Научная статья на тему 'Тувинцы-тоджинцы: особенности образа жизни'

Тувинцы-тоджинцы: особенности образа жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1138
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ТУВА / ТОДЖА / ОЛЕНЕВОДЫ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КИТАЙСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОБЛЕМЫ БРАКОНЬЕРСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Марина Васильевна

Статья посвящена оленеводам-тоджинцам Республики Тыва, которые, несмотря на технический прогресс и сложности быстроменяющегося мира, все же продолжают сохранять свою самобытность и этническую идентичность. Автор показывает, что перед ними стоит проблема эффективной реализации своих юридических прав как коренной малочисленной народности Российской Федерации, а также дальнейшего взаимодействия с китайскими трудовыми мигрантами, отношения с которыми пока остаются прохладными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тувинцы-тоджинцы: особенности образа жизни»

Тувинцы-тоджинцы: особенности образа жизни The Tuvan-Todja People: Peculiarities of Their Life Style

Монгуш М.В.

M.Mongush

Статья посвящена оленеводам-тоджинцам Республики Тыва, которые, несмотря на технический прогресс и сложности быстроменяющегося мира, все же продолжают сохранять свою самобытность и этническую идентичность. Автор показывает, что перед ними стоит проблема эффективной реализации своих юридических прав как коренной малочисленной народности Российской Федерации, а также дальнейшего взаимодействия с китайскими трудовыми мигрантами, отношения с которыми пока остаются прохладными.

The article is about Todja reindeer breeders of the Republic of Tuva who, despite technical progress and difficulties of rapidly changing world, continue to keep their originality and ethnic identity. The author shows that they are faced with a problem of effective implementation of the legal rights as the indigenous small-numbered nation of the Russian Federation, and also further interaction with the Chinese labor migrants, where the relations remain cool so far.

Ключевые слова: Сибирь, Тува, Тоджа, оленеводы, малочисленные народы, родовые общины, этнографические группы, китайское присутствие, духовная культура, проблемы браконьерства.

Keywords: Siberia, Tuva, Todja, reindeer breeders, small-numbered nations, tribal communities, ethnographic groups, Chinese presence, spiritual culture, poaching problems.

Летом 2012 и 2015 годов у нас состоялись краткосрочные полевые исследования в Тоджинском районе Республики Тыва. Основной целью экспедиции было посещение оленеводческих стоянок, знакомство с

современной жизнью и бытом оленеводов-тоджинцев. Нашими гидами и помощниками в Тодже были местные оленеводы Сергей Кырганай и два его сына - Андрей и Данил.

Тоджа - самый большой в территориальном отношении из 17 районов республики. Общая территория его составляет 44,8 тыс. кв. км, то есть 26,2% от всей площади республики; плотность населения - 1 человек на 10 кв. км. Район со всех сторон окружен высокими горными хребтами. Равнинная часть земли местами болотистая, 62% территории покрыты густым лесом, что составляет 41% лесного фонда республики. Температура летом здесь колеблется от +17 до +35; а зимой от -18 до -50 градусов по Цельсию. Влажность при этом низкая.

Это единственный регион в Туве, где географические и природно-климатические условия максимально приспособлены для ведения оленеводства. В настоящее время насчитывается около 5 тысяч оленеводов-тоджинцев; подавляющая их часть проживает в четырех населенных пунктах - Адыр-Кежиг, Ий, Хам-Сыра и Сыстыг-Хем.

Наличие в Тодже благоприятных условий для оленеводства привело к тому, что здесь возникли четыре близкородственные группы оленеводов и охотников, населяющие четыре сектора Саянского перекрестка. Это тоджинцы в юго-западном секторе, тофалары в Иркутской области на северо-западе, туха или цаатаны в северо-западной Монголии в юго-восточном секторе перекрестка и сойоты в Республике Бурятия в северо-восточном секторе[4:128-163; 6:131-147; 9:123-152]. Все эти народы населяют узкую переходную зону между сибирской тайгой и степями Внутренней Азии и представляют собой ядро Южно-Сибирского и Монгольского оленеводческого комплекса. Все они говорят на очень близких диалектах тувинского языка. Хотя следует заметить, что тувинский язык все же является первым языком для всех тоджинцев. Их местный диалект, который исследователи считают наиболее обособленным и интересным из всех

тувинских диалектов, постепенно исчезает и уступает место более

стандартному центральному диалекту, который распространяется через

средства массовой информации и систему образования [1; 2:121-132; 3:186204; 7:48-52; 8:87-116; 10:142-148].

Молодой оленевод

В 1993 г. произошло официальное «отделение» жителей Тоджи от остальной части тувинского населения, и они получили статус малочисленного коренного народа Российский Федерации. Этому в немалой степени способствовали результаты исследований российских и зарубежных ученых, утверждающих, что тоджинцы с исторической, культурной и этнической точек зрения ближе к другим этническим группам, населяющим Восточные Саяны, чем к тувинцам, проживающим в центральной, западной и южных степных зонах Тувы, хотя в бытовом сознании они воспринимаются как часть тувинского этноса.

Помимо статуса малочисленного коренного народа РФ тоджинцы также признаны этнографической группой тувинского населения, под которой следует понимать внутренние части этноса, отличающиеся от основного массива определенными особенностями в языке, в материальной и духовной культуре, однако функционирующие в территориальных рамках материнского

этноса и участвующие в процессах внутриэтнической консолидации [5]. Тувинцы-тоджинцы полностью соответствуют этим характеристикам.

В гостях у оленеводов

Мы посетили летнюю стоянку оленевода Кырганая, которая находилась высоко в горах в местности под названием «АалдыгАжык». Нас впечатлило буквально все: величественная и бескрайняя тайга, живописные пейзажи, изумрудные луга, незатейливый быт оленеводов, их стоический характер и умение преодолевать любые трудности, которые им преподносит Матушка-природа.

На наш вопрос, почему хозяйство Кырганая состоит только из мужчин, старик ответил: «Несколько лет назад я овдовел, после смерти жены скончались и две дочери, нас осталось только трое. Все женские обязанности легли на наши плечи». В их стаде насчитывалось пятьдесят голов северного оленя; пасти их помогали две собаки. Олени паслись вдоль долины реки Ойна, одного из притоков реки Ак Хем, которая течет в Енисей. Лошадей у Кырганаев не было, роль транспортных животных у них выполняли олени. Их, как и лошадей, седлают. Коров также не было. Вместо коровьего молока оленеводы употребляют оленье, которое отличается высоким содержанием жира. При доении самка дает не более 500 мл молока. Для достоверности один из сыновей Кырганая продемонстрировал нам этот процесс. Из полученного молока мы сварили чай и попробовали на вкус: он отличался от чая с коровьим молоком, был более густым и питательным.

Когда жива была супруга Кырганая, из оленьего молока она изготавливала масло и сыр. Масло в основном расходовалось в семье, а излишки сыра шли на продажу. Это приносило небольшой доход в семейную казну.

Со слов старшего Кырганая, мы узнали, что в советские времена тоджинцы имели свыше 12000 голов северного оленя. У них были колхозы и

фермы, где выращивали это животное. Республиканское правительство всячески поддерживало данное направление хозяйства, платило ежемесячную зарплату оленеводам, организовывало пункты продажи продукции оленеводства (шкур, мяса, пантов, сыра, масла), обеспечивало местное население транспортными средствами для перевозки продукции и т.д.

Однако распад СССР сказался на тоджинцах самым неблагоприятным образом. Оленеводы, находившиеся до этого на государственном обеспечении, буквально в одночасье лишились самых необходимых вещей: снегоходов, моторных лодок, брезентовых палаток, нарезных ружей для охраны стад от волков, вездеходной техники для вывоза продукции, оборудования для переработки и хранения продукции таежного промысла, горюче-смазочных материалов, комбинированных кормов и т.д. Пункты сбыта таежной продукции также были ликвидированы. Ослабла и ветеринарная помощь.

В наши дни оленеводы уже не получают зарплату, они не обеспечены транспортом, не имеют медицинской помощи. Единственное, чем их обеспечивает правительство, так это небольшими субсидиями для поддержания оленеводства. Кырганаи получают 2000 рублей за одного оленя в год. Этих денег едва хватает на прожиточный минимум. Чтобы

Оленеводство - основное занятие тоджинцев

прокормиться, им приходится дополнительно заниматься охотой, рыболовством и собирательством.

Однако Кырганай считает, что положение тувинских оленеводов намного лучше по сравнению с положением оленеводов Эвенкии, где были применены весьма неудачные попытки приватизации оленьих стад наряду с домашним скотом. Эвенкийские олени считаются дикими, и в силу этого их практически невозможно приватизировать, в то время как тоджинские олени более одомашненные. Поэтому тоджинские оленеводы сумели удержать свои стада даже несмотря на серьезные экономические трудности после распада СССР.

Доение оленя

Находясь в гостях у Кырганаев, мы наблюдали их повседневную жизнь, брали интервью у каждого члена семьи. Благодаря этому общению нам удалось получить представление о современной жизни тоджинских оленеводов, о тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Трудные времена миновали, но жизнь легче не стала

Находясь среди тоджинцев, мы не могли не обратить внимания на тот факт, что они немногословны, удивительно неприхотливы в быту, скупы на эмоции, медлительны, созерцательны и при всем этом невероятно выносливы и терпеливы. Ни один из них, с кем мы общались, не жаловался на жизнь, не ругал власть, не сетовал на превратности судьбы. Когда мы их спрашивали, не трудно ли им живется, никто не ответил утвердительно, вместо этого мы слышали: «нам хорошо, когда мы занимаемся тем, чем занимались наши предки», т.е. оленеводством.

Традиционное оленеводство тоджинцев относится к саянскому типу, для которого характерно использование оленя под седло и вьюк, при этом применяются конское седло со стременами и тремя подпругами, особое детское седло и вьючное седло, при езде используется палка. Стадо оленей пасется вольно без пастушеской собаки и постоянного присмотра пастуха.

В советское время, начиная с конца 1940-х годов, когда в Тодже были созданы три колхоза, оленеводство как вид экономической деятельности развивалось и распространялось гораздо шире, чем сейчас. Однако в 1980-х годах здесь была предпринята неудачная попытка получить доход от оленеводческих хозяйств путем ежегодного срезания оленьих пантов для продажи их на рынках Восточной Азии. К сожалению, эта практика оказалась губительной для здоровья животных, она привела к массовому вымиранию оленей. Их падеж достиг максимума в 1996 г., когда вымерло 400 голов, после чего срезание пантов было прекращено. Оленеводческие хозяйства к этому времени оказались не способны выживать самостоятельно.

Оленеводческая стоянка

Если в советское время ветнадзор осуществлял дипломированный специалист - совхозный ветеринар, то в постсоветское эта служба прекратила свое существование, в результате чего многие олени стали умирать от болезней, которые можно было бы предотвратить. А народные методы их лечения к тому времени были полностью утрачены. Ряд торговых предприятий и организаций, ранее обслуживавший районы компактного проживания оленеводов товарами первой необходимости, прекратили свою деятельность. А сами оленеводы по несколько лет не получали заработной платы. В сложившейся ситуации экономического кризиса и безудержной инфляции они вынуждены были забивать оленей, чтобы прокормиться самим или получить наличные деньги от продажи оленины. В совокупности все эти факторы привели к катастрофическому обнищанию тувинцев-тоджинцев и резкому сокращению оленьих стад - от 14.000 голов в 1982 г. до 1100 в 2001 г.

Переход к рыночным отношениям резко обострил ситуацию с занятостью населения. Особенно заметно это стало в небольших населенных пунктах, где в связи с реформированием аграрного комплекса произошло огромное сокращение рабочих мест. Большинством состоящих на учете в службе занятости оказались молодые люди до 30 лет. В Тоджинском районе они составили 43,3 %. Безработица привела к оттоку высококвалифицированных специалистов и молодежи в город.

Так тувинцы-тоджинцы оказались на грани катастрофы; вопрос их выживания и сохранения как самобытной этнографической группы с присущими ей особенностями хозяйства и культуры встал остро как никогда. В связи с этой ситуацией в июне 1995 года Президентом Республики Тыва был принят указ «О мерах по развитию оленеводства в республике». Указом предусматривалось, что поголовье оленей, имеющихся в сельскохозяйственных предприятиях и общинах, является их коллективной собственностью, и приватизации не подлежит. Общинам временно в течение трех лет запрещалось сдавать оленей государству, забивать их на внутрихозяйственные нужды и выдавать в качестве натуральной оплаты.

Ужин в палатке

Временную помощь жителям Тоджи оказывали некоторые международные организации. Например, французская неправительственная организация «Акция против голода» побывала здесь в 2000-2001 гг. и доставила продовольствие и одежду в помощь интернатам для детей оленеводов. Американская неправительственная организация «Totem Peoples Preservation Project» работала в регионе в начале 2000-х гг. Эта организация помогала оленеводам улучшить здоровье оленьих стад: доставляла им медикаменты, необходимые для ветеринарного надзора, осуществляла другие необходимые поставки, а также организовывала подготовку ветеринаров.

Возвращение к родовым общинам

В 2004 году Великим Хуралом Республики Тува был принят закон «О родовой общине коренного малочисленного народа тувинцев-тоджинцев», который призван решать главную проблему, а именно установление и обеспечение государственной защиты исконной среды обитания жителей Тоджинского кожууна, а также их традиционного образа жизни и ведения хозяйства. Этот закон предоставлял тоджинцам правовую защиту, которой у них до этого не было. Согласно ему, община управляется общим собранием, советом общины и председателем совета; она имеет право разрабатывать устав и иметь свое имущество; несколько общин могут объединяться в союзы (ассоциации) и иметь преимущественное право на территории традиционного природопользования; общины также имеют право на соблюдение религиозных обрядов, создание собственных культурных центров. Вопросы землепользования общины и его собственности регулируются Земельным и Гражданским кодексами. Была также создана Ассоциация общин тувинцев-тоджинцев «Тос-Чадыр», президентом которой является коренная тоджинка Светлана Демкина. В ней состоит около 1100 индивидуальных членов, пять родовых общин — «Сыстыг-Хем», «Улуг-Даг», «Одуген», «Хам-Сара», «Тере-Хол». Наши информанты Кырганаи являются членами общины «Одуген».

Суровый быт тоджинцев

Для координации деятельности оленеводческих хозяйств на федеральном уровне была создана Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока РФ. Основные задачи Ассоциации состоят в сохранении численности оленей, проведении селекционной работы и создании племенного стада в регионах, где местное население традиционно занимается оленеводством. Этому занятию, которое по-прежнему считается почетным и уважаемым, обучают как в профессионально-техническом училище в Тоора-Хеме в Тодже, так и в престижном Институте северного оленя в Якутске, в Республике Саха-Якутия.

Верность своим традициям

Несмотря на сложности судьбы, тувинцы-тоджинцы до сих пор продолжают сохранять все основные элементы своей традиционной культуры: язык, обычаи и обряды, нормы поведения, традиционные праздники и обряды. У них широко бытуют устное поэтическое творчество различных жанров, традиционная музыкальная культура. Актуальным остается и шаманизм, который проявляется в многочисленных обрядах, основа которых -демонстрация уважения к духам-хозяевам местности (тув. черээзи). Тоджинец в своем простодушном и несложном веровании видит себя постоянно со всех сторон окруженным какими - то тайнами и всегда переживает ощущение чего-то сверхъестественного; если встречается ему на пути какая-нибудь преграда, вроде реки, которую надо перейти, или горы, которую нужно перевалить, он, «поклонник природы», обязательно прибегает к умилостивлению духов местности. Наряду с этим мы заметили приверженность тоджинцев и к буддизму. Мы посетили место, где в начале ХХ века находился Овгонхурэ, который представлял собой главный религиозный центр всей округи, т.е. Тоджи. Пожилые информаторы помнят, что храм был замечательным строением, отличавшимся необычайным смешением китайского и русского архитектурных стилей; рядом с ним находилось множество бревенчатых домов, в которых жили монахи и молодые послушники; недалеко

располагались так называемые «молельные колеса» и возвышалась башенка, с которой ламы созывали свою братию на молитву. Рядом с храмом находилась резиденция нояна - главы клана Тожу. Сейчас место расположения этого буддийского храма пусто и безлюдно, зато благая аура местности давала о себе знать. Память о храме бережно хранится в сознании местного населения.

Место для жертвоприношений духам природы

Позиции шаманизма и буддизма с тех пор практически не изменились. Тоджинцы мечтают о строительстве храма в своем кожууне: они на добровольные пожертвования возвели субурган на самом высоком месте Тоора-Хема. Шаманские обряды совершались у них нелегально даже в советские времена, и вера в духов-хозяев местности до сих пор остается незыблемой.

Во время наших экспедиций мы каждый раз становились свидетелями того, как быстро и резко менялась погода. Если только что светило солнце, то через 15 минут уже лил проливной дождь. Так происходило каждый раз, когда мы запрягали лошадей и отправлялись из одного пункта назначения в другой. Обильный ливень, размытые дороги в условиях суровой тайги сильно затрудняли наше передвижение. Местные проводники, имеющие опыт работы и с другими экспедициями, уверяли нас в том, что так обычно реагируют духи-хозяева местности на посторонних людей.

До сих пор актуальны у тоджинцев охотничьи и промысловые обряды. Например, собираясь на охоту, охотники всегда обращаются к духу-хозяину местности с просьбой даровать им крупного зверя, например, марала. Духу-хозяину они преподносят первый кусок сваренного мяса, ему же достаются первые брызги утреннего чая. Если же охота оказывается неудачной, охотник думает, не обидел ли он духа-хозяина местности, не нарушил ли он сложившиеся доверительные отношения с ним. В последнем случае подразумевается нарушение определенных запретов, например, охотники вообще не должны охотиться, не должны рубить деревья, не должны ставить лагерь для ночевки в местах, которые считаются священными. Существует также запрет убивать некоторых животных, особенно животных белого цвета или обладающих необычными приметами. Помимо этого, нельзя убивать больше того, что необходимо. Вольное или невольное нарушение всех этих запретов, по мнению тоджинцев, может вызвать гнев духа-хозяина местности.

Проблемы браконьерства

Немало мы узнали и о проблеме браконьерства, которая, как нам сказали, была актуальна для Тоджи во все времена. Оказалось, что ощутимые различия между тоджинцами и другими этническими группами в их отношении к природным ресурсам и особенно к охоте на диких животных иногда приводят к межэтническим трениям. Например, тоджинцы обвиняют русских в том, что те охотятся не по правилам и стреляют без разбора во всех животных, которые им попадаются. В качестве довода приводится следующий аргумент: если русский видит пять маралов, он убьет их всех, потом возьмет панты и гениталии, а все остальное оставит гнить; тоджинец же убьет одного и целиком его использует, а остальных не тронет. Однако эта проблема стоит не только между тоджинцами и русскими, но и между тоджинцами и прочими тувинцами, приезжающими в Тожду из других кожуунов для коммерческой охоты и рыболовства.

Удачная охота

Крайне важные для тоджинцев ресурсы диких животных, которые являются для них главным источником животного белка и дохода от продажи пушнины. В последнее время они истощаются браконьерами в целях контрабандной торговли органами животных на «черном рынке». В числе других угроз - разрушение среды их обитания добывающей промышленностью, в первую очередь связанной с добычей золота и лесозаготовками, а также соблазн получения легкой прибыли от охотничьего туризма, организуемого для иностранных клиентов. Противостоять этим угрозам, как считают сами тоджинцы, можно, лишь предоставив оленеводам необходимые гарантии того, что они смогут продолжать заниматься охотой в целях жизнеобеспечения и что их земли будут защищены законом от приватизации и дальнейшего использования в промышленных целях, что охота некоренных жителей на территории Тоджинского кожууна будет запрещена. В противном случае исчезновение оленеводства и связанного с ним образа жизни приведет к сокращению невосстановимого биологического разнообразия и утрате уникального культурного наследия.

Китайцы копают, духи - гневаются

Весьма серьезную обеспокоенность у тоджинцев вызывает китайское присутствие в крае. Предпосылкой тому стал тот факт, что в апреле 2006

года состоялся аукцион по продаже лицензии на освоение Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд в Тодже. Известно, что данное месторождение содержит большие запасы цинка и свинца, которые в настоящее время пользуются высоким спросом на мировом рынке. Китайская компания ООО «Лунсин», за которой стоят деньги китайской энергетической и химической корпорации Бторес, получила за 740 млн. рублей право на разработку этого месторождения сроком на 25 лет.

Когда мы приехали в Тоджу, разработка Кызыл-Таштыгского месторождения уже активно велась. Мы познакомились с четырьмя китайцами, работающими на его объектах. С их слов мы узнали следующее. В настоящее время в проекте участвуют около 1000 китайских специалистов самого различного профиля. Все они работают по контракту, который может в зависимости от обстоятельств продлеваться. Контракт заключается на 2 или 4 года.

Китайские рабочие

На вопрос, что же привлекает китайцев в Тодже, наши информанты дали одинаковый ответ: высокая зарплата, о которой в Китае можно только мечтать. Однако уточнять ее размер они не стали, сославшись на договор о его неразглашении. Их жилищные условия оказались следующими: живут в общежитии, имеют огороды и теплицы, где выращивают все необходимые для себя овощи, имеют доступ к интернету, телевидению, радио и мобильной

связи. Продуктами питания обеспечены хорошо. Раз в год каждому работнику предоставляется 50-дневный отпуск, которого вполне хватает, чтобы навестить родственников в Китае.

В ближайшей перспективе в Тодже будет построен китайский городок (чайна-таун) со своей инфраструктурой, что позволит китайцам приезжать на работу со своими семьями. Их дети будут ходить в свой детский сад и учиться в своей школе. На пути к достижению этой цели немало сделано. Мы действительно видели, как строятся там жилые и общественные объекты, некоторые из них были уже построены и ждали только отделочных работ.

Строительство чайна-тауна

Со слов местных рабочих, работающих в этом месторождении, мы узнали, что у них на стадии завершения находится строительство перерабатывающей фабрики, где будут обогащать руду. Местные жители воспринимают это не иначе, как расхищение природных богатств. По мнению пожилых информантов, сильные землетрясения, имевшие место в конце 2011-начале 2012 годов, являются результатом варварского вторжения чужеземцев в недра Тувы. Исчезновение большой горы, которой раньше все поклонялись и которую сейчас в связи с добычей полезных ископаемых сравняли с землей, старики считают невосполнимой утратой, а гнев духа-хозяина этой горы и других местностей вполне справедливым.

Подавляющему большинству тоджинцев деятельность китайской компании на территории их район представляется серьезной угрозой не только экологического, но и стратегического характера. Главный их аргумент состоит в том, что «бескорыстные» инвестиции китайских промышленников для Тувы могут откликнуться в будущем. Получив серьезное преимущество в регионе, Китаю будет проще взяться за освоение других месторождений, а также за геологоразведку. А когда будет построена железная дорога до Кызыла, представители КНР могут предложить протянуть ее дальше - в Монголию, а оттуда и до Поднебесной недалеко. А это прямой путь к китайской экспансии, противостоять которой будет нелегко в условиях нарастающей глобализации.

* * *

Когда наши экспедиции завершились, мы, вернувшись в Кызыл, подвели предварительные итоги, выяснили, что имеем в сухом остатке. Во-первых, мы соприкоснулись с уникальной культурой оленеводов-тоджинцев, которая, несмотря на безудержный технический прогресс и сложности быстроменяющегося мира, все же сумела сохранить свою самобытность, этническую идентичность и колорит. Во-вторых, мы убедились, что жизнь современных жителей Тоджи не лишена проблем. Перед ними стоит, с одной стороны, проблема эффективной реализации своих юридических прав как коренной малочисленной народности Российской Федерации, с другой -дальнейшего взаимодействия с китайскими трудовыми мигрантами, отношения с которыми пока остаются прохладными. Сумеют ли они успешно решить эти проблемы - покажет время.

Литература

1. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961. - 216 с.

2. Донахо Б. Оленеводство тувинцев-тоджинцев сегодня // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. - Кызыл, 2006. - С. 121-132.

3. ДонахоБ. Тувинцы-тоджинцы: очерк современной культуры // Тюркские народы Восточной Сибири. - М.: Наука, 2008. - С. 186-204.

4. Донахо Б., Истомин K. Изменение практик регулирования доступа к природным ресурсам у оленеводческих народов Сибири // Расы и народы. -Вып.33. - М.: Наука, 2007. - С. 128-163.

5. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнографические и этнические группы (К проблеме гетерогенности этноса // Этнос и его подразделения. - М., 1992. -С.17-38.

6. Рассадин И.В.Особенности традиционной материальной культуры саянских оленеводов-тофаларов // Этнологические исследования. - Вып.1. -Улан-Удэ, 2000. - С.131-147.

7. Donahoe B. "Hunting for a Solution: Tozhu Wild Animal Resources Threatened." - Cultural Survival Quarterly (27:1), 2003. - P.48-52.

8. Donahoe B. Who owns the Taiga? Inclusive vs. Exclusive Senses of Property among the Tozhu and Tofa of Southern Siberia //Sibirica (5:1), 2006. - P.87-116.

9. Inamura T. The Transformation of the Communite of Tsaatan Reindeer Herders in Mongolia and Their Relationships with the Outside World // Pastoralist and Their Neighbors in Asia and Africa. - Senri Ethnological Studies. - No 69. -Osaka, 2005. - P.123-152.

10. Mongush M.V. Expedition on the Reindeer Breeders in Todja in 2012: A Preliminary Report // Схщнийсвгг. - № 3. - Киев, 2014. - P. 142-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.