™ (1/2) = 1,77 при p < 0,05). Показатели шкал «самоуважение» и «самопринятие» оцениваются как позитивное отношение к себе (шкала «самоуважения» t™ (1/2) = 1,77 при p < 0,05), уверенность в себе (шкала «шкала локус - я», г эмп. = 0,31 при p < 0,05; шкала «контроль», гэмп. = 0,31 при p < 0,05) и позитивная оценка своего прошлого (шкала «компетентность во времени», гэмп. = 0,41 при p < 0,001). Достоверные различия по шкале «контактность» (W(1/2) = 1,69 при t^ = 1,68 p < 0,05) характеризуют формирование способности к установлению эмоционально насыщенных контактов (шкала «вовлечённость», гэмп. = 0,36 при p < 0,05). Выраженность показателя креативности свидетельствует о способности личности к нестандарт-
120
Творческая активность как потенциал личностной динамики
ному мышлению (шкала «общая толерантность», гэмп. = 0,39 при p < 0,05) и поведению (шкала «контактность», гэмп. = 0,64 при p < 0,01), а также к осознанию и развитию своего опыта (шкала «самоуважение», гэмп. = 0,31 при p < 0,01; шкала «результат», гэмп. = 0,33 при p < 0,05). Выявлены достоверные различия по шкале «познавательная потребность» (1;эм (1/2) = 3,91 при p < 0,05), так как для участников арт-группы характерна убеждённость в том, что всё происходящее способствует развитию за счёт извлекаемых из опыта знаний и последующего их использования (шкала «принятие риска» гэмп. = 0,31 при p < 0,05).
Результаты исследования динамики конструктивного принятия социальной ситуации развития приведены в табл. 6.
Т а б л и ц а 6
Результаты исследования динамики конструктивного принятия социальной ситуации развития
Шкала Экспериментальная группа Группа сравнения
до после
ср. зн дисперсия ср. зн. дисперсия ср. зн дисперсия
Процесс 19,9 40,9 22,9* 41,8 32,4* 34,1
Результат 23,17 65,3 23,67 20,8 24,72 21,1
Локус -Я 17,6 24,3 19,07* 22,3 24,4* 35,4
Локус - жизнь 21,1 49,1 24,4 35,4 28,25* 81,1
Гибкость поведения 10,45 17,1 11,7* 20,3 13,2* 18,7
* p < 0,05.
Восприятие процесса своей жизни респондентами арт-группы характеризуется как включение в окружающую реальность, адекватное своему состоянию, получение удовольствия от собственной деятельности (шкала «жизнестойкости», гэмп. = 0,28 при p < 0,01; шкала «вовлечённость», гэм = 0,29 при p < 0,01, сохранение контроля, позволяющего повлиять на выбор собственной деятельности (шкала «цель», гэмп. = 0,25 при p < 0,01) и результат происходящего (шкала «контроль», гэмп. = 0,29 при p < 0,01; шкала «риск», гэмп. = 0,35 при p < 0,05), осмысленно связывать противоречивые жизненные явления (шкала «синергии», гэмп. = 0,28 при p < 0,01; шкала «осмысленность жизни», гэмп. = 0,36 при p < 0,05). Для респондентов Э-группы выраженность показателя по шкале «локус контроля - Я» свидетельствует о динамике самодетерминирующегося развития (шкала «саморуководство», гэмп. = 0,31 при p < 0,05; шкала «самопринятие», гэмп. = 0,34 при p < 0,05), как активной личности (шкала «жизнестойкость», гэмп. = 0,41 при p < 0,01), компетентной в личностном выборе (шкала «компетентность во времени», гэмп. = 0,40 при p < 0,01) и способной контролировать его (шкала «контроль», гэмп. = 0,31 при p < 0,05).
Анализ данных шкалы «результативность жизни» характеризует выбор этой возрастной группы как поиск продуктивности и осмыслен-
121
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
ности прожитой жизни (шкала «осмысленность жизни», гэмп. = 0,39 при p < 0,05), где пережитый опыт может быть использован с другими смыслами и возможностями (шкала «креативность» гэмп. = 0,34 при p < 0,05), как вариант поиска удовлетворённости самореализацией на этапе поздней зрелости.
Анализ данных тестирования по «Опроснику творческих увлечений» позволяет предположить, что у респондентов пожилого и старческого возраста после прохождения арт-терапевтической программы появилась творческая активность, трансформировавшая качество жизни. Сравнение названий фотоколлажей на начальных этапах использования арт-методов («Всё будет не так, как я хочу», «Остановка», «Моя память», «Жил как мог, а не как хотелось», «Всё не так») и на завершающем этапе («Посмотри на мир другими глазами», «С улыбкой по жизни», «Моя жизнь - это радость», «Жизнь продолжается», «Мудрая сова и хаос», «Вечность», «Вселенная», «Мудрость», «Добро и зло») свидетельствует о том, что респонденты стали положительно оценивать пройденный путь, осознали его продуктивность и осмысленность и приняли настоящее как возможность жить полноценной и многомерной жизнью.
Обсуждение результатов
Обобщая данные экспериментальной оценки и опираясь на теоретический анализ, можно говорить о том, что специально организованная арт-среда, ограниченная условиями взаимодействия в закрытой тематической группе и фокусировкой внимания на творческий процесс, стимулируя творческую активность, запускает механизмы мобилизации личностных ресурсов. В ходе арт-деятельности раскрывается творческий потенциал личности, появляется уверенность, что происходящее способствует движению, которое можно контролировать, быть инициатором своей активности, уменьшая стресс и фрустрацию. Арттерапевтические методы, задавая внешне опосредствующие способы, изменяют оценку трудных жизненных ситуаций и жизни в целом, что создаёт мотивацию к трансформационному совладанию. Использование интерактивных процессов группы как активной социальной поддержки позволяет изменить уровни копинг-стратегий в сторону адаптивных. При групповом применении арт-терапии участникам представляется возможность максимального использования интерактивного процесса группы, результатом которого можно считать сплочённость, вселение надежды, состояния переживания универсального опыта, актуализации экзистенциальных вопросов [1-5]. Чем ниже значения пассивного, «непродуктивного», копинг-избегания, тем выше значимость показателей шкал «контроль», «принятие риска» и «жизнестойкость» в целом, что может свидетельствовать об убеждённости пожилого человека в личностной значимости, способствующей его развитию через
122
Творческая активность как потенциал личностной динамики
активное усвоение знаний из опыта и последующее их применение. Сочетание информации о прошлом и новой дает возможность организовать процессы в будущем, т.е. прогнозировать и принимать изменения внешнего мира. Выраженность показателей толерантности к неопределённое™ участников Э-группы свидетельствует о готовности к переструктуризации поведенческих стратегий для активного поиска новых смысложизненных ориентаций и построения способов их реализации. О.А. Лунина [13] рассматривает толерантность как механизм совла-дания с ситуацией (coping styles), в которой присутствуют неблагоприятные для личности факторы. В Э-группе «общий показатель толерантности к неопределённости» и показатель шкалы «неразрешимость» связаны со стратегий «избегания». Возможно, для респондентов «новизна» ситуации неопределенности не оценивается как источник напряжения, и выбор пассивной стратегии является адаптивным, обеспечивая удлинение этапа включения, оценивания и принятия событий.
Динамику уровня рефлексии можно рассматривать как межуровневую регуляцию, которая способствует переоценке своих отношений с окружающими миром и людьми, осознанию своей жизни. В ходе арт-занятий использовались техники моделирования окружающей среды с включенностью «своего места» в ней. Респондентам представлялась возможность проанализировать «модель своего будущего», реализуя свой творческий замысел по изменению окружающего мира. Тем самым запускался антиципационный процесс, построение краткосрочных планов и перспектив, что относится к источнику прогрессивно развития личности. Эффект усиливался рассмотрением ситуаций «событий ближайшего будущего», т. е. краткосрочных перспектив, так как именно они позволяют пожилому человеку прогнозировать своё реальное будущее, избегать депрессии и страха смерти, укреплять уверенность в завтрашнем дне [3].
Рефлексия способствует переоценке своих отношений с окружающими миром и людьми, осознанию своей жизни, «выступает смысловым центром внутренней реальности человека и всей его жизнедеятельности в целом» [15. С. 22]. А.В. Карпов считает, что рефлексии присуща трансформационная функция, повышающая меру субъективности регуляции деятельности, поведения, общения, которая может оборачиваться и генеративной функцией, функцией личностного самостроительства [7]. Динамика артгруппы создаёт позитивные условия психологического благополучия. Ю.Б. Дубовик [6], исследуя психологическое благополучие в позднем возрасте, пришла к выводу, что у них на прежнем уровне остаются показатели автономии, управления средой, самопринятия, целей в жизни. Это говорит о компенсаторных возможностях людей пожилого возраста и подтверждает предположение о том, что старение - процесс индивидуальный и вариативный, а возраст не является главным фактором, определяющим психологическое благополучие. Наличие жизненных целей, вовлечённость в процесс жизни, способность целостного при-
123
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
нятия своей жизни и себя в новом статусе, принятие ответственности за свою жизнь в целом и за события, в ней происходящие, открытость новому, стремление к саморазвитию и самореализации, независимости являются источником прогрессивного развития.
Заключение. Арт-терапевтические методы, задавая внешние опосредствующие способы, стимулируя творческую деятельность, активизируют личностные ресурсы (жизненный опыт, когнитивные способности) и способствуют формированию новых смысложизненных ориентаций, мотиваций, копинг-стратегий, составляющих личностный потенциал субъекта, результатом чего можно считать самопринятие, позитивное отношение к другим, самодетерминацию, открытость новому опыту и, как следствие, более высокий уровень субъектности и психологического благополучия. Эффективность воздействия арттера-пии определяется сочетанием выраженности личностного потенциала, благополучия ситуации социального развития. Прогрессивность развития личности и её самореализация на этом этапе зависят от того, насколько пожилой человек выступает субъектом, созидателем своей жизни, её смысловой содержательности и пространственно-временной организации.
Формирование целостности личности является результатом ин-транаправленности ее развития, обращённости к внутренним структурам. Методы арт-терапии путём переноса акцента с внешней цели психологической интервенции на внутреннюю (развитие субъектности) содействуют повышению жизненной удовлетворённости пожилого человека. Взаимосвязь между качеством жизни, жизненной удовлетворенностью, реализацией материальных и духовных потребностей в пожилом возрасте определяется ведущей ролью субъективной составляющей качества жизни - внутренним самочувствием субъекта.
Учитывая достоинства арт-терапевтических техник, к которым можно отнести создание среды, способствующей актуализации саморегуляции произвольной активности, раскрытие креативного потенциала личности, определение индивидуально приемлемых форм выражения духовной индивидуальности в социуме, достижение жизненной компетентности, самоопределения личности, можно прогнозировать эффективность использования методов арт-терапии как средства фаси-литации конструктивного развития личности на этапе поздней зрелости. Арттерапевтические методы могут выполнять функцию внешнего ресурса как катализатора внутренних ресурсов личности, а также функцию ведущего типа деятельности, восполняя дефицитарность межличностного отношения, социальной поддержки, эмоциональной депривации на этапе поздней зрелости.
124
Творческая активность как потенциал личностной динамики
Литература
1. Александрова Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза : дис. ... д-ра психол. наук. Москва ; София, 2000. 190 с.
2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 60-71.
3. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития психологии личности в период поздней зрелости // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 3. С. 86-99.
4. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы науч.-практ. конгрессов III Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России. М., 2007. Т 3, ч. 1. С. 23-25.
5. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М. : Академия, 2002. 208 с.
6. Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru
7. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. : ИПРАН, 2004.
8. Копытин А.И., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. М. : Когито-Центр, 2009.
9. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М. : Психотерапия, 2011.
10. Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 18-23.
11. Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья / под ред. О.В. Красновой. СПб. : КАРО, 2011.
12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.
13. Лунина О.А. К вопросу о диагностике толерантности. Белгород, 2002. URL: http:// toleration.bsu.edu.ru/_files/public/lunina.doc
14. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. СПб. : Речь, 2008.
15. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. М. : Когито-центр, 2010
16. Филозоп А.А. Психолого-акмеологические аспекты становления личности на поздних этапах онтогенеза // Мир психологии. 2008. № 2. С. 255-261.
17. Экспериментальная психология / под ред. В.Н. Дружинина. СПб. : Питер, 2003.
18. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и ваши тайные способности. СПб. : Петрополис, 2005.
19. Erikson E.H. The life cycle completed. Ne.Y. : Norton, 1982.
20. Erikson E.H., Erikson J.M., Kivnick H.Q. Vital involvement in old age. N.Y. : Norton, 1986.
CREATIVE ACTIVITY AS PERSONAL DEVELOPMENT POTENTIAL AT THE PERIOD OF LATE ONTOGENESIS Naumova V.A. (Petropavlovsk-Kamchatsky)
Summary. An experimental study is based upon understanding ageing as a continuing development of an active human where involutionary change is combined with new progressive formations. A creative attitude to own life is supposed to be the main condition for personality growth. A training program proved art-therapy efficience for development of general and creative activity of personality.
Key words: gerentopsychology; successive aging; reflexiveness; life reframing; art-therapy.
125