Научная статья на тему 'Туризм в поле социального дискурса покровский Н. Е. , Черняева Т. И. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник. М. : Университетская книга; Логос, 2008. 424 с. ISBN 978-5-98704-425-1'

Туризм в поле социального дискурса покровский Н. Е. , Черняева Т. И. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник. М. : Университетская книга; Логос, 2008. 424 с. ISBN 978-5-98704-425-1 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC-ND
473
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм в поле социального дискурса покровский Н. Е. , Черняева Т. И. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник. М. : Университетская книга; Логос, 2008. 424 с. ISBN 978-5-98704-425-1»

Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004.

Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005. Thoreau D. H. Walden and Civil Disobedience. Penguin Classics, 1983. Переводы на русский язык: Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., «Наука», 1979; Торо Г. Д. О гражданском неповиновении // Новые пророки: Торо, Толстой, Ганди, Эмерсон. СПб.: Алетейя, 1996.

Иван Станиславович Паутов аспирант кафедры теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: [email protected]

Ярская В.Н., Лысикова О.В.

ТУРИЗМ В ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОГО ДИСКУРСА

Покровский Н. Е., Черняева Т. И. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник. М.: Университетская книга; Логос, 2008. 424 с. ISBN 978-5-98704-425-1.

В последние годы особый интерес вызывает вопрос о том, как и почему будучи некогда элитарным явлением туризм приобрел всеобщий характер и превратился в культурный феномен XX-XXI вв., став символом массового потребления. Авторы рецензируемой книги стремятся предложить читателям развернутый ответ на этот вопрос.

В нашем турбулентном, ускоренном времени самое подходящее желание - найти возможность для хотя бы небольшого замедления, пространство, место для рекреации и удивления, эстетического наслаждения. В определенном смысле как культурная миграция туризм после обрушения «железного занавеса» получил свободу для внешнего и внутреннего развития. Несмотря на законодательную рассогласованность и отсутствие четкой стратегии развития отечественного туризма, каждый россиянин получил свободу выбора своего участия в туристических поездках и удовлетворения культурной любознательности. Сегодня туризм как феномен глобального масштаба становится предметом интереса ученых из самых разных областей знания, предлагающих собственные концептуальные модели и способы интерпретации, развива-

ются и междисциплинарные подходы. В понимании его как многоуровневой культурной матрицы огромную роль сыграли антропология, география, этнография, социология. Туризм как индикатор культурных изменений и в значительной степени созидатель культурной памяти становится ресурсным направлением в, казалось бы, совсем не туристических практиках - таких, как социальная политика, образование, наука, политика, бизнес, искусство.

Гетерогенность современного туризма обозначается Н.Е. Покровским и Т.И. Черняевой в социальном пространстве и времени, в аспекте изменений культуры. Авторам рецензируемой книги удалось реализовать задачу социологической концептуализации феномена туризма как сферы потребления, рекреации, предпринимательства и властных решений. Вместе с тем, это весьма своевременное издание, которое выходит за рамки учебного формата, так как включает результаты многолетних научных исследований авторов, выполненных преимущественно в методологии социального конструктивизма [С. 40, 183, 394]. В этом смысле ими продолжены исследовательские традиции Дж. Урри [№гу, 1990] в развитии социологической теории туризма. Содержание каждой из глав учебника является, на наш взгляд, прообразом отдельной книги, поскольку в тексте проявляются четко обозначенные тренды социальных практик и одновременно перспективные направления исследований туризма: глобальные матрицы; виртуализация; конструирование ландшафта; моральный порядок; занятость; преодоление неравенства.

Следует согласиться с тем, что в настоящее время социология туризма характеризуется некоторой маргинальностью в отношении к социальной теории, фокусируясь на интерпретациях потребления, идентичности и туристского опыта. В связи с этим авторами предпринимается попытка освещения вопросов глобализации и виртуализации, социального неравенства и инклюзии, потребительского поведения и конструирования идентичности туриста. При этом рассуждения об идентичности представлены в виде ценностной матрицы туризма, включающей идеальные типы: рекреант, путешественник, фланер, бродяга, номад, паломник, что продолжает идеи З. Баумана [Бауман, 1995].

Особый интерес вызывает представленный анализ идентификационного цикла, одновременность замкнутости и открытости которого обеспечиваются элементами: место - тело - действие - познание - название [С. 218]. Предлагается идея потребительской «кварты» туризма: встреча с неизвестным, расширение тела, иная идентичность, эмоциональный резонанс, что, на наш взгляд, имеет большой теоретический потенциал. Туризм в рецензируемой книге содержательно пересекается с потреблением, консюмеризация удачно показана в переходе от стандартизации услуг к стандартизации впечатлений и опыта.

Вместе с тем можно констатировать, что современный туризм не сводим к потреблению, скорее сама политика консюмеризма стимулирует потребительские практики, в том числе в структуре туризма. В современном западном обществе, пережившем апогей потребительской активности, набирают силу антиконсюмеристские настроения, что не является препятствием развития, а, напротив, позволяет сконцентрироваться на иных, перспективных видах современного туризма: культурном, экологическом, научном, образовательном, экспедиционном, социальном. Современный турист пребывает между освоением символического пространства и его присвоением, между культурными практиками познания и потребления, где одно не исключает другого. Множественность социальных коммуникаций и информационных потоков в туризме формирует пространственно-временные и символические поля взаимодействий акторов, разрушая ранее сложившиеся и конструируя новые габитусы и стереотипы массового сознания и поведения.

В книге отчетливо продемонстрирована смена парадигмы туризма, о чем свидетельствуют изменения в практике, обнаруженные исследователями. Прежде всего, это связано с технологической эволюцией и виртуализацией общественных отношений. Пространство и время становятся пластичными и гибкими, человек в сжатые сроки может преодолевать большие расстояния, самостоятельно бронировать туристические услуги по Интернету без помощи посредников-турагентов. Особое внимание в книге уделяется именно анализу социального пространства и времени в перспективе туристской мобильности. Туристское пространство конструируется во времени и пространстве. Время как таковое перестает быть объективным, это уже не показатель протяженности событийного ряда, а длительность между подключениями к активной матрице виртуализации - будь то телевизор, компьютер, мега-молл.

Многие туристы реализуют свою идентичность в виртуальном пространстве Интернета. Широким разнообразием отличаются туристские сетевые ресурсы - веб-сайты, порталы, блоги, электронные журналы, онлайновые путеводители. Распространенным способом транслирования своих знаний и впечатлений о поездке широкой аудитории являются туристские Интернет-форумы. Дискурсивная направленность виртуальных коммуникаций туристов свидетельствует о конструировании позитивной групповой идентичности, и в данном случае Интернет выполняет ранее принадлежавшую семье и школе функцию формирования норм поведения [С. 223-226]. Реальные путешествия замещаются виртуальными, гарантирующими сочетание безопасности, комфорта, полноты впечатлений в формате игры и телесной статики [С. 111-114, 392-394].

В книге приводятся результаты интересных исследований, выполненных в стратегии кейс-стади, в частности, модельный пример эколо-го-культурного тура по Серпуховскому району Московской области и перспективах экологического туризма в Костромской области [С. 287296]. Наблюдения и выводы авторов авторитетно подтверждают своевременность сотрудничества представителей властных структур, бизнес сообщества, науки, образования, культуры с целью развития сферы туризма и гостеприимства (в том числе регионального).

Между тем, читая книгу, подчас подчиняешься впечатлению, что в своем стремлении к созданию многомерной картины современного туризма и социального знания о нем авторы пунктирно прорисовывают контуры интереснейших тем и увлекательных сюжетов: в частности, туристы как чужаки. Здесь было бы уместно опираться на концепцию Г. Зиммеля о Чужом и Хозяине, обозначить перспективу этой социологической дилеммы для развития вопросов самоидентичности, коммуникаций, маргинальности в туризме [Ярская, Яковлев, Печенкин и др., 2004. С. 141].

Местами последовательность изложения отражает саму картину фрагментарной реальности эпохи постмодерна. Социальные контексты нуждаются в дальнейшей авторской рефлексии: ведь в последнее время туризм обсуждается и в тематике по социальной политике, в контексте социальной работы с инвалидами, пожилыми, работы с молодежью и подростками.

Одна из западных образовательных программ «Социально-культурный сервис и туризм» более 10 лет назад была введена в российских учебных заведениях без особого методологического или учебно-методического сопровождения. С тех пор многое изменилось, издается академическая периодика, защищаются диссертации, число научных публикаций быстро растет. Но практика туризма заметно опережает теоретическое осмысление происходящих социальных изменений, как глобального порядка, так и в рамках локальных моделей. Поэтому рецензируемая книга становится важным подспорьем в повышении качества преподавания по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», а с недавнего времени и по направлению подготовки «Туризм» для бакалавров и магистров. Данный учебник уже используется преподавателями и студентами и заслуживает рекомендации в качестве полезного источника знаний и учебно-методического пособия для студентов. На протяжении 2009-2011 учебных годов магистрантами и аспирантами кафедры «Общая социология» НИУ ВШЭ, кафедр «Менеджмент туристического бизнеса» и «Социология, социальная антропология и социальная работа» СГТУ содержательные идеи книги привлекались для обсуждения в формате телеконференций, интерактивных занятий, деловых игр и презентаций.

Рецензируемый труд имеет четкую структуру, соответствующую целостной концепции. Авторам традиционно присуще глубокое знание зарубежных источников; размышления о туризме основаны на новейших теоретических идеях социологии мобильности, глобализации, идентичности, социологии потребления, социологии времени и пространства. Важными достоинствами работы являются методологическая основательность не только в создании обобщающей социальной теории туризма. Совместный труд творческого дуэта является концептуальным по содержанию и перспективным в оформлении социологии туризма как отрасли научной социологии и для дальнейших исследовательских проектов в этом направлении.

Список литературы

Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133-154.

Покровский Н. Е., Черняева Т. И. Современный туризм и конструирование реальности // Виртуализация межуниверситетских и научных коммуникаций: методы, структура, сообщество / Под. ред. Н. Е. Покровского. М.: СоП-Со, 2010. С. 137-140.

Ярская В. Н., Яковлев Л. С., Печенкин В. В., Ежов О. Н. Пространство и время социальных изменений: курс лекций в цикле социологических дисциплин. Саратов: Научная книга, 2004.

The Tourist Gaze / Leisure and Travel in Contemporary Societies / by John Urry / Sage Publications. Paper. 192 pages / Due/Published: January 1990.

Валентина Николаевна Ярская почетный работник высшего профессионального образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р филос. наук, профессор Саратовского государственного технического

университета

электронная почта: [email protected]

Ольга Валерьевна Лысикова канд. ист. наук, доцент кафедры «Менеджмент туристического бизнеса» Саратовского государственного технического университета электронная почта: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.