УДК325.14 (470/571:56)
ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ВЫХОД ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ
© 2010 М.И. Мамаев
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
Поступила в редакцию 18.11.2009
Переселение турок-месхетинцев на территориях Северного Кавказа привело к возникновению проблем социального порядка - обустройство, трудовая занятость. Возникали острые противоречия между переселенцами и коренным населением, что порождало новые социальные проблемы. Вместе с тем имевшиеся противоречия в отношениях коренного населения и турок-месхетинцев не приостанавливали работу по увеличению численности регистрируемых граждан турок-месхетинцев на территориях республик Северного Кавказа. Переселение в третьи страны (в частности, в США) осуществлялось в строгом соответствии с российским законодательством, на основе международных договоров Российской Федерации, а главное - на исключительно добровольной основе самих граждан турко-месхетинской национальности. Ключевые слова: национальные меньшинства, обустройство национальных меньшинств, переселение национальных меньшинств, миграционные процессы национальных меньшинств.
Принятие 26 апреля 1991 г. Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", а также в последующем других государственных нормативно-правовых актов, дополняющих правовое решение законов Российской Федерации "Об общественных объединениях" (19 мая 1995 г. № 82-ФЗ), "О национально-культурной автономии", "О некоммерческих организациях" (12 января 1996 г. № 7-ФЗ), было, по нашему мнению, новым этапом в мобильности этнической активности. Это в полной мере распространяется на рассматриваемые национальные меньшинства, которые ранее были подвергнуты репрессивным воздействиям со стороны органов государственной власти.
С этим же временем связана и натурализация этнических общностей в стране, в том числе и на Юге России. Этнические меньшинства активно расселялись в районах Северного Кавказа, занимая свою нишу как в общественно-политической, так и хозяйственной жизни регионов страны. При этом в большинстве случаев основной была опора на сформировавшуюся к этому времени систему институтов гражданского общества, на тесное взаимодействие их с органами исполнительной и законодательной власти.
Конечно, перед национальными меньшинствами сразу же возникли острые проблемы социального порядка. Связаны они были как с обустройством на новых местах, так и с разрешением вопроса трудовой занятости, обучением и воспитанием детей, решением вопросов социальной политики и др.
В 1991-1995 годах заметные изменения происходили в этом направлении у национальных меньшинств на Северном Кавказе. Так, например, турки-месхетинцы1 к середине 1990-х обустроились окончательно в некоторых районах Волгоградской области. И, как замечали сами
Мамаев Махач Ильясович, кандидат исторических наук, докторант кафедры истории России. Е-mail: ministr@iwt.ru
турки-месхетинцы, им оказывало в этом помощь местное население. Это вполне объяснимо. Фактор многонациональности рассматриваемого региона никогда не являлся причиной напряженности в межэтнических отношениях.
В это время в Кумылженском районе проживали уже 42 семьи - 266 человек. К началу 2000-х годов число семей в районе возросло до 47. Одновременно возросла численность турок-месхетинцев в Дубовском районе, и в начале 2000-х годов их численность составила здесь более 50% от общего населения мест проживания турок-месхетинцев.2
Следует отметить, что в турко-месхетинской общине по-прежнему преобладающими остаются миграционные настроения, частые переезды, смена места жительства. Иногда это объяснялось и необходимостью объединения с родственниками. И тем не менее численность турок-месхетинцев возросла. В том же Дубовском районе они проживали не только в Усть-Погожье (670 чел.), но им было разрешено поселяться и в другом населенном пункте - Пролейках, где численность турок-мес-хетинцев составляла уже 720 человек.3 Турки-мес-хетинцы также расселились в Михайловском муниципальном районе (х. Сухов 2 - 290 чел., х. Плот-ников-2 - 30 чел.), Быковском муниципальном районе (п. Степное - 50 чел., п. Приморское - 100 чел.), Кумылженском муниципальном районе (х. Чаганаки - 300 чел.), Иловлинском муниципальном районе (х. Камышенский - 150 человек).4 Всего же в Волгоградской области расселено, по данным Всероссийской переписи 2002 г., 4049 граждан турко-месхетинской национальности.
Волгоградскую область можно назвать в качестве примера организованной на высоком уровне работы с национальными меньшинствами, в том числе и с турками-месхетинцами. Эта работа с национальным меньшинством находилась под строгим контролем со стороны Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области. Комитет прово-
дил целенаправленную работу среди турко-месхе-тинского населения и своими действиями поддерживал консенсус между органами государственной власти, местным населением и турками-месхетинцами.
Что характерным оставалось для национального меньшинства турок-месхетинцев, так это "достаточно закрытый образ жизни".
Если в середине 1990-х годов на территории Кабардино-Балкарской Республики расселялись около 5 тыс. турок-месхетинцев, то, по данным переписи 2002 года, их уже насчитывалось: турок -8770 чел., турок-месхетинцев - 2283. Запись, как известно, проводилась по собственному желанию самих граждан. Таким образом, они идентифицировали себя с той или другой этнической общностью.
Несмотря на острые противоречия, возникавшие в отношениях между коренным населением и турко-мес-хетинской этнической общностью, турки-месхетинцы главным образом спонтанно расселялись и по территории Краснодарского края. Конечно, это не могло не порождать новых острых социальных проблем.
Их расселение проводилось в нарушение постановления Совета Министров СССР "Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края" от 24 декабря 1987 г. № 1476, многие из турок-месхетинцев расселялись на территории Крымского и Абинского административных районов, признаваемых в крае как районы высокой стратегической важности.
Общая численность турок-месхетинцев в этот период в крае, по приблизительным оценкам администрации Краснодарского края, составляла от 11 до 16 тыс. человек. Одним словом, акцией по самовольному переселению турок-месхетинцев в Краснодарский край было нарушено постановление Совета Министров СССР "О мерах по созданию необходимых условий для проживания в областях РСФСР турок-месхетинцев, вынужденно покинувших постоянное место жительства в Узбекской ССР". На практике это означало, что последовал отказ турок-месхетинцев от возможной натурализации в центральных регионах Советского Союза (Белгородская, Воронежская, Курская и др. области). Все это постепенно создавало трудности по жизнеобустройству турок-месхетинцев в Краснодарском крае и в некоторых других районах Северо-Кавказского региона Юга России.
После вступления в силу Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 1 ноября 2002 года проблема турок-месхетинцев была постепенно переведена в правовую плоскость. Согласно статье 37 закона турки-месхетин-цы, не имевшие гражданства России и регистрации по месту жительства, обязаны были получить миграционные карты для дальнейшей натурализации в Российской Федерации. Конкретное требование российского законодательства было исполнено только 744 лицами из более 7 тыс. человек. Таким образом, около 6 тыс. турок-месхетинцев сознательно отказались от натурализации в Российской Федерации.5
Как известно, процесс противостояния местного населения и турок-месхетинцев привел к обострению отношений и завершился в конечном итоге миграцией турок-месхетинцев в США.
Эти вопросы были обстоятельно обсуждены на 8-м заседании Комиссии Правительства Российской Федерации с участием представителей Администрации Краснодарского края 25 июня 2003 года, которую возглавлял министр Российской Федерации В.Ю. Зорин.
Начальник Управления мониторинга миграционных процессов Администрации Краснодарского края В.И. Охрименко, выступая с анализом этнополитической ситуации в крае, особое внимание обращал на вопрос о взаимоотношениях с Грузией в решении проблемы турок-мес-хетинцев, имея при этом в виду, что именно в этот период Совет Европы проводил инспекционные проверки выполнения Грузией обязательств, взятых ею при вступлении в эту организацию.
Более того, к этому времени Администрация края располагала итоговыми материалами поездки духовного лидера месхетинских турок Шама-надзе (проживал в Апшеронском районе. - М.М.^ в районы проживания турок-месхетинцев до 1944 года, т.е. до переселения. Шаманадзе отыскал свой прежний дом, провел беседу с проживающими там грузинами, армянами и представителями других этнических общностей, главой администрации района, на что получил полное согласие, но с условием "принятия правительственного решения Грузии" по этому вопросу и договоренности России и Грузии в решении этой сложной проблемы.6
На заседании Комиссии В.И. Охрименко было высказано предложение "принять на правительственном уровне (Правительство Российской Федерации.
- М.М.) программу переселения турок-месхетинцев из Краснодарского края в другие регионы России, испытывавшие дефицит рабочей силы, с определением конкретных условий переезда и объемов финансовой поддержки переезжающих ввиду выкупа имеющегося у них жилья и обеспечения условий обустройства на новом месте".7 Поэтому речи о переселении турок-месхетинцев в США в планах работы Администрации края не было, во всяком случае, до середины 2003 года, пока она не была предложена Посольством США в Российской Федерации.8
На 2004 год в Краснодарском крае были расселены 11 999 граждан турок-месхетинцев, из них гражданами Российской Федерации были 4943 человека, гражданами бывшего Союза ССР, получившими миграционные карты, - 744 человека, гражданами бывшего Союза ССР, начавшими процедуру натурализации в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве в Российской Федерации",
- 500 человек, иностранными гражданами, гражданами бывшего Союза ССР и лицами без гражданства, не имевшими регистрации и отказавшимися от ее получения - 5800 - 6000 человек.9
В феврале 2004 года была начата реализация программы правительства США по добровольному пе-
реселению турок-месхетинцев в США. Она распространялась в основном на категорию турок-месхетин-цев, отказавшихся от натурализации и не имевших российского гражданства. Однако в ходе реализации программы по причине неразделения семей была включена в число переселявшихся в США и часть турок-месхетинцев, имевших российское гражданство. На февраль 2005 года участниками программы были признаны специально создаваемой для этого комиссией 6018 семей (около 21 тыс. человек).
Одновременно заявили о переселении в США и около 10 тыс. граждан турко-месхетинской национальности, проживавших в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Калмыкия.
Уже в 2005 году на постоянное место жительство в США выехало по визам 2870 турок-месхе-тинцев, а всего 6586 человек, включая турок-мес-хетинцев, имевших гражданство Российской Федерации. Было оформлено 2075 виз, 795 детей внесены в визы. По состоянию на октябрь 2005 года, по данным администрации Краснодарского края, в США выехал 5031 турок-месхетинец.
Если, по данным администрации Краснодарского края, на середину 2006 года в США выехали 9314 турок-месхетинцев (среди них 43% составляли лица без гражданства, 55% - граждане Российской Федерации, 2% - иностранные граждане), то по состоянию на 31 января 2007 года в США переехали на жительство уже 10852 гражданина турко-месхетин-ской национальности. Среди них были 41% - лица без гражданства, 58% - граждане Российской Федерации, т.е. уже давно получившие перерегистрацию по месту жительства, 1% - иностранные граждане. К ним примыкал 1301 турок-месхетинец (12%), которые ранее на территории края не проживали.
Принятая правительством США миграционная программа была рассчитана на прием семи тысяч граждан турко-месхетинской национальности. Реализация программы проводилась в жесткой форме. На начало 2006 года Международной организацией по миграции (МОМ) было приято заявлений на участие в программе выезда в США от 7587 семей турок-месхетинцев, 1274 семьи были признаны МОМ не соответствующими критериям программы, а 5925 семей (17890 чел.) - соответствующими. Всего же поступило заявлений на выезд США в комиссию от 21 тыс. граждан турко-месхетинской национальности
Переселение в третьи страны (в частности, в США) осуществлялось в строгом соответствии с российским законодательством, на основе международных договоров Российской Федерации, а главное - на исключительно добровольной основе самих граждан турко-месхетинской национальности. Это был также один из путей урегулирования правового положения турок-месхе-тинцев, которое не решалось в течение длительного времени. Принимавшиеся меры в целях решения этой проблемы не изменяли си-
туации к лучшему. Проблема турок-месхетинцев как бы замыкалась на региональном уровне.
И тем не менее имевшиеся противоречия в отношениях коренного населения и турок-месхетин-цев не приостанавливали работу по увеличению численности регистрируемых граждан турок-мес-хетинцев на территории края, получению вида на жительство. По данным администрации Краснодарского края, только в 2004-2005 годах 336 турок-месхетинцев приобрели гражданство Российской Федерации (в 2005 году было оформлено 178 разрешений на временное проживание турок-месхе-тинцев в крае, видов на жительство - 3, принято в гражданство Российской Федерации - 241 человек), 151 человек - разрешение на проживание.10
В 2006 г. туркам-месхетинцам было выдано 122 разрешения на временное проживание и 29 гражданам - вид на жительство.11 Одним словом, в крае проводилась последовательная работа, и те граждане, которые имели право на получение российского гражданства в установленном законодательном порядке, получали такое право.
Конечно, не были исключены и миграционные настроения. Правда, вектор их поменялся: если раньше турки-месхетинцы стремились попасть в Грузию, то теперь ориентация изменилась на США. Только незначительной части турок-месхетинцев удалось выехать в 2005-2007 гг. в США.
Обобщение сведений, поступивших от администраций десяти субъектов Российской Федерации, о положении турок-месхетинцев, проживающих компактно, свидетельствует в целом о стабильной ситуации применительно к туркам-месхетинцам.
Подобный вывод можно сделать и применительно к туркам-месхетинцам, проживавшим в Краснодарском крае. Именно здесь до недавнего времени обстановка оставалась крайне напряженной, и особенно в отношениях между турками-месхетинцами и коренным населением. На проживание в США в соответствии с программой США по добровольному переселению с территории Краснодарского края убыли 11113 турок-месхетинцев, в числе их как не имевшие гражданства России, так и получившие такой статус.
Подавляющее большинство жалоб турок-мес-хетинцев было связано с отказами органов исполнительной власти Краснодарского края в регистрации по месту пребывания и жительства с учетом того, что их проживание на территории Краснодарского края определялось на временной основе. Из-за отсутствия регистрации у турок-месхетинцев возникали проблемы с определением гражданства, обменом паспортов СССР на паспорта граждан Российской Федерации. Можно также отметить, что турки-месхетинцы, за редким исключением, не имеют статуса беженца, вынужденного переселенца или временного убежища.
Таким образом, совместными усилиями органов государственной власти Российской Федерации и Краснодарского края, общественных объединений России и международного сообще-
ства проблема турок-месхетинцев в целом теряет прежнюю остроту. Часть из них пошла на натурализацию в Российской Федерации, другая часть предпочла выезд в США. Наиболее сложным остается вопрос по туркам-месхетинцам, предпочитающим вернуться на историческую родину, в Грузию. В этом аспекте проблемы Российская Федерация рассчитывает на действенную поддержку международного сообщества.
Повсеместно отмечается стабильная этнопо-литическая обстановка. На совещании с руководителями силовых структур, состоявшемся под руководством губернатора А. Ткачева, в связи с обсуждением состояния этнополитической обстановки в крае обсуждались вопросы изменений в регионе, связанные со вступившим в силу 15 января 2007 года новым миграционным законодательством. "В этом году программа по переселению турок-месхетинцев в США завершается. И сегодня мы можем констатировать, - отмечал курирующий сферу национальной политики в Краснодарском крае Мурат Ахеджак, - что в таких районах, как Крымский, Абинский, Белореченский и Апшеронский напряженность заметно сни-зилась".12 На совещании указывалось также, что введение нового миграционного законодательства практически не повлияло на ситуацию в Краснодарском крае, потому что принимать меры для наведения порядка здесь стали гораздо раньше. Очевидно, имелись в виду меры по отселению турок-месхетинцев с территории края в США.
В то же время следует заметить, что сами администрации субъектов Федерации, в том числе и Краснодарского края, не уделяют должного внимания национальным меньшинствам, в том числе туркам-месхетинцам, особенно гражданам России. Слабо вовлекаются турки-месхетинцы в общественно-политическую жизнь. Недостаточно ведется работа по реализации мер, связанных с решением задачи по воспитанию культуры межнационального общения (Краснодарский край).
К началу 2000-х годов оформился относительно постоянный состав и турко-месхетинского населения в Ростовской области. По данным Всероссийской переписи 2002 г., 327 человек идентифицировали себя турками-месхетинцами, 28285 -турками, 16498 - азербайджанцами.13 Правда, по заключению администрации Ростовской области, "это те же турки". Турки-месхетинцы в Ростовской области наделены, как и другие народы, социальными и политическими правами. По информации администрации Ростовской области, в 2006 году на территории области уже были расселены 28612 турок-месхетинцев, большинство из них являются гражданами Российской Федерации.14
Администрация Ростовской области, занимаясь регулированием миграционных процессов, равномерно расселяла мигрантов по всей территории области, поэтому турки-месхетинцы на 2007 г. проживают на территории 20 административных
районов области, занимаясь трудовой деятельностью в сельском хозяйстве (выращивание овощных культур), торговлей, предпринимательской деятельностью, животноводством (разведение крупного рогатого скота и овец с целью сбыта).
Наблюдался рост численности турко-месхе-тинского населения в Республике Северная Осетия-Алания. По данным Госкомстата Республики Северная Осетия-Алания, к 2002 году численность их в Моздокском районе составляла 2285 человек, т.е. 2,6% от общей численности жителей района. В Дигорском районе в это же время проживали 115 турок-месхетинцев, т.е. 0,6% от общей численности населения района. Всего же в республике к этому времени было боле 2400 турок-месхетинцев.15 В Ставропольском крае по Всероссийской переписи назвали себя турками-месхетинцами 39 человек, остальные - турками - 7484 челове-ка.16 На 2007 год в крае, по данным администраций районов их компактного проживания, насчитывается более 5 тыс. турок-месхетинцев.17
В начале XXI века был заметным приток тур-ко-месхетинского населения в такие районы Ставропольского края, как Курский, что способствовало и увеличению численности трудового населения. По сравнению с 1989 годом численность турок здесь возросла до 5 тыс. человек, заняв среди народов, населяющих район, третье место по численности, т.е. после русских и армян. В таких селениях, как Ростовановское, Каново, Русское, хутора Зайцев, Пролетарские, численность тур-ко-месхетинского населения превышает 50%.
В Кировском районе, начиная с середины 1990-х годов также наблюдалось увеличение численности турок-месхетинцев. Так, если в станице Солдатской в 1995 году проживали 162 семьи - 975 человек, то уже в 2000 г. - 1004 турка-мес-хетинца, в 2006 - 2051 человек (13% от всех жителей станицы). Эти же процессы свойственны и для станиц с компактным населением турок-месхетинцев Советского района. В Солдато-Александровском муниципальном образования в 1998 году было 197 турок, все они заняты в сельскохозяйственной сфере. В Буденновском районе расселились в селах Архангельское, Ста-родубское, Терек около 80 турок-месхетинцев.18 Судя по всему, турко-месхетинское население остается постоянным и длительным источником пополнения населения края. У части турок-месхетин-цев, особенно молодого поколения, наблюдается процесс интеграции в различные сферы хозяйственной жизни районов проживания, о чем свидетельствует в первую очередь покупка собственных домовладений, стремление обзавестись подсобным хозяйством, иметь постоянный трудовой заработок.19
Как отмечалось, в силу создававшейся сложной этнополитической и военной обстановки на территории Чеченской Республики все турко-месхетинское население, проживавшее на территории республики до открытых военных собы-
тий, покинуло ее, однако после стабилизации положения в 2005-2006 годах многие из турок-месхетицев возвратились в республику. Значительная их часть проживает в Наурском районе.
В целом же в республике насчитывается, по данным отдела национальной политики Министерства по национальной политике, печати и информации Чеченской Республики на 2007 год, 1119 граждан турок-месхетинцев. Все они заняты в аграрной сфере, отдельные из них составляют интеллигенцию республики - учителя, медицинские работники.20 Таким образом, для турок-месхетинцев характерным остается дисперсное расселение по территории Южного федерального округа. При этом дислокация их в стратегических районах Краснодарского края (Жабинский, Крымский районы) успехов не имела, а на остальной же территории они расселялись с учетом потребностей хозяйства в производительной силе (Ростовская, Волгоградская области, Кабардино-Балкарская Республика и др.).
Постоянное противостояние между турками-месхетинцами и местным населением завершилось разрешением вопроса путем переселения в США, что также нельзя расценивать как положительный момент в разрешении проблемы в целом. Во многом остается нерешенной проблема возвращения турок-месхетинцев к их историческому месту проживания. То есть в те районы, откуда они были депортированы в условиях тоталитарного режима власти. В то же время надо признать, что время вносит свои коррективы в исторический ход событий и содействует созданию таких условий, когда возникает вопрос, а необходим ли переезд, не будет ли более удобным использовать там свои возможности, где они необходимы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Из информации администрации Кумылженского и Ду-бовского районов Волгоградской области. Обобщенные сведения. Текущий архив.
2 Из аналитической записки отдела по вопросам националь-
ной политики Верховного Совета СССР. "До Великой Отечественной войны жители Месхетии - грузины, мусульмане - курды, турки, хемшины и другие занимались всеми видами полеводства, садоводства и скотоводства, отличались своим трудолюбием. В годы войны сыны этой малой нации (турки из Месхетии. - М.М.), как и других народов страны, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, среди них есть Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, тысячи месхетинцев погибли на полях сражений". Из информации администрации Кумылженского и Дубовского районов Волгоградской области. Обобщенные сведения. Текущий архив.
3 Текущий архив Минрегиона России. Информация администрации Волгоградской области от 4 октября 2005 г.
4 Из информации Комитета по делам национальностей и казачества Администрации Волгоградской области от 21 февраля 2007 года, №154. Текущий архив.
5 Из информации Администрации Краснодарского края от 30 сентября 2005 года. Текущий архив.
6 Стенографическая запись заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по миграционной политике от 25 июня 2003 года. С. 14. 11.
7 Там же.
8 Этот вопрос был поставлен во время визита в Краснодарский край делегации Госдепартамента США в ноябре 2002 года. В СМИ появились сообщения о намерениях американской стороны принять турок-месхетинцев.
9 ИнформацияддминистрацииКраснодарсмого края. Текушийархив.
10 Там же.
11 Там же.
12 Информационное агентство "Кавказский узел". Новости. 2007, январь.
13 См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. в 7 томах (2004-2005).
14 Информация Администрации Ростовской области. Текущий архив Минрегиона России.
15 Информация Министерства по делам национальностей и связям с общественностью от 5 октября 2005 г. Текущий архив.
16 См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. в 7 томах (2004-2005).
17 Из информации правительства Ставропольского края. 2007 год. Текущий архив Минрегиона России.
18 Там же.
19 Там же.
20 Из сведений Министерства по национальной политике, печати и информации от 27 марта 2007 года за подписью министра М.М. Ибрагимова. Текущий архив.
MESKHETIAN TURKS IN THE ETHNOPOLITICAL SITUATION IN THE NORTH CAUCASUS: THE WAY OUT FROM THE CRISIS
© 2010 M.I. Mamaev
Dagestan State University, Makhachkala
The migration of Meskhetian Turks to the territory of the North Caucasus caused certain social problems with their employment, social services, etc. Sharp contradictions between migrants and local population generated new social problems. Nevertheless, these contradictions didn't hinder the increase of the number of Meskhetian Turks registered in the North Caucasian republics. Immigration to the third countries (the USA in particular) was carried out in compliance with the Russian laws, on the basis of the international treaties, and exclusively on a voluntary basis.
Key words: ethnic minorities, provision of necessary facilities for ethnic minorities, resettlement of ethnic minorities, migration processes among ethnic minorities.
Makhach Mamaev, Candidate of History, Doctoral Candidate, Russian History Department. E-mail: ministr@iwt.ru