Узбекистан, Самаркандский институт экономики и сервиса; 1студент;
2научный руководитель
2
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received 02 March 2018 Accepted 01 April 2018 Published 15 April 2018
The article substantiates the role and importance of tourism as one of the leading branches of the world economy, as well as in the development of the regional economy of the Samarkand region.
KEYWORDS
tourism,
tourist and recreational resources,
catalyst for social and economic development, employment.
© 2018 The Authors.
Основной задачей при выработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона является определение его предполагаемой специализации в национально-экономической системе и формирование на этом основании концепции и стратегии развития региональной экономики. Предпосылка специализации региона формируется сравнительным, а иногда и абсолютным преимуществом определенной совокупности ресурсов. Для эффективного использования их следует выискивать и наращивать как вширь, так и вглубь используя их потенциал. Этот общепринятый в международной практике критерий позволяет утверждать, что любая территория имеет свой набор ресурсов, на основе которого можно создавать конкретные национальные хозяйства с эффективными параметрами социально-экономического развития. С этих позиций, как нам кажется, и следует рассматривать стратегию социально-экономического развития региона. Для этого следует:
Во-первых, определить ресурсный контекст региона;
Во-вторых, определить эффективную ресурсную политику регионального хозяйства, исходя из ее ресурсного контекста;
В-третьих, разработать концепцию и стратегию использования имеющегося ресурсного контекста.
Исследование ресурсного контекста динамично развивающихся регионов XXI века указывает, что акцент ныне делается на ресурсы обладающие высоким воспроизводственным потенциалом, большой емкостью рынка, активным спросом. В качестве такого ресурса для региональных экономик Республики Узбекистан могут стать туристско-рекреационные ресурсы.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО) на долю туризма в 2016 году приходилось около 10,2 % мирового внутреннего продукта [1], а число рабочих мест в туристской индустрии составляет около 292 млн. человек или 9,6 % от общего показателя занятости [2]. Начиная со второй половины 90-х годов прошлого века, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. В период 1950-2016 гг. среднегодовые темпы роста объемов туризма составили около 7 %, что намного выше средних темпов роста мировой экономики.
Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:
- увеличивает местный доход;
- создает новые рабочие места;
- развивает все отрасли, связанные с производством туристского продукта;
- развивает социальную и производственную инфрастуктуру в туристских центрах;
- активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;
- обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
- увеличивает валютные поступления.
Туризм является мощным катализатором социально-экономического развития как развитых, так и депрессивных стран и регионов: он обеспечивает приток иностранной валюты, инвестиций, способствует бурному росту смежных отраслей, помогает решать проблемы занятости населения, повышает репутацию страны в мировом сообществе. При существенно меньших затратах, чем в других отраслях экономики, туризм может обеспечить значительные валютные поступления. В современном мире туризм рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредствованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры.
Важно при этом иметь в виду, что экономическая мощь туризма во многом основывается на мультипликативном эффекте, который в туризме весьма масштабен. Как подчёркивает известный польский теоретик туризма Ирена Енджейчик, «благодаря эффекту мультипликации одно рабочее место в туризме создаёт семь новых рабочих мест в других отраслях и секторах, связанных с туризмом кооперативной цепью» [3, с. 154]. В силу этого туризм может дать старт качественно новому этапу развития многих регионов страны, особенно с большими рекреационными возможностями.
Не исключением является и Узбекистан, испокон веков славившийся своими древними городами, казна которых солидно пополнялась за счёт купцов и путешественников [4, с. 320]. Однако, в Узбекистане, обладающей колоссальными туристскими ресурсам, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Пока лишь 15-20 процентов природных и историко-культурных памятников в Узбекистане затронуты туристскими маршрутами. Туристские объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры туризма. В отличие от таких стран как Франция, Италия, Испания, Греция, Турция, Египет, США, Канада, Таиланд, Сингапур, Япония, в Узбекистане сфера туризма занимает незначительную долю в ВВП страны. Удельный вес поступлений от туризма в ВВП страны составляет 3,2 % (в выше указанных государствах этот показатель достигает до 25 процентов). При этом следует иметь в виду, что по объему потенциального туристического продукта Узбекистан занимает одно из ведущих мест в мире. В Узбекистане насчитывается более 7 тысяч памятников истории, многие из которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В их числе такие жемчужины Востока, как города Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез. Уникальное расположение Узбекистана на Великом шелковом пути является ключевым фактором развития туристической сферы страны.
На сегоднешний день уделив важное значение ускоренному развитию сферы туризма, одной из целевых задач и приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма в Республике Узбекистан на среднесрочную перспективу определено «придание туризму статуса стратегического сектора экономики» [5].
Самарканд, расположенный в центре Великого Шёлкового пути, являющийся одним из древних городов мира, славившийся богатым культурным и историческим наследием, неповторимым восточным обликом и колоритом, прекрасными природно-климатическими условиями является регионом Республики Узбекистан, имеющий высокий туристский потенциал. Именно в этом городе в 1994 году была принята Самаркандская декларация стран-участниц международного проекта развития туризма по Великому шелковому пути, а также в 2004 году был открыт Региональный центр Всемирной туристской организации «по Великому Шелковому пути». Самарканд издавна был центром мировой торговли, ремесленничества и науки. На сегодняшний день число желающих, которые хотели бы увидеть голубые купола Самарканда, познакомиться со средневековой архитектурой, культурой возрастает. Авторитетное и признанное в международных кругах американское интернет-издание «Хаффингтон пост» внесло Самарканд в список 50 городов мира, которые необходимо обязательно посетить хотя бы один раз в жизни [6].
На территории Самаркандской области расположено 1626 историко-культурных объектов, из них 975 археологических, 581 мемориальных, 34 поломнических, 36 монументальных и 11 музеев.
Анализ развития туризма в Самаркандской области за последние семь лет (20072015 гг.) показывает передовое развитие данной отрасли по сравнению с другими отраслями
региональной экономики (см. таб. 1). По данным статистического управления Самаркандской области, среднегодовой прирост туристских услуг за данный период составлял 21,96 %, который выше аналогичных показателей по республике (по республике данный показатель за аналогичный период составлял 18,7 %). При этом значение данных показателей превышают темпы роста валового регионального продукта (среднегодовой реальный прирост данного показателя за 2007-2014 года составлял 10,3 %). Темпы роста показателей развития туристской отрасли также опережают темпы роста показателей развития передовых отраслей региональной экономики: темпы роста объёма произведённой продукции отраслей сельского хозяйства (среднегодовой прирост данного показателя за 2007-2015 гг. составлял 6,35) и темпы роста объёма произведённой продукции отраслей промышленности (среднегодовой прирост данного показателя за 2007-2015 гг. составлял 16,03 %). Приведённые выше данные доказывают утверждение, что в ближайшие десятилетия туризм может превратиться в передовую отрасль региональной экономики.
Таблица 1. Структурные тенденции развития региональной экономики
средне
годовой
По сравнению с прошедшим годом (реальный прирост в %) прирост в 2007-
2015 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
ВРП 111,2 107,8 106,4 113,6 112,9 111,6 108,9 109,8 110,5 10,30
Промышленность 120,7 122,4 111,6 119,8 107,5 121,2 112,5 114,8 113,8 16,03
Сельское хозяйство 106,3 104,4 104,2 107,3 107,4 106,4 106,9 107,0 107,3 6,35
Сфера услуг 134,0 116,8 113,9 117,4 119,4 118,1 122,7 120,1 116,9 19,91
Туристские (туристско-экскурсионные за гостиничные) услуги 169,9 115,8 113,2 112,5 110,1 124,3 112,3 124,1 115,5 21,96
Источник: данные Комитета по статистике Республики Узбекистан
Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода Узбекистана.
Анализ ресурсного потенциала Самаркандской области позволяет заключить, что в регионе сложились определенные предпосылки, которые создают перспективу развития туризма, как стратегической отрасли региональной экономики.
1. Наличие потенциала для развития туризма:
а) выгодные природно-географические условия.
Самарканд расположен в центре республики Узбекистан. Повезло городу с положением и географическим. Он расположен в 275 км юго-западнее Ташкента на склонах Туркестанского хребта на высоте 700 м. Здесь континентально-субтропический климат и чистейшая вода Узбекистана. Климат умеренный, очень благоприятный для местных жителей. Каждое время года проявляет свои признаки вовремя. Зимой здесь средняя температура составляет 0 градусов, а минимальная достигает -27 градусов. Лето жаркое, температура может подняться до 40 градусов.
б) культурно-исторические предпосылки.
Самарканд - один из древнейших городов мира, его история насчитывает около 2750 лет. Впервые город упоминается в 700 году до н.э., как Мараканда. Он являлся столицей государства Согдиана. Со времён открытия Великого Шёлкового пути Мараканда был ключевым его пунктом. Город известен архитектурными памятниками, относящимися к временам правления династии Тимуридов. Самаркандская архитектура средних веков известна во всём мире: уникальные внешние глазурованные и позолоченные облицовки древних зданий являются визитной карточкой города. Нельзя не восторгаться руинами некогда величественной мечети Биби Ханым, бирюзовым куполом мавзолея Гури-Эмир, неповторимыми по изяществу ансамблем Шахи-Зинда, триадой медресе Улугбек, Шердор и Тилля-Кори на площади Регистан. Эти и многие другие шедевры занимают выдающееся место в истории мировой архитектуры и по своим художественным достоинствам стоят в одном ряду со знаменитыми памятниками зодчества Египта, Индии, Ирана, античной Греции и древнего Рима.
в) наличие народно-художественных промыслов.
Истоки декоративно-прикладного искусства Самарканда уходят в глубь веков. Тесно связанное с жизнью народа, его укладом, обычаями и традициями, оно было самым массовым видом искусства. Современные умельцы, бережно сохраняя традиции в декоративном искусстве, творчески развивают его, обогащают новым содержанием. В Самарканде развиты такие виды декоративно-прикладного искусства как керамика, ткачество, ковроделие, вышивка, чеканка по меди, ювелирное дело, золотое шитье, резьба, роспись по дереву и ганчу, Самаркандская бумага, которая производится на фабрике «Мерос», шёлковые ковры, которые производятся на фабрике «Худжум».
г) наличие на территории региона экологически чистых природных зон.
2. Наличие научно-образовательного потенциала.
Самаркандский институт экономики и сервиса готовит специалистов для сферы туризма по разным направлениям.
Таблица 2. Подготовка кадров для сферы туризма в СамИЭС
№ Шифр Название специальностей (направления образования) кол-во выпускников
20132014 20142015 20152016
1 5230200 Менежмент (туризм) 48 47 45
2 5230400 Маркетинг (туризм) 24 48 52
3 5610100 Сфера услуг (по направлениям и видам деятельности) - 35 44
4 5610200 Организация и управление гостиничным хозяйством - 51 55
5 5610300 Туризм по видам деятельности 25 33 48
3. Наличие туристской инфраструктуры.
На сегодняшний день в Самаркандской области в сфере туризма ведут деятельность 56 туристских фирм, 107 гостиниц и аналогичных средств размещения, 12 организаций отдыха и туристских баз, 20 санаторно-курортных организаций.
4. Растущий интерес к туристским районам, как со стороны иностранных туристов, так и внутренних. За последние годы в Республике Узбекистан наблюдается тенденция, повешения материального благосостояния населения, что привело к росту совокупных доходов на душу населения (рис. 1). Это привело к повышению спроса на туристские услуги местного населения.
4400 3900 3400 2900 2400 1900 1400 900 400
Рис. 1. Рост совокупных доходов на душу населения в Республике Узбекистан (тыс.сум)
Таким образом, туризм, являясь мощным катализатором социально-экономического развития региональной экономики, может стать при соответствующих мерах по эффективному
использованию ресурсного потенциала, важнейшей статьёй внутреннего регионального продукта Самаркандской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. UNWTO Tourism Highlights 2017 Edition, [Электрон манба]: http://www.unwto.org
2. Travel & Tourism Economic Impact 2017 World, [Электрон манба]: http://www.wttc.org
3. Тураев Б. Х. Организационно-экономические механизмы регионального туризма. Монография. Т.: Фан, 2009. - 154 с.
4. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. Пер. с польск. М: Финансы и статистика, 2003. - 320с.
5. Указ Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева от 2 декабря 2016 года №4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан». Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г.
6. Выступление Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии 99-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН // Народное слово. 2014 год 3 октября.