Научная статья на тему 'ТУРИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН'

ТУРИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / социокультурный феномен / туристическая деятельность / бизнес / экономика / tourism / socio-cultural phenomenon / tourism activity / business / economy

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Е Ю. Сыровацкий, Д А. Конев

В статье рассматривается роль глобального туризма в современном мире, анализируются положительные и отрицательные социокультурные последствия туризма. Цель статьи – проанализировать социокультурный феномен туристической деятельности, рассмотреть социокультурные факторы, которые привели к развитию туризма. В статье автор в качестве примера рассматривает пандемию Covid-19 и связанные с этим проблемы мирового туризма. За первые восемь месяцев 2020 года число международных прибытий сократилось на 70%. Ожидалось, что к 2021 году спрос на мировой туризм восстановится. Несмотря на то, что к концу 2021 года значительно снизился уровень заболеваемости, многие страны оставили полные или частичные локдауны, некоторые страны остаются закрыты для масштабного внешнего туризма до сих пор. После глобальных преобразований, странам была необходима срочная переориентация на внутренние направления туризма. Проблему понимания расширяет анализ автора социокультурной ценности туризма. В результате анализа автора приходит к выводу, что остановить развитие глобального туризма невозможно, именно поэтому для принимающих стран очень важно стараться сохранять свою целостность, прививать аутентичную культуру своим потомкам, развивать в них чувство гордости и ответственности за свою родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

The article examines the role of global tourism in the modern world, analyzes the positive and negative socio-cultural consequences of tourism. The purpose of the article is to analyze the socio–cultural phenomenon of tourism activity, to consider the socio-cultural factors that led to the development of tourism. In the article, the author considers the Covid-19 pandemic and related problems of world tourism as an example. In the first eight months of 2020, the number of international arrivals decreased by 70%. Global tourism demand was expected to recover by 2021. Despite the fact that the incidence rate has significantly decreased by the end of 2021, many countries have left full or partial lockdowns, some countries remain closed to large-scale external tourism until now. After global transformations, countries needed an urgent reorientation to domestic tourism destinations. The author's analysis of the socio-cultural value of tourism expands the problem of understanding. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that it is impossible to stop the development of global tourism, which is why it is very important for host countries to try to preserve their integrity, instill an authentic culture to their descendants, develop in them a sense of pride and responsibility for their homeland.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

УДК 379.83/.84

ТУРИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Е.Ю. Сыровацкий1), Д.А. Конев2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

В статье рассматривается роль глобального туризма в современном мире, анализируются положительные и отрицательные социокультурные последствия туризма. Цель статьи - проанализировать социокультурный феномен туристической деятельности, рассмотреть социокультурные факторы, которые привели к развитию туризма. В статье автор в качестве примера рассматривает пандемию Covid-19 и связанные с этим проблемы мирового туризма. За первые восемь месяцев 2020 года число международных прибытий сократилось на 70%. Ожидалось, что к 2021 году спрос на мировой туризм восстановится. Несмотря на то, что к концу 2021 года значительно снизился уровень заболеваемости, многие страны оставили полные или частичные локдауны, некоторые страны остаются закрыты для масштабного внешнего туризма до сих пор. После глобальных преобразований, странам была необходима срочная переориентация на внутренние направления туризма. Проблему понимания расширяет анализ автора социокультурной ценности туризма. В результате анализа автора приходит к выводу, что остановить развитие глобального туризма невозможно, именно поэтому для принимающих стран очень важно стараться сохранять свою целостность, прививать аутентичную культуру своим потомкам, развивать в них чувство гордости и ответственности за свою родину.

Ключевые слова: туризм, социокультурный феномен, туристическая деятельность, бизнес, экономика.

Введение

Глобальный туризм в современном мире является одним из самых распространённых факторов перемещения людей из их привычной среды обитания. Глобальный туризм способствует глобальному взаимодействию между людьми. Именно это взаимодействие оказывает влияние на туристов и общество, в целом, объединяя людей разных рас, языков и верований.

Глобальный туризм оказывает благотворное экономическое воздействие на принимающую страну, а также увеличивает социально-культурный обмен между принимающей страной и туристическими странами. Приведем определение понятия «Туризм». «Туризм» - это культурное, социальное и экономическое явление, которое предполагает перемещение людей в места или страны, удаленные от их повседневной среды обитания. С экономической точки зрения, туризм был и остаётся

самым быстрорастущим экономическим сектором в мире. Несмотря на углубившуюся диверсификацию, туризм прочно держится в мировом экономическом пространстве.

К примеру, объем бизнеса, связанного с туризмом, аналогичен объему бизнеса, связанного с экспортом продуктов питания, нефти или автомобилей. Во всем мире туризм занял свою нишу в международной торговле и вносит вклад в растущую экономику по всему миру в качестве основного источника дохода. Число международных туристов начало свой активный рост с 2009 года, и к 2020 году число путешественников должно было увеличиться до 1462 миллионов, что способствовало бы колоссальному поступлению денежных средств в копилку глобальной экономики. Однако в 2020 году данной тенденции не суждено было исполниться из-за ограничений на международные поездки, в связи с распространением по всему миру пандемии Covid-19. За первые восемь месяцев 2020 года число международных прибытий сократилось на 70%. Ожидалось, что к 2021 году спрос на мировой туризм восстановится. Несмотря на то, что к концу 2021 года значительно снизился уровень заболеваемости, многие страны оставили полные или частичные локдауны, некоторые страны остаются закрыты для масштабного внешнего туризма до сих пор. После глобальных преобразований, странам была необходима срочная переориентация на внутренние направления туризма.

К 2023 году, международный туризм снова набирает экономические обороты. Стоит отметить, что после долго застоя международного туризма, произошло резкое развитие и увеличение новых туристических направлений по всему миру. Данный факт является немаловажным для международной сферы туризма, ведь взаимодействие между туристами и местным населением оказывает влияние на социальную структуру принимающего сообщества. Это взаимодействие также влияют на материальные артефакты, культурные и социальные отношения. Эта динамика в мировом туризме выступает в качестве ключевой движущей силы того, что туризм является социокультурным феноменом. Прямые и косвенные взаимодействия путешественников и местного населения являются одними из социокультурных последствий туризма и развития международной культурной коммуникации.

Социокультурная ценность туризма

В данной статье мы рассмотрим социокультурные факторы, которые привели к развитию туризма, а также проанализируем положительные и отрицательные социокультурные последствия туризма.

Социокультурная ценность туризма включает в себя увеличение социального капитала за счёт увеличения числа туристов, развитие чувства общинной идентичности, острое чувство связи с местной средой.

Путешественники могут оказать положительное влияние на туристическое направление в плане признания различий в социокультурном мировоззрении людей из разных регионов. Глобальный туризм также ведет к социокультурному обогащению региона за счет улучшения понимания местных жителей, их привычек, традиций и обычаев.

Туризм еще больше обогащает социально-культурную сферу принимающих сообществ. Можно привести следующий пример: в странах развитого патриархата, где женщины вовлечены не во все сферы общественной жизни, туризм помогает женскому контингенту расширить свои сферы влияния и возможности. Ещё одним несомненным плюсом является тот факт, что туристический поток в определенную местность, запускает процесс обновления и создания новых мест отдыха, которые также остаются доступны местному населению. Также туризм позволяет повысить интерес местного населения к своим культурным ценностям и культурному наследию, ценность их достопримечательностей в глазах туристов, позволяет местным жителям также ценить и принимать во внимание безопасность и сохранность наследия своей местности и своего народа.

Тем не менее, глобальный туризм может также оказывать негативное социокультурное воздействие на принимающие страны. К ним относится ослабление традиционных и культурных ценностей в результате процесса развития и аккультурации. Кроме того, могут произойти изменения в социокультурном мировоззрении принимающего населения в связи с такими аспектами, как старшинство, религия, семейные и общинные отношения.

Туризм может способствовать развитию индивидуализма в принимающих сообществах, где поощряется и ценится коллективизм. Такие изменения влияют на социокультурную природу принимающей страны и могут даже угрожать самобытности коренных народов, структуре сообщества, коллективному традиционному образу жизни и морали.

В настоящее время наблюдается увеличение туристов, заинтересованных в культурном туре. Турист, который собирается в тур с целью отдохнуть, всегда найдет несколько часов своего времени для посещения какого-либо уникального, исторического места.

Культурный туризм в глобальном контексте является фактором и инструментом сближения народов и культур, остановкой конфликтов между

народов нашего мира, воспитание уважения человеком не только культуру своего народа, но и других таких же уникальных культур.

В настоящее время культурный туризм переживает сложные времена. Виной этому является всеобщая коммерциализация, охватившая все сферы жизнедеятельности общества. Между тем сегодня в период кризиса важен поиск эффективных мер по разработке долгосрочных программ направленных на создание новых перспективных направлений культурного туризма. Таким образом, актуальность проблемы развития культурного туризма очевидна. В перспективе планируется, что культурный туризм должен стать приоритетным направлением развития туризма в России в целом.

Культурный туризм - это не только расширение кругозора и обогащение новыми знаниями, не только путешествие и отдых. Культурный туризм - это еще и очень подвижная сфера деятельности, здесь невозможно проводить время на одном месте. Это требует определенной физической нагрузки.

Культурный туризм - это, прежде всего образ жизни здорового человека. По статистическим данным примерно 60% молодежи, к сожалению, не могут представить отдых без вредных привычек. А культурный туризм без сомнения может исправить данную ситуацию в стране. Данный вид туризма поможет не только разнообразить жизнь, он поможет еще укрепить физическое состояние, воспитать духовную личность, и наполнить жизнь новыми эмоциями и возможно новыми людьми.

Социальное, политическое, духовное и экономическое развитие нашей страны во многом определяется ролью человеческого капитала в развитии, которое невозможно без эффективного использования инновационного, интеллектуального, творческого потенциала, которым обладает современная молодежь. Самое главное - это то, чем наполнена духовно молодежь, то и будет отдавать она через некоторое количество времени, а культурный туризм - это единственный ресурс, с помощью которого можно правильно повлиять на внутренний мир человека.

Принимая во внимание положительное и отрицательное влияние туризма, можно сделать закономерные выводы о туризме как социокультурном феномене. Туризм является неотъемлемым двигателем прогресса принимающей страны: развитие урбанизации, появление новых рабочих мест, ускорение социальных и культурных процессов, тем не менее, ввиду глобализации общества, тесного взаимодействия международного сообщества, появляется опасность потери уникального культурного кода

народа, самобытности и идентичности местного населения, их культуры и традиций. Остановить развитие глобального туризма невозможно, именно поэтому для принимающих стран очень важно стараться сохранять свою целостность, прививать аутентичную культуру своим потомкам, развивать в них чувство гордости и ответственности за свою родину.

Заключение

В данной статье, мы изложили только малую часть исследований социокультурного феномена туристической деятельности, диапазон изучения факторов положительного и отрицательного туризма обширен и динамичен, что требует постоянного изучения рынка туристических услуг, мировой политической и экологической обстановке, анализа социокультурных данных, обобщения полученной информации. Именно поэтому необходимо проводить постоянный мониторинг данной сферы и её влияния в экономической, культурной, экологической, образовательной и даже политической сфере.

Список литературы

1. Афонин, Г. И. Туризм как социокультурное явление : специальность 24.00.01. «Теория и история культуры» : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Афонин Геннадий Иванович. - Казань, 2006. - 169 с.

2. Донникова, Т. С. Модернизация сферы туризма как неотъемлемый фактор развития креативной индустрии / Т. С. Донникова, Н. В. Посохова, В. П. Римский // Миссия конфессий. - 2023. - Т. 12, № 6 (71). - С. 117-120. - EDN CULPRO.

3. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для СПО / Л. Г. Березовая. - Москва : Юрайт, 2019. - 477 с.

4. Гуляев, В. Г. Туризм экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. - Москва : Финансы и Статистика, 2019. - 304 с.

5. Посохова, Н. В. Театрализованные массовые действа в современной культуре / Н. В. Посохова, И. В. Семченкова // Современная праздничная культура России: традиции и инновации : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 18 мая 2022 года / отв. редакторы М. В. Литвинова, И. В. Семченкова. - Белгород : БГИИК, 2022. - С. 200-206. - EDN ZJWNXY.

TOURISM AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

E.Y. Syrovatsky1), D.A. Konev2)

1,2) Belgorod State University of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

The article examines the role of global tourism in the modern world, analyzes the positive and negative socio-cultural consequences of tourism. The purpose of the article is to analyze the socio-cultural phenomenon of tourism activity, to consider the socio-cultural factors that led to the development of tourism. In the article, the author considers the Covid-19 pandemic and related problems of world tourism as an example. In the first eight months of 2020, the number of international arrivals decreased by 70%. Global tourism demand was expected to recover by 2021. Despite the fact that the incidence rate has significantly decreased by the end of 2021, many countries have left full or partial lockdowns, some countries remain closed to large-scale external tourism until now. After global transformations, countries needed an urgent reorientation to domestic tourism destinations. The author's analysis of the socio-cultural value of tourism expands the problem of understanding. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that it is impossible to stop the development of global tourism, which is why it is very important for host countries to try to preserve their integrity, instill an authentic culture to their descendants, develop in them a sense of pride and responsibility for their homeland.

Keywords: tourism, socio-cultural phenomenon, tourism activity, business, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.